Священномученик Дионисий Ареопагит Не странно ли? Когда ты отдаешь дочь в замужество, не почитаешь несчастием, если муж отходит с нею в дальнюю сторону и там живет счастливо; потому что скорбь разлуки облегчается слухом о их благополучии; а здесь, когда не человек, но Сам Господь берет к себе твоего родственника, ты печалишься и сетуешь! Святитель Иоанн Златоуст Ты плачешь о том, что умерший оставил тебя, а не думаешь о тех, кого он нашел. Святитель Филарет, митрополит Московский Живи в Боге На могильных плитах, оставшихся в местах захоронений христиан в ранние послеапостольские времена, встречаются надписи: «Живи в Духе!», «Живи в Боге!» Сколько радости заключено в таком пожелании живых! Что может быть блаженнее для них, чем жить в Боге?! «Живи в Боге!» – в этом пожелании усопшим христиане выражали и свою веру в светлое бессмертие христианской души, приобщившейся к вечно живому Богу, и радость единения живых и мертвых в Боге, так как Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38) Единение верующего с Богом переживается блаженной радостию его души. Единение с Богом есть в то же самое время и общение христианина со всеми другими верующими. Пребывая во Христе, мы находимся в общении со всеми нашими умершими сродниками, предками нашими и со всеми теми, чей прах рассеян по всей земле уже сотни и тысячи лет. Нас всех – и мертвых и живых – объединяет Христос; и все мы – мертвые и живые – живем во Христе. Какая радость жить во Христе! Но живем ли мы во Христе? Увы, нет, не живем. Что же нам нужно, чтобы жить во Христе и чтобы Христос жил в нас? Ответ один: нам нужно не грешить. Всуе, что противно Господу, «что Он ненавидит, того ты не должен делать» (Сир. 15, 11), а должен поступать в жизни «так, как Он поступал». Чтобы Христос пребывал с нами, в нас, «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5). А это так трудно! Подвижники благочестия предпринимали великие усилия, чтобы воспламенить в себе любовь к Богу и приблизиться к Нему. Непрестанная молитва в сочетании с тщательным соблюдением заповедей Божиих способствует нашему приближению к Богу.

http://pravoslavie.ru/1631.html

Этот стих поэтически перифразирует, в частности, следующие слова Спасителя из 14-ой и 15-ой глав Евангелия от Иоанна: «Я иду приготовить место вам... Приду опять и возьму вас к Себе, чтобы вы были, где Я. ... Не оставлю вас сирыми, приду к вам » ( Ин.14:2, 3, 18 ); «Я назвал вас друзьями , потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» ( Ин.15:15 ). «Чистая и честная уста» – имеется в виду, конечно, Сам Спаситель. «Воссиять» – сподобиться божественного озарения, благодати, святости, уподобления Богу настолько, что и других делать причастниками благодати. Это тоже отзвук творений св. Дионисия Ареопагита . Приведем для сравнения, например, такое место из его писаний: «Божественный свет... вечно распростерт для умственного взора и может быть воспринят им... Подражая этому, божественный иерарх щедро простирает на всех светообразные лучи своего божественного учительства, в высшей степени готовый богоподражательно просветить пришедшего, ... всегда пребывая в Боге, своим световодительством... сияя приходящим» (О церковной иерархии, гл. 2). Сказали чистые и досточестные уста: разлуки (у Меня) с вами не будет, о, друзья! Ибо Я, пребывая со Отцем на вышнем престоле, тем, которые желают воссиять (божественной светлостью), изолью от Духа неоскудевающую благодать. Тропарь 2. Пределы прешед, истиннейшее Слово тихообразно совершает сердца: дело бо скончав, возвесели други, дыханием бурным и огненными языки, подав Дух Христос, якоже обещася. Христос называется истиннейшим, точнейшим Словом Отца, как «образ ипостаси Его» ( Евр.1:3 ), на основании слов Евангелия: «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф.11:27 ); «Видевший Меня – видел Отца... Слова, которые Я говорю вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» ( Ин.14:9, 10 ). Св. священномученик Ириней Лионский (2 век) разъясняет вышеприведенные слова из Евангелия от Матфея: «Всегда существуя со Отцом, Сын Отца... от начала всегда открывает Отца ангелам, архангелам, силам и всем, кому Он хочет открыться»; «Слово открывает Бога Отца в самом творении мира и в образовании человека» (Приводим по книге: А. Спасский. История догматических учений в эпоху Вселенских соборов. Сергиев Посад, 1914. – С. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего ( Ин. 18:37 . Почему ангел изображается иногда в облачении диакона? Священномученик Дионисий Ареопагит проводит мысль, что церковная иерархия – отражение небесной. Диакон (от греч. diakonos – служитель) – третий чин священнослужителей в Церкви. Диакон не совершает таинств, а только является сослужащим епископу или священнику. Поскольку ангелы являются служебными духами, то в иконографии возникла традиция изображать ангелов в диаконском стихаре. Диаконы, у которого во время богослужения развивается за спиной орарь (длинная широкая лента), как бы являют собой летающих ангелов. По этому поводу Н.В. Гоголь пишет: «Затем берет, поцеловав, орарь – узкое длинное лентие, принадлежность диаконского звания, которым подает он знак к начинанью всякого действия церковного, воздвигая народ к молению, певцов к пению, священника к священнодействию, себя к ангельской быстроте и готовности во служении. Ибо званье диакона что званье ангела на небесах, и самым сим на него воздетым тонким лентием, развевающимся как бы в подобие воздушного крыла, и быстрым хождением своим по церкви изобразует он, по слову Златоуста, ангельское летание» (Размышления о Божественной литургии. Проскомидия). В чём же всё-таки был грех Царя Давида? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Общество Израиля представляло собой теократию. Господь был не только Вождем избранного народа, но и Законодателем, Судьей и Царем. «Да веселится Израиль о Создателе своем; сыны Сиона да радуются о Царе своем» ( Пс. 149:2 . Земные цари были Его наместниками. Во всех своих действиях царь должен был поступать по воле Божией. Открывалась она через пророков и первосвященников (посредством урима и туммима). Царь, как помазанник Божий также мог молить Господа открыть ему Свою волю. У Давида были прозорливцы Гад и Нафан. Право назначать исчисление народа принадлежало только Богу. «И сказал Господь Моисею, говоря: когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет между ними язвы губительной при исчислении их» ( Исх.30:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Языческая философия учила о непостижимом Боге, постичь Которого абсолютно невозможно. И в тоже время язычники предавались дикому идолослужению. Апостол Павел обличил второе, Ареопагит попытался уврачевать первое. Слова апостола Павла о том, что Бог «недалеко от каждого из нас», оказались очень созвучны верующему сердцу новообращенного. Всем известно учение, изложенное в Ареопагитиках, о Божественных именах, которое — при отсуствии других текстов — так или иначе будет выражать мысль нашего святого. «Таким образом к Причине всяческих, пребывающей превыше всего, будут подходить и безымянность, и все имена сущих». Бог, непостижимый по сущности, становится постижимым через Свои Божественные имена. Бог, непричаствуемый по сущности, становится причаствуемым через Свои Божественные энергии. В частности, Бог именуется «Обладающим изначально всеми сокровищами всяческого знания, … Пренебесным, Пресущественным, Солнцем, Звездой, Огнем, Водой, Духом, Росой, Облаком, Самоцветом ( ατλιθον ) и Камнем». Он — «Все сущее» и «Ничто из сущего» . В том же евангельском чтении мы слышали также рассказы о человеке, нашедшем скрытое на поле сокровище, и о купце, нашедшем жемчужину. Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее . Совсем недаром совершается такая исключительная жертва, недаром купец продает все, что ему удалось собрать за всю свою жизнь, — ведь Сокровище и Жемчужина, или Самоцвет, оказываются в том же ряду Божественных имен. Чтобы обрести это сокровище, необходимо перекопать весь мир, чтобы отыскать жемчужину, должно переплыть все моря и океаны. Обрести Божественное имя трудно, ведь это отнюдь не одно только абстрактное признание бытия Божия, но деятельное обогащение всего своего бытия Божественной благодатью, таинственное преображение, восстание из падшего состояния, неизреченная радость, единение с Богом.

http://bogoslov.ru/article/2196174

Да, еще М. Яблокову и др. хочу сказать, что я не неоплатоник, и не язычник, и не несторианин, я - православный христианин! Далее. Комментатор Владислав по прозвищу Vlad7: «Автор заявляет о том, что человек может перестать быть индивидуумом. Это означает исчезновение, переход в небытие». Я на самом деле утверждаю, что когда человек перестает быть индивидуумом - то есть отдает себя другим личностям, жертвует собою ради Бога и людей, тогда такой человек становится настоящей личностью. По В.Н. Лосскому, «Очерк мистического богословия восточной церкви»: «человеческая личность не может достичь полноты, к которой она призвана, не может стать совершенным образом Божиим, если она присваивает себе часть природы, считает ее своим личным достоянием». Но ведь личности без природы не бывает - деление на личность и природу умственное, если есть личность, то есть и природа, которою эта личность владеет! И какое же это небытие, когда человек перестает быть индивидуумом - эгоистом и становится личностью? Тогда как Вам, Владислав, такое выражение, что Бог настолько выше бытия, что если говорить что мы - люди существуем, тогда Бог не существует? И если мы есть, то Бога нет. Кого сейчас будем звать, Яблокова? На самом деле эти выражения просто выражения апофатического богословия - основы ВСЯКОГО богословия, ознакомьтесь с ним, прежде чем что-то пытаться что-то сказать о Боге. Священномученик Дионисий Ареопагит: «И если кто-нибудь, видя Бога, уразумел, что он видел, то понял, что он не Его видел, но нечто из сущего, Ему принадлежащего и уразумеваемого. Сам же Он пребывает превыше ума и сущности, и Ему совершенно не свойственно ни быть познаваемым, ни существовать», толкование преп. Максима Исповедника: «При этом надо добавить: «соответственно сущему и познаваемому». Способность же не быть принадлежит Ему, поскольку бытие есть свойство твари, Бог же выше бытия, потому что несоздан» (св. Дионисий Ареопагит, «Послание 1 Гаию служителю». Цитирую по: Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника. - СПб.: Алетейя; Издательство Олега Абышко, 2002. - 854с.)

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/31/...

В вечерне принял участие хор Парижской православной семинарии. Фото: Русская духовная семинария во Франции 23 апреля. ПРАВМИР. В соборе Парижской Богоматери в воскресенье 20 октября была отслужена православная вечерня, приуроченная ко дню памяти священномученика Дионисия, первого епископа Парижского, и священномученика Дионисия Ареопагита, первого епископа Афинского. Об этом сообщается на  сайте  Парижской православной семинарии . Службу возглавил митрополит Галльский Эммануил, экзарх Константинопольского Патриарха и председатель Ассамблеи православных епископов Франции. В вечерне принял участие хор Парижской православной семинарии. За вечерней также пел хор греческого кафедрального собора св. Стефана. Православных в соборе приветствовал монс. Жером Бо, викарный епископ Парижской епархии. Затем к молящимся обратился митрополит Эммануил, который рассказал о традиции служения православной вечерни в Парижском кафедральном соборе. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 июня, 2019 10 июня, 2019 17 апреля, 2019 17 апреля, 2019 17 апреля, 2019 16 апреля, 2019 16 апреля, 2019 16 апреля, 2019 16 апреля, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-sobore-parizhskoj-bo...

Укажем фрагмент его праздничной проповеди, который послужил «заготовкой» для последующей поэтической обработки: «Во всех собраниях... на разных языках да воспоют племена и народы «песнь нову» ( Пс. 149, 1 ). Да огласится окрест воздух духовными свирелями и трубами, и да будет положено начало этому спасительному дню в блеске огненном» (3-е Слово на Успение, 3). Да зазвучат сегодня трубы богословов! Разноязычный человеческий род да восхвалит ныне, да огласит воздух, сияющий безмерным светом! Да поют ангелы успение Пречистой! Тропарь 2. Сосуд подобаше избранныи, пением Ти весь удивляемь, Девице, исходен весь освящен Богови, всем богоприятен, и сей воистину являемь, Богородице всепетая. К сожалению, почти для всех, кто ныне читает и слушает каноны праздника Успения, этот стих остается совершенно непонятным. В пособии М. Скабаллановича он переведен и истолкован тоже неверно. Уже неоднократно было сказано, что Дамаскин и Козма в выработке своего богословско-поэтического языка многим обязаны Дионисию Ареопагиту 6 . А в канонах Успению влияние Дионисия на них особенно сильно, ибо его трактат «О божественных именах» (точнее, его 3-ю главу) они воспринимали как свидетельство апостольского предания о воспеваемом событии. Второе похвальное слово Дамаскина на Успение содержит в себе пространную цитату из этого текста Ареопагита. Здесь говорится, собственно, не столько о самом Успении, сколько о друге и наставнике Дионисия – Иерофее. Когда, «после созерцания живоначального и богоприимного тела» Богоматери, апостолы стали воспевать Её божественными гимнами, Иерофей «превзошел всех остальных священнотаинников, придя в полное исступление (олос екдимон ­­ «весь исходен»), совершенно став вне себя (олос екзистаменос ­­ «весь удивляемь»), переживая приобщение к тому, что воспевал. Так что от всех, которые его слышали и видели (знали они его или не знали), он оценен как боговдохновенный (феолиптос ­­ «богоприятен» ) и божественный песнословец» . Я специально привожу в скобках слова греческого текста Ареопагита, потому что в этих самых выражениях характеризуется «избранный сосуд» в рассматриваемом нами тропаре. В том, что подразумевается Иерофей, не может быть никаких сомнений. Иерофеос по-гречески означает: освященный Богу. В тропаре он иносказательно, но очень прозрачно, назван: иеро менос фео ( " освящен Богови «). Образованный грек мог понять, что речь идет именно о священномученике Иерофее. А если, по замыслу Дамаскина, его праздничные проповеди предполагалось читать вслух перед молящимися при богослужении, как это и предписывает церковный устав, тогда и у необразованных не возникало здесь вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Исполненные самым искренним чувством собственного пре­восходства над варварами и полуварварами, которыми в глубине души греки считали и своих поработителей, они и в заботе о под­держании религиозных верований усматривали скорее средство культивирования национальных традиций и сохранения исто­рической памяти, своими корнями уходящей в мифологические предания, чем выражение живых религиозных чувств. Для обра­зованных и полуобразованных эллинов, для граждан греческих полисов национальный культ давно уже превратился в официаль­ное и общественно полезное учреждение, а мифы, которые в го­меровскую эпоху принимались с доверием и отвечали духовным запросам человека, стали собранием легенд, фольклором и лите­ратурой, для людей любознательных – предметом археологиче­ских штудий, так что в живых человеческих душах зиял вакуум, который способен был с жадностью вобрать в себя семя еван­гельской проповеди . Она достигла Эллады вместе с апостолом Павлом. В свое второе миссионерское путешествие апостол прошел через Неа­поль, Филиппы, Фессалоники и Верию и затем проповедовал еще в Афинах, Коринфе и Кенхрее. Маршрут его третьего путешествия пролегал через те же македонские города, которые он посетил ра­нее, а потом через Эгину и Коринф. Своей огненной верой он за­жег душу члена афинского Ареопага Дионисия и обрел в Афинах, Фессалониках, Филиппах, Коринфе многих последователей. В чет­вертое путешествие апостол посетил Крит. Дважды он обращался с посланиями к Коринфской Церкви, дважды – к Фессалоникий­ской, он писал также христианам македонского города Филиппы. В Элладе проповедовал Христа и апостол Андрей Первозванный, закончивший свою земную жизнь в Патрах распятием на кресте. Уже во второй половине I столетия от Р. Х. в городах Элла­ды и Македонии существовали христианские общины во главе с епископами, которые поставлены были апостолом Павлом и его учениками. Согласно Преданию, цепь апостольского преемства в Афинах прошла чрез епископское служение священномученика Иерофея, Дионисия Ареопагита , Публия, Кодрата, во время святительства которого афинский философ Аристид представил императору Адриану свою апологию в защиту христиан. Во II ве­ке христианские общины существовали не только в Афинах, Ко­ринфе, Эгине, Кенхрее, Верии, Фессалониках, Филиппах, Никопо­ле, в критских городах Кноссе и Гортине, где они появились еще в предшествующее столетие, но также в пелопонесской Спарте и фессалийской Ларисе. В III столетии епископы были уже, ве­роятно, и во многих других полисах Эллады, и по доле христиан в ее населении эта страна уступала тогда лишь грекоязычным ази­атским провинциям. На Никейском Соборе присутствовали епи­скопы Афин, Фив, Фессалоник, Эуреи, Стоб и расположенной на острове Лемносе Гефестии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В послании князю Черторискому Артемий опять прилагает теорию Ареопагита непосредственно к иконам. «О наших же изображениях, – читаем у него, – пишет и великий в божественной премудрости священномученик Деонисие, Павлов съсуда избранного ученик, сице глаголя: яко убо в лепоту предложишася образы безобразных, ни едину вину речем меры человеческаго разума немогущим кроме видимых на умная взятися видениа» (1272). И далее Артемий близко к оригиналу пересказывает теорию символических изображений псевдо-Дионисия, согласно которой «видимыя храмов доброты», включая и живописные изображения, понимаются как образы небесного «благолепия». Итак, русские мыслители XVI века, и в наибольшей мере старец Артемий, приложив теорию символизма псевдо-Дионисия к живописи, соединили наконец теорию и практику православного художественного мышления. Показательно, что художественная практика уже с постиконоборческого периода в Византии в глубинных своих основах опиралась на идеи «Ареоагитик». Теория же в основном своем направлении как бы не замечала этого. И только крайности символического мышления, проявившиеся в русской живописи XVI века, помогли наконец православным мыслителям осознать один из основных творческих принципов православных живописцев зрелого Средневековья. Более того, теория «Ареопагитик» была приложена, как мы помним, митрополитом Макарием и его сторонниками и к новой живописи, впавшей в крайности аллегоризма и отходящей от классического древнерусского художественного мышления, то есть была привлечена (хотя и неосознанно, конечно) к обоснованию процесса разрушения этого мышления. Во второй половине XVI века в русской культуре на теоретическом уровне ясно определились две противоположные концепции понимания художественного (на примере живописи) образа – миметическая («реалистически-натуралистическая», «историческая») и символическая. искусстве и в богословско-эстетической теории они прошли долгий путь развития – от поздней античности через Византию и русское Средневековье – и выявились в резком противоборстве на закате древнерусской культуры. В последующие столетия эта борьба двух главных способов художественного мышления опять уйдет в глубинные слои культуры, но будет постоянно проявлять себя и в художественной практике, и в эстетической мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Говоря, каков должен быть епископ-учитель, Апостольские Постановления требуют, чтобы он был долготерпелив в наставлениях, обильно питал народ свой многим учением и освещал его светом закона 722 . В то же время, Апостольские Постановления требуют от епископа, чтобы сам он не был «объят неведением» 723 , а для сего он должен «поучаться и усердно упражняться в книгах Господних, быть преданным чтению их, чтобы со тщанием толковать писания... и уметь различать закон и второзаконие, и указывать, что такое закон верных, и что такое узы неверных, дабы не подчинился кто узам этим» 724 . Перечисляя различные нравственные достоинства, которыми должен украшать себя епископ, Апостольские Постановления заключают: «вообще все, что только есть или находится хорошего в людях, все это, да совмещает в себе епископ; ибо пастырь безукоризненный во всем самым образом жизни своей понуждает собственных учеников своих быть достойными подражателями делам его» 725 . Ап. Павел ясно высказал признание за епископом этой власти, когда заповедал Тимофею совершать общественные богослужения 740 и облек его и Тита властью избирать и поставлять пресвитеров 741 . Подробное учение о помянутой епископской власти, встречаем в святоотеческих творениях. Определяя слово «иерархия», Дионисий Ареопагит говорит: «иерархия, вообще, по достаточному нашему преданию, есть всецелый объем всех предметов, совокупление во всей целости всего, что касается священноначалия или, собственно, священных чинов». В этих словах Дионисия выражена та мысль, что от иерарха (епископа) зависят все священнодействия, так что ни одно из них не могло бы совершаться, если бы не было иерархии, и от иерарха зависят все степени священства, так что, не будь иерарха, не было бы и других чинов священноначалия 742 . Эту, именно, мысль выражает Дионисий, когда далее учит, что «иерархией называется служение, обнимающее все священные действия, на которое будучи посвящен, божественный иерарх сам в себе делается причастником всякой святыни, как соименный иерархии» 743 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010