110. Нам ли молиться за него? Три дня чествовала Русская Православная Церковь великого священномученика за отечество святейшего Патриарха Гермогена; три дня молилась о упокоении его души в Цар­стве Небесном и возглашала ему вечную память. Бог привел мне быть участником этого светлого торжества Православия – души народ­ной, и я вынес самые отрадные впечатления с этого праздника православного русского пат­риотизма. Хочу поделиться ими со своими читателями. Торжество началось вечером 17-го февраля парастасом в Успенском соборе – этом доме Пресвятой Богородицы, за который душу свою положил святейший первосвятитель России. Здесь, с этого священного амвона, на котором стояли мы, недостойнейшие иерархи – преем­ники его святительского служения в Церкви Русской, раздавалось его грозное слово, обли­чавшее изменников Православной вере и Отечеству; с сего амвона он призывал Божие благо­словение защитникам и верным сынам Отечества; отсюда гремело его проклятие тогдашним эсэрам, эс-декам и кадетам. Эти священные своды оглашались его пламенными речами о любви и верности к несчастной Родине, к престарелому, безвольному царю Василию Иоан­новичу, горячим призывом к защите святой веры Православной. Здесь и почивает он ныне своими нетленными мощами, в укромном уголке собора, о бок с шатром над ризою Господ­ней, почивает не в могиле, а вот под этим надгробием, в гробу фиолетового бархата. Богу, дивному во святых Своих, благоугодно было возбудить в сердцах Русского народа особенную веру в его молитвенное заступление именно в наши многоскорбные дни, когда современные Салтыковы – Милюковы, Масальские – Долгоруковы и вся их компания готовы распродать нашу матушку – святую Русь оптом и в розницу не только полякам, финляндцам, но и презренным иудеям по самым дешевым ценам. В такое то время и восстает из своего гроба трехсотлетний великий покойник, восстает живым чудотворцем, напоминая русским православным людям их долг пред Родиной, пред святою своей верой, пред Церковью-матерью и Царем-Самодержцем, встает и вещает гласом знамений и чудесных исцелений:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Закрыть itemscope itemtype="" > За русский христианский социализм Выступление полковника В.В. Квачкова на Русском марше 4 ноября 2019 г. 05.12.2019 1132 Время на чтение 4 минуты Источник: Русский вестник Судари и сударыни! Братья и сестры! Товарищи! Москви чи и граждане России! Сегодня мы празднуем день Русской Победы 1612 года. Тогда для русского народа и всех православных людей России тревожным набатом прозвучали слова Патриарха Московского и всея Руси священномученика и чудотворца Гермогена: «Да будут благословенны, которые идут на очищение Московского государства, а вы окаянные московские изменники, будете прокляты!» В этот день, 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, народное ополчение, возглавляемое гражданином Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, освободило Кремль от засевших там польских захватчиков и боярских национальных изменников. И после мучительного Смутного времени в России была восстановлена Русская Православная Держава. Сейчас мы тоже живем в Смутное время. Как и тогда, государственная власть в стране, по своей сути, является оккупационной, антирусской и в целом антинародной. Современная оккупация не обязательно связана с военными патрулями захватчиков на улицах столицы побежденной страны. Советский Союз потерпел поражение в мировой холодной войне, и сейчас, чтобы убедиться, что мы живем в условиях оккупации, достаточно просто выйти на московские улицы, или прийти на рынок либо в магазин, или сесть в такси. Никакой оккупации войсками НАТО не надо: полчища в составе десятков миллионов иммигрантов, введенные в Россию нынешней, также иммигрантской государственной властью, для установления контроля над нами, уже здесь. Будем честны перед собою, необходимого национального сопротивления нет. В чем же главная и системо­образующая причина безволия, бездействия и бессильного уныния нынешнего русского народа? Сейчас я скажу то, что многим покажется неожиданным, непривычным и даже прямо не относящимся к делу. Главная причина – в утрате нами религиозно-духовной основы русского образа жизни. Религиозное невежество основной массы русского народа таково, что не позволяет осознать, что наша материальная жизнь здесь, на Земле, определяется нашей духовной связью с Богом. Мы на Земле живем так, как верим и во что верим.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/05/za_rus...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Здесь как было, так и ныне - сердце всей Руси Святой...» Московский Кремль. Фоторепортаж 09.11.2016 842 Время на чтение 8 минут «...Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал», - так в 1836 году, полемизируя с западником и либералом Чаадаевым, сказал о России и истории нашего государства Александр Сергеевич Пушкин . Это замечательное высказывание великого русского поэта мне вспомнилось на Соборной площади Московского Кремля. Здесь под открытым небом государственного историко-культурного музея-заповедника, в «сердце всей Руси Святой» (как назвал Московский Кремль поэт Валерий Брюсов) - можно сказать, предстает вся многострадальная и героическая история нашей страны. То многолюдная от российских и иностранных экскурсантов, то через несколько минут опустевшая Соборная площадь занимает самую высокую часть кремлевского холма, ее окружают Грановитая и Патриаршие палаты, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Ризоположенская церковь и Колокольня Ивана Великого. Сооружённый в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти белокаменный Успенский собор был главным кафедральным собором Русского государства вплоть до упразднения самодержавия в 1917 году. Здесь венчали на царство русских государей, избирали и поставляли на престол глав русской церкви, совершали торжественные молебны перед военными походами и по случаю побед русских войск. Здесь оглашались государственные акты и совершались ритуалы погребения митрополитов и патриархов. Так в 1547 году в Успенском соборе был венчан на царство первый русский государь Ивана IV Грозный. 26-го октября 1612 года русскими ополченцами под руководством Минина и Пожарского был освобожден от польско-литовских захватчиков Кремль. Радость победителей была омрачена известием о смерти умученного поляками Патриарха Московского Гермогена - идейного вдохновителя народного восстания 1612 года. Первым при освобождения Кремля поспешил в Успенский собор бывший в ополчении князь Хворостинин. «Покажите мне могилу отца нашего! Покажите мне могилу начальника нашей славы», - воскликнул он, и когда ему показали место захоронения священномученика, мужественный воин горько и долго плакал.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/10/...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Не бойся. Я твоя заступница " 21.07.2009 382 Время на чтение 3 минуты 21 июля - 430 лет явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. В 1579 году, по словам священномученика Патриарха Гермогена, «праведный гнев Свой Господь за наши грехи испустил... но показал нам светящиеся благодатные лучи и источник исцеления» Источник исцеления — явленная Казанская чудотворная икона Божией Матери, и 21 июля Русь ежегодно празднует память об этом великом событии. Божиим Промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иване Грозном начало продвижения России на восток. Православие просветило всю Сибирь и Дальний Восток под покровом Пречистой Богородицы. В Смутные времена чудотворная икона Казанская вдохновила и дала силы ополчению Минина и Пожарского. У князя Дмитрия Пожарского был список с Казанской чудотворной иконы. Подойдя к Москве, русское воинство три дня постилось и молилось Богоматери о победе. 22 октября 1612 года Москва была уже в руках осаждающих, 25 октября русские войска с крестным ходом вошли на Красную площадь с Казанской иконой Божией Матери впереди. Потому 22 октября установлено особое празднование Казанской иконе. Известно, что святитель Митрофан Воронежский благословил Петра Великого Казанской иконой: «Возьми икону Казанскую Божией Матери — и она поможет тебе победить злого врага. Потом перенесёшь её в новую столицу...» Накануне Полтавской битвы царю сказали, что в селении Каплуновке есть чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. Образ был доставлен государю. Перед сражением икону обнесли перед полками, сам царь долго молился. Во время битвы, 27 июня (8 июля н.ст.) 1709 года, образ Божией Матери Казанский был с русскими войсками на поле боя. И мы одержали тогда Великую Победу. В 1710 году Пётр повелел перевезти из Москвы чудотворный Казанский образ Божией Матери в Санкт-Петербург, где по молитвам перед ним совершались чудеса. В 1812 году князь Кутузов, готовясь к отъезду на фронт, молился пред этой чудотворной иконой со слезами о спасении России, и 25 декабря 1812 года, в праздник Рождества Христова, в Казанском соборе служили первый благодарственный молебен «За избавление России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Каждый видит в слове «семья» что-то свое. Для меня семья – вся моя жизнь. Вот моя мама тщетно старается научить меня правильно писать письменную букву Х, «вредные» половинки никак не хотят соединяться. А вот нарядная, душистая новогодняя елка, и мы с сестренками устраиваем под ней уютный «домик». Папа тоже тут, рассказывает нам витиеватую волшебную сказку. А вот принесенное дедушкой пасхальное яичко, алое с резным золотым крестом. И снова мама, плачущая над моей разбитой первой любовью. Воспоминания, воспоминания… На сердце становится тепло и немного грустно, слезинки просятся на волю. И я тихо молюсь за упокой своих родителей. Теперь и я – мама. Со старшим сыном пишу доклады о шелкоткачестве в Китае, с дочкой-первоклассницей пишу все ту же букву Х, а самому маленькому читаю вечную «Курочку Рябу» и «Муху-Цокотуху». Рождение семьи – какое это удивительное таинство! Хорошо помню день своей свадьбы: мне – 21 год, мужу – 23. Молодые и самоуверенные. Муж берет меня на руки и несет на 9-й этаж. Радость и ликование! Женина мама робко отзывает его в сторонку и вместе с отцом благословляет на семейную жизнь иконой Николая Чудотворца. А я неверующая, некрещеная, отношусь к этому как к народному обычаю, не понимая, что именно в этот момент Господь простирает Свою руку над нашей зарождающейся семьей. Спустя 12 лет мы повенчаемся. Оказалось, день нашей свадьбы (2 марта) и день венчания (25 мая) – это дни прославления Церковью одного и того же святого – священномученика Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси. «Чудны дела твоя, Господи!». На семнадцатую годовщину мы с мужем, не сговариваясь, пишем друг другу: «Благодарю Бога, что мы вместе». Так вот что значит «едина плоть»! Самой большой трагедией в нашей семье было отсутствие детей. В течение долгих 6 лет мы бесконечно лечились и ждали, ждали, ждали…Муж, имея веру с то самое горчичное зерно, взывал к Небу. И вот робкая, затаившаяся радость – кажется, сбылось. Поверить в беременность мы с мужем смогли, только когда наш малыш стал аккуратно толкать мамин животик. Но как много боли и скорби ждало нас впереди. Вот он, мой долгожданный сыночек, лежит в реанимации и не хочет самостоятельно дышать. Помню страх и чувство оцепенения, и снова молитва мужа. Сыночек выжил, но началась отчаянная борьба за его здоровье. В 1,5 года нас направили на операцию. И здесь началась моя трудная и долгая дорога к Богу. Молитвы не было, но появилось чувство обиды по отношению к Тому, Кого «нет». А муж по совету очень близкой нашей подруги брал сына и нес на Причастие. Извечный вопрос: «За что?» – терзал мою душу. И только сейчас я понимаю: спрашивать надо не «за что?», а «для чего?». Тогда все становится предельно ясно и просто. Димке было 2 года, мы лежали в очередной больнице, сердце рвалось отчаянием. Среди хаоса мыслей зазвучала одна, настойчиво и громко: «Я хочу верить! Люди не могут мне помочь». И наш Милосердный Господь, зная человеческую немощь, принял и это дерзкое требование.

http://pravoslavie.ru/37449.html

Статистика Шиманский Гермоген Иванович Гермоген Иванович Шиманский - автор предлагаемого вниманию читателя учебного пособия по литургике, родился в марте 1915 года в семье железнодорожного служащего на станции Бирзула (ныне город Котовск Одесской области). Он был третьим, младшим ребенком в семье. В Крещении он был наречен Гермогеном - в честь священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Отец Гермогена Шиманского, самоотверженно трудясь во время Первой мировой войны, умер рано, когда его сыну было всего два года. После смерти мужа мать Шиманского переехала с тремя сыновьями к себе на родину в Молдавию, в село Флеры, где «занималась хлебопашеством и в честном вдовстве вырастила, выучила и воспитала всех ... троих сыновей». Даже скупые строки официальных документов говорят о том, что Гермоген Шиманский обладал незаурядными способностями. Но на стезю богословия он вышел не сразу, что вполне объясняется обстоятельствами жизни тех лет. До поступления в 1945 году в Богословский институт в Москве Шиманский проделал путь обыкновенного советского человека. После окончания средней школы он поступил в техникум механизации в городе Ананьеве. Успешно окончив техникум, он поступил в 1934 году в Харьковский машиностроительный институт. Все цитаты в предисловии приводятся по «Личному делу Г.И. Шиманского», хранящемуся в архиве МДА. Этот институт он окончил с отличием в 1939 году и был оставлен аспирантом и научным сотрудником на кафедре тракторостроения. За два года пребывания в аспирантуре Шиманский сдал почти весь кандидатский минимум, в который входил и ряд гуманитарных предметов, таких, как философия, диамат, истмат, английский и немецкий языки. В связи с началом Великой Отечественной войны работа в институте была прервана. В июле 1941 года в числе других аспирантов Шиманский был откомандирован на временную работу на Харьковский завод им. Коминтерна. Осенью 1941 г. вместе с заводом переехал в Нижний Тагил, где работал инженером-конструктором. Его однокурсники по Московской Духовной Академии вспоминают, что Шиманский был причастен к разработке проекта легендарного танка Т-34. В начале 1943 года талантливого инженера из Нижнего Тагила перевели в подмосковные Мытищи.

http://lib.cerkov.ru/authors/1382

Пастырь смятенному стаду Личность эпохи Смуты Вместе с патриархом Игнатием прошло время тихих и покорных светской власти российских первосвятителей. Могучая фигура священномученика Ермогена — патриарха Гермогена (1606—1612) — поднялась в огне Смуты и наложила свой отпечаток на ход гражданской войны, переросшей во всенародную борьбу за освобождение и объединение России. По обыкновению, патриарх был избран царем и верно служил ему, но на сей раз это был не смиренный исполнитель воли государя, а самостоятельный человек с сильным характером, с глубокими личными убеждениями и смелостью отстаивать их невзирая на лица и обстоятельства. До сих пор, разгадывая загадки, связанные с первыми патриархами Иовом и Игнатием, мы обращались преимущественно к внешним обстоятельствам их жизни. Мы видели, что сама идея патриаршества не имела глубоких корней в русской мысли и возникла у Годунова как верный ход в борьбе с соперниками на пути к престолу и что замена московского митрополита патриархом означала укрепление в его лице церковной и политической опоры для самодержца в высшем эшелоне власти. Эта опора не спасла династию Годуновых и сама не устояла в буре гражданских распрей. Лжедмитрий был вознесен на престол всенародной волей вопреки сопротивлению Иова, но новый патриарх Игнатий не был беспринципным пособником еретика и предателя государственных интересов, как принято считать. Клеймо злодеев на царя и патриарха возложил хитроумный Василий Шуйский, после десятилетии интриг и заговоров добравшийся до престола. Безобидный Игнатий пострадал невинно явившийся же ему на смену Гермоген отнюдь не был агнцем для заклания. Гермоген был первым патриархом, чья личность (а не только дела) вызывала разногласия и горячие споры современников, унаследованные потомками. Даже в благопристойно приглаженной церковной истории, даже после прославления Гермогена в связи с юбилеем дома Романовых в 1913 году его несомненно выдающаяся роль в истории Российского государства и Церкви оценивалась по-разному. Особые споры вызывают мотивы поведения патриарха-мученика, загадка которых пленяла умы и его современников.

http://sedmitza.ru/lib/text/439403/

#lx_718112 #lx_718112 .lx_home_button #lx_718112 .lx_home_button svg #lx_718112 .lx_home_button svg path #lx_718112 .lx_home_button:hover #lx_718112 #lx_718112 .lx_close_button #lx_718112 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718112 .lx_no_click #lx_718112[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Наказ кандидату в Президенты России В.В. Путину Православная общественность о восстановлении Чудова и Вознесенского монастырей Московского Кремля Редакция РНЛ   10:52 06.03.2024 1065 Время на чтение 3 минуты 29 февраля 2024 года, накануне дня памяти священномученика Патриарха Ермогена (Гермогена), в редакции газеты «Русь Державная» состоялась рабочая встреча по обсуждению Наказа кандидату в Президенты России Владимиру Владимировичу Путину, касающегося вопроса восстановления двух утраченных святынь Московского Кремля – Чудова мужского и Вознесенского женского монастырей. В обсуждении Наказа приняли участие: Козлов Владимир Фотиевич – кандидат исторических наук, председатель Московского краеведческого общества, руководитель Центра краеведения, москвоведения и крымоведения РНИИ наследия им.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/05/na...

4 ноября 2011 г. 21:28 Памятник Патриарху Гермогену в Москве может быть заложен уже в следующем году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил установку памятника Патриарху Гермогену в Москве. «Господь да благословит труды по установке памятника священномученика Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси, в преддверии 400-летия его кончины и 100-летию канонизации», - говорится в патриаршем письме в адрес руководства регионального общественного Фонда содействия постановке памятника Патриарху Гермогену. Дискуссия, посвященная личности «великого печальника за Родину», стала одним из главных событий первого дня X выставки-форума «Православная Русь – к Дню народного единства», которая открылась в пятницу в Москве. Как пояснил «Церковному вестнику» сопредседатель общественного движения «Народный собор» Владимир Хомяков, один из инициаторов установки монумента, «в ближайшем будущем мы планируем предпринять конкретные шаги для реализации нашего проекта: будем обращаться к властям с просьбой о выделении земельного участка под памятник. Причем, мы будем настаивать, чтобы выделенное место соответствовало значению личности патриарха Гермогена и находилось бы не на окраине города, а в самом центре». По словам Владимира Хомякова, в начале XX века его планировали поставить на Красной площади, лицом к памятнику Минину и Пожарскому (на месте нынешнего мавзолея). После того, как власти Москвы выделят место, будет объявлен конкурс на создание скульптурной композиции. «Несколько спонсоров уже изъявили желание перечислить средства на монумент. Как и памятник Минину и Пожарскому, на который собирали всем миром медные пятаки, памятник Патриарху Гермогену станет настоящим народным проектом, который возведут на народные пожертвования», - рассказал Владимир Хомяков. В свою очередь главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев, обращаясь к участникам круглого стола, посвященного увековечиванию памяти Патриарха Гермогена, выразил надежду, что «к следующему Дню народного единства для памятника уже будет выделено место на Красной площади». «Это будет наглядным напоминанием о проповеди Патриарха Гермогена, который в Смутное время взывал к единству, которого нам не хватает и сейчас», - добавил он. Отец Владимир рассказал, что в Издательстве Московской Патриархии вышло уже несколько изданий, посвященных Патриарху Гермогену, среди них «Акафист», который выпущен по церковному оригиналу начала XX века и новый календарь, посвященный житию священномученика и изданный к столетию его канонизации.

http://e-vestnik.ru/news/pamyatnik_patri...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет В 1860 году Павел Петрович Чистяков написал картину «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков», отражающую исторические события Смутного времени, когда значительная часть Московского государства находилась под властью польско-литовских войск. Патриарх Гермоген, в частности, отказался признать русским царём польского королевича Владислава. Поэтому с 1610 года он был заточён в Чудовом монастыре в Кремле. После Пасхи 1611 года Первое ополчение осадило Москву. К патриарху явились интервенты и русский изменник боярин Салтыков. Во главе этой делегации был комендант Кремля Гонсевский. Осаждённые потребовали от Гермогена, чтобы тот подписал приказ русским ополченцам об оставлении города. В случае отказа они обещали казнить непокорного иерарха. Гермоген сказал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдёте из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы. Если останетесь, здесь я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру». В отместку захватчики оставили старца в заточении. Там 17 февраля 1612 года священномученик скончался от голода. Гермоген — важный образ для Русской Православной Церкви и русского искусства в целом. Если церковь почитает его как хранителя веры, мученика, не отказавшегося от православия, как верховного иерарха, на долю которого выпали испытания Смутного времени, то государство — как истинного патриота, который фактически пошел на смерть, отказавшись сотрудничать с захватившими Московское государство поляками. Сегодня этот образ, остававшийся в некотором смысле забытым, вновь взят на вооружение. Описание Художник изобразил патриарха Гермогена в тот момент, когда он уже находился в темнице. Он изображен в левом углу картины, облаченный в монашеское одеяние, изможденный голодом и пытками, но вместе с тем не сломленный.  Рядом с ним поляки, облаченные в воинские доспехи, щеголевато подпоясанные красными кушаками, одетые по последней моде своего времени. Они составляют контраст с сухощавой фигурой Патриарха, вооруженные до зубов, пышущие здоровьем и силой они пытаются заставить узника подписать предъявленную ему грамоту. Лица их самодовольны, напыщены, в движениях чувствуется гордость и превосходство. Отказ Патриарха вызывает у них смущение, переходящее в озлобленность и гнев. Однако всё это свидетельствует об их бессилии – Патриарх остается непреклонен. В его жесте, взывающем к Богу, в его поступке мы видим неподдельную духовную силу и мужество.

http://azbyka.ru/art/patriarh-germogen-o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010