«Да будет Имя Бога нашего благословенно отныне и до века». Последовательность откровения о Боге, представленная в Священном Писании, в значительной мере совпадает с процессом нашего личного прогресса — возрастаем мы в познании подобно праотцам и отцам нашим: сначала люди схватывают понятие о Высшем Существе. Затем все новые и новые атрибуты Его становятся познаваемыми для человеческого духа; и так приходит час страшного синайского «АЗ ЕСМЬ» (Быт. 22:14). В последующие века углубляется опыт и разумение, хотя и не достигает еще совершенства, доколе не придет Ожидаемый. Тот, Кто превыше всякого Имени в своей Сущности, раскрывается сотворенным «по образу» разумным существам во множестве имен: Вечный, Всеведущий, Всемогущий, Вседержитель; Свет, Жизнь, Красота, Мудрость, Благость, Истина, Любовь, Праведный, Спасающий, Святый, Освящение и другие. В каждом из них и чрез каждое из них мы испытываем прикосновение к нам Единого Бога, и в силу Его неделимости мы имеем Его всего. Так достойно мыслить, но вместе с тем ни одно из них не дает нам полноты постижения, «как Он есть». Его Бытие в своей сущности превосходит все Имена. И все же Он продолжает открываться в Именах. Двадцать веков тому назад по нашему счислению пришел Он, ТОТ, Кого ожидали народы, Логос Отца. Надмирный в Своей Сущности Творец нашего естества — воспринял «образ раба, сделавшись подобным (нам) человекам, и по виду став, как человек» (Фил. 2:7). Безначальное Слово Отца «стало плотью и обитало с нами» (Ин. 1:14). Вечный проявил Себя во времени. Откровение принесло нам новое Имя: ИИСУС, Спаситель, или БОГ-СПАСИТЕЛЬ. Великий Свет вошел в жизнь мира. Наступила новая эпоха. Священною была история от Адама до Моисея; священна она с момента синайского богоявления; тем более священна с момента пришествия Христа. Были и ранее того идеи о Боге-Спасителе, но с иным содержанием, в ином измерении, с несравненно меньшей конкретностью. «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3174...

Если прославляет их на небе Бог, то тем более мы должны прославлять на земле, в противном случае окажемся врагами и гонителями друзей Божиих, согласно словам Спасителя ( Ин.15:15–16,18,20 ). А прославление друзей Божиих должно выражаться с нашей стороны между прочим в том, чтобы мы содержали и почитали не начертание одних только имен их, как было это в Ветхом завете, но и изображения ликов их, соответственно тому как мы славим ныне и Бога почитанием не имени только Его, но и образа Его, во плоти явившегося, и как изначала научил Бог прославлять ангелов почитанием изображений их. 16 . Если Богом установлены святые иконы с изображениями на них, кроме лиц Святой Троицы и ликов святых угодников, еще и животных – птиц, змеев: то как примирить с этим следующие слова Священного Писания : Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им не служи им, ибо Я Господь Бог твой ( Втор.4:15–18 ; Втор.5:8–9 ). Бог положил различие между священным и несвященным, чистым и нечистым ( Лев.10:10 ). Это различие нужно иметь в виду и здесь: вышеприведенными словами Священного Писания воспрещается: а) делать изображение кумира, т. е. неосвященное, мерзкое изображение; б) воспрещается поклоняться таковому изображению вместо Бога. О священных же изображениях не говорится здесь. То же самое говорит и пророк Давид: да не будет у тебя иного Бога и не поклоняйся Богу чужеземному ( Пс.80:10 ). 17 . Различие между кумиром и иконою. а) Мы знаем, что идол в мире – ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого ( 1Кор.8:4 ); Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мы, православные, имеем в Церкви полноту истины Христовой, все освящающие таинства, всё духовное богатство даров Святого Духа. Надо ежедневно благодарить Бога за то, что удостоил нас быть членами Его Церкви. «Вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет», – утешает христиан апостол Петр ( 1Пет 2:9 ). Постараемся же в своей жизни оправдать такое высокое звание! Гора Господня «Придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева и научит Он нас Своим путям» ( Ис. 2:3 ). Как чада благодатного Царства Божия, мы с детства научены верить в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь . Однако, наверно, не многие из нас знают, что эти драгоценные свойства Церкви еще задолго до начала христианской эры были раскрыты и объяснены ветхозаветными пророками. Когда на богослужениях мы слышим слова: «ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския»... «свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля ... Ненавидящие Сиона посрамитеся от Господа» и другие им подобные, то мы знаем, что здесь речь идет не о возвеличении еврейской нации, но о славе Церкви , к который мы принадлежим. Хотя некоторые все же недоумевают: почему имена «Сион», «Иерусалим», «Израиль» и им подобные ветхозаветные названия не заменить словом « Церковь »? Причина сохранения этих древних имен в наших богослужениях заключается в том, что они с древнейших времен стали дорогими и священными символами Царства Божия среди людей. Эти символы, как увидим, раскрывают нам таинственную природу Церкви Христовой и одновременно образно рисуют ее предстоящую славу. Задолго до христианства ветхозаветные пророки подготовляли духовную почву, закладывали религиозный фундамент Царства Божия среди людей. В то далекое время, когда другие народы еще обоготворяли разные предметы и силы природы, еврейский народ почитал истинного Бога. Город Иерусалим и Храм Божий, воздвигнутые на горе Сион, со времен царей Давида и Соломона стали единственным местом на земле, где прославлялось имя Творца неба и земли. Если не всегда фактически, то во всяком случае по призванию, ветхозаветный Храм, город Иерусалим и гора Сион были священными местами. Здесь, по предсказаниям, должен был явить Себя Мессия – Спаситель человечества; здесь должно было совершиться искупление людей, сошествие Святого Духа и начаться Царство Божие. Израильтяне же были призваны первыми влиться в Царство Божие, и многие из них действительно стали первыми христианами и первыми святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Неем.12:28 .  И собрались сыновья певцов из округа Иерусалимского и из сел Нетофафских, «И собрались сыновья певцов из округа Иерусалимского и из сел Нетофафских». Сыновья певцов – участники левитских певческих хоров, приходившие в Иерусалим в определенные дни. Нетофа, нынешний Бен-Нетаф, в 3 мил. к ю.-з. от Иерусалима. Неем.12:29 .  и из Беф-Гаггилгала, и с полей Гевы и Азмавета, потому что певцы выстроили себе села в окрестностях Иерусалима. Беф-Гаггилгал может быть отождествлено нынешней Джилжилией, лежащей в расстоянии 4 м. к северу от Иерусалима, к западу от дороги в Наблуг. Местоположения Гевы и Азмавета также нужно искать недалеко от Иерусалима на север. Неем.12:30 .  И очистились священники и левиты, и очистили народ и ворота, и стену. Перед началом торжества священники и левиты не только очистились сами, но и очистили народ, ворота и стену. Последнее состояло, как думают на основании ( 2Пар. 29:20–24 ), в принесении жертв за грех и всесожжения. Есть также мнение (Рейсса), что очищение людей состояло в предварительных омовениях и посте, а для стен и ворот – в окроплении. Раши предполагает, что оно состояло в удалении костей из бывших в черте города пещер. Неем.12:31 .  Тогда я повел начальствующих в Иудее на стену и поставил два больших хора для шествия, и один из них шел по правой стороне стены к Навозным воротам. Для торжества освящения были составлены два хора, которые пошли в противоположные стороны с тем, чтобы сойтись у храма. Место отправления хоров не указано. Но из контекста можно заключить, что шествие началось от ворот Долины, нынешних Яффских. Отсюда один хор шел направо, т.е. на юг, другой на север. За одним хором шел Ездра, а за другим Неемия. Неем.12:32 .  За ними шел Гошаия и половина начальствующих в Иудее, Гошаия занимал, по-видимому, около Неемии такое же положение, как и Седекия (ср. Неем. 10:1 ). Неем.12:33 .  Азария, Ездра и Мешуллам, Неем.12:34 .  Иуда и Вениамин, и Шемаия и Иеремия, Названные в ст. 33–34 имена Кейль считает именами упомянутых выше «начальствующих в Иудее». Но и конструкция стихов (ст. 33: с евр. «и Азария»), и характер имен скорее дают основание видеть в ст. 33–34 список глав священнических, участвовавших в процессии в качестве представителей священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ответ. Св. Писание об этом ясно говорит: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф.2:19–20 ). «Стена города имеет двенадцать оснований и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» ( Апок.21:14 ). Вопрос. Какое существует в Церкви учреждение, в котором сохраняется преемство Апостольского служения? Ответ. Церковная иерархия или священноначалие. Вопрос. Докажите сие из Св. Писания. Ответ. С того времени, как Церковь начала существовать, в ней всегда были пастыри призванные «к совершению святых, на дело служения для созидания Тела Христова» ( Еф.4:12 ). «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью» ( Ис.62:6 ). Лица, призванные к пастырскому служению в Церкви, поставляются на оное чрез особое священнодействие, состоящее в возложении на поставляемых рук не простых людей, но лиц, которые сами сподобились апостольской благодати, чрез которое (священнодействие) низводится на поставляемых особое дарование, особый дар Божий, так что они поставляются в свой сан Самим Святым Духом. «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ). «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе, мое рукоположение» ( 2Тим.1:6 ). «Дары различны, но Дух один и тот же» ( 1Кор.12:4 ). «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею» ( Деян.20:28 ). Вопрос. Православная Церковь есть ли Церковь Апостольская? Ответ. Она есть Апостольская Церковь , как по своему учению, так и по преемственному от Апостолов служению своих пастырей. Учение ее везде и всегда, начиная от Христа и до настоящего времени, было одно и то же. При всех своих усилиях, враги Церкви не могут доказать, что учение ее произошло от одного какого-либо человека или от какого-либо общества в определенное время и в определенной стране после Апостолов. Оно осталось неизменным от времен Апостолов и до настоящих дней. Ее пастыри могут от епископа к епископу довести преемственность своего служения до Апостолов. Мы имеем списки епископских кафедр и имен епископов, которые занимали их (см. Амвросия «Историю российской иерархии». Киев 1817 г.), благодаря которым мы можем документально доказать преемственность от Апостолов правящих в настоящее время епископов православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Открыл Бог Свое имя или скрыл? С одной стороны, Ягве, священная тетраграмма – это дар Божий, это откровение Его имени. Я Ягве, это – Мое имя ( Ис. 42:8 ). С другой стороны: на что ты спрашиваешь о имени Моем? (оно чудно) ( Быт. 32:29 ). Может ли Бог иметь имя? Может ли слово вместить Бога? Я есть Тот, Кто Я есть – что ты еще хочешь знать? И можешь ли ты еще что-то знать сверх того? И в таком случае Ягве, священная тетраграмма – это отказ Божий наименовать Себя, это вечная тайна непостижимости Божией! Так же было и с желанием Моисея увидеть Бога. Слава Ягве, задняя Божия – это и явление Бога Моисею, и даже опознанность лицем к лицу ( Втор. 34:10–11 ), и, одновременно, отказ Себя явить, потому что человек не может увидеть Меня, – говорит Бог, – и остаться в живых ( Исх. 33:20 ). Бог Ягве является Моисею – это слава Его, и Он же, прежде, нежели бывает увиден и познан, скрывается – шекина. Шекина – это присутствие Божие (Я есть!), вечно ускользающее от человека. Шекина– это шатер Бога, Бога, не живущего в шатрах человеческих. Являемый и никогда не уловляемый Бог! Имя Бога Неименуемого. Явление и неявленность, имя и неименуемость – это соответствует двум видам богословия, а отсюда и благочестия!. Есть богословие катафатическое (от греческого κατφασιζ=утверждение). В этом богословии даются положительные определения Бога. Он – Бог Всемогущий, Вездесущий, Вечный, Всеведущий и т.д. Он – Абсолют этого мира. Все в мире свидетельствует о нем. Бог в каждом дуновении ветра, в каждой капле росы, в каждом ударе человеческого сердца, Он благодатию Своею всюду и во всем. Нет ничего, что было бы непричастно Богу. Бог многоименит. Мусульмане говорят, что у Него девяносто девять имен, т.е. у Него их неисчислимое множество. Бог – Элогим! Творчество и миссионерство особо присущи так познавшим Бога. А есть и богословие апофатическое (от греческого απφασιζ=отрицание). В этом богословии говорится, что Бог – это Ничто! Ничто из того, что мыслится, именуется, созерцается, чувствуется, представляется, видится. В этом богословии о Боге говорится только через частицу «не». Он – Невидимый, Непостижимый, Неименуемый, Он не тело, не душа, не в пространстве, не во времени. Все, что видит, знает, чувствует человек – не это Бог. Он не на небе и не на земле. Он – вечная тайна. Все, что может сказать и наименовать человек – не это Бог. Вечная тайна Бога обозначена священной тетраграммой – Ягве. Ягве – Бог в Своей абсолютной апофатичности. Монашество, аскетизм, отшельничество, неотмирность свойственны так постигающим Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Относительно внешних проявлений свойств и совершенств Божественной жизни любви Бог может быть или многоименным, или же безымянным. «Сам Бог, вопросившему Его в одном из таинственных видений символического боговидения, на вопрос: «Как Тебе имя?» — строго сказал: На что ты спрашиваешь о имени Моем? оно чудно (Суд. 13:17-18; Быт. 32:29). И не есть ли оно, в самом деле, чудно, когда безымянно и выше всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем? (Еф. 1:21). Как многоименного представляют Бога, говорящего о Себе: Я есмь Сущий, Жизнь, Свет, Бог, Истина. Когда богомудрые, воспевая Его, Виновника всего сущего, по отношению ко всему сотворенному Им называют Его многими именами: Благим, Премудрым, Возлюбленным, Богом богов, Господом, Святым, Вечным, Сущим, Творцом, Словом, Знающим, Силой, Властелином, Царем, Нестареющимся, Спасением, Правдой, Избавителем. Еще говорят, что Бог пребывает в умах, душах, в телах, и на небе, и на земле. И в то же время Он есть один и тот же, внутримирный, околомирный, Премирный, Пресущественный. Он все, что есть» 3 . Кроме того, в Священном Писании и особенно в молитвословиях Бог именуется Милостивым, Милующим, Щедрым, Благоговеющим, Милосердным, Долготерпеливым, Праведным, Истиной, Верным, Спасителем, Искупителем, Пастырем, Хранителем, Стражем, Заступником, Щитом, Покровом, Прибежищем, Миром, Терпеливым, Кротким, Отцом, Святым, Истинным. Имен Божиих в Священном Писании и молитвах насчитывается более двухсот, и в них выражаются свойства и совершенства Божественного Существа. Но при этом они не могут обрисовать вполне Божества, ибо Бог неописуем и свойства Его неисчислимы. А потому Сам Бог дает Себе наименование, изображающее всю жизнь Божества,— такое, где сосредотачиваются все Его наименования и через которое имя Божие становится доступным пониманию человека. Имя это есть Любовь (1 Ин. 4:8; 2 Кор. 13:11; 1 Ин. 4:7, 16). Наименование Бога этим словом выражает стремления и проявления всех свойств и совершенств Его и обрисовывает весь образ жизни Его (Кол.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2324...

Представлена " Третья книга " игумена Силуана (Туманова) октября 2020 " Как и положено людям благочестивым, начну с цитаты из Священного Писания, - сказал отец Силуан. - " Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе " (Пс. 1:1). Кто же эти " губители " ? В еврейском тексте это " лецим " - насмешливые люди, пренебрежительные, издевающиеся. В греческом это " лимон " - озорники, насмешники, находящие удовольствие в причинении неприятностей другим людям. Несмотря на разницу оттенков, общий смысл предельно ясен: боящимся Бога, ищущим Его путей и расположения, ищущим ответа на молитвы не следует быть " губителями " и насмешниками. Нельзя насмехаться презрительно над тем, что дорого и свято благочестивому человеку. Так зачем же я написал уже две книги, наполненные множеством шуточек, подчас довольно ехидных и язвительных, в том числе описаний предельно дорогого для верующего - храмового богослужения и имен священнослужителей? Я священник, а не писатель. И даже когда шучу, задача моя не просто рассмешить, а напомнить о том, о чем священник должен говорить всегда, - о вере, надежде, покаянии. Напомнить о подлинном смысле затертых до неузнаваемости слов и понятий. Напомнить, чтобы понять что-то важное в общении с Богом. Ради любви и покаяния " . Автор напомнил, что еще в Византии бытовали  пародии, высмеивающие неблаговидные стороны церковной жизни. Вопрос состоит не в том, можно ли смеяться вообще, а в том, для чего мы это делаем. С одной стороны, христианин часто слышит, что главное, что он должен делать в жизни, - плакать о своих грехах. Между тем апостол Павел недвусмысленно говорит: " Всегда радуйтесь " (1Фес. 5:16). В этом нет противоречия: мы одновременно испытываем радость о том, что мы призваны Богом, и печаль о том, что не соответствуем христианскому идеалу. В романе Умберто Эко " Имя розы " один из героев заявляет, что Христос никогда не смеялся, но это не так: Спасителю не был чужд юмор. Доказательством может служить отрывок из Евангелия от Иоанна: " Тут опять иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? " (Ин. 10:31-32). Это целомудренный юмор перед лицом смертельной опасности, который не развлекает, а возвращает человеку разум.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Пс.15:1 .  Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю. Мысль этого стиха, повторяющаяся в большинстве псалмов Давида, свидетельствует о необыкновенной силе и глубине его веры и преданности Богу. Давид всю надежду, «все упование» жизни полагал только в Боге, и только от Него он и ждал помощи как всегда, так и особенно в данном случае, когда он был вне своего народа, среди язычников, чуждых ему по крови и вере, Пс.15:2 .  Я сказал Господу: Ты – Господь мой; блага мои Тебе не нужны. Под «благами», как мы упоминали, можно разуметь жертвы. Назначение последних состояло в том, чтобы возбуждать в человеке сознание своей греховности пред Богом и этим жажду примирения с Ним; поэтому-то они составляли самую важную и существенную часть ветхозаветного культа. Все евреи обязаны были приносить жертвы, и уклонение от них было преступлением пред Богом и каралось законом. Бог не требует от Давида " благих», т. е. жертв, не вменяет ему в преступление непринесение последних, и это потому, что Он потребовал от него служения себе всем существом – мыслями и делами. В этой отмене по отношению к Давиду соблюдения общеобязательного Закона Моисеева заключалось предуказание, что Закон Моисея не есть нечто вечное и неизменяемое, но что он является лишь временным средством, воспитывающим евреев в известном направлении, и что он может быть заменен высшим видом Богоугождения. Пс.15:3 .  К святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним все желание мое. «Святыми» здесь называется народ еврейский, как избранник Божий, находящийся под Его особенным покровительством и руководством и призванный быть народом святым. Земля – Палестина, «Дивные Твои» – или старейшины народа, или священники. «Дивный» здесь равнозначащие – знаменитый, известный, каковыми и были священники, как служители Господа, пользовавшиеся почетом и уважением в народе. К родной земле, родному народу, истинным пастырям «все желание» Давида, все влечение его из чуждой страны. Пс.15:4 .  Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому; я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таким образом, Священное Писание и толкование этого отца учат нас, что мы должны непременно молиться за усопших, приносить за них Бескровные Жертвы и раздавать милостыню, поскольку они больше не могут совершать этого для себя. Вопрос 66. Что нам следует думать об Огне Чистилища? Ответ. Нигде в Священном Писании не говорится, что существует временное наказание, посредством которого, души бы очищались после смерти 45 . Напротив, Церковь на втором Константинопольском соборе осудила Оригена именно за это мнение 46 . Кроме того, очевидно, что душа после смерти не может снова стать причастницей Таинств Церкви. Если бы она могла что-нибудь сделать в удовлетворение за свои грехи, то могла бы там принимать участие и в Таинстве Покаяния. Поскольку это противоречит православному учению, то Церковь правильно поступает, что приносит за эти души Бескровную Жертву, вместе со своими молитвами, чтобы им было прощено то, чем они согрешили в продолжение этой жизни. Но они не переносят никакого наказания, посредством которого бы очищались. Наша Церковь не признает и не одобряет такие басни, воображаемые некоторыми людьми о душах, что когда они отходят от мира без раскаяния, то наказываются на острых вилах, в водах и озерах. Вопрос 67. Какое место специально определено душам умирающих в благодати Божией? Ответ. Те души людей, которые умирают в благодати Божией и изгладили свои грехи покаянием, имеют своим местом руки Бога. Как говорит Священное Писание: «Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» ( Прем. 3:1 ). Их место называется также «раем», как наш Христос Господь сказал на кресте разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43 ). Оно зовется и «лоном Авраама», как у Луки: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (16:22), и «Царством Небесным», по слову Господа: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф. 13:11 ). Поэтому, каким бы кто из упомянутых нами имен ни назвал это место, не погрешит, только бы знал, что души находятся в благодати Божией в Царстве Небесном и, как гласят церковные песнопения, «на небесах».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010