Гл. 31, 25 и заповеда левитом воздвижущым ковчéг завета Госпóдня, глагóля: тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: Гл. 31, 25 взéмше книгу закóна сегó, положите ю от страны ковчéга завета Гóспода Бóга вáшего, и бýдет тáмо вáм во свидетелство возьмите сию книгу закона и положите её одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя По объяснению того же св. Отца, сими словами «Моисей прикровенно указал на то, что в определённое время должна была упраздниться сила служения в прообразах и сени» (ibid, стр. 323). Гл. 32, 2 да чáется яко дóждь вещáние моé, и да снидут яко росá глагóли мои, яко тýча на трóскот и яко иней на сено Польётся как дождь учение моё, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву Св. Епифаний Кипрский в этих словах, по-видимому, усматривает пророчество о сверхъестественном рождении Иисуса Христа от Девы, почему и замечает: «И Мария восприемлет Слово в зачатии, как земля – дождь», так что Иисус Христос «произошёл из Девы подобно земле и руну, восприявшей Его» (тв. ч. 5, стр. 9–10). Гл. 32, 6 сия ли Гóсподеви воздаетé, сии людие бýии и не мýдри Сие ли воздаёте вы Господу, народ глупый и несмысленный По мнению св. Кирилла Иерусалимского , так восклицал Моисей, как бы видя Иисуса Христа, подверженного оскорблению, оплеванию, злословио, бесчестию и бичеванию от рабов во дворе первосвященников Анны и Каиафы и от воинов – во дворе Пилата («Огласительное поучение» XIII, 29; стр. 205). Гл. 32, 13 возведé я на силу земли, насыти их жит сéлных: ссáша мéд из кáмене и елéй от твéрда кáмене Он вознёс его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его мёдом из камня и елеем из твёрдой скалы Всё это «таинственно, – по мнению св. Ефрема Сирина , – означало Христа. Он истинный краеугольный камень, для целого мира источник жизни, для всякого, приходящего к Нему, Он есть, чего желает каждый: для одного свет, для другого дверь, для иного путь, для иного же премудрость. Он есть для всякого всё и всякому на пользу» (тв. ч. 6, стр. 597).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

«Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» ( 3Ин.1:4 ). «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен» ( 2Тим.3:14 ). «Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину» ( 2Кор.13:8 ). «Знай, что мы должны служить не времени, а Богу» ( Св. Афанасий Великий . Письмо к Драконтию ). «Мы не колеблемся в истине и не противоречим ей, но запечатлены тем же характером веры и первого упования нашего. Ибо людей, искренно чтущих Бога, ничто не может так сильно побудить к единомыслию, как согласие в учении о Боге; и ничто так не располагает к раздору, как несогласие в сем учении» ( Св. Григорий Богослов . Слово 6е, гл. 11, 12 ). «Господи, объедини всех в единодушии и создай изрядных людей, которые мыслили бы одинаково о Твоей истинной вере и правом исповедании!» ( Из предсмертной молитвы св. Кирилла, славянского первоучителя ). «Лучшее общение есть общение в вере и в истинной любви. Ничто не так прекрасно, как истина». ( Св. Фотий. Письмо к папе Николаю 1 ). Часть первая. Экуменизм и его «христианская» видимость 1 основание. Истина вселенская, а заблуждение не может и не должно быть вселенским. А) ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — НОСИТЕЛЬНИЦА ИСТИНЫ Святая Православная Церковь, подобно спасительному кораблю, плывущему среди «мира, лежащего во зле» ( 1Ин.5:19 ), основана Господом нашим Иисусом Христом для возвещения миру «вернаго словесе» — «истинного слова» ( Тит.1:9 ). Как прекрасно толкует свт. Феофан Затворник : «„Словом означается все учение христианское, которое есть слово, Христом Спасителем слышанное от Отца и принесенное на землю ( Ин.8:26; 14, 24 ), и апостолами силою Духа Святого распространное по лицу ее“ ( Мф.28:19 ; Ин.14:26; 16:13 ). Верно — и истинно слово сие, как исшедшее от Бога, Который истинен есть и верен во всех словесах Своих. Верно оно и в том, что законополагает, и в том, что обещает… Итак, верное есть истинное (слово), то самое, которое от Бога изошло… без прибавки и убавки, и изменения…» 8 . Слово это вверено Церкви и ее служителям — епископам и священникам, которые обязаны проповедовать его чисто, без примеси чужих учений, верно преподавая слово истины ( 2Тим.2:15 ). Чтобы быть полезным и действенным для спасения душ, слово учения должно быть оберегаемо от всего ему чуждого. Это и есть то «здравое учение», которое должен проповедовать епископ ( Тит. 1,9 ). «Здравое учение есть то, которое учит и догматам истинным, и жизни праведной» 9 .

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

И, по мнению св. Кирилла Александрийского , «сеннописуемо было древним таинство Христово в то время, когда приносим был в жертву агнец, по образу которого и Сам Еммануил истинно претерпел заклание ради жизни всех. Так и Божественный Павел пишет: „Пасха наша за ны пожрен бысть Христос” ( 1Кор.5, 7 )» (тв. ч. 3, стр. 252). Гл. 12, 2 мéсяц сéй вáм начáло мéсяцей, пéрвый бýдет вáм в мéсяцех лета месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года «В начале года и в первом месяце является таинство Христово, – говорит тот же св. Отец, разумея пасхального агнца, как прообраз Его. Потому что для нас служит новым веком время пришествия Спасителя нашего, изменившее всё к лучшему, а обветшающее, и стареющее, и близкое к исчезновению, пременяющее в обновление твари ( 2Кор. 5, 17 )» (тв. ч. 3, стр. 238–239). Гл. 12, 3 рцы ко всемý сóнму сынóв Изрáилевых, глагóля: в десятый мéсяца сегó да вóзмет кийждо овчá по домóм отéчеств, кийждо овчá по дóму Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство «Агнец пасхальный есть образ Господа нашего, Который в десятый день месяца Низана нисшёл в утробу Девы, – замечает св. Ефрем Сирин по поводу поведения Божьего об избрании в этот день пасхального агнца и разъясняет, – поскольку от 10 дня 7 месяца, в который Захария приял благовествование о рождении Иоанна, до 10 дня 1 месяца, в который ангел благовествовал Марии, протекло шесть месяцев, то ангел сказал Марии: „Сей месяц шестый есть ей нарицаемый неплоды” ( Лк.1, 36 ). Итак, в 10 день агнец заключён, а Господь зачат» (ч. 6, стр. 483). А св. Епифаний Кипрский говорит, что «вземлем овча с 10 дня, по йоте (которой изображается греческая цифра 10) узнавая имя Иисусово» (тв. ч. 2, стр. 336). Гл. 12, 5 овчá совершéнно, мýжеск пóл, непорóчно и единолетно бýдет вáм, от áгнец и от кóзлищ приимете Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра Бог повелел „не оставлять манны на утрие”, – по мнению св. Кирилла Александрийского , – для того, «чтобы под утром ты разумел время, в которое явилось пришествие Христово» (тв. ч. 5, стр. 87). Гл. 16, 33 И речé Моисéй ко Аарóну: возми стáмну златýю едину и вложи в ню гомóр пóлный от мáнны, и положиши тýю пред Бóгом в соблюдéние в рóды вáша И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд [золотой], и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши «Златая стамна, заключавшая в себе чувственную манну, – по объяснению того же св. Отца, – являет нам свыше, т. е, от Отца, сошедшее и животворящее Слово как бы в священном и нескверном теле», причём в прообраз того, что „в Том живет всяко исполнение Божества телесне” ( Кол.2, 9 ), стамна была полна манны (тв. ч. 2, стр. 205–206). Гл. 16, 35 Сынове же Изрáилевы ядóша мáнну лет четыредесять, дóндеже приидóша в зéмлю обитáемую, и ядóша мáнну, дóндеже приидóша во странý Финикийскую Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской Как Моисей, так и все израильтяне, когда вкушали небесную манну, предварительно научаемы были через сие, – по мнениюсв. Григория Нисского , – «таинству Девы, ибо тело хлеба сего не возделывало ни орание, ни сеяние, но земля, оставаясь такою, какова она есть, оказывалась исполненной сей Божественной пищи» (тв. ч. 1, стр. 306), по образу чего и Дева Мария „без Семене зачала Сына” (9 п. кан. Вел. Суб.), „давшего нам есть плоть Свою” ( Ин.6, 52 ). Прообраз Иисуса Христа в манне видят также св. Василий Великий (тв. т. 7, стр. 278), Киприан Карфагенский (тв. ч. 1, стр. 322), Епифаний Кипрский (тв. ч. 4, стр. 155) и св. Иоанн Златоуст , который потому-то и говорит, что «мы получили вместо манны тело Господне» («Толкование на 2 Кор.» стр. 157–158; ср. «Беседы на Евангелие от Иоанна», ч. 1, стр. 532). В этом смысле и бл. Феодорит говорит, что «ветхозаветное было образом новозаветного... манна – божественной пищи» (тв. т. 1, стр. 124). Изведение воды из скалы в Хориве

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Кирилл Иерусалимский, — потому что сам получил ее прежде; напротив того, воздаешь за милость, возвращая долг Распятому за тебя на Голгофе». Человек за свои грехи заслуживает только наказания Но этого мало. Если измерять отношения между Богом и человеком правовой меркой и последовательно, до конца ее держаться, то нужно признать, что, как всякое дело доброе дает человеку хоть призрак права на награду, так, с другой стороны, всякий грех, всякое нарушение завета с Богом с необходимостью требуют удовлетворения, так сказать, платы за себя (как католики и учат действительно) и, следовательно, отнимают и последний призрак права на какую-нибудь награду от Бога. «Тленный род человеческий достоин тысячи смертей, поскольку пребывает во грехах», — говорит св. Василий Великий. Грех — принадлежность не одних только несовершенных, но есть явление всеобщее, и каждый без всякого колебания может сказать о себе: «Как оправдается человек пред Богом? Вот, Он и слугам Своим не доверяет, и в Ангелах Своих усматривает недостатки; тем более — в обитающих в храминах из брения, которых основание — прах, которые истребляются скорее моли» (Иов. 9, 2; 4, 18–19). «В мужестве даже избранных людей можно, — по словам св. Кирилла Александрийского, — находить нечто достойное справедливого порицания, что усматривается ведением Законодателя, хотя и ускользает от нашего взора». — «Хотя бы кто, — говорит св. Иоанн Златоуст, — был праведен, хотя бы тысячу раз праведен и достиг до самой вершины, так что отрешился от грехов, он не может быть чист от скверны; хотя бы он был тысячу раз праведен, но он — человек». Где же здесь возможность требовать от Бога какой-нибудь награды, какого-нибудь удовлетворения, когда с нашей стороны происходит только нарушение завета с Богом, только увеличение и без того великого долга? «Знай, — говорит св. Тихон Задонский, — что мы никакого добра у Бога не заслужили, но, напротив того, всякого наказания достойны, и какое бы наказание ни было, грехи наши большего еще достойны». «Если бы это состояние (т. е. состояние в аду после всеобщего суда) было уделом и для всех, то и в таком случае никто бы не имел права упрекать правосудие Бога — Отмстителя», — говорит вполне справедливо, с строго правовой точки зрения, бл. Августин. Несоответствие между трудом человека и наградою Бога

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Кирилл Иерусалимский; - потому что сам получил ее прежде: напротив того, воздаешь за милость, возвращая долг Распятому за тебя на Голгофе " . Но этого мало. Если измерять отношения между Богом и человеком правовой меркой и последовательно - до конца - ее держаться, то нужно признать, что, как всякое дело доброе дает человеку хоть призрак права на награду, так, с другой стороны, всякий грех, всякое нарушение завета с Богом с необходимостью требуют удовлетворения, так сказать, платы за себя (как католики и учат действительно), и, следовательно, отнимают и последний призрак права на какую-нибудь награду от Бога. " Тленный род человеческий достоин тысячи смертей, поскольку пребывает во грехах " , - говорит св. Василий Великий. Грех - принадлежность не одних только несовершенных, но есть явление всеобщее, и каждый без всякого колебания может сказать о себе: " Как оправдается человек пред Богом? Вот, Он и слугам Своим не доверяет, и в Ангелах Своих усматривает недостатки: тем более - в обитающих в храминах из брения, которых основание - прах, которые истребляются скорее моли " (Иов.9,2; 4,18-19). - " В мужестве даже избранных людей можно, - по словам св. Кирилла Александрийского, - находить нечто достойное справедливого порицания, что усматривается ведением Законодателя, хотя и ускользает от нашего взора " . - " Хотя бы кто, - говорит св. И. Златоуст, - был праведен, хотя бы тысячу раз праведен и достиг до самой вершины, так что отрешился от грехов, он не может быть чист от скверны; хотя бы он был тысячу раз праведен, но он - человек " . Где же здесь возможность требовать от Бога какой-нибудь награды, какого-нибудь удовлетворения, когда с нашей стороны происходит только нарушение завета с Богом, только увеличение и без того великого долга? " Знай, - говорит св. Тихон Задонский, - что мы никакого добра у Бога не заслужили, но, напротив того, всякого наказания достойны, и какое бы наказание ни было, грехи наши большего еще достойны " . - " Если бы это состояние (т.е. состояние в аду после всеобщего суда) было уделом и для всех, то и в таком случае никто бы не имел права упрекать правосудие Бога - Отмстителя " , - говорит вполне справедливо, с строго правовой точки зрения, бл. Августин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1130...

Можно сказать, что каждый получит то благо, к которому подлинно стремился всю жизнь, – к Богу или от Бога. Поэтому и говорит апостол Павел: Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия ( Рим.9:22-23 ). Напротив, праведникам уготована жизнь, описать которую ограниченным человеческим языком невозможно. Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 ). Таково в целом учение Священного Писания о последних судьбах мира и человека. Конечно, картина будущего вышла далеко не полная и не вполне ясная. Далеко не все открыто нам Писанием и истолковано богомудрыми отцами Церкви. Впрочем, при изложении учения Священного Писания о последних судьбах мира мы не имели в виду Откровение ап. Иоанна Богослова, книгу, которая в таинственных видениях подробно изображает всю духовную историю земных перипетий новозаветной Церкви и преимущественно последние судьбы ее на земле. Это мы сделали потому, что Откровение – книга слишком таинственная и недоступная для обыкновенного понимания и потому требует особого подхода. Толковать Откровение не должно всем и каждому; для этого нужно обладать тем глубоким пониманием Священного Писания, каким обладали святые отцы Церкви, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собой ( 2Пет.1:19,20 ). Посему и мы предлагаем в назидание верующим толкование Откровения, основанное не на своем ограниченном понимании, а преимущественно на учении тех, кто стяжал дар быть отцами и учителями Церкви, в особенности св. Андрея Кесарийского , св. Иоанна Златоустого , св. Кирилла Иерусалимского , преп. Ефрема Сирина , бл. Иринея Лионского и других, осуществлявших Священное Писание своей жизнью. Ибо жизнь от Бога изливается в сердце, исповедующее Его, а ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми ( Притч.15:31 ). Последовав мудрому совету св. Андрея Кесарийского , будем молиться, чтобы и нам получить таковое ухо. Глава 1

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

Молитва после преподания (Святых Таин) Господи Вседержитель ( παντοκρτωρ), Отче Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, благодарим Тебя, что Ты сподобил нас причаститься святого Твоего Таинства; да не будет нам в вину и в осуждение, но в обновление души, тела и духа через Единородного Сына Твоего, в котором Тебе с Ним и с Духом Святым да будет хвала и власть постоянно, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Народ говорит: Аминь 855 . Пресвитер говорит: Господь да будет со всеми вами. Возложение рук после причащения Господи вечный, Который всем управляешь, Отче Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа! Благослови рабов Твоих и рабынь Твоих. Защити и помоги и соблюди их силой Ангелов Твоих; сохрани и укрепи их в страхе Твоем величием Твоим; просвети их, чтобы они помышляли о том, что Твое; и даруй им, чтобы они веровали в то, что Твое, и хотели того, что Твое; согласие без греха и гнева даруй им через Единородного Сына Твоего, в котором Тебе с Ним и с Духом святым да будет хвала и ныне и проч. Народ отвечает: Аминь 856 . Епископ говорит: Господь со всеми вами. Народ И с духом твоим. Диакон говорит: Расходитесь с миром. И после этого оканчивается Евхаристия. Литургия Святого Апостола и Евангелиста Марка Предисловие Основателем Александрийской церкви был св. Марк, ученик Апостола Петра, как свидетельствует предание христианского Востока и Запада 857 . Сама Александрийская церковь , постоянно сохраняя это предание, вместе с тем приписывала св. Марку свою литургию, совершавшуюся в ней с незапамятных времен на греческом языке и известную под именем «Божественной литургии святого Апостола и Евангелиста Марка, ученика святого Петра». Нет сомнения, что при основании местной церкви св. Евангелист передал ей чин совершения Таинства Евхаристии, но как вообще об апостольских литургиях, согласно с известным свидетельством свт. Василия Великого 858 , нужно сказать, что они не были написаны самими апостолами и даже не были переданы в том виде, в каком дошли до нас, а содержат в себе только главнейшую основу апостольского происхождения, так и об александрийской литургии св. Марка надобно сказать то же самое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Об этом так говорит св. Златоуст: " Отсюда очевидно вытекает, что апостолы не все предали верующим через послания, но многое сообщили и без письмени, между тем, и то и другое равно достоверно. Посему мы должны признавать достоверным и церковное предание " . " Есть предание, больше не ищи ничего " . " Многое, — говорит еп. Феофан, — из преподанного апостолами устно и заведенного ими лично, вошло потом в писания преемников их, пастырей Церкви, а многое оставалось и ими не записанным, а хранилось в сердцах, или в практике, в порядках жизни христианских. Иное намеренно не предавалось письмени, как например, образ совершения таинств, по замечанию Кирилла Иерусалимского, ради сокрытия того от неверующих, кои недостойны ни слышать, ни читать о том, пока не уверуют. Отсюда само собою видно, как неосновательно инославные отвергают учения и чины церковные, не означенные в Писании " . Третья глава содержит в себе часть нравоисправительную. Первые пять стихов служат как бы предисловием. В нем св. апостол просит солунян молиться об успехе своего проповеднического дела вопреки козням окружавших апостола беспорядочных и лукавых людей, стремившихся помешать распространению евангельского благовестия как в Коринфе, так и повсюду. Собственно нравоисправительная часть начинается с 6 стиха: " завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас " — здесь предписывается общий закон для всего христианского благоповедения: христиане должны во всех поступках руководиться апостольским преданием и не иметь общения с теми, которые это предание отвергают или нарушают. Но в этих словах можно видеть и намек на конкретное явление, которое обличает св. апостол далее, в 11 стихе: " слышим, что некоторые из вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся " . Здесь имеются в виду суетящиеся празднолюбцы, то есть праздношатающиеся и не любящие трудиться. В обличение таковых св. апостол приводит в пример самого себя, напоминая солунянам, как он во время пребывания своего у солунян " ни у кого не ел хлеб даром " , но " занимался трудом и работой день и ночь " (ст.

http://sedmitza.ru/lib/text/430643/

Оглашение оканчивается молитвой о просвещении вступающих в завет с Богом. Впрочем, заметить должно, что Церковь издревле запрещает совершать Крещение, если оглашенные пали в тяжкие грехи, доколе падшие не явят новых плодов покаяния 262 . Последование святого Крещения. Таинство св. Крещения Понятие о св. Крещении Крещение начал совершать Иоанн, – Предтеча Нового Завета. Но как он сам, не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете ( Ин.1:8 ), то и Крещение его было только приготовлением к таинству. Я крестил вас водою, – говорил он, а Он (т. е. Иисус Христос), будет крестить вас Духом Святым ( Мк.1:8 ). Крещение Иоанново было крещением покаяния ( Деян.19:4 ). Оно внушало, что как тело омывается водой, так человек, желающий войти в царство Божие, должен очиститься от грехов. Примером же своим и повелением Иисус Христос установил таинство Крещения, т. е. Крещения водой и Духом Святым. Ибо когда Иисус Христос крестился, Дух Святой сошел на Него в виде голубя. По воскресении своем Спаситель дал Апостолам повеление: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). Без таинственного Крещения, установленного Самим Господом, нельзя войти в царствие Божие и получить спасение. Как древле обрезание было дверью в Церковь Божию Ветхого Завета ( Быт.17:11–14 ), так св. Крещение служит дверью в общество верных Нового Завета. Сам Господь говорит: Аще кто не родится водой и Духом, не может внити в царствие Божие ( Ин.3:5 ). Происходя от Адама согрешившего и осужденного, человек естественно рождается грешником и виновным пред правосудием Божиим. О человеках, не возрожденных благодатью Крещения, Бог говорит: Рожденное от плоти есть плоть ( Ин.3:6 ): не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть ( Быт.6:3 ). Посему рождающиеся по плоти чужды жизни духовной, Богоугодной и бессмертной, свойственной человеку, созданному по образу и подобию Божию, и живут жизнью только чувственной, греховной, достойной осуждения. Они суть по природе чада гнева Божиего ( Еф.2:3 ). Но как всемирный потоп, прообразовавший Крещение ( 1Пет.3:20–21 ), потребил людей, преданных плотской нечистоте, омыл и обновил лице земли; так таинственными водами животворного Крещения человек возрождается из жизни плотской и греховной в духовную и святую, освобождаясь от греха и осуждения, в которых родился и жил до Крещения. Благодатью Божией, по объяснению св. Отец Карфагенского Собора, подается крещаемому не только оставление грехов содеянных, но и помощь, да не содеваются иные грехи; подается не только знание того, что надобно делать, но и вдыхается любовь к исполнению познанного 263 . По словам Кирилла Иерусалимского , таинство Крещения есть не только благодать оставления грехов, каково было крещение Иоанново, – но и благодать усыновления 264 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010