Кирилла: μα φσις το Θεο Λγου σεσαρκομνη никаким образом не стоит в противоречии с определением Халкидонского собора. «Ибо Кирилл не сказал, что воплощенная природа Христа, но одна воплощенная природа Бога – Слова, подразумевая здесь и другую природу, как это и видно из слова: воплощенная. Об этом он изъясняется в письме к Сукенсу» 1022 . В сочинении Contra Monoph. Леонтий нарочно выписывает подлинные места из сочинений св. Кирилла 1023 , которыми доказывается, что этот св. отец учил вполне согласно с Халкидонским собором и что предпочтительная защита им принципа единства во Христе и одной Его Ипостаси объясняется из обстоятельств его полемики с Несторием. Под одной природой в своей формуле Кирилле всегда разумел ν ζον Христа. «Христос в отношении к природам – два, в отношении же к соединенному живому есть одно. Должно заметить в речи о совершении единого живого чрез обе (природы), что каждая природа одному и тому же Христу придает свою жизнь: одна естественную жизнь человеку, другая естественную жизнь Богу, так что получается некоторое единое богомужно живущее Лицо ( θεανδρικς ζν πρσωπον). Ядущий и пиющий, возрастающий и укрепляющийся подобно нам, единый Христос Бог наш был в тоже время всемогущим и всесовершенным по своему Божеству ( θεκς) 1024 . Так истолковывает Леонтий учение св. Кирилла на основании его письма к Сукенсу. Севириане, однако, не удовлетворялись таким толкованием и в свою очередь возражали, что у одного ζον должна быть и одна φσις, а потому по доктриине св. Кирилла Христос необходимо должен иметь одну природу. Только эту μαν φσιν св. Кирилла следует понимать, как φσις σνθετος, которая по своему смыслу и значению равняется слову «Христос» 1025 . Леонтий не согласен с таким пониманием св. Кирилла. Природа Бога не может быть сложной ( σνθετον), она – обязательно есть простая ( πλ), ибо Бог есть существо простое, лишенное всякой сложности:, а потому и во Христе, поскольку он есть Бог, не могла образоваться φσις σνθετος 1026 . Затем, имя: Христос, но Кириллу, не имеет, значения сущности, природы, вида, или чего либо общего.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Слушайте, Лидия Александровна, был такой случай (правда, с ребёнком), но ведь это не важно. Замучила сыпь и наросты всякие по лицу, рукам, ногам, телу. Сплошное мучение было не только для ребенка, но и матери, и отцу, и всем окружающим. Лечили много, упорно, годами. В качестве врача смотрел и Л. Д. между прочим. Ваялся излечить и излечил профессор Филиппов. Старик возмущался, что до такой степени довели и не лечили. А какой не лечили! – всеми способами и у всех врачей. К Филиппову обращались без надежды, и, кажется, в связи с другой болезнью. Смотрите, он старик, поторопитесь. Передайте Нике, что я молюсь за неё. Христос с Вами. Сашеньку родного моего крепко целую. Привет Наташе и Кириллу. Христос с Вами. А. Д. Воскресенскому 693 Сердечное Вам спасибо, глубокоуважаемый и дорогой Александр Дмитриевич, за память, внимание в трудные минуты жизни моей. Сочувствие великое дело, понимаемое нами только опытным путем. Зная Вашу способность к писанию, до слёз тронут Вашими строками. Спасибо Вам, родной, за всё. За ребят моих, за Алёшу, за жену, к которой Вы так тепло относитесь. О себе же и не говорю. Мне всегда бесконечно дорого было отношение Ваше. Мы, конечно, уже не увидимся никогда больше на этой земле. Не звено, а целая цепь звеньев ( неразборчиво ) предстоят мне в будущем. Я всегда буду с благодарностью вспоминать Вас, молиться за Вас, как умею. Спасибо, что не осуждаете меня за мой крест. О розовом доме и говорить не могу, и слышать не в состоянии 694 . Одна сплошная боль, как только этого коснутся. Время, только оно, может быть, смягчит это во мне. Крестника моего крепко целую. Очень рад его способностям, о которых пишет его мама. Привет девочкам. Большущие, наверно, стали. Профессору особенный поклон. Как Вам, наверное, трудно теперь. Так и чувствуется по письму. Со своей вышки (живу в чулане) вижу сейчас нежно розовые краски северной вечерней зари, совсем как в Ферапонтове. Отцветают вишни, яблони так оделись цветами, что не видно почти и сучьев. Вот снова привёл мне Господь увидеть северную весну. Это уже четвёртая по счёту. Простите за карандаш.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Любящий Вас отец Сергий Натуську познакомьте по-настоящему с о. Борисом (Холчевым) . Это очень хорошо. Сердечное спасибо Вам, родная моя Лидия Александровна, за Ваши письма. Я все думаю, что уже забыть меня пора, а Вы все помните меня, да еще с такой любовью относитесь. Не стою я этого. Выра­жаю Вам и всей семье Вашей глубокое сочувствие в связи с кончи­ной Павла Борисовича. Всегда теперь поминаю его. Спасибо Вам за него. Очень трогает меня Ваше общее участие в этом стареньком, добром, беспомощном человеке. Вы еще с Сергиева Посада его помните, конечно, да еще через Новгород. Царство ему Небесное! Очень трудно мне сейчас и нездоров ко всему. Грипп какой- то мучительный. Не в нем главное же. За всех и за все душа болит. Если бы один был, то и шел бы радостно по пути совести своей, а видеть, как трудно другим идущим, иногда сверх моих сил. Всегда было легко мне, а теперь потерпеть надо. Все это понятно, но чело­век я, и иногда за других так тяжело бывает. Конечно, Сашутку причащайте. Я все так же. Ни от кого не отделялся. Как бы обо мне ни говорили, чтобы ни выдумывали, я такой же, как и был тогда, после разговора с М. С. Помните? Поэтому благодать, конечно, везде в Таинствах и правиль­ном рукоположении по преемственности апостольской. Передайте мой глубокий поклон Александру Дмитриевичу. Евфросиния Николаевна тоже шлет ему привет. С тех пор, как она у меня, много пришлось от нее слышать об Александре Дмитрие­виче. Глубоко, сердечно благодарю за все и за всех, с Алеши на­чиная. Простите меня, дорогая Лидия Александровна. Помню о Вас и всех Ваших. Кириллу, Нике, Натусе привет. Сашечку перекрестите. От всей души благодарю Вас, родная моя Лидия Александровна, за Вашу память обо мне. Передайте и Александру Дмитриевичу мой сердечный привет и глубокую благодарность. Передайте, что его я помню, уважаю, люблю и очень жалею. Всегда помню обо всем, что сделал он и для меня, и для других. Евфросиния Николаевна шлет Вам обоим поклон, она даже не может спокойно говорить об Александре Дмитриевиче, так ей за него больно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Обучение велось на современном сирийском и древнесирийском языках, с тем чтобы приучить детей к тем знаниям, которые впоследствии способствовали бы успешному обучению переводческому труду. Изучался и русский язык. До прибытия архимандрита Кирилла все урмийские школы были школами одной только грамотности. Новый начальник Миссии поставил перед учителями задачу и духовного образования, постепенно преобразуя школы грамотности в тип церковно-приходских школ. Однако для решительного изменения положения дел нужны были новые кадры, именно их и готовили в школе при Урмийской Духовной Миссии. Конечно, наибольшие свои плоды школа стала приносить только спустя пять-шесть лет уже при другом начальнике Миссии, но начало этому воспитательному процессу и правильный ход всего школьного дела положил именно архимандрит Кирилл. Как уже говорилось, Урмийская Миссия среди прочих задач ставила перед собой и задачу благотворительности, которая, впрочем, по ограниченности финансовых возможностей, не могла осуществляться вполне широко. Среди сирийцев было немалое число людей, совершенно обездоленных в имущественном отношении. Много было вдов и женщин, брошенных своими мужьями без всяких средств к существованию и имевших по несколько детей на иждивении. Тем более что и персидские власти делали все возможное, чтобы усугубить и без того несносное положение урмийских христиан. Так, по персидским законам, принимающий ислам становился сразу же и наследующим все имущественные права своих родственников, так что вполне при желании мог пустить по миру своих православных сородичей. Это, конечно, не способствовало нравственному здоровью урмийских айсор-христиан, часто спекулировавших этой возможностью в случае необходимости чего-либо добиться от епископа или священника. Так происходило, например, при отказе епископа благословить развод. Родственники, поставленные перед возможностью потерять все свое имущество, осаждали епископа просьбами дать развод, и очень скоро практика благословения разводов (даже для священников!) стала общепринятой. С этим пришлось столкнуться архимандриту Кириллу, и он употреблял все силы к тому, чтобы разъяснить и епископу Мар-Ионану, и духовенству всю моральную двусмысленность и недопустимость подобных разводов. О православной же принадлежности сирийцев, пугающих возможностью своего перехода в ислам, и вовсе не приходилось говорить. Архимандрит Кирилл, понимая, что подобная практика может быть изжита только в результате долгой и терпеливой духовно-просветительской пастырской работы, просил митрополита Антония хотя бы письмом указать епископу Мар- Ионану на необходимость окончательного решения вопросов о разводе только после предварительного совещания епископа с начальником Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это видимое наиболее славными и достойными русскими людьми «зарево» мирового пожара разгорится спустя каких-нибудь пятнадцать лет в катастрофу, неведомую прежде человечеству, – катастрофу всеобщего отпадения от Церкви, осознанного богоборчества и клятвопреступления, катастрофу невиданных прежде массовых смертоубийств, катастрофу, не национальную только – русскую, но и мировую. Ибо в XX веке не один только народ русский был увлечен в погибельный круговорот греха и страстей. Это увиденное архимандритом Кириллом, в трезвенной чистоте внутреннего духовного зрения, зарево будущей борьбы, действительно оказалось заревом борьбы Бога и князя мира сего, где полем битвы по-прежнему были сердца человеческие. Сколько же надлежало иметь духовного опыта, чтобы в трагическом положении одного небольшого народа прозреть будущие трагедии целых наций. Как уже говорилось, служение православной духовной Миссии проходило в обстановке тотальной слежки. Вскоре по прибытию в Урмию архимандриту Кириллу пришлось сделать для себя печальное открытие, что почта Миссии вскрывается. Так, пакет на имя начальника Миссии с важными документами и деньгами поступил в распечатанном виде. По уверению почтового начальника, пакет «распался» по причине трения о деньги, с которыми он был положен. «Этот рассказ о деньгах, протирающих пакеты, – не без иронии писал архимандрит Кирилл митрополиту Антонию в своем письме 19 ноября 1902 года, – не лишен иносказательной откровенности. Несомненно, пакет протерся от денег, но не в почтовом только мешке, а в англиканской Миссии, для которой сняты, надо думать, точные копии со всех находившихся в пакете документов услужливым другом мистера Парри, русским эмигрантом из армян Нухинского уезда, занимающим здесь положение секретаря почтового директора и неофициального цензора всякой плохо запечатанной бумаги. В стране постоянного подслушивания, подглядывания, сплетен, подкупов и т. п. прелестей знакомство с таким господином никого не может шокировать, и его не только принимают – за ним ухаживают представители инославных Миссий. Об этом неприятном случае с пакетом я буду писать Тавризскому консулу, но и Конторе Синодальной следовало бы обнаруживать большую догадливость и помнить пословицу «плохо не клади, в соблазн вора не вводи» 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

...Архимандрит Кирилл и новые члены Миссии, назначенные особым распоряжением Святейшего Синода, отбывали из Петербурга. После тихого приходского служения иерею Константину, теперь уже – архимандриту Кириллу, предстояло окунуться в мир большой восточной политики и мелкого восточного интриганства – мир, где сталкивались интересы империй и где судьба несториан-айсор, принявших Православие, оказалась на два десятилетия в эпицентре политических событий. Едва ли и сам архимандрит Кирилл представлял все те трудности, с которыми ему предстояло столкнуться в Урмии. Но архимандрита Кирилла ободряло то, что митрополит Антоний, благословляя его на это трудное миссионерское служение, просил письменно 29 сообщать о ходе дел Урмийской Миссии, и, в случае необходимости, обращаться за помощью непосредственно к нему. Такое высокое покровительство и доверие, конечно же, ко многому обязывали. И архимандрит Кирилл, как показали все дальнейший события, оказался достоин и этого покровительства, и этого доверия. 19 августа архимандрит Кирилл и новые члены Миссии прибыли из Петербурга в Тавриз, где были с почетом встречены русским генеральным консулом и чиновником от азербайджанского каргузара, который выслал навстречу начальнику Урмийской Миссии свой экипаж. После приема у каргузара, архимандрит Кирилл был представлен наследнику персидского престола, а затем приглашен в Немет-Абад – летнюю резиденцию Русского генерального консульства. Архимандрит Кирилл сумел сразу же расположить к себе консула, что впоследствии способствовало успешной защите прав Миссии перед персидским правительством. «Обоюдный между нами обмен взглядами на миссионерскую деятельность нашей духовной Миссии среди персидских сирохалдеев, – докладывал генеральный консул в Тавризе Похитонов министру иностранных дел в своем письме от 7 сентября 1902 года, – выяснил полнейшее единство таковых (взглядов), а именно: не смешивать чисто духовного с политическим и внушать присоединившимся и желающим присоединиться к Православию, что кроме духовной и нравственной поддержки, они не должны рассчитывать на вмешательство нашей духовной Миссии в дела, имеющие какое бы то ни было отношение к их подданническим обязанностям».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Автор: Vitae Еитнуть. Vitae Sabae, Vitae Cyriaci, Кирилл, еп. Скифопольский, напротив, известен более со стороны правдивости и точности в передаче своих рассказов. При чтении этих последних сразу обращает на себя внимание это намерение автора – не оставлять сомнения в читателе относительно описываемых лиц и событий. Хронологические и топографические указания у него всегда на первом плане и, нужно сказать, отличаются достаточною определенностью. И сам Кирилл в прологе к житию Св. Евфимия умоляет своих читателей несомненно верить всему, что он уже сказал или скажет о св. подвижниках, ибо об этом он более всего и старается, чтобы передать о них всю правду 179 . В частности, правду о Леонтии Виз., которого Кирилл изображает в Vita Sabae, он должен был знать очень хорошо. Он сам вырос и воспитался в Палестине, монашествовал сначала в лавре Св. Евфимия Великого, а затем перешел в Новую лавру, где состоял препозитом или игуменом, откуда получил назначение хранителем Св. Креста и митрополитом Скифопольским 180 . Потому надо предположить преднамеренное извращение фактов и преступное замалчивание со стороны Кирилла относительно Леонтия, если он не упомянул ничего о писательской деятельности его, об его похвальной борьбе с еретиками, о стараниях в пользу утверждения авторитета Халкидонского собора и о всем прочем, предположить то, что никак не мирится с понятием об этом авторе. Историки древней Византии, конечно, не без основания ставят труды Кирилла в разряд исключительных произведена по их исторической правде: «Узенер, Лекен и др., читаем у Крумбахера, ставят в особенную заслугу Кириллу стремление к точной передаче исторических событий... Представленные им очерки жизни святых отличаются достоверностью приведенных фактов, необычайною тщательностью хронологических указаний и поразительным для того времени историческим чутьем» 181 . На основании таких данных мы не можем признать в Леонтии – оригенист из Vita Sabae нашего Леонтия писателя и ревностного борца с еретиками его времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

23 сентября 2001 г., в дни торжеств в связи с 1700-летием принятия христианства, Католикос Гарегин II совершил освящение кафедрального собора в Ереване. На церемонии освящения присутствовал приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В кафедральном соборе, у центрального входа, под древним мраморным балдахином находится крест с частицей мощей св. Григория Просветителя для молитвенного поклонения верующих. Помимо главной церкви, соборный комплекс включает два малых храма, носящих имена святого царя Трдата и святой царицы Ашхен, в правление которых христианство было объявлено в Армении государственной религией. Архитектор собора — Степан Кюркчян. Храм был построен на пожертвования семьи Алека Манукяна и других благотворителей. Армянская Апостольская Церковь Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Патриархия.ru Патриарший визит в Армению. День второй. Церемония вручения Святейшему Патриарху Кириллу высшей награды Армянской Апостольской Церкви. Патриарший визит в Армению. День второй. Церемония вручения Святейшему Патриарху Кириллу высшей награды Армянской Апостольской Церкви. Патриарший визит в Армению. День второй. Церемония вручения Святейшему Патриарху Кириллу высшей награды Армянской Апостольской Церкви. Патриарший визит в Армению. День второй. Церемония вручения Святейшему Патриарху Кириллу высшей награды Армянской Апостольской Церкви. Патриарший визит в Армению. День второй. Церемония вручения Святейшему Патриарху Кириллу высшей награды Армянской Апостольской Церкви. Патриарший визит в Армению. День второй. Церемония вручения Святейшему Патриарху Кириллу высшей награды Армянской Апостольской Церкви. Патриарший визит в Армению. День второй. Церемония вручения Святейшему Патриарху Кириллу высшей награды Армянской Апостольской Церкви. Патриарший визит в Армению. День второй. Церемония вручения Святейшему Патриарху Кириллу высшей награды Армянской Апостольской Церкви. Патриарший визит в Армению. День второй. Церемония вручения Святейшему Патриарху Кириллу высшей награды Армянской Апостольской Церкви.

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

Среди данного блока статей следует выделить объёмные публикации, посвящённые св. равноапостольному Кириллу, создателю славянского алфавита и славянской письменности. В статье представлены не только биографические данные об Учителе славян, но рассмотрена динамика распространения почитания этого святого среди славянских народов, принадлежащих к разным Поместным Православным Церквям. Также рассмотрен вопрос о почитании св. Кирилла равноапостольного в Римско-Католической Церкви. Людям, интересующимся вопросами патрологии, безусловно, будет очень интересна статья, посвящённая святителю Кириллу, Архиепископу Александрийскому, знаменитому отцу и учителю Церкви V века. В статье, помимо биографических данных, подробно представлен обзор богословских творений святителя, их современных изданий и переводов. Особое внимание уделено богословским взглядам св. Кирилла Александрийского и его полемике с ересиархом Несторием. Следом за данной статьёй идёт публикация, посвящённая другому великому отцу и учителю Церкви, — святителю Кириллу, епископу Иерусалимскому, и его творениям. Продолжая тему блока статей «Кирилл», стоит обратить внимание на публикации, посвящённые знаменитому русскому старцу новейшего времени — архимандриту Кириллу (Павлову), духовнику Троице-Сергиевой Лавры; священномученику Кириллу (Смирнову), митрополиту Казанскому, прославленному в Соборе новомучеников и исповедников Русской Церкви. Также заслуживают внимания статьи, посвящённые выдающимся подвижникам эпохи «золотого века» русского монашества, — преподобным Кириллу Белозерскому и Кириллу Новоезерскому, а также основанным ими монастырям на Русском Севере:  и Кириллову Новозерскому в честь Воскресения Христова мужским монастырям. В статьях об этих обителях представлена подробная информация по истории обителей, их святынях, архитектурных комплексах и т.д. Продолжая тему русских монашеских обителей, следует также упомянуть статью, посвящённую древнему Кирилловскому Свято-Троицкому монастырю в Киеве. В данной статье также представлена историческая справка и информация о культурном и историческом наследии обители, в которой сохранился храм XII века с росписями домонгольского времени и выполненными при реставрации в конце XIX в. работами выдающегося русского художника Михаила Врубеля.

http://pravenc.ru/shop/1770777/

Начало письменного общения митрополита Кирилла и Иосифа следует относить к январю 1937 года. Владыка Иосиф лично с митрополитом Кириллом знаком не был и видел его единственный раз в жизни в 1909 году. В январе 1937 года митрополит Иосиф направил с приехавшим из Алма-Аты архимандритом Арсением (Кординым) письмо митрополиту Кириллу. «В своем письме, – говорил впоследствии митрополит Иосиф на допросе, – я свидетельствовал владыке свое глубочайшее почтение, говорил, что преклоняюсь перед его мужественным стоянием в его борьбе за церковные интересы. Это было с моей стороны пробным камнем для выяснения отношения митрополита Кирилла ко мне. От митрополита Кирилла Арсений привез ответ, который вполне удовлетворил меня» 640 . В дальнейшем вся переписка велась через третьих лиц – священника Ветчинкина (в Ташкенте) и Сеницкого Григория (в Самарканде). В свой приезд архимандрит Арсений передал митрополиту Кириллу фотографию владыки Иосифа и высказал мысль о желательности встречи этих двух авторитетных иерархов. Необходимость подобной встречи, вероятно, сознавалась многими. Дело в том, что, когда осенью 1936 года было официально объявлено о смерти патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (в действительности остававшегося в живых до 10 октября 1937 года), и, вместо соборного рассмотрения вопроса о новом возглавителе Русской Православной Церкви, титул патриаршего местоблюстителя был усвоен митрополитом Сергием (хотя формально его полномочия оканчивались вместе со смертью митрополита Петра) 641 . Тогда многие ссыльные иерархи стали обращаться к митрополиту Кириллу с просьбой объявить о своем вступлении в права местоблюстителя. Если рассуждать формально, то завещательное постановление патриарха Тихона, действительно, обязывало митрополита Кирилла (единственного остававшегося в живых кандидата на место патриаршего местоблюстителя из указанных в завещании Святейшего Тихона) к определенным и более решительным действиям. Но в условиях, когда всякое противодействие официально зарегистрированному управлению, возглавляемому митрополитом Сергием, рассматривалось светской властью как деяние контрреволюционное и антисоветское, выступление подобного рода было обречено на неудачу. Сам митрополит Кирилл, будучи мудрым и трезвомыслящим иерархом, вероятно, более чем кто-либо сознавал это. Потому для митрополита Кирилла оставался чужд как пылкий энтузиазм епископа Евгения (Кобранова), видевшего смысл своего существования в примирения «непоминающих» и митрополита Сергия, так и катакомбная административно-церковная активность митрополита Иосифа. Вероятно, сердцу митрополита Кирилла была ближе идея спасения «малого стада» и автономного, где это окажется возможным епископу и пастве, епархиального управления на основании патриаршего указа от 7 (20) ноября года 642 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010