Два места Священного Писания явно говорят об аде. Одно из них находится в евангельском зачале, где Христос говорит о будущем Суде. Христос сказал: И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф. 25,46 ). Если этот стих связать с предыдущим: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф. 25,41 ), то будет ясно, что ад отождествляется с вечным огнем, приготовленным для диавола и его ангелов, а не для человека. Второе место Священного Писания, которое содержит слово «ад», находится в Послании евангелиста Иоанна: Совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви ( 1Ин. 4,18 ). Конечно, он прямо не говорит об аде, то есть об образе жизни неправедных после Второго пришествия Христова, но о наказании, которое связано со страхом и чуждо любви. Жизнь ада в Священном Писании передается еще другими словами и выражениями, такими как огонь вечный ( Мф. 25, 41 ), тьма внешняя ( Мф. 25, 30 ), геенна огненная ( Мф. 5, 22 ) и так далее. Однако их анализ сейчас не является моей целью. Мы их коснемся, когда в другой главе проанализируем те следствия, которые мы можем сделать из учения Церкви и святых отцов о рае и аде. Святые отцы о рае и аде Очень важно рассмотреть учение святых отцов о рае и аде, потому что они являются непогрешительными учителями Церкви, носителями незамутненного предания, и потому Священное Писание не может быть истолковано вне их богодухновенного учения. Ведь Церковь , это Богочеловеческое Тело Христово, сама пишет Священное Писание и толкует его. Общим местом в учении святых отцов Церкви является то, что рай и ад существуют не с точки зрения Бога, но с точки зрения человека. Конечно, рай и ад существуют, существуют как два образа жизни, но не Бог их сотворил. Из святоотеческого предания ясно видно, что не существует двух мест (рая и ада), но Сам Бог является раем для святых и адом для грешников. Это неразрывно связано с учением святых отцов о примирении, а также и о вражде человека с Богом. Нигде из Священного Писания не видно, что Бог примиряется с людьми, но что Христос примиряет человека с Богом. Также из всего святоотеческого предания видно, что Бог никогда не является врагом человека, но человек становится врагом Бога, потому что не имеет общения с Ним и участия в Нем. Таким образом, человек становится врагом Бога, а не Бог – врагом человека. Человек через сотворенный им грех видит Бога разгневанным и враждебным 245 . Мы рассмотрим эту тему, представив учение некоторых отцов Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

О Святом Предании Священным Преданием называется все то, что передал людям Господь наш Иисус Христос и открыл Дух Святой через святых апостолов Христовых и их преемников, святых отцов и учителей церковных. Господь Иисус Христос, когда жил на земле, обходил города и селения и учил людей, как веровать в Бога и исполнять Его святую волю. После вознесения Господня, дело Его проповеди продолжали святые апостолы и ученики Христовы, которым Господь дал такое повеление: «идите, научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ). Исполняя заповедь своего Божественного Учителя, апостолы и ученики Христовы разошлись по всем странам земли и везде учили людей тому, что видели и слышали от Господа. Они сообщили людям как жил на земле Господь наш Иисус Христос , какие Он творил знамения и чудеса, как пострадал за наши грехи, умер и воскрес, как вознеся на небо и какие даровал людям святые заповеди. По смерти апостолов Священное Предание возвещали людям апостольские преемники – св. отцы и учители Церкви, которым апостолы преподали благодатные дары Святаго Духа. Они разъяснили людям как надо правильно выражать свою веру в Бога, как совершать богослужения и таинства; какими законами и правилами руководствоваться в церковной жизни. В настоящее время Священное Предание возвещают людям преемники святых апостолов – пастыри и учители святой Православной Церкви. Таким образом, Священное Предание ведет свое начало от самого Господа, святых апостолов и отцов Церкви, оно открыто людям Духом Святым; а потому имеет весьма важное значение для каждого православного христианина. Каждый, кто носит имя православного христианина, должен свято верить Священному Преданию как слову Самого Господа, относиться к нему с доверием и уважением, исполнять все его постановления. К исполнению Св. Предания призывает людей сам Господь наш Иисус Христос, говоря: «Истинно, истинно говорю вам, кто соблюдет слово Мое, тот не увидишь смерти во веке» ( Ин.8:51 ). К исполнению Св. Предания призывают людей и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Первый принцип: Священное Писание может быть истолковано только в контексте Священного Предания. Православная Церковь верует в единое Божественное Откровение, одинаково раскрываемое, как в Священном Писании , так и в Священном Предании. Так, апостол Павел хвалит коринфян: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор. 11:2 ). Своему ученику и преемнику в служении, апостол пишет: О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры ( 1Тим. 6:20 ). И, наконец, апостол Павел ясно указывает на письменный и устный источник единого откровения: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим ( 2Фес.2:15 ). Само откровение апостол именует Преданием, которое сообщалось устной проповедью и письменным словом. Таким образом, следует говорить не о Писании и Предании, а о едином Предании, раскрытом устно и письменно. Итак. Предание – это не дополнение к Писанию, а то Благодатное Лоно, в котором родилось, живет и толкуется Писание. В узком же смысле, иудеи говорят о письменной и устной Торе, а христиане – о Писании и Предании. Протестанты отвергли Предание, как источник Откровения. Как дерево, исторгнутое из, породившей его, природной среды, так Библия оказалась вырванной из благодатной среды Предания и помещенной в умы, изучающих ее, ученых. Этому всегда противостояла Православная Церковь , как хранительница вечно живого предания. На практике же, христиане, живя благодатными потоками Новозаветного Предания, в отношении к Ветхозаветному Преданию, в связи с неприятием иудейской синагогой Иисуса, как Христа, часто оказывались в состоянии некоего протестантизма. Библейская экзегетика ХХ-го века все более обращает внимание на библейское, древнееврейское Предание, порой незаслуженно предававшееся забвению. Это не могло не порождать толкования, часто произвольные и поверхностные, а многое просто оставалось нераскрытым и непонятым. Среди святых отцов, активно обращавшихся к древнееврейскому Преданию, можно указать прп. Ефрема Сирина , блаж. Иеронима Стридонского , св. Димитрия Ростовского , св. Филарета Московского . О значении еврейского Предания прекрасно пишет известный французский богослов Л. Буйе 14 . Далее, в Главе 8-й будут указаны источники древнееврейского Предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Сектант : Христиане не должны соблазняться никаким человеческим учением, отличным от Божественного, о чем напоминает им апостол: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому... а не по Христу ( Кол.2:8 ). Священник : Имеющие превратный ум не могут различать между преданием человеческим и преданием по Христу, то есть евангельским и апостольским. Ты привел слово Священного Писания, которое относится к суетному мудрованию века сего, но не к Преданию Церкви Христовой. Ибо Священное Предание не предание человеческое, не ложная философия, но слово Божие, переданное нам устно. Сам великий апостол Павел научает нас: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим ( 2Фес.2:15 ). Вы же, сектанты, учите противоположному, не разумея, что и само Священное Писание плод Духа Святого, произросший из корня Священного Предания. Сектант : Чтобы спастись, истинным христианам довольно Священного Писания. Это подтверждают и слова апостола к Тимофею: ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности ( 2Тим.3:15–16 ). Итак, любые прибавления к слову Божию недопустимы. Священник : У апостола речь идет о ветхозаветном Писании, ибо Писания новозаветного христиане тогда еще не имели. Если же применить сюда ваше толкование, придем к мысли, что и книги Нового Завета незачем было принимать, как появившиеся позже и потому не включенные святым Павлом в понятие «Писание». Сектант : Мы не можем принять предание, в которое со временем вошло много ложного, так что теперь невозможно отличить, что в нем от апостолов, а что из иных источников. Священник : Послушай, человече! Не верь в этом деле ни уму своему, ни тем, у кого он подобным же образом помрачен. Усвой, что истины веры, запечатленные в Предании, Церковь закрепила в апостольских правилах, в правилах Вселенских и поместных соборов, в книгах исповеданий 41 , составленных святителями и чудотворцами. Этим установила она правило святой православной веры, оградив ее от множества еретических нападений.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Во Христе мы имеем Божественное Откровение во всей полноте, потому что Господь сообщил нам все необходимое для спасения. Ветхозаветные пророки говорили многократно и многообразно ( Евр. 1:1 ), поскольку каждый из них сообщал только ту малую часть знания о Боге, которая ему лично открылась. Кроме того, в Ветхом Завете Откровение было опосредованным, так как каждый из пророков свидетельствовал о том, что ему как человеку было открыто о Боге. Во Христе Откровение не фрагментарно, а целостно и полно, потому что Христос не просто тот, кто нечто знает о Боге, а Сам Бог . Это уже не свидетельство человека о своем опыте богопознания – во Христе Сам Бог открывает нам истину о Себе. Господь говорил Своим ученикам, что Он сообщил им все, что слышал от Отца ( Ин. 15:15 ). Апостолы, проповедуя богооткровенное Христово учение, возвещали людям всю волю Божию ( Деян. 20:27 ). Поэтому после Христа в принципе не может быть дарования новых откровений или заключения какого-то третьего завета, отличного от Завета Нового. Всякий, кто пытается нечто изменить в богооткровенном учении Господа Иисуса Христа или сделать некоторое добавление к нему, подпадает под анафему ап. Павла: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8 ). 1. Священное Предание «Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды» 32 . Само слово «предание» (греч. paradosis) означает передачу, оставление в наследство. Оно указывает, прежде всего, на само действие, то есть на процесс передачи. Именно таким образом сохраняется и распространяется среди людей Божественное Откровение. «Я от Самого Господа принял то, что и вам передал» ( 1Кор. 11:23 ), говорит ап. Павел. 1.1. Священное Писание о Священном Предании, понимание Священного Предания у раннехристианских авторов В книгах Нового Завета слово «предание» обозначает не процесс передачи, а само передаваемое, в первую очередь передаваемое учение:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Вопрошающий: То, что Священного Писания достаточно для веры и спасения, без какой-либо необходимости в Предании, вытекает из слов апостола Павла к Тимофею: «Притом же ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим. 3:15–16 ). Эти слова ясны. Никакое дополнение к Священному Писанию не нужно. Старец Клеопа: Здесь апостол говорит лишь о Писании Ветхого Завета, так как Новый Завет тогда еще не был написан. Этими словами Павел указывал Тимофею, что хороший учитель может использовать Ветхий Завет для укрепления своей веры во Христа и проповеди христианства. А из вашего ошибочного утверждения следует, что ни одна из книг Нового Завета, которые были написаны после Послания к Тимофею, не должна быть принята. Вернее, что достаточно признать лишь книги Ветхого Завета, упоминаемые в том отрывке, на который вы ссылаетесь. Вопрошающий: Некоторые люди не признают Предание, объясняя это тем, что с течением времени оно приняло в себя множество чисто человеческих идей, так что сегодня мы уже не в состоянии отличить истинное апостольское Предание от ложного. Старец Клеопа: Церковь Христова определила истины веры в соответствии с долгой традицией, через догматы и каноны святых Вселенских Соборов, символы веры и исповедания святых отцов, которые были признаны на многих Поместных Соборах, проводившихся с древнейших времен. На этих Соборах истинность святой православной веры была твердо установлена, и, прежде всего, в том, в чем она подвергалась нападению со стороны ересей того времени. Из совокупности этих Соборов видно окончательное и неизменное содержание Священного Предания. Оно может быть определено на основании следующих условий: Если предание не соответствует этим условиям, оно не может считаться истинным и святым и, следовательно, не может считаться приемлемым или необходимым для соблюдения. Вопрошающий: Несмотря на все усилия, которые, как вы рассказываете, Православная Церковь сделала и делает для сохранения истинного Предания, некоторые считают, будто нужно верить лишь тому, что содержится в Священном Писании. «Первые христиане, – говорят они, – принимали только сочинения, содержащиеся в Священном Писании, как там и сказано: “Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так” ( Деян. 17:11 ). Из этого следует, что и мы должны хранить именно то, что описано в Священном Писании».

http://azbyka.ru/o-svyashhennom-predanii...

Вторая составляющая Божественного Откровения – Священное Предание. Часто приходится слышать: «Это ваши интерпретации!», – или: «Мы так понимаем, вы так понимаете – у каждого своя правда, у каждого своя точка зрения. У нас у всех есть право на свою точку зрения». Модная теория – «теория теологуменов», которая говорит о том, что существуют частные богословские мнения, а богословие – это наука творческая. На самом деле это ложь. Слово «теологумен» изобретено в XIX веке Адольфом Гарнаком. В православие оно впервые введено Василием Васильевичем Болотовым . Со святоотеческим учением оно ничего общего не имеет. Святые отцы разделяли мнение Церкви и частные богословские мнения. Для святых отцов частное богословское мнение – это мнение, не одобренное Вселенской полнотой и чаще всего ошибочное. 18. Истинность Священного Предания О Священном Предании сказано: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). Апостол повелевает стоять и держаться Предания, которым научены или словом, или посланием. «Словом» – это устное Предание, а письменное Предание – это Священное Писание. Это высшая часть Священного Предания Церкви. Библейское обоснование обращения к святым отцам таково: «Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям – возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его, и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим» ( Пс.77:5–8 ). Это закон, положенный Богом, – передавать от отцов к детям, которые в свою очередь передадут своим детям, верность Богу, воспоминания о Его чудесах. Об этом сказано как о законе в книге царя Давида. Подавляющее большинство наших догматов говорят о чудесах Божиих. О самом Боге говорят догматы о Святой Троице и о свойствах Бога. Все остальные – о великих чудесах Бога. Православие без чудес – несуществующая религия. Без чудес оно умрет сразу же. Без чудес от Символа Веры ничего не останется. Догматы Божии были сформулированы окончательно и бесповоротно в день Пятидесятницы. Пятидесятница – день завершения догматического богословия, потому что большего Откровения, чем Боговоплощение и сошествие Святого Духа, нет в природе. Поэтому и называет Церковь Пятидесятницу «конечный праздник». Последующие Соборы проходили не для того, чтобы заново что-то определить. Их задача была отсекать ложные толкования: чисто консервативная задача – отсекать. Формулировки были даны для того, чтобы отделять, определять. Определять – значит ставить пределы, показывать, как не должно понимать. Почти все определения Соборов были связаны с анафемами: «Если кто-либо будет учить так-то, так-то и так-то – да будет анафема!», «Если кто-либо не будет учить так-то, так-то и так-то – да будет анафема!».

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Один замечательный богослов сказал, что в самом общем виде, Бог – это общение, а ад – это одиночество. И потому Церковь – это общение христиан в совместном служении Богу, а его оскудение губительно для церковного организма. Самые простые, самые будничные явления такой жизни, отдание Богу ее самой в делах и заботах по капле и изо дня в день – это и есть царский путь к лицезрению Христа и наслаждения Им. Но откуда людям, воспитанным и живущим в облаке секулярности, лишенным видимой альтернативы, взять волю к преодолению своего образа жизни, к покаянию и преображению себя? Полагаем, что ключом к преодолению отвлеченного понимания христианства является Священное Предание – опыт жизни в Духе Святом. Именно здесь, если остановиться и внимательно рассмотреть, вспыхивает неожиданный огонек в пугающем и мрачном тупике обмирщенного общества (то, с чего мы начинали). Всегда живой и ясный ориентир, конкретная альтернатива организации жизни человека и коллективов по отношению к тому, что нас окружило за прошедшее столетие. Неоспоримый аргумент за переориентацию жизненного уклада с дискретной парадигмы противопоставлений на деятельное единение в матери-Церкви. Божественный и апостольский источник Предания объясняет его священный характер. И потому приличный христианам образ жизни и ее обустройства, в общем-то, выходит за рамки «области частных мнений». К трепетному соблюдению Предания, выраженному в разных формах, призывал апостол Павел: «братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2: 15), «завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас » (2 Фес. 3: 6). В противоположность этому: «смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу » (Кол. 2: 8). И далее: «подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4, 16). Таким образом, погубление христианства путем превращения в умозрительную абстракцию не может состояться, пока не будет отвергнуто, унижено, поругано, обесценено и уничтожено Предание. Пока Предание Священное не будет заменено преданием человеческим (Мк. 7, 8).

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/18/...

Понятие о Богословии, догматах и ереси Бог открывает Себя людям, и накопленные в опыте Богообщения знания требуют систематизации. Таким образом, возникает наука – богословие . В настоящее время под богословием понимают все христианское вероучение. Догматы – богооткровенные истины, преподаваемые людям Церковью как непререкаемые и неизменные правила спасительной веры . Догматов в Церкви много, но, по словам прп. Амвросия Оптинского , они сводятся к двум основным – о св. Троице и о воплощении Сына Божия . Всякое сознательное искажение веры это ересь — внешнее выражение внутреннего повреждения в духовной жизни. Тема 5. О Священном Предании Божественное Откровение распространяется среди людей через Священное Предание. Священное Предание это то, что верующие словом и примером передают друг другу от Христа и до наших дней: Евангелие, учение веры, Таинства и обряды. «Я от Самого Господа принял то, что и вам передал» ( 1Кор.11:23 ), — говорит ап. Павел. «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим». ( 2Фес.2:15 ). Господь Иисус Христос говорит, обращаясь к Своему Отцу: «Слова, которые Ты дал мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно» ( Ин.17:8 ). Свщ. Предание не просто передача инфор­мации, а опыт приобщения нас к Богу. «Подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16 ), — призывает ап. Павел. Этот опыт может быть передан лич­ным примером через воздействие Святого Духа. «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями» ( Деян.1:8 ). Учение Иисуса Христа постигается только в свете Божественной благодати . «Никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым» ( 2Кор.12:3 ). Три уровня Свщ. Предания В едином Предании можно различать три уровня : Тема 6. О Свщ. Писании. Ветхий Завет Священным Писанием, Библией, называются книги, написанные Духом Божиим через освя­щенных от Бога людей – пророков и апостолов. Главным признаком книг Свщ. Писания является их богодухновенность – автор этих книг Сам Бог.

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Претыкание шестое Иоанн в своем Евангелии говорит: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, сын Божий. И, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин. 20, 30 ). Из этих Евангельских слов противники делают следующий вывод: если мы можем получить жизнь вечную на основании того, что написано, чего же нам искать еще. В чем необходи­мость Преданий? Написанного достаточно для спасения. Исправление претыкающимся ОТВЕЧАЮ, ВО-ПЕРВЫХ: Первые слова моего ответа о вас, противники. Когда мы воздаем честь нерукотворному образу, который Сам наш Спаситель изобразил при­ложением убруса к Пречистому Своему Лицу, вы возмущаетесь и говорите: «Где об этом написано в Евангелии?» В Евангельских словах, которые вы для нас привели, содержится и ответ для вас: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о кото­рых не писано в книге сей. Если есть много чудес Христа, которые не описаны в Евангелии, то среди многих есть и это чудо о нерукотворенном образе. Если об этом чуде в Евангелии и не гово­рится в отдельности и ясно, то там сказано об этом в общем и сокровенно, то есть, в этих словах: Много сотворил Иисус пред учениками, и так далее. Так обнаруживается в Священном Писании корень всех Преданий, нами благочестиво сохраняемых. И по отношению к Священному Писанию Предания являются деревом, выросшим из семени. Хочешь знать, что это за семя? В Евангелии сказано об этом. Сам Христос говорит: Слу­шающий вас Меня слушает (Ах. 10, 16). И говорит снова: а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 16–17 ). И снова: держите предания, которым вы научены, или словом, или посланием нашим ( 2Фес. 2, 15 ). Это и другое в Священном Писании как бы семена Преданий, крепящихся на этом прочном основании. ОТВЕЧАЮ, ВО-ВТОРЫХ: Ваше свидетельство не против нас, напротив, ваше ухищрение вас же, противники, и обличает, так как в приведенных вами словах Иоанн говорит о чудесах Христа, которые отражены в Евангелии не полностью, а лишь частич­но. Вы же, по своему обыкновению, написанное о чудесах переносите на все Догматы веры, толкуя, что Иоанном как бы сказано: «Написанного в этой книге достаточно для спасения и наследия жизни вечной, поэтому Предания должны быть отвергнуты». Но не о Догматах, а о чудесах слова Иоанна, и когда он говорит: Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь ( Ин. 20, 29 ), то эти слова знаменуют не то, что для нашего спасения достаточно одних только чудес, а то, что чудеса Христа – важный элемент наследия жизни вечной, хотя их и не достаточно самих по себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010