§ 10. На открывающиеся штатные священнические и диаконские вакансии, о которых неопустительно и своевременно Холмским Духовным Правлением должно быть сообщаемо Холмско-Варшавской Консистории, определяются достойные кандидаты Епархиальным Архиереем по просьбам кандидатов на священство, поступающим непосредственно к Епархиальному Архиерею, или по представлениям Викария. § 11. Определяемые на священнические и диаконские, места лица, не имеющие еще духовного сана, рукополагаются или самим Епархиальным Архиереем или, по его поручению, Викарием. Ставленные грамоты всем вновь рукоположенным священникам выдаются Епархиальным Архиереем; диаконам же и псаломщикам, посвящаемым в стихарь, Викарием. § 12. Определение к сельским церквам и в уездных городах, а также в губернском городе Люблине причетников, посвящение их в стихарь, перемещение с одного места на другое и увольнение их от службы по прошениям предоставляется Викарию. § 13. Увольнение подведомых церковнослужителей от службы, без прошения, равно и дела о перемещении священнослужителей с одного места на другое, или об увольнении их за штат, производятся Викарием, согласно 5 и 6 пунктам приложенных к указу Святейшего Синода от 10 Мая 1869 г. за 20 ВЫСОЧАЙШЕ утвержденных правил и при том решения об увольнении и перемещении священнослужителей, приводятся в исполнение только с утверждения Епархиального Архиерея. § 14. Увольнение священно церковнослужителей в отпуск, по настоятельным их нуждам, не более как на один месяц, в места лежащие в пределах Холмско-Варшавской епархии, или в другие епархии может разрешать Викарий, с выдачей паспортов из Духовного Правления; отпуска же на более продолжительное время, а также увольнение в столичные города Империи и за границу разрешает Епархиальный Архиерей. § 15. О лицах, признаваемых Викарием заслуживающих награды за отличное и усердное служение на пользу православной церкви, Викарий представляет, с подробными сведениями, Епархиальному Архиерею, для надлежащего, по его усмотрению, исходатайствования награды установленным порядком.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Теперь подушный оклад расписывался по душам совершенно вновь и правительство распорядилось всех священнослужителей, писавшихся доселе в числе податных людей, во вторую ревизию из оклада исключить вместе с их детьми, родившимися уже после посвящения отцов. Но мы уже видели, что такое решение было временное, простиралось только на время самого производства ревизии; лица из податных состояний, имевшие посвящаться в священнослужители после ревизии, по-прежнему должны были оставаться в подушном окладе до следующей ревизии. В 1761 г. св. Синод издал касательно этого предмета общий указ, в котором прямо говорилось, что посвящение податных людей может допускаться только на основании указов 1727 и 1728 гг., под условием платежа с них оклада или ими самими, или их владельцами и обществами до будущей ревизии, чтобы иначе не было какого ущерба казне 636 . Во всяком, впрочем, случае свобода священнослужителей от податей в общем смысле была признана теперь окончательно; допущение существования податных священнослужителей на будущее время мотивировано чисто практическими требованиями удобства в процессе подушного сбора. Относительно церковнослужителей тот же вопрос не был еще окончательно решен и теперь. В то время, как новая ревизия обходила всех действительно служащих священнослужителей, числящихся в окладе церковников велено было по-прежнему писать в оклад на тех самых местах, где они были записаны по старой записи, за исключением только тех, которые были уволены навечно от своих помещиков, на место же их определять в церковники заштатных и других людей духовного звания, не положенных в оклад 637 . Вопрос очевидно решался в том смысле, что церковническое звание само по себе еще не освобождает человека от податного состояния, как священнослужительское, несмотря на то, что св. Синод предлагал уравнять их в этом отношении еще в 1721 г. Поэтому-то как св. Синод, так и Сенат постоянно и настаивали на том, чтобы в церковнослужители принимаемы были такие лица духовного происхождения, которые не будут числиться в податном состоянии по правам самого рождения, на основании наследственных привилегий, определенных еще в указе 4 апреля 1722 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Членами семьи нуждающегося священнослужителя, церковнослужителя и работника религиозной организации Русской Православной Церкви являются находящиеся на его иждивении нетрудоспособные родители; супруг (супруга); проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети. Нуждающимися членами семьи умершего священнослужителя, церковнослужителя и работника религиозной организации Русской Православной Церкви являются лица, перечисленные в абзаце втором настоящего пункта и являющиеся членами семей, доходы которых на одного члена семьи ниже установленного в регионе прожиточного минимума. 2.2. В соответствии с «Положением о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей» материальная помощь может предоставляться: • пребывающим на покое Преосвященным архиереям; • нуждающимся священнослужителям, пребывающим на покое либо вышедшим на пенсию по старости и (или) имеющим инвалидность со 2-й и 3-й степенями ограничения основных категорий жизнедеятельности человека; • нуждающимся церковнослужителям, вышедшим на пенсию по старости и (или) имеющим инвалидность со 2-й и 3-й степенями ограничения основных категорий жизнедеятельности человека; • нуждающимся работникам религиозных организаций, проработавшим в религиозной организации не менее десяти лет и вышедшим на пенсию по старости и (или) имеющим инвалидность со 2-й и 3-й степенями ограничения основных категорий жизнедеятельности человека (под работниками религиозных организаций в настоящем Положении понимаются лица, заключившие с религиозной организацией трудовой договор в письменной форме в соответствии со ст. 342 Трудового кодекса Российской Федерации); • нуждающимся членам семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций; • священнослужителям, церковнослужителям, работникам религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членам их семей, усыновившим ребенка (детей) или оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе вследствие полной или частичной утраты источника средств к существованию в связи с болезнью, рождением ребенка, потерей кормильца, иными причинами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

ДОМА : Убогие . Вырытие ямы на земле Покровского монастыря, что в Москве, для погребения убогих и постановка над нею амбара. 145 . Церковные . Постановление о покупке прихожанами из церковных сумм домов бывших священнослужителей для новопосвящённых школьников с тем, чтобы эти дома не были более продаваемы. 109 . Отвод в С.-Петербурге к каждой церкви дворовых мест для постройки причту домов, которые впредь никому не продавать. 196 . ДОМ БЫВШИЙ ПАТРИАРШИЙ. Поручение полковнику Плещееву и судье Ершову описать и поверить в нём ризницу и казну. 115 . Починка и убранство оного к приезду в Москву Св. Синода. 233 . ДОПРОСЫ . Дозволение допрашивать священников и других духовных лиц в Смоленском архиерейском приказе, не отсылая их в Надворный Суд и канцелярии по требованию сих последних. 211 . ДРАГУНЫ ОТСТАВНЫЕ . См. Чины отставные воинские . ДУХОВЕНСТВО : Евангелическое . Доставление ведомостей из Иностранной Коллегии в Св. Синод о находящихся в России пасторах этого исповедания. 107 . Иностранных христианских исповеданий . Запрос Коллегии Иностранных Дел о числе оного во всём Российском Государстве. 107 . Православное . Запрещение отводить в домах духовных лиц постой для гражданских управителей (п. 1 стр. 72). 64 . Ведомство оного по всем уголовным делам, кроме тяжких государственных, в Св. Синоде, а по гражданским в обыкновенных судебных местах (п. 3 стр. 105). 76 . Обязанность священно и церковнослужителей доносить об известных им утаённых и прописных по ревизии в их приходах душах и ответственность их за неисполнение сего. 105 . Исключение священнослужителей из числа ревизских душ при расположении полков по наличным душам в Новгородской губернии. 138 . Освобождение священников и диаконов г. Костромы от сбора с них драгунских и новоположенных солдатских денег. 155 . Запрещение светским присутственным местам и начальствующим лицам требовать к своему суду лиц духовного звания. 172 . Представление священно и церковнослужителями Московской губернии своих детей от 13 до 20-летнего возраста в славяно-российские школы. 192 . Отвод в С.-Петербурге к каждой церкви дворовых мест для построения причту домов. 196 . Взимание с духовенства Тульской провинции окладных сборов лицами, определёнными для сего Монастырским Приказом. 248 . За вымышление ложных чудес и оглашение оных виновные в этом лица духовного ведомства подвергаются разного рода наказаниям. 250 . Подчинение духовенства, находящегося в городе Ревеле и его уезде, архиепископу Псковскому Феофану. 286 . Представление об исключении из подушного оклада детей священно и церковнослужителей. 312 . См. Священники .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 . Наблюдению старосты препоручается, дабы никто, ни даже из принадлежащие к причту, и ни в какое время не продавал восковых церковных свечей ни в церквях, ни по близости их, кроме лавок для гуртовой продажи их, находящихся на рынках. Его же обязанностью есть иметь присмотр как за зажиганием свеч во время священнослужения, так и за гашением их по уставу церковному. Примечание. При церквях, находящихся в столицах и при других приходах, большие доходы имеющих, ежели кто из почетных особ дворянства или купечества, ревнуя о пользе церкви, пожелает взять на себя обязанность старосты: то хотя и не воспрещается им принимать в помощники к себе людей благонадежных и доверие их заслуживающих, но ответственность лежит на одном токмо старосте, а не на помощнике его. 8 . Деньги выручаемые при продаже свечей, собираемые в кошельки и кружку, и получаемые от доброхотных дателей, опускать немедленно в ящики для сего устроенные, кои должны быть за ключами старосты и за печатями священнослужителей и старосты, ежели он того пожелает. 9 . По прошествии каждого месяца, в присутствии священно- и церковнослужителей и почетнейших из прихожан, буде они от того не отрекутся, староста высыпает из ящиков и кружки накопившиеся деньги; и, по надлежащем счете их и поверке, записывает в данные ему книги, сколько денег в котором ящике оказалось. Все таковые суммы соединяются вместе, и хранятся в кладовой или ризнице за ключами старосты, и печатями как его, так и священнослужителей. 10 . На сем же самом основании, то есть, по прошествии каждого месяца и в присутствии почетнейших прихожан и священно- и церковнослужителей, делается свидетельство расходов в сие время бывших. Примечание. Таковое освидетельствование прихода и расхода должно быть прописываемо всеми особами, при сем находившимися, то есть, прихожанами, старостой и священно- и церковнослужителями. 11 . Староста обязан собирать доход с экономических церковных заведений, как то: с лавок, на церковной земле устроенных, с домов и погребов, внаймы отдаваемых, ежели таковые где находятся, и прилагать попечение о приращении доходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, имея рассуждение о церквах и священно и церковнослужителях, что из оных в городах синодальной области и по епархиям при многих церквах (как Святейшему Синоду небезызвестно есть) никого не имеется, точию о том, також и о детях священно и церковнослужительских в Святейшем Синоде достодолжного известия нет, а таковому известию, сколько где церквей, и что при них священноцерковнослужителей быть надлежало, и ныне налицо, и к тому в дополнение потребно, и которые церкви за неимением священнослужителей и причетников праздны суть, и о числе священноцерковнослужительских и мужеска полу детях (кроме определённых в причт) в Святейшем Синоде всегда весьма быть потребно. Того ради приказали : учинённые в Святейшем Синоде примерные формы разослать куда надлежит при указах и велеть, по тем формам учиня, прислать в Святейший Синод ведомости с получения тех указов в самой крайней скорости неотменно. 1) Сколько где в синодальной области и в ведомстве Санкт-Петербургского Духовного Правления и во всех епархиях ныне налицо церквей, и что при тех церквах священноцерковнослужителей по чинам против прежнего действительных быть надлежало, и ныне налицо имеется, и колико к тому в дополнение потребно или сверх того излишних есть, и которые церкви без таких служителей находятся праздны. 2) По отправлении оных по первой к дополнению тех ведомостей по вторичной форме ведомости ж коликое число помянутых церквей у священнослужителей и прочих церковников мужеска пола детей (кроме находящихся в действительном церковном причте), расписав по городам и уездам, и что в числе тех детей их таких, коим от рождения до седми, от седми до двенадцати, от двенадцати до пятнадцати, от пятнадцати до двадцати лет и выше, и сколько в том числе больных и увечных имеется без расписания лет, и чему кто обучены или обучаются, ибо хотя о тех священно и церковнослужительских детях по прежде посланным в епархии указам ведомости и присылаются, но со многим необстоятельством, и затем в сочинении из них генерального экстракта обстоит крайнее неудовольство, чего ради и впредь таковые по тем примерным формам ведомости в Святейший Синод присылать из всех епархий повсегодно и отправлять оные по прошествии года всегда в январе, а по крайней мере в феврале месяце без всякого упущения неотложно. (Дело 1738 г. 275/519).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 ст. 62 уст. о воинской повинности право это предоставлено только тем псаломщикам, которые окончили курс в духовных академиях, семинариях и духовных училищах. Но принимая во внимание, что Свят. Синод признает крайне нужным и полезным определять в некоторых случаях на псаломщицкие места в приходы с инородческим населением воспитанников инородческих школ, Генерал-Адъютант Милютин полагает возможным в том случае, если подобное лицо вынет жребий, определяющий на службу в постоянные войска, испрашивать каждый раз особое Высочайшее соизволение на освобождение сего лица от воинской повинности. И, по справке, приказали: об изъясненном отзыве Военного Министра дать знать указом Вашему Преосвященству. Декабря 11 дня 1874 года 3550. 127. Об открытии детям православного духовенства путей к обеспечению своего существования на всех поприщах гражданской деятельности. Государственный Совет, в департаменте законов и в общем собрании, рассмотрев представление Высочайше учрежденного присутствия по делам православного духовенства об открытии детям священно и церковнослужителей путей к обеспечению своего существования на всех поприщах гражданской деятельности, мнением положил: I. Взамен действующих узаконений о правах детей лиц православного духовенства постановить: 1. Дети лиц православного духовенства не принадлежат лично к духовному званию, показываясь только для сведения в послужных списках их отцов. 2. Не имеющие прав высшего состояния дети священнослужителей и церковных причетников (дьячков, пономарей и псаломщиков ) пользуются всеми правами, присвоенными в настоящее время: первые – детям личных дворян, а последние – личным почетным гражданам; дети-же прочих церковнослужителей, в ст. 278 зак. о сост. исчисленных, должны, по достижении совершеннолетия, приписываться к какому-либо городскому или сельскому обществу, причем за ними лично сохраняется принадлежавшее им по ст. 281, как лицам духовного состояния, право освобождения от податей и рекрутства. 3. Сыновьям как священнослужителей, так и церковных причетников, не посвящающим себя на службу церкви в духовном звании, предоставляется: а) поступать в службу военную, или гражданскую и б) обращаться по желанию их к торговым, промышленным и других частным занятиям, на основаниях, существующих вообще для лиц того звания, права которого каждому из них присвояются.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О взгляде на иподьяконскую степень в древней церкви и на западе см. выше § 58 пр. 25 и § 102, стр. 6. В настоящее время относительно иподьяконов, состоящих при епархиальных архиереях, и, следовательно, представляющих собой действительную должность, а не номинальную, переходную только, степень духовной иерархии, мог бы возникнуть практический вопрос о том, к которой из двух установленных русским законодательством категорий духовенства должен быть отнесен иподьякон: к категории священнослужителей, или к категории церковнослужителей? Если бы светские и духовные суды во всех тех случаях, когда по нашему законодательству придается значение различию священнослужителей и церковнослужителей (например, в вопросе о личных обидах и т. п.) выходили из существующей богословской конструкции о трех степенях священства, то они должны бы были относить иподьяконов к церковнослужителям. Этого, однако, не встречалось в практике, да и в самом законодательстве, иподяконы довольно явственно отнесены к священнослужителям. См. Т. IX Св. Зак. ст. 341 по изд. 1876 г. 37 На это было указано мною в рецензии курса Церковного права г. Бердникова (Юридический вестник, август 1889 г.); на это же необходимо указать, в настоящий раз по поводу рассуждений г. Заозерского в названии рецензии, помещенной в «Правовом обозрении». Рецензент полагает, что говорить о русском царе, как главе церковного правительства, значит поместить его в ту же лестницу иерархических степеней, в которой находятся дьяконы и иподьякон. См. ниже. Это положение проведено и доказано в томе I Курса (§§ 20, 21, 30, 39, 41, 43, 44, 53, 65, 68, 70, 80, 81, 88–90, 92, 94, 96, 99) фактами из византийской и русской истории. Автор рецензии на мой курс, г. Заозерский, видящий в этом тезисе и немецкий дух, и неправославие, должен бы был направить свои усилия к его опровержению. Однако, не утруждая себя разбором фактов византийской и отечественной истории, и даже ставя мне в вину, что я пользуюсь только сборником Mansi (а этот сборник содержит в себе не только все каноны и все соборные даяния, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

13). А св. Василий великий так описывает древний порядок избрания и поставления священнослужителей. «По обычаю, говорит он, издревле водворившемуся в церквах Божиих, служители Церкви приемлемы были, по испытании, со всякою строгостью, и все поведение их прилежно исследуемо было: не злоречивы ли они, не пианицы ли, не склонны ли к ссорам, наставляют ли юность свою, да возмогут совершати святыню, без коея никто не узрит Господа; и сие испытывали пресвитеры и диаконы с ними живущие, доносили о том хорепископам, а сии приняв отзыв от свидетельствующих по истине и представив епископу, таким образом причисляли служителя к священному чину» (пр. 89). Св. Василий, со всею строгостью обязывая подчиненных своих хорепископов соблюдать такой порядок при избрании священно-и-церковнослужителей, замечает: «впредь достойных испытайте и принимайте, но не числите в клире, прежде нежели представите мне. Иначе же ведайте, яко принятый в церковнослужение без моего разрешения, будет мирянином» (там же). Отсюда между прочим видно, какие права принадлежали в древней Церкви хорепископам (иначе викариям епископов епархиальных) в поставлении священнослужителей. Соборами первых веков предоставлено было хорепископам производить своею властью иподиаконов и прочих церковнослужителей (апкир. 15. антиох. 10). Но в последствии и на эти степени поставлять запрещено им без воли главных епархиальных архиереев (VII всел. 14). – При этом церковные правила весьма строго запрещают епископам: а) рукополагать клириков в чужих епархиях, или из чужого клира поставлять на места своей епархии: иначе всякое такое поставление правила объявляют недействительным (деян. 35. I всел. 16. IV всел, 20. каре. 65. 91. 101. сардик. 15); б) принимать запрещенных или изверженных другими епископами (деян. 16. антиох. 3. сардик. 13); в) рукополагать клириков без точного назначения к известному месту: иначе рукоположение также объявляется недействительным и рукоположенных таким образом запрещается допускать к священнослужению (IV всел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУХОВЕНСТВО Прежде всего к Д. принадлежат священнослужители и церковнослужители (клирики). В синодальную эпоху к Д. причислялись также т. н. причетники (см. ст. Причт ) — лица, исполняющие церковное служение псаломщиков и пономарей без посвящения в чтецы или иподиаконы , иначе называвшиеся дьячками . Кроме того, с уточнением «черное» Д. это понятие распространялось на монахов, не имеющих сана, и монахинь, послушников и послушниц. Понятия «Д.» и «духовное сословие» Слово «Д.» употреблялось в России также в еще более широком значении, тождественном значению термина «духовное сословие». В Византии сословный строй не сложился—профессиональные, социальные, имущественные, статусные различия между подданными принципиально не носили юридически закрепленного наследственного характера, т. о., не существовало и духовного сословия в собственном смысле слова, хотя со времени имп. св. Константина I епископы и клирики христ. Церкви наделялись различными привилегиями. В духовное сословие в России включались также жены и несовершеннолетние дети священнослужителей, учащиеся духовных учебных заведений, а до кон. 60-х гг. XIX в. — совершеннолетние дети клириков и иные потомки и родственники священнослужителей и причетников, не состоящие на действительной церковной службе, но при этом не исключенные из духовного сословия. Д. принято называть также клириков Римско-католической Церкви и др. Церквей, имеющих апостольское преемство , напр. Армянской Апостольской Церкви или Коптской Церкви . Правами духовного сословия пользовались в России и пасторы признанных протестант. церквей, поэтому они также именовались Д., но такого права были лишены старообрядческие наставники у беспоповцев , «беглые» попы беглопоповцев и лица, именовавшиеся священнослужителями у старообрядцев белокриницкого толка (см. Белокриницкая иерархия ), но в наст. время и по отношению к таковым лицам принято употреблять слово «Д.». Служители нехрист. исповеданий ( раввины , муллы, ламы) в России имп. эпохи также не имели прав лиц духовного сословия, но ныне и по отношению к ним в расхожем значении употребляется слово «Д.», напр. «мусульманское духовенство». Священнослужители, церковнослужители и монашествующие

http://pravenc.ru/text/180638.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010