Закрыть itemscope itemtype="" > «Святой сделал чудо быстро» 26.09.2012 451 Время на чтение 4 минуты 19 сентября и несколько дней спустя эту фразу часто повторяли в Неаполе. Святой - понятно, священномученик Ианнуарий Беневентский, Сан-Дженнаро, а чудо - это таинственный и знаменитый фен о мен разжижения его крови. Для неаполитанцев скорость совершения чуда - это мерило благожелательности их Небесного покровителя. Бывало, что кровь вовсе не разжижалась - тогда жди войны, землетрясения, извержения Везувия.Ампулу с кровью выставляют на алтарь кафедрального собора три раза в год, но главный праздник - 19 сентября нового стиля, по преданию день мученичества, смертной казни в Поццуоли, старых Путеолах, в 305 году. Да, экзотичный Неаполь имеет и свою экзотичную святыню, редкую для православной традиции - сгусток крови святого Ианнуария. Отношение православным к чуду было самым разным. Петровский посланец конца XVII в. боярин Б. П. Шереметьев не мог ему не поразиться: «Многажды же во время святыя литургии оная святая кровь причудесно показуется кипением, аки бы жива . Сия святая кровь хранится в малом хрустальном сосуде; в половину того сосудца видением, аки бы запекл а сь, и тот сосудец повернули вверх дном; кровь же не переливается, а видится, аки бы засохла, и стоит вверху того сосудца; а как начали служить литургию, и как прочитали Евангелие, то оная святая кровь помалу начал а опускаться вниз, и опустилась до самого дна, не распустившая во весь сосудец, но отстояша от всех боковых сторон начала кипеть и перебираться вверх и вниз зело пречудесно и удивительно, что видя все люди, на­ходившиеся в той церкви, в великом были радовании, и по обыкновению латинскому били в свои перси, премногие же плакали. По отправлении литургии оную святую кровь кипящую все целовали с великим страхом и слезами, благодаря Бога за такое прев е лие чрез оную святую кровь показанное чудодействование». Российское благочестие со временем становится более сдержанным и путешественник 1830-х гг. Горихвостов писал уже суше: «Многие церкви достопримечательны здесь великолепием и древностью, особенно кафедральная. Сия церковь сохраня­ет голову и кровь св. Януария, бывшего епископа Беневентского, заступника Неаполя, обезглавленного в царствование императора Диоклитиана. Два раза в год, в празднуемые дни сему святому, сгущенная кровь его, находящаяся в хрустальной склянке, подносимая к голове, разжижается. В противном случае - горе Неаполю! бедствие предвозвещается, и жители поражаются ужасом».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДАМАСКИН (Цедрик Дмитрий Дмитриевич; 1878 - 1937), еп. бывш. Глуховский, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ДАМИАН (Диомид Иерофеевич, в схиме Диодор; между 1586 и 1593-1633), прп. (пам. 27 нояб., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ДАМИАН (Воскресенский Дмитрий Григорьевич; 1873-1937), архиепископ, священномученик (пам. 21 окт., в Соборе Курских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких) ДАН 5-й сын ветхозаветного патриарха Иакова, родоначальник одноименного колена, именем к-рого были названы территория и город в Палестине ДАНАКТ (Калашников Дометиан Ианнуариевич; 1882-1937), иером., прмч. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ДАНИИЛ (ок. 1350? - ок. 1430), прп. (пам. 13 июня святых, в Андрониковом мон-ре подвизавшихся; 6 июля - в Соборе Радонежских святых; воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), древнерус. иконописец ДАНИИЛ († после 576), игум. Скитский, прп. (пам. пам. суббота сырную - в Соборе всех преподобных, пам. греч. 18 марта) ДАНИИЛ (2-я пол. XIV-XV в.?), прп., Киево-Печерский (пам. 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших) ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460-1540), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_17.html

Скачать epub pdf Страдания святого священномученика Иануария Память 21 апреля В то время как нечестивые императоры Диоклетиан и Максимиан 2682 яростно преследовали христиан, был схвачен и представлен для допроса к правителю Кампании 2683 Тимофею епископ Ианнуарий. Когда военачальник увидал, что Ианнуарий, принуждаемый различными способами к поклонению идолам, – то обольщаемый ласками, то устрашаемый угрозами, – остается непоколебимым в христианской вере, то приказал ввергнуть его в раскаленную печь для сожжения. Но святой, подобно трем отрокам в пещи Вавилонской ( Дан. 3:100 ), оставался невредимым от опаления огнем, так как к нему сошел Ангел Божий, уничтоживший силу огня, и святой ликовал среди огня, воспевая и славословя Бога. Когда же он вышел из печи, то все заметили, что огонь не коснулся даже и одежды его, и весьма удивлялись этому. Военачальник же, полагая, что христианский епископ вышел невредимым из огня, будучи охраняем какой то волшебной силой, исполнился сильнейшего гнева на святого и приказал растянуть его на мучительском станке столь крепко, что даже члены тела его отделялись от своих суставов, и затем приказал святого бить без милости до тех пор, пока не истерзалось всё тело его и не были видны обнаженные кости его, земля же около него обагрилась кровью. На сие страшное зрелище пришли два клирика – диакон Фест и чтец Дизидерий, которые, стоя в толпе народа, с благоговением взирали на страдание своего епископа. А так как они то радовались в душе по поводу обнаруживаемого мучеником терпения, то плакали по поводу причиняемых ему жестоких страданий, то язычники по этим признакам догадались, что они были христианами. Тогда нечестивые схватили их обоих и, связавши, вместе со святым мучеником епископом Ианнуарием, повели вслед за военачальником в город Путеолы 2684 , где бросили их в темницу. В этой же темнице находились заключенные сюда за исповедание Христа Прокл и Соссий – диаконы города Путеолы и два мирянина Евтихий и Акутион, осужденные на растерзание зверями.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Москва. Домовая церковь Ианнуария Священномученика при Дворянском Институте в Запасном Дворце. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Этот дом учрежден манифестом Екатерины II, открыт в 1764 г. Здание построено в 1764-1770 гг. К.И.Бланком. Церковь сгорела в первые 2 - 3 года советской власти. С 1918 г в здании был Дворец труда. Бывш. Запасной дворец. Построен в 1753 г. на месте Старого житного двора для дворцовых запасов. С середины XIX в. в здании располагался Институт московского дворянства для девиц благородного происхождения имени императора Александра III в память императрицы Екатерины II. В здании находилась церковь Ианнуария Священномученика. Дворец перестроен в нач. 1930-х гг. в стиле конструктивизма архитектором И.А. Фоминым.В советское время здесь располагался Наркомат путей сообщения (Наркомпуть), а затем Министерство путей сообщения - “Дом-паровоз”. Источники книга " Сорок сороков " ,http://wikimapia.org Улица Новая Басманная, 2/1. Здание РЖД - Житный двор - Запасной дворец в Москве Место, где сегодня находится здание РЖД-МПС по улице Новая Басманная, 2/1 богато своей историей, как и само высотное строение на углу с Садовой-Черногрязской улицей, рядом со станцией метро «Красные Ворота». Первые известные строения появились здесь еще в середине XVII столетия после образования Житного двора. Основу комплекса составляют здания Запасного дворца, которые относятся уже к XVIII веку. Житный двор появился здесь еще до того, как вошел территориально в городскую черту старой Москвы, которая проходила по линии Земляного вала. Именно с внешней стороны этого укрепительного сооружения размещался плацдарм, площадь которого и отвели под Житный двор. На чудом сохранившихся чертежах, датированных 1742 годом, можно увидеть, что « … Житный двор был расположен вдоль проезда Земляного города и представлял собой ряд каменных палат с сенями, проездными воротами и двумя каменными круглыми башнями по сторонам … ». В период с 1753 по 1759 годы прежний двор был перестроен и получил название Запасного. В его ведение входили вопросы заготовки и хранения различных видов продовольствия для поставки на царский двор. Здесь же разместили и Дворцовую канцелярию, управляющую имуществом всей царской семьи.

http://sobory.ru/article/?object=25789

Вышел декабрьский номер журнала " Вода живая " декабря 2023 Его открывает проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Он приводил людей к Богу " , посвященная дню памяти святителя Николая Чудотворца . Тема раздела " Подробно " - " Культура объединяет " . Очерк Татьяны Кириллиной " Из Петербурга в Москву ради Африки " посвящен летней практике в Москве двоих студентов СПбДА по приглашению патриаршего экзархата Африки: ребята встречали и сопровождали группу православных из ряда африканских стран, приехавших в Россию на краткосрочный курс богословского обучения. Продолжает тему международного культурного сотрудничества беседа Ильи Бруштейна с пианисткой Татьяной Ворм-Савосской: она родилась в Узбекистане, живет и работает в Германии и помогает православному храму в родном городе Термезе. В материале Татьяны Кириллиной " Меня учили, что все народы - братья " о своем жизненном пути и вере рассказывает почетный меценат Санкт-Петербурга Грачья Погосян, стараниями которого в четырнадцати странах мира установлены памятники, в том числе поклонные кресты и надгробия, в честь выдающихся людей нашей страны и героев Великой Отечественной войны. Раздел " Образы и смыслы " продолжает серию публикаций Тимура Щукина " Богословский портрет " . На этот раз очерк " Как русскому стать святым " посвящен священномученику Фаддею (Успенскому). Раздел " Люди в Церкви " открывает очерк Евгения Перевалова " Лидеры изменений " об общине храма преподобного Алексия, человека Божия, при ПНИ 9 в Красном Селе. В материале Татьяны Кириллиной " Клирос, чтение и богословие " о себе рассказывает чтец храма праведного Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади Михаил Колбиков - инвалид по зрению, нашедший путь к Богу. В материале Евгения Перевалова " Игры, рожденные традицией " клирик Феодоровского собора иерей Владимир Коваль-Зайцев рассказывает о разработанных прихожанами собора настольных играх, посвященных церковным праздникам. Раздел " Что читать, слушать, смотреть " открывает публикация Александра Клементьева " Почаев и Ладомирова. " Передаточные станции " архиепископа Виталия (Максименко) " о выставке, посвященной издательской деятельности архиепископа Виталия (Максименко), в Библиотеке Российской академии наук. Также в разделе - информация о самых интересных выставках месяца. Страничка радио Санкт-Петербургской митрополии " Град Петров " посвящена новым аудиодискам: аудиокнигам " Рождественская песнь в прозе " Чарльза Диккенса, " Небеса, по которым мы так тоскуем. Три толкования жизни " Питера Крифта, " Апологеты. Защитники христианства. Очерки из истории Церкви " Ивана Реверсова и священника Сергия Мансурова, " Непрописные истины воспитания " Симона Соловейчика, " Мы уходим, мы остаемся " Людмилы Эльяшовой, циклу бесед на Евангелие от Матфея архимандрита Ианнуария (Ивлиева) , записям из архива радиопередач " Десять минут с Достоевским " , познавательной серии " Портрет утраченной страны. Сословия Российской империи рубежа XIX-XX веков " .

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДАМАСКИН (Цедрик Дмитрий Дмитриевич; 1878 - 1937), еп. бывш. Глуховский, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ДАМИАН (Диомид Иерофеевич, в схиме Диодор; между 1586 и 1593-1633), прп. (пам. 27 нояб., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ДАМИАН (Воскресенский Дмитрий Григорьевич; 1873-1937), архиепископ, священномученик (пам. 21 окт., в Соборе Курских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких) ДАМИАН мч., Аравийский, Киликийский, бессребреник (пам. 17 окт.) - см. в ст. Косма и Дамиан, бессререники Аравийские ДАМИАН мч., Асийский, бессребреник (пам. 1 нояб.) - см. в ст. Косма и Дамиан, мученики, бессребреники Асийские ДАМИАН мч., Римский, бессребреник (пам. 1 июля) - см. в ст. Косма и Дамиан, мученики, бессребреники Римские ДАМИАН-ДИМИТРИЙ Дамиан (по др. источникам - Даниил), монах; († 1157), прп. (пам. 23 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), царь объединенной Грузии (Димитрий I Багратиони; 1125-1154/55) ДАН 5-й сын ветхозаветного патриарха Иакова, родоначальник одноименного колена, именем к-рого были названы территория и город в Палестине ДАНАКТ (Калашников Дометиан Ианнуариевич; 1882-1937), иером., прмч. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ДАНАКТ Данакт, мч. (пам. греч. 5, 6, 7, 8 мая) - см. в ст. Варвар, Димитрий, Донат, Данакт, Месир и Ферин, мученики

http://pravenc.ru/rubrics/122308_34.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) ГРИГОРИЙ Фаддеев (1895 – 1937), сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ГРИГОРИЙ Иванович Аверин(1889-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ГРИГОРИЙ (Лебедев Александр Алексеевич; 1878-1937), еп. бывш. Феодосийский, сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГРИГОРИЙ (Яцковский Гавриил Иулианович (Ульянович); 1866 - 1932), архиеп. бывш. Свердловский, один из инициаторов и первый руководитель григорианского раскола в РПЦ ГУРИЙ (Степанов Алексей Иванович; 1880 - 1938 (1937?)), архиеп. Суздальский, духовный писатель, лингвист-монголовед ДАМАСКИН (Цедрик Дмитрий Дмитриевич; 1878 - 1937), еп. бывш. Глуховский, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДАМИАН (Воскресенский Дмитрий Григорьевич; 1873-1937), архиепископ, священномученик (пам. 21 окт., в Соборе Курских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких) ДАНАКТ (Калашников Дометиан Ианнуариевич; 1882-1937), иером., прмч. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ДАНИИЛ Васильевич Алфёров (1870-1930), свящ., сщмч. (пам. 21 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ДАНИИЛ Федотович Мещанинов (1870-1937), сщмч. (пам. 26 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ДЕНИСОВ Леонид Иванович [в монашестве Арсений, еп. Каширский, вик. Московской епархии] (1866-1942), духовный писатель, церковный историк ДИМИТРИЙ Иванович Беневоленский (1883-1937), прот., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Федорович Благовещенский (1879-1932), свящ., сщмч. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121814_13.html

Представители Соловецкого монастыря благочинный архимандрит Ианнуарий (Недачин) и руководитель паломнической службы монахиня Никона (Осипенко) расскажут о профессоре Иване Михайловиче Андреевском и насельнике Соловецкой обители иеромонахе Елисее (Дзюбике). Ответственный редактор книжной серии «Воспоминания соловецких узников» иерей Вячеслав Умнягин — о побегах соловецких заключенных. Он же проведет презентацию нового, третьего тома издания. Дмитрию Сергеевичу Лихачеву посвятит свой доклад хранитель архива ученого в Институте русской литературы (Пушкинском Доме) РАН О.В. Панченко. М.В. Лоевская (МГУ им. М.В. Ломоносова) поведает об архимандрите Феодосии (Алмазове), сотрудница Соловецкого музея О.В. Бочкарева — о промышленнике Александре Плюснине. Соловецкие лагеря и московские полигоны НКВД свяжет выступление Л.А. Головковой ( Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ). Лагерные испытания объединили людей разных национальностей. Тема межнациональных отношений будет освещаться на выездной площадке конференции, которую организует правительство Архангельской области. Мероприятие посвящается 120-летию со дня рождения Созерко Мальсагова, ингушского офицера, совершившего дерзкий побег из лагеря в 1925 году. Ожидается приезд на Соловки делегации из Ингушетии. В мероприятии примут участие также делегации поморской и карельской молодежи. Все участники конференции почтят память погибших заключенных возложением цветов к Соловецкому камню на Аллее памяти. Конференция — дань памяти заключенным, всем тем, кто в тяжелейших внешних условиях сохранил достоинство, стойкость, терпение, милосердие, кто достойно пронес свой жизненный крест через лагерный ад. Встречи, посвященные узникам Соловецких лагерей, планируется проводить на островах ежегодно. Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь /Патриархия.ru за темою Уряд сформував з до заснування чернечого поселення на Соловках Кирил заступник голови Уряду РФ Д.М. Чернишенко провели ради Фонду збереження та розвитку Соловецького Слово Кирила на ради Фонду збереження та розвитку Соловецького : та звернення] ради Фонду збереження та розвитку Соловецького Поименный список Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии [Документи] Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь [Ihmepb " ю] У день пам " священномученика Миколая глава звершив в в " де святого «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников [Ihmepb " ю] Кирила ректору МДУ М.В.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4079403...

Чудо святого Януария (Михаил Талалай) 14.01.2013 23:55:12 Михаил Григорьевич Талалай Каждый год 19 сентября Неаполь гуляет – выходной день – главный престольный праздник. Чудесный средневековый обычай – в день памяти небесного покровителя не работать, а ходить в церковь, прикладываться к мощам и святыням. Главная святыня Неаполя – ковчег с честной кровью священномученика Ианнуария (Януария), и сначала несколько слов о нем. Ианнуарий, епископ города Беневента, почитаемый Православной Церковью древний святой ( память его празднуется 21 апреля) был замучен язычниками-римлянами в 305 году, во время Диоклетианова гонения. При отсекновении головы ученики священномученика собрали его останки и истекшую кровь. Засохший сгусток крови поместили в хрустальный сосуд. И вот на престольный праздник, после праздничной службы, этот сгусток разжижается. Почему? Местные считают это чудом – знаменитым чудом св. Януария, знаком благорасположения патрона. Скептики полагают это натуральным явлением, вызванным скоплением народа. И я приложился к мощевику с сосудом и видел жидкость вместо сгустка. Однако еще до меня у реликвии св. Януария побывали паломники российские, из воспоминаний которых я сделал небольшую антологию.   Вот что писал в 1832 году путешественник Дмитрий Горихвостов: «Многие церкви достопримечательны здесь великолепием и древностью, особенно кафедральная. Сия церковь сохраня­ет голову и кровь св. Януария, бывшего епископа Беневентского, заступника Неаполя, обезглавленного в царствование императора Диоклитиана. В празднуемые дни сему святому, сгущенная кровь его, находящаяся в хрустальной стклянке, подносимая к голове, разжижается. В противном случае - горе Неаполю! бедствие предвозвещается, и жители поражаются ужасом».   Литератор Константин Скальковский, в 1889 году пересказал вольнодумный анекдот:    «Дело было в 1799 году, когда французы занимали Неаполь и основали эфемерную Партенопейскую республику, - пишет Скальковский. - Ду­ховенство, само собой разумеется, было на стороне Бурбонов и недо­вольно нашествием атеистов. Оно старалось внушить черни, что св. Дженаро также недоволен, почему кровь его и остается в неизменном виде. Чернь взволновалась. Но командовавший французами генерал был себе на уме. Он без длинной церемонии позвал настояте­ля собора и объявил ему, что если молитвами его священников кровь св. Дженаро не закипит, то настоятель будет в 24 часа расстрелян, и что ж? Чудо недолго заставило себя ждать; на другой же день неаполитанцы были осчастливлены известием, что покровитель их сжалился над городом и кровь его стала жидкой».

http://radonezh.ru/analytics/chudo-svyat...

Архив Пн Время коротко. Заметки о митрополите Никодиме (Ротове) 5 сентября 2023 г. 11:35 5 марта 2023 года исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова) . В основе миросозерцания владыки Никодима лежал «эсхатологизм», представление о том, что многое из того, что нам сейчас представляется важным, в действительности вторично перед лицом вечности, и что все наши — личные, общественные и церковные — дела следует соотносить с Последним Пределом. Статья архимандрита Ианнуария (Ивлиева) опубликована в журнале Санкт-Петербургской епархии  «Вода живая» ( 9 (сентябрь) 2023 ). Свое монашеское имя отец Ианнуарий получил в память священномученика, пострадавшего в IV веке во время гонений Диоклетиана в Путеолах близ Неаполя. Там незадолго до своей кончины побывал в 1978 году владыка Никодим, которого сопровождал ректор Ленинградской духовной академии архиепископ Выборгский Кирилл, ныне Святейший Патриарх. А потом, как рассказывал сам отец Ианнуарий, наречение его этим именем при постриге 8 марта 1979 года, который совершил владыка ректор, стало своеобразной данью памяти почившему владыке митрополиту . Блаженная атмосфера запредельности Мои первые впечатления от митрополита Никодима связаны с праздничными богослужениями в Никольском соборе. Это было в начале 1970-х годов. Собор в те годы был кафедральным. Я же тогда работал при соборе скромным ночным сторожем. Заодно в мои обязанности входило приглядывать за порядком в храме во время вечерних богослужений. А следить было за чем, так как богослужения с участием владыки привлекали огромную массу молящихся, преимущественно пожилых женщин, что было характерно для тех лет. Само по себе это создавало довольно суетную атмосферу толкотни, усугубляющейся страшной духотой, насыщенной испарениями от сотен дышащих и потеющих тел. Создавалось впечатление, что в этой толпе как бы спрессованы скорби и в то же время надежды, ожидания утешения и чуда всех этих женщин, стекшихся сюда со всех концов города. И… чудо — во всяком случае, для меня, — происходило. Богослужения митрополита Никодима отличались столь мощной духовной энергетикой, которую бессильны выразить слова. «Всякое ныне житейское отложим попечение…» — и действительно, забывалось все: и теснота, и толкотня, и духота, и обязанность следить за порядком. Душа — если прибегнуть к избитому штампу — воспаряла. Можно выразиться и иначе: душа как бы умирала и оживала в некоей торжественно-трагической и в то же время блаженной атмосфере запредельности. Поразительные ощущения какого-то предела, края, конца, эсхатона, из которого надо было возвращаться в земную реальность.

http://patriarchia.ru/db/text/6056548.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010