Признак апостольских Преданий а) Апостольские Предания идут от апостолов: 2Сол.3:6 . б) Они согласны с апостольскими писаниями и вообще со Словом Божиим: Тит.1:7–9 . в) Апостольские Предания содержит вся Христова Церковь , ибо она устроена на основании, положенном апостолами: 1Кор.3:10 ; Еф.2:20 . Жизнеописания святых тоже есть Предание, и оно хранится потому, что Слово Божие велит записывать о Божиих милостях праведникам: Пс.43:2–4:77:3–7 . В Библии описана жизнь и ветхозаветных, ещё не искупленных праведников. Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании Священного Предания Лк.1:2–4 . «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, Чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен». Объяснение. Если бы «очевидцы» передавали свои повествования письменно, то не было бы нужды апостолу Луке по их образцу писать ещё своё повествование; стало быть, здесь разумеется устное предание. Это Священное Предание строго хранилось и другим передавалось святыми апостолами: 1Тим.6:20 ; 2Фес.2:15:3:6 ; 2Тим.1:13:2:2 , иногда они предпочитали устную передачу – писанию: 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ; и хвалили за сохранение Предания: 1Кор.11:2 . Деян.1:1–2 . «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всём, что Иисус делал и чему учил от начала. До того дня, в который Он вознёсся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал». Объяснение. Святой апостол Лука даже не был и очевидцем Иисуса Христа, поэтому всего, что делал Иисус Христос и чему учил, описать не мог, писал же по устному преданию: Лк.1:2 , а очевидец Иоанн Богослов пишет, что именно не всё учение Иисуса Христа в книгах записано: Ин.20:30:21:25 . Где, наприм., писано в Евангелии, о чём потом говорили и учили апостолы: Деян.15:24 ; 1Тим.4:14 ; Тит.1:5 . Деян.13:46 . «Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ); «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам» ( 1Кор. 11:2 ). Такой же смысл в это слово вкладывают и ранние отцы Церкви. Сщмч. Поликарп Смирнский (156) пишет «о преданном изначала слове» 33 , а сщмч. Ириней Лионский (202) говорит о «предании, которое происходит от апостолов и сохраняется в церквах через преемство пресвитеров», об «апостольском предании», о «церковном предании от апостолов» 34 . Источником Предания является Сам Бог. Господь Иисус Христос в Первосвященнической молитве говорит, обращаясь к Своему Отцу: «Слова, которые Ты дал мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно» ( Ин. 17:8 ). Согласно Тертуллиану , учение веры «церквами принято от апостолов, апостолами от Иисуса Христа, Иисусом Христом от Бога» 35 . Таким образом, Предание по своему содержанию полностью совпадает с содержанием апостольской проповеди 36 и, следовательно, представляет собой Богооткровенное учение, во всей полноте открытое во Христе. 1.2. Божественное Откровение – принцип единства Священного Предания Хотя в Новом Завете ( 2Фес. 2:15 ) и в творениях свв. отцов 37 иногда говорится о «преданиях» во множественном числе, Предание нельзя рассматривать как совокупность отдельных истин веры, различных по своему содержанию. Принципом единства Предания является Божественное Откровение, которым обусловлено как внешнее, формальное единство Предания с точки зрения его происхождения, так и внутреннее единство со стороны его предмета и содержания. Цель Божественного Откровения не сводится к сообщению людям отдельных вероучительных, нравоучительных, исторических, канонических и так далее истин, главная цель – в том, чтобы все уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин. 20:31 ). Первой и центральной истиной Предания является тайна Откровения Бога в Иисусе Христе и спасения через Него человеческого рода. Эта тайна, сокрытая от веков и родов, ныне же открытая святым ( Кол. 1:26 ), выступает в Предании как источник и основание его внутреннего единства 38 . 1.3. Три уровня Священного Предания

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Что же до нерушимости Священного Предания, то она поддается испытанию. Ибо любое учение, заповедь или сказание, которые относятся к нему, имеет следующие признаки: – не противоречит Священному Писанию , и значит, исходит от Спасителя или божественных апостолов, учивших по внушению Духа Святого; – пребывает в совершенном согласии с учением всех или большинства отцов и учителей Церкви; – сохраняется апостольскими Церквами, как имеющее непрерывную преемственность до наших дней; – принимается к руководству Вселенской Церковью; Все, что не таково, не признается истинным и священным, а значит, ему нельзя и следовать. Сектант: Что бы ни предпринимала, как говорите вы, Православная Церковь с целью оградить свое Предание, мы доверяем исключительно Священному Писанию . Ибо первые христиане принимали только то, что записано там, о чем говорят и Деяния апостолов: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так ( Деян.17:11 ). А значит и нам следует держаться только того, что вошло в Священное Писание. Священник: Похвальбу вашу посрамляет божественный Павел. Ибо он одобряет коринфских христиан за то, что хранят учение, полученное от него изустно, или через Предание: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор.11:2 ). Итак, что лучше: гнушаться Преданием, как делаете вы, или следовать великому Павлу, который хвалит тех, кто сберег Предание? Ведь в проповеди апостолов много того, что открыл им Сам Господь и что не вошло, однако, в Писание. Вы хвалитесь своей верностью лишь записанному, апостолы же научают нас и тому, что оставалось незаписанным. Сектант: Но откуда следует, что апостолы проповедовали что-либо сверх имеющегося в Писании? Священник: Вот лишь несколько примеров. Святой апостол Иуда в своем Послании говорит: Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» ( Иуд.1:9 ). Исследуй весь Ветхий Завет и посмотри, найдутся ли там еще где-нибудь эти слова Архангела. Но и далее в том же послании приводится пророчество Еноха, которого также не найти в ветхозаветных книгах Библии: се, идет Господь со тьмами святых ангелов Своих сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники ( Иуд.1:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Этим текстом ап. Павел нисколько не отвергает Св. Предание, а только хвалит епископа Тимофея за чтение Ветхозаветных книг. Он говорит: «при том ты из детства знаешь Священные Писания». Ап. Тимофей знал Св. Писание из детства только Ветхозаветное, потому что тогда не было ни одной строки Новозаветного. В этом месте Ап. Павел дает наставление держаться твердо прежде всего устных наставлений (Предания); ибо раньше он говорит в предыдущем стихе: «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен» (14 ст.), а уже Св. Писание считает добавлением к Преданию, говоря: «При том же ты из детства знаешь священные писания» ( 2Тим. 3:15 ). Слово «при том» показывает, что ап. Павел считает Св. Писание только добавлением к Преданию (См. еще 2 Фессал. 2,15; 1 Коринф. 11:2; 1Тим. 6:20 ; 2Тим. 1:13 ; 2Тим. 1:5 ). Слова же: «все Писание богодухновенно и полезно есть», нисколько не говорят о том, что не нужно Св. Предания. Православная Церковь также учит, что все писание богодухновенно и полезно есть, да и странно было бы это отрицать, но это еще далеко не значит, что Св. Предание не полезно. Для меня полезна одежда, но отсюда нельзя делать вывод, что не нужно пищи. Ап. Павел говорит, что благочестие на все полезно есть ( 1Тим. 4:8 ). Можно ли отсюда заключить, что прочие добродетели не полезны? Милостыня полезна для нашегоспасения; можно ли поэтому сказать, что молитва не нужна для спасения? 8) Апостол евангелист Иоанн Богослов говорит только во первых о своей книге Откровения, что кто прибавит или убавит слова «книги сей», на того наложит Бог язвы. Значит, если рассуждав по сектантски, нельзя принимать все остальные книги св. Библии , ибо они прибавлены к книге «Откровения», во 2) 18 стих 22 главы Апокалипсиса говорит не о предании, а о том, что никто не имеет права искажать тексты этой книги, придавая им иной смысл посредством прибавления или убавления слов «откровения». Св. же Предание не искажает Св. Писания, а разъясняет его, ибо, как говорит апостол Петр, «во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные к собственной погибели своей превращают, как и прочие Писания: итак, вы возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения» ( 2Петр. 3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

116 О древности Великого поста свидетельствует также святой Игнатий Богоносец , поставленный в 66 г. по Р.Х. в епископа Антиохийского и правивший этой Церковью 40 лет. В послании к Филиппийцам святой Игнатий Богоносец дает наставление верующим: «Четыредесятницы не пренебрегайте: она служит подражанием жительству Христову». Петров пост, установленный Церковью в воспоминание апостольского пощения, по сошествии на них Святого Духа, в уготовление себя на всемирную проповедь Евангелия, ведет свое начало также с первых времен христианства. О нем уже упоминается в постановлениях Апостольских (кн. 5, 20 гл.). Посты Успенский и Рождественский ведут свое начало из глубокой христианской древности. 117 Посты еженедельные в среду воспоминание предания Господа на страдания и в пятницу во воспоминание самих страданий ведут свое начало также из глубокой древности и были известны уже во II веке. На эти посты указывается в вышеприведенном 69 апостольском пророчестве, а также и в постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 20). Сектанты отвергают православные посты, считают себя безгрешными, праведниками, а потому считают, что пост для них не нужен. В подтверждение своего учения они ссылаются на слова Спасителя: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека» ( Мф. 15:11 ). Но этими словами Священного Писания сектанты не оправдывают себя, если понимать эти слова Спасителя по-сектантски, тогда и пьянствовать и объедаться не грех , потому что еда и вино в уста входят, а не из уст, – но пьянство и обжорство грешно и лишают Царствия Божия. Вот что говорит об этом святой ев. Матфей. По совершении Иисусом Христом многочисленных чудес и исцелении больных, к Нему приступили фарисеи и книжники иерусалимские с вопросом: «Зачем ученики Твои нарушают предания старцев, ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб» ( Мф. 15:2 ). «Ибо фарисеи и все иудеи, держаясь предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и придя с торга, не едят, не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей» ( Мк. 7:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

1. Книга Товита . 2. Книга Иудифи . 3. Книга Варуха . 4. Послание Иеремии . 5. Третья книга Ездры . 7. Книга премудрости Соломона . 8. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова (Екклезиаст) . 9. Первая книга Маккавейская . 10. Вторая книга Маккавейская . 11. Третья книга Маккавейская . Глава 4. О Священном Предании 40 Сектант: Что есть Священное Предание, в котором православные видят второй источник Божественного откровения и потому ставят его вровень с Божественным Писанием? Священник : Священное Предание есть учение, преподанное Церкви устно и впоследствии отчасти закрепленное ею письменно. Как и Священное Писание, оно содержит Божественное откровение, необходимое для нашего спасения. Составляя второй источник Божественного откровения и как таковой обладая тем же авторитетом, что и Священное Писание, оно есть жизнь Церкви в Духе Святом и живой поток этой жизни. От Адама до Авраама минуло более трех тысяч лет; прибавив же 430 лет, когда израильтяне были рабами в Египте (см.: Гал.3:17 ), получим более трех с половиной тысячелетий. Все эти годы не было ни Священного Писания, ни празднования субботы, и избранники Божии руководствовались на пути к спасению лишь Священным Преданием, то есть учением о Боге, которое было усвоено изустно, и только 1700 лет от Моисея до Господа Священным Писанием Ветхого Завета. И как до писанных книг Ветхого Завета мир узнавал о Боге и спасении лишь из Священного Предания, и притом устного, так и до писанных книг Нового Завета Священное Предание, сообщаемое устно, оставалось для первых христиан единственным путеводителем ко спасению. Первым вложил учение Нового Завета в уши людей Сам Господь наш Иисус Христос, Который три с половиной года земного Своего служения ничего не писал, но непрестанно учил. Исполнив же послушание Отцу, Он и апостолов Своих послал не писать, но проповедовать Евангелие всему миру: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ( Мф.28:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

256. Синод. перевод: …когда не верите Мне, верьте делам Моим… — Ред. 257. Синод. перевод: …а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. — Ред. 258. Синод. перевод: …если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. — Ред. 259. Заметка стенографа. 260. Источник: Альманах «Альфа и Омега». 261. В древней церковной литературе епископ часто называется «священник» или «первосвященник», а диакон — «левит»; ср. I Послание к Коринфянам святителя Климента Римского, 40; Святитель Кирилл Иерусалимский. Слова Тайноводственные, 5:2–3. 262. Христос как Бог Сам прощал грехи, священники же отпускают грехи в силу полученной от Христа власти (см. Ин 20:23). 263. Речь идет о помазании всего тела; см. Алмазов А. История чинопоследований крещения и миропомазания. Казань, 1884. С. 267–271. 264. Синод. перевод: …ибо, где будет труп, там соберутся орлы. — Ред. 265. Синод. перевод: …се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. — Ред. 266. Синод. перевод: …уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. — Ред. 267. Синод. перевод: …когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно. — Ред. 268. Синод. перевод: …Он не сделал никакого греха. — Ред. 269. Синод. перевод: …Все это происходило с ними. — Ред. 270. Лакуна. 271. О такой форме крещения говорят Тертуллиан — «О зрелищах», IV; «О крещении», V; священномученик Ипполит Римский — «Апостольское предание», 21; святитель Кирилл Иерусалимский — «Слова тайноводственные» 2:4. Упоминание Креста — особенность миланского чина крещения. 272. Это помазание не является таинством Миропомазания, которое в Милане совершалось после ритуала омовения ног (О таинствах III,8). Для Запада характерно двойное посткрещальное помазание: вначале главы и всех частей тела, затем крестообразное помазание чела (см. Священномученик Ипполит Римский. Апостольское предание, 21).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

2) Сектанты говорят, что само Св. Писание запрещает прилагать к нему что-либо. Так, а) ап. Павел в послании к Галатам пишет: «если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» ( Гал. 1:8–9 ). Св. же Предание и есть иное благовествование, замечают сектанты.–Но ни содержание послания, ни текст приведенных слов, взятых в связи, не дают основания для такого толкования. Послание к Галатам написано против иудействующих, которые учили, что язычникам, уверовавшим во Христа, необходимо для спасения соблюдение обрядового закона Моисеева и, в частности, обрезание. А так как ап. Павел особенно настойчиво проповедовал об отмене того и другого, то, чтобы поколебать его авторитет, они говорили, что Павел не был самовидцем Господа, и своими словами смутили некоторых. Узнав об этом, ап. Павел и пишет Галатам: благовествование, «которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (1:11 – 12); поэтому, если кто-либо из нас апостолов или даже ангел с неба станет благовествовать не то, что вы приняли от меня, да будет анафема. Очевидно, анафеме предаются лжеучители и их заблуждения, как противные истинному благовествованию, а не Св. Предание, вполне согласное с ним. Затем, если обратить внимание на самый текст разбираемых слов («что мы благовествовали вам», «что вы приняли»),особенно в связи с 11 –12 стихами той же главы, то нельзя не заметить, что ап. Павел говорит здесь об устном благовествовании, т. е. Св. Предании, которое, как апостольское, ни в каком случае не может быть названо «иным 6лаговествованием». 510 б) Ап. Иоанн пишет в Откровении: «и я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей» (22:18). Мы, замечают сектанты, боимся этих язв, угрожающих за прибавление чего-либо к Библии и книгам пророческим, а потому и не принимаем Предания.– Но апостол говорит здесь не о всей Библии, а только об одной книге–Откровении, запрещает делать какие-либо прибавления к пророчествам этой именно книги. Если бы же он запрещал принимать все то, чего нет в его книге, то пришлось бы отвергнуть не только Св. Предание, но даже его Евангелие и Послания, на что не согласятся сами сектанты, так как не только признают, кроме Откровения, другие священные книги, но имеют еще и свои сборники псальм, катехизисы и т. п. 511

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

2Тим. 3:15–17 . «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Объясн. Апостол Тимофей родился в 30-й год по рожд. Христове. С 58 года он стал спутником апостола Павла. Писания последнего появились в период 53–67 года. Отсюда видно, что с детства апостол Тимофей не мог знать всех новозаветных писаний, а одни ветхозаветные не могли целиком умудрить во спасение: Мф.5:43–44 . Если принять во внимание ст.14 этой же главы, то увидим, что, по словам апостола Павла, источником научения в вере и жизни должны служить устные наставления апостола, о которых подробно не упоминается, но которые были и сохранились в Предании и Писании. Следовательно, ссылка на 2Тим.3:15–17 не только не оправдывает отвержение церковного Предания, но прямо обличает тех, кто не признаёт его: Ин.12:48 . Откр.22:18–19 . «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей». Объяснение. Здесь говорится не о всей Библии , а только об Откровении, о Предании же и речи нет, между тем тот же апостол даже предпочитает устную передачу – Писанию: 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13–14 . Если понимать слова Тайновидца в смысле запрещения принимать всё то, чего нет в книге Откровения, то пришлось бы отвергать и Евангелие, и Послания того же апостола. Отсюда понятно, что эти слова апостола (в ст.18–19) относятся только к одной книге Откровения и к Священному Преданию никакого отношения не имеют, так как оно имеет свои основания во многих местах Священного Писания, например: Ин.20:20:21:25 ; 1Кор.11:2 ; 1Фес.2:13 ; 2Фес.2:15 . Втор.4:2 . «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам (сегодня) заповедую».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

8–9. В будущем (не как в настоящем) для всех грешников назначен – неугасимый огонь и вечная погибель, то есть, такое наказание, которым может нас наказать Всесильный, и Праведный. Горе и беда всякой душе человека, делающего злое; напротив того, слава, и честь, и мир всякому делающему доброе ( Рим.2:9–10 ). Гл. 2. Ст. 3. Апостольское предание открывает нам, что прежде второго пришествия Христова явится Антихрист, самый грешный из человеков, противник Христу; он будет выдавать себя за Бога ( 2Фес.2:4 ), и делать (ложные) чудеса по действию сатаны ( 2Фес.2:9 ), и многих уклонит от веры во Христа ( 2Фес.2:10–11 ). И таким образом на обольщение его осуждены будут Богом все не веровавшие истине, и находившие удовольствие в неправде ( 2Фес.2:12 ). 15. Кроме Св. Писания есть словесное и письменное Апостольское предание, касающееся церковного благочиния и священных обрядов, соблюдаемых доныне Православной Церковью ( 2Фес.2:5 сл.). Гл. 3. Ст. 6. Должно соблюдать то только предание, которое принято святой Церковью, как согласное с Божественным Откровением или со Св. Писанием ( 1Кор.15:3 ). 12. Кто снискивает себе пропитание своими руками, тот, работая не должен рассеиваться мыслями, но пребывать в безмолвии и Богомыслии. 13. Да не унываем, делая добро: ибо в свое время пожнем с радостью ( Гал.6:9 ). Будем делать добро неослабно. 22 Из Первого Послания Св. Ап. Павла к Тимофею Гл. 1. Ст. 5. Не оставайтесь должными никому, ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого, исполнил закон ( Рим.13:8 ). И вера, и совесть в сердце: добрая совесть и нелицемерная вера в чистом сердце. Любить друг друга должно не в уме только или на языке, но делом и истиной ( 1Ин.3:18 ). 7–8. Если законоучитель не исполняет закона, то сим самым он хулит его, не разумея ни того, о чем говорпт по закону, ни того, что доказывает из закона. 14. В ком нет веры и любви ко Христу Иисусу, в том нет и благодати Божией: и чем выше наша вера и любовь, тем обильнее в нас благодать. 15–16. Смиренный грешник почитает себя первым из всех грешников, в пример тем, которые будут веровать в Бога к жизни вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010