монах Пахомий Предисловие составителя Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам ( Мф.18:7 ). Надлежит быть и разно- мыслям между вами, дабы открылись между вами искусные ( 1Кор.11:19 ) В настоящее время последователи Булатовича, Афонские изгнанники, при содействии левой печати рассеивают среди православного русского народа ложные сообщения и неправильные толки по поводу недавно происшедших на Св. Афонской горе печальных событий. Чтобы предохранить православных от извращения истины излагаем в сем очерке правдивую историю происшедшей смуты. Здесь же, на основании решения Вселенского Патриарха Германа и Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода, разбирается и критикуется самое учение «имябожцев». Вначале последователей нового учения называли «имяславцами»; сами же себя они величали «исповедниками имени Божия». Это неправильно и может повести к неопределенным понятиям, ибо имя Божие славят все православные христиане, и в 134-ом псалме (ст.1) поется: «Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа». Последователей нового учения нужно называть «имябожцами», так как сущной основой их учения является, что «Имя – есть Сам Бог». Таковое наименование «имябожцев» усвояет им и Святейший Синод в своем определении от 27 августа 1913 г. за 7644 (см. Цер. Вед. 35, 1913 г.). Основой сего правдивого изложения истории пролетевшей над непоколебимым Афоном сей печальной смуты, послужили личные наблюдения, рассказы, тщательно проверенные, очевидцев и различные письменные и печатные материалы, ссылки на которые указываются в самом тексте. Монах Пахомий-афонец. Св. г. Афон, Ноября 1 дня 1913 г. История Афонской смуты или «Имябожеской» ереси Господу Богу и Царице Небесной благодарение за избавление Святого Афона от посрамления Первоначальный основатель ереси На Снятой Афонской горе расположен русский монастырь в честь Св. вел. Пантелеймона. В числе братства монастыря в восьмидесятых годах прошлого столетия проживал некий монах Иларион, который перешел затем в основанный пантелеймоновцами Новоафонский Симоно-Канонитский монастырь. Не ужившись здесь, и, как говорят, без благословения игумена, о. Иларион оставил и сию обитель и поселился отшельником в горах Кавказских.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ist...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ДОСТОЙНО ЕСТЬ» [греч. Αξιν στιν; слав.    ], одно из наиболее известных правосл. песнопений во имя Пресв. Богородицы. Текст «Д. е.» представляет собой развернутую похвалу Богородице и состоит из 2 частей, приписываемых разным гимнографам: припева-величания                             и ирмоса                                 (рус. пер.: «По истине достойно ублажать Тебя, Богородицу, присноблаженную, и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Достопочтимую более Херувимов и славную несравненно более Серафимов, без истления родившую Бога Слова, Тебя, истинную Богородицу, мы величаем» (СДЛ. Вып. 1. С. 181-182); дониконовский текст песнопения отличается одной строкой: вместо      полагалось петь    ). Автором гимна «Честнейшую херувим» , являющегося ирмосом 9-й песни трипеснца Великой пятницы 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа, традиционно считается прп. Косма Маюмский . Согласно Иерусалимскому уставу , это песнопение также служит припевом к евангельской песни Богородицы «Величит душа Моя Господа» , которая исполняется в начале 9-й песни канона утрени в большинство из дней церковного года. Помимо этого «Честнейшую херувим» широко используется в богослужении и как самостоятельное молитвословие. О создании величания     повествует предание, записанное ок. 1548 г. протом Афона Серафимом Фииполом (см.: Νον μαρτυρολγιον... Αθναι, 18562. Σ. 294-296). В посл. четв. X в. на Св. Горе, в небольшой келлии у ц. Успения близ Кареи, подвизались старец и его послушник. Однажды старец ушел на воскресное всенощное бдение в кафоликон Протата в Карее. Пока он отсутствовал, келлию посетил некий монах. В предрассветный час, когда инок и монах-странник совершали утреню и пришло время воспеть, по обычаю, «Честнейшую херувим», монах предварил песнопение величанием «Д. е.». Красота песнопения удивила инока. По его просьбе монах чудесным образом запечатлел слова на каменной плите и повелел всегда петь именно так. Затем он исчез (по преданию, это был арх. Гавриил), а инок продолжил петь, когда вернулся старец. О чуде было сообщено старцам Протата, те передали известие патриарху и императору, а песнопение «Д. е.» перешло во всеобщее богослужебное употребление. Место чудесного явления получило название ν τ δειν, т. е. «[место] пения»; в рукописях Минеи иногда встречается указание на службу во имя арх. Гавриила в ц. ν τ δειν 11 июня (см.: Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. C. 317-318), т. е. в день празднования иконы Божией Матери «Достойно есть» - по преданию, того самого образа, перед к-рым и произошло чудо (икона была перенесена в кафоликон Протата в Карее, где хранится в наст. время). В 1838 г. по просьбе Протата иеродиак. афонского Русского Пантелеимонова мон-ря Венедикт составил гимнографическое последование в честь иконы «Достойно есть» (изд. в 1854, также см.: Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 151-152).

http://pravenc.ru/text/180367.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАВР Святые Мавр, Бенедикт, Схоластика. Роспись апсиды ц. Распятия ап. Петра в Кассино. Нач. XIII в. Святые Мавр, Бенедикт, Схоластика. Роспись апсиды ц. Распятия ап. Петра в Кассино. Нач. XIII в. [Лат. Maurus; итал. Mauro; франц. Maur] (VI в.), св. (пам. зап. 15 янв., 5 окт.), ученик св. Бенедикта (см. Венедикт Нурсийский ); почитается как основоположник бенедиктинского монашества во Франции. Достоверные сведения о М. содержатся в «Диалогах», написанных свт. Григорием I Великим , папой Римским, скорее всего в 593-594 гг. М. является одним из действующих лиц во 2-й кн. («О жизни и чудесах досточтимого аббата Бенедикта»). О нем говорится в тех эпизодах, которые посвящены гл. обр. монашеским добродетелям смирения и послушания. Св. Бенедикту, жившему в Сублаке (см. Субиако ) и руководившему 12 мон-рями, знатные римляне отдавали на воспитание маленьких сыновей. Так, Евтихий привел к нему сына М., а патриций Тертулл - Плацида . Когда М., старший из них, вырос и проявил себя как добронравный и благочестивый юноша (bonis polleret moribus), св. Бенедикт сделал его своим помощником (adiutor). В одном из мон-рей жил монах, к-рый никогда не мог сосредоточиться во время общей молитвы - он выходил из храма и бесцельно бродил по обители. Настоятелю не удалось повлиять на него; лишь после выговора, полученного от св. Бенедикта, монах попытался исправить свое поведение, но уже на 3-й день вновь уклонился от участия в молитве. Св. Бенедикт явился в монастырь, чтобы проследить за монахом, и увидел «черного мальчишку», к-рый схватил его за одежду и вытащил из храма. Настоятель Помпеян и М., сопровождавшие св. Бенедикта, не увидели ничего необычного, поэтому святой велел им прилежно молиться. После 2-дневной молитвы только М. смог увидеть демона. Выяснив причину странного поведения монаха, св. Бенедикт сильно ударил его посохом; после этого монах стал усердно молиться вместе с др. насельниками.

http://pravenc.ru/text/2561130.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Священник, монах, психотерапевт, строитель… Интервью с иеромонахом Вячеславом (Шапоровым) 20.11.2020 610 Время на чтение 9 минут В последнем номере газеты «Трезвение» вышло интервью с руководителем отдела Казанской епархии по противодействию наркомании и алкоголизму иеромонахом Вячеславом (Шапоровым), который много лет занимается церковной реабилитацией зависимых людей. Размещаем эту публикацию и на нашем сайте. Священник, монах, психотерапевт, строитель… Это неполный перечень занятий, в которые ежедневно вовлечен настоятель сразу двух храмов Казанской епархии, молодой иеромонах Вячеслав (Шапоров). Он один из немногих священнослужителей, кто чуть ли не с первых дней своего служения занимается отрезвлением и духовным преображением заблудших. Сейчас отец Вячеслав является руководителем отдела Казанской епархии по противодействию наркомании и алкоголизму. Об этой стороне служения мы и поговорили с ним на днях во время моего пребывания в Казани. …Он упал на колени лицом вниз перед иконой св. Гурия Чудотворца, и взмолился: — Господи, прости меня за отчаянье! Но сил моих больше нет, чтобы решить эту задачу! Хоть ты, святой Гурий, помоги. Не могу я сам добиться от властей решения о передаче общине трезвенников бывшего больничного храма в честь твоего друга и сподвижника — святителя Варсонофия… НАУТРО ПРОИЗОШЛО ЧУДО Молодой иеромонах Вячеслав (Шапоров) пошёл в очередной раз на приём к чиновнику, от которого зависела судьба храма, расположенного на территории больницы имени Груздева в историческом центре Казани. Тот с порога встретил его отказом: — Нет, о передаче вам здания бывшего храма не может быть и речи!.. Чиновник долго объяснял, почему это невозможно, а потом он позвонил куда-то и в нем что-то будто переклинило… Он вдруг встал и решительно произнес: — Ну ладно, поехали, будем оформлять документы — завтра передадим храма вашей трезвеннической общине. Так дело, которое никак не решалось 4 предыдущих года, мгновенно сдвинулось с мёртвой точки. А ведь куда только не обращался иеромонах Вячеслав (Шапоров), стремясь выполнить наказ владыки, поручившего ему отвоевать этот старинный храм, возродить в доме Божьем церковную жизеь.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/20/svyawe...

Из троицы Великих Каппадокийцев Василий, как признанный администратор, взял на себя труднейшую миссию привести корабль церкви к тихой пристани «мира церковного.» Без тактических приспособлений к совести немощных этого сделать было нельзя. Афанасий был борцом. Но сколько смут поднялось по поводу его деятельности! Василий жаждал отишия. Но люди уже вошли во вкус вражды, интриг и подозрений. Василий, как организатор и друг каппадокийского монашества, имел в нем опору. Но среди его же он имел и придирчивых критиков. Вот маленькая иллюстрация из писем Григория Богослова. На праздник памяти мученика Евпсихия 7 ноября 371 г. в Кесарии Каппадокийской сошлось немало гостей. Вот что читаем y Григория (Ер. 58 или 26) в блестящем переводе Болотова: «Некоторые расходившиеся после праздника гости завернули по пути в Назианз к отцу Григория Богослова. Здесь за обедом зашла речь ο Василии и Григории. Хвалили того и другого и Афины и проч. И вдруг среди этого хора похвал поднялся один монах. «Какие же вы, господа, льстецы и лжецы! — резко оборвал он.— Хвалите Василия за что угодно — не спорю. Но в самом главном, что он и православен, я не согласен. Василий предает истину, a Григорий ему поблажает.» Впечатление вышло поразительное. Григорий был возмущен до последней степени. «Я возвращаюсь, — продолжал монах, — с праздника св. Евпсихия. Слышал я там, как богословствует «великий» Василий. Говорил он об Отце и Сыне — превосходно, бесподобно, как никто! Но как только зашла речь ο Святом Духе, так и осекся (το Πνευμα δε παρασυροντας). Словно река текла по каменистому руслу, дошла до песка и пропала. Пошли какие-то неясные намеки и прикрытая блестящим красноречием двусмысленность.» Напрасно Григорий разъяснял всю необходимость такого поведения Василия. Монах, y которого нашлись сочувствующие, твердил свое. «Нет! Все это слишком политично, чтобы быть благочестивым! Довольно нам этой икономии! До каких же пор мы будем скрывать светильник под спудом,» — цитировал он слова, сказанные когда-то Григорием.»

http://sedmitza.ru/lib/text/435080/

иеромонах Алексий (Кузнецов) Часть первая Глава I. Исторические данные о святых юродивых. Смысл и значение различных наименований св. юродивых. Определение слова «юродство».   1) Святая Исидора (10 мая), по Коптски – Варанкис, подвизалась в IV в. в монастыре, основанном преп. Пахомием на маленьком острове Тавенне, на Ниле, в округе Тентиры или Дендеры, между новейшим городом Гирге и развалинами древней Фивы 17 . Палладий, епископ елеонопольский (с 440 г.) повествует о ней в 420 г. 18 в «Лавсаике» (§ 37 и 38) и его сказание не подлежит сомнению, по мнению преосв. Сергия 19 , но св. Ефрем Сирин , посещавший пустыни Египта в 371 г., еще раньше предложил сказание о юродивой 20 . Св. Исидора, по мнению преосв. Филарета, архиеп. Черниговского, окончила свои подвиги не позже 365 г. 21 . 2) Серапион Синдонит (14 мая), египетский монах, жил в начале V века 22 . Извольский относит жизнь его к VI веку 23 . Назван так, по вероятному мнению преосв. Сергия 24 , оттого, что не носил ничего, кроме синдона – льняной одежды. Сведения о нем дает Палладий в своем «Лавсаике» 25 . 3) Виссарион египтянин (6 июня), жил в конце V-ro века 26 . Житие его в Патерике скитском 27 . 4) Симеон – палестинский монах (21 июля) родом из Сирии, родился в 522 году. Сведения о его жизни и деяниях почерпнуты из его же рассказов другу своему диакону Иоанну, который рассказал его житие Леонтию кипрянину, епископу Неапольскому 28 , призывая Бога во свидетели своих слов, что он не только ничего не прибавляет к своему повествованию, но многое с течением времени забыл. Историческая достоверность жития подтверждается также одобрительным свидетельством о жизнеописателе преп. Симеона, представленном на 4 заседании VII вселенского собора 29 . Евагрий схоластик , антиохийской церкви историк (431–594) в 4 книге, гл. 34 повествует о жизни своего современника Симеона Юродивого согласно с Леонтием; Симеон сконч. около 580 г. (по Вершинскому), а по мнению преосв. Сергия ок. 590 г. 5) Фома преп. Келесирийский – сириец (24 апр.) жил при императоре Юстиниане. Сведения о нем находятся у Евагрия 30 , в Луге Иоанна Мосха (§ 87) и в жизнеописании Марфы (4 мая), матери Симеона Дивногорца 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Первое посещение отца Дионисия из скита св. Димитрия Отец Дионисий приклоняется на милость Подвиги отца Дионисия Афон Кавсокаливия Середина XIX в.   Первое посещение отца Дионисия из афонского скита св. Димитрия И вот однажды молодой   Афонский послушник услышал, что в скиту св. Димитрия живет один духовник – добродетельный муж. Живет он один в полном безмолвии уже почти двадцать лет. А имя его – Дионисий. Скит святого Димитрия Халкейского, относящийся к Лавре Ватопеда, и келии отшельников. Фотография (внизу). Середина XIXb. Однажды два брата, с которыми жил Илларион, послали его в тот самый  Афонский скит. Он решил зайти и к духовнику Дионисию исповедать свои помыслы: – Пойду к нему, исповедаюсь. А если будет возможность, спрошу его – не возьмет ли он меня в послушники?! Когда Илларион исповедывал помыслы старцу Дионисию, он не удержался… Молодой монах заплакал и стал просить старца взять его в послушание: – Геронда, возьмите меня, я обещаю… я буду послушен вам до смерти! Ведь у вас нет никакого братства… Отец Дионисий глубоко переживал эту встречу, но должен был отказать: – Детка, ты понял, что аскетические упражнения – это только ступень. В этом твое достижение, и это теперь станет главной задачей, которую ты должен решить. Теперь тебе будет очень трудно продвигаться дальше, потому что общие указания, которые ты сможешь найти в книгах, уже не дадут тебе отчетливого ориентира. Поистине, «духовные вещи» постигаются в предельных испытаниях и предельным напряжением всех сил души… Это всегда очень личный путь, который может тебе показать только тот, кто уже пошел этим путем. А я тебе в этом не смогу помочь, потому что я сам с трудом продвигаюсь, постоянно теряя направление. Поэтому я решил не брать вообще никого в послушники. Кроме того… ведь ты же имеешь духовника?! И как я буду принимать человека из другого братства, у которого есть духовник? Нет. Я не могу. Нет Воли Божией. – Благословите, Геронда… – Только и мог выговорить потрясенный молодой монах.

http://isihazm.ru/?id=200

Скачать epub pdf Ничто не предвещало петербуржцу, студенту исторического факультета в миру Всеволоду Александровичу Кривошеину, четвертому сыну министра при императоре Николае II., оказаться на Афоне, стать автором всемирно известных святоотеческих и теологических трудов (о пр. Симеоне Новом Богослове , Св. Григории Паламе , о молитве и многих других). Более того, когда Всеволод в 1919 году вступил в Белую армию к Дроздовцам, он скорее помышлял о военной карьере, по примеру своих братьев – Василия, Олега, Игоря и Кирилла. Он не был особенно религиозен, но всю гражданскую войну проносил нательную иконку св.Варвары, которая сберегла его от шальной пули и высветила будущий горний Афонский свет. Именно Афон, куда он поехал паломником в 1925 и остался послушником, сделал владыку Василия таким, каким он был: смиренным монахом, ведущим скромную жизнь, сохраняя при этом свободу мысли и слова. Человек глубокой эрудиции, полиглот, несмотря на все сложности, с которыми ему пришлось столкнуться в Церкви, именно правда и любовь заставила владыку Василия всю жизнь оставаться верным Московскому Патриархату. Как всякий пожилой человек, а тем более монах, он готовился к смерти и заранее написал завещание. В нём он подробно описывает, как он желает распорядиться своим монашеским скромным имуществом, и главным богатством – библиотекой – в 1500 томов, которую он завещает Ленинградской духовной академии. А начинается это «Завещание» со слов: « Я, нижеподписавшийся, Василий Кривошеин , архиепископ Брюссельский и Бельгийский, Православной Русской Церкви в Бельгии, Московского Патриархата, бельгийский гражданин, находясь в здравом уме и твёрдой памяти, объявляю своим завещанием, что после моей кончины и архиерейского отпевания тело моё должно быть похоронено в склепе 582/50 купленном на моё имя на брюссельском кладбище Иксель». Этому желанию не суждено было сбыться именно потому, что дольний поднебесный путь, был проложен иначе для Владыки…он был отпет в храме, где был крещён и упокоился в городе на Неве, в котором родился. 12 сентября 1985г. он был приглашён совершить Божественную литургию по случаю празднования памяти св. Благоверного князя Александра Невского в Спасо-Преображенский собор. Именно здесь, ровно 85 лет назад над ним было совершено Таинство Святого Крещения. После литургии ему стало плохо и уже 24 сентября 1985 года, на Серафимовском кладбище его тело было предано земле. Из разговора двух старушек на кладбище: « Кого же хоронят?» – « Святого человека, который за границей жил. За ту святость Бог его и привёл на Родине умереть».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

составители М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская Приложение IV. Архивные документы Обязательство монаха Иосифа перед рукоположением в иеродиаконский сан 1901 года сентября 29 дня я, нижеподписавшийся, соблюдая свято и нерушимо данную мною присягу на верность подданства Его Императорскому Величеству, ныне, при вступлении в сан иеродиакона, обязуюсь проходить свою должность согласно с церковными правилами, уставами и предписаниями, и наставлениями начальства, в совершенном послушании, и вести себя благоговейно, честно, воздержанно и некорыстолюбиво при уверенности, что проступки служителя Церкви, причиняющие более соблазна в обществе, нежели проступки мирянина, по справедливости подлежат более строгому взысканию. Исполняющий должность доцента Духовной Академии монах Иосиф 1901 года 29 сентября монах Иосиф мною исповедан и к рукоположению его в иеродиаконский сан препятствий не оказалось. Духовник Гефсиманского скита иеромонах Иасон 480 . Священническая присяга. 1901 год Я, нижеподписавшийся, соблюдая свято и нерушимо данную мною присягу на верность подданства Его Императорскому Величеству, призываемый ныне к служению иеромонашескому, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред Св. Евангелием в том, что желаю и при помощи Божией всемерно потщусь проходить служение сие согласно с Словом Божиим, с правилами Церковными и указаниями начальства; Богослужения совершать и Таинства по чиноположению Церковному, ничтоже произволяя изменять; учение веры содержать и другим преподавать по руководству Св. Православной Церкви и Св. Отец; вверяемые попечению души охранять от всех ересей и расколов, и заблудших вразумлять, и обращать на путь истины; проводить жизнь благочестивую, трезвенную, от суетных мирских обычаев устраненную; в духе смиренномудрия и кротости и благим примером руководствовать других ко благочестию; во всяком деле служения моего иметь в мыслях не свою честь или выгоду, но Славу Божию, благо Церкви и спасение ближних, в чем да поможет мне Господь Бог благодатию Своею, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех Святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

1 По другим сведениям — в 1921 году. 2 Монах Иосиф Дионисиатис . Старец Арсений Пещерник, сподвижник Иосифа Исихаста. М., 2002. С. 94—95. 3 Иосиф монах . Старец Иосиф Исихаст. Жизнь и учение. ТСЛ, 2000. 4 Материалы о первом посмертном чуде взяты с официального сайта Ватопедского монастыря: http:/vatopaidi.wordpress.com 5 Платон. Теэтет, §176а. — Авт .Примечания, авторство которых не указано, принадлежат греческому изданию 1993 года. Ред . 6 Исаак Сириянин, св. Слова подвижнические. Слово 1. 7 См.: Софроний (Сахаров), архим . Видеть Бога как Он есть. О страхе Божием. 8 См.: Там же. 9 Здесь Старец употребил слово παροικα (проживание на чужой земле), желая подчеркнуть, что мы не просто странники, а люди, принадлежащие иной земле, иному, Небесному, Отечеству — Перев . 10 Ср.: «Не злоупотребляй мыслями, чтобы в силу необходимости не злоупотреблять и вещами» (Максим Исповедник, прп . Главы о любви. Вторая сотница, гл. 78). — Ред . 11 Здесь и далее выделено автором. 12 Одну третью часть кафисмы. — Перев . 13 Исаак Сириянин, св. Слова подвижнические. Слово 31. 14 Петр Дамаскин, прп. Творения. Слово 24. — Ред . 15 Так у старца Иосифа. Ср.: «Верующий Господу боится адских мук. Страшащийся мук воздерживается от страстей. Воздерживающийся от страстей терпеливо переносит скорби. Претерпевающий скорби возымеет упование на Бога. Упование на Бога отрешает ум от всякого земного пристрастия. Отрешенный от сего ум возымеет любовь к Богу» (Максим Исповедник, прп. Четыре сотни глав о любви. Первая сотница, гл. 3). — Ред . 16 Максим Исповедник, прп. Главы о любви. Третья сотница, гл. 57. 17 Ср.: Кондак отцев, глас 6 (по 6-й песни канона утрени) в Неделю святых отец, — Ред . 18 Максим Исповедник, прп. Главы о любви. Сотница вторая, гл. 66. 19 См.: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира»: 20 Дословно — «мозаичному». Имеется в виду откровение Ветхого Завета, которое еще апостол Павел называл знанием и пророчеством отчасти (см.: 1 Кор. 13:9).— Перев .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3412...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010