... Впереди у о. Иоанна было несение послушания законоучителя в Елисаветпольской гимназии, миссионерская деятельность в Закавказье, а потом и по всей России в качестве синодального миссионера. В 1918 году настоятель храма Василия Блаженного (Покровского собора) протоиерей о. Иоанн Восторгов был расстрелян большевиками. 1 ГАСК, ф. 135, оп. 47, д. 315. Дело по прошению учителя Ставропольского Духовного училища и надзирателя за учениками Ивана Восторгова об определении его на священническое место к церкви поселка Кирпильского Кубанской области. (Начато 17.III.89, кончено 25.IX.90), л.2, об. 2 ГАСК, ф. 135, оп. 32, д. 649, л. 174 с об., 175. Клировые ведомости Кубанской области за 1874 г., лл. 174–175. 3 ГАСК, ф. 135, оп. 40, д. 165. «Заявления, сведения о бедных духовного звания и их расписки в получении помощи от епархиального попечительства о бедных духовного звания за 1882 г. (с 22.IV по 7.VII). л. 42, об. 5 ГАСК, ф. 135, оп. 32, д. 649, л. 174 с об., 175. Клировые ведомости Кубанской области за 1874 г. 9 ГАСК, ф. 135, оп. 40, д. 165. «Заявления, сведения о бедных духовного звания и их расписки в получении помощи от епархиального попечительства о бедных духовного звания за 1882 г. (с 22.IV по 7.VII) л.42, об. 10 ГАСК, ф. 91, on. 1, д. 1883. Дело с месячными донесениями о. Ректора о Благосостоянии Кавказской Духовной Семинарии за 1881/82 учебный год. л.3. 11 ГАСК, ф. 91, on. 1, д. 1883. Дело с месячными донесениями о. Ректора о Благосостоянии Кавказской Духовной Семинарии за 1881/82 учебный год. л.3, об. 12 ГАСК, ф. 91, on. 1, д. 1902. Ведомость об успехах и поведении учеников Кавказской Духовной Семинарии за 1882/83 учебный год, л. 14. 13 ГАСК, ф. 91, ап. 1, д. 1882. С конспектами преподанных уроков по разным предметам семинарского курса за 1880/81 учебный год 14 ГАСК, ф. 91, ап. 1, д. 1882. С конспектами преподанных уроков по разным предметам семинарского курса за 1880/81 учебный год, лл. 29–31 15 ГАСК, ф. 135, оп. 47, д. 315. Дело по прошению учителя Ставропольского Духовного училища и надзирателя за учениками Ивана Восторгова об определении его на священническое место к церкви поселка Кирпильского Кубанской области. (Начато 17.III.89, кончено 25.IX.90), л.2.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

С 1890–1894 гг. отец Иоанн продолжает ревностно проповедовать уже в Ставропольской гимназии. Он неустанно обращался со словом назидания к юным сердцам. Из этого периода его служения были опубликованы и дошли до нас 20 проповедей 8 . Проповеди протоиерея Иоанна на ставропольском этапе его церковного служения затрагивали, как правило, духовно-нравственные проблемы современной жизни. Он часто говорил о семье, воспитании, об образовании и в меньшей степени касался политической проблематики. В 1894 г. отец Иоанн был назначен законоучителем в Елисаветпольской гимназии (ныне г. Гянджа в Азербайджане). В своей первой проповеди , произнесенной на новом месте, пастырь проникновенно сказал: «Умоляю вас, не переносите моих недостатков на то дело, которому я служу, на истину, которую я буду возвещать вам; мои же немощи покройте любовью, которой еще и еще прошу у вас» 9 . Здесь, в Елисаветпольской гимназии, о. Иоанн также проявил себя талантливым проповедником. До нас дошли 6 его проповедей, обращенных к молодым сердцам. Еще более плодотворной учительная деятельность отца Иоанна стала с назначением его в Тифлис. 17 июля 1897 г. он перемещен законоучителем Тифлисской 1-й женской гимназии великой княгини Ольги Федоровны и вскоре назначен настоятелем домовой церкви этой гимназии. С августа 1898 г. прот. Иоанн назначен также законоучителем 1-й Тифлисской мужской классической гимназии 10 . Здесь он проповедует до 1901 г. Дошедших до нас опубликованных проповедей – 51 11 . Основным местом произнесения поучений были женская и мужская гимназии. В декабре 1900 г. Святейший Синод определил отца Иоанна в должность епархиального наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты Грузинской епархии 12 . 105 проповедей, произнесенных пастырем в период 1901–1905 гг. 13 , в основном на годовщины и праздничные акты, дошли до нас. Отец Иоанн проповедует в Тифлисском военном соборе, Сионском соборе, Ново-Афонском монастыре, Бодбийской обители, Сухумском соборе, во 2-й Тифлисской миссионерской церкви, в экзаршей церкви Тифлиса, домовых храмах духовных школ и многих других храмах. Сохрани лись проповеди , произнесенные пастырем при закладке храмов и в торжественные дни их освящений. Священномученик вел масштабную проповедническую деятель ность – он проповедовал в школах, училищах, гимназиях, выступал с речами и воз званиями на разных мероприятиях церковной и светской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Правда веры и жизни. Житие и труды священномученика Иоанна Восторгова За несколько дней до начала нового XX, для нас уже минувшего, века отец Иоанн Восторгов писал: «Основные запросы человеческого духа не изменяются с переменой столетий; все те же они, эти вопросы высшего порядка, вопросы о смысле и цели бытия, нередко затемняе­мые ежедневной сутолокой жизни, но никогда не умирающие... И как в природе во все века, возвышаясь над всеми переменами ее жизни, неизменно действует вложенный Богом закон всемирного тяготения, так в человеческом богоподобном духе, не умирая, действует всечело­веческое и всемирное тяготение его к бесконечному центру мира...» Во все времена, даже в болезненные эпохи массового, заразительного неверия, человек, которого Творец создал по Своему образу и вдунул в лице его дыхание жизни (Быт. 2, 7), не перестает тосковать явно или смутно по своему Небесному Родителю и стремиться к Нему. Эту ис­тину, подтвержденную опытом всех поколений, особенно явственно открывает нам жизнь святых. По слову нашего Спасителя, они явля­ются солью земли (Мф. 5,13). Своей духовной силой и крепостью свя­тые удерживают мир от нравственного гниения. Своей чистой и стро­гой жизнью, посвященной Богу, они светят окружающим их людям, погруженным во мрак неверия и нравственного неведения, помогая найти спасительный путь. О святых лучше всего могут рассказать сами святые. Святой про­рок Моисей запечатлел жизнь праведников, живших до него (Авеля, Ноя, Авраама и других). Великий пророк Самуил рассказывает в Пер­вой книге Царств о молодом Давиде, уже помазанном на царство, но еще гонимом и не обретшем пока царского скипетра. Святой апос­тол и евангелист Лука засвидетельствовал нам жизнь и деяния святых апостолов. Так было и в последующие времена. Одним из первых тво­рений в области агиографии было житие преподобного Антония Вели­кого, написанное святителем Афанасием Великим. Протоиерей Иоанн Восторгов, всецело посвятив данные ему Богом богатые таланты (дар яркого и сильного слова, проницательный и ясный ум, могучую, не слабевшую с годами энергию) служению Церкви, закончил жизнь святым мучеником и прославлен на Архи­ерейском Соборе в августе 2000 г.

http://pravoslavie.ru/5955.html

Оправдательные показания отца Иоанна были документально подтверждены в удостоверении, выданном председателем Православного Миссионерского общества Святейшим Патриархом Тихоном 10/23 июля 1918 года. В нем было указано, что Восторгов «по должности секретаря принимал все заявления, просьбы, между прочим, и по продаже и покупке принадлежащего обществу в Москве дома. Все такого рода дела обсуждались в совете общества, проводились по журналам за общей, всех членов, подписью. Продажа дома советом не могла быть совершена без Святейшего Синода. В числе семи соискателей принято было протоиереем Восторговым заявление о покупке дома некоего Погарева, представлено в совет, советом же передано в Святейший Синод, и Святейший Синод отверг самую возможность продажи дома на заседании 18 мая (по ст. ст.), за 6 часов до ареста протоиерея И. Восторгова . О всех случаях предлагаемых отцу Восторгову комиссионных вознаграждениях, иногда очень крупных, отец Восторгов всегда докладывал председателю совета, и таковые предложения всегда отвергались... Заявление Погарева о покупке дома было написано на имя совета Миссионерского общества и после доклада Святейшему Синоду было отвергнуто». Получив от Петроградской купеческой управы удостоверение, что за последние 10 лет среди петроградских купцов Погарев не значится, и сопоставив всю совокупность фактов, отец Иоанн пришел к выводу, что Погарев является сотрудником ЧК. Отец Иоанн писал: Юн вошел в сношение со мною с совершенно определенною целью, во-первых, создать обвинение против патриарха в спекуляции или получении денег на нужды Церкви каким-то незаконным путем, уличив его и вместе в контрреволюционности, во-вторых, искусно обманув меня... втянуть меня путем крупной взятки в 300 тыс. рублей в спекулятивную сделку, этим потом опозорить меня в глазах общества, одновременно же войти ко мне в доверие и выявить политические секреты в области активного участия моего в контрреволюции» («Прошение в следственную комиссию Верховного революционного трибунала заключенного в Бутырской тюрьме протоиерея Иоанна Восторгова »). Из следственного дела нетрудно убедиться, что смертный приговор был предрешен заранее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Сама география выступлений проповедника росла очень быстро. 18 января 1908 г. отец Иоанн получил высочайшее поручение посетить переселенческие места в епархиях: Оренбургской, Омской, Тобольской, Томской, Енисейской, Иркутской, Якутской, Забайкальской, Владивостокской и Благовещенской 21 . Поездки сопровождались богослужениями, за ними неутомимый пастырь произносил проповеди, в которых находили свое отражение в свете Евангельского благовестия самые актуальные вопросы современного общества. Сохранились и опубликованы 12 его проповедей 22 . Отец Иоанн был одним из организаторов четвертого Миссионерского съезда, проходившего в Киеве 12–26 июля 1908 г., и общим собранием съезда избран председателем отдела по организации мер борьбы с социализмом, атеизмом и противо церковной литературой 23 . Сохранилась и опубликована проповедь , произнесенная им на этом собрании: «Расслабление духовное» 24 . В марте 1909 г. протоиерей Иоанн Восторгов по Высочайшему повелению снова был командирован в Сибирь и страны Дальнего Востока для обследования духовных школ и миссий и для обустройства переселенческих пунктов. Он посетил Японию, Китай и Корею, а затем через Владивосток, Хабаровск и другие города Сибири вернулся в Москву. В переселенческом пункте города Сретенска, на площади, для шести тысяч переселенцев о. Иоанн отслужил молебен, после которого произнес вдохновенную проповедь на тему «Зачем вы едете в Сибирь и что с собой несете?» 25 C 9 сентября 1909 г. прот. Иоанн – настоятель Князе-Владимирской церкви при Московском епархиальном доме. Здесь он также продолжает свою проповедническую деятельность. С 25 августа 1911 г. прот. Иоанн был причисленным к церкви Семи Вселенских Соборов, что при Святейшем Синоде. Пастырь не ограничивался служением только в этом храме, а продолжал проповедовать по разным городам России. Прот. Михаил Польский пишет: «И где только не будило душу, не проясняло патриотическое сознание слово его. В 1911 г. на праздник Святой Троицы он говорил в Иркутске, в 1912 г. тот же день в Петропавловске, на Камчатке. В июле 1912 г. проповедует в Тобольске по случаю принесения Албазинской чудотворной иконы Богоматери, в 1913 г. в июле в Омске» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Встреча с Православием/Проповеди Священномученик Кирилл (Смирнов) Архимандрит Тихон (Шевкунов) Сегодня день памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского. К сожалению, не многие из нас знают жизнеописание этого подвижника, который жил 500 лет назад. Как, впрочем, и жития многих святых, день за днем празднуемых по церковному календарю.Но это совсем не значит, что эти святые не влияют на нашу жизнь. Иногда их особое, решительное воздействие, даже вторжение в нашу судьбу, заставляет нас духовно остановиться перед этими святыми незнакомцами и со страхом и благоговением созерцать непостижимые для нас проявления Божественного Промысла. Священномученик Иоанн Восторгов Митрополит Николай (Ярушевич) Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Архимандрит Тихон (Шевкунов) Архимандрит Тихон (Шевкунов) Священномученик Серафим (Чичагов) Святая Церковь Христова ублажает память всех святых, и особенно дороги христианам эти жены-мироносицы, счастливые спутницы Христовы, которые служили Учителю не только своим достоянием, но и трудами рук своих, преданные Ему всем сердцем, страдавшие вместе с Господом, окружавшие Его не только во время путешествий, но и на крестном пути, на Голгофе, у самого Креста. Воспоминания о их самоотвержении, подвигах, о их несравненной и нежной любви ко Христу наполняют сердца верующих людей тою же любовию ко Господу и стремлением служить Ему до самой смерти! Архимандрит Кирилл (Павлов) Необходимы ли наши молитвы за усопших? Да, необходимы, потому что оказывают им весьма большое благодеяние. Дело в том, что после смерти есть две вечности: или вечное блаженство праведников, или вечное мучение грешников. Известно также и то, что нет на земле человека, который бы пожил и не согрешил. Так что верно утверждение, что во грехах мы рождаемся, во грехах проводим жизнь, во грехах и оканчиваем свое земное существование. Но все ли согрешившие приносят полное и искреннее раскаяние перед смертью? Архимандрит Кирилл (Павлов) Для нас из сегодняшнего евангельского повествования открывается та непреложная истина, что не верующие во Христа находятся во тьме, а верующие видят свет. Не верующие во Христа люди всех времен сидят во тьме, предаются заблуждениям и всяческим порокам. Они не ведают необходимых для спасения истин, а потому их жизнь и исполнена нечестия и беззаконий. Они не знают истинного Бога, обоготворяя всякую бездушную тварь, свой ум, свои знания, самих себя. Они не знают происхождения и достоинства человека, не знают, каково назначение его в настоящей жизни и каково - в будущей, не знают и пути к достижению сего назначения.

http://pravoslavie.ru/put/page6_1080.htm

Бытие Библии в истории – впечатляющее чудо. Более 1900 лет неверующие люди пытаются ее уничтожить, сокрушить, опровергнуть, но она стоит как скала. Противники то появляются, то исчезают, а эта великая священная Книга была и остается самой известной и самой читаемой в мире. Она переведена почти на все языки мира. Должна ли девушка при вступлении в брак брать фамилию мужа? иеромонах Иов (Гумеров) Слово фамилия в латинском, а также в некоторых европейских (например, французском, немецком и др.) языках означает семью, род. Она является номинальным выражением единства семейного союза. В.И. Даль пишет: «фамилия … вежливое название супруги, жены. Ваша фамилия? – спросил высокий посетитель приезжего. В деревне осталась, – отвечал старик простодушно, полагая, что осведомляются о супруге его». В России до 1917 года принятие женой фамилии мужа было делом обязательным. 21 октября 1918 г. ВЧК издала постановление, в котором было сказано: «пометки в паспортах о церковном венчании, присвоение на основании церковного венчания женщине фамилии лица, с которым она венчалась , отметка милицией таких лиц как состоящих в браке и выдача венчавшейся паспорта на фамилию гражданина, с которым она венчалась , является саботажем декрета о гражданском браке, присвоением чужой фамилии и звания мужа или жены, т. е. срывом декретов рабоче-крестьянского правительства, а для служащих милиции – преступлением по должности». Это было одним из первых шагов новой власти к разрушению традиционной семьи. Как Церковь относится к «христианскому социализму»? иеромонах Иов (Гумеров) Христианство является Богооткровенной религией спасения в Царстве Небесном. «Царство Мое не от мира сего» ( Ин. 18:36 ), – сказал Господь Пилату. Социализм (фр. socialisme; от лат. socialis – общественный) представляет собой идеологию, которая ставит целью достижение на земле идеального общества, основанного на справедливости и равенстве. Священномученик Иоанн Восторгов точно заметил: «Трудно представить себе такое, можно сказать, противоестественное сочетание понятий, какое мы видим в ныне распространенном термине «христианский социализм»: по самому существу, по природе своей они взаимно исключают друг друга. Термин этот, столь двусмысленный и неудобный, представляющий в себе наглядное contraditio in adjecto, естественно, способен оттолкнуть и устрашить как истинно-верующего христианина, так и правоверного социалиста нашего времени. Неудачный термин – пережиток старого времени. Возник он гораздо ранее того времени, когда новейший социализм в обработке Маркса, Моста, Бебеля, Энгельса, Лафарга и других еще не явил себя как откровенно атеистическое и материалистическое учение» (Иоанн Восторгов, протоиерей. Полн. собр. соч. Т. 5. М., 1913. С. 156–157).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ровно год назад, 8 июля, в день празднования в честь Казанской иконы Богоматери, Покровительницы Царского Дома, Царь наш возымел решимость поднять карающую руку на это нечестивое и бесовское сборище. Дума была распущена. Она бесновалась, она злобствовала, она ответила на роспуск позорным и преступным выборгским воззванием, призывающим к бунту, но должна была сгинуть и рассеяться. Сила этого сборища оказалась мнимою, сила же Царя явила себя снова во всей ее исторической правде. И понятно поэтому, какая была радость русских патриотов-монархистов здесь, в этой самой зале, когда во время собрания все узнали о Царском решении, как молились тогда все со слезами пред Казанским образом Богоматери и тогда же решили пред ним в Казанском соборе в Москве соорудить лампаду. Мы видели в совпадении дней знамение милости Божией и грядущего воскресения России и освобождение ее от нависших туч народного ослепления. Под знаменем Православия, при Небесном заступничестве и благословении Богородицы будем мы совершать служение наше на всех поприщах жизни. Матерь Божия спасет землю русскую, облегчит ей труд свыше данного призвания. Украден образ Богоматери, но не украсть никому Ея благодатной помощи. И как остались Ея иконы – списки Казанского образа, так останутся с нами и милость и заступление Богородицы, если мы того будем достойны по вере и жизни. Помнить только нужно, в чем наша сила и призвание: в Православии. При верности ему не погибнет Русь, это дитя Божие, дитя столь великих слез и молитв, не погибнет народ наш, если он останется пред Богом чадом послушания. Восстань же в подвиге веры и благочестия, русский народ, проникнись сознанием и долгом своего призвания, — и сгинут твои беды и напасти. Залог этого упования — чудотворный образ Богоматери, который некогда явился в благословении тем, кто так же, как и мы, верили и уповали, ожидая избавления России от тяжких бед. Вера их не обманула, упование их не посрамило! Произнесено в 1908 году Священномученик Иоанн Восторгов Источник: Протоиерей Иоанн Восторгов. Полное Собрание Сочинений в 5 тт., издатель «Царское дело», 1998 г.

http://pravoslavie.ru/49507.html

Въезд владыки в Сухум совершился с обычною торжественностью. После встречи в соборе экзарх проследовал в покои преосвященнейшего Арсения. Вечером экзарх совершил в соборе всенощное бдение. 23 апреля, в день тезоименитства Государыни Императрицы, экзарх совершил литургию, за которой слово произнес протоиерей Иоанн Восторгов 44 . Вечером состоялось братское совещание архипастырей по различного рода вопросам, касающихся духовных и материальных нужд Сухумской епархии: о постановке миссионерского дела в Абхазии, о миссионерских библиотеках при церквах и школах, о введении миссионерского отдела в курс обучения во второклассной школе, о мерах против отступников, об открытии миссионерской семинарии в г. Сухуме, об учреждении в г. Тифлисе центральной типографии и свечного завода для экзархата и т. д. 24 апреля погода испортилась и помешала владыке осмотреть достопримечательности Сухума, такие русские культурные начинания, как сады Великого Князя Александра Михаиловича, гг. Рукавишникова и Ноева. В этот день экзарх посетил древний Драндский монастырь, отстоящий от Сухума верстах в двадцати. Драндский храм очень оригинальной архитектуры, с огромным, но низким куполом, в котором имеется 18 окон. Древность его несомненна, но век построения, за отсутствием надписей и других хронологических данных, определить трудно. Здесь прежде, до XVI века, жили епископы; затем храм запустел и восстановлен уже при русском владычестве с 1883 года. В настоящее время здесь благоустроенный русский монастырь, в котором насчитывается свыше 300 иноков; при монастыре имеется школа, в которой учатся русские, грузины, мингрельцы, болгары, молдаване. Из монастыря владыка возвратился в Сухум и здесь принял трапезу в доме начальника Сухумского округа подполковник В. Н. Прогульбицкого. За трапезой, между прочим, местный археолог г. Чернявский, рассказывал много интересного о прошлом города Сухума (Диоскурий, Севастополис у греков), о котором упоминают Птоломей, Плиний и другие, о пребывании здесь Митридата, о христианских древностях города, многочисленных храмах и проч. На развалинах древнего Севастополиса турки в XVI веке устроили крепость Сухум, которая и перешла к русским в половине XIX в., после Восточной войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Путешествие Цесаревича на Восток – это начало нового этапа в обращении России с Евангельским словом к странам Азии. Еще с Царя Иоанна Грозного русский народ двигался на Восток. Это движение носило мессианский характер. Православный народ шел, ставил кресты, церкви, часовни, основывал монастыри. В отличие от колонизации Америки, освоение русскими Сибири и Дальнего Востока не было направлено на уничтожение и порабощение местных народностей. Напротив, все население, встречавшееся на пути России, шедшей к Тихому океану, обретало свободу, становилось частью великой цивилизации, просвещалось Светом Христовым. И при этом была истинная христианская терпимость к иноверным, к инакомыслящим. С эпохи Александра III и его державного сына Николая II началось более мощное и более системное освоение наших дальневосточных земель. Восточным путешествием Цесаревич, выполняя волю своего отца, показывает направленность православной России к Востоку. Везде Цесаревич посещает святые места. Прибытие во Владивосток – это кульминационный момент всего путешествия. Здесь происходит закладка Великого сибирского рельсового пути. Пути, по которому, русский народ с новой силой устремится к берегам Тихого океана с Крестом и Евангелием. Как сказал священномученик Иоанн Восторгов: " мы идем к Океану, чтобы чрез посредство государственной и экономической мощи нести свет Христов и царство Христово, мы идем с христианской культурой " . Также протоиерей Иоанн Восторгов высказывал мысль о том, что, если мы прейдем на берега Тихого океана с грозным оружием, то против нас азиатские народы поставят не менее грозное оружие. Если же мы прейдем с Крестом и Евангелием, то мы приобретем эти народы и станем братьями во Христе. Посещение Владивостока глубоко символично – Россия на Востоке, в городе, названном " Владеть Востоком " , получает державное благословение. Россия идет на Восток Царским путем. Владеть Востоком во Христе. Необходимо понимать, кто прибыл во Владивосток. Сын Помазанника Божиего, будущий удерживатель мира от зла. И он показал, одно из сакральных мест России – Владивосток.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/28/go...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010