1. О причинах дурного воспитания в наше время Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? ( Ис.5:4 ) В наше время отовсюду несутся жалобы на то, что большая часть нашего юношества дурно воспитана. Сами родители нередко жалуются на неблаговоспитанность своих детей. Недостаток доброго религиозно-нравственного воспитания нашего юнейшего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым во что бы то ни стало нужно бороться, в противном случае человечество неминуемо дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения. Но для успешного лечения какой бы то ни было болезни первее всего нужно узнать, где эта болезнь сосредоточивается, где ее начало, причина. Вот почему и для исправления недостатков в воспитании нашего юношества необходимо прежде всего узнать, где причина этого дурного воспитания, кто виноват в нем. – И в самом деле, кто виноват в дурном воспитании нашего современного юношества? Отвечая на поставленный вопрос кратко и прямо, необходимо сказать: родители виноваты более всего в том, что их дети дурно воспитаны. Некоторые из родителей, без сомнения, будут в этом вполне согласны со мною, но многие и очень многие из них думают и говорят, что они безукоризненно исполнили свои родительские обязанности. Так кому же вы, христианские родители, говорящие таким образом, хотите приписать причину того, что ваши дети оказываются воспитанными не так, как бы следовало? 1) Может быть, вы хотели бы в данном случае свалить все на Бога и Ему приписать эту вину? Но разве не для того Бог Отец еще в раю узаконил нерасторжимость брака, чтобы дать возможность родителям лучше исполнить свою обязанность по отношению к воспитанию своих детей? Не для того ли Сын Божий Иисус Христос возвысил брак на степень Таинства и запечатлел его благословением Своей Церкви, дабы у вступающих в брак не было недостатка в необходимой благодати и помощи свыше при выполнении ими обязанностей брачного состояния, между которыми самая важная – именно воспитание детей? А Дух Святый не для того ли очистил и освятил души ваших детей еще во святом крещении, дабы ослабить дурные влечения их сердца и сделать его способным ко всему доброму и благому, так что вам остается только продолжать то, для чего Он Сам уже положил основание и приготовил почву, сделав ее достаточно восприимчивою?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

104. Поучение в Неделю 13-ю по Пятидесятнице 249 Скажем несколько слов по поводу читанной сегодня евангельской притчи о злых виноградарях. Виноградник, о котором говорится в притче, это Церковь Божия, состоявшая сначала из избранного Богом народа еврейского. К нему посылал Бог многих рабов Своих – пророков и иных праведников, потом апостолов, наконец, Своего возлюбленного Сына. Но народ еврейский бил, мучил и проливал кровь посланников Божиих, распял на кресте Сына Божия, как сказал Господь: «Вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город» ( Мф. 23, 34 ). Когда же Церковь Христова распространилась по всей земле, то же самое делали враги Христовы с ее пастырями и учителями. И теперь как часто лучшие пастыри и учители Церкви терпят от врагов ее. Видим мы, как на них совершаются постоянные нападения в печати, в газетах, как много приходится терпеть им насмешек, клевет, ненависти, даже ран и бывать убитыми, как именно и говорится в притче. Какое же отношение имеет эта притча к вам, питомицам духовного училища? Прежде всего, пока вы здесь учитесь и воспитываетесь, самое училище, находящееся под кровом святой Церкви, и есть для вас духовный виноградник, а место слуг, посланных Хозяином виноградника, то есть святой Церкви, занимают ваши наставники и воспитатели. Конечно, не о причинении ран и смерти телесной, о которых говорится в притче, можно говорить в применении к здесь учащимся, но все же притча может иметь приложение и к вам, ведь кроме телесных можно причинять и другие тяжелые раны. Если будет кто-либо проявлять в отношении к своим наставникам и воспитателям невнимание, непослушание, противление, говорить дерзости, причинять обиды, огорчения, то ведь все это и есть для души то же, что раны, которыми можно даже «убить» ее, если они будут очень тяжелы. Не бывает ли иногда так, и это особенно часто в наше время, что родители и воспитатели сходят преждевременно в могилу от печали о детях своих и воспитанниках? Не случается ли даже, что иные скоропостижно умирают, услышав тяжелые, неприятные вести о последних?

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

В той же книге Деяний апостолов читаем: «…Встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицания доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения, это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час» ( Деян.16:16-18 ). Посмотрите, каково отношение апостола Павла к этому духу: несмотря на то, что тот говорил истину, апостол не желал и истины из нечистых уст бесовских, давая тем самым пример отношения к нечистым духам, пусть даже иногда вещающим правду. Ибо за этим стоит только одно желание — вовлечь в общение с целью завоевать доверие, чтобы потом погубить. В Киево-Печерском патерике мы читаем об иноке Никите, будущем святителе и чудотворце, который по гордости и самомнению, уйдя преждевременно в затвор, был прельщен бесом, наделившим его даром прозорливости и знания наизусть всего Ветхого Завета. Так что «…с приходящими к нему много беседовал от Писания о пользе для души, начал пророчествовать, и великая слава распространилась в нем, …все дивились исполнению его пророческих слов». Когда же молитвами святых Киево-Печерских отцов бес из него был изгнан, оказалось, что на память он ничего не помнит и даже читать разучился. В том же Киево-Печерском патерике в житии преподобного Лаврентия-затворника мы узнаем о некоем бесноватом, который под действием беса говорил по-еврейски, римски, гречески и на всех языках мира, о которых раньше бесноватый никогда не слышал, пророчествовал и говорил о вещах и людях, ранее ему неведомых. В житии священномученика Киприана мы читаем о том, что в бытность свою волхвом он «освоил все диавольские хитрости: постиг различные бесовские превращения (научился летать по воздуху, ходить по водам), изменять свойства воздуха, наводить ветры, производить гром и дождь, возмущать море, причинять вред садам, виноградникам и полям, насылать болезни и язвы на людей, то есть овладел пагубной мудростью и исполненной зла диавольской деятельностью».

http://sueverie.net/ekstrasensy-ix-prois...

Подходит Она к Сыну своему и говорит Ему: «Вина нет у них». Дева Мария знала, кто Сын её, видела в жизни, вероятно, много такого, что несомненно уверяло Её, что Он может помочь нуждающимся каким-либо необычайным способом, и, сердобольная ко всем неимущим, Она являет первый опыт ходатайства перед Сыном своим, чтобы помог Он нуждающимся, дабы они не скорбели в светлый день чистой радости. Спаситель ответил Ей: «Что мне и тебе, Жено? Еще не пришел час Мой» ( Ин.2:4 ), т. е. ещё не настало время, когда Я намерен показать Свою Божественную славу пред людьми. Богоматерь своим материнским сердцем угадала, что час прославления Сына Её настал, чудо должно было совершиться, чтобы произвести уверенность в учениках и гостях в Божественном Его происхождении и посланничестве. Это и совершил Он проявлением Своей истинной доброты к близким родственникам. Нисколько не сомневаясь в исполнении Её желания Сыном своим, Богоматерь, незаметно для гостей, сказала служителям: «Что скажет Он вам, то и сделайте». Господь после сего обратил внимание на стоявшие при входе в комнаты шесть водоносов, куда обыкновенно наливалась ключевая вода для омовения и охлаждения ног и рук перед вкушением всякой пищи, что требовалось законом иудейским, и для очищения сосудов, употребляемых в домашнем быту. Теперь эти сосуды были пусты. Каждый из них мог вмещать в себя от 8 до 12 вёдер. Спаситель велел наполнить их свежей водой до самого верха. Они исполнили волю Божию, и к удивлению всех увидели в водоносах вместо свежей воды прекрасное вино виноградное. Великий Чудотворец одним мановением воли Своей, не выразившимся ни в слове, и ни в каком внешнем действии, претворил обыкновенную воду в вино, несравненно лучше того, которое обыкновенно употребляли Галилеяне. По совершении чуда, Господь говорит слугам: «Теперь почерпните и несите к распорядителю пира». Архитриклин не знал ничего о случившемся. Позвал жениха к себе и с радостью, и с видом наставления сказал ему: «Ты поступил не по обычаю житейскому и не расчётливо: сперва подают хорошее вино, а потом, когда упьются, худшее; ты же лучшее вино сберёг до конца брачного торжества».

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

3. 3 А ничего такового не перенесшим и не показавшим плода веры, но добровольно отбежавшим на страну злобы, коей предало их малодушие и страх, ныне же в покаяние приходящим, нужно и прилично приложить притчу о бесплодной смоковнице, как и Господь говорит: «смоковницу имяше некий в винограде своем всаждену: и прииде ища плода на ней, и не обрете. Рече же к винареви: се третие лето, как прихожду, ища плода на смоковнице сей, и не обретаю: посецы ю убо, вскую и землю упражняет? Он же отвещав рече ему: господи, остави ю и се лето, дóндеже окопаю окрест ея и осыплю гноем. И аще убо сотворит плод: если ли же ни, во грядущее посечеши.» ( Лк 13.6–9 ). Положив эту притчу пред своими глазами и показав плод достойный покаяния, в продолжение такого же, то есть, четырехлетнего времени, получат тем большую пользу. 4. 4 А совершенно отчаявшимся и нераскаянным, и стяжавшим постоянную черную кожу и пестроту рыси, да изречется приговор о другой смоковнице: «да не будет... от тебе плода во век» ( Мф 21.19 ) почему она тотчас и засохла. Исполняется на них и сказанное Екклесиастом: «развращенное не может украситься, и лишение не может изчислиться» ( Еккл 1.15 ). Ибо не возможно развращенному украситься, если не будет оно прежде исправлено, и не возможно исчислять лишения, если не будет оно прежде восполнено. Почему и наконец случится с ними реченное пророком может быть Исаиею: «И увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» ( Ис 66.24 ). «Нечестивые – как море взволнованное, которое не может успокоится, и которого воды выбрасывают ил и грязь. Нет мира нечестивым, говорит Бог» ( Ис 57.20–21 ) 5. Некоторые притворствовали, подобно Давиду, юродствовавшему для спасения от смерти, хотя он не был безумен. Они не написали прямо отречения от веры, но в весьма тесных обстоятельствах поругались ухищрениям врагов, подобно как дети смысленные и разумные смеются над детьми неразумными, как то: или прошли мимо идольских жертвенников, или дали рукописание, или язычников поставили вместо себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Aleksandr...

6. Плотское сделай бесплодным, ибо оно противится духу ( Гал. 5, 17 ). Приобрети образ Христа ( Гал. 4, 19 ), находящегося в тебе, чтобы и ты мог с дерзновением сказать: «Излилось из сердца моего слово благое» ( Пс. 44, 2 ). Глава 2 1. Для начала слова пусть будет достаточно (сказанного), чтобы нам не показаться как бы препятствующими слову; обратимся же к намеченному (нами), предлагая духовное истолкование. Сделаем здесь начало. 2. Будем сначала говорить о названии (рассматриваемой) Книги. (Она) называется «Притчи» по той причине, что говорит притчами, представляя сказанное сравнением одного предмета с другим. А чтобы мне не показаться говорящим без доказательства, буду говорить с доказательством. 3. В книге Судей ( Суд.9 ) говорится о том, что, после убиения сыновей Иероваала, младший сын, убежав, взошел на гору Гаризим и восклицает, понося (жителей) Сихема, так как они забыли Иероваала, мужа доблестного и многократно хотевшего умереть за своих людей, (которые) вместо него пожелали (иметь) царем того убийцу. (Он говорил) так: «Двинувшись, деревья... пошли поставить над собою царя и сказали маслине: Царствуй над нами» ( Суд. 9, 8 ). Но она не захотела. Тогда стали просить смоковницу. И она решительно отказалась. Понуждали виноградную лозу; (потом), так как и она не захотела ( Суд. 9, 9–13 ), сказали терновнику: Царствуй над нами. И сказал терновник: Если вы действительно поставите меня царем над собою, то идите (ко мне) и надейтесь на мою защиту. Если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские ( Суд. 9, 14–15 ) и т. д. 4. (Поскольку) об этом сказано таким образом, (постольку) надлежит, конечно, понимать, что не о деревьях говорится в этой притче, но о чем-то ином. Для тех же, кто очищен духовно и (освобожден) от плотского Божиим светом, эти слова могут быть понятными. 5. Поэтому и мы помолимся Всещедрому Богу чрез Иисуса Христа во Святом Духе, Который из брения возвышает нищего ( 1Цар. 2, 8 ), чтобы Он научил нас истинному разумению. Ибо уже пора говорить об этом. Глава 3

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

23:8–9: «кто определил это Тиру, который раздавал венцы, которого купцы были князья, торговцы – знаменитости земли? Господь Саваоф определил это, чтобы унизить надменность всякой славы, чтобы унизить все знаменитости земли». Или: «кто уразумел дух Господа, и был советником у Него, и учил Его?... кому уподобите вы Бога и какое подобие найдете Ему?... разве вы не знаете, разве вы не слышали, разве вам не говорено было от начала?»... или 41:22 и мн. др. – Указанные особенности речи, как нельзя более, соответствуют тому, что сказал сам пророк Исаия относительно своего необыкновенно возвышенного духовного настроения в 8:17: «итак, я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него» («и не боюсь»... «заговоров», составляемых народами – 8:10–13: «вот, Бог спасение Мое», 12:2). Затем при призвании своем пророк Исаия более всего поражен был величием святости и всемогущества Божия, пред которым ничто на земле не может устоять (6:3, 5), и определения которого не могут не исполниться. Упованием на Господа, верою в спасительную силу Его всемогущества и обусловливается дерзновенность и сила в тоне речи пророка. Самое время жизни пророка Исаии способствовало образованию указанных особенностей в тоне речи пророка: оно представляется у пр. Исаии, как время стремительного нападения на Сион сильных царств (см. особ. 29:3, 5–8; 25:3–5; 28:15–20 и др.). Кроме одинаковости тона речи, обращает далее внимание сходство в образе выражения мыслей. Оно замечается прежде всего в том, что в различных частях всей книги встречаются сходные образы и выражения. Любимым образом писателя книги служит, напр. «собирание винограда» (16:9–10; 17:5–6; 24:13; 32:10; ср. 3:10; 5 гл.; 27:4, 11... 52:9; 65:8 и др.). Само по себе сходство образов еще не свидетельствует об единстве писателя. Но значение сходства увеличивается, когда сходные выражения имеют в себе что-либо характеристическое, указывающее на одного и того же писателя. Такие характеристические особенности действительно замечаются в книге, именно – особенная ясность и объективность представления.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Чтобы не быть голословным, я остановлюсь на вопросе, который возникает при изъяснении ст. с 12–14 второй гл. книги пр. Аггея и решение которого, принятое мной, совершенно отвергается г. Поповичем. В указанном месте названной пророческой книги читаем, что Аггей, получивший повеление от Бога вопросить священников «о законе» (11 ст.), обращается к иудейским пастырям и говорит: «Если бы кто нес освященное мясо в поле одежды своей, и полою своей коснулся хлеба, или чего-либо вареного, или вина, или елея, или какой-нибудь пищи; сделается ли это священным! И отвечали священники, и сказали: нет. Потом сказал Аггей: а если прикоснется ко всему этому кто-либо осквернившийся от прикосновения к мертвецу; сделается ли это нечистым? И отвечали священники, и сказали: будет нечистым. Тогда отвечал Аггей, и сказал: таков этот народ, таково это племя предо Мною, говорит Господь, и таковы все дела рук их! И что они приносят там, все нечисто». Несомненно, в приведенных словах мы имеем перед собой притчу или аналогию, в которой иносказательно дается нравственная характеристика «этого народа», «этого племени». Но какого именно народа, какого племени? Очевидно, исходя из того положения, что как до, так и после произнесения притчи пророк обращался со своим словом к иудеям и только их одних, a не кого другого касался в своих речах, древние и новые экзегеты единогласно признают, что и в притче Аггей имеет в виду своих единоплеменников, уподобляя их то поле, в которую, по благоговению к святыне, было принято для потребления жертвенное мясо, то осквернившемуся от прикосновения к мертвецу. Приступая с этой мыслью к истолкованию притчи, экзегеты, конечно, должны были выяснить, что общего между иудеями и теми предметами, с которыми они сравниваются y пророка. Но тут для комментаторов Аггея возникало затруднение следующего рода. Как соединить несоединимое? Как согласить, что иудеи в одно и то же время – чисты, святы, подобно поле, в которой находилось священное мясо, и нечисты, находятся в состоянии величайшего осквернения, как как прикоснувшийся к мертвецу? – Экзегеты находят следующий выход из этого затруднения. Одни из них, напр., св. Кирилл Александрийский , проводили параллель между иудеями и полой, оставляя в стороне сравнение „этого племени“ с ; другие, как блаж. Иероним, Феодор Мопсуетс.‚ останавливались, напротив, только на выяснении сходства между единоплеменниками Аггея и прикоснувшимся к мертвецу; наконец‚ третьи, напр., Kohler Reinke, Keil и André в своем комментарии на пророческую притчу старались представить полное сходство между иудеями и теми символами, под которыми они выступают в притче.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vinogr...

2. Ныне блаженный Давид, видя псалтирь свою в руках младенцев, радуется радостью, ликует духом и торжествует с ними, как некогда пред ковчегом Божиим, сливает стройные песни свои с их песнями и радостно взывает: благословен грядущий во имя Господне! Спросим же его; скажи нам, пророк: кто этот грядущий во имя Господне? «Ныне, – отвечает он, – не мое дело научать; младенцам предоставлено от Того, Кто из уст младенцев и грудных детей устроил хвалу, сделает безмолвным врага и мстителя ( Пс. 8:3 ), дабы и чрез это чудо возвратить сердца отцов детям и непокоривым образ мыслей праведников» ( Лк. 1:17 ). – Скажите же нам, дети, откуда у вас это прекрасное усердие и радостная песнь? Кто внушил, кто составил (ее)? Кто собрал (вас)? Из каких книг, от каких наставников вы заимствовали (ее)? «Примите, отвечают они, участие в нашем торжестве и песнопении, и вы узнаете то, что желал знать Моисей и прочие пророки ( Лк. 10:24 ). Итак, когда приглашение нам сделано и дети подали нам руки в знак общения, приидите, возлюбленные, с усердием примем и мы участие в священном ликовании, и вместе с Апостолами будем сопутствовать возшедшему на небо небес на восток ( Пс. 67:5, 34 ), и на земле благоволившему воссесть на сына подъяремной ( Мф. 21:5 ). Возьмем ветви вместе с отроками и восплещем масличными отраслями, чтобы и нас осенил Дух Святый, и нам стройно воспеть Богодухновенную песнь: «благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» ( Мф. 21:9 ). Ныне и Патриарх Иаков, видя совершившимся свое пророчество, торжествует духом, и с верными поклоняется Отцу: ибо привязавший к виноградной лозе осленка своего ( Быт. 49:11 ) воссел на молодого осла. Ныне приготовляется осленок, бессловесный образ бессмысленных некогда язычников, в знак покорности народа из язычников, и младенцы изображают младенчество их в богопознании и последующее за тем совершенство в боговедении. Ныне, согласно с пророчеством, Царь славы прославляется на земле, и земнородных делает участниками торжества небесного, дабы показать, что Он есть Господь тех и других, как там и здесь согласно воспеваемый. Посему горние, возвещая о спасении, совершающемся на земле, пели: «свят, свят, свят Господь Саваоф: вся земля полна славы Его!» ( Ис. 6:3 ). А дольние, принимая радостное участие в небесном торжестве, взывали: «осанна в вышних! осанна сыну Давидову!» ( Мф. 21:9 ). Горние славословили: «благословенна слава Господня от места своего!» ( Иез. 3:12 ). А дольние восклицали: «благословен Грядущий во имя Господне!»

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

А св. Мар Авген взял железную лопату и вынул все угли из печи. И сказал святому тот брат недельщик: «Брат мой, есть ли ныне человек из отцов, который мог бы погасить этот пламень огня?» И сказал ему св. Мар Авген: «Есть много. Ибо Бог (есть Бог) первых и последних. И всякий человек, который верует в Него и исполняет Его волю, всякий раз, когда призовет его, Он ответит ему. И если ты утаишь эту тайну и не поведаешь никому, то теперь же увидишь тайную силу Бога, которая сопровождает боящихся Его». И когда ему было обещано, что он скроет эту тайну и никому не покажет ее, св. Мар Авген тотчас вскочил и вошел в ту огненную печь и в молитве преклонил колена, говоря так: «Господи Боже Сильный, пославший от Себя Ангела росы и охладивший печь огненную ради Анания, пошли, Господи, и ныне таинственную Твою силу, чтобы было чудо рабам Твоим и дивная слава Твоя явилась верным, и чтобы всякий человек видел и прославлял имя Твое великое и светлое». Когда брат недельщик увидел, что произошло и что сделал св. Мар Авген, то тотчас же упал в обморок и сделался как мертвый. А святой вышел из печи и ушел оттуда. Монахи же, совершив службу времени, как обещали, пришли по своему обычаю, чтобы наполнить ту печь; и, увидев, что тот брат недельщик так упал без сознания, подошли к нему, привели его в чувство и сказали ему: «Брат, каково твое слово (т.е. что ты скажешь)? Почему ты упал на землю? И печь, которая была вполне разжена, почему холодна? Что это такое, поведай нам». Тогда встал тот брат недельщик и сказал им: «Тот муж, которого вы оставили у меня, совершил это чудо». И сказали братья этому недельщику: «Не знаешь ли, куда он ушел?» Тот недельщик сказал им: «Я тотчас, как только увидел это чудо, упал лицом на землю, а он вышел, и не знаю, куда ушел». И тотчас вышли вся братия и настоятель обители в виноградники и огороды и на дороги; и нашли его, когда он пал на землю и славил Бога. И подошли к нему настоятель монастыря и вся братия и принесли ему поклонение и привели его в храм, умоляя его молиться за них и остаться у них.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010