Вся страдания темничная мужественне претерпевая,/священномучениче Петре,/мир Христов в сердце приумножил еси/и, архипастыри смиренно увещавая,/раскольники же кротко к покаянию призывая,/Бога о мире молил еси:/да будут вси едино./Мы же, прославляюще смирение твое, вопием:/моли спастися душам нашим. Слава, глас тойже: Како прославим тя, священномучениче Петре,/всем бо вся был еси:/архипастырем твердое прибежище,/верным известное упование,/мучеником похвала,/монашествующим радование,/сомнящимся правило веры,/гонимым образ терпения,/гонителем небоязненный обличитель/и всем свидетель Христов./Темже и ныне не остави нас,/на Небесех моляся,/помиловатися душам нашим. И ныне, Богородичен: К то Тебе не ублажит: Вход. Прокимен дне. И чтения. 1 . Деяний святых апостол чтение (глава 4): В о дни оны, глаголющым апостолом к людем, наидоша на них священницы: 2 . Деяний святых апостол чтение (глава 4): В о дни оны, видяще иудеи Петрово дерзновение и Иоанново: 3 . Деяний святых апостол чтение (глава 4): В о дни оны, отпущена бывша апостола: На литии стихира, глас 4. Подобен: Д ал еси знамение: Моисеева знамения приял еси:/жезл, имже народ упасл еси/и лжепастыри обличил еси,/проказу, яко многия болезни претерпел еси,/такожде и скрижали закона,/ егоже мужественне исполнил еси,/всею крепостию Бога возлюбивый/и душу свою за ближних положивый. На стиховне стихиры, глас 5. Подобен: Р адуйся: Радуйся, священномучениче Петре,/ Церковь Русская ти взывает,/храмы возсозидающи и веру утверждающи,/ейже, на тя взирающе, научаемся,/твоему смирению подражаем,/подвиги твоя чтуще, соуз любве обретаем,/молитвами твоими укрепляемся,/тя прославляюще, Бога благодарим,/подающаго нам мир и велию милость. Стих: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Радуйся, священномучениче Петре,/в вере наше утверждение/и воине Христов изрядный,/вся терпети со смирением нас научаяй,/да явимся вернии сыны Церкве/и новомучеников наших чада,/за вся благодаряще Бога,/скорбь и радость нам посылающаго/и подающаго мир и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Зачем расписывают храмы? Отвечает Анатолий Влезько , руководитель мастерской «Палехский иконостас»//Фома. - – сентябрь 2016. – С.94. – (рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »). Реклама : С.95. Школа «Фомы». Тест на знание: Кроссворд. Кроссворд составлен на основе викторин по ОПК сайта журнала «Фома»: www.foma.ru/viktorinyi///Фома. - – сентябрь 2016. – С.96. – (рубрика « Школа “Фомы”. Тест на знание »). на кроссворд ищите в материалах номера. – Ред. Школа «Фомы». История в картинках:   Первомученик и архидиакон Стефан . [Первомученик Стефан относится к числу 70-ти апостолов. Церковь особенно чтит этого святого потому, что он стал первым в истории христианства человеком, пострадавшим за Христа и прославленным как мученик. Память святого отмечается несколько раз в году, в том числе и 28 сентября, в день перенесения его мощей из Иерусалима в Константинополь]. Рисунки Екатерины Гавриловой //Фома. - –сентябрь 2016. – С.97. (рубрика « Школа “Фомы”. История в картинках »). Эпилог: 5 вопросов о номере. Отвечает Елена Чернышева , доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Московского педагогического государственного университета (МПГУ)//Фома. - – сентябрь 2016. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Открытием номера стало интервью с Евгением Водолазкиным (с.8) о его новом романе «Авиатор». Свобода выбора в обстоятельствах, казалось бы, абсолютной несвободы – вечный вопрос, безусловно, актуальный и поднятый не только в этом интервью, но и в материале «Святые в тюрьме и изгнании» (с.68) и в статье игумена Дамаскина (Орловского) о священномученике Григории Аверине (с.44), погибшем в сталинских застенках. Лично как читателя «зацепили» Истории бывших подростков (с.24). Замечательно, что этот материал получает своеобразное развитие в разделе «Вера» - в беседе о роли духовников с протоиереем Владимиром Волгиным (с.30). Эта публикация, как и ответ Александра Ткаченко на письмо в редакцию о борьбе с грехом (с.50), порождает композиционно-смысловую «рифму», которая, очевидно, призвана помочь читателю в его духовном пути. Хотелось бы видеть в журнале материалы об истории дальневосточных епархий.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-161-...

Сирота – по приговору тройки Одно из клейм житийной иконы священномученика Владимира Амбарцумова, где изображены его дети: Евгений (в будущем протоиерей) и Лидия (в будущем супруга священника, а после его кончины – монахиня) 5 сентября 1937 года отец Владимир Амбарцумов был арестован. При аресте присутствовали дети, так что, когда потом уже писали икону, на одном из клейм изобразили и нашу маму, и она, прикладываясь к иконе отца, могла видеть на ней еще и себя ребенком. Дедушку приговорили к высшей мере наказания как «тайного попа», «за участие в религиозном движении» и «за антигосударственную деятельность». Заседание тройки состоялось 3 ноября, а 5 ноября он был расстрелян на Бутовском полигоне. В его личном деле из НКВД мы нашли такую своего рода «квитанцию» о том, что приговор приведен в исполнение. Фотография из личного дела священника Владимира Амбарцумова В этот день, 5 ноября 1937 года, наша мама окончательно осиротела: ее мама умерла еще раньше, в 1923 году, от отравления. Потом маму воспитывала ее крестная. Есть воспоминания о том, что тогда мама, будучи подростком лет 15-ти, приходила из школы, делала домашнее задание, а потом забивалась в угол у печки и плакала. Серийная «квитанция» о приведении во исполнение расстрельного приговора на Бутовском полигоне Важно, что он рядом Официально дедушка был приговорен к 10 годам заключения без права переписки. Мама регулярно ходила в приемную НКВД по адресу Кузнецкий мост, 3, которая находилась рядом с Лубянской площадью, и обращалась с просьбой дать информацию об ее отце… Как она описывала, это было очень тяжело, прошение надо было подавать в какое-то окошко, там человек, не поднимая на нее глаз, каждый раз отвечал одно и то же: – Осужден на 10 лет без права переписки в особые лагеря. На улице всегда ее ждал Глеб. Они вместе шли по центру Москвы, и для нее в эти трудные минуты было большой поддержкой то, что он рядом. Война Солдат Глеб Каледа Наступила война, 1941 год. Папа в связи со смертью своей матери в одном из классов начальной школы оставался на второй год и окончил школу в 1941-м… Выпускной вечер отпраздновали 20 июня, 22-го собирались ехать к одному из одноклассников на дачу отмечать окончание школы… Но поездка по известной всем причине не состоялась. В августе 1941 года папа был призван в армию.

http://pravoslavie.ru/143546.html

14 мая комиссия представила в Политбюро свое заключение. Вынесенный Московским трибуналом приговор к высшей мере наказания был признан «справедливым по отношению ко всем 11-ти [осужденным]». В отношении 5 из них, согласно заключению комиссии, не оказалось «данных, могущих повлиять в сторону смягчения приговора», а по отношению к оставшимся 6 осужденным комиссия считала возможным «пойти максимально навстречу ходатайству прогрессивного духовенства». 18 мая Политбюро утвердило список имен 5 осужденных на смерть по Московскому делу. Однако Президиум ВЦИК во главе с М. И. Калининым некоторое время медлил с официальным утверждением приговора Московского трибунала. В связи с этим 26 мая Политбюро приняло постановление: «Указать тт. Калинину и Енукидзе на недопустимость волокиты, проявленной ими в проведении в жизнь решения Политбюро от 18.V. с. г. ...и предложить им выполнить его в течение сегодняшнего дня». В тот же день священномученики Александр Заозерский, Христофор Надеждин, Василий Соколов, прмч. Макарий (Телегин) и мч. Сергий Тихомиров были расстреляны. В отношении протоиереев Александра Добролюбова, Василия Вишнякова, Анатолия Орлова, Сергия Фрязинова, мирян М. Роханова и В. Брусиловой смертный приговор, вынесенный Московским трибуналом, постановлением Президиума ВЦИК был заменен на 5 лет тюремного заключения. Подготовка процесса над патриархом и его окружением задерживалась, т. к. занятые в антицерковных мероприятиях следственные органы, а также курировавшее их деятельность руководство РКП(б) в это время основное внимание уделяли подготовке и проведению Петроградского процесса, к-рый завершился казнью 13 авг. 1922 г. Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) , прмч. архим. Сергия (Шеина) , мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова . Также задерживались следственные мероприятия по делу большой группы духовенства и мирян Москвы, привлеченных к суду за противодействие изъятию церковных ценностей в марте-апр. 1922 г., но не попавших в число обвиняемых на 1-м Московском процессе.

http://pravenc.ru/text/2564198.html

Богородичен: О, Всепетая Богородице, Владычице,/преподобных похвало и мучеников славо,/ангелы восхваляемая и человеки воспеваемая,/избави Церковь Русскую от всякаго злаго обстояния,/Едина Благословенная. Седален, глас 5: В муках суще, святии, мучителем рекли есте:/всуе ваша дерзость и погибельна,/нам бо, еже жити – Христос,/и еже умрети – приобретение:/вместо ран телесных – светлое одеяние в Воскресении,/за безчестие – венцы нетленныя,/за узы темничныя – рай,/за изгнание – сожительство со ангелы./Тех молитвами, Христе Боже, спаси души наша. Слава, и ныне, Богородичен: Ублажим днесь, вернии, Заступницу нашу,/Та бо, удел Свой издревле избранный, Русь Православную,/во испытаниих горьких не остави,/чад Церкве Христовы во страданиих укрепи/и во обители Небесныя всели. Песнь 4 Ирмос: Христос моя Сила,/Бог и Господь,/честная церковь /боголепно поет, взывающи:/от смысла чиста о Господе празднующи. Божиим смотрением, святии,/ аще и разделени бысте телесне/и един по единому на муки от безбожных осуждени,/обаче, союзом любве Христовой связуеми,/единомудренною дружиною за Христа пострадасте,/вкупе же и в Царствие Небесное внидосте. Пастырю милостивый и богомудрый наставниче, священномучениче Александре,/града Шатурскаго изрядная похвало,/четыредесять лет во священницех благочестно пожил еси/и душу твою за паству положил еси./Буди и о нас на Небеси ходатай верен. Ублажим, вернии, священномученика Иоанна,/делателя добраго винограда Христова,/иереев удобрение, жития евангельскаго образ,/смотрением Божиим за Христа пострадавшаго,/о нас же в раи сладости непрестанно молящагося. Богородичен: Тя, необоримую Стену и спасения Утверждение, Богородице Дево, молим:/сопротивных советы разори,/людей Твоих печаль на радость преложи,/град Твой огради,/о мире мира моли,/яко Ты еси, Богородице, Упование наше. Песнь 5 Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже,/утреннюющих Ти души любовию озари, молюся,/Тя ведети, Слове Божий,/истиннаго Бога,/от мрака греховнаго взывающа. Богатство веры стяжавше, святии земли Шатурския, миру явленнии и неявленнии,/вы, страдания, яко дарование Божие, приемше,/венцы нетленными украсилися есте,/правило веры и образ исповедания нам являюще.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Зимней порой снежная метель заметала жилище пустынника, и святой терпеливо ожидал, когда весеннее солнце сгонит с него снег. Св. Никодим еще при жизни сотворил много чудес. За 7 дней до смерти св. Алексий, митрополит Московский, и Дионисий, архимандрит Троицкой лавры, в ангельских одеждах, явились к нему и возвестили о времени смерти. Перед смертью братия упросили его переселиться в обитель. Скончался преподобный в 1640 г. Мощи его почивают под спудом в Кожеезерской обители. 4-е число Св. Андрей, епископ Критский, был родом из Дамаска. 14-ти лет он оставил мир и поселился в Иерусалимской обители св. Саввы, Феодор, правитель патриархии, зная его благочестивую и подвижническую жизнь, взял его к себе на должность секретаря. Св. Андрей присутствовал на 6-м Вселенском Соборе против еретиков монофелитов, которые учили, что в Иисусе Христе хотя и два естества – божеское и человеческое, но одна божественная воля. После того был поставлен диаконом великой Софийской церкви в Константинополе, а затем и епископом на острове Крите. Скончался в 712 г. Мощи его почивают в Константинополе, в монастыре его имени. Св. Андрей оставил сочинения: слова на праздники и великий покаянный канон, читаемый Великим постом, по частям – на 1-й неделе, за повечерием, и всецело – на 5-й неделе, в четверг за утреней. Священномученик Феодор, епископ Киринейский, пострадал в 310 г. Вместе с ним замучены были жены: Лукия, Иароя и Киприлла. Мученики Феодот и Феодотия обращены были ко Христу св. мучеником Иакинфом (память 3 июля) в темнице и вскоре после его смерти усечены мечом при Траяне. Преподобная Марфа была матерью св. Симеона Дивногорца (память 24 мая). С молодых лет сердце влекло ее к монашеской жизни, но родители убедили выйти замуж. Муж ее жил недолго; тогда св. Марфа устремила все свое попечение на благочестивое воспитание сына и в самой себе показывала пример благочестия. Она любила раздавать милостыню, посещать больных, хоронить на свои средства бедных, была в высшей степени кроткой, не любила говорить много. Когда сын ее Симеон сделался знаменитым подвижником, то, посещая его, Марфа внушала ему не возноситься подвигами. Незадолго до смерти она была восхищена на небо, и Пресвятая Богородица показала ей места райского блаженства, приготовленные для праведников. По желанию сына, св. Марфа была погребена близ столпа, где он подвизался. При погребении ее совершилось немало чудес. Кончина св. Марфы полагается в 551 г. Обретение мощей преподобного Ефремия Суздальского. Читать о нем под 1 апреля. Св. мощи его были открыты в 1507 г. при перестройке устроенной им церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Сажая, он молился Господу о том, чтобы Он дал виноградным ветвям следующие четыре свойства: во-первых, чтобы сухие сучья принялись в земле, пустили корни и росли; во-вторых, чтобы виноградные ветви изобиловали ягодами; в третьих, чтобы ягоды были сладки и полезны для здоровья; в четвертых, чтобы виноград его скорее всех поспевал и созревал. Когда на утро святой Тихон вышел в сад, то увидел, что молитва его была услышана: сухие ветви принялись в земле и пустили почки; а когда тем же летом начали расти, то совершенно необычно и неестественно оказались весьма плодородными, и еще в то время, когда в других виноградниках плоды зрели, ягоды в виноградниках святого Тихона были вполне зрелы, приятны на вкус и весьма полезны для здоровья. Этот виноград не только при жизни святого Тихона обладал такой чудодейственной силой, но и по кончине его был плодороден и каждогодно плоды его поспевали ранее, чем в других виноградниках, так что 16-го июня — в день памяти святого Тихона — на выжатом вине из этого винограда было совершаемо на литургии таинство Евхаристии. Уже из двух сих чудес можно видеть, что святой Тихон был чудотворец и великий угодник Божий. В службе святого Тихона повествуется кроме того, что он пророчески предузнал и возвестил другим о времени своей кончины За таковую святость сего чудотворца Тихона да будет Богу нашему слава, ныне и всегда и во веки веков. Аминь Тропарь, глас 1: Пустынный житель, и в телеси ангел, и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Тихоне: постом, бдением, молитвою небесная дарования приим, исцеляеши недужныя, и душы верою притекающих ти. Слава давшему тебе крепость, слава венчавшему тя, слава действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас 3: В постничестве святе боголюбезном пребыв, Утешителеву силу с высоты приял еси, идол низложити прелести, люди же спасти, демоны отгнати, недуги исцеляти: сего ради почитаем тя яко Божия друга, Тихоне блаженне. В тот же день память священномученика Тигрия пресвитера и мученика Евтропия чтеца, пострадавших в начале 5 века, в Константинополе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.    17—18. Заключительное увещание — беречься увлечения лжеучениями беззаконников, быть твердыми и возрастать в благодати и познании Господа Иисуса Христа. — Будучи предварены: об опасности, какой можете подвергнуться от лжеучения лжеучителей и насмешников, о которых выше говорил апостол. — Заблуждением беззаконников: точнее — обольщением развратников (2, 7,18; 3, 3). — Не отпасть от своего утверждения: о читателях послания апостол выше говорил, что они утверждены в истине (1, 12), но это утверждение не исключает внушения и предостережения беречься, чтобы не поколебаться в вере и благодати, ибо и у утвержденных есть возможность отпасть от утверждения. — Своего утверждения: не своею силою они утверждены в вере, но милостию и благодатию Божиею. Возрастайте в благодати и познании: см. 1 Пет. 1:2; 2, 2; 2 Пет. 2, 5 и прим; Еф. 4:15; Кол. 1:10. В день вечный: день в противоположность ночи, день, не прекращающийся никогда. Выбор этого выражения объясняется изречением апостола в стихе 8-м, применительно к которому здесь может быть сказано: вечность, целая вечность, у Господа — как день один! «Это один день, вечно продолжающийся; у него нет вечера, и нет у него утра; нет в нем и солнца, ибо в нем Христос — Солнце правды (Апок. 21:23; 2 Пет. 3:13)» (Августин). Аминь.    Папий Иерапольский (ок. 60—130)- епископ Иераполя. — Ред.    Евсевий. Церковная история. II, 15.    Как бы посредством теней, неясных очертаний. — Ред.    Теней. — Ред.    Когда-то (с церк.-слав.). — Ред.    Насильно, принужденно (церк.-слав.). — Ред.    Шерстью (церк.-слав.).— Ред.    Далее автор приводит свидетельства раннехристианских писателей и богословов: Варнава — апостол от 70-ти, епископ Медиоланский, Кипрский; священномученик; Игнатий Богоносец (ок. 35 — ок. 107) — христианский святой, мученик; епископ Антиохийский; Иустин Философ и Мученик (ок. 100 — ок. 166) — христианский писатель; мученик; Киприан Карфагенский (?—258) — христианский писатель и богослов; священномученик.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Митрополит Филипп: зачем Иван Грозный приблизил к себе именно его и что потом пошло не так Сегодня часто вспоминают Ивана Грозного и почти не вспоминают святителя Филиппа. Мы о нем вообще толком ничего не знаем, не ставим ему памятников. 22.01.2023 «Услышав ненавистное имя, язычник попросту зарубил ее мечом» — история Анисии Солунской Почему Церковь во времена испытаний видит святость в том, что сама же признает смертным грехом? 12.01.2024 Вышенский затворник: его книги в советское время верующие передавали из рук в руки Весь XX век, когда почти уже не осталось в Советской России живых духовных наставников, передавали верующие из рук в руки труды и письма Феофана Затворника, и для многих первым учебником на пути приобщения к Церкви стала его книга «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». 23.01.2024 10 декабря Филиппов пост. Пища с растительным маслом. Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом (1170). Великомученика Иакова Персянина (421). Преподобного Палладия Александрийского (VI-VII). 10.12.2014 9 декабря Филиппов пост. Мирянам разрешается рыба. Преподобного Алипия столпника (640). Освящение церкви великомученика Георгия в Киеве (1051-1054). Святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1731). Преподобного Иакова отшельника Сирийского (457). 09.12.2014 9 августа Поста нет. Великомученика и целителя Пантелеимона (305). Преподобного Германа Аляскинского (1837). 08.08.2014 8 августа Священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских. Преподобного. Моисея Угрина, Печерского. День постный 07.08.2014 7 августа Успение праведной. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диакониссы (410) и Евпраксии девы, Тавеннской (413). Прп. Макария Желтоводского, Унженского (1444). 06.08.2014 6 августа Седмица 9-я по Пятидесятнице. Мц. Христины (ок. 300). Мчч. блгвв. князей Бориса и Глеба, во св. Крещении Романа и Давида (1015). ДАЛЕЕ 05.08.2014 5 августа Седмица 9-я по Пятидесятнице. Почаевской иконы Божией Матери (1675). Мчч. Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников (284-305). Прав. воина Феодора Ушакова (прославление 2001). ДАЛЕЕ 04.08.2014 4 августа Седмица 9-я по Пятидесятнице. Мироносицы равноап. Марии Магдалины (I). Перенесение мощей сщмч. Фоки (403-404). Прп. Корнилия Переяславского (1693). Собор Смоленских святых. ДАЛЕЕ 03.08.2014 3 августа Неделя 8-я по Пятидесятнице. Пророка Иезекииля (VI до Р.Х.). Прпп. Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его (ок. 590). Обретение мощей блгв. княгини Анны Кашинской (1649). ДАЛЕЕ 02.08.2014 Загрузить ещё © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/calendar

На утрени прокимен: Помяну Имя Твое во всяком роде и роде. Стих: Отрыгну сердце мое слово благо: Припев на 9-й песни: Богородице Дево, Упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих. Отпуст: Иже во объятиях праведнаго Симеона носитися изволивый нашего ради спасения Христос, истинный Бог наш: На литургии, входное: Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою. 3. Святаго праведнаго Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Благовернаго князя Романа Угличскаго (1285). Святаго равноапостольнаго Николая, архиепископа Японскаго (1912). Пророка Азарии (X в. до Р. X.). Мучеников Папия, Диодора, Клавдиана (250). Мучеников Адриана и Еввула (ок. 308–309). Мученика Власия Кесарийскаго. 4. Преподобнаго Исидора Пелусиота (ок. 436–440). Благовернаго великаго князя Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирскаго (1238). Преподобнаго Кирилла Новоезерскаго (1532). Преподобных Авраамия и Коприя Печенгских, Вологодских (XV). Мученика Иадора (III). Священномученика Авраамия, епископа Арвильскаго (ок. 344–347). Преподобнаго Николая исповедника, игумена Студийскаго (868). 5. Святыя мученицы Агафии (251). Святителя Феодосия, архиепископа Черниговскаго (преставление, 1696). Мученицы Феодулии и мучеников Елладия, Макария и Евагрия (ок. 304). Икон Божия Матери Елецкия-Черниговския (1060), Сицилийския или Дивногорския (1092), и именуемыя «Взыскание погибших». 6. Преподобнаго Вукола, епископа Смирнскаго (ок. 100). Мучениц Дорофеи, Христины, Каллисты и мученика Феофила (288–300). Мученика Иулиана (312). Мученицы Фавсты и мучеников Евиласия и Максима (305–311). Мучениц Марфы и Марии и брата их преподобномученика Ликариона отрока. Святителя Фотия, патриарха Константинопольскаго (IX). 7. Преподобнаго Парфения, епископа Лампсакийскаго (IV). Преподобнаго Луки Елладскаго (ок. 946). Мучеников 1003 Никомидийских (303). 8. Святаго великомученика Феодора Стратилата (319). Пророка Захарии Серповидца из 12-ти (ок. 520 г. до Р. X.). Святителя Саввы II, архиепископа Сербскаго (1268– 1269).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010