Везде говорите моим именем, моим словом... Всем вам от меня благословение и разрешение в сем веце и будущем. Стойте за веру неподвижно, а я за вас Бога молю» 34 , – писал Патриарх Ермоген. Только такой голос, только такая вера могли сохранить государственность. В чрезвычайных условиях гибнущего государства и поступок, избавляющий от этой гибели, должен быть чрезвычайным, требующим большого мужества и широты взгляда – не вообще образованного и космополитического, а широты русского православного взгляда. А его-то и не было тогда, в начале XX столетия, оттого и не виделась близость катастрофы, оттого и не виделось, что выход – в чрезвычайном личном поступке того, кто по занимаемому им положению мог его совершить. Но таких не было ни среди церковно, ни среди государственно власть имущих. И жизнь подвижника уходила хотя и на важные сами по себе, но для его положения и его времени частные вещи. Председатель Всероссийского Общества трезвости протоиерей Миртов писал о владыке: «От архипастырского душепопечительного взора... не могла укрыться эта главная опасность, которая больше всего грозит благосостоянию русского народа и твердому стоянию его в вере и жизни христианской. Он видел, что алкоголизм вырос в страшное мировое международное зло и на борьбу с собою должен вызвать все живые охранительные силы каждой страны. Тогда как многие на вопрос о борьбе с этим злом привыкли смотреть с высокомерным невежеством, считая его мелким и недостойным внимания... святитель, вообще не всегда склонный к широким обобщениям, в этом вопросе сумел подняться на точку зрения государственного понимания и считал этот вопрос делом особенной важности и высокого церковно-общественного значения... Он ясно сознавал, что алкоголизм лежит главным камнем преткновения для русского народа на пути к его великому будущему... Мысли о том, что алкоголизм, как ржавчина железо, гложет трудовую энергию народа, его выносливость и терпение, что он расстраивает живые ткани народного хозяйства, вносит разлагающее начало в бытовой государственный уклад, убивает всякое творчество, омрачает сознание, затемняет здравый смысл народный, ослабляет волю народа – эту духовную мышцу его, расхищает и истощает жизнь, делает ее пустыней, где чахнет и замирает всякий светлый порыв, – эти мысли буквально рассеяны во всех его многочисленных речах и докладах, специально посвященных этому вопросу...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

На лице замечается разница в окраске правой и левой половины. На покрасневшей правой щеке, кроме мест хронического воспаления, с поверхностным изъязвлением кожи, замечаются узкие ссадины свежего происхождения, на которых видна сукровица, растекающаяся по щеке, на полтора сантиметра выше угла правой глазной щели имеется рана около трех миллиметров в диаметре; с неровными краями, по всей вероятности, огнестрельного происхождения. В левой темяно-затылочной области имеется резаная рана с неровными краями, проникающая всю толщу покровов головы с обнажением кости, длиною 2 сантиметра. На правой стороне, в области усов, имеется три колотые раны губы. В области правой ключицы огнестрельная рана с обожженными краями величиною около двух миллиметров в диаметре; ниже нее, вершка на полтора, имеется огнестрельная, по всей вероятности, рана до полусантиметра в диаметре. Задняя стенка подкрыльцевой ямки представляет собой разорванную рану величиной в небольшой кулак; эта рана имеет посередине кожаную спайку, тоже надорванную; мягкие части из мышц и кожи в этой ране порваны и частью вырваны; частей реберных костей, расположенных в этой области раны, недостает, а межреберных мышц не имеется, и вся правая полость груди открыта. В правой поясничной области подмышковой линии имеется горизонтальная колотая рана длиною до трех сантиметров, из которой торчит часть сальника. В левой подмышковой области, у края восьмого ребра, имеется рана, проникающая всю толщу покровов, круглого очертания, с равными краями слегка пропекшимися, около полусантиметра в диаметре. В области рукоятки грудины, у левого ее края имеется рана до двух миллиметров шириной, колотого характера. Из записанных повреждений огнестрельные раны: в правый висок – слепая; в верхнюю часть правой половины груди, с выходом в правую подмышечную область, – рана, носящая характер разрывного действия пуль, а также колотая рана живота с выпадением внутренности – сальника, – должно считать смертельными. Соответственно описанным ранам тела на одежде убитого, как верхней – теплой шубе, так и нижней – рясе и подряснике, имеются разрезы. На клобуке, в нижней, правой части его, соответственно надглазной ране, имеется круглая дыра, закопченная дымом в окружности; в задней части клобука имеется три прорванные дыры, соответствующие местам ранении головы. Освидетельствование тела убитого митрополита Высокопреосвященного Владимира производил врач, статский советник Алексей Городетский».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Между тем началось гонение на христиан, воздвигнутое в 313-м году Диоклетианом и Максимианом. Иулиан и Василисса усердно про­сили Бога утвердить верующих, собравшихся у них, и Господь открыл в сонном видении святой Василиссе, что скоро перейдет она в вечный покой и что инокини ее скончаются еще прежде нее. Действительно, в продолжение нескольких месяцев все они кончили жизнь и, явясь во сне святой Василиссе, призывали ее предстать вместе с ними перед Господом, Которому служить научила она их. С радостью передала святая Василисса другу своему об этом сно­видении; через несколько дней после того она скончалась, а святой Иулиан предал земле ее честные останки. Вслед за тем прибыл сюда игемон Маркиан, и тогда начались стра­дания находившихся в обители 10 100 иноков, и, сверх того, несколь­ко епископов и клириков, прибывших сюда для исповедания святой веры, были сожжены с обителью; все прочие после мук обезглавлены, а святой Иулиан, о знаменитом роде которого стало известно игемону, был связан и отведен в темницу. На другой день он был представлен Маркиану, который, видя его непреклонность в исповедании себя христианином, велел предать его жесточайшим истязаниям. Тогда проявилось над мучеником все могущество Божественной помощи. В чудесах, сотворенных в это время святым Иулианом, истинно оправ­дались слова Иисуса Христа: веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит ( Ин. 14, 12 ). Переломившейся палкой, которой мучители наносили удары святому Иулиану, выбит был глаз одному родственнику Маркиана, и мученик исцелил его. «Истинно велик Бог христианский!» – воскликнул пораженный этим чудом исцелившийся и во всеуслышание исповедал свое об­ращение. Игемон велел отсечь ему голову, и таким образом новый мученик принял Святое Крещение в крови своей. Еще с большей яростью обратился тогда Маркиан к святому Иулиану и приказал надеть на него железные вериги и с поруганием водить его по городу. В это время Господь прославил Своего угодника новым чудом. Сын игемона, отрок Кельсий, присутствуя на зрелище вместе со свои­ми товарищами, вдруг воскликнул: «Что это странное видится мне! Вижу я много светлых юношей вокруг того христианина, которого ведут воины – связанного веригами; одни – служат ему, а другие надевают на него венец, и тот венец сияет светлее солнца. И я хочу веровать в Того Бога, Который дает такую славу верующим в Не­го... – и, бросившись к ногам Иулиана, отрок сказал ему: – я желаю, чтобы ты был отцом моим, я не хочу быть сыном мучителя. я пойду за тобою и хочу, так же как и ты, пострадать за Христа твоего, Кото­рого я не знал до сих пор.»

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Так как от таких подвигов он очень осла­бевал, то старец умерил пост его. В это время принял он схиму с именем Онуфрия. По окончании испытания старец Никифор послал Онуфрия для желаемого им подвига в Хиос; в спутники ему дан опытный инок Григорий. Прибыв в Хиос 29 декабря, путники остановились у благо­честивого христианина. Онуфрий провел семь дней в посте, молитве и безмолвии и не раз причастился Святых Таин. В одну ночь в легком сне видел он следующее: сонм иереев, архиереев, воинов объявляет ему: «Иди, Царь хочет видеть тебя». Онуфрий в трепете отвечает: «Для чего Царю видеть меня, пустого человека? Прошу уволить меня, если это возможно». «Нельзя, – был ответ, – ты идешь за нами». Онуфрий пришел вслед за ними в какое-то светлое, чудное место и, увидав Царя, пал пред Ним. Царь сказал: «Готово место», и указал на место света неизъяснимого. Блаженный в восторге проснулся, и сердце его полно было радостью. В следующую ночь почувствовал он отсутствие этой радости и со скорбью говорил о том спутнику. Опытный Григорий ве лел ему просить молитв за себя у всех христиан, и смиренный Онуфрий кланялся каждому, прося помолиться за него. Явясь в суд в зеленой повязке и красных башмаках, Онуфрий го­ворил: «Назад тому 15 лет ранен я в подобном месте; с того времени рана моя не заживает; врачи говорят мне: если не явлюсь в то место, где ранен, не исцелею». – «Что за рана у тебя?» – спросил кадий. «Будучи юным, – отвечал блаженный, – по неразумию высказал я желание потурчиться, хотя никогда не служил вере вашей, а всегда жил хри­стианином. Придя в зрелый возраст, чувствую жгучесть этой раны и с полным убеждением говорю: магометанство – пагуба душе». Сказав это, он сбросил с головы зеленую повязку. Судьи онемели. Наконец молодой турок, казавшийся себе очень умным и ловким, говорит: «Что ты делаешь, братец? Это – священная вещь: подними и накройся ею». Исповедник отвечал: «Называть пустую вещь святою – богохульство. В том-то и беда людей потерянных, что отвергают, топчут в грязи Богом открытую истину и Богом посланную святыню, а чтут мечты больного воображения людского, глупости, осмеиваемые трезвым умом; точно как язычники не ищут Искупителя мира грешного, создали себе и нрав­ственность, и рай по вкусу животных страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Тогда Ксения бросилась за мальчишками, грозя им своею палкою. После этого случая никто не отваживался обидеть блаженную. Окружающие блаженную Ксению стали обращать внимание, что в ее словах и поступках часто кроется какой-то глубокий смысл. За­мечали, что если Ксения просила чего-либо, это был знак грядущей невзгоды или беды для того, у кого она спрашивала. Если же Ксения подавала кому-либо что-то, это означало, что в скором времени этому человеку будет внезапная радость. Позднее, когда блаженную стали почитать за прозорливицу, стоило ей только появиться на рынках и улицах города, как всякий, знавший ее, предлагал ей свои услуги. Купцы открывали свои лотки и прилавки со всевозможными съестны­ми и прочими товарами. Все наперебой упрашивали «Андрея Феодо- ровича» взять или отведать что-либо, ибо замечали, что если Ксения брала что-нибудь, у хозяина торговля бывала очень удачной. Извозчики, завидя блаженную издали, гнали лошадей, прося Ксению проехать с ними хотя бы несколько шагов, ибо это приносило им удачу. Особый дар блаженной Ксении состоял в устройстве семейного быта христиан. Матери детей были убеждены, что если блаженная приласкает или покачает в люльке больного ребенка, тот непременно выздоровеет. Посему они, завидя Ксению, спешили к ней со своими детьми, прося ее благословить или просто погладить их по голове. Своим великим смирением, подвигом духовной и телесной нище­ты, любви к ближним и молитвою стяжала Ксения благодатный дар прозорливости. Этим своим даром многим она помогала в деле жиз­ненного устройства и душевного спасения. Так, однажды блаженная, зайдя в гости к купчихе Крапивиной, беседовала с хозяйкой и прини­мала от нее угощения. Жалея молодую купчиху, столь радушно ее при­нимавшую, и предвидя близкую смерть последней, Ксения пожелала сказать ей о необходимости должного христианского приготовления к смерти. Посему, уходя, она во всеуслышание сказала: «Вот, зелена крапива, а скоро, скоро завянет». Все слышавшие это гости Крапи­виной не придали словам Ксении должного внимания, однако после внезапной скоропостижной смерти молодой купчихи вспомнили эти слова и весьма были поражены и потрясены.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Если ты здоров телом, после всенощной и утре­ни не спи; если вчерашний день был на монастырском труде, после утрени усни, а после всенощной не ложись, – на все опыт – от того бывает искушение; трудись в молитве и в чтении книг, если не умеешь грамоте – в рукоделии... Если борет тебя дремота и леность, борись Бога ради; если не можешь отогнать сна, прими благословение и иди в поварню или хлебную и, что велят, послужи в том... В правиле ке­лейном и церковном не ослабевай, за исключением великой нужды, да испытанный венец приимешь, который уготовал Бог любящим Его ( Иак. 1, 12 ). Если упал как-нибудь, не лги. Брата не осуждай за недо­статок и не радуйся, чтобы самому не впасть в то же или в иную сеть неприязненную. Таков союз любви. Без него не совершается никакая добродетель. Если придет тебе скорбь от кого, вини себя и терпи для Небесного Царствия. Если кто унизит тебя, или укорит и досадит, или возведет что на тебя, или причинит великое зло, возверзи на Господа печаль твою ( Пс. 54, 23 ), – сам не брани; сам ты не должен досаждать другому, ни гневаться, ни помнить зла, ни завидовать. Такова любовь Божия. Господь сказал: Любите враги ваша, добро творите ненавидя­щим вас и молитесь за творящая вам напасть и изгоняющая вас ( Мф. 5, 44 )... Если найдет уныние до обеда, когда занимаешься рукоделием, или учишь наизусть или читаешь книгу, то стань на молитву; если не сможешь победить уныния, приняв благословение, иди в поварню или пекарню и там по благословению послужи с молитвою, любовью и молчанием. Если найдет уныние после обеда или после вечерни, читай книги или иди к старцу, которому особенно доверяешь, посиди у него, и за чем пришел, скажи без празднословия, только бездель­ным не будь. Если приходит блудный помысл, или сонное мечтание, или плотское разжжение, то спасайся постом, слезными молитвами, рукоделием, безмолвием, – трудись по силе с молитвою, но не тво­ри своей воли. Если придет ночное страхование, то стой на молитве неподвижно и, воздев руки, говори: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного, помилуй меня, создание Твое...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Активных сторонников движения за трезвость много, но их деятельность нуждается в централизации и координации. В этом и состоит наша задача. Работа по созданию братств и обществ трезвости в разных епархиях Украинской Православной Церкви ведется уже несколько лет. И священники, которые возглавляют группы трезвости, уже приобрели достаточно большой опыт в работе с зависимыми. И для того чтобы распространять этот опыт в других епархиях, а также для объединения наших усилий, в начале 2012 года мы обратились к Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру с просьбой благословить при нашем Молодежном отделе создание всеукраинского братства, которое охватывало бы все существующие на Украине общества трезвости. И в мае 2012 года было образовано Общество трезвости в честь священномученика Владимира (Богоявленского). Известно, что этот иерарх активно трудился на данной ниве, в начале ХХ века способствовал созданию братств трезвости. Под его руководством в 1912 году состоялся Первый всероссийский противоалкогольный съезд. Так и новосозданное Свято-Владимирское братство «Трезвение», надеемся, станет координационным центром именно по работе с алкозависимыми и будет оказывать помощь людям, которые пытаются вернуться к нормальному, трезвому образу жизни. В начале сентября Молодежный отдел совместно с братством провел первую конференцию по трезвению и съезд, посвященный столетию Первого антиалкогольного российского съезда. В нашем форуме приняли участие около 70 человек — духовенство и миряне, специалисты в сфере реабилитации алкозависимых. Таким образом, мы стараемся поддерживать все благие начинания и сотрудничаем со всеми, кто трудится в этом направлении, оказывая поддержку перспективным проектам. — В России сегодня одной из форм работы братств является принятие обетов трезвости, что было достаточно распространено сто лет назад. На Ваш взгляд, насколько это эффективно в современной жизни? — Методы борьбы с алкоголизмом, действовавшие 100 лет назад, нельзя слепо и бездумно применять в сегодняшних условиях. Любые обеты — и не только трезвости — необходимо давать под мудрым духовным руководством священнослужителя.

http://patriarchia.ru/db/text/2663819.ht...

В конфликтных ситуациях у меня как будто срабатывает тот, детский механизм защиты, и я реагирую слишком сильно, из-за чего с работой тоже постоянные проблемы. Я понимаю свои ошибки, но просто не могу вести себя по- другому. В православии это называется «греховный навык», а в психологии – паттерн. Я уже взрослая тётка, я пришла к Богу, но я ненавижу своих родителей, искалечивших меня и брата. Н.Н. 29 сентября 2013, 19:10 Елена М, спасибо Вам за поддержку и понимание проблемы. И совершенно права ТАТЬЯНА В.: " Виной всему тлетворный либерализм. Он разьедает как тля все - например школьное образование, семью, общество " . Ну а ЧИТАТЕТЬ - это и есть жертва той самой оголтелой пропаганды и продукт либерального мышления... Теорию Коллонтай " стакан воды " уже давным-давно осудили и последние лет 90 не вспоминают, впрочем, как и раннего Маркса; - разве только тогда, когда нам " впаривают " , что богатство 3-5проц. населения и капитализм - это хорошо и только так должно и быть; а то, что Маркс говорил о том, что ради сверх прибыли капитал идёт на ЛЮБЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (развязывание войн, уничтожение целых стран, уничтожение продовольствия и т.д.)- помалкивают... Я тоже за то, что не нам осуждать таких мамаш - с ними по светскому ЗАКОНУ надо поступать. Мы можем помолиться о детях, чтобы Господь не оставил их и Божия Мать взяла их под свой Покров. И за мамаш - чтобы Господь вразумил их... Если, конечно, нужна им наша молитва... Елена М 29 сентября 2013, 17:00 Н.Н.: " И меня удивляет и возмущает то, что ведь БЫЛИ хорошие наработки в нашнм прошлом, но мы почему-то упорно их втаптываем в грязь... У людей, которые не уважают своего прошлого и не устают плясать на костях своих предков - нет и будущего " - хочу Вас подержать Н.Н. и я того же мнения. Тем более, что и тогда никто писем А.Коллонтай к молодёжи " Дорогу крылатому эросу " и марксистских моральных кодексов не читал, так что напрасно Вам, Н.Н., некий Читатель излагает теорию.Я бы ему тогда предложила вспомнить не теорию, а практику, когда неверных супругом вызывали на профсобрания и выносили решение о наказании за аморальное поведение! Ольга 29 сентября 2013, 16:51 Священномученик Владимир (Богоявленский) митрополит Киевский и Галицкий пишет о телесном наказании детей, что оно " должно быть употребляемо как можно реже и только при самых серьезных и важных проступках дитяти, и притом тогда только, когда все другие средства оказались бесплодными " .

http://pravoslavie.ru/64315.html

Основные усилия следователи (видимо, исходя из имевшейся «сигнальной» информации) сосредоточили на допросах монахов лавры и приближенных митрополита. Подтвердилось, что преступников было пятеро, четверо в солдатских шинелях, один в черной кожаной куртке (о присутствии среди убийц матроса, часто фигурирующего «для колорита» в некоторых воспоминаниях, не говорилось). Налетчики вошли через центральные ворота, где наткнулись на иеродиакона Иакова, спросив: «Где живет митрополит, мы его сегодня заберем». Отец Иаков нарочно неправильно направил их в трапезную, где те принялись ужинать, не забывая запугивать монахов: «Признавайтесь, что у вас есть в пещерах, если окажется воск и тырса, то всех монахов перережем. А почему у вас нет комитетов?» Перед уходом «Черный» бросил: «Больше вы митрополита не увидите…» Допрошенный келейник наместника лавры М.Юзвюк сообщил, что после похищения митрополита наместник лавры тут же позвонил коменданту-большевику Сергееву, и группа солдат гарнизона кинулась вдогонку. Примерно через 5 минут М.Юзвюк услышал около 8 выстрелов. Погоня вернулась – дескать, из-за темноты никого не догнали. В вечер убийства, показывали свидетели, в Дворянскую столовую лавры пришло десятка два «солдат-большевиков» и матросов: «Отворяй столовую, не то постреляем всех, как вашего митрополита», – орали проголодавшиеся творцы «нового мира». За ужином один из солдат сказал послушнику Василию: «Товарищ монах (!), вашего митрополита отправили в Петроград». – «Да не в Петроград, – поправил сослуживца другой, – а в Кронштадт. Помолитесь завтра о вашем старшем монахе». Вскоре после их ухода в столовую вбежал сам Сергеев с фонарем и группой солдат: «Не было ли здесь матроса? Если бы я его застал, то сейчас же и расстрелял бы! Сукины сыны взяли митрополита и увели неизвестно куда, а мы их ищем». Возможно, комендант оперативно организовал поиски, возможно – искренне возмущался. Однако странно – ведь убийство произошло в нескольких сотнях метров от комендатуры, в доступном месте, слышались выстрелы. Даже если убийцы и стремительно скрылись, поиски должны были обнаружить тело архиерея. Однако оно пролежало всю ночь, к тому же часть солдат явно уже знала – владыка расстрелян. Особо важное дело

http://pravmir.ru/bolshe-vyi-mitropolita...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Избрание на столичную кафедру Начавшаяся в конце февраля 1917 года революция победила по всей стране исключительно быстро и легко: старый строй фактически нигде не нашел опоры. 27 февраля, в самый разгар забастовок, в Святейшем Синоде недвусмысленно отклонили предложение обер-прокурора Н.П. Раева выпустить воззвание «с решительным осуждением всего освободительного движения» 542 . Император Николай II был застигнут событиями на полпути между Ставкой и столицей. 2 марта, в Пскове, он подписал свой последний манифест – отречение от престола. В тот же день в Петрограде, в покоях митрополита Московского на Троицком подворье, состоялось частное совещание членов Св. Синода и представителей столичного белого духовенства. Митрополит Питирим прислал в собрание прошение о сложении с него обязанностей правящего архиерея 543 . Временное управление Петроградской митрополией было поручено епископу Гдовскому Вениамину 544 . 3 марта владыка известил об этом консисторию следующим циркуляром: «Вечером второго числа текущего марта получив копию определения Святейшего Синода, состоявшегося 2-го же марта, о возложении на меня управления Петроградскою епархиею временно, впредь до особых распоряжений и, препровождая при сем настоящую копию, предлагаю Петроградской Духовной Консистории ныне же сделать к исполнению Синодального определения надлежащее распоряжение» 545 . Официальное увольнение митрополита Петроградского и Ладожского Питирима на покой состоялось в понедельник 6 марта. Одновременно Св. Синод обратился к всероссийской пастве с воззванием о доверии Временному правительству. Оно начиналось словами: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни...» Первое после свержения монархии синодальное заседание прошло еще 4 марта под председательством митрополита Киевского и Галицкого св. Владимира. По предложению нового обер-прокурора В.Н. Львова оно началось с удаления из зала царского кресла как эмблемы «свергнутого цезаро-папизма» 546 . Тем же вечером – это была субботняя всенощная третьей (Крестопоклонной) великопостной недели с выносом Креста – в петроградских храмах прекратили возносить за богослужениями имена царствовавшей фамилии. Подверглись правке и тексты молитвословий, где упоминался император. Тропарь Кресту, например, получил такую редакцию: «...победы христолюбивому воинству на сопротивныя даруя...»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010