Разделы портала «Азбука веры» глас 8 Песнь 1 Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.  Припев: Священномучениче Дионисие, моли Бога о нас. Павлом божественным научен, небесных, Дионисие, видцем, небесный таинник абие и боговещатель был еси. Иже благодатию Божиею озарився, просвети, блаженне, поющих тя души твоя разумети богодухновенная учения, Дионисие. Умом преочищенным и душею, небесных удобрений сияния уведети сподобился еси, и тех ликостояния, Дионисие. Богородичен: Чертог светоносный, паче ума воплощения явилася еси всех Содетеля: из Тебе бо плоть, Богомати, нашу одеял есть. Песнь 3 Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче.  Небесных кругов превозшед, отче, премирных чины, и воинства, и светлости, высоковещаньми словес и всемудрыми учении всем изъяснил еси. Высокаго видения насыщся, преподобне, имен Божественных Божественное разумение богословил еси, Троичный богослов быв благодатию, богоблаженне Дионисие. Умертвився нынешним желанием, еже к Богу, и любомудрию крепко научився, сущим паче ума животворным дарованием богоносный орган, отче, был еси. Богородичен: Деянием, Дево, Вседетельнаго Духа, тело Владыце всех плодоносила еси, в Немже осудися мира грех и Жизнь источися вечнующая. Седален, глас 8 В пучине премудрости уча, Духа глубины, Троицы едино Божество проповедал еси, преподобне, списав вся ангельския чины и тайная тех сияния, богомудре. Тем и нижнюю иерархию счиняя, ко единому вся возвел еси единству, иерарше Дионисие. Моли Христа Бога прегрешений оставление даровати чествующим любовию святую память твою. Богородичен: Солнца облаче разумнаго, Божественнаго Света светильниче златокованный, нескверная, неблазная, всенепорочная Владычице, омраченную душу мою ослеплением страстей безстрастия зарею просвети, молюся. И оскверненное мое сердце омый потоки умиления, покаяния же слезами, и от тимения мя очисти дел моих, да любовию зову Ти: Богородице Приснодево, моли Христа Бога, прегрешений оставление подати ми, Тебе бо имею надежду, раб Твой.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjas...

Излишне напоминать о важности понятия сущность, ου, о том, какое огромное место занимает оно в богословской мысли святых Отцов, сколь разнообразны у них значения и применение этого слова. Откройте словарь греческой патристики проф. Лампе - этому слову и его производным там отведено 16 столбцов цитат из греческой святоотеческой литературы, причем 11 столбцов заняты самим словом ου с его богословскими, христологическими, тринитарными, общими, духовными и даже материальными подразделами. И это только для периода первых восьми веков греческой патристики В самом деле, если мы примем во внимание сочинения апологетов (например, Афинагора), священномученика Иринея, духовное богословие Климента Александрийского или Оригена, защиту οο святителем Афанасием или антиевномиеву полемику Каппадокийцев, мистическое богословие Дионисия Ареопагита, христологические споры монофизитов и монофелитов, духовность Евагрия и Макария, преподобного Максима Исповедника, иконоборческий кризис и ответ Православия на него, Фотия и Filioque, не говоря уже о святителе Григории Паламе, который принадлежит более поздней эпохе, чем преподобный Симеон, то везде обнаружим, что проблема ου и ее проявлений, парадокс трансцендентного Бога и обожения человека занимает чрезвычайно большое место в опыте святых Отцов и в их размышлениях о тайне христианства. Вполне естественно, что что-то подобное выявляется и у преподобного Симеона Нового Богослова, у которого это выражено с присущей ему оригинальностью Следуя святым Отцам, в частности святителю Василию и святителю Григорию Нисскому, преподобный Симеон одним и тем же словом ου обозначает сущность Бога и сущность вещей сотворенных и всегда противопоставляет тварные сущности Богу Творцу. Так, употребляя это слово во множественном числе - ο, он подразумевает ангелов, когда говорит, что Бог " превыше мысленных сущностей, ибо и они суть Его творение " Впрочем, это - святоотеческая терминология, в особенности характерная для святителя Григория Назианзина и святого Дионисия Ареопагита там, где говорится об ангелах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/186/...

Киприан Карфагенский неоднократно называет епископа «священником» 744 , «священником, ежедневно возносящим жертву» 745 , «священником Божиим» 746 и «предстоятелем Христа» 747 , – чем выражает признание за епископом верховной власти священнодействовать. В письме к клиру и народу фурнитанскому о Викторе, который назначил пресвитера Фавстина опекуном, вопреки соборным постановлениям, св. Киприан, между прочим, пишет: «каждый из них (священников), удостоившись Божьего священства и, будучи поставлен на служение церкви, должен служить только алтарю и жертвам, занимаясь только молитвами и молениями» 748 . В 45 письме, Киприан обвиняет епископа Фортунациана за то, что он «дерзает присваивать себе священство, которому изменил. Как будто, – восклицает св. отец, – позволительно после жертвенника диавольского приступать к алтарю Божию» 749 . Св. Златоуст к важности священнического служения относит, между прочим, и то, что священник есть представитель служения ангелов 750 . Говоря о власти епископа, вообще, священнодействовать, отцы и учители Церкви, в то же время, говорят и о принадлежности епископу власти совершать все таинства. Дионисий Ареопагит пишет: «сила степени иерархической обнимает все отдельные святыни и через все другие степени священства совершает, усвоенные ее священноначалию, таинства» 751 . Св. Иустин Мученик называет предстоятелей Церкви «раздаятелями таинств» 752 . Равным образом, и св. Василий Великий , определяя качества тех, которым вверена евангельская проповедь – епископов, говорит, что те «должны быть, как Апостолы и служители Христовы, и верные домостроители тайн Божиих» 753 . Вообще, епископ – верховный совершитель всех таинств. О власти епископа совершать таинство крещения, учат св. Дионисий Ареопагит , Игнатий Богоносец , св. Киприан, Фирмилиан, еп. Кесарийский, современник св. Киприана, Тертуллиан , блаж. Иероним, св. Златоуст, св. Амвросий Медиоланский , св. Епифаний и др. 754 Таинство миропомазания: св. Киприан 755 , Тертуллиан 756 , Кирилл Иерусалимский 757 , Амвросий Медиоланский 758 , св.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Но сила Божия преодолевает все препятствия. Главное хотеть нам быть христианами, хотеть ими стать, стремиться к этому! И тогда Господь, подобно буре, все эти камни, все эти валуны разбросает, и дорога будет очищена, и сердце наше откроется для действия благодати Божией. И тогда мы как бы родимся заново! Тогда все наше существо будет проникнуто упованием, благодарностью, дружелюбием по отношению к окружающим, чувством близости нашего Господа, надеждой на то, что не нашей силой, а силой Его совершается это спасение. Как в оные дни, так и ныне, так будет всегда и во веки веков. Аминь. 16 октября/29 октября Священномученика Дионисия Ареопагита Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы читали в Евангелии: “Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд”. Это очень важное слово, “милосердие”, люди теперь часто употребляют, и это хорошо, это прекрасно. Только призыв “Будьте милосердны”, — евангельский призыв и не простой — ведь сказано: “Как Отец Небесный милосерд”. Почему? Да потому что жизнь немилосердна, жизнь полна отчаяния и борьбы, в жизни часто торжествуют жестокость, грубость, тупость, бессмысленность, а вовсе не милосердие. Такова жизнь и в природе, и в человеческом обществе. Потому Господь не говорит нам: будьте милосердны, как обычно милосердны люди, а Он говорит: “Как Отец ваш Небесный”, потому что единственный, Кто может нас научить добру и любви — это Господь. Он бросает искры добра в черные человеческие сердца, в сердца, полные ненависти и себялюбия, полные зависти и осуждения. Поэтому наш идеал начертан в небе, и небо должно отражаться здесь, в нашей земной жизни. У апостола Павла есть замечательные слова: “Если я имею… всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто”. Значит, любовь и милосердие стоят выше всего, и без этого не может сердце человеческое ожить ни к людям, ни к Богу. Сегодня мы празднуем память Дионисия Ареопагита , человека, который был членом Верховного Совета в древнем городе Афины. Там люди мало знали о милосердии — там царило знание. Это был город, где жили ученые, философы, студенты, это был город, наполненный статуями, изваяниями, прекрасными храмами языческим богам, но там не хватало — милосердия. И вот, рассказывает нам евангелист Лука, апостол Павел приехал в этот знаменитый город. Он ждал там своего ученика Тимофея, и один бродил по улицам, смотрел вокруг. Когда он увидел на каждом шагу изображения богов, знаменитых людей, властителей, спортсменов, сердце его возмутилось, ему стало противно, тошно. Он пошел в то место, где собирались люди поговорить о политике, о литературе, о всяких вещах, которые их интересовали. И святой Лука пишет — он подмечает очень верно — любимым занятием афинян было послушать что-нибудь новое на площади. Так похоже это на современных людей, которые живут новостями, а они быстро проходят: сегодня одна новость, завтра другая — пустой, неглубокий ум лишь глотает эти новости, чтобы затем поглотить следующие.

http://azbyka.ru/propovedi/svet-vo-tme-s...

По воле Творца в первые шесть дней творения была создана наша Вселенная: « В начале сотворил Бог небо и землю » ( Быт. 1:1 ). Творение мира Господь наш совершил, по слову святителя Василия Великого , из своего всемогущества. В начале, прежде всего видимого мира и человека, Бог сотворил небо , т.е. духовный, ангельский мир, и землю, т.е. вещество (материю), из которого постепенно создал весь наш видимый, вещественный (материальный) мир. Венцом творения стал человек, которому Бог заповедал: «И благослови их Бог , глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, (и зверми) и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли» ( Быт. 1:28 ). Священномученик Дионисий Ареопагит , ученик апостола Павла, в своём труде «О небесной иерархии» в главе «Что есть иерархия, и какая цель иерархии?» даёт следующее определение иерархии: «Иерархия, по моему мнению, есть священный чин, знание и деятельность, по возможности, уподобляющаяся Божественной красоте, и при озарении, сообщаемом ей свыше, направляющаяся к возможному Богоподражанию. Божественная красота, как простая, как благая, как начало всякого совершенства, хотя и совершенно чужда всякого разнообразия, сообщает свет свой каждому по достоинству, и тех, которые делаются причастниками её, совершенствует чрез Божественное тайнодействие, сообразно своей неизменяемости» (гл. III. § 2). Как писал Дионисий Ареопагит , «цель иерархии есть возможное уподобление Богу и соединение с Ним» (гл. III. § 2). Святитель Феофан Затворник поставляет целью духовной жизни Богообщение. В книге «Начертание христианского нравоучения» святитель замечает, что в «живом, внутреннем, непосредственном общении Бога с человеком и человека с Богом и есть его последняя цель» 94 . Именно постоянное устремление к Богу, своему Творцу, памятование о Нем позволяет человеку выстроить иерархию, или говоря современным языком, – систему ценностей в жизни. По слову Феофана Затворника , «главное – установиться в сердце пред лицем Бога, и стоять так неотступно. Когда это есть, тогда все прочее придет само с о бою» 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Откройте словарь греческой патристики проф. Лампе — этому слову и его производным там отведено 16 столбцов цитат из греческой святоотеческой литературы, причем 11 столбцов заняты самим словом ουσα с его богословскими, христологическими, тринитарными, общими, духовными и даже материальными подразделами. И это только для периода первых восьми веков греческой патристики [  ]! В самом деле, если мы примем во внимание сочинения апологетов (например, Афинагора), священномученика Иринея, духовное богословие Климента Александрийского или Оригена, защиту μοσιον святителем Афанасием или антиевномиеву полемику Каппадокийцев, мистическое богословие Дионисия Ареопагита, христологические споры монофизитов и монофелитов, духовность Евагрия и Макария, преподобного Максима Исповедника, иконоборческий кризис и ответ Православия на него, Фотия и Filioque, не говоря уже о святителе Григории Паламе, который принадлежит более поздней эпохе, чем преподобный Симеон, то везде обнаружим, что проблема ουσα и ее проявлений, парадокс трансцендентного Бога и обожения человека занимает чрезвычайно большое место в опыте святых Отцов и в их размышлениях о тайне христианства. Вполне естественно, что что–то подобное выявляется и у преподобного Симеона Нового Богослова, у которого это выражено с присущей ему оригинальностью [  ]. Следуя святым Отцам, в частности святителю Василию [  ] и святителю Григорию Нисскому, преподобный Симеон одним и тем же словом ουσα обозначает сущность Бога и сущность вещей сотворенных и всегда противопоставляет тварные сущности Богу Творцу. Так, употребляя это слово во множественном числе — α οσαι, он подразумевает ангелов, когда говорит, что Бог «превыше мысленных сущностей, ибо и они суть Его творение» [  ]. Впрочем, это — святоотеческая терминология, в особенности характерная для святителя Григория Назианзина и святого Дионисия Ареопагита там, где говорится об ангелах. Преподобный Симеон заводит речь и о сущности видимых творений, чтобы подчеркнуть, как это делал святитель Василий [  ], ее непознаваемость для человеческого ума: «Если бы ты мог познать высоту небес, — пишет он в письме Стефану Никомидийскому, — или определить, какова сущность солнца, луны, звезд» [  ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

Златоуст 759 и др. Таинство евхаристии: Дионисий Ареопагит 760 , Климент Римский 761 , Игнатий Богоносец 762 , Киприан Карфагенский 763 , св. Иустин 764 , Амвросий Медиоланский 765 , Златоуст 766 , Василий Великий 767 . Таинство покаяния: св. Киприан 768 , Василий Великий 769 , Амвросий 770 , Златоуст 771 , Лев, папа Римский 772 , и др. Таинство священства: Дионисий Ареопагит 773 , св. Киприап 774 , Василий Великий 775 , Иероним 776 , Златоуст 777 , Епифаний 778 , Лев Великий 779 , Афанасий и др. Таинство брака: В слове Божием находится лишь учение о браке, как таинстве; отсюда мы заключаем и о власти епископа совершать это таинство. В творениях же св. отцов и учителей, имеется достаточно ясных указаний на принадлежность епископу этой власти, напр., у Игнатия Богоносца 780 , Григория Богослова 781 , Амвросия 782 , Тертуллиана 783 . Таинство елеосвящения: Ориген 784 ,Златоуст 785 , Иннокентий I 786 и др. Из Апостольских Правил и Постановлений яснее всего говорят о власти епископа священнодействовать те, которые усвояют ему власть совершать таинства, напр., таинство крещения 787 , таинство миропомазания 788 , таинство причащения 789 , таинство покаяния 790 , таинство священства 791 . Апостольские Правила умалчивают о власти епископа совершать или не совершать таинство миропомазания, брака и елеосвящения; но и сказанного достаточно, чтобы видеть в епископе лицо, облеченное полномочиями священнодействовать. В правилах Церкви мысль об епископе, как священнослужителе, проводится обстоятельно. Так, 12 пр. Сардикийского собора, позволяя епископам отлучаться из своей епархии не более, как на три седмицы, повелевает им в течение этого времени «в ближайшей церкви, в которой совершает службу пресвитер, присутствовать и (с разрешения местного епископа) служить (λειτουργεν), да не явятся, добавляет правило, остающимися без церковного богослужения» 792 . Но, особенно подробно, говорят правила о помянутой власти, когда касаются ее со стороны совершения таинств. Епископ облекается властью совершать, по правилам Церкви, следующие таинства: таинство крещения 793 , таинство миропомазания 794 , таинство причащения 795 , таинство покаяния 796 , таинство священства 797 , таинство брака 798 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Однако тот факт, что конкретные документы Собора 1598 года, в основном посвященные описанию такого явления, как Верховная Власть, Царская Власть, позволяют предположить, что в ту эпоху слову «власть» русскими писателями в большей степени усваивалось его духовное значение, связанное с учением Церкви о Небесной и земной иерархии - в первую очередь в трактатах Священномученика Дионисия Ареопагита. Согласно этому учению, земная иерархия во всем уподобляется иерархии Небесной, в первую очередь иерархии служебных Ангельских Сил. В письме Тимофею «О Небесной иерархии» Священномученик Дионисий Ареопагит объясняет, что Ангельские Небесные Силы делятся на три разряда и девять чинов. В первом наивысшем разряде пребывают - выше всех - Престолы, затем Херувимы и, наконец, Серафимы. Во втором, среднем по достоинству разряде находятся: наверху Господства, затем - Силы, и ниже - Власти. В нижнем третьем разряде главенствуют Начала, им подчинены Архангелы и ниже расположены Ангелы. Следовательно, достоинство Властей соответствует только шестому Ангельскому чину ( Дионисий Ареопагит . Сочинения. Максим Исповедник . Толкования/греческие тексты и их переводы Г.М.Прохорова. СПб., 2002. С. 70-145). Самодержавие Православного Царя согласно Цареградскому Церковному учению уподобляется Вседержительству Самого Господа - ЦАРЯ Небесного (Автократор - воодушевленный земной образ Пантократора). При уподоблении земной иерархии - иерархии Небесных сил, для Самодержавного Царя либо нет никакого соответствия, либо его Верховный Чин уподобляется только наивысшим Ангелам-Престолам. Поэтому в сознании древнерусских писателей терминологическое определение Царского достоинства словом «власть» было бы снижением стиля, «низведением» Царского достоинства до шестого Ангельского чина. Так и в пространственной иерархии достоинство термина «область» и тем более термина «волость» была ниже терминов «Царство», «Государство», «страна», и, вероятно, даже ниже Великокняжеского Удела. Однако те же слова «власть» и «область» в литературном бытовании не ограничивались строго терминологическим употреблением и имели расширительного значения.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/26/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРКЕЛЛИН ИСПАНСКИЙ, ЛУКИАН, САТУРНИН, МАКСИАН И ИУЛИАН (I в. (?)), священномученики (пам. 3 июня; пам. зап. 8 янв.). Сохранилось неск. лат. Мученичеств Л. (в миру Лукий), Максиана и И., в которых упомянуты М. и С. (BHL, N 5008-5012). Все эти святые, вероятно, были уроженцами Рима. Их наставником в христ. вере был сщмч. Дионисий Ареопагит . Согласно одному из преданий, сщмч. Климент , еп. Римский, рукоположил сщмч. Дионисия во епископы и направил в Галлию для проповеди христианства, с ним отправились М., С., Л., Максиан и И. Основные сведения Мученичеств относятся к миссии Л., Максиана и И. Л. назван учеником ап. Петра, с к-рым он был знаком до прихода в Рим сщмч. Дионисия Ареопагита. Л. был рукоположен во епископы сщмч. Климентом. По пути в Галлию через Италию святые проповедовали слово Божие, невзирая на лишения и противодействия местных жителей, и обратили ко Христу множество язычников. Затем они переправились на корабле в г. Арелат (ныне Арль, Франция) и там разделились: М. отправился в Испанию, С.- в Галлию, Дионисий Ареопагит, Л., Максиан и И.- в Лютецию (ныне Париж), но вскоре Л., Максиан и И. оставили Дионисия и отбыли в Белгику (Бельгийскую Галлию). Их миссия была очень успешной, однако вскоре вышел приказ имп. Домициана (81-96) о гонении на христиан. Началось преследование проповедников. Сначала арестовали Максиана и И., и после отказа поклониться идолам их зарубили мечами на глазах у престарелого Л. Палачи думали, что смерть сподвижников устрашит старца, но он мужественно исповедовал свою веру и назвал палачей идолопоклонниками, приносящими жертву диаволу. После жестоких пыток ему отсекли голову. Обезглавленный Л. на глазах у всех присутствующих поднялся, взял свою голову в руки и прошествовал по водам реки к месту, определенному им для своего погребения, где лег на землю и предал дух Господу. Это чудо несомненно вызывает ассоциации с таким же чудесным явлением во время мученичества Дионисия Ареопагита.

http://pravenc.ru/text/2562334.html

У южной стены сего предельного храма, против алтаря постоянно стоит на особо устроенном столике большой бронзовый ковчег, в коем находятся частицы мощей следующих святых: В первом отделении в виде креста Часть древа животворящего креста и часть камня от гроба Господня. Св. Василия Великого , Иоанна Златоуста , Великомученика Пантелеймона. Святителя Митрофана Воронежского . Священномученика Дионисия Ареопагита и преподобного Дионисия Афонского. Священномученика Агафангела. Вверху – св. икона Воскресения Христова. Написана в св. граде Иерусалиме на части стропилы, снятой с св. храма над живоносным гробом. Внизу – св. икона Великомученика Георгия. Вырезана на обломке мраморной плиты, покрывавшей более 1000 лет гробницу с его св. мощами. Во втором отделении в виде креста св. равноапостольной Марии Магдалины, св. Священномученика Харлампия, св. великомученика Феодора Тирона и Димитрия Солунского мироточивого, св. мученика Нестора. Преподобных отец: Саввы освященного и Ефимия Великого. Святителя Христова Тихона Задонского . Преподобного Моисея Угрина. св. мученика Антипы, великомученицы Марины и преподобного Нила Афонского мироточивого. Св. Чудотворца Николая Мирликийского, преподобного Агапита врача и чудотворца Печёрского. Св. великомученицы Варвары. Преподобного Иоанна Пустынника. Св. мученика Конона. Св. мученика Василиска. Священномученика Феодота Анкирского. Св. мученика архидьякона Лаврентия. Ковчег этот устроен при игумении Клеопатре в 1875 году. В этом храме у правого и левого клиросов стоят металлические хоругви. За правым клиросом у первого церковного столба, поддерживающего купол, устроено место для игумении. У того же столба с западной стороны, в особом прекрасно устроенном вызолоченном киоте, с балдахином на столбах, украшенных золотой резьбой 65 , находится чудотворный образ Пресвятой Богородицы Знамения 66 . Богородичный образ этот украшен сребропозлащенной ризой и составляет первую святыню обители сея. Пред ним стоит большой металлический подсвечник и висят несколько теплящихся сребропозлащенных лампад.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010