25-е число Третье обретение главы святого Иоанна Предтечи Во время гонения на св. иконы, в VIII веке, глава Предтечи перенесена была из Константинополя в Команы, – место ссылки и смерти Златоустого, и там опять сокрылась и неизвестна была до восстановления Православного иконопочитания. В царствование Михаила, в 857 году, честная глава Предтечи в третий раз обретена и вторично перенесена в Константинополь патриархом Игнатием. В день третьего обретения честной главы Предтечи Церковь взывает: «яко Божественное сокровище, сокровенное в земли, Христос откры главу твою нам, Пророче и Предтече. Вси убо сошедшеся в сея обретение, песньми Богоглаголивыми Спаса воспоим, спасающа нас от тления молитвами твоими». Святого священномученика Ферапонта Епископ Кипрский, совершивший страдальческий подвиг и принявший мученическую смерть во время, как полагают, гонения Диоклитианова. Перед нашествием на о. Кипр Сарацин мощи святителя были перенесены в Константинополь. Во время этого перенесения, в 806 г., как полагают, 25-го мая, в царствование императора Греческого Никифора, совершилось от мощей св. Ферапонта много чудес; они описаны современником и, во многом, очевидцем их, который, повествуя о них, свидетельствует, что он описал «из многих чудес только немногие». † Страдание св. Пасикрата, Валентиона и друзей их Мученики Христовы Пасикрат и Валентион были, говорит древнее известие 419 , из города Доростола Македонского, воины, но христиане. Оба они были молоды, Пасикрату было 22 года, а Валентину 30 лет; но оба были зрелы духом. Когда увидали они, что чтители идолов кланяются камням, а слабые из христиан, боясь мук, приносили жертвы; они, одушевясь святой ревностью, свободно исповедали, что только христианский Бог есть истинный Бог, а идолы – вещество бездушное. Быв схвачены, приведены они были к префекту. Когда им сказано было, чтобы принесли жертву богу Аполлону, Пасикрат плюнул на идола. Тогда подошёл к Пасикрату брат его Паниян, отступивший перед тем от Христа по страху мучений, и стал убеждать принести жертву, чтобы избавиться мук. Пасикрат прогнал брата, называя его недостойным родства с ним. Когда спрошен был Валентион, то отвечал, что он одних убеждений с Пасикратом. Потому оба лишены были головы, тогда как тут же стояла мать Пасикрата и склоняла сына к мученичеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Известно, что на правом берегу Дуная, где Дуростол, в III веке уже сильными массами жили славяне 843 , и они были лучшими воинами им­перии 844 . Так, святые мученики и по месту жительства, и по службе были из славян, и пример твердого самоотвержения их за святую веру конечно возбудил во многих родичах их уважение и любовь к святой вере 845 . Третье обретение главы Святого Иоанна Предтечи Во время гонения на святые иконы, в VIII веке, глава Предте­чи перенесена была из Константинополя в Команы, – место ссылки и смерти Златоустого, и там опять сокрылась и неизвестна была до вос­становления православного иконопочитания. В царствование Михаила, в 857 году, честная глава Предтечи в третий раз обретена и вторично перенесена в Константинополь патриархом Игнатием. В день третьего обретения честной главы Предтечи Церковь взы­вает: «Яко Божественное сокровище, сокровенное в земли, Христос откры главу твою нам, Пророче и Предтече. Вси убо сошедшеся в сея обретение, песнями Богоглаголивыми Спаса воспоим, спасающа нас от тления молитвами твоими». Память святого священномученика Ферапонта Епископ Кипрский, совершивший страдальческий подвиг и принявший мученическую смерть во время, как полагают, гонения Диоклетианова. Перед нашествием на остров Кипр сарацин мощи святителя были перенесены в Константинополь. Во время этого перенесения, в 806 году, как полагают, 25-го мая, в царствование императора греческого Никифора, совершилось от мо­щей святителя Ферапонта много чудес; они описаны современником и, во многом, очевидцем их, который, повествуя о них, свидетельствует, что он описал «из многих чудес только немногие». День двадцать седьмой. Память преподобного Давида Гареджийского Пришелец из Сирии, последовавший за великим учителем Иоан­ном Зедазнийским (память 7-го мая), с ним вместе пришел в Иверию, в столицу ее – Мцхет. Когда же Иоанн разослал учеников своих про­поведовать Евангелие по разным странам, то Давид, по благословению Иоанна, избрал себе поприщем Тифлис (Тбилиси) и поселился в убо­гой пещере на полугоре, ныне называемой Мтацминдскою или Святою горою.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

О Боже Душе Святый всеблагий, не отступи от нас и когда мы Тебя желаем, и когда Тебя отвергаем. Пребудь с нами до нашей смерти и спаси нас в жизнь вечную. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 25 мая 1. Третье обретение главы святого Иоанна Крестителя . В VIII веке, в эпоху жестокого иконоборчества, глава святого Иоанна была перенесена в Команы, место ссылки святителя Иоанна Златоуста . Но когда иконоборчество прекратилось, в правление царя Михаила и патриарха Игнатия, в 850 году, честная глава святого Иоанна Крестителя была перенесена в Царьград и там положена в придворной царской церкви. 2. Священномученик Ферапонт, епископ Кипрский . Монах и подвижник на острове Кипр, удостоился епископского сана, но в эпоху гонений на христиан сподобился и величайшего венца: венца мученического. Его тело почивало в одной церкви на Кипре. Когда в 806 году, в правление царя Никифора, на Кипре высадились арабы, святитель явился ктитору той церкви, предупредил его о нашествии неверных и повелел перенести свои мощи в Царьград. Ктитор немедленно это исполнил. Когда корабль, на котором находилась рака с мощами святителя, плыл по морю, поднялась сильная буря, но вокруг корабля волны были совершенно спокойными, а из раки по всему кораблю и окрестности распространялось благоухание. Тогда ктитор открыл раку, и все увидели, что она наполнена миром, излиянным из мощей святителя. Многие больные, помазавшись этим миром, выздоровели. В Царьграде над этими чудотворными мощами была построена церковь , а от мощей и впредь источались исцеления всем, кто припадал к ним с верой. Божией благодатью от мощей святителя Ферапонта больные излечивались от параличей, от рака, от кровотечений, от умопомешательства, от слепоты, от истощения и от иных прочих недугов. Ферапонт святой за Христа страдал, Два небесных венца он в награду приял: Яко иерарх и страдалец вселенной; Телом в славе пребыл, как светоч нетленный, Чтобы наполнить ароматом небесным; Врачевал больных, исцеляя чудесно Всяку хворь и недуг, и отраду вселял

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Русский православный образовательный центр не намерен останавливаться на достигнутом. У руководителей и коллектива далеко идущие планы на будущее: выпуск православной газеты, создание нового русского православного радио на общенациональном кипрском канале. Наши соотечественники организуют паломнические поездки, ведут радиопрограмму на русском языке, открывают воскресные школы для русскоговорящих детей. В 2006 году на Кипре впервые состоялся Праздник славянской письменности и культуры. С каждым годом растёт число паломников из России к святым местам Кипра. Заканчивая обзор русско-кипрских церковных связей, следует отметить, что между обеими Церквами издревле существовало молитвенное общение; почитаемые кипрские святые были включены в Макарьевские Великие Четьи-Минеи: апостол Варнава (I в.), преподобный Георгий Хозевит (VII в.), святой Епифаний Кипрский (IV в.), святитель Иоанн Милостивый (VII в.), мученик Мамант (III в.), преподобный Нифонт, епископ Кипрский (IV в.), святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (IV в.), святитель Тихон, епископ Амафунтский (IV–V вв.), священномученик Феодот, епископ Киринейский (ок. 320 г.), священномученик Ферапонт, епископ Кипрский (IV век) и многие другие 157 . История русско-кипрских связей насчитывает несколько столетий; можно надеяться на то, что в будущем эти связи будут крепнуть и становиться всё более плодотворными. Русская и Кипрская Православные Церкви призваны осуществлять свою историческую миссию — служить на благо своим народам, способствовать укреп­лению всеправославного единства и межхристианского сотрудничества. Список сокращений БЭ Богословская энциклопедия. Византийский Временник. Государственный исторический музей. Журнал Московской Патриархии. Православный Палестинский сборник. Полное собрание русских летописей. Труды Отдела древнерусской литературы. Христианское чтение. Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. 1 История Кипрской Православной Церкви освещалась на страницах “Жур­на­ла Московской Патриархии” (ЖМП): 1955. 1. С. 64–67; 1964. 6. С. 38–44; 7. С. 47–51; 1973. 7. С. 52–56; 1977. 5. С. 59–61.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

По молитве препод. Cvмeoha ангелы согласно повторили слово: «аминь». Необходимо при милосердии наказание Однажды был от Господа глас препод. Cvмeohy: «зачем ты болишь сердцем об этих людях? разве ты больше их любишь, нежели Я? Но так как умножились их беззакония, то необходимо употребить против них и наказание; впрочем, чтобы не опечалить тебя, Я даю тебе власть исцелять всякие в них недуги». Образ призывания святых Христиане возжигали в домах своих лампады, елеем наполненные, и кадили фимиамом, и молились, говоря: «Христе Боже наш, молитвами раба твоего Cvмeoha, в дивней горе сущего, помилуй нас». Иногда и при малом количестве елея долго горела лампада. Молитва полезна и умершим святым Ефрем, патриарх Антиохийский, по смерти, когда душа его была возносима ангелами на небо, проходя близ преп. Cvмeoha облобызавши его сказал: «Молю тебя, поминай меня в твоих молитвах ко Господу». Скупость наказывается Домнин, патриарх Антиохийский, за скупость свою и немилосердие к нищим впал в болезнь, в которой скорчились у него руки и ноги. Знамение Божия милосердия Когда Антиохию постигло страшное землетрясение, народ пламенно молился преп. Cvмeohy, и оно прекратилось, а на востоке видно было небо отверстым и оттуда исходил неизреченный свет, знаменующий Божие милосердие, являемое кающимся. Дары благодатные умножаются с священством Когда преп. Cvмeoh на дивной горе устроил высочайший столп, то Господь, со святыми ангелами Своими, пришел и освятил его, а на тридцать третьем году, по откровению Божию, преп. Cvмeoh принял хиротонию во иерейство; после этого имел часто дивные видения и откровения Божии, и будущее предсказывал, и провидел отдаленные события, и прозревал тайные дела и мысли человеческие: он творил много чудес на земле, и на море, являясь явно в видениях: слепых просвещал, прокаженных очищал, хромых исправлял, бесов гонял, зверям уста заграждал, всякую язву и всякий недуг врачевал и мертвых воскрешал. 25. Св. священномученик Ферапонт, епископ Кипрский Мученик по смерти переселяется

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Кроме обычных праздников, крестьяне празднуют еще: Николаю Чудотворцу, в деревне Извоз, вероятно по причине близости к Никольскому монастырю; Преображению и Казанской Божией Матери – в Виковщине; Введению во храм – в Быльчине, в память бывшей некогда здесь приходской церкви; Знамению Божией Матери – в селе Ильинском; Казанской Божией Матери – Симанкове, Запольке и Стуглеве; Рождеству Богородицы – в Кикине. Кроме обычных крестных ходов, совершаются еще: 1) в селе Ильинском – 23 июня, в память пожара 1848 года, вокруг села, и 20 июля, вокруг церкви; 2) в деревне Заполек – в Ильинскую пятницу, в память падежа скота, и 29 октября с ношением по домам иконы Казанской Божией Матери; 3) в деревне Извоз – 9 мая, для окропления скота; 4) в Виковщине – 8 июля, с тою же целью; 5) в Кикине – 8 сентября. Часовни находятся: 1) в Запольке – во имя Покрова. В ней есть деревянный 8-конечный крест, вышиною в сажень и аршина. На нем, между прочим, написано: «Праздновать праздники: Покрову Богородицы, священномучен. Димитрию, Флору и Лавру и священномучен. Власию» и еще: «поставлен сей Святый Животворящий крест Господень на поклонение православным христианом, 7195 года, июня 3 дня». 2) В Виковщине – Преображения. 3) Между деревнею Быльчино и усадьбою Стуглево, в 40 саж. от Волхова, часовня, в память бывшей церкви Введения. У деревни Симанково есть две сопки. Попечительство учреждено в 1872 г. Председатель его почетный гражданин Гавриил Егоров Ильинский. Денег собирается в год до 15 рублей. 1884 года, мая 4 дня. Священник Алексей Иродионов. Церковь Архангела Михаила в Михайловском погосте Михайловский погост, или село Михаило-Архангельское находится в 150 верст, от Петербурга и в 22 верстах от Новой Ладоги, на возвышенном левом берегу Волхова, подле дороги из Новой Ладоги в Новгород. Прежняя, деревянная, двухпрестольная церковь сгорела в 1812 г., с 6-го на 7-е декабря, от неисправной печки. Вместо нее, усердием прихожан и доброхотных дателей, за 6,600 р. построен настоящий каменный храм, во имя Архистратига Михаила, с теплым приделом во имя св. великомученицы Екатерины. Антиминс главного престола освящен епископом Нафанаилом 1846 г., марта 3-го и подписан митрополитом Антонием. Антиминс придела освящен и подписан митрополитом Гавриилом 1772 г., марта 25-го. На нем евангелисты изображены не по углам, а по два внизу.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Тринадцатый день. Поуч. 3-е. Св. священномучен. Корнилий Сотник. (Без любви кь ближнему не спасешься). I. Известия о св. Корнилии, ныне прославляемом в церковных песнопениях и чтениях, сообщены святым евангелистом Лукою; который упоминает о нем в 10-й главе книги Деяний апостольских. Он был сотник из полка, называемого Италийским; веровал в Бога со всем семейством своим и угодил Господу благочестивою жизнию и милосердием к бедным. Господь в милости Своей захотел открыть доброму Корнилию путь ко спасению, чрез веру во Христа, о Котором Корнилий еще не знал. И вот однажды ангел явился Корнилию и сказал ему: «молитвы твои угодны Богу. Пошли людей в город Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, дом которого находится при море. Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой». Когда ангел отошел, то Корнилий тотчас послал слуг и воина в Иоппию, чтобы пригласить апостола Петра к себе в Кесарию. Апостол жил в то время в Иоппии, для проповедывания слова Божия. Апостол Петр по чудесному видению и наставлению прибыл к Корнилию и огласил его словами евангельского учения, – причем Дух Святый сошел на всех слышавших слово Божие, и они стали говорить на разных языках, после чего Корнилий с семейством был крещен. Священное писание умалчивает о дальнейшей судьбе Корнилия, но есть предание, что он некоторое время делил труды апостола Петра, который впоследствии посвятил его в епископы. Он обратил к истине множество идолопоклонников, творил чудеса силою Божией, терпел от язычников истязания за исповедание своей веры, и почил в глубокой старости. II. Жизнь св. священномученика Корнилия, ныне прославляемаго, отличавшегося благочестивою жизнию, и в особенности милосердием к ближним, что и привлекло на него спасающую силу благодати Божией, учит нас, братие мои возлюбленные, той истине, что без милосердия и без любви к ближнему не спасешься. Вот как о сей великой и спасительной истине учит св. Иоанн Златоуст : «христианин! Хотя бы ты воздерживался от пищи и вместо ложа спал на земле; хотя бы даже вкушал пепел и всегда плакал; несмотря на это, ты ничего важного не делаешь, когда не печешься о пользе ближняго.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Седьмой день. Св. священномучен. Маркелл, папа Римский. (О долготерпении Божием). I. Св. священномуч. Маркелл, папа римский, ублажаемый в нынешний день, управлял церковью в продолжение 5½ лет. Несмотря на свирепствовавшее в то время гонение, он неустрашимо поддерживал христиан и распространял веру Христову. – Зачем убиваешь ты слуг Божиих, которые молятся за твое царство? – обратился однажды Маркелл к самому императору Диоклитиану, встретив его, едущего на колеснице, за которою шел в оковах христианин Кириак – ради устрашения прочих исповедников. За эти слова христианский епископ был предан истязаниям и осужден пасти скот. Освобожденный христианами, он тайно продолжал управлять церковию и, совершив освящение церкви, в которую был обращен роскошный дом посреди Рима одной богатой и знатной римлянки, вдовы Лукины – христианки, совершал богослужение в этом доме, ставшем соборною церковью в Риме. – Узнав об этом, император велел превратить освященный дом в стойла для животных и содержал там скот, а святителя осудил на всю жизнь ходить за этим скотом под наблюдением стражи. Девять месяцев протомился здесь святитель, терпя всякие поругания, не имея никакой отрады, лишенный всякого покоя и даже необходимой пищи и одежды. Наконец, в изнеможении от страданий, – скончался (около 310 г.). Пресвитер Иоанн с клириками перенес тело святителя в гробницу Прискиллы и предал его погребению. II. При рассказе о тех страшных оскорблениях и унижениях, какие причинял языческий император св. храму, обративши его в стойла для животных, и тех страданий и поруганий, какие причинил он св. епископу, принудивши его ходить за скотом, у кого из вас, братия, не вырвется скорбный сердца вопрос: «доколе, Господи, терпишь поругания святыни Твоего храма и св. Твоих слуг? Как, Правосудный и Праведный, не караешь и не истребляешь тотчас всякое нечестие и неправду? Как, всемогущий Глава церкви, терпишь поругание и уничижение Своих членов, подвергая их соблазнам и искушениям рода прелюбодейного и грешнаго?» Ответ на эти вопросы мы найдем, братие, в том свойстве Бога, по которому Он называется «долготерпеливым».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двенадцатый день. Св. священномучен. Автоном. (О том, что между сном и смертию существует великое сходство). I. Св. епископ Автоном, память коего совершается ныне, удалясь в Вифинию во время гонения при Диоклитиане, ревностно проповедывал веру Христову и за это был умерщвлен язычниками (в 313г.) в то время как он совершал божественную службу. Через 200 лет мощи его были обретены нетленными. Писатель жизни св. Автонома, живший в VI в., говорит: – «Приникая иногда очами в гроб мученика, я сам видел мощи его нетленными, я видел святыя мощи его, остававшиеся непобежденными силою смерти, которая, хвалясь в 3 дня разрушить весь состав живого существа, вот уже в продолжение 200 лет не могла уничтожить и волос сего славного мужа: волосы его густы, лице его цело, кожею хорошо обтянуто, усы его не повреждены, очи открыты, и проч.» В стишном прологе, писанном еще 6 веков спустя, говорится о неповрежденном состоянии мощей св. Автонома и доселе... II. При изображении нетления св. мощей священномученика Автонома невольно приходит на мысль сравнение смерти со сном. Проходят века, тысячелетия, а святые угодники Божии в своих нетленных мощах как бы живые спят до времени своего пробуждения в день всеобщего суда Божия. Впрочем, смерть каждого человека может назваться сном, хотя бы тело его и предалось истлению. Это не наша только мысль, это внушал Сам Иисус Христос, когда говорил, что Лазарь и дщерь Иаирова не умерли, а только уснули ( Иоан. 11, 14 . Марк. 5, 35–39 ); сему верует наша церковь , называя умерших усопшими. Но почему смерть называется сном? Потому что между сном и смертию действительно находится великое сходство. а) Сон для всех людей естествен и неизбежен. Так точно и смерть для всех неизбежна. Как ни сохраняйте свою жизнь, как ни остерегайтесь всего вредного для здоровья, чрез это вы можете продлить свою жизнь, но никак не избегнете смерти, потому что над каждым потомком перстного Адама должно исполниться определение Божие: земля еси и в землю отыдеши ( Быт. 3, 19 ). б) Сон, сжимая наши очи, закрывая слух наш и приводя все тело в безчувственность и некое разобщение с душею, не прекращает в нас дыхания, не лишает нас жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двадцать третий день. Св. священномучен. Аполлинарий. (Что значит веровать в Спасителя?) I. Св. Аполлинарий, память коего совершается ныне вместе с мучениками Трофимом и Феофаном, из Антиохии прибыл в Рим с апостолом Петром и поставлен им в епископа Равенны. Прибыв сюда, Аполлинарий остановился у одного воина, Иринея, и проповедывал ему об И. Христе. Ириней сказал: «сын мой слеп; если ты проповедуешь правду, исцели его, и я уверую в Бога твоего». Аполлинарий велел позвать слепого юношу и, при всех домашних, осенив его крестом, громко сказал: «Боже вездесущий! Внеси познание Сына Твоего в город сей и пусть просветятся не только плотския, но и душевные очи людей сих; пусть люди познают Тебя и Сына Твоего Иисуса Христа». Едва он кончил молитву, как юноша прозрел и с родителями пал к ногам Аполлинария. Ириней крестился со всем домом своим. Жена равенского трибуна, страдавшая тяжкою болезнию, не могла исцелиться от искуснейших врачей. Трибун, по совету Иринея, призвал к себе Аполлинария. Аполлинарий, войдя к трибуну, громко сказал: «да почиет на вас мир Господа нашего Иисуса Христа». Потом, подошедши к больной жене трибуна, Аполлинарий взял ее за руку и сказал: «во имя Господа Иисуса Христа, встань и веруй в Него». И больная тотчас встала с постели, воскликнув: «нет другого Бога, кроме Того, Которого ты проповедуешь». С той минуты она выздоровела совершенно, а трибун со всем семейством, уверовал и крестился. Многие из жителей города тайно приходили к Аполлинарию, слушали его поучения, принимали веру Христову и приводили детей, прося Аполлинария наставить их в вере. Таким образом дом трибуна сделался церковию, где верующие молились и причащались св. Таин, а Аполлинарий рукополагал священников и диаконов. Начальник города, узнав об этом, предал Аполлинария истязаниям. Святого едва живого вынесли за город, и одна благочестивая женщина скрыла его в доме своем. После странствий по разным странам, Аполлинарий возвратился в Равенну, и здесь, после новых страданий, наконец был оставлен в покое и дожил до мирной кончины, правив равенскою церковию 28 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006