5 . Не убоишися от страха нощного, от стрелы летящия во дни. С Евр.: «Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем». – «Избегаешь и ночью угрожающих козней, и днем совершаемых вражеских нападений» (Бл. Феод.). «Стрелою, – говорит св. Афан., – наименовал теперь какую-то нечистую силу». Халд. перев.: «от стрелы ангела смерти, летящей днем» 531 . 6 . От вещи 532 во тме преходящия, от сряща 533 и беса 534 полуденного. С Евр.: «Язвы, ходящей в мраке, заразы, опустошающей в полдень». Т.е. живущий под защитою Всевышнего не убоится какого-нибудь ночного несчастного дела, бедственного случая и беса полуденного. «Бесом полуденным, – говорит св. Афанасий, – пророк называет духа уныния». – «Выражение: бес полуденный, – поясняет бл. Феод., – пророк употребил согласно с принятым у многих мнением; потому что и злокозненному человеку естественно устремляться на кого-либо по принятии им пищи и по насыщении, как на готовую добычу. Т.е. охраняемый Богом отженет от себя страх, не будет приходит в боязнь среди полудня, но избежит демонских наветов, пользуясь помощию свыше» (Бл. Феод.). 7 . Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится. С Евр.: «Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится». «Пророк говорит, что если с правой и левой стороны у тебя выйдет бесчисленное множество (врагов), тебе не будет никакого вреда» (Бл. Феод.). Св. Афанасий разумеет «множество лукавых сил, устремляющихся к сокрушению добродетели». 8 . Обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Т.е. при помощи Божией, не только не потерпишь никакого вреда от нападающих нечестивцев, но напротив, только будешь смотреть своими глазами, и видеть воздаяние им от Господа. То же в Еврейском. 9 . Яко Ты, Господи, упование мое, Вышнего положил еси прибежище Твое. По мнению бл. Феод., здесь в составе речи не достает слова: сказал: Ты, Господи, упование мое. Потому так печется о тебе Господь, что ты сказал: Ты, Господи, мое упование, т.е. потому, что сам решился отдать всего себя в волю Божию и на Него Единого возложил упование свое, таким образом ты Всевышнего соделал единственным прибежищем. По мнению св. Афанасия – здесь «дух человека Божия и Дух пророческий, ответствуя друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога». С Евр.: «Ибо Ты сказал: Господь упование мое; Всевышнего ты избрал прибежищем своим» 535 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

6 . Славу и велелепие возложиши на него. Возложить славу или великолепие на кого-нибудь значит – соделать славным и великим. «Ты соделал его знаменитым, высоким и достойным удивления» (Бл. Феод.). С Евр.: «Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие». 7 . Возвеселиши его радостию с лицем Твоим. С лицем Твоим – по св. Афанасию – с «Сыном Божиим». Симмах перевел: пред лицом Твоим, – т.е. «возвеселится он и будет иметь непрестанную радость, сподобившись лица, т.е. благоволения Твоего» (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостию лица Твоего». 9 . Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим. Т.е. да поразит рука Твоя врагов Твоих. В таком смысле это выражение употребляется в Св. Писании (См. 1Цар. 31:3 ; 3Цар. 13:24 ). Симмах перевел: «рука Твоя обымет всех врагов Твоих». С Евр.: «Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет (всех) ненавидящих Тебя». 10 . Положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего. Т.е. врагов Твоих соделаешь подобными разженной печи, будут гореть они, как горит печь, или как дрова в печи. «Сказал же, – говорит бл. Феод., – во время лица Твоего – вместо: во время гнева Твоего». С Евр.: «Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь». 11 . Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих. «Потомков наименовал семенем и плодом», говорит бл. Феод. По св. Афан., под плодом здесь разумеются «лукавые слова и помышления Иудеев, злоумышления их, уничтоженные воскресением, также учения и безбожные определения, которые по кончине их, Бог, как благий, предаст погибели, а под семенем – лукавые помыслы». 12 . Яко уклониша на Тя злая. С Евр.: «Ибо они предприняли против Тебя злое»; «потому что противу Тебя воздвигли язык и изрекли слова хульные» (Бл. Феод.). Т.е. нечестивые будут обременять Тебя своими злоумышлениями, которые впрочем они не возмогут составити, т.е. не возмогут исполнить. Симмах: «помыслили помышления невозможные».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

3 . Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне (в неразумие мне). «Должно читать, – говорит св. Афанасий, – с знаком препинания. Показывает же (т.е. Спаситель) нам, что плод молитвы не бесполезен; ибо сказано: не в безумие мне, т.е. знаю, что как скоро воззову, Он услышит». «День и нощь взывал Я непрестанно и не мог умолчать, а Ты не услышал, но предал страданию. Впрочем знаю тайну сего домостроительства. Ибо сие выражают слова: и не в безумие мне. Уразумел Я, что не напрасно отлагал Ты исполнение прошения, но домостроительствуя в страдании нечто великое и спасительное» (Бл. Феод.). С Евр.: «Боже мой! я вопию днем, – и Ты не внемлешь мне, ночью, – и нет мне успокоения» 153 . 4 . Ты же во святем живеши, хвало Израилево. «Т.е. – во святом теле. Всего же необычайнее то, что совершается страдание, тогда как Ты обитаешь во святом теле сем. Хвалою же Израилевою именует Его пророк, как восхваляемого и песнословимого собственными Своими служителями» (Бл. Феод.). «Обитая во святых, которых ум к Тебе устремлен, соделываешься их похвалою и славою» (Св. Афан.). С Евр.: «Но Ты, Святой, живешь среди славословий Израиля». 5 . С Евр.: «На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их». 6 . С Евр.: «К Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде». 7 . Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей. Т.е. я уничижен, как червь. Св. Афанасий и бл. Феодорит относят это к Спасителю. «Подобно червю, казался Я малозначительным и соделался предметом посмеяния» (Бл. Феод.). Св. Афанасий видит поношение и уничижение Иисуса Христа во время распятия Его на кресте. 8 . Вси видящии Мя поругашамися и проч. Все это исполнилось на Иисусе Христе при распятии. См. Мф. 27:39–47 . (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою». 9 . С Евр.: «Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему». 10 . Исторгий мя из чрева – т.е. чудесно, ибо сказано, что Сам Бог извел, а не по закону естества родился. «Ты создал меня в утробе и потом извлек из нее, и питаясь еще млеком, припадая к матерним сосцам, надежды мои возвергал я на Твою попечительность» (Бл. Феод.). «Единого Христа исторг Бог из Марии, прочие же люди не исторгаются, а исходят» (Св. Афан.). С Евр.: «Но Ты извел меня из чрева; вложил в меня упование у грудей матери моей».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

4 . Даждь им Господи по делом их. «Никто да не подумает, что праведник желает зла врагам, – говорит бл. Феод., – потому сказанное им есть не зложелание, а справедливый приговор; ибо говорит: воздаждь воздаяние их им, т.е. пусть впадут в собственные козни, какие устрояют другим». С Евр.: «Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими». 5 . Яко не разумеша в дела Господня, т.е. эти враги мои потому заслуживают наказания, что невнимательны к делам Божиим, «не захотели приять собственного своего спасения» (св. Афан.); «не пожелали изучить ни слова, ни дела Божия» (бл. Феод,); а потому уверен, что Ты, Господи, разрушишь дела их, как разрушают негодное здание, погубишь их самих без надежды на восстание, «потому что для худых домостроителей полезно разорение лукавого домостроительства» (Бл. Феод.). С Евр.: «За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их, и не созиждет их». 6 . Благословен Господь, яко услыша глас моления моего. Яко услыша. Это пророк узнал, конечно, по откровению свыше, а потому вдруг изменяет прошения свои на славословие и благодарение. 7 . Господь помощник мой, и защититель мой, на Него упова сердце мое; – показывается причина, почему Господь Бог помог Давиду, спас его, – потому, что он сердечно уповал на Него, а таковое упование не посрамляет, благоугодно Господу и благотворно для надеющегося. И поможе ми, и процвете плоть моя. Цветение есть символ благоденствия, радости и счастия; слово же плоть означает и тело и внешнее состояние. Т.е. «избавившись от злостраданий в бегстве, ожил я, расцвел и возвратил себе прежнее здравие вследствие благодушия» (Бл. Феод.). Св. Афанасий, бл. Иероним и другие 184 разумеют воскресение Господа Иисуса Христа и воскресение людей. С Евр.: «Господь крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнию моею». 8 . Господь утверждение людей Своих, и защититель спасений христа Своего есть. «Давид называет себя христом, как царя, – говорит бл. Феод., – потому что имя сие было общее царям, пророкам и священникам». Т.е. его, Давида, помазанного Богом, не раз, а много раз Бог защищал от врагов, как бы щитом покрывал его; много спасений получил от Господа. С Евр.: «Господь – крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

16 . Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина, т.е. «да не подавит меня множество и великость зол» (Бл. Феод.). Ниже сведет о мне ровенник 429 уст своих – да не заключит надо мною колодец своего отверстия. С Евр.: «Да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего». «Упадшие в колодезь, пока отверстие его открыто, имеют еще малую некую надежду освободиться оттуда; но когда и оно закладено, отчаяваются в спасении. Потому, не откажи мне в спасении, Владыка; не заключай для меня двери человеколюбия» (Бл. Феод.). 17 . С Евр.: «Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя, по множеству щедрот Твоих призри на меня». 18 . С Евр.: «Не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня». 19 . Враг моих ради избави мя. Ради поношений, какие терплю от врагов, избави меня (Бл. Феод.). «Тою обидою, какую претерпели мы от мысленных врагов, преклоняет (Иисус Христос) Отца на милость к нам» (Св. Афан.). С Евр.: «Приблизься к душе моей, избавь ее; ради врагов моих спаси меня». 20 . С Евр.: «Ты знаешь поношение мое, стыд мой и посрамление мое: враги мои все пред Тобою». 21 . Поношение чаяше 430 душа моя и страсть. Т.е. кроме поношения и страдания ничего не ожидаю для себя; или: со страхом ожидаю только поношений и страданий. И ждах соскорбящего, и не бе и проч. Т.е. ожидал, кто бы соскорбел мне, разделил мою скорбь, – и не было; ждал утешителя, и не находил. С Евр.: «Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог; ждал сострадания, но нет его, – утешителей, но не нахожу». 22 . И даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша ма оцта. Оцт – уксус. Т.е. «и самую пищу сделали для меня горькою и неприятною» (Бл. Феод.). Буквально исполнилось с Спасителем на кресте ( Мф. 27:34 ). С Евр.: «И дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом». 23 . Да будет трапеза их пред ними в сеть, и в воздаяние и в соблазн. С Евр.: «Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их – западнею». «Сим изображает, – говорит св. Афанасий, – что постигнет Иудеев по страдании Его (Спасителя). И как бы так говорит: потерпят они то самое, что уготовляли для Меня, желая, чтобы Я испытал это». «Их веселие перемени, Владыка, в бедствия, пусть и сами впадут в то же, что делали другим; ибо трапезою пророк назвал веселие, а сетию – наказания» (Бл. Феод.). «Эти слова, – говорит бл. Август., – не желающего, а пророчествующего» 431 . Здесь и далее предсказывается, чтó постигнет врагов Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

131 . Уста моя отверзох, и привлекох дух, яко заповедей Твоих желах. «Устами, – говорит бл. Феод., – называет здесь пророк сердечное усердие; потому что оно привлекает благодать Духа. Узрев, что желаю заповедей Твоих, сподобил Ты меня благодати Твоей». С Евр.: «Открываю уста мои, и вздыхаю; ибо заповедей Твоих жажду». – Слова пророка означают сильнейшее желание познать и исполнить закон Божий, подобно тому, как утомленный зноем путник отверзает уста для принятия свежего воздуха. 132 . Призри на мя и помилуй мя, по суду лубящих имя Твое. С Евр.: «Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое». Т.е. «умоляю и о мне дать то же определение, какое даешь о любящих Тебя» (Бл. Феодорит). Как определил миловать и прощать любящих Тебя, так и меня снабди той же милости (Св. Афан.). 135 . Лице Твое просвети на раба Твоего. С Евр.: «Осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим». «Под явлением лица Божия, – говорит бл. Феод., – разуметь должно прекращение горестей и подаяние благ».Святый Афанасий под лицом Божиим разумеет Сына Божия, потому что Он есть образ Отца, а под оправданием – новый завет. Ст. 136. Исходища водная изведосте очи мои, понеже не сохраних 623 закона Твоего. С Евр.: «Из глаз моих текут потоки вод от того, что не хранят закона Твоего». «Много пролил я слез, оплакивая преступающих закон Твой» (Свят. Афан.). «Исходищами водными пророк назвал множество слез» (Бл. Феод.). 138 . Заповедал еси правду свидения Твоя, и истину зело. С Евр.: «Откровения Твои, которыя Ты заповедал, правда и совершенная истина». Под свидениями разумеется закон Божий, который проявляет правду в обещании наград и наказаний, а истину в том, что подтверждает это делами» (Бл. Феод.). 139 . Истаяла 624 мя есть ревность Твоя. С Евр.: «Ревность моя снедает меня, потому что мои враги забыли слова Твои». «Не просто приходил в ревность, но истаял от ревнования по Тебе, если видел забывающих словеса Твои» (Свят. Афан. Под. Пс. 68:10 ; Ин. 2:17 ). 140 . Разжжено слово Твое зело. С Евр.: «Слово Твое весьма чисто». Разжжено – «испытано, беспримесно, не содержит в себе ничего укоризненного» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 14 В конец, псалом Давиду. С Евр.: «Псалом Давида». «В настоящем псалме, – говорит бл. Феод., – пророк кстати предлагает увещание и представляет образ жизни, какую должны вести благопокорные Богу, и сподобившиеся от Него помощи». «Давид воспевает псалом сей, – говорит св. Афанасий Ал., – научая, что может привести человека к приобретению блаженного жребия». 1 . Господи, кто обитает в жилищи Твоем? или кто вселится во святую гору Твою? «Жилищем Божиим пророк называет храм, а горою святою – Иерусалим», говорит бл. Феодорит; или, по св. Афан. – «небесные селения» ( Апок. 21:3 ). С Евр.: «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей»? 2 . Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем. Т.е. тот может обитать в жилище Божием и унаследовать небесное блаженство, кто идет по чистому пути добродетели, без порока; или, по св. Афан. – «идет непорочным путем, который есть Христос», делает правду, и у коего истина не в уме только, но и в сердце, кто действительно любит истину. 3 . Иже не ульсти языком своим, и не сотвори искреннему своему зла. Кто не обманывает языком, не делает зла и поношения не прият на ближния своя, т.е., по бл. Феод., не только не посмевается над ближними, впадшими в какое-либо бедствие, но и принимает участие в их печали; бл. Августин: кто не верит безрассудно поносителям, доносчикам. С Евр.: «Кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла, и не принимает поношения на ближнего своего». «Соблюдая строгую последовательность, – говорит бл. Феод., – пророк сперва упомянул о сердце, потом о языке, и за тем уже о самом действии; потому что делу предшествует слово, а слову – мысль». 4 . Уничижен есть пред ним лукавнуяй. Уничижен – ни во что ставится, презирается; лукавнуяй – поступающий коварно, со злостию. Т.е. тот будет обитать в небесных селениях, кто почитает жалким нечестивого человека, «хотя бы он во всем успевал, наслаждаясь высочайшим благоденствием» (бл. Феод.); боящыяжеся Господа славит, т.е., напротив, хвалит, превозносит людей богобоязненных; кто клянется искреннему, т.е. ближнему своему, и не отметается – не изменяет своей клятве; что обещает, то свято исполняет. С Евр.: «Тот, в глазах коего презрен отверженный (Богом), но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 112 Аллилуиа. «В сем псалме, – говорит св. Афан., – научается народ новый непрестанно возносить песнопение Избавителю, а также изображается и призвание всех народов». Псалом сей и следующие за ним пять псалмов у Евреев называются: «Великое аллилуиа», и обыкновенно пелись в пасхальную ночь по снедении агнца. Евсевий в надписи читал: Псалом Аггея и Захарии, что некоторым толковникам подало повод думать, что сей псалом написан по возвращении из плена, как благодарственная песнь Богу 603 . 1 . Хвалите, отроцы, Господа. «Отроками, – говорит бл. Феод., – называет здесь пророк не юных, как предполагают иные, но рабов»; по Афан. – христиан, по Злат. – всех. «Слова: хвалите имя Господне – указывают, – говорит св. Злат., – на то, чтобы имя Божие прославлялось чрез нас, чтобы оно было явно хвалимым и посредством нашей жизни». 2 . С Евр.: «Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек». 3 . От восток солнца до запад хвально имя Господне. «Псалом предвозвещает Боговедение, сообщенное язычникам по вочеловечении Единородного» (Бл. Феод.). «Хвально уже не в Палестине, не в Иудеи только, но во всей вселенной. А когда это сбылось, как не тогда, когда стала процветать наша Церковь ?» (Св. Злат.). 4 . С Евр.: «Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его». 5 . С Евр.: «Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте». 6 . С Евр.: «приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю». 7 . Воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога. С Евр.: «Из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего». Т.е. возвышает и делает славными людей из униженного состояния, напр. Моисея, Давида, Даниила, Иова; или: язычников и вообще людей из бедного состояния, униженного грехом, Бог поднимает и возвышает (Св. Злат., св. Афан. и бл. Феод.). 8 . С Евр.: «Чтобы посадить его с князьями, с князьями народа его». 9 . Вселяя неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуся. С Евр.: «Неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях»? Так напр. Сарру, Ревекку, Рахиль, Анну, Сампсонову матерь, и Елизавету, бывших бесплодными, соделал матерями чад (Бл. Феод.). «Нечто подобное, – говорит св. Злат., – произошло и с Церковию: Она была неплодною, но стала материю многих детей» ( Ис. 54:1 . Сн. Гал. 4:27 . Так же разумеют св. Афанасий и бл. Феодорит). Читать далее Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский./Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 143 Псалом Давиду, к Голиафу. «В некоторых списках, – говорит бл. Феод., – находил я в надписании прибавленным к Голиафу. Но не нашел сего ни в Еврейском тексте, ни у других переводчиков, ни у LXX в экзаплах. Содержание же псалма следующее: о том, что по возвращении из Вавилона восстанут на Иудеев народы, упоминали многие пророки, пространнее других говорит о сем Божеств. Иезекииль ( Иез. 38:8–9, 21–22 ). Это предвещает и настоящий псалом – ст. 5 и 6». В Русской Псалтири: «Давида. (Против Голиафа)». 1 . Научаяй руце мои на ополчение. Т.е. дающий силу преодолевать врагов, воздвигать трофеи, – побеждать врагов видимых и невидимых (Злат.). «Приличествует и нам, – говорит бл. Феод., – потому что, по освобождении от диавольского мучительства, научены мы Богом, как вести брань, делая руками правду, а перстами полагая на челе печать креста». С Евр.: «Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани». 2 . Повинуяй люди моя под мя. «Это, – говорит бл. Феод., – приличествует Зоровавелю и священнику Иисусу; потому что они были тогда вождями народа». Св. Златоуст разумеет Давида. С Евр.: «Милость моя и ограждение мое, прибежище мое и избавитель мой, щит мой, – и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой». 3 . Господи, что есть человек, яко познался еси ему? или сын человечь, яко вменяеши его? С Евр.: «Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание»? – «Следовательно, – говорит св. Злат., – велик должен быть тот, кто познает Бога, или лучше, будет познан от Него, не только этот, но и тот, кому Бог откроет Себя. Посему, весьма хорошо сказали семьдесят толковников: познался еси ему, выражая, что не мы открыли Его, но Он Сам открыл Себя нам»... Впрочем, замечает св. Злат., что в словах: что есть человек – говорится о человеческой природе. «Правда, – говорит он, – велика и природа человеческая; велика, но если иметь в виду познание, какого она удостоилась, то в сравнении с ним она весьма не совершенна». Сн. Пс. 8:5–7 ; Евр. 2:6–8 . «Весьма удивляюсь, говорит пророк, безмерному Твоему человеколюбию, потому что Ты, Бог и Создатель всех, столько попечения прилагаешь о сем ничтожном живом существе» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 35 В конец, отроку 243 Господню Давиду. «Давид привнес, – говорит бл. Феод., – в слова псалма и Богословие и пророчество; почему надписание и отсылает читателя к концу». По мнению сего толкователя, псалом сей написан после того, как Давид, нашед Саула спящим, не только не погубил, но и другим запретил умерщвлять его. Саул, по-видимому, примирился с Давидом, но после, по наущению злых людей, снова стал преследовать его (1Цар. XXVI). В это-то время бл. Давид написал псалом сей, осуждая живущих порочно и возвещая на все простирающийся промысл Божий (Бл. Феод.). «Настоящий псалом, – говорит св. Афан., – содержит в себе обвинение в гордости и обличение в злобе народа Иудейского, а также песнопение во славу праведных судов Божиих, и еще благодарение Отцу за благодеяния, явленные в Иисусе, сверх сего этого – молитву, предохраняющую от падения в гордыню. 2 . Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: несть страха Божия пред очима его. «Воспитанный в злобе думает, что никто не видит сокровенных замыслов души его. Сказано: глаголет, вместо: думает или предполагает... Решившись однажды преступить закон, удаляет от очей своих страх Божий» (Афан.); или: «потому так решается грешить, что нет страха Божия в душе его» (Бл. Феод.). С Евр.: «Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его». 3 . Яко ульсти пред ним обрести беззаконие свое, и возненавидети. Т.е. он сам себя обманывает, что открывает беззаконие свое, чтобы возненавидеть или отвергнуть его. «Добровольно он остается в неведении, не имея охоты поверить дела свои, и возненавидеть сделанное худо» (Св. Афан. и блаж. Феодор.). С Евр.: «Ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его». 4 . Не восхоте разумети еже ублажити 244 . Не хочет знать т.е. закона и страха Божия, чтобы делать доброе. «В словах его нет истины, соплетены они лестию; не хочет знать, что прилично» (Бл. Феод.). С Евр.: «Слова уст его – неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010