14 . С Евр.: «Нечестивые обнажают меч, и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем». 15 . Меч их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся. «Мечем и луком, – говорит бл. Феод., – пророк назвал различные казни», которые постигают нечестивых, но которые они готовили праведникам ( Пс. 7:16 ). 16 . Лучше малое праведнику и проч. Иметь одно необходимое и быть правдивым лучше беззаконного богатства и неправедного изобилия (бл. Феод.); «малая милость Господня выше всякого богатства в мире» (Афан. Алек.). С Евр.: «Малое у праведника лучше богатства многих нечестивых». 17 . Зане мышцы грешных сокрушатся. Мышцы, т.е. сила нечестивых сокрушится, а праведные хотя и колеблются демонами и людьми, но поддерживаемые Божеств. благодатию стоят и превозмогают встречающиеся с ними напасти (Бл. Феод.). 18 . Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет. Весть Господь, т.е. «одобряет, чтит» (Афан.); достояние их – достояние святых есть вечное царство небесное. 20 . Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша. «Пророк говорит, что люди, богоненавистные по своим беззакониям, после того, как цвели они несколько времени, и казались знаменитыми и славными, исчезли на подобие дыма» (Бл. Феод.). С Евр.: «А нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут». 21 . Заемлет грешный, и не возвратит. По Афанасию, «грешник получает благодеяния от Господа и не воздает благодарением, напротив праведник воздает щедротами, подражая своему Владыке». Таковы были Иудеи по отношению к св. Апостолам, Саул – к Давиду (Бл. Феод.). С Евр.: «Нечестивый берет взаймы и не отдает; а праведник милует и дает». 23 . От Господа стопы человеку исправляются. Стопы исправляются – т.е. Сам Господь управляет путями праведных, руководит, помогает, восстановляет (Бл. Феод.). С Евр.: «Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его». 24 . С Евр.: «Когда он будет падать, не упадет; ибо Господь поддерживает его за руку».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

9 . Слышите людие Мои, и засвидетельствую вам. Т.е. слушайте людие Мои, засвидетельствую вам, т.е. торжественно заверяю или открываю, что (ст. 11) Я именно Тот Самый Бог, Который вывел вас из Египта. «Предлагает народу, – говорит св. Афан., – увещание, чтобы соделался он послушным Богу». «Познав опытом Мою силу, с готовностию приими предписываемые тебе Мною законы. Сей опыт служит для тебя свидетельством, предвещающим тебе наказание за непокорность и пользу благопокорности» (Бл. Феод.). С Евр.: «Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе; Израиль! о, если бы ты послушал Меня»! 10 . С Евр.: «Да не будет у тебя иного бога, и не покланяйтесь богу чужеземному». 11 . Разшири уста твоя, и исполню я. Т.е. повинуясь Мне, проси, и Я удовлетворю твои желания. Образ речи взят, по-видимому, с малых пернатых птенцов, которые, при приближении матери, открывают рот, дабы принять от нее пищу. «Соделай себя благопокорным и, соблюдая благопокорность, приимешь обилие благ» (Бл. Феод.). «Бог покоряющимся Ему, – говорит св. Афан., – обещает и чувственныя и духовныя снеди». С Евр.: «Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их». 12 . С Евр.: «Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне». 13 . И отпустих я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниих своих. С Евр.: «Потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам». Т.е. попустил Евреям водиться собственными помыслами, подобно ладие без груза и без кормчего» (Бл. Феод. Под. Рим. 1:24 ). 14 . С Евр.: «О, если бы народ Мой слушал Меня, и Израиль ходил Моими путями»! 15 . Ни о чесомже убо враги его смирил бых. С Евр.: «Я скоро смирил бы врагов их, и обратил бы руку Мою на притеснителей их». «Речение: ни о чесомже, – говорит бл. Феод., – означает удобство, т.е. без усилия и труда, в одно мгновение мог бы Я (говорит Господь) навести гибель на их врагов (ст. 14), если бы они (Евреи) держались Моих внушений и следовали Моим заповедям» (Бл. Феод.). 16 . Врази Господни солгаша Ему, и будет время их в век. Т.е. «поскольку (Еврейский) народ солгал Господу, то настанет для него время наказания, и это есть время будущего века» (Св. Афан.). «Временем пророк называет бедствия, – говорит бл. Феод., – ибо так имеют обычай говорить Сирияне и Евреи; так многие и у нас называют бедствия. Посему сказует, что Иудеи не на какое-либо определенное время подвергнутся сим бедствиям, но на век останутся лишенными Божией попечительности». С Евр. иначе: «Ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

14 . Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах. Под ближним и братом бл. Феод. разумеет Саула, коему Давид старался угождать, а св. Афанасий – народ Иудейский. Т.е. «как брату или другу старался я оказывать им благодеяния, желая уврачевать. Потому и плакал о них». С Евр.: «Я поступал, как бы это был друг мои, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать». 15 . И на мя возвеселишася и собрашася, т.е. вместо благодарности за мои благодеяния, за мои к ним дружеские отношения, они собрались на меня, издеваются надо мною, радуются моим несчастиям; собрашася на мя раны, и не познах 237 – «наносили мне раны, а я не знал, и не находил никакой в себе вины» (св. Афанасий); «нападали внезапно, покушаясь захватить, когда я и не знал об опасности» (Бл. Феод.). Разделишася и не умилишася 238 , «т.е. обманувшись в надежде, и будучи рассеяны, не раскаялись в том, что умыслили худого, но опять обратились к тому же» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, разделишася – слушавшие проповедь о Христе – одни были на стороне Иудеев, а другиесв. Апостолов ( Деян. 14:4 ); и когда происходило сие, – не умилились они, не уразумели – против кого это делается. С Евр.: «А когда я претыкался, они радовались и собирались, собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили, и не переставали». 16 . Искусиша мя – испытали меня гонениями и оскорблениями, подражниша 239 мя подражнением, – оскорбляли меня насмешками, злобным смехом, поскрежеташа на мя зубы своими. «Т.е. испытали все способы, говорит пророк, намереваясь насытить ярость свою: иногда покушались уловить меня обманчивыми словами, а иногда скрежетали, рыкая по-львиному» (Бл. Феод.). С Евр.: «С лицемерными насмешками скрежетали на меня зубами своими». 17 . Господи, когда узриши? «Вопрошает не в виде жалобы, – говорит бл. Феод., – но желая помощи, т.е. «когда явишься и защитишь обиженного?» Устрой душу мою от злодейства их – «соделай, чтобы душа моя преодолела все их ухищрения». От лев единородную 240 мою. Львами называются здесь враги Давида за их зверскую и свирепую злобу; единородную – одинокую. Т.е. спаси меня, Господи, от злодейства моих врагов, спаси от этих свирепых львов одинокую, среди других, лишенную всякой человеческой помощи, мою душу (Бл. Феод.). «Львами, – говорит св. Афан., – называет или лукавые сопротивные силы, которые едва не рыкали на Христа, или, может быть, самих вождей Иудейских. Душу же свою называет единородною, употребив слово: единородный, вместо возлюбленный, потому что единородное чадо бывает всегда в большей любви». С Евр.: «Господи, долго ли будешь смотреть (на это)? Отведи душу мою от злодейств их, от львов – одинокую мою».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

50 . Путесотвори стезю гневу Своему. С Евр.: «Уровнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве». «Т.е. человеколюбие не воспрепятствовало наказанию, но дало место праведному вразумлению» (Бл. Феод.). «Дал исход гневу Своему». Душ их, т.е. Египтян» (Св. Афан.). 51 . Порази начаток всякого труда их в селениих Хамовых. С Евр.: «Поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых». Под начатками труда бл. Феод. разумеет также первородных. «Селениями же Хамовыми, – говорит он, – назвал Египет; потому что сын Хамов – Месрем, а Месрем – Египет» (в Евр. Мицраим). 52 . С Евр.: «И повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею». 53 . И настави я на упование, и не убояшася, и враги их покры море. С Евр.: «Вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море», т.е. Египтян покрыло Чермное море. «Твердо повелел уповать на Него (Господа), и не приходить в боязнь» (Бл. Феод.). 54 . И введе я в гору святыни Своея, гору сию, юже стяжа десница Его. С Евр.: «И привел их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его». Т.е. «дал им землю, какую обетовал. Ибо горою Сион пророк означил всю землю» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, под горою здесь «разумеется Иерусалим, и в последствии созданный в нем храм под Десницею Отчею – Христос, предшествовавший народу и давший ему по жребию землю обетования». 55 . Изгна от лица их языки, т.е. «амморея, – поясняет св. Афан., – хеттея и прочие народы. И по жребию даде им (землю) ужем 481 жребодаяния, изгнав и истребив оные семь народов; потому что Израильтяне наследовали города и домы изгнанных» (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Прогнал от лица их народы, и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их». 56 . С Евр.: «Но они еще искушали и огорчали Бога всевышнего, и уставов Его не сохраняли». 57 . Превратишася в лук развращен 482 – в лук кривой. Как лук искривленный не может дать правильного направления пущенным стрелами, так и Евреи, «утратив правоту ума, не воспользовались, как должно, Бож. благодеяниями; что могло служить к их пользе, то обратили в повод ко вреду» (Бл. Феод.). С Евр.: «Отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук». Под. Ос. 7:16 ; Иер. 9:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 57 В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание. С Евр.: «Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида». «Настоящий псалом, – говорит св. Афан., – имеет одинаковое содержание с предыдущим, лучше сказать, с ясностию означает, какой был конец восстававшим на Спасителя». «Псалом сей, – говорит бл. Феод., – описывает лукавство Саула и лживость слов его. Не раз поклявшись прекратить вражду, нарушал он клятву и старался уловить Давида. Прилагает же опять к надписанию: да не растлиши; потому что Давид, двукратно имев Саула в руках, не восхотел умертвить его». 2 . Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите сынове человечестии. Давид, сознавая себя невинным, обращается с сими словами к Саулу и его советникам, и их делает судиями в своем деле. Будьте сами судиею того, что вы делаете, и сами произнесите правый приговор о том, справедливо ли вы меня гоните? (Бл. Феод.). С Евр.: «Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие»? По св. Афан. – речь эта обращена к врагам Христовым, которые казались ревнителями правды и закона; но судили несправедливо». 3 . Ибо в сердце беззаконие делаете, на земли неправду руки вашя сплетают. С Евр.: «Беззаконие составляете в сердце, кладете на весы злодеяния рук ваших на земле». – Т.е. вы только на словах ревнуете о правде, а на самом деле нарушаете правду; слова хороши, а в сердце и на деле – беззаконие (Св. Афан. и бл. Феод.). 4 . Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу. С Евр.: «С самого рождения отступили нечестивые; от утробы матери заблуждают, говоря ложь». – «Издавна отступив от истины, вы возлюбили ложь. Пророк присовокупил: от ложесн, от чрева; потому что Бог и до создания знал дела их» ( Иер. 1:5 ; Ис. 48:8 . Бл. Феод.). Или: потому вы не можете говорить правду, что испорчены с юности, развращены от утробы матерней, след. знакомы только с ложью и злом, а не с правдою и истиною. – Св. Афан. относит к врагам Спасителя, а бл. Феод. к врагам Давида. 5 . Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха, и затыкающего ушы свои. С Евр.: «Яд у них, как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 60 В конец, в песнех, Давиду псалом. С Евр.: «Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида». «Давид приносит (в сем псалме), – говорит св. Афан.,благодарение Богу за себя и за народ, спасенный по вере, и дает обет и в вечных обителях немолчно воссылать хвалу». По мнению бл. Феод., Давид в сем псалме научает Евреев, пребывающих в плену, какую молитву надлежит принести Богу. 2 . С Евр.: «Услышь, Боше, вопль мой, внемли молитве моей»! 3 . От конец земли к Тебе воззвах, внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя еси, наставил мя еси. С Евр.: «От конца земли взываю к Тебе, в унынии сердца моего: возведи меня на скалу, для меня недосягаемую». «Поскольку Вавилон отстоял от Палестины, – говорят св. Афан. и бл. Феод., – на много дневных переходов: то отведенные в рабство и поселенные в земле Вавилонской полагали, что обитают на крайних пределах вселенной». Еврейский народ, находящийся в Вавилонском плену, «умоляет Бога о том, чтобы от Него иметь утешение; потому что, болезнуя и оплакивая отяготевшие на нем бедствия, пользовался он помощию Божиею и преодолевал врагов» (Бл. Феод.). На камень вознесл мя еси, т.е. даровал мне безопасность. См. Пс. 17:3, 34 . «Показывает, – говорит св. Афан., – что скоро был услышан», «не обманулся в надежде» (Бл. Феод.).Св. Афан., бл. Иерон. и другие под камнем разумеют Мессию – Христа Спасителя, Который называется камнем. 4 . Яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия. С Евр.: «Ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага» «Ты стал для меня стеною и ручательством, что ничего не потерплю от злотворных врагов» (Св. Афан.). 5 . Вселюся в селении Твоем во веки, покрыюся в крове крил Твоих. С Евр.: «Да живу я вечно в жилище Твоем, и покоюсь под кровом крыл Твоих». «Селением Божиим, – говорит бл. Феод., – именует Иерусалим; потому что в нем Бог являл Свое присутствие Иудеям. Посему, пророк говорит: когда сподоблюсь возвращения, неисходно буду пребывать в храме Твоем и пользоваться Твоим промышлением. Крылами называет попечение Божие, а слово: во веки – употребил вместо: непрестанно». – Св. Афанасий под селением Божиим разумеет горние селения.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 148 Аллилуиа, Аггеа и Захарии. Последних слов: Аггеа и Захарии – нет в Еврейском тексте, но есть в Греческом Римского издания и в некоторых древних Псалтирях, также у Августина и Иеронима 708 . Певец, пламенея ревностию к песнословию, всю вселенную, все твари призывает славословить Господа. 1 . Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Здесь, по мнению бл. Феод., пророк разумеет два неба, – небо, сотворенное вместе с землею, и другое посреде вод и названное твердию. Пророк приглашает петь Ангелов, обитающих в том и другом небе. «Он разумеет здесь, – говорит св. Злат., – Херувимов, Серафимов, Господства, Начала, Власти». 2 . С Евр.: «Хвалите Его все Ангелы Его, хвалите Его все воинства Его». 3 . С Евр.: «Хвалите Его солнце и луна, хвалите Его все звезды света». 4 . Хвалите Его небеса небес. «Пророк, – говорит св. Злат., – не означает здесь множество небес, но выражает одно и то же небо небесе ( Пс. 113:24 ). На Еврейском языке небо обыкновенно называется небесами. Бессловесная тварь прославляет Бога своею красотою, расположением, величием, свойствами, употреблением, служением, постоянством, пользою». 5 . С Евр.: «Да хвалят имя Господа, ибо Он (сказал, и они сделались), повелел, и сотворились». 6 . Постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимо идет. С Евр.: «Поставил их на веки и веки, дал устав, который не прейдет». «Этим пророк показывает, что Бог и поддерживает сотворенное» (Злат.). «Не только создал, но не перестает и промышлять о сем; потому и продолжают твари бытие, сколько Ему угодно». Под повелением разумеются непреложные законы, коим неуклонно повинуются твари (Бл. Феод.). 7 . Змиеве и вся бездны, т.е. киты и водные бездны ( Пс. 103:26 . Злат. и бл. Феод.). С Евр.: «Хвалите Господа от земли великие рыбы и все бездны». 8 . Дух бурен – сильный ветер (Бл. Феод.). Творящая слово Его. Т.е. «приводит Божие повеление в исполнение с великою покорностию» (Злат.). «Покорствуют Божию мановению, последуя Его изволению» (Бл. Феод.). С Евр.: «Огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

11 . С Евр.: «Отврати лице Твое от грехов моих, и изгладь все беззакония мои». 12 . Сердце чисто созижди во мне, Боже. По вере в Господа, благодатию Божиею, дается верующему сердце ново и дух нов ( Иез. 36:26 ), так что человек делается новою тварию ( 2Кор. 5:17 ), а потому Давид и молит о создании в нем нового, чистого сердца. И с Евр.: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже». – Дух прав обнови во утробе моей. С Евр.: «внутри меня». «Это значит, – говорит св. Афан., – то же, как если бы сказать: приведи в безопасность ум мой, чтобы уже нелегко было ему впасть в грех». – «Просит, – говорит бл. Феод., – обновить поврежденное сердце и укрепить разумную силу, чтобы идти ему путем Божественным». 13 . Не отвержи мене от лица Твоего, т.е. «не лиши Своего попечения. Лицом, – говорит бл. Феод., – назвал здесь промыслительность». 14 . Духом владычним 326 утверди мя, т.е. утверди во мне дух так, чтобы был действительно владычественным над страстями. «Умоляю, чтобы ум восприял прежнее владычество, и, порабощенный страстям, снова возвратил себе власть над ними» (Бл. Феод.). С Евр.: «Возврати мне радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди меня». 15 . Научу беззаконныя путем Твоим, т.е. когда буду прощен, очищен, обновлен, получу владычественный ум, тогда научу – буду образцом покаяния и провозвестником Твоей благости (Бл. Феод.). «Снова буду учить законопреступных, чтобы ходили путями Твоими» (Афан.). 16, 17 . Избави мя от кровей. «Снова возносит, – говорит св. Афан., – моление, чтобы избавиться от осквернения, в какое впал убийством Урии, или лучше сказать, избавиться от кровей, т.е. от кровавых жертв, как показывают последующие слова псалма» (ст. 18). Возрадуется язык мой правде Твоей. Симмах перевел: «возглаголет язык мой милость Твою». «Т.е. не буду молчать, получив оставление грехов, но не престану песнословить Тебя, поведая Твои милости» (Бл. Феод. и Афан.). С Евр. ст. 17: «Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою». 18, 19 . Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо. С Евр.: «Ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь». Жертвы. «Поскольку отменил (т.е. имеешь отменить) Ты подзаконные жертвы, которые не могут даровать отпущения грехов, то посему самому принес я Тебе жертву, какую возлюбил Ты, а это – жертва, приносимая покаянием и сердцем сокрушенным» (Афан.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

26 . Пути моя возвестих, и услышал мя еси: научи мя оправданием Твоим. Все поступки мои я открыл Тебе, Владыка (и Ты слышишь меня), умоляю, чтобы в точности дознать мне оправдания Твои (Бл. Феод.). С Евр.: «Объявил я пути мои, и Ты услышал меня; научи меня уставам Твоим». 27 . С Евр.: «Дай мне уразуметь путь повелений Твоих, и буду размышлять о чудесах Твоих». «Приобретши разумение таинств, заключающихся в оправданиях Твоих, и (приобретши) возможность идти путем их, в состоянии буду беседовать и вести слово о чудесах сих оправданий» (Св. Афан.). 28 . Воздрема 614 душа моя от уныния 615 : утверди мя в словесех Твоих. С Евр.: «Душа моя истаевает от скорби; укрепи меня по слову Твоему». Т.е. от туги или уныния душа моя находится как бы в забытьи, преклоняется ко сну, утомлена, расслабела, а потому утверди и укрепи меня. «Учит, – говорит св. Афан., – что невозможно изгнать иначе духа уныния, как только поучением в Бож. словесах». 29 . Путь неправды отстави от Мене. С Евр.: «Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне». 30 . Путь истины изволих, т.е. избрал. С Евр.: «Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои». 31 . С Евр.: «Я прилепился к откровениям Твоим, Господи; не постыди меня». 32 . С Евр.: «Потеку путем заповедей Твоих, когда ты расширишь сердце мое». Т.е. «путем заповедей тек я беспрепятственно, от Тебя пользуясь удобством в сем течении. Ибо это удобство назвал он широтою» (Бл. Феод. Пс. 4:2, 17:37 ). 33 . Законоположи мне, Господи, путь оправданий Твоих, и взыщу и выну. С Евр.: «Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца». «Т.е. укажи, озари путь Твоих оправданий, дабы я шел по нему беспрепятственно» (Бл. Феод.). 36 . Не в лихоимство. Т.е. не допусти, чтобы страсть к любостяжанию овладела мною. С Евр.: «Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти». 37 . С Евр.: «Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем». 38 . С Евр.: «Утверди слово Твое рабу Твоему, ради благоговения пред Тобою». 39 . Отими поношение мое, еже непщевах 616 , яко судьбы Твоя благи. С Евр.: «Отврати поношение мое, которого я страшусь, ибо суды Твои благи». «Вместо: непщевах – Акила и Феодотион, – говорит бл. Феод., – перевели: «укрывался», а Симмах: «которое для меня страшно». Разумеет же здесь пророк поношение, навлекаемое грехом. От сего – то он укрывался, сего страшился. Яко судьбы – правдивые Божии определения – благи. Т.е. отъими от меня поношение греха, потому что не только угрожаешь наказанием согрешающим, но и обещаешь спасение кающимся» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

9 . Сынове Ефремли наляцающе и стреляюще луки, возвратишася в день брани. Т.е. особенно неверны были Богу Ефремляне, поставившие золотых тельцов для поклонения и вовлекшие и другие девять колен в это идолопоклонство. За эту измену, за нарушение завета (ст. 10), Бог лишил (или лишит) мужества этих воинственных людей и искусных стрелков; потому, впав в малодушие, они обратились (или обратятся) назад в день битвы (Бл. Феод.). «Именем одного колена Ефремова, – говорит св. Афан., – означил весь народ Израильский», и разумеет духовную брань. С Евр. 9 и 10 ст: «Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани. Они не сохранили завета Божия, и отреклись ходить в законе Его». 11 . С Евр.: «Забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им». 12 . На поли Танеосе. Танеос (или Танис) или Цоан при Фараонах был главным городом, где Моисей совершал свои чудеса. Эти-то чудеса, столь разительные, забыли неблагодарные Евреи. См. 43 ст. «В Танисе, – говорит бл. Феод., – был дворец Фараонов. Там великий Моисей низводил казни на Египтян». С Евр.: «Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан». 13 . Предтави воды яко мех. «Поскольку по устройству своему мехи могут совершенно удерживать в себе влагу, то пророк удачно приложил сей образ к разделенному морю, показывая тем силу Бож. слова» (Бл. Феод.). «Заключил воды как бы в мехе каком» (Св. Афан.). См. Пс. 32:7 . С Евр.: «Разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною». 14 . Настави 474 я облаком во дни – руководил их днем облаком. С Евр.: «Днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня». 15 . Напои я яко в бездне мнозе. С Евр.: «Рассек камень в пустыне, и напоил их, как из великой бездны»; «потому что извел из камня не несколько капель, но источник, достаточный для многих тысяч» (Бл. Феод.); – ст. 16 с Евр.: «Из скалы извел потоки, и воды потекли как реки». Так чудесно поил Бог народ Свой в Рефидиме ( Исх. 17:1 ) и в пустыне Син. ( Числ. 20:1 ). 17 . Преогорчиша Вышнего в безводней. В безводней, т.е. в пустыне. Ст. 20: Еда и хлеб может дати? и проч. «Т.е. легко и нетрудно было дать воду; потому что сокровенное в недрах земли низведено было нарушу. А как (Бог) утолит мучащий нас голод, и нам внезапно даст в пищу хлеб, который сеется и растет с продолжением времени»? (Бл. Феод.). Это – ропот Евреев после ниспослания им манны, которою были недовольны. С Евр.: «Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010