Веру Православную непорочно соблюл,/подвигом добрым во святительстве подвизался еси,/священномучениче отче Владимире,/и убивающим тя рекл еси:/Господь да простит вас./Сего ради уготовася ти венец правды от Христа, Бога нашего,/Егоже, яко имеяй дерзновение, моли,/оправдание даровати нам в День Судный. Кондак, глас 4 Образ Христова милосердия являя,/покров и защищение пастве твоей был еси,/святителю отче Владимире,/в кротости страдания приемля, безбожных мучителей,/благословляя, простил еси./Темже и нам испроси у Христа Бога дух мирен и велию милость. Величание Величаем тя,/священномучениче Владимире,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь Собору новомучеников и исповедников Российских, глас 4 Днесь радостно ликует Церковь Русская,/яко мати чада, проелавляющи новомученики и исповедники своя:/святители и иереи,/царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини,/преподобныя мужи и жены и вся православныя Христианы,/во дни гонения безбожнаго/жизнь свою за веру во Христа положившия/и кровьми истину соблюдшия./Тех предстательством, Долготерпеливе Господи,/страну нашу в Православии сохрани до скончания века. Ин тропарь, глас тойже Цвети Российскаго луга духовнаго/в годину лютых гонений дивно процветший/новомученицы и исповедницы безчисленнии:/святителие и пастырие,/монаси и мирстии, мужие, жены же и дети,/добрый плод в терпении Христу принесшии,/молитеся Ему, яко насадителю вашему,/да избавит люди Своя от безбожных и злых,/да утверждается же Церковь Русская/кровьми и страдании вашими/во спасение душ наших. Кондак, глас 3 Днесь новомученицы Российстии в ризах белых предстоят Ангцу Божию/и со ангелы песнь победную воспевают Богу:/благословение, и слава, и премудрость,/и хвала, и честь, и сила, и крепость/нашему Богу во веки веков. Аминь. Ин кондак, глас 2 Новии страстотерпцы Российстии,/исповеднически поприще земное претекшии,/страданьми дерзновение приимшии,/молитеся Христу, вас укрепившему,/да и мы, егда найдет на ны испытания час,/мужества дар Божий восприимем./Образ бо есте лобызающим подвиг ваш,/яко ни скорбь, ни теснота, ни смерть/от любве Божия разлучити вас не возмогоша. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К тому времени Святейший был старейшим архиереем Русской Церкви, получившим епископское посвящение в 1913 году. Его хиротонию возглавлял прибывший в Россию на празднование 300-летия Дома Романовых Патриарх Антиохийский и всего Востока Григорий IV (Хаддад; 1859-1928). Патриарх Григорий IV был знаком с духовным наставником о. Алексия (Симанского) - архиепископом Новгородским Арсением (Стадницким; 1862-1936), который и пригласил в Новгород высокого гостя. Вместе с Патриархом в хиротонии принял участие архиепископ Арсений и епископы: Никон (Рождественский; 1851-1918), Евсевий (Гроздов; 1866-1929), Иоанникий (Дьяков) и Вениамин (Казанский; 1873-1922). Не имея возможности проследить хиротонию Антиохийского Патриарха и решая задачу исследования хиротонии русских архиереев, обратим внимание на двух архипастырей, принимавших участие в таинстве: архиепископа Арсения и епископа Вениамина. Митрополит Арсений и священномученик Вениамин Будущий митрополит, владыка Арсений на Поместном Соборе 1917-1918 годов был одним из трех кандидатов на Российский Патриарший престол, а владыка Вениамин (Казанский) весной 1917 года свободным голосованием клира и мирян Петроградской епархии был избран архиепископом Петроградским и Ладожским, в том же году получив и сан митрополита. Спустя пять лет, обвиненный в сопротивлении изъятию церковных ценностей, владыка оказался под арестом; его предали суду и в августе 1922 года - расстреляли. Лишь в 1990 году его «дело» пересмотрели и прекратили - «за отсутствием состава преступления». А два года спустя митрополит Вениамин был причислен к лику святых как священномученик, став небесным покровителем Санкт-Петербурга. Епископская хиротония владыки Арсения состоялась в феврале 1899 года в храме Христа Спасителя. Будучи тогда ректором Московской Духовной академии, владыка получил титул епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии. Священномученик Владимир В тот период времени митрополитом Московским был владыка Владимир (Богоявленский; 1848-1918), который и возглавил хиротонию архимандрита Арсения. В дальнейшем, после смерти в ноябре 1912 года митрополита Антония (Вадковского; 1846-1912), митрополит Владимир возглавил Санкт-Петербургскую/Петроградскую кафедру, пробыв в Северной столице в течение трех лет и в ноябре 1915 года получив в управление Киевскую кафедру. Убитый в январе 1918 года рядом с Киево-Печерской Лаврой, владыка Владимир стал одной из первых жертв антицерковных гонений. В 1992 году он был канонизирован Архиерейским Собором РПЦ как священномученик. Провиденциально, что канонизирован сщмч. Владимир был в то же время, что и сщмч. Вениамин, чью епископскую хиротонию в 1910 году возглавлял митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский).

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

4. Амвросий (Юшкевич) 1740–1745 (архиепископ). 5. Стефан (Калиновский) 1745–1753 (архиепископ). 6. Димитрий (Сеченов) 1757–1767 (1757–1762 гг. – архиепископ, с 1762 г. – митрополит). 7. Гавриил (Петров) 1775–1800 (1775–1783 гг. – архиепископ Петербургский и Новгородский, 1783–1799 гг. – митрополит Петербургский и Новгородский, 1799–1800 гг. – митрополит Новгородский; в 1775–1891 гг. епархия Новгородская соединена с Петербургской, с короткими перерывами). б) митрополиты Петербургские (первенствующие в Синоде с 1775 г.) 1. Никодим (Сребницкий) 1742–1745 (епископ). 2. Феодосий (Яновский) 1745–1750 (архиепископ). 3. Сильвестр (Кулябка) 1750–1761 (архиепископ). 4. Вениамин (Пуцек-Григорович) 1761–1762 (архиепископ). 5. Гавриил (Кременецкий) 1762–1770 (архиепископ). 6. Гавриил (Петров) 1770–1799 (1770–1775 гг. – архиепископ Петербургский, 1775–1783 гг. – архиепископ Петербургский и Новгородский, с 1783 г. – митрополит). 7. Амвросий (Подобедов) 1799–1818, (1799–1800 гг. – архиепископ Петербургский, 1800–1801 гг. – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1801 г. – митрополит). 8. Михаил (Десницкий) 1818–1821. 9. Серафим (Глаголевский) 1821–1843. 10. Антоний (Рафальский) 1843–1848. 11. Никанор (Клементьевский) 1848–1856. 12. Григорий (Постников) 1856–1860. 13. Исидор (Никольский) 1860–1892. 14. Палладий (Раев) 1892–1898. 15. Антоний (Вадковский) 1898–1912 (первенствующий в Синоде с 1900 г.). 16. Священномученик Владимир (Богоявленский) 1912–1915 (с 1914 г. – митрополит Петроградский). 17. Питирим (Окнов) 1915–1917 (Петроградский). 18. Святой Вениамин (Казанский) 1917–1922 (Петроградский). 19. Иосиф (Петровых) 1926–1927 (Петроградский). 20. Святой Серафим (Чичагов) 1928–1933 (Ленинградский). 21. Алексий (Симанский) 1933–1945 (Ленинградский). 22. Григорий (Чуков) 1945–1955 (Ленинградский). 23. Елевферий (Воронцов) 1955–1959 (Ленинградский). 24. Питирим (Свиридов) 1959–1960 (Ленинградский). 25. Гурий (Егоров) 1960–1961 (Ленинградский). 26. Пимен (Извеков) 1961–1963 (Ленинградский).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова. - Козельск : Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2019. - 352 с. : ил.   Житие одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь. Житие священномученика Вениамина - один из самых благородных и незабываемых примеров живой, неподдельной веры, что от древних времен является основой величайшего из христианских подвигов - подвига мученического. В эпоху лютых испытаний архиерейскую кафедру в городе, ставшем " колыбелью революции " , возглавил человек глубокой веры и преданности евангельским идеалам. Единство через страдания. Новомученики России, Украины и Беларуси. Архимандрит Дамаскин (Орловский). В сборник вошли жития новомучеников Церкви Русской, чья жизнь и исповеднический подвиг совершались на территории России, Украины и Беларуси. Жития написаны на основе большого массива архивных источников, многие из которых были впервые введены в научный оборот. Исповеднический подвиг новомучеников становится особенно понятен в своей ценности и исключительности тогда, когда он рассматривается в историческом контексте, на фоне той исторической среды и обстановки, в которой по большей части проходила их жизнь. Эта обстановка воспроизводится в житиях новомучеников с максимально возможной для исследователя точностью на основании устных и архивных источников. Книга предназначена для широкого круга читателей. Будущее в прошлом. Житие священномученика Димитрия Павского. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Книга повествует о священномученике Димитрии Павском, который родился и принял мученическую кончину в Тверской губернии, но бóльшую часть жизни прослужил в Минской епархии. Стечением обстоятельств он оказался в гуще проблем, существовавших тогда в Российской Православной Церкви, касавшихся взаимоотношений католиков и православных и разных народов, живших тогда на западной окраине Российской империи. Многое с тех пор изменилось, но не изменилось общее течение истории. Понять происходящее сегодня и до некоторой степени увидеть, что будет завтра, можно лишь хорошо зная прошлое. В книге публикуются документы, касающиеся трагических событий получения автокефалии Православной Церкви в Польше. Книга предназначена для широкого круга читателей.  Москва : Региональный общественный фонд " Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви " , 2021. - 251 с.: ил.

http://fond.ru/izdaniya-fonda/otdel-nye-...

В ходе войны И.В. Сталин осуществил очередной «маневр»: он изобразил себя радетелем прав верующих и отложил вопрос о построении «безрелигиозного общества» на неопределенное время. Русская Православная Церковь смогла в значительной степени восстановить свою структуру, хотя открытие приходов на неоккупированной территории было сведено до минимума. Во время войны к церковной работе среди многих других вернулся и заштатный протоиерей Николай Чуков. Приговоренный к расстрелу по делу митрополита Вениамина, но помилованный, о. Николай в 1924–1935 годах продолжал служить на приходе в Ленинграде, а затем был выслан в Саратов. В октябре 1942 года он принял постриг с именем Григорий и стал архиепископом Саратовским. Через три года архиепископ Григорий (Чуков) был утвержден митрополитом Ленинградским и Новгородским. Митрополит Григорий безбоязненно свидетельствовал свою любовь к убиенному митрополиту Вениамину. Не зря секретный осведомитель сообщал властям, что «бывшие поклонницы Митрополита Вениамина... концентрируются ныне ... вокруг Академического храма» 1168 (Ленинградская Духовная академия и ее храм были любимыми детищами митрополита Григория). Получив в одном из корпусов Александро-Невской лавры помещение для епархиального управления и архиерейской резиденции, митрополит распорядился написать и разместить на стенах большого зала портреты всех архипастырей С.-Петербурга – Петрограда – Ленинграда. Едва ли случайно портрет митрополита Вениамина в этой галерее оказался одним из самых притягательных и выразительных. По благословению митрополита Григория в Николо-Богоявленском кафедральном соборе при совершении «чина» торжества Православия возобновилось перечисление имен всех усопших архипастырей города на Неве, с возглашением им «Вечной памяти». Таким образом, стало возможным хотя бы раз в году, совершать публичное поминовение убиенного митрополита Вениамина. В 1946 году митрополиту Григорию довелось встретить годовщину казни Петроградского святителя далеко от «всеслышащих ушей» родины – в Париже, куда он был командирован возглавить погребение митрополита Евлогия (Георгиевского). Похороны пришлись на 12 августа. 1169 Наступал уже вечер, когда на кладбище Сент-Женевьев де Буа митрополит остался один на один с 40-летним священником Борисом Старком. В разговоре выяснилось, что о. Борис родом из Петербурга. Митрополит поинтересовался, не узнает ли тот его и, получив отрицательный ответ, назвал свою фамилию. О дальнейшей беседе о. Борис вспоминал: «Я совсем сконфузился и пробормотал: «Как же, Владыко, ведь Вас расстреляли вместе с Владыкой Вениамином». Владыка усмехнулся и сказал: «Как видите, не совсем, не до конца», – и рассказал мне подробности процесса, о которых я не знал, будучи уверен, что он был тоже расстрелян». На вопрос о. Бориса: «А Вы помните, какой сегодня день?» – митрополит ответил: «Ну как же, эти дни у меня на всю жизнь в памяти»... 1170

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Имя священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, расстрелянного в 1922 году по приказу богоборческой власти, для жителей Санкт-Петербурга имеет особое значение. Это имя одного из самых близких по времени наставников нашего спасения. На нем, богомудром кормчем корабля Петроградской епархии Русской Православной Церкви, достойно встретившем натиск бурного революционного времени, сбылись слова св. апостола Павла: «Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» ( Рим.8:28 ). Святителю пришлось возглавить Петроградскую Епархию в условиях, когда Церковь в одночасье была лишена всего: имущественных и юридических прав, казенных ассигнований, а главное, оказалась в условиях жесточайших преследований. Однако в тот короткий период (1918–1921) в условиях отделения от государства Церковь – среди кровавых на нее гонений – обрела внутреннюю духовную свободу первых веков христианства. Владыка не уставал повторять своей пастве: «К свободе призваны вы, братие, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовию служите друг другу» ( Гал.5:13 ). И в Петрограде, под омофором митрополита Вениамина, эта свобода принесла плод сторицей: и на приходском уровне, и в области духовного просвещения и богословского образования, и в деле объединения духовенства и мирян. Потому исторический опыт церковной жизни города на Неве в «Вениаминовскую эпоху» поистине бесценен. Не менее назидательно и письменное наследие митрополита Вениамина – выдающегося педагога, церковного администратора, проповедника и молитвенника. В годину, когда большевикам удалось соблазнить и увлечь массы своими лживыми лозунгами, Петроградский святитель «лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение» ( Евр.11:25 ). Многие десятилетия печать клеветы и забвения скрывала его кристально чистый образ. Слава Богу, это время ушло в невозвратное прошлое. Теперь, когда Церкви вновь предоставлена свобода, перед каждым встает задача принести «достойный плод покаяния» ( Мф.3:8 ). Откликнемся же на призыв священномученика митрополита Вениамина «действовать, работать, не покладая рук», принимая «посильное и возможное, но деятельное и живое участие в жизни приходской, служа общему делу приходскому и живя его интересами».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Известный православный богослов Жан-Клод Ларше пытается выработать квинтэссенцию учения о телесных болезнях и их излечении. Исследуя эту тему, автор опирается на Священное Писание, труды святых отцов, литургические тексты и учение о Таинствах Церкви. «Возвращение родника» и другие рассказы Владимир Крупин Владимир Крупин необычайно близок к читателю, и достигается подобная близость, соседствующая с прямым собеседованием, редкой откровенностью и открытостью, живой обращенностью к столь же заинтересованному в их общем деле человеку Священномученик Владимир (Богоявленский) Митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский; 1848–1918) — единственный иерарх Русской Православной Церкви, последовательно занимавший все три митрополичьи кафедры в Российской империи — Московскую, Петербургскую и Киевскую. Свой жизненный подвиг он завершил в 1918 году, став одним из первых новомучеников Русской Православной Церкви в сане архиерея и одним из первых небесных молитвенников за Россию в годы жесточайших гонений. Священномученик Вениамин (Казанский) Священномученик Вениамин (Казанский; 1873–1922) — митрополит Петроградский и Гдовский. О его жизни и подвиге стояния за Церковь на рубеже эпох повествует эта книга. Священномученик Петр (Полянский) Ольга Рожнёва Митрополит Петр (Полянский; 1862–1937) — священномученик, митрополит Крутицкий, местоблюститель патриаршего престола с 1925 по 1937 год. Продолжил дело патриарха Тихона и остался верным его позициям. Двенадцать лет он нес тяжелый крест возглавителя Русской Православной Церкви, находясь в далеких ссылках и одиночных тюремных камерах. Во многом благодаря его стойкости было сохранено единство Церкви, раздираемое ее гонителями. От Пасхи до Рождества В издательстве Сретенского монастыря вышел сборник стихотворений русских поэтов «От Пасхи до Рождества» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Иллюстрации к сборнику выполнены замечательной художницей Елизаветой Цымбаревич. В руки, Твои, Господи… Анастасия Рахлина Книга написана на основе воспоминаний прихожан храма святого Георгия Победоносца в городе Тырныаузе (на Северном Кавказе) о первом настоятеле, священнике Игоре Розине, убиенном 13 мая 2001 года, в день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского.

http://pravoslavie.ru/foto/image14651.ht...

Кроме вышеуказанных, В.П. Филимоновым написаны Жития преподобного Варнавы Гефсиманского чудотворца; исповедника протоиерея Алексия Кибардина; исповедницы старицы схимонахини Марии (Маковкиной); повесть о преподобном Феодосии Иерусалимском — Кавказском чудотворце «По вере вашей да будет вам», а также составлены краткие жития священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского; священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Ленинградского; священномученика Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского; преподобномученика Льва (Егорова), архимандрита Петроградского; исповедника митрополита Николая (Ярушевича) и других новомучеников и исповедников Российских. Книги В.П. Филимонова о великих подвижниках Православия: «По вере вашей да будет вам» (Чудотворец Феодосий Иерусалимский и его наставления); «Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа»; «Житие преподобного Серафима Вырицкого»; «Крестом отверзается Небо» (Жизнь и подвиги священномученика протоиерея Философа Орнатского); «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа»; «Житие, подвиги и чудотворения преподобного Серафима Вырицкого»; «Преподобный Варнава Гефсиманский — духовный отец преподобного Серафима Вырицкого»; «К преподобному Серафиму в Вырицу»; «Последний духовник преподобного Серафима Вырицкого» (Жизнеописание исповедника протоиерея Алексия Кибардина) и апологетическое исследование «Как создаются легенды под маской Православия» (Допустима ли неправда в Церкви?) — известны православным читателям во многих странах мира. С участием Валерия Павловича на Кино-видео компании «Православная студия Петербурга» и целом ряде федеральных телеканалов были созданы фильмы и передачи, посвященные преподобному Серафиму Вырицкому, священномученику Философу Петроградскому, преподобному Варнаве Гефсиманскому, преподобному Феодосию Кавказскому и другим святым Земли Русской. С 1993 года В.П.Филимонов является постоянным автором ежегодного литературно-художественного альманаха Союза писателей России «День русской поэзии» (редактор-составитель, лауреат литературной премии «Традиция» И.А.Сергеева). Подборки стихов Валерия Павловича опубликованы в коллективных сборниках стихов «Дорога», «И праздник Рождества и праздник Воскресения», «Время исповедания», в ряде православных периодических изданий и в обширной антологии русской поэзии «Поэзия делает землю красивой», составленной главным редактором газеты «Православный Санкт-Петербург» А.Г. Раковым. Песни на стихи В.П. Филимонова о Святой Руси звучат в исполнении известных русских православных певцов и композиторов: Геннадия Заволокина, Евгении Смольяниновой Игоря Петрова, Веры Панченко и Юрия Жеринова.

http://ruskline.ru/author/f/filimonov_va...

На третьем курсе Василий принимает монашество с именем Вениамин в честь священномученика диакона Вениамина. В ноябре 1895 года он был рукоположен в сан иеродиакона, а в мае 1896 года - в сан иеромонаха. В 1897 году отец Вениамин закончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1897 года по 1899 год он последовательно получает назначения преподавателя Рижской духовной семинарии, инспектора Холмской духовной семинарии и инспектора Санкт-Петербургской духовной семинарии. 18 февраля 1902 года отец Вениамин был возведен в сан архимандрита и направлен в Самару на должность ректора Духовной семинарии. Его удивительные организаторские способности и редкий педагогический талант буквально подняли на новую ступень деятельность учебного заведения. Тогда же ярко стал проявляться его проповеднический талант. Богослужения с его участием стали привлекать очень многих православных людей . 12 октября 1905 года архимандрит Вениамин (Казанский) вновь вернулся в Саект-Петербург. Он был назначен ректором столичной семинарии. Здесь он вновь с полной самоотдачей служил на ниве духовного просвещения, всецело пребывая в любви к меньшей братии. В это время по Промыслу Божию преданным духовным другом и соработником этого великого ревнителя веры и благочестия стал известный петербургский купец-благотворитель Василий Николаевич Муравьев - впоследствии - насельник Александро-Невской Лавры и ее духовник, а затем всероссийский старец-утешитель, прославленный в лике святых - преподобный Серафим Вырицкий. 24 января 1910 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Вениамина в епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Ее совершили три первоиерарха Русской Православной Церкви - митрополиты Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) и Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) в сослужении многих известных архиереев. На новом поприще во всей красоте своей раскрылся дивный пастырский дар Владыки Вениамина. Не на словах знал неутомимый архиерей жизнь простого трудового народа. Его можно было увидеть на далеких окраинах Петербурга, в местах изобиловавших ночлежками и притонами. Епископ Вениамин нес Слово Божие нищему люду, простым рабочим, учащейся молодежи. Часто Владыка служил литургии в храмах Общества религиозно-нравственного просвещения и Александро-Невского общества трезвости. Владыка побывал во многих уголках епархии. Его архиерейские службы в сельских храмах собирали всегда множество верующих.

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/11/...

В Светлую Пятницу митрополит Вениамин возглавил общегородское празднование в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В подобной форме оно совершалось в Петрограде впервые, причем центром его архипастырь назначил Покровско-Коломенскую церковь . За образец был избран церемониал, принятый в Константинопольском Патриархате, где этот праздник «имеет своим символическим значением вечность христианской религии» 735 . Всенощное бдение, совершенное накануне, длилось четыре часа. На литию митрополит Вениамин выходил в церковный сад, который, как и храм, был весь заполнен молящимися. В половине двенадцатого ночи по улицам Коломны двинулся крестный ход. В нем участвовали митрополит и епископ Геннадий. Народ шел с зажженными свечами, в ночной тишине раздавалось громкое пение «Христос воскресе» и пасхальных ирмосов. В самый праздник, после литургии, крестный ход с митрополитом во главе выступил из Покровской церкви к Исаакиевскому собору. По пути к нему присоединялись другие приходы. Соборное духовенство встречало процессию с хоругвями и крестами, и общее шествие направилось к Медному всаднику, а оттуда на Неву для водосвятия. Здесь митрополит Вениамин отслужил молебен о спасении Петрограда, России и об умиротворении междоусобной брани. В середине дня под звон колоколов и всенародное пение пасхальных молитвословий крестные ходы начали расходиться по своим церквам 736 . Своей вершины пасхальные шествия достигли в Неделю Антипасхи, 12 мая (29 апреля). По благословению митрополита Фомино воскресенье стало и повторением, и воспоминанием дня защиты Александро-Невской лавры – 21 января. Как весенние ручьи, крестные ходы от всех петроградских церквей стекались на площадь перед Надвратной лаврской церковью, чтобы затем двинуться грандиозным общим потоком по маршруту памятного январского дня, но уже не к Казанскому, а к Исаакиевскому собору. Главным «головщиком» всей процессии митрополит Вениамин назначил настоятеля Покровско-Коломенской церкви протоиерея Василия Акимова. Крестный ход открывали «благообразные и доброгласные» отроки и мужи, несшие фонари и кресты, за ними следовал митрополит с епископами Геннадием и Артемием 737 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010