В конце 1937 года Святитель почти потерял зрение. К нему приехала его родная сестра Мария, чтобы хоть чем–то помочь страдальцу. Он просил разрешить ему увидеть её родное лицо хотя бы перед смертью, но и эту малость не разрешили. 10 (23 н. ст.) января 1938 года он умер в больнице Ухто–Печерского концлагеря, скончавшись от пыток. Перед кончиной к Владыке пришли, чтобы отнять нательный крест и Евангелие. Евангелие палачи вырвали, но крест Владыка не отдал и, защищая его хладеющими руками, отошёл ко Господу. Его останки были благоговейно погребены в вечной мерзлоте бывшими с ним в заключении православными, на его могиле они сделали маленький крест из веточек. Канонизован в 1997 году как местночтимый святой Херсонской епархии Украинской Православной Церковью. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Андрей (Быстров) и мученики Василий (Виноградов), Сергий (Михайлов) и Спиридон (Савельев) (память 24 сентября по старому стилю) 3 июля 1937 года Сталин распорядился послать секретарям обкомов и крайкомов ЦК компартии следующую телеграмму:«ЦК ВКП(б) предлагает всем секретарям областных и краевых организаций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД взять на учет всех возвратившихся на родину кулаков… с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через Тройки… ЦК ВКП(б) предлагает в пятидневный срок представить в ЦК состав Троек, а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество подлежащих высылке». Уже 22 июля начальник Плоскошского районного отдела НКВД Тверской области Попов составил справку на арест священника Андрея Быстрова и крестьянина Василия Виноградова. По справке они обвинялись в том, что ранее лишались избирательных прав, арестовывались, знали друг друга, посещали один другого, а кроме того, Андрей Быстров был священником.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

в Высоко-Петровском монастыре, настоятель которого епископ Сергиевский Варфоломей (Ремов) , по существу дела, и возглавил полулегально существовавшую школу. В преподавательскую корпорацию также входили епископы Иларион (Троицкий) , пока он был на свободе, и протоиерей Василий Виноградов . На содержание духовной школы собирались пожертвования в московских храмах. Варфоломей (Ремов) , уже в сане архиепископа, был расстрелян в 1936 г., репрессиям подверглись и другие лица, преподававшие и учившиеся в этой богословской школе. В Петрограде для спасения академии ее руководство обратилось в совет Петроградского университета с просьбой о включении академической корпорации и студентов в состав университета в качестве богословского факультета. Университетский совет был готов пойти навстречу, но Наркомат просвещения во главе с Луначарским воспрепятствовал осуществлению этого плана. 23 июня 1918 г. скончался последний ректор Петроградской духовной академии епископ Ямбургский Анастасий (Александров) . Этот год стал последним в существовании старой Петербургской академии, занятия профессоров со студентами продолжались позже только в частном порядке. Перед угрозой прекращения существования Казанской академии ее совет, испросив благословение священноначалия, готов был к тому, чтобы преобразоваться в богословский факультет Казанского университета. Но, как и в Петрограде, большевистские власти не допустили слияния Казанской академии с университетом, и положение ее ухудшалось с каждым днем. О состоянии, в котором она оказалась к началу 1919 г., пишет ее последний ректор епископ Чистопольский священномученик Анатолий (Грисюк) все тому же профессору Н. Н. Глубоковскому : «Библиотека в наших руках и взята под свою защиту Архивной комиссией. Половина наличных студентов (человек 20) и Ваш покорный слуга, а равно и канцелярия – помещаются в здании академическом. В главном здании – заразный госпиталь, почему пришлось отказаться даже от академической церкви и перейти в приходскую. Треть корпорации находится по ту сторону фронта, а трое в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

На Левашовском кладбище Санкт-Петербурга установлен памятник репрессированным клирикам и прихожанам Князь-Владимирского собора 8 мая 2018 г. 16:11 7 мая 2018 года на Левашовском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге установлен памятник репрессированным священно-, церковнослужителям и прихожанам Князь-Владимирского собора. Монумент создан по проекту Андрея Брынзы на объединении «Феррум». В установке памятника приняли участие настоятель собора протоиерей Владимир Сорокин, директор Левашовского кладбища Валерий Артеменко, руководитель центра «Возвращенные имена» Анатолий Разумов, заместитель председателя городской комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Владимир Шнитке. Место для памятника выбрано у поклонного креста рядом с дорожкой, по которой возили тела расстрелянных. Отец Владимир совершил литию по невинно убиенным и выразил надежду, что примеру прихода Князь-Владимирского собора последуют в других храмах города, и на Левашовском мемориале появятся новые памятники пострадавшим в годы лихолетья от приходов храмов, где они служили. Среди 88 имен пострадавших, увековеченных на памятнике, священномученики митрополит Киевский Владимир, митрополит Петроградский Вениамин, митрополит Гдовский Серафим, протоиерей Карп Эльб, протоиерей Леонид Богоявленский, протоиерей Павел Виноградов, иерей Василий Лунин, иерей Александр Прокофьев, протодиакон Михаил Антонов, протодиакон Иоанн Гонестов, протодиакон Андрей Никольский, диакон Георгий Кашников, диакон Александр Киселев, диакон Петр Миронов, монахиня Анфиса (Латышева), монахиня Вероника (Клементьева), монахиня Серафима (Грум-Гржимайло). Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Наконец, «обращение народов к Господу» (2:2–4) служит к прямому раскрытию основной мысли пр. Исаии: «спасение Божие» не в силе земной, а в «правде»: сила правды такова, что покорит сильные народы, которые сами придут и обратятся к Господу (ср. напр. 45 кон.). Этого нельзя сказать об отношении пророчества Михея 4:1–3 ко всей его книге. Столь глубокое сходство отдела 2:2–4 с прочими частями книги пророка Исаии весьма странно было бы объяснять чрез чисто внешнее заимствование чужих слов и образов; напротив, такое сходство вполне понятно, если согласно со свидетельством написания, «видение» о «горе дома Господня» было самому пророку Исаии. Вскоре же за первым отделом пророк присоединил к нему вторую пророческую речь – «песнь о винограднике» (5 гл.). – «Воспою возлюбленному Моему песнь Возлюбленного Моего о винограднике Его. У Возлюбленного Моего был виноградник на вершине утучненной горы», – начинает пророк словами Самого Господа (1 ст.). Господь все сделал для того, чтобы виноградник принес добрые грозди, но виноградник принес дикие ягоды (2). Посему, говорит Господь, «ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим» (3). Так как виноградник не принес добрых плодов, то он и будет оставлен в «запустении» и «зарастет тернием и волчцами» (4–6). Виноградник – дом Израилев. Господь ждал от Израиля, «любимого насаждения Своего», «правосудия, но вот – кровопролитие, ждал правды, но вот – вопль» (7). Постоянная забота их – о неправедных приобретениях; но за то многочисленные домы их останутся без жителей, и посеянное на полях даст им весьма немного (8–10). Они «с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином» (11 ст. ср. 23 ст.), «и цитра, и гусли, и тимпан на пиршествах их, а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют» (12 ст.). «За то народ пойдет в плен за недостаток ведения (ср. Ос.4:6 ), и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою» (13 ст.),... в преисподнюю «сойдет слава их, и богатство их, и шум их, и все, что веселит их» (14).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Так, священномученик Ириней Лионский , на которого автор настоящего исследования уже ссылался ранее, в сочинении «Доказательство апостольской проповеди » приводит слова пророка Амоса о восстановлении скинии Давидовой как указание на Воскресение Господа Иисуса Христа в теле: «… Бог дал обетование чрез пророка, говоря: «Я восстановлю скинию Давидову падшую», т. е. от Давида (происходящее) тело» 12 . Однако в другом своем произведении – «Против ересей» автор замечает, что в этих словах пророка Амоса речь идет о Боге Ветхого Завета, Который таким образом дал обетование о Своем грядущем Пришествии к язычникам и восстановлении среди них новой скинии Давидовой. Священномученик Ириней Лионский напоминает о событии, описываемом в 15 главе книги Деяний. Апостол Иаков после речи апостола Петра сказал: «Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое» ( Деян. 15, 14 ). Далее апостол говорит, что слова пророков согласны с этим, и приводит ссылку на предсказание пророка Амоса о восстановлении скинии Давидовой. Вряд ли будет уместным ставить вопрос о том, какое истолкование данных слов пророка наиболее верно, тем более, что, как можно видеть, один и тот же раннехристианский автор в своих сочинениях приводил их в разном значении. Предположительно, это пророчество Амоса можно толковать по-разному. Святой преподобный Ефрем Сирин видит прообразовательное значение и в Ам. 9, 1 : «Видел я Господа стоящим над жертвенником, и Он сказал: ударь в притолоку над воротами, чтобы потряслись косяки, и обрушь их на головы всех их, остальных же из них Я поражу мечом: не убежит у них никто бегущий и не спасется из них никто, желающий спастись». «Сим пророк указывает на тот глад и на ту жажду приять евангельское учение жизни о Христе, какие свойственны уверовавшим» 13 . Следует заметить, что некоторые события библейской истории могут иметь как исторический, так и духовный смысл. Соответственно, и толковать их надлежит двояко. Так, например, тринадцатый стих заключительной главы книги пророка Амоса звучит следующим образом: «Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград – сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут» ( Ам. 9, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Если мы крепко запомним это и воспроизведем при этом еще слова Христа при установлении Евхаристии: отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вам и новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф.26:29 ), и совершенно согласные с этим слова: Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием ( Мк.14:25 ), – то вышеприведенное толкование, говорящее о том, что здесь идет речь о натуральном соке виноградных ягод, едва ли может показаться натянутым и сомнительным. Этот не подвергшийся брожению сок есть тот плод виноградный, о коем говорит Спаситель. Напротив же, перебродивший алкогольный напиток есть не натуральный уже продукт, но искусственный – продукт дрожжевого грибка и изобретательности человека. Фарисеи того времени, называвшие Христа винопийцею ( Мф.11:19 ), не называли ли Его также и богохульником ( Ин.10:33 )? Хотя ниоткуда не видно, что Христос пил то, что теперь обыкновенно называют вином, однако многие из фарисеев и нашего времени желают пользоваться Им для прикрытия своей собственной слабости. С этою, конечно, целью стараются иные установить «винную заповедь» – то есть заповедь употреблять именно алкогольное, опьяняющее вино, якобы данную Христом, которую Он, однако ж, никогда не давал. Так как мы находим в Библии очень много таких мест, где вино прославляется как дар Божий и ставится на одну ступень с хлебом и маслом, то из этого уже мы должны заключить, что оно было понимаемо не как только вкусовое средство, но и как необходимое средство питания. Но далее мы знаем, что не подвергшийся брожению сок виноградный действительно близко подходит по его питательному достоинству к молоку (особенно к молоку матери); наконец, знаем мы и то, что сахар, который представляет главную питательную ценность, вследствие брожения, вследствие деятельности грибка большею частью превращается в алкоголь и углекислоту, от чего питательное свойство виноградного сока существенно уменьшается и даже совсем уничтожается. Это верно наблюдали и отмечали и в то время, и сам профессор Гарнак приводит косвенное на это доказательство – Книгу пророка Захарии ( Зах.9:17 ), где вино восхваляется за то, что оно одушевляет язык отроковицам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Профессор Гарнак озаглавливает свое произведение: «Библия и алкогольные напитки». Он трактует преимущественно о вине. Ему сначала необходимо было бы доказать, что все то, что у евреев называлось вином, было всё без изъятия напитком алкогольного свойства, но он это, как сказано выше, обошел совершенным молчанием; это фальшиво не только по смыслу и духу Писания, но и по буквальному смыслу слова. Здесь ближайшим образом дело идет о еврейском слове iajin, которое в Библии встречается 140 раз и которое означает виноградное вино. Iajin‘oм был опьянен Ной, iajin веселит сердце человека, и об iajin‘e говорится у Исаии ( Ис.16:10 ): Исчезло с плодоносной земли веселье и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют; виноградарь не топчет винограда в точилах; Я прекратил ликование. Точно так же говорится и у Иеремии ( Иер.48:33 ): Радость и веселье отнято от Кармила и от земли Моава. Я положу конец вину в точилах; не будут более топтать в них с песням и; крик брани будет, а не крик радости. Вытекает ли отсюда, что iajin, то есть вино, всегда в Библии обозначает перебродивший напиток? – Нет! Напротив: iajin в Библии есть генерическое выражение (родовое понятие) для обозначения виноградных ягод и виноградного вина, перебродившего и неперебродившего, алкогольного и неалкогольного, опьяняющего и неопьяняющего. Вместе с словом «мост» (виноградный сок) обыкновенно всегда повторяется слово «тирош»; это последнее слово мы встречаем в Библии 40 раз. Тирош очень часто ставится наравне с зерновым хлебом и маслом (собственным оливковым маслом) и восхваляется как благодатная вещь. Единственное исключение отсюда составляет стих главы Осии ( Ос.4:11 ), где говорится: блуд, вино (тирош) и напитки завладели сердцем их. Однако здесь, может быть, указывается на то, что образ жизни, который служит только удовлетворению естественных животных влечений, отдаляет сердца людские от Бога, а может быть, и опьяняющее действие «моста» при наступлении брожения. – Кто может это доказать? Из этого сопоставления с хлебом и маслом и из мест Втор.11:14 ; Ис.65:8 и в особенности Мих.6:15 (будешь сеять, а жать не будешь; будешь давить оливки, и не будешь умащаться елеем; выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь), ясно видно, что «тирош» близко стоит к виноградному грозду и к человеческому питанию именно в таком же отношении, как и хлебное зерно. Он некоторым образом обозначает сырой, невыделанный продукт. Но так как теперь iajin часто стоит в связи с хлебом, то, с другой стороны, возможно заключить, что этим словом обозначается и часть винограда, готовая совсем для употребления. Он мог быть перебродившим и неперебродившим, мог быть даже просто виноградною кистью, гроздом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

А в земле иудейской «беднейшие» 101 будут «накормлены», 102 и «нищие» будут «покоиться в безопасности» 103 , а «корень» и «остаток» филистимской земли погибнет (30 ст.). Ибо «от севера идет дым» 104 и нет «отсталого» в полчищах неприятелей (31 ст.) 105 . Относительно же Сиона «вестники народа» 106 скажут, что Господь «утвердил Сион и сделал его «убежищем» 107 для бедных народа Своего» (32-й стих). Пророчество о Моаве (15–16 гл.) – «Ночью» (ср. 17:14; 24:11) Моав будет разорен и уничтожен (1 ст.). Его страну проходит неприятель и везде производит опустошение. Все рыдает, «у всех острижены головы, у всех обриты бороды, на улицах его препоясываются вретищем» (ср. 3:16, 23–25; 22:12–13; 32:11–12), все бегут с криком. Но новое бедствие наведет Господь даже на убежавших и на «оставшихся в стране» – пошлет львов в след их (2–9 ст.). Изгнанным ассириянами из страны и скитающимся у бродов Арнонских моавитянам пророк внушает в виду постигшего «их бедствия посылать агнцев 108 владетелю земли иудейской – из Селы 109 в пустыне на Сион (16:1). Пророк убеждает Моавитян просить на Сионе покровительства своим изгнанникам во время бедствия, говоря, что притеснителя скоро не станет, в Иудее же утвердится престол Давидов милостью, воссядет на нем судия, ищущий правды (2–5). Но в Моаве нет готовности покориться царю Иудейскому даже на время бедствия, народу Иудейскому известна его всегдашняя надменность и гордость (6 ст.) 110 . За то поднимется плач о «разрушенных твердынях» Моава, об его «опустошенных виноградниках»: «во время жатвы нет более шумной радости, исчезло с плодоносной земли веселие и ликование, и в виноградниках не поют (7–10; ср. 17:11, 5–6; 24:13, 7, 8; 32:10–13); «оттого внутренность моя, говорит пророк, как гусли, стонет о Моаве» (11 ст.; ср. 22:4). Не поможет Моаву молитва в его святилище, хотя и до утомления он будет подвизаться на высотах (12 ст.; ср. 25:10–12). «Вот слово, которое изрек Господь о Моаве издавна. Ныне же (ср. 37:26; 44:8, 1 и мн. др.) так говорит Господь: через три года (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

14–16. «О, голубица моя, говорит Палестине любующееся ею солнце, дай мне смотреть на лице твое и слышать голос твой», очевидно, разумеется тоже лицо природы, покрытое цветами, и тот же голос возвратившихся в Палестину перелетных птиц, о которых говорилось непосредственно пред тем. Прибавочное выражение: «из-под ущелий и скал и утесов» (покажи лице твое) – самое точное описание грунта Палестины, покрытой суровыми скалами и только из долин и воды смотрящей свежестью и жизнью» (Олесницкий, стр. 370). Ст. 15 является совершенно неожиданною вставкою, прерывающею диалог жениха и невесты; может быть это отрывок песни рабочих виноградника, приводимый Суламитою по воспоминанию о своей подневольной службе в охранении виноградника (I, 5) Смысл стиха ясен: «сила, покровительствующая Палестине, не может смотреть равнодушно на врагов ее, кто бы они ни были, простые лисицы или лисицы политические» (Олесницкий, стр. 370). 16–17. С ст. 16 данной главы по ст. 4-й главы 3-ей изображается ответное – на призыв Жениха, ст. 8–14, – стремление Невесты к нему. Эпитет Возлюбленного, (ст. 16, сн. VI, 2–3) «пасущий между лилиями» лучше всего показывает, что Жених Песнь Песней лишь в несобственном смысле на метафорически-поэтическом языке называется пастухом. Невеста высказывает крепкую уверенность в незыблемой твердости взаимных чувств, любви, соединяющих ее с Возлюбленным (ст. 16, сн. VII, 10). Однако сейчас же она предвидит и предстоящую разлуку с ним и потому в ст. 17-м, имеющем отношение к первым стихам следующей главы, Она в виду наступающего заката солнца умоляет Возлюбленного скорее вернуться с «гор разделения» (евр. гаре-батер., LXX: τ δρη κοιλωμτων, Vulg. montes Bether, слав, на горах юдолей). Подобный же оборот речи имеет место ниже в IV, 6. Глава 3. 1. На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. 2. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его. 3. Встретили меня стражи, обходящие город: «не видали ли вы того, которого любит душа моя?»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Пророки были посланы от Того же Отца, от Которого и Христос 1. Кого не опровергает Господь, когда Он говорит, что пророки были не от другого Бога, но от Его Отца, и не от другой какой сущности, но от одного и того же Отца, и не другой кто сотворил существующее в сем мире, но Его Отец, и так учит: «был некоторый домохозяин, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и отдав его поселянам отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к поселянам взять его плоды. Поселяне схватив слух его, иного прибили, иного побили камнями, а иного убили. Опять послал он других слуг больше прежнего; и с ними поступили также. Наконец послал он к ним своего единственного сына говоря: устыдятся сына моего. Но поселяне увидев сына сказали друг другу: это наследник, пойдем убьем его и завладеем наследством его. И схватив его вывели вон из виноградника и убили. Итак когда придет хозяин виноградника, что сделает он с теми поселянами? И сказали они: злодеев предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим поселянам, которые будут отдавать ему плоды во времена свои Опять Горподь говорить: неужели вы не читали, что камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? От Господа сделался и есть дивен в очах наших. Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» ( Мф.21:33–44 ). Этими словами Он ясно указал Своим ученикам на одного и того же Домохозяина, т. е. Единого Бога Отца, Который все сотворил Сам Собою, земледельцев же представил не одинаковыми, одних сварливыми, гордыми, бесплодными и убийцами Господа, а других со всяким повиновением отдающими плоды в свои времена: и того же самого Домохозяина – посылающим то слуг, то Сына Своего. Итак, от Того Отца, от Которого был послан Сын к убившим его поселянам, от Него же (посланы) и слуги. Но Сын, приходящий от Отца как бы с верховным достоинством, говорил: «а Я сказываю вам». Слуги же приходили от Господа как бы рабски и потому говорили: «Так говорит Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010