27) Гражданская власть, если потребуется, должна оказать должное содействие судебному следователю. 28) Дела, подлежащие ведению трёх первых инстанций церковного суда, суть следующие: а) Дела, подлежащие ведению приходского совета: 1) Нарушение благочиния в храме и вне оного мирянами и церковнослужителями, после того как священником будут употреблены все меры пастырского воздействия. 2) Уклонение от исполнения уставов Церкви мирян и церковнослужителей после оказавшихся недействительными мер пастырского воздействия. 3) Порочное поведение членов прихода, мирян и церковнослужителей (пьянство, развратное поведение, нищенство и прочее), после пастырских воздействий священника. 4) Возбуждение раздоров в среде прихода. 5) Ссоры и обиды, нанесённые членами прихода мирянами друг другу, если обиженный и обижающий пожелают обратиться не к гражданскому суду, а к суду Церкви. 6) Ссоры и обиды церковнослужителями друг друга и мирян. 7) Злоупотребления должностными лицами из мирян и церковнослужителей в заведовании приходскими суммами и в расходовании оных. б) Дела, подлежащие ведению благочиннического съезда: 1) Нарушение благочиния в храме и вне оного священнослужителями после мер воздействия со стороны благочинного. 2) Недобросовестное исполнение священнослужителями своих пастырских обязанностей тоже после мер воздействия со стороны благочинного. 3) Вымогательство священнослужителями платы за совершение треб. 4) Нетрезвая жизнь священнослужителей, после того как меры, принятые благочинным, оказались недействительными. 5) Ссоры и обиды, нанесённые священнослужителями друг другу и мирянам. 6) Злоупотребления священнослужителями в заведовании приходскими суммами. 7) Апелляционные и кассационные жалобы на судебные постановления приходского совета. в) Дела, подлежащие ведению совета пресвитеров: 1) Ереси и расколы, возникающие в пределах епархии по донесению благочинных. 2) Отступления от православия по донесениям благочинных или по собственному заявлению отступивших. 3) Нарушение священнослужителями целомудрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После разбора церковнослужителей и детей духовенства, произведенного в 1831 г., подобные повсеместные и единовременные очищения духовного сословия от лишних людей не повторялись. Вместо таких временных погромов в духовенстве для очищения последнего стали действовать меры постоянные. Еще до начала разбора в указе 6 декабря 1829 г. было определено всех детей духовенства, остающихся при отцах без обучения, а также исключенных за тупость и леность из училищ, за распределением способных из них на причетнические, служительские и др. должности, увольнять из духовного звания по прошению для избрания рода жизни 490 . То же самое распоряжение повторено в высочайше утвержденном докладе св. Синода о разборе 1831 г., а потом внесено и в Свод законов 491 . В предотвращение праздношатательства уволенных из духовного звания людей назначены сроки, в течение которых они должны непременно избрать для себя род жизни. В 1828 г. назначен был для этого полугодичный срок; потом указами 1840 и 1851 гг. узаконено, чтобы церковнослужители и дети их, уволенные из духовного звания по желанию или за излишеством, избирали себе род жизни в течение годичного срока после увольнения или, в случае их несовершеннолетия, после достижения совершеннолетия, а после этого срока велено поступать с ними, как с праздношатающимися 492 . Для детей священнослужительских удержан срок полугодичный, с отсрочкой еще на полгода для приискания места уже в другой губернии. Мы видели, что законодательство предоставляло им довольно выгодный исход из духовного звания, открывая им полную возможность к определению на гражданскую службу, закрытую для детей церковно-служительских. Но эта милость правительства была сильно ограничена обязательным сроком определения на службу; после пропуска этого срока и полгода отсрочки их права на поступление в службу объявлены не действующими и они должны были искать себе рода жизни наряду с детьми церковно-служительскими в податном состоянии; то же самое определено и на тот случай, если, поступив на службу, они были бы уволены из нее или по собственному прошению, или по распоряжению начальства до получения классного чина 493 . Детям церковнослужителей и самим церковнослужителям, уволенным не за пороки, за исключением показанных выше родов дозволенной им службы, предоставлен из духовного звания выход только в военную службу или в одно из податных состояний по избранию с определенными льготами от податей 494 . Дети священно- и церковнослужителей, а равно и сами священно- и церковнослужители, уволенные из духовного звания за пороки по приговору духовного начальства, подвержены действию правил, определенных в Уставе о предупреждении и пресечении преступлений 495 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Мнение это разделяется и Войсковым Наказным атаманом» 164 . Св. Синод признал приведенные доводы заслуживающими уважения, хотя упомянутые 300 десятин удобной земли для церковных причтов на тот момент были лишь далекой, так и не осуществившейся перспективой. В отличие от епархий центральной России и несмотря на уже сформировавшиеся к 1860-м гг. устойчивые священнические донские династии, сословная замкнутость была характерна для духовенства Земель Войска Донского лишь отчасти. Замкнутость сословия касалась лишь священно- и церковнослужителей иногороднего происхождения, проживавших в Области войска Донского. Их дети числились в духовном сословии и до Великих реформ, как правило, шли по стопам своих отцов, выбирая поприще священно- или церковнослужителя. Духовенство казачьего происхождения, в отличие от иногороднего, не было ограничено рамками сословия. Согласно традиции, закрепленной «Положением об управлении Донским войском», дети духовенства донского происхождения относились к казачьему сословию 165 . При этом в выборе между духовной и военной карьерой они были свободны. Анализ послужных списков духовенства показывает, что в большинстве случаев до начала XX в. выходцы из семей священников казачьего происхождения становились священно- и церковнослужителями, а из сыновей церковнослужителей казачьего происхождения становилась церковнослужителями от одной трети до двух третей детей мужского пола (например, из шести сыновей псаломщика службу по духовному ведомству выбирали от двух до четырех сыновей). Тем не менее в период реформ 4 мая 1868 г. был принят закон «О допущении детей духовенства Донского казачьего войска и детей казачьих к исправлению причетнических должностей в войске без перечисления в духовное звание». Согласно ему, дети духовенства казачьего происхождения и дети казаков освобождались от военной службы на время исполнения обязанностей причетников (псаломщиков). Исключение из казачьего сословия происходило только при получении штатного священнослужительского места 166 . Таким образом, закон от 26 мая 1869 г. «Об устройстве детей лиц православного духовенства» был принципиально важен главным образом для детей духовенства Донской епархии иногороднего происхождения. Однако как только для детей духовенства была открыта возможность обучения в университетах и последующего поступления на государственную службу, ею воспользовалась значительная часть детей священно- и церковнослужителей как иногороднего, так и казачьего происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Также значительной по количеству членов династии был род священно- и церковнослужителей Пашутиных, проживавших главным образом в Таганрогском и Черкасском округах. На протяжении XIX в. эта династия имела не менее 8 священников. К началу XX в. в Донской епархии служило 6 представителей этого рода. Устойчивостью отличалась династия Ремезовых (служили главным образом в Таганрогском округе). К 1920 г. династия была представлена 8 священно- и церковнослужителями. Немалое количество священно- и церковнослужителей дали Донской епархии семьи Шовских и Штурбиных. К началу XX в. в клире епархии служило по 6 представителей этих семейств. В середине XIX в. начала формироваться династия священников иногороднего происхождения Гиляревских, но так и не сложилась в устойчивый род. К устойчивым династиям духовенства иногороднего происхождения относился род Казминых (12 представителей на начало ХХв.). Из 11 человек состоял к 1920 г. род священников иногороднего происхождения Кожиных, локализовавшихся в Усть-Медведицком округе. Известна семья священнослужителей Ледковских, проживавших во 2-м Донском и Таганрогском округах. К началу XX в. в клире Донской епархии числилось 4 представителя этого рода. После революционных событий члены семьи Ледковских оказались в эмиграции. В XIX в. начали формироваться новые династии: церковнослужителей Труфановых (среди 5 членов этой семьи был только один священник) и Царевских. Династия Царевских складывалась из двух ветвей (дети Семена и Ивана Царевских, проживавших за пределами Области Войска Донского). К 1920 г. в клире Донской епархии служили 9 членов рода Царевских. Места их службы находились в Таганрогском и Хоперском округах. Из других священнических фамилий можно выделить: Александровых (9 представителей на начало XX в.), Алексеевых (19 представителей), Архипповых (5 представителей), Байздренковых (7 представителей), Васильевых (32 представителя), Ивановых (26 представителей), Максимовых (7 представителей), Михайловых (8 представителей), Моисеевых (8 представителей), Никольских (19 представителей), Петровых (18 представителей), Поповых (150 представителей), Семеновых (18 представителей), Смирновых (18 представителей), Стефановых (14 представителей), Суриновых (6 представителей), Федоровых (23 представителя), Яковлевых (15 представителей) 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Синод, находя, что торговые промыслы, производимые священнослужителями не только неприличны для звания их, имеющего важнейшие обязанности, но, применяясь к правилам Св. Апостол 6, 81, и повсеместного Карфагенского собора 16, предосудительны, и не могут быть терпимы, определил подтвердить всем подведомственным оному местам и лицам, чтобы запрещено было вообще священно и церковнослужителям заниматься несвойственными им торговыми промыслами, влекущими за собою причисление их для повинностей к торговому разряду; относительно же права вдов священно и церковнослужителей заниматься торговыми промыслами, предоставил рассмотрению гражданского правительства, так как они свободны от обязанностей по церкви. Вследствие сего Министр Финансов, дав знать казенным палатам о таковом заключении Св. Синода, и присовокупив, что вдовы священно и церковно-служителей на основании Высочайшего указа 21 марта 1799 года повсеместно могут быть допускаемы к промыслам посадских без особого платежа; если же пожелают заниматься промыслами, торгующим мещанам или купечеству предоставленными, то должны брать соответствующие оным торговые свидетельства, он, г. Мин. Финанс., доводил о всем оном до сведения Прав. Сената. Мая 31 дня 1826 года. 117. О том, должны ли быть понуждаемы священно и церковно-служители к исправлению мостов и гатей по дорогам, через церковные, земли пролегающим. Общее собрание Правительствующего Сената определило, что исправление дорог, мостов и частей на землях, кои, на основании указа 11 января 1798 года, отмежеваны к церквам, должно лежать на ответственности прихожан во всяком случае, без различия того, пользуются ли сими землями прихожане, по присоединению оных к числу им принадлежащей земли, с доставлением за сие священно и церковнослужителям положенного помянутым указом содержания или же оные земли, составляя особенные участки, обрабатываются самими служителями церкви, ибо угодья, сим последним предоставляемые, составляют единственное пособие для существования их; что же касается до тех церковных земель, которые не составляют уделов, указом 1798 года для церквей назначенных, по суть особые дачи, независимую церковную собственность заключающие и в непосредственном распоряжении священно и церковнослужителей находящиеся, то на оных исправление вышеозначенных повинностей-отнести к обязанности тех священно и церковнослужителей, которые оными землями пользуются. Министр Юстиции согласился с-сим заключением Правительствующего Сената. Государственный Совет, находя доклад Правительствующего Сената основательным, мнением полагает оный утвердить. Сентября 30 дня 1825 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9), получила развитие в дальнейших указах в форме положения, что кандидата, имеющего такое образование, следует предпочесть кандидату без образования, даже если последний был Таким образом государство пошло навстречу пожеланиям епископов, предоставив возможность замещать вакансии выпускниками семинарий, подавляющее большинство которых принадлежали к духовному сословию. До 30-х гг. духовных училищ было недостаточно, чтобы обучать всех сыновей духовных лиц. Кроме того, родители часто стремились сами избавить своих детей от школьной лямки, поэтому вначале связь между наследованием должности и наличием образования существовала не повсеместно. Но позже она стала сама собой разумеющейся, приведя к образованию замкнутого духовного Указы преемников Петра I, и прежде всего Анны Иоанновны, были направлены на то, чтобы ограничить или даже сократить численность духовенства, и потому способствовали его замкнутости. В 1744 г. Святейший Синод исходатайствовал у императрицы Елизаветы указ, согласно которому приходские должности должны были замещаться исключительно представителями духовного звания, а их сыновья, которые в ходе случавшихся в те времена разверсток (так называемых разборов) призывались на государственную службу, не подчинялись бы светской администрации и, следовательно, не выбывали из духовного Святейший Синод весьма удачно аргументировал это положение тем, что в случае замещения церковной вакансии сыном крепостного государство теряет плательщика подушной Такая фискальная точка зрения показалась государству убедительной, ибо духовенство было действительно освобождено от подушного оклада. В результате сыновьям церковнослужителей, по большей части обязанных платить налоги, в 1744 г. было запрещено занимать должности священнослужителей даже по окончании Сыновья же духовных лиц, хотя бы и исполняли обязанности церковнослужителей, оставались тем не менее свободны от подушной подати, и их сыновья в свою очередь могли снова претендовать на должность священников. В 1774 г. Святейший Синод постарался воспрепятствовать усиливавшемуся тяготению налогообязанных церковнослужителей и их сыновей к церковным должностям посредством строгого распоряжения, что на церковные должности определяются только сыновья внесенного в штаты

http://sedmitza.ru/lib/text/439977/

Причины разновидности в составе духовенства Причинами разновидности в составе духовенства были: законодательное и выборное начало. Из-за множества во всей России убылых мест при церквях, из-за малочисленности свободных, т. е. без местных, людей духовного звания, за неимением и в других сословиях грамотных, способных понести церковную службу, законы сего времени позволяли принимать и ставить в духовные чины лиц из всех сословий, лишь бы нашлись способные и достойные служения церкви. При этом требовалось, чтобы люди других сословий, ведомств, епархий, к просьбам об определении на приход прилагали абшиты (т. е. увольнительные свидетельства) от своих сословий, ведомств, архиереев или главных начальников. Если просители вносили в казну подати, то в абшитах должно быть прописано кто принимает на себя обязательство платить их за увольняемых в духовное звание. Обязательство же сие брали помещики, общества или родственники увольняемого. Без абшитов никого в духовное звание не принимали. Святейший Синод и епархиальные архиереи не имели в запасе кандидатов на духовные должности. Поэтому, указами: февральским 1722 года и от 8-го января 1739 года было постановлено, чтобы священно-церковнослужители и прихожане, на праздные места сами выбирали кандидатов, где могут, и представляли архиереям для утверждения и посвящения. Выборное начало имело в это время обширнейшее применение. Сам Св. Синод, когда просили у него священника или причетника к какой-нибудь церкви в С.-Петербургской епархии, отказывал в просьбе, прибавляя, что священно-церковнослужители и прихожане должны избрать и представить к епископу кандидатов, а в виду Св. Синода таковых не имеется. И все почти должности замещались теперь по выборам с заручными от причта и прихода. Следует, впрочем, оговориться. Выборное начало не вытекало из каких-либо принципов веры, а было вынужденным последствием крайнего недостатка в людях, годных на служение святой Церкви. И, собственно говоря, тут не было выбора: ибо выбирают из многих способных одного достойнейшего. Гораздо правильнее эти выборы назвать приискиванием годных людей для церковного служения. Ибо вот как совершались сии выборы. Открывалось вакантное место при церкви. Священно-церковнослужители искали кого бы представить епископу кандидатом на место. Попадался ли им случайно человек, умевший читать по церковному, писать, петь, привычный к богослужению, прибывший откуда-нибудь, например, для свидания с родными? Или уже служивший при другой церкви являлся к священнослужителям и просил принять его на открывшееся место? Или сами они, не имея никого в виду, пожелали взять к себе, например, диакона от другой церкви и тот соглашался перейти? Тогда священник писал прошение, собирал подписи прихожан, которые, случалось, и не видали выборного человека, и заручную подавал по порядку, приписывая, что других кандидатов в виду не имеется. Такого выборного и определяли к месту, всегда, почти, без отказа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

По предложению о. протопресвитера на братском собрании военного духовенства 19 мая 1898 г. всеми присутствовавшими с искреннею любовию было заявлено желание из добавочного за 10 лет службы в военном ведомстве жалования отчислять 2 процента на воспитание и образование сирот – дочерей священно- и церковнослужителей, часто остающихся без всяких средств даже к существованию. Школьное образование сыновей военного духовенства По усиленному ходатайству Совета Общества попечения о бедных военного духовенства 17 особыми преимуществами в отношении освобождения детей от платы за учение в учебных заведениях округа пользуются и священнослужители военного духовенства, кои состоят законоучителями в учебных заведениях. В духовных академиях сыновья военного духовенства в настоящее время получают образование при значительном пособии из сиротского капитала, назначаемого по усмотрению духовного правления или же из средств Общества вспомоществования недостаточным студентам С.-Петербургской духовной академии, председателем коего состоит о. протопресвитер. Той суммы, которая за последние годы поступала от военных церквей на воспитание детей военного духовенства в хозяйственное управление при Св. Синоде, было недостаточно. На братском собрании 17 февраля 1897 г. о. протопресвитер нашел справедливым обложить сбором на этот предмет церкви, поступившие в последнее время в военное ведомство и не делающие взносов, а также привлечь церкви, которые до того времени совсем ничего не платили (а их около 90 церквей). Для изыскания способов к увеличению денежных поступлений на воспитание детей священно- и церковнослужителей военного ведомства в духовных семинариях и училищах была составлена комиссия, которой поручено: а) выяснить причины недостаточности денежных поступлений от военных церквей; б) определить размер суммы, необходимой на воспитание сыновей военного духовенства и в) на основании документов о хранящихся при церквах капиталах сделать новую разверстку денежных поступлений от каждой церкви соответственно ее доходности. При помощи этих мер покрывается расход на обучение детей военных священно- и церковнослужителей в духовно-учебных заведениях. Похоронная касса для служащих по ведомству протопресвитера военного и морского духовенства

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Главная военная прокуратура направила в Министерство обороны РФ законопроект о введении института священнослужителей в Российской армии 14.02.2006 Главная военная прокуратура направила в Министерство обороны РФ законопроект о введении института священнослужителей в Российской армии. Предполагается, что священнослужители войдут в штат вооруженных сил, получив воинские звания. Координировать их работу будет созданное в рамках Минобороны главное управление военных священников во главе с церковнослужителем, утвержденным приказом главы оборонного ведомства. Авторы законопроекта считают, что введение института полковых священников должно " укрепить армейскую дисциплину, повысить уровень патриотизма в войсках, а также решить проблему армейской дедовщины " . Поступившим на службу в армию полковым священникам планируется присваивать звания старших офицеров, а их помощникам - сержантами. Главному военному священнику по представлению министра обороны может быть присвоено генеральское звание. Кандидатуры на должность начальника управления - главного военного священника России - смогут предлагать руководители традиционных религиозных конфессий, но утверждать главу управления будет министр обороны РФ. Финансирование полковых священнослужителей авторы проекта предлагают разделить между Минобороны и религиозными организациями. При этом деятельность военных священников, оговаривается в документе, будет носить исключительно церковный характер. Они смогут проводить богослужения и религиозные обряды в частях, но не будут вмешиваться в ход военной подготовки и несение воинской службы. Механизм работы священников в российской армии в законопроекте не прописан. Представитель Минобороны, пожелавший остаться неназванным, сообщил, что, в частности, рассматривался и вариант организации работы священнослужителей в воинских частях по американскому образцу - когда " один капеллан может обслужить любой религиозный культ " . Однако инициатива Главной военной прокуратуры, пока не вызвала одобрения в комитете по обороне Госдумы. По мнению заместителя главы комитета, введение института полковых священников может привести к усилению межрелигиозной розни. Не поддержал законопроект и сопредседатель Совета муфтиев России. " Российская армия в последние десятилетия строилась по гражданским, патриотическим принципам. Армия должна быть вне политики, вне религиозной конкуренции, она должна заниматься защитой родины " , - сказал он в интервью " Коммерсанту " . В Министерстве обороны, куда уже направлен законопроект, с идеей работы полковых священников в принципе согласны, но сомневаются в целесообразности принятия их в штат и присвоении им воинских званий. Коммерсантъ/Lenta.Ru/Седмица.Ru Редакция текста от: 14.02.2006 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/111.html

В 1784 г. начался новый разбор духовенства, важнейшей особенностью которого было то, что для оставления церковников и детей духовенства в духовном звании требовалась не столько принадлежность их или их отцов к числу действительно служащих, как в прежние разборы, сколько известная степень их образования. В основание разбора положены были ведомости о духовенстве, собранные в Синод к ревизии 1782 и 1783 г. По решению общей конференции Сената и Синода, утвержденному государыней, указано было: 1) всех священно- и церковнослужителей, числящихся в штате, вместе с вступившими в штатное число из подушного оклада по ревизии, числом 84.131, оставить при служении; 2) в настоящее до штата число, на 9.548 числящихся по ведомостям вакансий, распределить 1.540 человек священно- и церковнослужителей, оставшихся в разных епархиях за штатом, чтобы после этого заштатных уже никого не было, затем на остальное число вакансий разместить достойных из детей действительных священно- и церковнослужителей от 51 года возрастом и выше; 3) оставить сверх того на будущее время 11.329 обучающихся в духовных училищах и семинариях без изъятия и тех из них, которые происходят из податного состояния, также детей духовенства ниже 15 лет, находящихся при отцах; семинаристов впрочем разобрать по способностям и успехам, и способных более к гражданской, чем к церковной службе, по-прежнему отсылать и на будущее время в наместничества для канцелярской службы, также в учители народных школ; затем 4) остальных детей духовенства свыше 15 лет, хотя бы они были и действительно служащих отцов дети, но в семинариях не обучаются и в церковные должности не приготовляются, всех и с детьми их для общей и собственной их пользы, чтобы праздными не оставались, заставить избрать род жизни, предоставляя им на волю поступать в купечество, в военную службу, в цехи или в число государственных крестьян, в последнем случае со льготой при поселении на земле от податей на несколько лет; 5) престарелых и больных священнослужителей, не записывая в оклад, оставить на пропитании у их детей, а бездетных отсылать в приказы общественного призрения; детей их распределять, как сказано в 4 пункте; 6) на основании того же пункта поступать с церковниками и их детьми, оставшимися за штатом, не обучившимися исправно грамоте и бывшими в подозрениях, кроме посвященных уже в св. сан, также престарелых и увечных; 7) церковников из податного состояния, не выключенных из оклада, кроме посвященных в попы и дьяконы, возвратить на места, где они числятся в окладе. Епархиальным начальствам вменено в обязанность составить именные списки всех, кто должен остаться при церквах и кто будет следовать к распределению, с обозначением лет от рождения, и сообщить эти списки в казенные палаты, которые имеют отобрать у всех лишних людей духовного звания сказки, кто куда желает приписаться, желающих приписаться в крестьяне оставить на месте до указа, а других распределять по их желаниям немедленно 421 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010