Письма священноисповедника Афанасия (Сахарова) из архива священномученика Серафима (Самойловича) Источник Публикация посвящена неизвестным письмам священноисповедника Афанасия (Сахарова) , епископа Ковровского, к священномученику митрополиту Кириллу (Смирнову) и преподобномученику архимандриту Неофиту (Осипову), которого близкие называли Аввой. В письме к митрополиту Кириллу святитель Афанасий дословно излагает содержание не дошедшего до нас своего письма к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) . В этом письме епископ сообщает о причинах своего отхода, связанных с превышением полномочий, данных митрополиту Сергию Местоблюстителем Петром (Полянским) . В письмах показаны взаимоотношения епископа Афанасия с самыми близкими ему по духу церковными деятелями – митрополитом Кириллом (Смирновым) и архимандритом Неофитом (Осиповым), обстоятельства его ссылок и скитальчеств, конфликтную ситуацию, вызванную отказом святителя Афанасия выходить на открытое служение во Владимирской епархии. Ниже публикуются письма епископа Афанасия (Сахарова) к близким друзьям и единомышленникам: священномученику митрополиту Кириллу (Смирнову) и преподобномученику архимандриту Неофиту (Осипову). Эти письма обнаружены в недавно обретенном архиве священномученика архиепископа Серафима (Самойловича), содержащем, в частности, переписку церковных деятелей, во главе которых стоял митрополит Кирилл (Смирнов). Публикуемые документы написаны после освобождения святителя Афанасия из Туруханской ссылки в январе 1934 г. Знакомство трех исповедников состоялось, по-видимому, во время совместной работы на Поместном Соборе 1917–1918 гг. В частности, в августе 1918 г. митрополит Кирилл участвовал в обсуждении доклада профессора Б. Тураева и иеромонаха Афанасия (Сахарова) «Общие положения о порядке прославления святых русской Православной Церкви к местному почитанию». Архимандрит Неофит (Осипов) возглавлял комиссию по изданию православного месяцеслова, служб всем русским святым и лицевых святцев, в которую входили профессор Борис Александрович Тураев , И. А. Карабинов , С. С. Глаголев и иеромонах Афанасий (Сахаров) .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Скачать epub pdf 20.11 Служба священномученику Кириллу (Смирнову), митрополиту Казанскому Текст службы утвержден к общецерковному богослужебному употреблению на заседании Священного Синода 29 декабря 2022 года (журнал 130). Месяца ноября в 7-й день священномученика Кирилла, митрополита Казанскаго На велицей вечерни Б лажен муж: 1-й антифон. На Г осподи, воззвах: стихиры, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: Приидите, вернии, почтим святителя Кирилла,/благочестия твердаго поборника,/светильника земли Русския,/во стране пустынней днесь почившаго,/иже, тяготу дел и горечь страданий отложив,/на Небеси Присноживущему взывает:/утверди, Господи, Церковь Русскую/и низложи шатания врагов Ея,/да людие, ходящии во тьме, видят свет велий. Мир дольний ущедряя,/Христос со Отцем и Духом Святым/обитель творит во избранных Своих,/ ихже весь мир недостоин есть;/темже избраннаго от мира воспоим,/Кирилла, священномученика богоприятна,/иже, сердце освятив страданием,/тече на мучение за Церковь Христову,/юже не возмогут врата адова одолети. Иоанну, чудотворцу Кронштадтскому,/иноков и пастырей наставнику,/пение надгробное принесл еси,/святителю Кирилле, кроткий послушниче,/последи же, яко мученик истинный,/Небеснаго чертога достигл еси/и тамо отца духовнаго во славе узрел еси,/веселящася с новыми мученики и глаголюща:/се аз и дети, яже ми даде Бог. Небесных граждан любителя/прославляет тя ныне страна Тамбовская,/в ней бо добре потрудился еси,/святителю Кирилле, смиренный пастырю,/и апостола ея, Питирима чуднаго,/в лице святых прославил еси,/Феофана же богомудраго почитая,/тому духовне подражал еси,/сего ради с ними купно ликуеши. Ины стихиры, глас 6. Подобен: В се отложше: Отцы Собора Церкве Русския,/Духом Святым водими,/поставляют на престол первосвятительский/смиреннаго Тихона, архипастыря добраго,/не самовластием того облекающе,/но знамение победы Божия являюще./Темже лик новых мученик/патриаршим именем украсися/и в земли Русской возсия пресветло,/от нихже и святитель Кирилл, митрополит Казанский,/ днесь нами прославляется,/яко веры неусыпный страж/и хранитель Дома Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен в афинском храме священномученика Дионисия Ареопагита 1 июня 2013 г. 22:31 По прибытии в Афины  вечером 1 июня 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен в храме во имя священномученика Дионисия Ареопагита в Колонаки. В храме молились  Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним  с сонмом архипастырей  Элладской Церкви , члены официальной делегации Русской Православной Церкви: председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , председатель  Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, руководитель личного секретариата Святейшего Патриарха М.Г. Куксов. На богослужение собралось множество верующих, среди них были греки, русские, украинцы, сербы и др. В храме присутствовал Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Греческой Республике В.И. Чхиквишвили. По окончании молебна с приветствием к Святейшему Патриарху Кириллу обратился Предстоятель Элладской Православной Церкви, отметив, в частности: «С великой радостью мы славословим в Троице славимого Бога, Который Своей благодатью сподобил нас отблагодарить Вас за трогательное гостеприимство, оказанное нам в прошлом году, и принимать Вас на нашей основанной святым апостолом Павлом апостольской кафедре. С братской любовью приветствуем Вас от имени всей полноты Элладской Церкви, а в лице Вашего Святейшества и Ваших спутников мысленно приветствуем весь многоуважаемый епископат, духовенство, монашескую братию и весь верующий и благочестивейший народ Русской Церкви». Как засвидетельствовал Блаженнейший Архиепископ Иероним, визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Элладскую Церковь «является сильным свидетельством нашего единства во Христе и того, что наши Церкви движутся по единому пути», а также предоставляет возможность «еще больше укрепить наши прекрасные и братские отношения и плодотворно и взаимно расширить наше сотрудничество в сферах, представляющих общий интерес».

http://patriarchia.ru/db/text/3013418.ht...

А.А. Кострюков Глава 5. Российская Церковь при патриаршем местоблюстителе митрополите Петре После смерти святителя Тихона было озвучено его завещательное распоряжение о преемнике. Согласно завещанию, власть в Российской Церкви передавалась местоблюстителю митрополиту Казанскому Кириллу (Смирнову). В случае невозможности для него приступить к своим обязанностям власть должен был принять митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский) либо митрополит Крутицкий Петр (Полянский) . Два первых святителя, указанных в завещании, находились в ссылке, поэтому патриаршим местоблюстителем стал митрополит Петр. Совещание православных архиереев, прибывших на похороны патриарха, признало митрополита Петра местоблюстителем. Акт об этом был подписан 58 иерархами Российской Церкви. Митрополит Петр (в миру Петр Федорович Полянский) к тому времени пребывал в монашестве недолго. Выпускник Московской духовной академии, он долгое время был чиновником Святейшего Синода, а после революции находился на светской работе. По словам иерея Александра Мазырина, «как человек больших знаний и опыта и не имевший клейма «служителя культа», он мог бы устроиться и при новой власти, превратившись в советского чиновника, но он остался верным гонимой Православной Церкви». Уже в декабре 1919 г. Петр Федорович ненадолго арестовывался за антикоммунистические высказывания. В 1920 г. по благословению патриарха Тихона будущий священномученик принял монашество. «Я не могу отказаться, – говорил Петр Федорович. – Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но, когда соглашусь, – я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор». 8 октября 1920 г. будущий священномученик был рукоположен во епископа Подольского, викария Московской епархии, а уже в феврале 1921г. был арестован. После двухмесячного заключения архипастырь вышел на свободу, но в августе снова арестован и сослан в Великий Устюг. По возвращении из ссылки в 1923 г. святитель был включен в состав Временного Патриаршего Синода, возведен в сан архиепископа, а в 1924 г. поставлен на Крутицкую кафедру и возведен в сан митрополита. В другое время такое быстрое продвижение назвали бы «головокружительной карьерой». Однако в период агрессивного государственного безбожия согласие Петра Федоровича на монашество и архиерейство было согласием на Голгофу. Так и произошло – свою жизнь митрополит Петр закончил мученически.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Содержание Благословение Монах Фаддей «Жатва»     «Для нас настало настоящее христианское время» Священномученик Фаддей (Успенский) Архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) на снимках, сохранивших его облик, выглядит не совсем привычно для правящего архиерея. Что-то детское есть в простом лице, больших серьезных глазах… А, между тем, это мученик, каких найдется, может быть, не так много, достигший святости терпением и будто олицетворяющий слова православного публициста XIX в. А.С. Стурдзы о сути этой добродетели: «это сила, не имеющая ничего общего со слабостью, это мужество, не желающее ничего разрушать». Тесная камера владимирской тюрьмы была заполнена до предела. Свободных коек не было, и новоприбывшим – митрополиту Кириллу (Смирнову) и архиепископу Фаддею (Успенскому) пришлось устраиваться на полу. Владыка Кирилл был человеком не из слабых, много повидавшим на своем веку, но даже на него обстановка среди уголовных преступников оказала угнетающее действие. Видя, что архиепископ Фаддей сохраняет спокойствие, а в ночные часы молится, он также попытался использовать ночное время для молитвы. Но отчаяние подступало с такой силой, что внимание рассеивалось, и владыка Кирилл неподвижно сидел в тишине, казавшейся нереальной после дневных впечатлений. И вдруг несколько слов, произнесенных его товарищем в узах, изменили все: «Для нас настало настоящее христианское время: не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте, Христос ведь с нами». Спокойно и радостно стало на душе, и митрополит благодарил Бога за этот дар утешения. Благословение Когда епископ Антоний (Храповицкий) возводил иеромонаха Фаддея в сан архимандрита, он произнес примерно следующее: «Искренне могу сказать, что на тебя сегодня я возложил поистине венец терновый». Обстановка предреволюционных лет давала немалые основания для тревоги, и еще в те годы о. Фаддей выразил то, что определяло характер его служения на протяжении всех последующих лет. В моменты, когда испытания, встречающиеся на пути, превысят меру терпения, священник «должен иметь такую веру, чтобы видя совершенное бессилие своего слова, возложить упование на всесильную благодать, которая и наиболее огрубевшие души смягчает, отверзая для восприятия слова пастыря даже сердца людей, желавших “искусить беззлобство его”.»

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Архиерейский совет Донской митрополии и собрание клира Нижегородской митрополии выразили всестороннюю поддержку решениям Священноначалия, принятым в связи с антиканоническими действиями Константинопольского Патриархата 10 ноября 2018 г. 10:04 8 ноября 2018 года по окончании пленарного заседания XXIII Димитриевских образовательных чтений под председательством митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия состоялось заседание Архиерейского совета Донской митрополии . В работе совета приняли участие епископ Волгодонский и Сальский Корнилий , епископ Шахтинский и Миллеровский Симон , секретарь Архиерейского совета Донской митрополии иеромонах Артемий (Кузьмин). На заседание были приглашены председатель комиссии по канонизации святых Донской митрополии протоиерей Алексий Лысиков, ректор Донской духовной семинарии протоиерей Тимофей Фетисов, секретарь Шахтинской епархии иерей Александр Теличкин, исполняющий обязанности секретаря Волгодонской епархии иерей Сергий Дмитриев. В ходе заседания были рассмотрены решения , принятые Священным Синодом Русской Православной Церкви 15 октября 2018 года. Члены Архиерейского совета обсудили заявление, принятое в связи с деянием Константинопольского Патриархата , и выразили поддержку Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с молитвенным пожеланием скорейшего разрешения сложившийся ситуации. Председатель комиссии по канонизации святых Донской митрополии протоиерей Алексий Лысиков доложил о включении в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имени священника Константина Верецкого, пострадавшего за веру в Ростове-на-Дону в 1918 году. Члены совета определили совершить акт прославления первого священномученика Дона 7 декабря 2018 года в Троицком храме Иверского женского монастыря города Ростова-на-Дону. Совет рассмотрел вопрос восстановления празднования в честь Аксайской иконы Божией Матери, воссозданный образ которой был освящен осенью этого года в Аксае. Ректор Донской духовной семинарии протоиерей Тимофей Фетисов доложил о развитии духовной школы, отмечающей 150-летний юбилей, а также сообщил о текущих вопросах жизни учебного заведения.

http://patriarchia.ru/db/text/5299584.ht...

В этом ответе игумену Кириллу в связи с его оскорбительными нападками на протоиерея Владимира Переслегина, выдающегося и мужественного проповедника и публициста, я буду в основном обращаться к первой статье, посвященной творчеству Василия Розанова. Какую престранную статью опубликовал игумен Кирилл на сайте «Русская линия»! Статья начинается с цитаты Андрея Синявского: «Розанов и строгий богослов, и опасный еретик, бунтовщик, разрушитель религии. Розанов и крайний революционер, консерватор, и крайний радикал. Розанов и антисемит, и филосемит. Розанов и благочестивый христианин, церковник, и в то же время богоборец, осмелившийся поднять голос против Самого Христа. Розанов и высоконравственный семьянин, и развратитель, циник, имморалист. В Розанове находили даже что-то извращенное, патологическое, демоническое, мефистофельское, темное... Называли его " мелким бесом " русской земли и русской словесности». Где-то ближе к финалу приводится еще одна цитата из священномученика Ермогена, который ставит в вину Розанову, что тот, «воспевая гимны " священным блудницам " , проповедует разврат, превозносит культ Молоха и Астарты, осмеивает евангельское учение о высоте девства, восхваляет язычество с его культом фаллоса... извращает смысл монашества и клевещет на него и издевается над духовенством». Впрочем, как уже было сказано, игумен Кирилл цитирует это высказывание с достаточной отстраненностью и даже как бы с превосходством знатока и ценителя изящного над ограниченностью человека, который не видит ничего дальше своего православия. Основную же часть статьи, примерно девять десятых ее, игумен посвящает подробному описанию патологических бредней «полового богословствования» Розанова, - вперемешку с его кощунственными выпадами против Христа и Церкви. Затем в двух словах говорится о предсмертном покаянии писателя. И, наконец, следует вывод: Бог милостив, поэтому не пугайтесь греха. Более того, «каждому, кто идет ко Христу путем веры и мысли» надлежит пройти сквозь этот «хитросплетенный лабиринт» «грязи, нежности и грусти». Не бойтесь идти этим путем, потому что Бог милостив. Пусть кто-то там говорит: «Не сообразуйтесь с бесплодными делами тьмы» и «кто хочет быть Моим учеником, да отвержется себя и возьмет крест свой».

http://moral.ru/Roz-ASharg.htm

Каменева Татьяна Ниловна Т. Н. Каменева Архив А. В. Корниловой Татьяна Ниловна Каменева родилась 15 февраля 1909 г. в Самаре в семье прокурора Тамбовского окружного суда Нила Васильевича Каменева и его жены Екатерины Николаевны (урожд. Генненберг), преподавательницы Тамбовского Александринского института бедных девиц дворянского происхождения, внучатой племянницы героя Севастопольской обороны, вице-адмирала В. А. Корнилова. Сестра Наталии Ниловны Каменевой. Нил Васильевич был старостой Тамбовского кафедрального собора, близким к архиепископу, будущему митрополиту священномученику Кириллу (Смирнову). В 1922 г. поступила в Тамбовское музыкальное училище. В 1925 г. Татьяна с Натальей уехали в Москву. Татьяна заочно окончила Историко-архивный институт. Сестры стали прихожанками храма свв. бессрр. Кира и Иоанна на Солянке (Сербское подворье), настоятелем которого был архимандрит Серафим (Битюков). После закрытия храма ближайшие знакомые Каменевых были арестованы (Мария Витальевна и Галина Витальевна Тепнины, Н. В. Трапани и многие другие. На допросы часто вызывали и Татьяну Ниловну. Она работала в это время в Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, сначала в отделе рукописей, а потом (и уже до самой своей кончины) в отделе редкой книги, где занималась старопечатными церковными изданиями. Была уникальным специалистом. Составила вместе с А. А. Зерновой каталог старопечатной книги, защитила диссертацию. Постоянно помогала заключенным, ссыльным и недавно вернувшимся из заключения, в их числе были иеромонах Иеракс (Бочаров) и святитель Афанасий. Скончалась 10 марта 1985 г. Похоронена на Введенском кладбище г. Москвы. 1. Не позднее 19 марта 1958 г. Дорогой Владыко! Очень рада, что могу наконец написать Вам и поблагодарить за книгу и всю Вашу доброту ко мне. Я очень чувствую, как этого не заслуживаю, и не умею выразить благодарность за все. Книга мне очень дорога и полезна. Не говоря уже обо всем другом, моя работа кропотлива. Я ведь во всех изданиях срисовываю буквы крупные.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Концерт-реквием " Исповедники Православия после гибели империи " 27 января 2012 г. 01:00 Общее духовное наследие Традиция, которая объединяет православные народы, сохранялась на протяжении столетий и дошла до нас трудами подвижников благочестия, верных Христу по апостольскому слову " даже до смерти " . Поэтому так много сил Церковь должна прилагать и прилагает, чтобы память о них была жива в сердцах людей. Российско-греческая мемориальная акция " От Рождества до Воскресения " знакомит жителей нашей страны с неизвестными для многих святыми новомучениками, примерами живой веры, которую имели балканские народы во времена долгих столетий оттоманского владычества. Инициаторами акции стали не только священнослужители Константинопольской, Русской, Кипрской, Элладской Церквей и дипломаты России, Греции и Кипра, но и члены греческой диаспоры Казахстана, где живут потомки погибших за веру понтийских греков. На Афоне потомственным иконописцем Иваном Мастеропуло специально была написана икона новомучеников и исповедников Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта XV-XX вв. На иконе изображены равноапостольный священномученик Косма Этолийский, новомученик Ахмет Краснописец Константинопольский, новомученик Дука, портной Митилинский, новомученик Михаил Смирнский, святая новомученица Ирина и исповедник Иоанн Русский. Этот образ делегация Святой Горы принесла в дар Русской Церкви. Во время передачи иконы Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, члены делегации " просили помощи Его Святейшества, чтобы о греческих новомучениках узнали больше в Русской Церкви " , - рассказал " Журналу Московской Патриархии " сопровождающий святыню монах Симеон (Манакос), представитель монастыря Дионисиат в Священном Киноте Святой Горы Афон. " После падения Константинополя многие ромеи погибли, защищая свою веру. Множество людей в Элладе, Кипре, Понте стали теми, кого мы называем греческими новомучениками. Есть аналогия с российскими мучениками и исповедниками в советский период, в России многие тысячи явили великие подвиги и отстояли веру для современных поколений. Это наше общее духовное наследие, мы в нем живем и молимся " , - рассказал отец Симеон.

http://e-vestnik.ru/reports/obshchee_duh...

Обложка ноябрьского номера «Журнала Московской Патриархии» за 2021 год ЖМП 11 ноябрь 2021 /  10 ноября 2021 г. 14:00 Вышел в свет «Журнала Московской Патриархии» за 2021 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии»: Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры! В ноябре исполняется 75 лет Предстоятелю нашей Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Мы знаем, что Господь поставляет во главе Церкви именно того архипастыря, дарования которого принесут нужный в данный момент для Церкви плод.  Святейший Патриарх Кирилл, несомненно, относится к небольшому числу тех деятелей Церкви, которых можно назвать истинными богословами. Богословие здесь нужно понимать не в узко научном смысле слова и не только в значении проповеди как реализации теологических знаний. Святитель Григорий Нисский говорил о том, что если человек хочет заниматься богословием, то его жизнь должна соответствовать его вере, ибо не может быть «православия» без «праводелания». Эти слова могут быть обращены к любому пастырю, подающему своей жизнью пример верным, но они особенно важны, когда идет речь о Предстоятеле Церкви. И здесь мы видим следование этому принципу: богословие для Святейшего Патриарха Кирилла — не сухое знание святоотеческого наследия и догматических истин, но каждодневное исполнение Евангелия. Преподание примера для Церкви является важнейшей составляющей служения любого Предстоятеля, в самом образе жизни которого Церковь обнаруживает необходимое направление движения. И если вспомнить слова священномученика Иринея Лионского о том, что наше учение согласуется с Евхаристией, а Евхаристия в свою очередь подтверждает наше учение, то мы можем с уверенностью говорить о том, что свое богословское видение Церкви Святейший Патриарх Кирилл основывает на Евхаристии как на сердцевине жизни и всего христианского сообщества, и каждого верующего человека. При этом он сам много лет неуклонно следует этому принципу, и в многолюдных поездках, и в вынужденном одиночестве начиная свое служение с совершения Божественной литургии.

http://e-vestnik.ru/news/vyshel_v_svet_j...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010