Закрыть Восторгов или Пуришкевич? Священник Александр Шумский о подлинном и фальшивом патриотизме Священник Александр Шумский   10:21 07.10.2015 1937 Время на чтение 6 минут С этой замечательной книгой я познакомился заранее. За месяц до презентации мне подарил ее главный составитель Анатолий Дмитриевич Степанов. Обращает на себя внимание подзаголовок книги «Жизнеописания русских монархистов начала ХХ века». В этом подзаголовке обозначена главная идея книги – показать, прежде всего, судьбы и поступки наиболее выдающихся людей, принадлежавших к группе православных традиционалистов, которых принято называть черносотенцами. Идея верная, потому что именно через поступки людей, через описание их жизни суть дела, зачастую, раскрывается глубже, чем при чтении тех или иных авторских текстов. Можно написать очень хороший правильный текст - статью или книгу, но в нужный момент струсить и не совершить правильного поступка, и в один миг все потерять и все погубить. Или, что еще хуже, совершить неправильный поступок и тоже все потерять и все погубить. И сегодня, накануне судьбоносных всемирных катастрофических перемен, следует особенно глубоко задуматься о значении поступка, который каждому из нас вскоре придется совершить. И, главное, задуматься об ответственности, которая при этом ляжет на нас. Из всех героев книги «Правая Россия» я выделил бы двоих, которые, по моему мнению, ярче остальных представляют трагическую оппозицию, сложившуюся в черносотенном движении перед Февральской революцией 1917 года. И глубоко символично, что один из этой оппозиции был священником, а второй – политиком. Первый совершил высокий поступок, до конца оставшись верноподданным, а второй совершил чудовищный поступок, предав Царя и Отечество. Первый олицетворяет собой все высокое и светлое в правом движении, второй – все низкое и темное. Речь, как догадывается читатель, идет о священномученике протоиерее Иоанне Восторгове и правом политике Владимире Пуришкевиче. Протоиерей Иоанн Восторгов увенчал свою жизнь высочайшим жертвенным подвигом, приняв мученическую смерть, а политик Владимир Пуришкевич запятнал себя человекоубийством и бесславно скончался от сыпного тифа. Протоиерей Иоанн Восторгов олицетворяет собой подлинный патриотизм, политик Владимир Пуришкевич – фальшивый! По большому счету, Пуришкевича не следовало бы отпевать. Ведь он не только не принес покаяния перед смертью, но, более того, если бы не тиф, попытался бы совершить еще одно убийство, вслед за убийством Григория Распутина. Бесноватый Пуришкевич опозорил черносотенное движение, ангельский Восторгов спас его честь.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/10/07/vo...

Отец Иоанн не ограничил себя только священством и приходским пастырством, вскоре на свои собственные средства он открывает церковно-приходскую школу. 6 ноября 1889 года епархиальный училищный совет назначает его законоучителем и учителем в этой школе 19 : Им же было основано в селе общество трезвости. В этой благотворительной деятельности у 25-летнего начинающего священника обнаружились те свойства его личности – жертвенность, ревность в трудах и любовь к учительству, – к которым он, несомненно, имел особое призвание. 12 мая 1890 года епархиальный Училищный совет назначает его наблюдателем всех церковно-приходских школ 12-го благочиннического округа Кубанской области. 15 сентября 1890 года отец Иоанн получает новое назначение – законоучителя Ставропольской мужской гимназии. Предстояло расстаться с прихожанами, которых он полюбил. Последнее его служение было 6 октября 1890 года. Прощаясь с духовными чадами, он сказал: «Со словом мира и любви – не на языке только, но и в сердце – я в первый раз приходил к вам, возлюбленные братие, когда по воле Пастыреначальника Господа Иисуса паства эта вручена была моему недостойному попечению. И вот прошел год, в который я день и ночь оглашал вас, не имущих прежде пастыря, оглашал, поучал слову Божию. Не прошло ни одной службы, не пропущено ни одного случая, чтобы не сказал я вам слово поучения, назидания... Любите Господа Бога всею душою вашею, почитайте Божию Матерь, угодников Божиих, крепко держитесь святой православной нашей веры. Наша вера – Христова, наша вера – правая, наша вера – спасительная» 20 . В Ставропольской гимназии, на новом поприще, не слабеет его ревность. 21 августа 1891 года преосвященный Евгений, епископ Ставропольский и Екатеринодарский, назначил его настоятелем церкви Ставропольской мужской гимназии. 6 декабря 1891 года владыка Евгений наградил отца Иоанна набедренником. В указе Консистории было дано объяснение: «За ревностное исполнение обязанностей, за проповедование слова Божия, усердное преподавание Закона Божия, открытые им собеседования с пансионерами гимназии» 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Первое, это постоянное упоминание о. Иоанна о ст. Ново-Александровской, как о своей родине 4 . Второе, это дата перевода родителя о. Иоанна в ст. Ново-Александровскую – 16 марта (все даты здесь и далее даются по юлианскому календарю) 1868 г. 5 . Естественно предположить, что о. Иоанн, если и не родился в Ново-Александровской, то переехал в станицу будучи еще младенцем. Здесь уместно будет сообщить доступные сведения о родителе о. Иоанна. Священник Иоанн Александрович Восторгов родился в 1840 году в г. Владимире в семье профессора Владимирской Духовной Семинарии магистра Александра Восторгова. По окончании полного курса Богословских наук во Владимирской Семинарии с Аттестатом первого разряда и возведением на степень студента Иоанн Александрович «был уволен по собственному прошению в Ведомство Главного священника Кавказской Армии и октября 18 того же года назначен в новоустроенную станицу Царскую Кубанского войска к Александро-Невскому молитвенному дому. В 1863 году января 24 Преосвященным Иустином Владимирским рукоположен во священника. В 1864 году, по распоряжению Главного священника Кавказской Армии, переведен в станицу Кавказскую того же войска к Николаевской церкви. В 1868 году, марта 16 резолюцией Преосвященного Феофилакта Кавказского и указом консистории» он был переведен в ст. Ново-Александровскую 6 . Точную дату смерти его установить не удалось. Судя по существованию в описи консисториях дел за 1877 г. дела с упоминанием священника станицы Ново-Александровской Иоанна Восторгова (фактически в архиве это дело отсутствует, оно было списано вместе с огромным количеством других архивных дел, касающихся Церкви в хрущевские годы), и по тому факту, что в 1882 году о его супруге упоминается уже как о вдове, можно предположить, что кончина Иоанна Александровича наступила в период с 1877 по 1882 гг. Мы имеем возможность познакомиться с детскими впечатлениями, с образом родителя о. Иоанна, положения семьи по смерти кормильца-отца по проповедям священномученика, обращенным к прихожанам Михаило-Архангельской церкви ст. Ново-Александровской, которую он навещал много лет каждый год/особенно это наглядно, если обратиться к содержанию Полного собрания сочинений протоиерея Иоанна Восторгова /, о чем говорит вот какими словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Трудно сказать точно, сколько связано с этим зданием людей, причисленных впоследствии к лику святых. С инициативой создания Московского епархиального дома выступил митрополит Владимир (Богоявленский) , будущий первый священномученик-архиерей. Он же благословил постройку. В 1917 году митрополит Владимир был почетным председателем проходившего здесь Поместного Собора , на котором было восстановлено патриаршество в России . На Патриарший престол был избран московский митрополит Тихон (Белавин), будущий святитель . Около 50 участников того же Собора причислены Церковью к лику новомучеников и исповедников Российских . Первым настоятелем Князь-Владимирского храма был иеромонах Петр (Зверев), будущий архиепископ Воронежский и священномученик. Настоятелем и организатором всей просветительской, миссионерской и противосектантской деятельности при Епархиальном доме с 1909 года был еще один будущий священномученикпротоиерей Иоанн Восторгов . Дом просвещения В Российской империи Московский епархиальный дом считался крупнейшим просветительским и церковно-культурным центром. Здесь было сосредоточено все – богослужения, миссионерская работа, богословское образование для мирян (в том числе и для женщин), программы народного просвещения, издательства православных журналов, социальные и благотворительные проекты. Здесь располагались знаменитое Миссионерское общество , Кирилло-Мефодиевское просветительское братство и братство во имя святителя Петра , редакции журналов «Московские церковные ведомости» и «Воскресные беседы», огромная библиотека с общедоступной читальней, церковно-археологический музей с уникальными собраниями и отдел распространения духовно-нравственных книг.  Дом-сирота Когда советская власть отняла Епархиальный дом у Церкви, все церковные структуры отсюда изгнали. Музейные коллекции и библиотеки были разграблены, храмовое убранство уничтожено. В разное время в бывшем Епархиальном доме квартировали: Главполитпросвет, Академия коммунистического воспитания им. Крупской, кинотеатр «Артес», Химико-технологический институт им. Д.И. Менделеева, Центральная студия документальных фильмов.

http://pravmir.ru/sem-obrazov-moskovskog...

С 1890–1894 гг. отец Иоанн продолжает ревностно проповедовать уже в Ставропольской гимназии. Он неустанно обращался со словом назидания к юным сердцам. Из этого периода его служения были опубликованы и дошли до нас 20 проповедей 8 . Проповеди протоиерея Иоанна на ставропольском этапе его церковного служения затрагивали, как правило, духовно-нравственные проблемы современной жизни. Он часто говорил о семье, воспитании, об образовании и в меньшей степени касался политической проблематики. В 1894 г. отец Иоанн был назначен законоучителем в Елисаветпольской гимназии (ныне г. Гянджа в Азербайджане). В своей первой проповеди , произнесенной на новом месте, пастырь проникновенно сказал: «Умоляю вас, не переносите моих недостатков на то дело, которому я служу, на истину, которую я буду возвещать вам; мои же немощи покройте любовью, которой еще и еще прошу у вас» 9 . Здесь, в Елисаветпольской гимназии, о. Иоанн также проявил себя талантливым проповедником. До нас дошли 6 его проповедей, обращенных к молодым сердцам. Еще более плодотворной учительная деятельность отца Иоанна стала с назначением его в Тифлис. 17 июля 1897 г. он перемещен законоучителем Тифлисской 1-й женской гимназии великой княгини Ольги Федоровны и вскоре назначен настоятелем домовой церкви этой гимназии. С августа 1898 г. прот. Иоанн назначен также законоучителем 1-й Тифлисской мужской классической гимназии 10 . Здесь он проповедует до 1901 г. Дошедших до нас опубликованных проповедей – 51 11 . Основным местом произнесения поучений были женская и мужская гимназии. В декабре 1900 г. Святейший Синод определил отца Иоанна в должность епархиального наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты Грузинской епархии 12 . 105 проповедей, произнесенных пастырем в период 1901–1905 гг. 13 , в основном на годовщины и праздничные акты, дошли до нас. Отец Иоанн проповедует в Тифлисском военном соборе, Сионском соборе, Ново-Афонском монастыре, Бодбийской обители, Сухумском соборе, во 2-й Тифлисской миссионерской церкви, в экзаршей церкви Тифлиса, домовых храмах духовных школ и многих других храмах. Сохрани лись проповеди , произнесенные пастырем при закладке храмов и в торжественные дни их освящений. Священномученик вел масштабную проповедническую деятель ность – он проповедовал в школах, училищах, гимназиях, выступал с речами и воз званиями на разных мероприятиях церковной и светской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

За несколько дней до начала нового XX, для нас уже минувшего, века отец Иоанн Восторгов писал: «Основные запросы человеческого духа не изменяются с переменой столетий; все те же они, эти вопросы высшего порядка, вопросы о смысле и цели бытия, нередко затемняемые ежедневной сутолокой жизни, но никогда не умирающие... И как в природе во все века, возвышаясь над всеми переменами ее жизни, неизменно действует вложенный Богом закон всемирного тяготения, так в человеческом богоподобном духе, не умирая, действует всечеловеческое и всемирное тяготение его к бесконечному центру мира..» 1 Во все времена, даже в болезненные эпохи массового, заразительного неверия, человек, которого Творец создал по Своему образу и вдунул в лице его дыхание жизни ( Быт.2:7 ), не перестает тосковать явно или смутно по своему Небесному Родителю и стремиться к Нему. Эту истину, подтвержденную опытом всех поколений, особенно явственно открывает нам жизнь святых. По слову нашего Спасителя, они являются солью земли ( Мф.5:13 ). Своей духовной силой и крепостью святые удерживают мир от нравственного гниения. Своей чистой и строгой жизнью, посвященной Богу, они светят окружающим их людям, погруженным во мрак неверия и нравственного неведения, помогая найти спасительный путь. О святых лучше всего могут рассказать сами святые. Святой пророк Моисей запечатлел жизнь праведников, живших до него (Авеля, Ноя, Авраама и других). Великий пророк Самуил рассказывает в Первой книге Царств о молодом Давиде, уже помазанном на царство, но еще гонимом и не обретшем пока царского скипетра. Святой апостол и евангелист Лука засвидетельствовал нам жизнь и деяния святых апостолов. Так было и в последующие времена. Одним из первых творений в области агиографии было житие преподобного Антония Великого , написанное святителем Афанасием Великим . Протоиерей Иоанн Восторгов , всецело посвятив данные ему Богом богатые таланты (дар яркого и сильного слова, проницательный и ясный ум, могучую, не слабевшую с годами энергию) служению Церкви, закончил жизнь святым мучеником и прославлен на Архиерейском Соборе в августе 2000 г. Как проповедник и духовный писатель он часто обращался к опыту святых. 23 февраля 1903 года, в Неделю Православия, он говорил: «Во славу Бога и Христа Его, в благодарное исповедание Божией благости и благодати, свидетельствуем мы о великом сонме святых Божиих в нашей Православной Церкви. Не оскудевает сонм этот, растет из века, украшая новыми и яркими звездами духовное небо славного христианства. Милостью Божиею не оскудела носителями святости и наша Российская Церковь ... Наступил XX век, и се – у самого порога его мы видим новое знамение милости Божией к Русской Церкви, новое свидетельство ее истины, ее православия и целости ее духовной жизни, новый призыв к нам хранить святыню веры и сыновнее послушание Церкви: близится время прославления боголюбивого старца Серафима, Саровского подвижника, нареченного в святых Божиих общим гласом верующего и православного народа» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Закрыть Россия и Восток Слово в день Священного Коронования Государя Императора Николая II Александровича Священномученик Иоанн Восторгов   00:46 18.01.2011 896 Время на чтение 12 минут Андрей Хвалин. Имперский архив. Пролог Российская Православная Церковь особо почитала дни Священного Коронования на Российский Императорский Престол Помазанников Божиих, своих «внешних епископов» - Всероссийских Самодержцев. Обычно этот день выливался в грандиозное церковно-государственное торжество единения Царя со Своим народом. В 1891 году Наследник Цесаревич - будущий Государь Император Николай II Александрович посетил город, носящий прообразовательное имя «Владеющего Востоком», что имело не только политическое и экономическое значение, но, в первую очередь, глубокий религиозный смысл. Пройдет всего несколько лет, и этот смысл раскроет в своем замечательном Слове, так и названном «Россия и Восток», пламенный проповедник и святой новомученик Российский протоиерей Иоанн Восторгов (1864-1918). Вернувшись из поездки по Востоку, он произнес это Слово 14-го мая 1909 года в Кафедральном соборе Владивостока в день Священного Коронования Государя Императора Николая II Александровича при священнослужении Архиепископа Владивостокского Евсевия (Никольский, 1861-1922) и Епископа Киренского Иоанна (Смирнов, +3.12.1918) при большом стечении богомольцев. Это историческое Слово не потеряло своего значения до сих пор, когда предпринимаются усилия, чтобы сохранить русский Дальний Восток в составе единой Державы. Учитывая то обстоятельство, что его текст не вошел в Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова (М., 1914-1916), переизданного санкт-петербургским издательством «Царское Дело» в 1995 году, и был опубликован впервые в недоступной сегодня для широкого круга православных людей местной епархиальной газете предлагаем его вниманию боголюбивого читателя. Печатается по: «Владивостокские епархиальные ведомости». 11 от 1 июня 1909 г ., + + + В этом городе, который носит громкое и выразительное имя «Влади - восток», в нынешний глубоко знаменательный день памяти Священного Коронования Царя - события, во всей глубине значения и содержания понятного только христианскому сердцу и особо вдумчивому уму, напоминающего о таинственной, религиозно-мистической связи Царя и народа, освященной Духом Божиим, и получающего высшее объяснение только при мысли о мировом значении и мировых задачах России; наконец, лично мне, призванному Архипастырем к слову церковного проповедования сегодня, на другой день после того, как я возвратился в Россию, повидав соседние страны Востока: Китай, Японию, Корею, - естественно говорить о значении России и Востока и отсюда уже делать выводы и поучительные уроки в настоящем торжественном собрании градских и воинских чинов, при молитве о Царе и царстве.

http://ruskline.ru/analitika/2011/01/18/...

Путешествие Цесаревича на Восток – это начало нового этапа в обращении России с Евангельским словом к странам Азии. Еще с Царя Иоанна Грозного русский народ двигался на Восток. Это движение носило мессианский характер. Православный народ шел, ставил кресты, церкви, часовни, основывал монастыри. В отличие от колонизации Америки, освоение русскими Сибири и Дальнего Востока не было направлено на уничтожение и порабощение местных народностей. Напротив, все население, встречавшееся на пути России, шедшей к Тихому океану, обретало свободу, становилось частью великой цивилизации, просвещалось Светом Христовым. И при этом была истинная христианская терпимость к иноверным, к инакомыслящим. С эпохи Александра III и его державного сына Николая II началось более мощное и более системное освоение наших дальневосточных земель. Восточным путешествием Цесаревич, выполняя волю своего отца, показывает направленность православной России к Востоку. Везде Цесаревич посещает святые места. Прибытие во Владивосток – это кульминационный момент всего путешествия. Здесь происходит закладка Великого сибирского рельсового пути. Пути, по которому, русский народ с новой силой устремится к берегам Тихого океана с Крестом и Евангелием. Как сказал священномученик Иоанн Восторгов: " мы идем к Океану, чтобы чрез посредство государственной и экономической мощи нести свет Христов и царство Христово, мы идем с христианской культурой " . Также протоиерей Иоанн Восторгов высказывал мысль о том, что, если мы прейдем на берега Тихого океана с грозным оружием, то против нас азиатские народы поставят не менее грозное оружие. Если же мы прейдем с Крестом и Евангелием, то мы приобретем эти народы и станем братьями во Христе. Посещение Владивостока глубоко символично – Россия на Востоке, в городе, названном " Владеть Востоком " , получает державное благословение. Россия идет на Восток Царским путем. Владеть Востоком во Христе. Необходимо понимать, кто прибыл во Владивосток. Сын Помазанника Божиего, будущий удерживатель мира от зла. И он показал, одно из сакральных мест России – Владивосток.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/28/go...

25 декабря 1929 года помощник прокурора распорядился передать дело для расследования в Коломенский отдел ОГПУ. В постановлении об аресте подозреваемых сотрудники уголовного розыска писали: «Произведенным расследованием установлено, что вообще священники деревень, расположенных недалеко от города Зарайска, все связаны между собой и в обходах определенно ведут агитацию контрреволюционного характера, а также такую же агитацию ведут и члены церковного совета их приходов». В тот же день были арестованы благочинный Зарайского округа протоиерей Петр Успенский, протоиерей Иоанн Лебедев и священник Александр Селезнев. В начале января 1930 года они были допрошены. Напуганный внезапным арестом, Василий Затейкин вступил в сотрудничество со следствием и заявил, что в члены церковного совета попал случайно, а раньше никогда в нем не состоял, и вскоре из обвиняемого превратился в свидетеля. При массовых арестах, когда карательные органы, руководствуясь социальными признаками, заключали в тюрьмы множество случайных людей — среднего достатка крестьян, которых они собирались окончательно ограбить и выслать, или священников, как принадлежавших к враждебной атеистической власти группе, всегда находилось достаточное число малодушных, и с их помощью можно было сплести любое уголовное дело. Автор открытки, священник Александр Селезнев, показал: «Обнаруженные у меня при обыске переписка и литература принадлежат мне. Проповеди в написанном виде и литературу Восторгова (священномученик Иоанн Восторгов — священник, один из виднейших миссионеров и деятелей монархического движения, расстрелян большевиками в 1918 году. — Ред .) я хранил у себя для вида перед своим начальством, но среди верующих нигде ничего не распространял и проповеди не говорил. Восторговское направление я не разделяю и всегда был ему противник, но его брошюры мне присылали из Рязанской епархиальной канцелярии. Выписка из протокола Посылаемые мной отчеты о состоянии прихода были написаны мной, в которых я писал о сектантстве, мерах борьбы с ним, наличии безбожников — коммунистов и комсомольцев с перечислением фамилий.

http://foma.ru/svjashhennomuchenik-ioann...

Во всем этом мы видим знаменательное указание свыше, что настало лето благоприятное, и приспело время светлого торжества для окончательного прославления церковною властью всенародно чтимого святого, для открытия его многоцелебных мощей, дабы не мы молились о нем, а он о нас. Промыслу Божию угодно было поставить вас, высокочтимый архипастырь, в число преемников четырех Богом прославленных Московских святителей. Молим вас, высокопреосвященнейший владыко, не укосните исходатайствовать пред Святейшим Синодом и нашим возлюбленным и благочестивейшим монархом, чтобы Святейший Патриарх Ермоген причтен был к лику святых как открытый молитвенник за Святую Русь 3 . Святейший Синод поручил митрополиту Московскому святителю Макарию (Парвицкому-Невскому) приступить к собиранию и изучению необходимых сведений об исцелениях по молитвам к Патриарху Гермогену, каковые сведения записывались в особую книгу при Большом Успенском соборе, а затем собранные сведения представить на рассмотрение Святейшего Синода. По получении указа Святейшего Синода в Москве была организована комиссия, в состав которой вошли викарий Московской митрополии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов), наместник Чудова монастыря священномученик архимандрит Арсений (Жадановский), протоиерей Владимир Марков, священномученик протоиерей Иоанн Восторгов и др. Комиссия изучила свидетельства о чудотворениях, бывших у гробницы святителя Гермогена, и удостоверилась в их подлинности. Постановили составить тропарь, кондак, молитву и службу святителю Гермогену. Комиссия также вынесла решение установить празднование святителю Гермогену в день его мученической кончины, 17 февраля, и в день открытия его мощей. Имя Патриарха в Московской епархии должно поминаться «на отпустах» при всех службах. Раку с мощами святителя решено оставить на том месте, где до сих пор почивал Святейший Гермоген, то есть в юго-западном углу Успенского собора 4 . Постановления комиссии с подробным обследованием чудотворений митрополитом Макарием были представлены на рассмотрение Святейшего Синода.

http://e-vestnik.ru/analytics/kanonizats...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010