Такое единение состоит, по Кириллу 465 , в том, что одна Личность, ( ν πρσωπον, γουν πστασις) и именно, Сын Божий, Бог Слово, возглавил Собою две природы – Божескую и человеческую, при чем под человеческой разумеется здесь общая всем людям человеческая природа, т. е. соединение тела и души но не – личный человек, не – особый индивидуум. О том, как был, или как мог быть Христос истинным человеком, не имея особой человеческой личности, на этот вопрос Кирилл не дает ответа. Он и не усиливался разрешить это «quomodo», ибо он хорошо сознавал, что в этом пункте никакие усилия разума человеческого, никакой изощренный язык не в состоянии выразить точно данную истину. Только благочестивая вера может дать примирение и принести успокоение испытующей мысли человеческой 466 . На вопрос о том, как представлять Христа после Его воплощения, т. е. после соединения в Нем двух природ, Кирилл отвечал, что после этого, Христос есть: μα φσις το θεο λγου σεσαρκωμνη 467 . Эта формула, бывшая девизом доктрины Аполлинария, представляла большой соблазн для последователей Кирилла еще при его жизни. Кирилла обвиняли в отрицании человечества и в признании одной только Божественной природы во Христе, в аполлинарианстве, в монофиситстве. Он должен был написать два специальных сочинения для защиты своих 12 анафематств против Нестория, в которых восточные епископы: Иоанн Антиохийский, Феодорит Кирский и др. усматривали наклон к отрицанию двух полных и совершенных природ во Христе. В этих сочинениях св. Кирилл с особою силою опровергает все возражения против него и настаиваешь на том, что его учение вполне соответствует свидетельствам св. отцев и символу веры . В частности он выясняет здесь и значение псевдо-афанасиевой формулы 468 в том именно смысле, что «Слово Божие, соделавшееся человеком, именуемое и Богом, Которому поклоняются и в человечестве, ибо Оно по природе есть Бог и возсияло от Бога Отца». Таким образом, означенным термином «воплощенная» ( σςσαρκομνη) св. Кирилл хотел только указать на истинность и непреложность состоявшегося природного единения в одном Лице Христа. Еще точнее св. отец разъясняет это в своем письме к Сукенсу 469 . Здесь он отвечает на возражение, что при принятии одной природы Господа должно приписать страдание Божественной природе. Кирилл отвергает все это, потому что он признает не просто одну только природу, но воплощенную природу Логоса. Он хочет сказать: поскольку во Христе Божественный Логос с Его Божественной природой стал человеком, постольку и можно говорить об одной Божественной природе, как об одном воплотившемся Божественном Логосе. Таким образом, указанное выражение должно обозначать восприятие Божественным Логосом, Сыном Божиим, человеческой природы в ипостасное единство с Своим Божеством 470 , при нем эти природы познаются нами in abstracto, а не созерцаются in concreto. Здесь св. Кирилл вплотную, так сказать, подошел к той терминологии, которую впоследствии Леонтий Виз. выразил словами: νυπστατος νωσις 471 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Простите, что пишу так плохо: сижу в вагоне и бумага лежит на коленях. Не унывайте! Вам есть, для кого жить и мало того: Вы иногда умеете жить для них, потому что любите их. Дело у Вас только в выдержке. Храни Вас Господь Грешный недостойный иерей Сергий Всё так неожиданно произошло. Как-то необычно. Моя просьба об одном. Помогите впоследствии Евфросинии Николаевне 676 поближе быть к детям. Привет и благословение всем. Очень рад за Кирилла 677 . Поздравляю его маму, особенно папу. Спасибо за всё. Жизни моей остаётся один час. Простите. Спасибо Вам, дорогая Лидия Александровна, за хорошее письмо Ваше. Много и у Вас сейчас волнений и скорбей. Мятущаяся Вы очень по характеру и трудно Вам. Жаль мне, что заболела Ника 678 , что разлюбила она Екатерину Павловну 679 . Пишу отцу Борису 680 и прошу его обратить на Ваших девочек особое внимание. Зачем это Вы так говорите: «с боку припеку»? – неправда. Я не хочу, чтобы Вы так думали. Обращайтесь за всем к Марии Николаевне Соколовой 681 . Она всё Вам скажет, сделает, даст. Письма мои прошлые к определённому моменту, но очень буду рад, если Вы их прочтете. Там моя душа вся, – какая уж есть на самом деле. (...) Спасибо Александру Дмитриевичу сердечное, что написал мне несколько строчек. Мне здесь это очень дорого. Конечно, прочтите Нике записки Ал. Ф 682 , её по конституции её это не возбудит чрезмерно. Я их очень люблю, как и автора, но некоторым нельзя целиком читать их. Местами очень возбуждающе написано. Часто её вспоминаю. Царство ей Небесное. Немного я прожил после неё на Маросейке. При случае напишите мне о Кирилле. Я о нём беспокоюсь и молюсь. Из него может выработаться хороший учёный. Дай Господь ему встать на эту дорогу. Передайте мой привет и благословение Нике, Натусе, Кириллу и Сашутке 683 . Храни Вас Господь. Иерей Сергий Был нездоров. Теперь поправляюсь. Неделю шёл снег, временами при распустившихся яблони и сирени можно было ездить на санях. Сейчас прекрасная, жаркая, летняя погода. Дети уже не кашляют. Сашутке в следующий раз пришлю их карточку. Мне хочется, чтобы он их помнил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

«Письмо Вашего Высокопреосвященства от 27 мая (9 июня) с. г. с подтверждением передачи Патриаршего Местоблюстительства нашему смирению я имел честь получить. Искренно благодарю за выраженное Вами мне доверие, но принять на себя обязанности Местоблюстителя Патриаршего Престола не могу, ввиду преклонности лет и крайне расстроенного здоровья. При сем позволю себе рекомендовать Вашей Святыне передать вместо меня Патриаршее Местоблюстительство первоиерархам Кириллу, митрополиту Казанскому или Арсению [Стадницкому], митрополиту Новгородскому. С глубоким уважением и неизменною преданностью имею честь быть Вашего Высокопреосвященства покорнейшим слугою митрополит Агафангел. 30 мая (12 июня) 1926 г. г. Москва». С подлинным верно: Патриарший Местоблюститель, митрополит Петр» 346 . А через несколько дней, 4(17).06.1926 г., получив «угрожающее» письмо Заместителя, митрополит Агафангел сообщает и ему свое последнее решение по вопросу о своем Местоблюстительстве, о котором им было уже доложено митрополиту Петру вышеприведенным письмом от 30.05(12.06). 1926 г. Заместителю он писал: «Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь и Отец. В ответ на Ваше письмо от 30.05.(12 июня) с. г., полученное мною 4(17) июня, сообщаю Вашему Высокопреосвященству, что я по преклонности лет и расстроенному здоровью уже отказался от замещения должности Патриаршего Местоблюстителя, о чем и доложено мною Его Высокопреосвященству Местоблюстителю Патриаршего Престола Петру, митрополиту Крутицкому письмом от 30.05(12 сего июня) и доведено до сведения советской власти письмом от 26.05(8 июня). С искренним уважением и братской о Христе любовью имею честь быть Вашего Высокопреосвященства покорным слугою Агафангел, митрополит Ярославский. 4(17) июня 1926 г. г. Ярославль» 347 . Таким образом, как пишет зарубежный обозреватель, «30 мая (12 июня) 1926 г. митрополит Агафангел подчинился всеобщим просьбам, отказался от своего Пермского послания. Единственным законным управителем остался митрополит Сергий, с каковым советская власть стала продолжать переговоры о легализации, начатые год назад с митрополитом Петром...» 348

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

И ныне, Богородичен, глас тойже: Успение Твое, Пречистая,/апостольский лик песньми почти/и ангелы крилы покрываху священное тело Твое;/страдальцем же Христовым, от беззаконных тайно убиенным,/в местех пустынных и непроходных/никтоже от человек пение надгробное сотвори,/обаче Ты Сама предстала еси, Владычице,/со ангельскими доброгласными чинми./И ныне вси концы земнии/новых мучеников прославляют/во храме Господни, во дворех Бога нашего. Славословие великое. Ектении. И отпуст. На Литургии Блаженна от канона песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Ч естна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Ч то воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол к Римляном, зачало 99 (8, 28–39). А ллилуиа, глас 2: С вященницы Твои облекутся в правду/и преподобнии Твои возрадуются. Стих: Б ог нам Прибежище и Сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело. Евангелие от Луки, зачало 106, (21, 12–19). Конец: В терпении вашем стяжите души ваша: Причастен: В память вечную будет праведник: Молитва О, пречудный святителю Кирилле, новых мученик и исповедник украшение, святаго Патриарха Тихона верный последователю и Церкве Русския великое светило! По имени твоему тако и житие твое бысть, ты бо в Дому Божии сладостию словес церковных воспитанный, в юных летех благодать священства приял еси и паству твою богоугодно жити поучал еси. Помози ныне пастырем Церкве нашея в сердцах своих дар любве Христовы возгревати, отроки настави, еже в кротости и смирении возрастати, и вся люди православныя научи силу благочестия благими делы стяжевати. Ты, святителю Кирилле, правило монашескаго жития явился еси, архиереев похвала и градовом в вере утверждение. Сего ради споспешествуй иноком в дусе и истине ревностно подвизатися, архипастыри научи слово правды Христовой в мире сем непорочно хранити. Заступи страну нашу от нашествия иноплеменник, грады и веси ея от всяких бед сохрани, домы миром огради и вся чада ея заблуждшая на путь покаяния настави. Вемы воистинну и усты исповедуем, яко можеши испросити у Великодаровитаго Бога, елика хощеши, ты бо правды ради изгнание и заточение претерпети сподобился еси и посреде злостраданий и крайния нищеты богатство благодушия явил еси, ты и веру Православную пред сильными мира сего небоязненно исповедал еси. Вразуми нас, в добродетелех убогих, земному богатству сердца не прилагати и укрепи нас, немощных, в час испытания веру во Христа сохранити. И якоже во истине стоял еси, егда вознесошася до небес и низпадоша до бездн волны смут церковных, тако умудри и нас прилежно вере нашей поучатися и в разум истины восходити, избирающе правая, благая и полезная. Ты смерть за Христа приял еси, яко венец праведнаго жития твоего, тако направи и нас не прилеплятися славе и довольству века сего, но почести вышняго звания искати, да твоими отеческими молитвами возможем земное наше житие без порока прейти, христианскую кончину улучити и сподобитися в Царствии Небеснем купно с тобою прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Самое печальное, что Салар, урмийский губернатор, настроенный крайне негативно по отношению к православной духовной Миссии, оставил это дело фактически без последствий для нападавшего мусульманина. Он лишь «взял с виновного приличный пешкеш и отпустил его на свободу». Так что архимандриту Кириллу оставалось лишь констатировать, что решение подобных дел «по существу будет всегда одинаковым, в какой бы инстанции урмийского суда оно не разбиралось. На этот счет и губернатор, и серпераст 47 придерживаются одного судебного кодекса: «дай деньги и режь кого хочешь» 48 . Со своей стороны, Миссия взяла на себя расходы по лечению священника. Вмешиваться же в судебные прения с персидскими властями Урмийская Миссия не имела никакой возможности, поскольку, во-первых, была призвана служить только задачам духовного просвещения, во-вторых, вмешательство миссионеров в дела персидских подданных, пусть даже и православных, светские власти расценили бы как вмешательство России во внутренние дела Персии; в-третьих, вмешиваясь в судебные тяжбы, Миссия могла бы потерять расположение Российского консульства в Тавризе, каковое расположение было чрезвычайно необходимо в тех тяжелых условиях, в каких приходилось существовать православной Урмийской Миссии. Это архимандрит Кирилл осознавал как никто другой. Поэтому для ведения судебных дел по защите прав православных сирийцев Миссией был нанят милет-баши, персидский поданный. А кроме того, в случае, если происходили события, подобные нападению на священника или отчуждению православного храма в пользу каких-либо самозванцев, пользующихся покровительством местных урмийских властей, архимандрит Кирилл обращался к генеральному консулу в Тавриз и получал неизменную его поддержку. Личный авторитет архимандрита Кирилла был чрезвычайно высок; причем, следует заметить, что это был единственный начальник Урмийской Миссии, который, благодаря как своим нравственным, так и дипломатическим качествам, сумел наладить нормальные отношения с консульством. Это, конечно, не могло ускользнуть от внимания урмийских властей, неизменно ставящих себя в оппозицию Миссии, но также неизменно, в начальствование архимандрита Кирилла, терпевших фиаско. И если к моменту приезда в Урмию архимандрита Кирилла положение Миссии оставляло желать лучшего, то уже через два года, когда архимандрит Кирилл был отозван в Петербург для епископской хиротонии, Миссия находилась в благоустроенном состоянии, имея свои храмы, богослужебные книги, переведенные на древний сирийский язык, собственную школу при Миссии. И главное, что архимандрит Кирилл сумел воспитать себе достойную замену на посту начальника Миссии в лице иеромонаха Сергия. Но до этого устойчивого положения Миссии должен был пройти еще целый год напряженной и утомительной борьбы с раскольниками, объявившими себя несторианами, с урмийскими властями, поддерживавшими раскольников, и с англиканской Миссией, поддерживавшей интриги тех и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И.В. Гарькавый рассказал, что внимание Его Святейшества привлекли экспонаты и из других залов, в том числе вещи священномучеников. «У нас в Бутово расстреляно более 900 человек по церковным делам, и судьбы некоторых из них иллюстрированы в нашей музейной экспозиции подлинными предметами, — сообщил директор Мемориального центра. — Это всегда имеет очень большое значение, когда не муляж, не копия, а подлинный предмет рассказывает нам о том человеке, который когда-то был его обладателем. Это может быть деталь одежды, это может быть письмо, личный документ, это может быть просто подлинная фотография, сохранившаяся с тех далеких времен. Каким-то образом через эти вещи мы устанавливаем прямой контакт с этими людьми, мы чувствуем, что нет этой временной дистанции, которая нас разделяет, а с другой стороны, понимаем, что эта дистанция есть. Потому что время прошло, потому что этих людей нет, но тем не менее как островки этого прошлого в современности лежат те раритеты, те подлинные вещи, которые для нас это прошлое сохранили». «В подарок Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу наш музей приготовил копию следственного дела владыки Аркадия (Остальского), исповедника веры, расстрелянного на Бутовском полигоне 29 декабря 1937 года, — продолжил И.В. Гарькавый. — Это следственное дело действительно очень интересно, потому что владыка Аркадий только в феврале 1937 года освободился с Соловков. Несколько месяцев он находился на свободе, общаясь со своими духовными чадами, со своими единомышленниками. Вот за это время сотрудники НКВД уже фактически взяли его на прицел, и он был арестован в сентябре 1937 года. Несколько месяцев длились следственные действия, собирались свидетельские показания людей. Они вели себя по-разному. Кто-то из знакомых владыки Аркадия свидетельствовал против него, давая материалы для того, чтобы его обвинить в контрреволюционной агитации и пропаганде. Кто-то, наоборот, отказывался что-либо сообщать о нем. В общем, как и все архивно-следственные дела — это такая кровоточащая рана». 

http://patriarchia.ru/db/text/5436827.ht...

Начало: «Придите честное и святое спасению в словесне, придите отци и братиа». Последнее чудо «О юноши» (206 об.–207 об.). Начало: «Ниже се умолчю предо многими денми чудо святым содеяся». На лл. 28 об.–34 об. служба 28 октября Параскеве мученице. Состав: 1) оглавление (1–2), службы: 2) 19 сентября – «новоявленным» великому князю Феодору Смоленскому и Ярославскому и чадам его: Давиду и Константину (3–16); 3) 20 сентября – великому князю Черниговскому Михаилу и боярину его Феодору (16 об.–24); 4) 25 сентября – Сергию Радонежскому (24– 42 об.); 5) 1 октября – Савве Вишерскому (42 об.–17); 6) 12 (2 ?) октября – юродивому Христа ради Андрею (47 об.–53); 7) 21 (28 ?) октября – великомученице Параскеве нареченной Пятнице (53–57 об.); 8) 6 ноября – Варлааму Хутынскому (57 об.– 72 об.); 9) 27 ноября – Знамению Пресвятыя Богородицы в Новгороде (72 об.–86 об.); 10) 21 декабря; Петру – митрополиту, «списаже смиренный митрополит Киприан» (86 об.–97); 11) 11 февраля – Димитрию Прилуцкому (97–111) ; 12) 12 февраля – «новому чудотворцу» Алексию митрополиту (111–125 об.); 13) 11 марта – Евфимию архиепископу Новгородскому (125–130); 14) 30 марта – Ионе митрополиту (130–137 об.); 15) 2 мая – Борису и Глебу (137 об.–145 об.); 16) 3 мая – Феодосию Печерскому (146–157); 17) 7 мая– Антонию Печерскому (157–170); 18) 9 мая – Николаю чудотворцу (170–180 об.); 19) 20 мая – Алексию митрополиту (180 об.–195); 20) 23 мая – Леонтию Ростовскому (195–204); 21) 28 мая – Игнатию Ростовскому (204–209); 22) 2 июня – Иоанну новому Сочавскому (209–218); 23) 20 (9 ?) июня – Кириллу Белозерскому (218–228); 24) 11 июля – княгине Ольге (228–233); 25) 15 июля – князю Владимиру (233–243); 26) 20 (24) июля – Борису и Глебу «новоявленным мученикам» (243–257 об.), отличная от предыдущей; 27) 24 августа – Петру митрополиту (257 об.–268), отличная от предыдущей; 28) 19 октября – Иоанну Рыльскому (268– 275 об.); 29) 15 декабря – Стефану Сурожскому (275 об.– 285 об.); 30) 24 (12 ?) января – Савве Сербскому (286–305); 31) 26 апреля – Стефану Пермскому (305–312 об.); 32) 15 мая – Исаии Ростовскому (313–319 об.); 33) 24 мая– Никите столпнику Переяславскому (319 об.–323 об.); 34) 9 июля – священномученику Панкратию Тавроменийскому (323 об.–324 об.), только начало.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так мы с Вами счастливцы на сей святой земле. Господь удостоил нас с Вами быть в вечном блаженстве нераздельными, еще приношу Вам великую благодарность за Ваши заботы обо мне, больном старике, и дорогие подарки, и гостинцы. Я Вам посылаю: подрясник, – носите его на доброе здоровье, также ряску, пару белья, грибов, сушеной малины, солоду для кваса, – пейте на доброе здоровье; просфору Вам, Домнушке, и Марии. Шлю благословение Божие – прощальное – Вам и прочим духовным чадам нашим: Домнушке, Марии, если возможно мат[ушке] Варваре, м[атушке] Иувеналии, Тихону Ивановичу, Ивану Михайловичу Горшкову, Анне Барановой 877 , мат[ушке] Вере, м[атушке] Ангелине и всем прочим знающим нас. О себе пишу Вам – здоровье мое по уклону [движется] к праотцам, к чему и готовлюсь. 29 мая сего года в среду в час ночи в тонком сновидении видел митрополита Владыку Кирилла в ряске[,] в клобуке, очень благодушным. Сказал мне: поедем. Подъехал один, сидя на тарантасе с впряженной парой коней величественных, и сказал мне[:] садись. И поехали мы с ним к озеру нашей пустыни Седмиезерной. И ехать нельзя по случаю разлива [реки], и я коней выпряг и пошел с ними к задним воротам. Открыта была только калитка, и мне пришлось с этими конями идти в калитку[,] и чуть меня они не затоптали. И прошел благополучно, и кони исчезли, и иду мимо номеров[,] где жили временно дачники, и вдруг подбегают две монашенки [-] мать Виталия 878 и мать Евдокия 879 , как они обе в ссылке Вл[адыке] Кириллу служили, и ведя меня под руки[,] запели – осьмаго гласа 8-ю песнь, Осмогласник «Мусикийским органом согласующим, и людем безчисленным поклоняющимся образу в Дейре» 880 ... Конец сновидения. 2-е сновидение в эту ночь 29 мая в 4-ре часа утра: видел Владыку Германа Ряшенцева 881 , Вы его знаете, он обнял меня[,] и я с ним прощался[,] и очень плакал[,] и сказал ему[:] больше мы с Вами, Владыка, не увидимся. Сон кончился. Пишу Вам эти сновидения[,] дорогой мой авва[,] [ибо] эти святители передали мне из загробной жизни великое утешение и надежду на будущее пребывание. Я считаю[,] после их посещения меня[,] грешного[,] особенным возрождением подкрепляющим меня в немощах моих, я считаю себя счастливцем, живу при такой тишине и благодушии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Фудель подробно описывал в своих воспоминаниях как обстановку в вятской тюрьме в ожидании очередного этапирования к месту поселения, так и, собственно, само этапирование: «В Вятке мы сначала сидели, как уже сказал, в маленькой клопиной камере в очень небольшом составе: кроме владыки Кирилла и меня, там было еще четыре человека: архиепископ Фаддей, архимандрит Неофит (секретарь патриарха Тихона), певчий эсер... и один врангелевский офицер... Сидеть там было хорошо, но вскоре нас перевели в тюрьму при управлении ГПУ. Это был громадный сарай позади особняка на одной из центральных улиц, и там мы попали в большую кампанию эсеров и эсдеков. Совершать службу стало уже как-то затруднительно: кругом были, так сказать, не Мити Карамазовы и даже не Смердяковы, а просвещенные потомки Чернышевского, вежливо, но чуть презрительно поглядывавшие на попов и совершенно не понимающие, почему они, собственно, оказались вместе под тюремной крышей. Поэтому сидение наше в этом вятском сарае было неуютное и мы были рады, когда нас вызвали на этап, построили и повели. Скоро мы миновали центр и пошли пустырями. Был хороший зимний вечер с добрым русским снежком, тихо опускавшимся на землю... На вокзале нас посадили в один вагон, но скоро мы и расстались: их повезли, кажется, в Котлас, а нас высадили задолго до него, на станице Мураши, чтобы везти 300 километров на лошадях в Усть-Сысольск: железной дороги тогда к нему еще не было... Путешествие длилось с неделю: ехали не спеша, так как начались большие морозы и мы, замерзая в санях, уговаривали своего проводника делать почаще привалы. Мы были, наверное, одной из первых партий массовой ссылки и уже, несомненно, первой церковной, поэтому на всех остановках и ночлегах к нам в избу сходился удивленный народ. Зырянский край был тогда еще совсем глухой, везде по избам пряли пряхи и горела, потрескивая, березовая лучина в поставце на железном подносе. Народ удивлялся, конечно, не нам, мирским и обычным, а невиданным фигурам архиереев, да еще почему-то ссылаемым к ним. Ко мне подошел как-то один мужичок и, хитро подмигнув, спросил: «За золото?» А к владыке Кириллу подошел другой мужичок и, молча встав перед ним на колени, вытащил из-за пазухи длинную бумагу. Оказалось, что он истец по многолетнему бракоразводному процессу, затерянному в давно исчезнувших дореволюционных канцеляриях» 400 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Доискиваясь той первичной и главной причины, которая породила из себя эту монофиситскую догму, наш автор останавливает внимание на отожествлении Севиром понятий природы и ипостаси. Не тольпсо φσις и πτασις, но и πρσωπον и οσα Севир хочет считать однозначущими. «Верно, говорит акефал, что в богословии πσταις κα οσαб τοι φσις, не одно и тоже, – в икономии же (в христологии) они одно и тоже между собою» 1000 . Отсюда мы должны заключать одно с несомненностью, что Севир упорно и без достаточных оснований не хотел прилагать достигнутых уже в эпоху триадологического спора результатов по выработке точной терминологии. Очевидно, на него нисколько не подействовали каппадокийские отцы, употребившие столько стараний на выяснение терминологических вопросов. Севир хочет слушать одного св. Кирилла Александрийского и руководиться его христологией и терминологией, которые, как известно, не отличалиись точностью и определенностью. Однако, если уже Кириллу не прошла даром его терминологическая невыдержанность, тем более она не могла пройти даром во времена Севира, когда христологический спор вступил именно в фазу строго логических построений и определений. В результате Севир попал с своей христологией в совершенно запутанное положение. С одной стороны, Севир ничего не имеет против дифиситизма, и стало быть не должен иметь ничего и против Халкидонского определения. В тех извлечениях из сочинений Севира, какие мы находим у Леонтия 1001 , легко заметить признание Севиром двух природ во Христе, если не суицественно соединенных между собою, то по крайней мере θεωρ μν πινο μν 1002 и при этом сохраняющих в своем соединении свое различие 1003 . У Севира легко найти даже признание термина νωσις καθ πστασιν 1004 , который нашим автором почитается за наилучшее выражение соединения природ во Христе. У Севира же можно, далее, видеть и употребление таких соверииенно православных выражений, как: ε ς Χριστς ν τ συνθσει, ξ μφο ν ε ς Χριτς φσει θες κα νθρωπος 1005 и др. Севир учил и о том, что Христос страдал в Своей человеческой природе, а не в Своей Божественной, и что никакая из двух природ не уменьшилась в соединении, что человечество Христа не потерпело ни поглощения, ни смешения, что одна есть образ раба, а другая Божественная и принадлежит Господу 1006 , словом, учил во всем согласно с мудрейшим Кириллом ( ς κατ τν σοφτατον Κριλλον) 1007 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010