26 . Змий 581 сей, егоже создал еси ругатися ему. С Евр.: «Там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем», т.е. в море. «Именем змия, – говорит бл. Феод., – пророк означил великих китов, которые водятся в больших морях». Кит не боится никаких морских бурь и животных, как бы посмевается над морем, что и значит: ругатися ему. 27 . С Евр.: «Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время». 28 . Давшу Тебе им, соберут: отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости. С Евр.: «Даешь им, принимают; отверзаешь руку Твою, насыщаются благом». Соберут, т.е. приемлют ту пищу, те блага, которые им нужны и которые подает Сам Господь Бог . «Сим пророк выразил удобство подаяния благ», говорит бл. Феод. 29 . С Евр.: «Сокроешь лице Твое, мятутся; отнимаешь дух их, умирают, и в персть свою возвращаются». 30 . Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли. С Евр.: «Пошлешь дух Твой, созидаются, и Ты обновляешь лице земли». «Здесь, – говорит бл. Феод., – пророк предвозвестил нам воскресение и оживотвореиие Всесвятым Духом», и указывает на оживотворение отрока пророком Илиею и сына Соманитянки Елисеем. Другие толковники разумеют о рождении силою благословения Божия всех животных. Т.е. Ты, Господи, даешь дух или дыхание, жизнь всем животным, потому-то они родятся, размножаются, новые животные заменяют места умерших, одни вещи заменяются другими, изменяются; таким образом постоянно обновляется лице земли новыми и новыми тварями. 31 . С Евр.: «Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих»! 32 . Призираяй на землю, и творяй ю трястися: прикасайся горам, и дымятся. С Евр.: «Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся». «Одно явление Божие приводит в колебание землю и горы исполняет огня и дыма. Сие совершил Он и на горе Синае, потому что когда сходил на нее, всю гору показал дымящеюся» (Бл. Феод.). Св. Афанасий под горами разумеет «сопротивные силы, которые Бог попалит во время суда, знамением чего и служит дым».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

87 . С Евр.: «Едва не погубили меня на земле, но я не оставил повелений Твоих». 88 . С Евр.: «По милости Твоей оживляй меня, и буду хранить откровения уст Твоих». 89 . Слово Твое пребывает на небеси. Т.е. «повеление Твое хранят неподвижные своды небес, и сонмы Ангелов хранят закон Твой» (Бл. Феод.). С Евр.: «На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах». 91 . Учинением 621 Твоим пребывает день. Твоим учреждением пребывает преемство и порядок времени; яко всяческая работна Тебе, – ибо все служит Тебе, все повинуется Твоим законам. 92 . С Евр.: «Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем». 95 . С Евр.: «Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои». 96 . Всякия кончины видех конец, широка заповедь Твоя зело. С Евр.: «Я видел предел всякого совершенства; но Твоя заповедь безмерно обширна». Симмах перевел: «Всякого уготовления видел я конец, весьма обширна заповедь Твоя». Т.е. «все человеческое имеет конец, а заповедь Твоя широка, негиблема, и хранящим оную доставляет бесконечную, вечную жизнь» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, «это слово человека, восшедшего на самый верх добродетели, многому положившего начало и конец; ибо окончание первого усовершения служит началом последующему, по сказанному: егда скончает человек, тогда начинает ( Сир. 18:6 )» (Св. Афан.). 98 . С Евр.: «Заповедию Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною». 99 . С Евр.: «Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих». 108 . Вольная уст моих благоволи. Т.е. приими милостиво дела доброго произволения, не заключающиеся в пределах закона. «Пророк, – говорит бл. Феод., – таковыя дела (т.е. дары, нестяжательность, девство, безбрачие и т.п.) назвал вольными, потому что не подлежат они необходимости законов, но суть плод боголюбивого произволения и справедливо называются вольными». С Евр.: «Благоволи же, Господи, принять добровольную жертву уст моих, и судам Твоим научи меня». 109 . Душа моя в руку Твоею 622 выну. Т.е. жизнь моя всегда в руке Твоей. «Хранимый Твоим промыслом, удалял я забвение законов Твоих» (Бл. Феод.). С Евр.: «Душа моя непрестанно в руке моей, но закона Твоего не забываю».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

58 . Прогневаша Его на холмех своих; «потому что на всякой вершине горы приносили жертвы нечистым демонам, как говорит пророк Осия ( Ос. 4:13 )» (Св. Афан.). С Евр.: «Огорчали Его высотами своими, и истуканами своими возбуждали ревность Его». 59 . С Евр.: «Услышал Бог, и воспламенился гневом, и сильно вознегодовал на Израиля». 60 . И отрину скинию Силомскую. «Ибо скиния была прежде в Силоме, когда священнодействовали Илий и Самуил. Селение еже вселися в человецех. Селением называет кивот» ( 1Цар. 6:4 . Св. Афан.). С Евр.: «Отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками». 61 . И предаде в плен крепость их, и доброту их в руки врагов. «Крепостию и добротою их был кивот, который предается в руки жителей Азота» ( 1Цар. 4:1 . Св. Афан.). То же и бл. Феодорит. С Евр.: «И отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага». См. 1Цар. 4:21 . Пс. 25:8, 47:2 . 62 . Затвори в оружии люди Своя. С Евр.: «И предал мечу народ Свой, и прогневался на наследие Свое». Т.е. попустил Филистимлянам окружить и погубить Евреев; – «предал их в руки врагов» (Бл. Феод.). Достояние Свое презре. Достояние Божие есть Еврейский народ ( Втор. 32:9 ). 63 . Юношы их пояде огнь, и девы их не осетованы Быша. «Одних предал огню, а над другими не было обыкновенного плача» (Бл. Феод.). С Евр.: «Юношей его поядал огонь, и девицам его не пели брачных песен». Т.е. Еврейские девы не были выданы замуж, не пели им брачных песен. Такую же мысль дают переводы Акилы, Симмаха, Феодотиона 483 . 64 . Священницы их мечем падоша. Офни и Финеес, сыны Илия, убиты в войне с Филистимлянами ( 1Цар. 4:11 . Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Священники его падали от меча, и вдовы его не плакали». 65 . И воста яко спя Господь, яко силен и шумен от вина. С Евр.: «Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином». Т.е. Господь с величайшею силою устремился на врагов, как исполин упоенный и воодушевленный вином, и как человек, восставший от сна с свежими силами. 66 . И порази враги своя вспять, поношение вечное даде им. С Евр.: «И поразил врагов его в тыл; вечному сраму предал их». Под поношением здесь разумеется известная болезнь на седалищах ( 1Цар. 1:9 ), коею Господь поразил Филистимлян за отнятие кивота (св. Афан.), «а словами порази – вспять, – говорит бл. Феод., – приличными словами означает ту часть тела, которой нанесена язва».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

29 . Яко Ты просветиши светильник мой, Господи, Боже мой, просветиши тму мою. Т.е. «просветишь ум, – рассеешь мое неведение» (Св. Афан. Ал.). «Поскольку тьмою нередко называются скорби, бедствия; то освобождение от скорбей прилично называется светом» (Бл. Феод.). С Евр.: «Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою». 30 . Яко Тобою избавлюся от искушения 124 , и Богом моим прейду стену. Т.е. «по Твоей благодати избегну всякого злоумышления, всяких сетей» (Бл. Феодор.). «Искушением, – говорит св. Афан., – называет удовольствия, а стеною – диавола». С Евр.: «С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену». Во 2 книге Цар. 22, 30 вместо: избавлюся от искушения, – яко Тобою потеку препоясан, т.е. укрепляемый Твоею помощию, иду смело на врагов, на борьбу. 31 . Словеса Господня разжжена. Т.е. все это сказанное выше я узнал из обещаний Божиих, которые чисты от всякого подлога, как чисто золото, очищенное чрез огонь, совершенно верны; что обещал Бог, то исполнил; обещал спасти Давида и спас, спасает и всех на Него уповающих. Св. Афан. разумеет чистое учение Спасителя. С Евр.: «Бог! – Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него». 32 . Яко кто Бог, разве Господа: или кто Бог, разве Бога нашего? С Евр.: «Ибо кто Бог, кроме Господа и кто защита 125 , кроме Бога нашего»? 34 . Совершаяй нозе мои яко елени, и на высоких поставляяй мя. С Евр.: «Делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня». – Олень с необыкновенною быстротою взбегает на утесы и на скалы, и там спасается от преследований. Так и Давид, при помощи Божией, быстро спасался от врагов своих на горах. Совершаяй нозе, т.е. устрояющий или делающий мои ноги такими же, как у оленя, – быстрыми. На высоких, т.е. на высоких местах. «Как еленям в естестве их Бог дал силу попирать ядовитых животных, так и мне дал силу превзойти и стать выше врагов» (Бл. Феод.). По св. Афан., словами: на высоких поставляяй мя пророк «учит мудрствовать горняя». 35 . Научаяй руце мои на брань; «потому что воздевая их в молитве, преодолеваю неприязненных» (Св. Афан. и бл. Феод.). И положил еси лук медян мышца моя. Т.е. для побеждения врагов мышцы мои соделал также крепкими, как крепок медный лук. «Потому устроил, что мышцы мои, подобно медному и несокрушимому луку, мещут стрелы во врагов» (Бл. Феод. и св. Афан.). С Евр.: «Научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

18. И завещаю им завет в той день со зверми селными, и со птицами небесными, и с гады земными, и лук и меч, и брань сокрушу от земли, и вселю я с упованием. С Евр.: «и заключу им в оный день мир со зверями полевыми, и с птицами небесными, и с гадами ползающими по земле; и лук и меч и войну сокрушу (и выведу) из земли, и упокою их в безопасности». «Пророк говорит не о зверях и птицах, поясняет бл. Феод., но о людях зверонравных, налетающим подобно птицам, и уподобившихся ядовитым гадам». С такими людьми по обращении их к вере, в Церкви Христовой, Господь Бог заключит благодатный завет свой, сделав их кроткими и миролюбивыми (подоб. Ис.11:6 – Иез.34:25 ). Итак, под днем здесь разумеется день спасения или искупления, под землей – Христова Церковь , а упование здесь то самое, о котором говорит св. ап. Павел: упованием спасохомся. ( Рим.8:24, 25 ). Бл. Феод. 19. 20. И обручу тя Себе во век: и обручу тя Себе в правде, и в суде, и в милости, и в щедротах: (стих 20) и обручу тя Себе в вере, и увеси Господа. С Евр.: «и обручу тебя со Мною на век, и обручу тебя со мною в законе и в правосудии, и в благости и в милосердии; (стих 20) и обручу тебя со Мною в вере, и познаешь Иегову». «Не Иудейскую синагогу обручил Себе Господь Бог, но церковь , собранную из Иудеев и язычников; синагога отвержена, а церковь сочетавается с Женихом (Христом Спасителем) и ожидает вечных благ». Бл. Феод. – Союз сей есть союз правды и суда, милости и щедрот Божьих, союз веры и истинного Боговедения. 21. 22. И будет в той день, глаголет Господь, послушаю небесе, а оное послушает земли (стих 22). И земля послушает пшеницы, и вина и масла: и сии послушают Иезраеля. С Евр.: «и будет в тот день, буду послушен небесам, а они будут послушны земле (стих 22), а земля будет послушна хлебным зернам и вину и маслу оливковому, а сии будут послушны Изреэлю» 45 . «Повелю небу, и даст оно дождь, а земля даст плоды свои. Это дано было иудеям, говорит св. Ефрем Сир., по окончании их плена, и по возвращении из переселения; совершенно же исполнилось, когда уверовавшие во Христа народы соединились в единую Церковь . Ибо все, о чем пророчествует Осия в сем последнем отделении, по точному смыслу пророчества, должно быть отнесено к церкви Христовой». – «Бог обещает подать дождь свыше, и уготовать землю к произращению благ». Бл. Феод. Это и значит, что Бог послушает небесе, а оное послушает земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Под Лудом (ср. Быт. 10:13 ) бл. Феод. и бл. Иерон. разумеют лидийцев, причем бл. Иерон. замечает, что ,,их колонисты этруски, называемые теперь тусками, некогда были известны за искуснейших в метании стрел (ср. Иер. 46:9 ). Евр.-м. сл. =в р.-с. к натягивающим лук, 70 читали: , почему: α Μοσχ, ср. слав., под чем бл. Феод. и бл. Иерон. разумеют Каппадокию. Под Фовелом бл. Феод. – иберийцев, бл. Иерон. – или Иберию, отождествляемую им с Испанией, или Италию; имя Яван (ср. Иония) есть евр. название Эллады. 20. И приведут братию вашу от всех язык дар Господеви, с коньми и колесницами, и с носилами моков, под сеньми во святый град Иерусалим, рече Господь, акибы принесли сынове исраилевы жертвы своя мне со фалмы в дом Господень. 20. И представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, во Иерусалим, говорит Господь, подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. Ст. 20 ср. 49:22; Рим. 15:16 . Избранные Господом из среды иудеев и посланные к языкам и племенам, благовестники, возвестив им о славе Господа, приведут от всех народов новых чад Сиона, верующих в Господа, на святую гору Господню, в Иерусалим, подобно тому, как древние израильтяне приносили в храм дары свои Господу. Это пророчество исполнилось после распространения проповеди апостолъской среди всех народов, из которых многие уверовали в Господа (ср. бл. Феод., бл. Иерон.). Евр. м. =в р.-с. дар – в чистом сосуде, 70 читали: , почему: τς ϑυσας ατν μετ αλμν, ср. слав. 21. И от тех пойму себе жерцы и левиты, рече Господь. 22. Якоже бо небо ново, и земля нова, яже аз творю, пребывают предо мною, глаголет Господь, тако станет семя ваше, и имя ваше. 23. И будет месяц от месяца, и суббота от субботы, приидет всяка плоть поклонитися предо мною во Иерусалим, рече Господь. 21. Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь. 22. Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господъ, так будет и семя ваше и имя ваше. 23. Тогда из месяца в месяц, и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь. Ст. 21. Из обратившихся ко Господу язычников Господь будет избирать лиц, годных для служения во святилище, священников и левитов. Таким образом, священство не будет более приурочено к одному народу и колену, как в ветхом завете, а доступно для всякого языка и племени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Псалом 36 Псалом Давиду. Из 25 стиха видно, что Давид написал сей псалом уже в старости, после гонений, как увещание всем людям, убеждая встречающиеся скорби переносить благодушно, благоденствие же и благоуспешность людей лукавых не признавать достойными ублажения, не завидовать им (Бл. Феод.). 1 . Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Симмах перевел: «не входи в состязание», а Феодотион: «не раздражайся», т.е. не поощряй себя к подражанию живущим беззаконно, видя доставшийся им благой жребий. С Евр.: «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие». 2 . С Евр.: «Ибо они, как трава, скоро будут подкошены, и, как зеленеющий злак, увянут». 3 . Насели землю, и упасешися в богатстве ея (повелит. вместо будущего). Населить, наследить землю на языке Св. Писания означает – получить счастие, блага в сей или будущей жизни. (См. ниже: ст. 9–10. Ис. 60:21 ; Мф. 5:5 ). Т.е. если ты будешь уповать на Господа и делать добро, то спокойно и счастливо будешь обитать на земле и упасешися в богатстве ея. «Пророк, – говорит бл. Феод., – всем поучал пользе упования на Бога. Кто на Бога уповает, говорит пророк, и кого пасет Бог, тот и насладится подаваемых от Него благ». Впрочем другие, в духовном смысле, разумеют под землею или Св. Писание, св. Церковь (Август.), или небо, которое есть земля живых (Иерон.). «Землею, – говорит св. Афан. Алекс., – называет Боговдохновенное Писание, в котором богатство святых, т.е. обетования. Давид советует непрестанно, со вниманием изучать Божественные словеса из желания тех благ, какие по Писанию, уготованы святым». С Евр.: «Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину». 4 . Насладися Господеви, т.е. в Господе находи себе счастие, довольство, услаждение. И даст ти прошения сердца твоего, т.е. исполнит желания, сердечные моления твои. С Евр.: «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего». 5 . Открый ко Господу путь твой, т.е. «и себя самого, и дела свои посвяти Богу, и от Него ожидай помощи» (бл. Феод.); или: «явно иди угодным Ему путем» (Св. Афан.). С Евр.: «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 85 Молитва Давиду. С Евр.: «Молитва Давида». Давид, находясь в скорби (ст. 7) и гонении от людей гордых (ст. 14), в сем псалме умоляет Господа о помощи, и вместе пророчествует об обращении и спасении всех народов (ст. 9), «предвозвещает же, – говорит бл. Феод., – и нападение Ассириян на Иерусалим и упование Езекии на Бога». Ко временам царя Езекии относит и св. Афанасий. «Давид и Езекия, – говорит он, – оба стяжав богатство праведности, не взирали на оное, но имели в виду убожество своей природы и умоляли Бога умилосердиться к нищете ея» (Толк. на 1 ст.). 1 . Приклони, Господи, ухо Твое. «Взято это, – говорит св. Афан., – в переносном смысле с больного, который, по немощи, не может говорить громко, и убеждает врача приклонить слух к устам его. Начало молитвы сей – смиренномудрие». С Евр.: «Приклони, Господи, ухо Твое, и услышь меня; ибо я беден и нищ». 2 . Сохрани душу мою, яко преподобен есмь 501 . «Пророк не впал в противоречие, наименовав себя и Езекию вместе нищим и преподобным. Смысл же слов его таков: сам я по себе нищ есмь и убог и не имею достатка в добродетели, но в сравнении с врагами окажусь преподобным; потому что они злочестивы и беззаконны, а я имею познание о Тебе; они утесняли меня не справедливо, а я терплю неправедное нападение». С Евр.: «Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя». 3 . С Евр.: «Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день». 4 . Яко к Тебе взях 502 душу мою, т.е. вознес душу мою. С Евр.: «Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою». 5 . С Евр.: «Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя». 6 . С Евр.: «Услышь, Господи, молитву мою, и внемли гласу моления моего». 7 . С Евр.: «В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня». 8 . Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим. Эти слова, по мнению бл. Феод., служат как бы ответом на богохуление Рапсака, который говорил: «Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского?.. Так неужели Господь спасет Иерусалим от руки моей»? ( 4Цар. 18:33–35 ). Т.е., «те боги совершенно неодушевлены, и сами себя не могут защитить, а Твое велелепие не выразимо языком человеческим» (Бл. Феод.). По св. Афан. – певец «богами называет свят. пророков, к которым было Божие слово. Говорит же, что никто из пророков не мог избавить людей от греха, кроме Единого Господа».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 83 В конец, о точилех сыном Кореовым, псалом. С Евр.: «Начальнику хора. На Гефском орудии. Кореевых сынов. Псалом». Некоторые из толковников 495 думают, что сей псалом написан самим Давидом во времена гонений от Саула или Авессалома. Но бл. Феодорит и св. Афанасий относят ко временам плена Вавилонского, и особенно ко временам христианским. «Живущие в Вавилоне, – говорит первый, – обучаемы были говорить это (т.е. стихи 2 и 3), чтобы возбуждалось в них желание возвратиться и стремление совершать служение по закону». По мнению св. Афанасия – «слова 11 стиха имеют приложение к Иудеям, отведенным в плен». «Псалом предвозвещает, – говорит бл. Феод., – не только призвание Иудеев, но и спасение целой вселенной; точилами же пророк называет церкви». 2 . Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил. «Селениями, – говорит св. Афан., – называет по местам основанной святой Божии церкви; к ним-то стремится боголюбивая душа». «К нам, – говорит бл. Феод., – преимущественно относится сие пророчество; потому что предрекает многие будущие селения, именует многие точила и упоминает также о многих жертвенниках, тогда как Иудеи имели один храм, а подобно и один жертвенник». 3 . Желает и скончавается 496 душа моя во дворы Господни. С Евр.: «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому». Словом: скончавается – выражается пламенное, чрезмерное желание быть во дворах Господних, т.е. в Церкви Божией, – такое желание, от неудовлетворения которого душа чувствует, что она лишена необходимого, как бы умирает. Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Т.е. «телом и духом посвятил я себя на служение Богу живому и истинному. Сказано же: Богу живому – в отличие от идолов, как мертвых, сделанных из вещества неодушевленного» (Св. Афан.). «Не одна душа веселится и радуется, но и тело приобщилось радования, прияв надежду воскресения» (Бл. Феод.). 4 . Ибо птица 497 обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя. С Евр.: «И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, царь мой и Бог мой»! Еврейский текст, по-видимому, дает такой смысл: я в худшем состоянии, нежели самая малая птица, которая, по крайней мере, может свить себе гнездо и кормить в нем птенцов своих под кровлею храма, у алтарей Твоих, Господи сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 22 Псалом Давиду. «Предложенный псалом, – говорит св. Афанасий, – воспевается от лица язычников, которые восхищены тем, что их пасет Господь, и описывает также таинственную трапезу, какую предложил им Сам пасущий их». Время и случай написания сего псалма неизвестны. 1 . Господь пасет 162 мя, и ничтоже мя лишит. С Евр.: «Господь пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться». Т.е. потому самому, что пасет меня Сам Господь Бог, великодаровитый Пастырь, я не буду ни в чем нуждаться, не буду в лишении, в скудости. Само собою предполагается другое состояние – скудости, лишения, духовной бедности без Господа, жалкое состояние падшего человека, коему нужны, и даются небесным Пастырем – следующие блага, в сем псалме показанные: 1) тучная пажить; 2) чистые и покойные воды; 3) обращение или приведение в стадо Христово; 4) ведение по пути правды; 5) сохранение в опасных местах; 6) защита от врагов; 7) пища и блага для души; 8) место покоя и блаженства. Все это выражает духовные блага. 2 . На месте злачне, тамо всели мя и проч. «Злаком называет здесь священное учение Божественных словес; потому что Пастырь сей сначала питает словом, а потом предлагает таинственную снедь» (Бл. Феод.). «Под водою покойною, – говорит св. Афан., – можно разуметь воды св. крещения, как очищающие от греховного бремени». То же и бл. Феод. С Евр.: «Он покоит меня на злачных пажитях, и водит меня к водам тихим». 3 . Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего. Т.е. с пути неправды, лжи, порока и греха обратил на путь правды, истины и добродетели. С Евр.: «Подкрепляет душу мою; направляет меня на стези правды ради имени Своего». Т.е. по единому благоволению, ради проявления и прославления имени Своего, а не ради заслуг и дел человеческих. 4 . Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла. Смертною или смертоносною тению вообще назывались места мрачные и опасные, где можно было найти смерть, отселе смертные бедствия и несчастия. Но кого пасет сам Господь, тот получает помощь от Него и в великих бедствиях, смертных опасностях. Жезл Твой, и палица Твоя, та мя утешиста. Как пастух, имея при себе посох, спокоен, не боится зверей и врагов, так и верующий спокоен, имея при себе жезл и палицу Христовы. Св. Афан. под жезлом разумеет силу Божию вразумляющую, а под палицею – помощь, оказываемую в утешении. «Жезл (Христов), – говорит бл. Феод., – подкрепляет мою немощь, а палицею руководит на правый путь. Посему не погрешает, кто так именует спасительный крест; потому что печатию и воспоминанием оного освобождаемся от враждебных демонов и руководимся на истинную стезю». С Евр.: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010