Закрыть itemscope itemtype="" > В Софии встретят мощи святых братьев Мефодия и Кирилла 21.05.2022 424 Источник: Центр " Хризма "   Сайт Софийской святой митрополии  сообщает , что с 23 по 25 мая 2022 г., по благословению Святейшего Патриарха Болгарского Неофита и Св. Синода Болгарской Православной Церкви, с разрешения Константинопольского Патриарха Варфоломея и Св. Кинота Святой Горы Афон, в Софию будут принесены и представлены для всенародного поклонения святые мощи равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла из афонского монастыря Эсфигмен. Сопровождать святыню будет архимандрит Варфоломей, игумен афонского монастыря «новый» Эсфигмен. Святые мощи будут выставлены для поклонения в митрополичьем соборе Святой мученицы Недели (Кириакии). Сайт митрополии сообщает, что при необходимости в этот период храм будет открыт и в ночное время, и приглашает честной клир и верный народ, всех желающих принять участие в этом историческом событии. Известно, что мощи св. Константина-Кирилла Философа хранятся в базилике Св. Климента в Риме, но мало известна история их утраты и нового обретения. В 1809 г. Наполеон вошел в Италию, объявляя ее своей, и решил построить в Риме, возле Колизея триумфальную арку, от которой планировалось проложить бульвар, ведущий в сторону Неаполя. По плану бульвар проходил через базилику Св. Климента. Когда начались строительные работы, все святыни из церкви римские аристократы скрыли в своих домах. Планам Наполеона, однако, не дано было осуществиться, и французская армия покинула Италию. Реликварий, в котором находилась кость св. Кирилла, был найден в июле 1963 г. в дворцовой капелле рода Античи-Маттеи в г. Реканати. Основную часть мощей найти не удалось. В ноябре1963 г., во время празднования 1100-летия славянской миссии, папа Павел VI поместил этот реликварий в церкви Сан-Клементе. Правительство Республики Болгарии при поддержке Св. Синода Болгарской Православной Церкви неоднократно обращалось к Ватикану с просьбой о даровании частички от мощей св. Кирилла, хранящихся в базилике Св. Климента в Риме. И неоднократно получало отказ. В 2002 г. вместо мощей св. Кирилла папа Иоанн Павел подарил Болгарской Православной Церкви мощи св. Дасия из Дорострума – нынешнего болгарского города Силистра. А в 1974 г. частица мощей св. Кирилла была передана Константинопольскому патриарху Димитрию I, в наст. время она хранится в Фессалонике в храме во имя Мефодия и Кирилла (построен в 1981–1985). Частицы мощей св. Кирилла, о происхождении которых не сохранилось никаких сведений, есть и в других храмах и монастырях.

http://ruskline.ru/opp/2022/05/21/v_sofi...

Чем дальше шло время, тем больше увеличивалось число друзей и защитников унии. Почти во всех церквах восточных на нее смотрели, как на несомненнейшее выражение церковной истины по вопросу о Богочеловеке, по вопросу о соединении в Нем двух естеств. Но чем больше уния находила себя защиты, тем больше озлоблялись на нее неразумные приверженцы александрийских доктрин. Если во времена св. Кирилла таких лиц с крайним александрийским направлением, враждебных унии, извество было немного ( Акакий Мелитинский , Сукценс Диокесарийский и пр.), то это зависело не оттого, что таких врагов унии из числа александрийцев и в самом деле было не много: нет. Их было много, но эти враги унии были сдержаны, нерешительны, оставались в колеблемости, в недоумении, мало действовали. Их порывы, их стремления сдерживал высокий церковный авторитет Кирилла. Кирилл был за унию. Это связывало руки врагаи унии, заставляло их смиряться: скончался Кирилл (444 г.), и положение дел быстро переменилось. Друзья Кирилла, недовольные унией, видевшие в ней уступку, сближение с антиохийским богословствованием, а это богословствование для них казалось ничем другим, как несторианством, – заволновались, начали открыто действовать. Их основная точка зрения была крайне оригинальна. Они любили и не любили Кирилла, этого главнейшего представителя александрийского богословствования во времена споров несторианских. Они любили Кирилла, поскольку он был ревностным противником несториаства, вождем III вселен. собора, замечательным писателем, ясно и прямо изложившим свои антинесторианские воззрения; но того же Кирилла они не любили, поскольку он в последнюю эпоху своей жизни сближается с антиохийцами в унии, поскольку он был писателем, ратовавшим за унию, поскольку он был врагом врагов унии, вышедших из числа его неразумных учеников. О первой фазе его церковно – исторической деятельности они всегда решительно и прямо говорили, о второй же фазе его деятельпости они упорно молчали. В одном лице Кирилл для них было как бы два отдельных лица. Одному из этих лиц они сочувствовали, другому – ни мало. Положение неестественное. Но разве мало удивительного историк встречает в это удивительное время? Враги унии из александрийцев обыкновенно выставляли себя поборниками идей и учения Кирилла, стояли за Кирилла; но под Кириллом разумели Кирилла до 433 года. Все это было бы очень странно, если бы не было совершенно действительно. Враги унии из александрийцев и суть монофизиты. Монофизвты таким образом суть ничто другое, как враги унии из александрийцев, но переставших понимать Кирилла и извративших его христологическое учение. С ними-то имеет дело в лице известного архимандрита константинопольского Евтихия собор константинопольский. Собор этот есть первая открытая встреча защитников унии с врагами унии из александрийцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

архим. Иаков II. Жизнь преп. Кирилла на Белоозере до его кончины Водружение Креста на избранном месте, водворение в землянке и разлучение с Ферапонтом Водрузив Крест на избранном месте, св. Кирилл отпел благодарственный канон в похвалу Пресвятой Богородице. Тогда рассказал он свое видение спутнику своему Ферапонту, и вместе они прославили Бога и Пречистую Богородицу. Сперва устроили они шалаш, потом ископали в земле келлию, в которой и поселились вместе. Но Ферапонт не долго жил с Кириллом; он, верстах в пятнадцати от Кирилла, основал другой монастырь на возвышенном месте между двумя озерами Бородавским и Пасским. Пр. Кирилл остался один на избранном им месте. Это была небольшая круглая поляна среди пустынного бора и густой чащи, как стеною окруженная озерами Сиверским, Долгим и Лунским. Здесь возникла знаменитая Кирилло-Белоезерская обитель, которой суждено было иметь великое значение для всей северной России. Еще задолго до прихода св. Кирилла, живший недалеко от этого места земледелец Исаия, слышал звон и пение раздававшееся на этом месте, но напрасно он с товарищами искал кого либо найти на этом месте; звон и пение слышали они, но никого не видали. Труды и искушения преп. Кирилла на новом месте Много искушений, всякого рода лишений и даже опасностей смертных пришлось испытать св. Кириллу в его уединенной жизни. Пр. Кирилла в ископанной им пещере навещали иногда двое живших по соседству крестьян: Авксентий Ворон и Матфей Кукос, после бывший пономарем в монастыре преподобного Кирилла. Однажды, ходя с ними по лесу, Кирилл так был отягчен сном, что, не смотря на убеждения спутников, лег отдохнуть. Едва заснул он, как слышит голос: беги, Кирилл! Он проснулся, вскочил с своего места и тут же на то место, где он лежал, упало большое дерево. Кирилл, уразумев искушение постигшее его по коварству диавола, молил Бога и Пречистую Богородицу дать ему силу одолевать сон. И после сего он получил силу нередко по целым суткам оставаться без сна. В другой раз пр. Кирилл, вырубив лес и вырыв корни, чтобы очистить место для посева овощей, набранный им в одно место хворост зажег, чтобы очистить поляну. Но поднялся сильный ветер, дым и огонь вдруг окружили Кирилла, так, что он не знал куда выйти. Но вот видит он: кто то похожий на его родственника, боярина Тимофея, берет его за руку, и, говоря: иди за мною, выводит его из огня. Устроение часовни и келлий; собрание братии

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А.Миролюбов Личность св. Кирилла Александрийского 2 . Годы образования Св. Кирилл Александрийский родился приблизитфльно в 80-х годах 4 столетия (370 – 380) 3 ). По матери своей он был племянником архиепископа александрийского Феофила (Сокр. Ц. Ист. VII, 7). первоначальных годах воспитания и образования его сохранилось очень мало прямых и положительных известий. Историки церковные Сократ и Евагрий решительно умалчивают об этом предмете 4 . Частные же и случайные указания касаются уже взрослой жизни Кирилла, когда он избрал пустынную жизнь и подвиги монашества около 395 – 400 годов. Между тем сочинения Кирилла, и даже одни только проповеди его, показывают, что время отроческого и юношеского возраста проведено было им в изучении светских свободных и христианских наук. Архимандрит Порфирий (Попов ) в своей монографии о Кирилле Александрийском (Приб. к Твор. св. Оо. т. 13) говорит, что воспитание и образование в свободных науках Кирилл получил под руководством и наблюдением своего дяди архиепископа Феофила. Допуская со своей стороны наблюдение Феофила над воспитанием и образованием Кирилла, мы, однако, нф имеем оснований думать, что самое образование Кирилла было получено от архиепископа Феофила. Область философских и других специальных знаний Кирилла в так называемых свободных науках была настолько обширна, что едва ли могла быть преподана одним человеком. Оригены и Дидимы составляют редкие и исключительные явления. Притом такие, напр., сведения, как о греческой мифологии и поэтах, едва ли могли быть получены от епископа. Разве можно, напр., допустить, чтобы сведения об образе блудодействия Менад, с которым Кирилл сравнивает гнусный порок евнухов (h.d. 19, р. 1108), могли быть сообщены Феофилом ? При сем Кирилл замечает: ς ληθς χα χρβς μεμαθχαμεν (Ibid. р. 1109). Само собой разумеется, что доскональных и обстоятельнейших знаний о данном предмете Кирилл не мог получать ни во время отшельнической жизни (395 – 400), где предметом его занятий были аскетические подвиги и изучение Священного Писания и творений отцов Церкви, ни во время епископского служения, так как указанная речь была произнесена в первые годы епископства.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Преподобный Кирилл Туровский Кирилл Туровский (1130–1182) – крупнейший проповедник и мыслитель Древней Руси, православный святой. В 1876 году в Петербурге вышла книга «Молитвенные возношения святого Отца нашего Кирилла, Епископа Туровского (литературный памятник XII века)». Как установили современные исследователи, издателем этой книги был Николай Лесков, в рассказе которого «На краю света», вышедшем в том же году отдельным изданием, приводится цитата из субботней молитвы Кирилла Туровского . «Люблю эту русскую молитву, – отмечает герой рассказа, – как она еще в двенадцатом веке вылилась у нашего Златоуста, Кирилла в Турове, которую он и нам завещал «не токмо за свои молитися, но и за чужие, и не за единые христианы, но и за иноверныя, да Быша ся обратили к Богу». Судя по всему, предисловие к изданию молитв Кирилла Туровского тоже принадлежало Николаю Лескову. В нем отмечалось: «Св. Кирилл родился в городе Турове (Минской губернии) от богатых и знатных родителей. В юности он отличался любовью к «Божественным писаниям». Пришедши в возраст, он поступил в монастырь, где «паче всех» потрудился Господу постом и бдением, а также написанием многих душеспасительных творений. За свое благочестие и духовную мудрость он в 1146 году был избран и поставлен в епископа Туровского. Заняв такое высокое поприще служения, св. Кирилл явился столь сильным проповедником, что заслужил от современных название «Русского Златоуста». После смерти, последовавшей в 1182 году, он причислен к лику святых Русской церкви за свои высокие добродетели. О литературных произведениях св. Кирилла жизнеописатель его замечает: «Многи послания князю Андрею (Боголюбскому) написа от Евангельских и пророческих указаний, а также многи слова на праздники Господни и на душеполезные словеса написа и церкви предаде». Издание Лескова, публикация молитв в казанском журнале «Православный собеседник» (1857, т. 2) и в «Истории Русской церкви» митрополита Макария (1857–1883) были единственными в течение столетия. « Кирилл Туровский , как гимнограф, еще ждет своего исследователя-специалиста», – отмечал в 1955 году крупнейший исследователь древнерусской литературы И.П. Еремин. В 2009 году в Москве вышла книга В.В. Колосова «Творения бл. Кирилла Туровского . Притчи, слова, молитвы. Исследования и тексты».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

священник Максим Никулин Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» Источник Святитель Кирилл, архиепископ Александрии Египетской (около 375–444 гг.) был одним из величайших экзегетов и богословов своего времени. Он также являлся одним из наиболее известных представителей александрийской богословской школы. Святитель оставил нам колоссальное письменное наследие, большую часть которого представляют собой экзегетические сочинения. В своих многочисленных творениях свт. Кирилл полемизирует с арианами, язычниками, иудеями, несторианами. Святитель был наиболее пламенным противником Нестория на Вселенском Соборе в Эфесе (431 г.). В то же время, миафизитские богословы (исповедующие одну природу во Христе) опирались на авторитет святого отца, чтобы аргументировать свое учение. Содержание Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» Источники и литература Источники Литература Сокращения     Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» «Толкование на Послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского 1 (далее – «Толкование») сохранилось только во фрагментах, однако его существование засвидетельствовано несколькими позднейшими авторами, именующими его «πμνημα/ρμηνεα τς (Παλου) πρς βραους (πιστολς)» и цитирующими его отрывки. В частности, этот труд святителя цитируют епископ Александр Иерапольский (432 г.), «Синодик Рустика», Феодорит Кирский , Севир Антиохийский, Леонтий Иерусалимский , Леонтий Византийский , св. Юстиниан, Факунд Эрмианский, Деяния Латеранского собора (649 г.), прп. Анастасий Синаит , автор «Учения отцов», свт. Никифор Константинопольский , свт. Фотий Константинопольский , Дионисий бар Саливи. Однако большинство фрагментов «Толкования» обнаружены в библейских катенах (главным образом, в кодексах Куаслена 204 и Парижском 238, опубликованных Дж. Э. Крамером 2 , а также в Миланском кодексе Е63, использованном А. Маем) и в догматическом флорилегии «Печать веры», опубликованном К. Термекертчаном 3 . Библейские катены – это собрание отрывков, взятых из произведений отцов Церкви и других авторов, комментирующих тот или иной библейский стих. Догматический флорилегий – это сборник фрагментов отцов Церкви и других авторов, доказывающих тот или иной аспект христианского учения. На основании этих источников фрагменты «Толкования» свт. Кирилла были изданы А. Маем 4 (переиздано Ж.-П. Минем 5 ), Ф. Э. Пьюзи 6 и Ж. Лебоном 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Том I Том II Том IV Том V Александрия и Антиохия в истории церковной письменности и богословия Содержание Предисловие Пролог. Основные этапы развития доникейского богословия Часть I. Александрия Начало Александрийской школы: Пантен. Климент Александрийский Глава I. Проблема возникновения Александрийской школы Личность Пантена Глава II. Жизнь и творчество Климента Александрийского 1. Жизненный путь Климента 2. Литературная деятельность Климента Глава III. Миросозерцание Климента Александрийского 1. Отношение Климента к греческой философии 2. Подход Климента к Священному Писанию и церковному Преданию 3. Экклесиология Климента 6. Учение о Логосе, христология и сотериология 7. Антропология и нравственное учение Заключение Святой Дионисий великий: жизнь и творения 1. Жизнь и церковное служение св. Дионисия 2. Литературная деятельность св. Дионисия Святитель Афанасий Великий: жизнь и церковное служение 1. Ранний период жизни 2. Первый период архиерейского служения 3. Второй период архиерейского служения Святитель Кирилл Александрийский: его жизнь, церковное служение и творения Глава I. Жизнь и церковное служение св. Кирилла 1. Период жизни до архиепископства (375/380–412) 2. Архиепископское служение св. Кирилла в период до несторианских споров (412–428) 3. Борьба св. Кирилла за Православие (428–444) Глава II. Литературная деятельность св. Кирилла 1. Экзегетические творения 2. Догматико-полемические сочинения 3. Проповеди и послания Глава III. Святитель Кирилл Александрийский как главный оппонент Нестория: его христология до Ефесского Собора Заключение. Общая характеристика св. Кирилла как богослова и церковного мыслителя Часть II. Антиохия Святой Лукиан Антиохийский и его ученики Глава I. Жизнь святого Лукиана Глава II. Сочинения святого Лукиана 1. Символ веры 2. «Апология» 3. Труд по текстологии Священного Писания Глава III. Ученики святого Лукиана. Святой Лукиан и арианство 5. Евсевий Никомидийский 2. Астерий Софист 3. Прочие ученики святого Лукиана 4. Святой Лукиан и арианство Святитель Евстафий Антиохийский Глава I.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

В.В. Новиков Сотериологические аспекты христологии святителя Кирилла Александрийского в Толкованиях на Евангелие от Иоанна Скачать epub pdf 1. Введение. Цель работы: Проанализировав тексты Толкований на Евангелие от Иоанна святителя Кирилла Александрийского , привлекая работы отечественных и зарубежных богословов, проследить и выявить сотериологические аспекты его учения о Боговоплощении. Что хотим доказать: Проследив сотериологические аспекты учения святителя Кирилла о Воплощении в объемном труде, написанном в основном еще до несторианской полемики, можно сделать вывод о том, что святитель Кирилл внес огромный вклад в развитие Христологии. Толкования на Евангелия от Иоанна позволяют понять даже некоторые двусмысленные формулировки. Таким образом, святитель Кирилл выступает не оппонентом, а предшественником Халкидонского Собора и христологического учения Церкви VI века. Как никакая другая догматическая система Православной Церкви, христология имеет самое ярко выраженное применение к реальной духовной жизни христианина. Быть христианином означает не просто соблюдать заповеди, это означает верить во Христа и исповедовать тайну спасения, явленную на Кресте. Именно в вопросе о «двух и одном» во Христе Церковь раскрывает вопросы о Боге в Его отношении к миру и человеку и о спасении человека как основные вопросы христианской догматики. Создание человека по образу и подобию Божьему означает, что существует принципиальная возможность приобщения к божественной благодати через Христа, участвуя в Таинствах Церкви, основанной самим Христом. Такой процесс богоуподобления получил в Православии название обожения. Можно сказать, что предвечный замысел Творца о твари и означает, что мы призваны к обожению. Но обожение стало возможно исключительно потому, что Бог Сам стал человеком для того, что бы соединить разделенное и явить основания, через которые могло быть осуществлено единение Творца и твари. Божественный Логос воспринял полноту человеческой природы из-за нас и ради нас, будучи подобным нам во всем, кроме греха. Воплощение уже само по себе отчасти оживило человека и воскресило его природу. Благодать не просто излилась на человека в Воплощении, но природа человеческая была воспринята в единение «по ипостаси» с Самим Богом. Отцы ранней Церкви единодушно видели в подобном достижении человеком причастия Божественной Жизни всю суть спасения. Спасено, то что соединено с Богом, а то, что не соединено, вовсе не может спастись. Именно эта мысль была основным мотивом всего богословия первых веков: у св. Иринея Лионского , св. Афанасия Великого , Каппадокийцев (наиболее четко эту мысль сформулировал свт. Григорий Богослов в полемике с Аполлинарием), св. Кирилла Александрийского , и позже преп. Максима Исповедника и преп. Иоанна Дамаскина .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Святитель Кирилл Александрийский Жизнь Св. Кирилл является одной из крупнейших фигур в истории Церкви, блестящим богословом и иерархом, которому принадлежит главная заслуга в преодолении ереси Нестория, подготовке и проведении Ефесского Собора 431 г. (III Вселенского). Христологические формулировки св. Кирилла легли в основу догматических вероопределений этого Собора, однако впоследствии их использовали Диоскор и монофизиты, отвергшие Халкидонский Собор 451 г. (IV Вселенский). Учение св. Кирилла стало «знамением пререкаемым», а его незаурядная личность – предметом многовековых споров, возобновлявшихся с новой силой в разные эпохи. Св. Кирилл был племянником Феофила Александрийского. Он родился в Александрии и получил блестящее классическое и богословское образование. Согласно преп. Исидору Пелусиоту , св. Кирилл некоторое время жил вместе с монахами в пустыне близ Пелусиона (Письмо 1, 25). К 403 г. Кирилл уже был диаконом; в этом качестве он сопровождал своего дядю в Константинополь, где принимал участие в Соборе «Под дубом», осудившем св. Иоанна Златоуста . Неприязнь к Златоусту осталась у него надолго: в 417 г., когда Константинопольский архиепископ Аттик восстановил имя св. Иоанна в диптихах, Кирилл, тогда уже архиепископ Александрийский, решительно осудил его поступок, сказав, что не считает возможным причислить к числу иереев «отпавшего от священства мирянина Иоанна» (Никифор Каллист. Церк. ист. 14, 28). Однако в 418 г. он внял совету своего друга преп. Исидора Целусиота и вписал имя Иоанна Златоуста в александрийские диптихи, а на Ефесском Соборе 431 г. ссылался на его сочинения. После смерти Феофила главным кандидатом на Александрийскую кафедру был архидиакон Тимофей. Однако народ предпочел ему племянника почившего, и 12 октября 412 г. св. Кирилл стал архиепископом египетской столицы. Избрание Кирилла не было случайностью. В IV-V вв. в Александрийской Церкви власть почти регулярно передавалась от дяди к племяннику: после св. Афанасия архиепископом стал его племянник Петр, который был дядей Феофила; последнему наследовал его племянник Кирилл, который, в свою очередь, был дядей следующего епископа – Диоскора. К моменту интронизации Кирилла между Александрией и Константинополем существовало давнее противостояние: в свое время Петр Александрийский боролся против св. Григория Богослова и рукоположил Максима-циника на его место; Феофил боролся со св. Иоанном Златоустом и добился его низложения; впоследствии Кирилл добьется низложения Константинопольского патриарха Нестория, а Диоскор на «разбойничьем соборе» 449 г. низложит Константинопольского Флавиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

29-30 ноября 2011 года в Женеве прошла встреча редакционной группы, курирующей международный проект подготовки учебника для православных учебных заведений по межхристианским отношениям. 28 ноября 2011 года первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви и проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия архимандрит Кирилл (Говорун) встретился с проректором университета Ка’Фоскари в Венеции профессором Стефано Гаспари. События С 6 по 14 ноября 2011 г. в США с рабочей поездкой находился первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви и проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры архимандрит Кирилл (Говорун). Целью визита было проведение переговоров о сотрудничестве с ведущими американскими университетами. 25 октября 2011 года на богословском факультете университета Уппсалы (Швеция) состоялась защита докторской диссертации (PhD) Микаэля Хьельма, который является деканом Православной богословской семинарии им св. Игнатия в Швеции, а также директором Центра восточных христианских исследований. Тема диссертации " Освобождение Церкви. Незавершенный проект литургического богословия " . Проблемам адаптации студентов из восточноевропейских стран в британских университетах посвящена беседа первого заместителя председателя Учебного комитета РПЦ архимандрита Кирилла (Говоруна) и преподавателя Даремского университета (Великобритания) Крастью Банева. Доклад архимандрита Кирилла (Говоруна), прозвучавший в рамках VI Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи» (Москва, 15-18 ноября 2010 г.), посвящен осмыслению христианской этики. Интервью главного редактора портала протоиерея Павла Великанова с первым заместителем председателя Учебного комитета РПЦ архим. Кириллом (Говоруном) посвящено обсуждению перспектив развития отечественного богословского образования. Портал «Богослов.Ru» предлагает видеозапись выступления первого заместителя Председателя Учебного Комитета РПЦ архимандрита Кирилла (Говоруна) на семинаре Общецерковной аспирантуры и докторантуры  имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, прошедшем в конференц-зале гостиницы «Даниловская» 21 марта 2011 года. В докладе подробно рассматривается представленный автором проект примерной образовательной программы для магистратуры в учебных заведениях РПЦ.  

http://bogoslov.ru/person/277584

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010