«Павел прекрасно понимает, что он — большой авторитет, но предпочитает просить и убеждать (стт. 8-9; ср. 2 Кор. 8, 8), хотя при этом он, как человек проницательный, использует и риторические, и психологические приемы» (ср. Флм. 19): 8 Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, 9 по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа. Называя себя старцем (presbu/thj, ср. Лк. 1, 18), Павел имеет в виду возраст: ему было уже около 60 лет, что дает ему дополнительный авторитет в общении с молодым Филимоном . А напоминая о своих узах, Павел привлекает еще один аргумент: сам будучи узником, он просит о прощении другого . Павел просит почти о невозможном: социальное расслоение в Римской империи было необычайно широким и воспринималось как незыблемая норма . Тем более дерзновенной, если не дерзкой и странной, выглядит просьба Павла о провинившемся рабе к «потерпевшему» от него хозяину принять его как «брата возлюбленного». 17 Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня. 18 Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. 19 Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу, не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен. 20 Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе; успокой мое сердце в Господе. 21 Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю. Не совсем понятно, правда, из каких средств Павел собирается платить, находясь в тюрьме. Во всяком случае, он недвусмысленно говорит о своем скором освобождении: 22 А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам. Апостол рассчитывает, что Филимон в свою очередь вернет ему Онисима для сотрудничества. Означает ли это, что Филимон должен был еще и дать Онисиму свободу? Об этом не говорится, но наверное, так оно и случилось. В Кол. 4, 9 об Онисиме говорится как о «верном и возлюбленном брате нашем, который от вас». Существует даже предположение, что Онисим был поставлен епископом Ефесским (см. Послание св. Игнатия к Ефесянам, 1, 3; 2, 1; 6, 2 ), а также что он сыграл важную роль в собирании посланий ап. Павла в единый корпус . Поэтому именно Флм., единственное из, надо полагать, многих частных писем Павла, и сохранилось . Онисим причислен Церковью к лику 70-ти апостолов. 71. Церковное значение Флм.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

А.М. Смулов 5. Кирилло-мефодиевская миссионерская традиция: этапы, методы и их развитие в последующие века Перейдем к рассмотрению методов миссионерской работы Православной Церкви. В с. 27] сказано совершенно верно: «Что касается методов, которыми русские пастыри [читай: «миссионеры» – С.А.М.] должны руководиться для достижения своих целей в деле внутренней миссии, то они так же многочисленны и разнообразны, как многочисленны и разнообразны отступления и уклонения от истиннаго учения и нравственности». И там же отмечено: «Выработать же для внутренней миссии какой-либо определенный метод и им руководствоваться всегда и везде – нет никакой возможности, так как христиане, составляющие Церковь , если прежде всего индивидуумы и, в силу своей индивидуальности, по-разному воспринимают евангельское учение, по-разному реагируют на все окружающее их». Безусловно, что сказанное верно и для внешней миссии. Кроме того, отмеченное определяет бесконечную инвариантность (изменчивость) миссионерских методов во времени и обстоятельствах. Практически единственным трудом, систематизирующим, хоть в какой-то степени, методы миссии является, уже упомянутая выше, работа Ниже приведем ряд основополагающих, специфических и исторически зарекомендовавших себя методов, применяемых в Благовестии. Перечислим эти методы и дадим их краткую характеристику: 1 . Проповедь – один из важнейших методов работы миссионера. Господь Иисус Христос указывал апостолам из 12-ти: «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» ( Мф.10:7 ). При этом Он определил: «… идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; …» ( Мф.28:19–20 ). Проповедь должна свидетельствовать о Господе Иисусе Христе, его земном служении, возвещать Евангелие, говорить о Спасении с. 128–129]. 2 . Чудеса – специфический метод, неотъемлемая часть миссионерских деяний, подтверждающий истинность проповеди и величие веры с. 129]. Святой апостол от 70-ти и евангелист Лука, спутник св первоверховного апостола Павла, в книге «Деяния святых апостолов» указывает на молитвенное обращение ко Господу: «… ныне, Господи, … дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса» ( Деян.4:29–30 ), которое и было исполнено в Божественном чуде немедленно, исполнялось и исполняется во все последующие времена.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/kirill...

В результате этого мора погибло порядка 70 тысяч человек. Однако, поветрие не коснулось избранного града — Иерусалима. Произошло это по причине молитвенного предстательства Давида за свой народ. «Вот, я согрешил, я поступил беззаконно, а эти овцы, что сделали они? Пусть же гнев Твой обратится на меня и на дом отца моего», — молился Давид. Вот, пожалуй, пример истинного патриотизма, патриотизма, основанного прежде всего на религиозности. Я бы поставил этот пример в ряду примеров такого же истинного патриотизма в Св. Писании. Прежде всего, это патриотизм Моисея, который, увидев идолослужение при тельце, разбил скрижали и молился, чтобы Господь помиловал народ. А если это невозможно, то просил, чтобы и он, сам Моисей, был «изглажен из книги жизней вместе со своим народом». И другой пример: апостол Павел, который высказывает такую мысль, что «я желал бы быть отлученным от Христа ради братьев моих по плоти». И до такого же уровня священного патриотизма поднимается царь Давид. Молитва его была услышана и Давид сподобился ангельского видения. Причем, то место, где он сподобился ангельского видения, было им откуплено у владельца, некоего Орны за 600 сиклей золота и получило название Мориа, т.е. видение. И умилостивился Господь над страною и прекратилось поражение Израильтян. (2 Цар.24, 24). На этом заканчивается повествование 2-й книги Царств. На горе Мориа впоследствии был воздвигнут Иерусалимский храм. Еще задолго до этого, пророк Давид высказывает свое намерение о построении храма, а до этого была только скиния со времен Моисея. Он высказал намерение пророку Нафану, который одобрил его. Однако, Господь Бог таинственным образом сообщил Нафану, что во-первых, он никогда не нуждался в построении храма, однако, принимает намерения Давида. Более того, Господь дает обещание Давиду укрепить за домом его царственное наследство и говорит, что построение дома имени Его будет совершено преемником, потомком Давида. Есть два понимания этого места. Что за потомок Давида имеется в виду, который построит храм? Буквальное понимание — это сын Давида Соломон, при котором действительно был воздвигнут постоянный великолепный храм. Однако, духовное понимание иное. Эти слова могут быть относимы и к великому дальнему потомку Давидову по плоти, самому Богочеловеку Господу Иисусу Христу. Не случайно Мессию пророк Исаия называет жезлом от корня Иессеева (Иессей — отец Давида).

http://sedmitza.ru/lib/text/432132/

И как тот несчастный раб потерял все: и прощенье Господне, и освобождение от всего долга, и возвращение свободы себе и жене, и детям, – все что получил… потерял в Один Момент: в тот страшный момент, когда он не простил должнику своему, так и мы можем потерять все: и прощение, которое мы получили в таинстве исповеди, и ту благодать, которую мы получили в Таинстве св. Причастия, – в один момент: в тот момент, когда мы не простим должнику нашему. Дай же Бог, чтобы такой момент не наступил для нас никогда. А потому, будем же ради своего спасения, своего собственного благополучия и благополучия наших ближних от всего сердца прощать нашим должникам. И будем радоваться, что у нас есть такие должники, потому что только прощая им их долги, мы можем доказать Господу, как дорого для нас Его прощение. И еще будем радоваться, потому что ведь Господь наш прощает нам огромное, а все, что мы можем простить ведь так мало и так ничтожно. Будем же радоваться всякий раз, когда мы говорим в Молитве Господней: “И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.” 12я Неделя по Пятидесятнице “Напоминаю вам, братья, Евангелие, которое я благовествовал вам, и в котором утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я преподал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам то, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что Воскрес в третий день, по Писанию. И что явился Кифе (то есть Петру), потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братьям в одно время; потом явился Иакову, также всем Апостолам, а после всех явился и мне, как некоему извергу, говорит Апостол Павел, ибо я наименьший из апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию. Ко Благодатью Божьею есть то, что есть.” Видите, какое апостольское чтение святая Церковь избрала нам на сегодняшний день для того, чтобы утвердить нас в определенном настроении, которое должно быть у нас по ряду того чтения Евангельски-воскресного, которое служит для нас опорою, утверждением нас в состоянии того, что мы живем здесь временно. А мы боремся против этого понимания, мы не хотим и думать об этом, но ведь это факт. Да, наша жизнь – это 70 лет, если в силах 80 лет, а дальше – труд и болезнь. А сколько бывает трагических случаев, когда Господь пресекает земную жизнь и в юные годы, и даже в детстве.

http://azbyka.ru/propovedi/edinoe-na-pot...

Исследуя пособие, можно сделать вывод, что это инструкция для политической организации, замаскированной местами «религиозной» терминологией. А вот и задача, которая ставится перед организацией: «Задача состоит в том, чтобы очистить народ от язычества и произвести христианизацию» 70 . Осталось провести инструктаж, как проводить зачистку. Подобные политические прожекты практически невозможно перевести в богословскую плоскость, так как все пропитано политическими идеями. Остается лишь цитировать агрессивные лозунги, очень далекие от христианства. «Апостольское служение – это всегда скандал в народе… Мы не просто орем, а разбиваем скалы, и тогда в духовном мире нечто происходит… Я кувалда Божия…» 71 . В Евангелии апостолы как-то хотели низвести на землю молнию – за то, что Христа не приняли в одном из городов. Но Господь остановил их и сказал: «…не знаете, какого вы духа» ( Лк.9:55 ). «Сироты» объявляются почему-то преступниками. «Сироты – это не жалкие люди, а опасные преступники, которые будут мстить всем подряд» 72 . Сиротами считаются все люди, которые не в организации «Новое поколение». «Когда на земле нет отцов (а на эту роль отцовства претендует руководство организации «Новое поколение») – эта земля будет полна проклятия» 73 . Интересен тот факт, что в недавнем прошлом неохаризматики на доктринальном уровне придерживались мнения никого не называть отцами, «ибо один у вас Отец, Который на небесах» ( Мф.23:9 ). Ранее в их изданиях можно было встретить обвинение в сторону Православной церкви в этом вопросе. В ответ на их недоуменные вопросы и реплики православное богословие давало ответ, обращаясь к Св. Писанию: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор.4:1 ). Этими словами апостол дает понимание своего законного преемства и отцовства. Читая же в этом пособии строки об отцовстве, трудно сказать, кого они «родят» подобной информацией, так как на роль отцов теперь претендуют сами. И будет ли их общество церковью хотя бы в том смысле, как церковь -мать? Скорее, эти недобрые отчимы родят недобрых последователей, и в такой церкви будет царить дух злой мачехи.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

Рим. 7:1–4 ; Гал. 3:13 ) 68 . «Какое рукописание? Павел говорит о том рукописании», отвечает св. И. Златоуст, «которое Израильтяне дали Моисею: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» 69 . На кресте, кроме «надписи» ( Ин. 19:19 ), никакого другого рукописания не было. Господь взял на Себя грехи мира ( Ин. 1:29 ) и «вознес их Телом Своим на древо» ( 1Пет. 2:24 ). Неужели сектанты скажут, что Тело Его, Он Сам осквернился грехами и потому не достоин поклонения?!! «Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха» ( 1Ин. 3:5 ). Крест Христов освящен Кровию Его ( Кол. 1:20 ) «Пригвоздил ко кресту». В древности было в обычае прибивать и вешать в публичном месте свитки с определениями закона, потерявшими свою силу, чем оповещалась отмена этих определений закона. Апостол пользуется образом, заимствованным из этого существовавшего в древности обычая, и говорит: «пригвоздил ко кресту», показывая тем, что на кресте, к которому был пригвожден Иисус Христос, был отменен ветхозаветный закон (сн. Рим. 7:1–4 ; Гал. 3:13 ). Исполнение его после крестной смерти Иисуса Христа сделалось излишним; место его заступила вера в Распятого 70 . 3) Крест – виселица. Слово Божие именует орудие страданий Иисуса Христа «крестом», а не «виселицей», как хулят сектанты. Они думают, что страдания и крестная смерть Спасителя были для Него позором, унижением, но такое понимание Им осуждено: «Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:21–23). 4) Крест – проклят и сделавший его ( Прем. 14:8 ). Премудрый в приведенном месте говорит, что не всякое «рукотворенное» и сделавшие его прокляты, а только обоготворяемое: «это тленное названо богом». Православные не называют креста Богом, и потому не к ним относится указываемое проклятие, а к идолопоклонникам. В стихе 7 благословляется дерево, «через которое бывает правда». Таким деревом и является честный крест Христов: «Онъ грехи наши Сам вознес Телом своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» ( 1Пет. 2:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

70. К чему относится запреть 3-й Заповеди – не произноси имени Господа Бога твоего напрасно? Произнесете без благоговения святого имени Божия, всякия упоминания о Боге при пустячных высказываниях или в нечестивых разговорах, – есть греховное употребление напрасно имени Господа. 71. Что еще следует отнести к нарушению 3-й Заповеди? Упоминание о Боге вперемежку со злобными или ругательными выражениями. Божба , когда человек ссылается на свидетельство Бога для подтверждения незначительных вещей. Ложная клятва , т.е. произнесете имени Божия для подтверждения того, чего не было или отрицания того, что было или для подтверждения своего обязательства при намерении его не исполнить. Этой заповедью также предусматривается нарушение обета, данного Богу. 72. Указаны ли в Слове Божьем случаи, когда Бог произносил клятву или требовал клятвы от людей? Определяя патриарху Аврааму за его веру особую судьбу его потомству, Господь сказал: «Мною клянусь» ( Быm. XXII, 16 ). »...клятву, которою клялся Он Аврааму» ( Лк. 1,73 ). " Господа Бога твоего бойся и Ему (одному) служи (и к Нему прилепись) и Его именем клянись« ( Bmop. VI, 13 ). «Мною клянусь: ... Мною будет клясться всякий язык» ( Uc. XLV, 23 ). 73. Есть ли в Слове Божием запрещение произносить клятву? «А Я говорю вам: не клянись вовсе; ни небом, потому что оно Престола Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его ...» ( Mф. V, 34, 35 ). 74. Произносили ли клятву после Христа Его св. апостолы, клялись ли ангелы так, как до Христа клялся Сам Бог? »Посему и Бог , желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» ( Ebp. VI, 17 ). Ангел " клялся Живущим во веки веков» ( Откр. Х, 6 ). Апостол Павел не раз говорил: «Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа» ( Филип. 1, 8 ). Это показывает, что клятва употреблялась после Христа и апостолы упоминали в своих посланиях ссылки на случаи клятвы в ветхозаветное время. 75. По какому поводу Иисус Христос запретил клятву?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

АМИНЬ. Грех Иуды    «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвешахуся,    тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся».    Как могло случиться, что Апостол Иуда Искариотский предал своего Учителя и Бога? Ведь он был приближенным учеником Спасителя, не из 70 даже, а из 12 учеников Его (Mapk.III,13—19). Иуда Искариотский, подобно другим Апостолам, имел дар исцелений: изгонял бесов и творил чудеса, он внимал глаголам Божественного Учителя (Uoah.VI:67—71), постоянно был с Ним (Дeяh.I:20—22). И, однако, Его предал. Где причина сего предательства? В страсти сребролюбия.    Апостол Иуда Искариотский был казначеем небольшого общества учеников Христовых, «он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали». (Uoah.XII,6). И привязался сердцем к деньгам, так что стал, по выражению того же Евангелиста, вором. Любовь к деньгам омрачила сердце Иуды, и он из-за денег согласился предать Спасителя книжникам и фарисеям. «Тогда, повествует св. Матфей, один из двенадцати, называемый Иудой Искариотом, пошел к первосвященникам и сказал: » что вы дадите мне, я вам предам Его. Они предложили ему тридцать серебренников. И с того времени он стал искать удобного случая, предать Его». (Mф.XXVI,14—16). В чем же состояло предательство Иуды? Книжники и фарисеи хотели взять и убить Спасителя, но не на людях, т.к. они боялись народного возмущения, ибо народ любил Спасителя (Mф.XXVI,3—5). Иуда же помог им, указав им уединенное место Спасителя – Гефманский сад. Ночью Иуда, окруженный слугами первосвященника и воинами, пришел в Гефманский сад и дал знак: кого я поцелую, тот есть, берите его. И поцеловал Спасителя. Тогда воины взяли Спасителя и повели Его на суд. (Mapk.XIV,43—46)... Предательство Иуды говорит нам о том, чтобы мы постоянно следили за чистотой своего сердца, чтобы никакая страсть не овладевала нами: ни сребролюбие, ни блуд, ни гордость, ни честолюбие или иные. Когда на душе у нас нет грехов, тогда мы с Богом пребываем в единении, а когда сердцем нашим овладевает какая-либо страсть, она отделяет нас от Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В. Никиты мниха сочинение, которое в прежнем издании явствует на лл. 378–390, в нынешнем не напечатано; поскольку он а) рассуждения свои основывает на заповедях апостольских, которые по правилом 85-му святых апостол и 2-му шестого Вселенского собора, яко многая от иноверных в них ввержена, запрещены; в) в едином месте римлян за хранение заповедей Моисеевых иудействующими порицает, а в других сим на оных же мнение свое основывает; г) священное писание изъясняет не согласно толкования св. Златоуста и других св. отец; д) в какое точно время он был, – в повествованиях церковных не обретается; е) сверх сих, сочинение его никаким собором не утверждено. Впрочем, сия Кормчая книга древнейшая, как запрещения субботнего и правиле 70-м св. апостол и 11-м шестого Вселенского собора, так и утверждение иереев и диаконов в правиле 5-м св. апостол и 13-м шестого Вселенского собора, и кроме его Никиты, сочинение содержит. Св. Синод, по рассмотрении из Конторы Московской Типографии экземпляра Кормчей, обсуждал „Предубеждение» и 27–28 мая 1787 года постановил: „Как в в Кормчей книги первой части св. Синодом усмотрены, так в титлах сему в титлах 33-й лист, по числу всех тех Кормчей книги печатаемых (4800) экземпляров, перепечатать. Что же следует до оглавления номоканона, которое напечатано совокупно на обе части, а реестр по алфавиту разделен порознь к каждой части надвое, и из них к первой части уже напечатан, а ко второй части сочиняется при св. Синоде, – то согласно сему и означенное оглавление номоканона напечатать к содержащимся в первой и второй части Кормчей книги правилам, разделяя оное, чтó к которой части следует, на двоеж к каждому экземпляру вновь, не упуская, чтобы в оном, как наименования помянутых архиепископов Тимофея и Феофила святыми, так и напечатанная в прежнем издании сея книги в том же оглавлении на листу 58-м 47-я глава, означающая сочинение Никиты мниха, которого на ряду во второй части, посланным из св. Синода в ту Контору указом печатать не велено, исключены были непременно; а потому в сем оглавлении положенную за тем сочинением 48-ю главу означить 47-ою и последующие по ней главы продолжать по порядку до конца; по окончании ж оного оглавления, к каждому первой части экземпляру напечатать вновь сочиненное и св. Синодом опробованное о показанных Тимофее и Феофиле, архиепископах александрийских, также и о сочинении Никиты мниха, Предуведомление, которое для того закрепить и отослать в Московскую Типографскую Контору при указе».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Общую мысль изучаемого стиха можно передать в следующей форме. Старайся быть ко всем исполненным любви, будь готов к бескорыстному и безропотному служению всем, без различия лиц. Но, оказывая любовь людям, не потворствуй их слабостям и не ослабевай в благочестии, а являй в себе пример веры и чистоты. Держись твердо евангельского учения, одушевляй духом сего учения все твои поступки так, чтобы в них ясно открывалась твоя непоколебимая вера во Христа и упование на Его промышление. Старайся, чтобы не только твое тело, слово и взор были чисты от всего чувственного, но чтобы и самый ум не осквернялся лукавым и суетным помыслом. Указанные качества, Тимофей обязан воспитывать и в своих пасомых; для этого он должен заниматься чтением, наставлением, учением. Об этом Апостол и говорит в следующем стихе. Ст. 13. ως ρχομαι πρσεχε τ ναγνσει τ παρακλσει τ διδασκαλ – Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Тимофей, прежде всего, должен πρσεχε τ ναγνσει – внимать чтению. У 70 ναγνσις встречается один раз 2134 , где ими переведено , что означает сзывание, собрание обществ 2135 и собрание народа в праздничные дни 2136 . Так как в древнейшие времена в этих собраниях читался закон, то чтение закона и было названо именем собрания , ναγνσις. Дееписатель 2137 и Ап. Павел через ναγνσις называют чтение закона и пророков в синагоге. Этот обычай с его наименованием, вероятно, был усвоен и первыми христианами. О нем свидетельствуют Плиний 2138 и св. Иустин 2139 . – Несомненно, что и Тимофею Апостол заповедует читать Св. Писание в церковных собраниях. Чтение Писания в церкви должно сопровождаться увещанием – παρακλσις и учением – διδασκαλ. 70, через παρακλσις переводят, стоящее в разных формах, , что означает утишаться, придти в спокойное состояние от каких либо волнений, напр., страсти, увлечения, гнева 2140 . С таковым же значением 70 употребляют и παρακλσις 2141 . Поэтому, παρακλσις есть такое душевное состояние, в котором человек чувствует себя успокоенным от волновавших его ранее вопросов, движений сердца и воли. Так как такое состояние может быть приобретено, посредством чтения Св. Писания, то παρακλσις имеет тесную связь с чтением Св. Писания 2142 , с благовестием о Христе 2143 – поэтому оно употребляется в соединении с λγος 2144 , с проповедью Евангелия 2145 , с пророчествами 2146 . Конечно, παρακλσις сообщается не просто от чтения или слушания благовестия, а от такого чтения и такого благовестия, которые действуют прямо на сердце человека, перерождают оное. В виду этого, παρακλσις есть, также, особый дар Св. Духа 2147 . Таким образом, παρακλσις есть не просто наставление, а такое, которое являет живую искреннюю веру и любовь к Богу, и благорасположение к людям; именно, этими добродетелями и достигает человек внутреннего спокойствия, παρακλσις.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010