Знаменская церковь в Ивановском интересна ещё и тем, что её фасад был украшен двумя парными колокольнями - редкий случай для православного храма. Здание храма представляет собой круглую ротонду с массивным световым барабаном, покоящийся на четырёх пилонах, к которой с запада примыкает небольшая трапезная. У западных углов трапезной поставлены двухярусные колокольни. Храм стоит на белокаменном цоколе, фасады украшены скупыми белокаменными деталями декора. Церковь выстроена в стиле классицизма, украшена великолепным портиком тосканского ордера. Фасады здания украшают вертикальные филенки, обединяющие прямоугольные нижние и круглые верхние оконные проёмы. Декоративное убранство упрощено при перестройках здания. Как уже было сказано, в 1864 году обрушившийся барабан основного обёма был разобран, а на его месте уже другой архитектор сделал новое стандартное завершение. При недавней реставрации первоначальный облик храма 1780-х гг., то есть до обрушения первоначального купола, восстанавливать не стали, хотя казалось бы, подвернулся удобный случай исправить утрату и восстановить такой же купол, который был предусмотрен на проекте первоначального здания. Но реставраторы тогда были убеждены, что нужно восстанавливать Знаменский храм в том виде, каким он был на момент закрытия в 1940-е годы. Ко времени долгожданной реставрации Знаменская церковь представляла практически руины. Кое-где сохранились фрагменты росписей, выполненных масляными красками в 1903 году наложенные на более ранние росписи в интерьере. Работы велись на средства московского купца А. Ф. Старшинова. Храм после поновлений, был переосвящён во имя Архистратига Михаила. Рядом с церковным зданием сохранилось несколько старинных надгробий, среди них гранитная плита с надписью о захоронении А. Ф. Чернышева-Безобразова, скончавшегося в 1911 году. Богослужебная жизнь прихода не прерывалась и с приходом власти Советов вплоть до начала Великой Отечественной войны. С 1937 по 1939 год в Знаменском храме служил иеромонах Феодор (Богоявленский), будущий священномученик. С 1939 года и до закрытия в Знаменской церкви служил архимандрит Исидор (Иван Скачков, 1883-1959). Отец Исидор даже во время боевых действий не прекращал своего служения - исповедовал и причащал умирающих солдат, духовно окормлял местных жителей. При приближение фашистов к Волоколамску, по понятным причинам, отец Исидор решил покинуть сей храм и уехать в населённый пункт Востряково, к сестре.

http://sobory.ru/article/?object=04529

•  Зверин Покровский монастырь находится в самом Новгороде, название свое получил от места, на котором до устроения обители новгородские князья содержали зверинец. В этой обители находилась чудотворная икона Симеона Богоприимца, прославившаяся избавлением жителей Новгородских и Псковских пределов от страшного морового поветрия в 1467 г. Преподобный Евфимий Сянжемский (+ 1470) Память его празднуется 20 янв. в день тезоименитства с прп. Евфимием Великим (+ 473) Прп. Евфимий был вологодским уроженцем и начало своей иноческой жизни полагал в  Спасо-Каменном монастыре, на Кубенском озере.  В отшельничестве  же он подвизался в 2 верстах оттуда, на берегу реки Кушты, где водрузил крест, в месте, окруженном непроходимыми лесами и болотами. Когда же к нему пришел с берегов реки Сянжемки прп. Александр Куштский (память его 9 июня), то они обменялись пустынями. Прп. Александр остался на Куште, а прп. Евфимий, подарив ему свой крест, удалился на реку Сянжемку.  Туда пришел к нему прп. Харитон (+ 9 апр. 1509) и другие ученики, и он  основал монастырь  во имя Вознесения Христова, упраздненный в 1764 г.  В 1470 г. он скончался, оставив во главе монастыря прп. Харитона. Святые мощи его почивают под спудом в церкви бывшего монастыря. К лику святых прп. Евфимий был причислен между 1549 и 1721 гг. •  Спасо-Каменный монастырь основан в середине XIII в, во времена вел. князя московского Ивана Калиты.   •  Из монастыря вышло много подвижников, положивших начало новым иноческим обителям.   •  Монастырь находился в Кадниковском уезде, после упразднения обители мощи преподобного почивали в приходской Вознесенской церкви Евфимиева погоста. Ныне это место в Скокольском р-не Вологодской обл. (Вологодская епархия) ; Священномученик Исидор Пресвитер и иже с ним 72 мученика Юрьевских (+ 1472) Память его празднуется 8 янв. в день мученической кончины В начале XIII в. город  Юрьев,  воздвигнутый вел. князем  Ярославом Мудрым  на реке Омовже, на запад от Пскова, был взят немецкими рыцарями-меченосцами. Князь же юрьевский, Вячко, видя гибель своего города, бросился с конем с городских стен прямо в пламень, объявший город, — и погиб. С тех пор Юрьев стал называться по-немецки — Дерптом.  В 1472 г. в нем, среди онемеченного и иноверного населения, оставалась лишь небольшая православная община в 72 человека, во главе с пресвитерами Исидором и Иоанном. Столь великая злоба окружала это небольшое стадо Христово, что священник  Иоанн  (Иона, память его 29 марта) вынужден был со своей семьей скрыться в окрестностях Пскова, где теперь Псково-Печерский монастырь. Пресвитер же Исидор вместе с паствой своей был во время крестного хода в Богоявление — 6 января 1472 г. — схвачен городскими властями и заключен в темницу. За отказ принять латинскую веру пресвитер Исидор и его паства 8 января были утоплены в реке Омовже. Через год тела их были обретены нетленными на берегу, за версту от города, и погребены в церкви святителя Николая. В 1897 г. они были причтены к лику святых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Святой Александр считал католичество неприемлемым для русского народа. Когда к нему явились послы Римского папы, он ответил, что русские верны Христовой Церкви и свято хранят веру Семи Вселенских Соборов. Утвердив мирные отношения Руси и Орды, возвращаясь в 1263 году из Сарая во Владимир, святой Александр смертельно занемог. В Городце князь-подвижник предал дух Господу, завершив многотрудный жизненный путь принятием иночества с именем Алексий. Погребен он был в Рождественском монастыре во Владимире. В 1724 году мощи святого Александра Невского были перенесены из Владимира в Санкт-Петербург. Священномученик Исидор был священником Цикольского храма в городе Юрьеве (Дерпте, современном Тарту в Эстонии). По договору, заключенному в 1463 году между Московским великим князем Иоанном III и ливонскими рыцарями, последние обязывались оказывать всяческое покровительство православным в Дерпте. Однако ливонцы нарушили договор и стали принуждать православных к унии. Пресвитер Исидор мужественно стал на защиту Православия. Он предпочел принять мученический венец, но не подчиниться католикам. В1472 году отец Исидор и с ним 72 прихожанина были утоплены в проруби в праздник Богоявления после освящения воды в реке Амовже (Эмайыги). Весной, во время разлива, нетленные тела святых мучеников и среди них тело священномученика Исидора в полном облачении были найдены проезжавшими русскими купцами на берегу. Святых погребли около Никольской церкви. Жития преподобной Вассы, преподобного Ионы и преподобномученика Корнилия Псково-Печерских помещены на страницах 364–366. Преподобный Серапион Псковский родился в Юрьеве (ныне город Тарту), который находился под властью немцев, старавшихся любыми способами совратить православных в латинство. Когда его хотели насильно привлечь к чужой вере, преподобный Серапион ушел в Толвскую пустынь недалеко от Пскова, где начинал свои молитвенные труды псковский подвижник преподобный Евфросин (в миру Елеазар). Под его окормлением преподобный Серапион проходил первые иноческие послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 На Кубани обретены мощи священномученика Александра Флегинского 21.11.2017 На заседании Священного Синода 4 мая 2017 года имя священномученика Александра Флегинского было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской с установлением особого дня памяти 6 апреля (журнал 27). 19 сентября 2017 года на Всесвятском кладбище г. Краснодара состоялось обретение святых мощей иерея Александра Флегинского, при котором присутствовали член Синодальной комиссии по канонизации святых, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове г. Москвы протоиерей Кирилл Каледа, секретарь Екатеринодарского епархиального управления протоиерей Илия Быстров, председатель комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии иерей Андрей Небавский, члены комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии, а также представители администрации Всесвятского кладбища и Следственного управления Следственного Комитета России по Краснодарскому краю, судебно-медицинский эксперт. 10 ноября митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор сообщил кубанскому духовенству резолюцию Святейшего Патрираха Московского и всея Руси Кирилла на рапорт председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия 179/10/17, в которой Святейший Владыка благословил считать обретенные на Всесвятском кладбище останки святыми мощами священномученика Александра Флегинского. 18 ноября в актовом зале административного корпуса Екатерининского кафедрального собора состоялась пресс-конференция с участием председателя епархиальной комиссии по канонизации святых иерея Андрея Небавского и директора Государственного архива Краснодарского края Станислава Темирова. Модератором встречи выступил ответственный за взаимодействие со СМИ Екатеринодарской епархии иерей Вячеслав Клименко. Участники пресс-конференции рассказали о работе комиссии, жизни священномученика Александра и обретении его мощей, ответили на вопросы журналистов.

http://drevo-info.ru/news/23010.html

Извеков Т.Н. (см. Георгий (Извеков)) Иараилев A.A. (см. Аристарх (Налетов)) Илларион (Троицкий Владимир Алексеевич, 18861929) – архиепископ Верейский, викарий Московской епархии, священномученик Иннокентий Иркутский (ум. 1731) – епископ Иркутский Иннокентий (Попов-Вениаминов Иван Евсеевич , 17971879) – митрополит Московский и Коломенский, просветитель Сибири и Америки Иоаким (ум. 1741) – архиепископ Ростовский Иоанафан (Руднев, ум. 1906) – архиепископ Ярославский Иоанн (Вознесенский Иван Иванович, 1838–1910) – протоиерей, инспектор Рижской духовной семинарии, исследователь древнерусского пения Иоанн (Разумов, ум.1990) – митрополит Псковский и Порховский Иоанн-послушник (см. Иринарх) Иоанн Богослов – святой евангелист Иоанн Дамаскин (ок. 675ок. 740) преподобный Иоанн Златоуст (между 344407), святитель, архиепископ Константинопольский Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иван Ильич, 18291908/1909) – протоиерей, праведный, проповедник Иоанн Лествичник (579ок. 649) – преподобный Иоанн Максимович (16511715) – святитель, митрополит Тобольский Иоанн Рыльский (ок. 876946) – преподобный Иоанн (Соломин Иван П.) – священник, церковный композитор (конец XIXhaчaлo XX в.) Иов Почаевский (ум. 1651) – преподобный Иоасаф Белгородский (ум. 1754) – святитель Иона (Сысоевич) – митрополит Ростовский (1652–1691) Иосиф (Фудель Иосиф Иванович, 18641918) – протоиерей, писатель Ипполитов Павел Афанасьевич (18891947) – композитор, дирижер, хормейстер, заведующий музыкальной частью Малого театра Иринарх – послушник, иеродиакон Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского монастыря, келейник Владыки Пантелеимона (Максунова) (начало XX в.) (см. также Иоанн-послушник) Исаия (Лукошко Иван) – инок, распевщик, ученик Степана Голыша (XVI в.) Исидор (ум. 1472) – священномученик Юрьевский Исидор (Козин-Грузинский Иван Андреевич , 1814/331908) – иеромонах Гефсиманского скита Иустиниан (Саган) – архимандрит, благочинный храма с. Ильинское (1980-е) К Казачков Семен Абрамович (род. 1909) – хоровой дирижер, профессор Казанской консерватории

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Одни из первых русских святых по хронологии — это варяг и его сын, погибшие в молодые годы князя Владимира, когда он только захватил Киев. Мученичество варяга и его сына (Федора и Иоанна). Миниатюра Радзивилловской летописи Имена этих двух безвестных тогда варягов появились в русской письменности позднее. В сегодняшнем календаре они значатся как святые Феодор и Иоанн. Их житийные памятники появились поздно. В русские месяцесловы их имена почти не попадали. Однако если они там появлялись, то они появлялись там именно как мученики. Соответственно, все-таки какие-то мученики в древнерусской практике были. К претерпевшим мученическую кончину, наверное, можно было бы отнести многих русских святых. Однако почему-то они встречаются в русских святцах совершенно под другими титулами и эпитетами. Мы уже говорили о Борисе и Глебе, которые больше запоминаются как страстотерпцы. Святые князья Михаил Черниговский, Михаил Ярославич Тверской оказались благоверными, несмотря на свою мученическую гибель. Корнилий Псково-Печерский обычно почитался как преподобный. Филипп Колычев, митрополит Московский , умученный при Иване Грозном, почитался как святитель. Почему-то Церковь избегала называть этих людей именно мучениками, хотя иногда церковный аспект их кончины — их верность Христу — оказывалась центральным событием в их жизни, и именно она заставляла запомнить их имена. Священномученик Исидор Юрьевский. Миниатюра из сборника житий. XVII в. Российский государственный архив древних актов Пожалуй, из многочисленных русских святых XIV–XVI веков, как наиболее ранние мученики, встречаются такие неожиданные святые, как священномученик Исидор Юрьевский и 72 прихожанина, вместе с ним пострадавших в Юрьеве-Ливонском. Это событие и событие почитания мученика варяга и его сына Феодора и Иоанна, а также отчасти ситуация с Борисом и Глебом, и, в какой-то степени, со святым Леонтием Ростовским, который обычно воспринимался как святитель, говорит нам об особенности отношения к мученичеству. На Руси очень почитались великомученик Пантелеимон Целитель , мученики Кир и Иоанн, некоторые другие древние святые, Георгий Победоносец , и некоторые другие не русские святые, относящиеся даже не к византийским, а к античным временам. В глазах русских книжников, в глазах русских читателей или слушателей житий они воспринимались как люди дохристианской эпохи, жившие при неблагочестивых, нечестивых, языческих — «поганых» — античных императорах, и, соответственно, приуготовляли появление христианской эпохи, в которую довелось жить Руси.

http://blog.predanie.ru/article/neozhida...

Краткие сведения о святой Вассе и ее супруге сообщает «Повесть о Псково-Печерском монастыре». Преподобные Васса и Иона (в миру Мария и Иоанн) жили в XV в.; муж Марии, отец Иоанн, происходил «из Московския земли», за что псковичи прозвали его Шерстником, то есть пришельцем. Матушка Мария была полна самоотвержения во имя любви к мужу, детям и ближнему. Но выше этого у нее была любовь ко Господу. Она, в любой опасности безстрашная, безропотная, в трудах и любви неутомимая, и страданиях несокрушимая, жила по слову Апостола: “Да будет украшением вашим в нетленной красоте духа сокровенный человек”. Вся ее жизнь принадлежала мужу, служителю Престола Господня. По промыслу Божию, отец Иоанн вместе с матушкой и детьми во второй половине XV столетия прибыли в ливонский город Юрьев (Тарту). “Видя преславное житие, – поется в акафисте Псково-Печерским Преподобным, – и терпение мужа своего, не устрашилася еси трудов и подвигов, преподобная мати Вассо... Радуйся, скорби пастырские и гонения от латинян в Дерпте с супругом твоим разделившая...” (икос 5). Действительно, злоба католического духовенства и ливонских рыцарей к Православию и его последователям была настолько ожесточенной, что семья священника Иоанна вынуждена ыла в 1470 – 1471 гг. бежать в ближайший город Псков, а оставшийся в Юрьеве пресвитер Исидор и с ним еще 72 человека, вскоре приняли мученическую смерть – 8 января 1472 г. католики бросили их под лед реки Омовжи (современное название – Эмайыга). (Отец Исидор позже был канонизирован РПЦ в лике священномучеников). Летописец свидетельствует, что, прибыв в Псков, отец Иоанн с женой и двумя детьми взялся за новое делание. Прослышав об открытии неподалеку от ливонской границы, около ручья Каменца, “Богом зданной пещеры”, священник посмотрел на нее как на возможное место своих будущих покаянных монашеских трудов и отправился туда. Семейство поселилось в небольшой деревне у крестьянина Ивана Дементьева близ речки Пачковки. Отец Иоанн вставал рано утром, еще затемно, и отправлялся к Святой Горе, где к западу от открытой “Богом зданной пещеры” копал церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

В самой эстонской земле на протяжении веков прославились многие подвижники благочестия и мученики. Мученическую смерть принял во время гонений на Православие пресвитер Никольского храма в Юрьеве (Тарту), уроженец этого города, основанного русским князем Ярославом, священник Исидор Юрьевский. Магистр Ливонского ордена сразу после Крещения, 8 (21) января 1472 года, повелел бросить священника в реку Омовжу, воды который отец Исидор освящал на Богоявление. Священника утопили вместе с 72 прихожанами, среди которых были и малые дети. Когда немецкий рыцарь попытался вытащить младенца из воды, как рассказывает житие, ребенок сам бросился в реку к матери. От притеснений немцев-латинян бежал из Юрьева Преподобный Серапион Спасо-Елеазаровский; покинув родину, он подвизался в Спасо-Елезаровском монастыре, став пламенным исповедником веры Православной. Знаменитый Псково-Печерский монастырь основали выходцы из Эстонской земли православные священнослужители, бежавшие от преследований ливонцев. В конце 1460-х годов священником-миссионером Иоанном Шестником (преподобный Иона) со своей супругой (преподобная Васса Псково-Печерская) был построен пещерный Успенский храм, давший начало обители. Игумен монастыря, мученик Преподобный Корнилий, проповедовал в землях эстонских и дошел с проповедью до Нарвы. В начале XVIII века господствовавшие в Прибалтийском крае немцы мешали проповеди Православия, хотя эти территории после Северной войны по Ништадтскому миру отошли России. Тогда принял смерть в Ревельском каземате священномученик митрополит Арсений (Мацеевич) — за протест против произвола светской власти по отношению к Православной церкви. Святым Эстонской земли является и Праведный Иоанн Кронштадтский, чьими трудами, молитвами и финансовыми пожертвованиями был возведен Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь, а первыми монахинями монастыря стали крестницы праведного отца Иоанна. Святые Эстонской земли жили в разное время и в различных исторических условиях, но все они связаны Святым Православием, все они предстатели перед Богом, и каждый из них пример всем нам, как можно и должно в любых условиях оставаться христианином, преданным нашей Церкви даже до смерти.

http://patriarchia.ru/db/text/167097.htm...

Начался XXIII Большой Волжский крестный ход 5 июня 2022 г. 17:55 4 июня 2022 года, в день открытия XXIII Большого Волжского крестного хода, Божественную литургию в храме Преображения Господня Ольгина женского монастыря на истоке Волги в д. Волговерховье Тверской области возглавил митрополит Новгородский и Старорусский Лев . Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Тверской и Кашинский Амвросий , митрополит Виктор (Олейник) , митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , епископ Бежецкий и Удомельский Филарет , духовенство Донецкой епархии , Тверской и Новгородской митрополий. За богослужением молились настоятельница Ольгина монастыря игумения София (Прощаева) с сестрами, настоятельница тверского Екатерининского монастыря игумения Иулиания (Ритониеми), настоятельница Николаевского Клобукова монастыря игумения Варвара (Иванова), настоятельница Казанского монастыря в Вышнем Волочке игумения София (Сухова). На богослужении и последующих мероприятиях присутствовали депутат Государственный Думы ФС РФ Ю.В. Саранова, заместитель председателя правительства, министр экономического развития Тверской области И.И. Егоров, глава Калининского района А.А. Зайцев, глава Осташковского района А.А. Титов, глава Конаковского района О.В. Лобановский, глава Калязинского района К.Г Ильин, курсанты Военной академии воздушно-космической обороны имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова. После чтения Евангелия владыка Амвросий произнес проповедь. Перед причастием было зачитано послание главы Тверской митрополии участникам XXIII Большого Волжского крестного хода. Богослужебные песнопения исполнил молодежный хор под управлением Феодоры Фаерман. По окончании Литургии митрополит Амвросий поблагодарил глав Новгородской и Смоленской митрополий за многолетнее и плодотворное братское соработничество и вручил медали Тверской епархии : медаль преподобного Нила Столобенского I степени — митрополиту Льву, медаль священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, I степени — митрополиту Исидору. Далее священнослужители в сопровождении прибывших на праздник монашествующих, мирян и представителей светской власти при пении тропарей из чина освящения воды прошли из храма к истоку Волги, где митрополит Лев, митрополит Амвросий, митрополит Виктор (Олейник), митрополит Исидор и епископ Филарет совершили чин малого водоосвящения.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, святой. Творения, т. IX, кн. 1 и кн. 2, Изд. СПб. ДА, 1903. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, святой. Творения, т. X, кн. 1 и кн. 2, Изд. СПб. ДА. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, святой. Творения, т. IX, кн. 1 и кн. 2, Изд. СПб. ДА. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, святой. Творения, т. XII, кн. 1 и кн. 2, Изд. СПб. ДА. Иоанн Златоуст , святой – Севериан, епископ Гавальский. Беседы о творении мира. Творения Иоанна Златоуста . Изд. П.П. Сойкин, «Русский паломник», 1915. Иоанн Кассиан Римлянин , преподобный. Писания. М., Типолитография И. Ефимова, 1892. ПО. Иоанн, игумен Синайской горы, преподобный. Лествица. Сергиев Посад, 1908. Иосиф Волоцкий , преподобный. Просветитель. Изд. СпасоПреображенского Валаамского монастыря, М., 1993. Ипполит Римский , святитель. Толкования на книгу пророка Даниила. Творения, выпуск I. Изд. Казанской ДА, Казань, 1898. Ипполит, епископ Римский, святой. Творения, выпуск II. Изд. Казанской Духовной Академии, Казань, 1899. Ириней, епископ Лионский, святой. Сочинения. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания (Пять книг Против ересей). СПб., изд. И.Л. Тузова, 1990. Переиздано в Библиотеке отцов и учителей церкви, т. II, Паломник, М., 1996. Исаак Сирин , авва, святой. Слова подвижнические. Православное изд. «Правило веры», М., 1993. Исидор Пелусиот , преподобный. Письма, т. I, Изд. им. свт. Игнатия Ставропольского, М., 2000. Исидор Пелусиот , преподобный. Письма, т. II, Изд. им. свт. Игнатия Ставропольского, М., 2001. Иустин Философ и Мученик, святой. Сочинения. М., Университетская типография, 1892, переиздано в Библиотеке отцов и учителей церкви, т. I, Паломник, 1995. Киприан, епископ Карфагенский, священномученик. Творения (трактаты и письма). Библиотека отцов и учителей церкви, т. VI, «Паломник», М., 1999. Кирилл, епископ Александрийский, святой. О поклонении и служении в духе и истине. Творения, кн. 1, Библиотека отцов и учителей церкви, т. VIII, Изд. «Паломник», М., 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010