25 марта 1993 г. Священный Синод одобрил представленный Комиссией по канонизации святых проект постановления «О порядке канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви на епархиальном уровне». Согласно синодальному решению, собранные епархиальной комиссией по канонизации святых материалы, связанные с житием и кончиной подвижника, должны направляться в синодальную комиссию. По рассмотрении этих материалов и при наличии достаточных оснований для прославления подвижника, Святейший Патриарх дает благословение на его причисление клику местночтимых святых. Сама же канонизация совершается епархиальным архиереем. Такой порядок прославления подвижников для местного почитания был призван устранить возможные ошибки, поспешные, непродуманные действия в деле исключительной церковной важности и тем уберечь церковный народ от смущения и недоумений. Одним из важных деяний Архиерейского Собора 1994 г. явилось прославление митрополита Московского Филарета (Дроздова) и священномучеников протопресвитера Александра Хотовицкого, погибшего в 1937 г., и протоиерея Иоанна Кочурова, убитого вскоре после октябрьского переворота. Доклад о прославлении новых угодников Божиих сделал председатель Комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. О прославлении священномучеников Александра и Иоанна ходатайствовало священноначалие Американской Православной Церкви, потому что эти пастыри в течение долгого времени совершали церковное служение в Соединенных Штатах. Особое внимание докладчик уделил подготовке комиссией ряда исследований, связанных с предполагаемой канонизацией императора Николая II и царской семьи. Архиерейскому Собору 1997 г. митрополит Крутицкий Ювеналий представил материалы для канонизации в числе священномучеников, погибших в 1937 г., патриаршего местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра, митрополита Серафима (Чичагова) , архиепископа Фаддея (Успенского) . По докладу митрополита Ювеналия Архиерейский Собор причислил их клику священномучеников для общецерковного почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Ровно через 5 месяцев после кончины отца Иоанна, 31 марта 1918 года, когда количество поименно известных Священному Синоду убиенных священнослужителей уже достигло 15 человек, в храме Московской духовной семинарии Святейшим Патриархом Тихоном была совершена первая в истории Русской Православной Церкви XX века «заупокойная литургия по новым священномученикам и мученикам». Во время произнесения на заупокойной литургии и панихиде молитвенных возношений «Об упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных» вслед за первым убиенным архиереем митрополитом Владимиром поминался первый убиенный протоиерей Иоанн – отец Иоанн Кочуров, открывший своей страстотерпческой кончиной исповедническое служение сонма новомучеников российских XX века. Священномученик Александр (Миропольский) Во второй половине XIX века число оригинальных работ, написанных православными авторами и посвященных исламу, значительно возросло. Из дореволюционных авторов, писавших об исламе, прежде всего назовем тех, которые были прославлены Русской Православной Церковью в лике святых: святитель Филарет (Дроздов) и Игнатий (Брянчанинов) , святой праведный Иоанн Кронштадтский , святитель Николай Японский , преподобный Макарий (Глухарев) и священномученик Александр (Миропольский). Их труды входят в Предание Православной Церкви. Священномученик Александр родился в 1847 году в семье диакона Степана Гурьевича Миропольского, служившего в Покровском храме в селе Белая Гора Чистопольского уезда Казанской губернии. Начальное образование Александр получил в Духовном училище, где учителя отмечали его исключительные способности к изучению языков и советовали ему поступать в университет; как способному ученику, они усердно преподавали ему французский и немецкий языки. По окончании училища Александр поступил в Казанскую духовную семинарию и, проучившись в ней некоторое время, принял твердое решение стать священником. В 1868 году Александр окончил Духовную семинарию и отправился домой. В это время туда же приехал его брат-священник, служивший в селе Новотроицком, и пригласил его к себе погостить. Александр согласился. По дороге они заехали к благочинному, но дома его не застали; здесь хозяйствовала его сестра, Евгения, так как сам благочинный был вдов. Брат спросил Александра: «Не посватать ли нам за тебя сестру благочинного?!» – «И вот как бы какой-то туман покрыл мою голову, – вспоминал он впоследствии, – и я бессознательно отвечал: как хотите.. .» 157

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» 15 Ноя 2023 Фото: Андрей Петров, mitropolia.spb.ru В день памяти новомучеников и исповедников Санкт-Петербургской митрополии, 13 ноября, Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры совершил наместник обители епископ Кронштадтский Вениамин. В проповеди клирик обители иеромонах Алексий (Степанов) напомнил, что празднование новомученикам и исповедникам земли Санкт-Петербургской было учреждено в прошлом году, датой была выбрана мученическая кончина священномученика Иоанна Кочурова. В нынешнем году исполнилось 150 лет со дня рождения священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. Гибель этих мучеников за веру знаменовала начало небывалых гонений на Церковь в нашей стране. И сейчас на территории Украины происходят гонения. В Синем зале епархиального управления, бывшей Крестовой митрополичьей церкви, прошла конференция “Пастырское служение и духовный подвиг священномученика Вениамина, митрополита Петроградского”, организованная СПбДА и сообществом ревнителей памяти святого. “Мы собрались, чтобы почтить память одного из самых видных иерархов двадцатого столетия, — сказал, открывая конференцию, епископ Вениамин. — За Божественной литургией мы молились ему и всем новомученикам Санкт-Петербургским. Для меня личность владыки имеет особое значение — Господь судил мне в постриге носить его имя. Он действительно был популярным, его любила паства за простоту, отзывчивость, готовность обсуждать с людьми то, что их волнует. Его арестовали по ложному обвинению, потому что своей поистине христианской жизнью он мешал безбожным властям. Обращаясь к ним, он сказал: “Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: “Слава Тебе, Господи Боже, за все”. Даже в трагический момент, стоя на пороге завершения своей земной жизни, он нашел правильные слова пастыря. Страдания нами воспринимаются как нечто страшное, но владыка нашел и в них действие Божией благодати. Божественная благодать особенно изливается на тех, кто в безвыходных ситуациях не теряет веру в Бога и поступает по воле Божией. Часто приходится слышать, что пример священномучеников должен вдохновлять ныне живущих архиереев и священнослужителей. Это суждение справедливо, но неполно. Святой, независимо от сана, всегда является примером для каждого. Своей жизнью владыка показал пример истинного пастыря, который в тяжелейшее время не оставил паству, и того, каким должен быть христианин перед лицом смерти. Он свидетельствовал об истине, не боясь никого и ничего. По земным меркам его участь незавидна, но велик его венец в Царствии Небесном”.

http://azbyka.ru/news/proshla-konferenci...

…Ещё в 1941 году храм в Силламяэ взорвали, поскольку он являлся стратегическим объектом. Лишь в 1990 году под церковь иконы Казанской Божьей Матери был выделен небольшой одноэтажный финский домик на улице Речной, на самом берегу реки Сытке. В нём разобрали внутренние перегородки, отгородили алтарь, установили купол с крестом и 29 марта 1990 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II издал указ об открытии православного прихода в Силламяэ, а 4 апреля 1990 года храм был освящён архимандритом Гермогеном, иереем Александром и диаконом Алексеем Николаевым. Летом 1999 года в Силламяэ настоятель отец Николай Терентьев начал приводить в порядок храм. Территория вокруг храма была захламлена, а сам храм к этому моменту уже находился в совершенно бедственном состоянии. Вместо иконостаса – стенка из вагонки с картонными иконами руки местной художницы; царские врата – из половых досок, пол в алтаре – из прожженного линолеума. Слева от престола – прибитый к стене простой рукомойник, а под ним таз; склад был завален рухлядью; везде торчали оголённые электрические провода; в окнах алтаря вместо стёкол – глухие зелёные стеклоблоки. Пока творили новый деревянный резной иконостас, написали и первую икону для него – икону священномученика Иоанна Кочурова. Икона священномученика Иоанна Кочурова в Силламяэ Средства на написание собирали всем миром. Всем миром и устанавливали иконостас: на монтаж и установку пришли все мужчины-прихожане храма. Освятил новый иконостас и алтарь на праздник иконы Казанской Божией Матери 21 июля 2002 года митрополит Таллиннский и Всея Эстонии Корнилий. …13 ноября 2009 года в российском Пушкине и в Нарве прошли торжества, посвященные памяти Иоанна Кочурова в связи с 15-летием со дня причисления его к лику святых. По этому случаю в Нарву прибыл глава Эстонской православной церкви митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий. В храме иконы Нарвской Божией Матери Владыка провёл божественную литургию. А днём отслужил молебен в Нарвской Ваналиннаской школе, в стенах которой в бытность её мужской гимназией, преподавал Иван Кочуров.

http://pravmir.ru/moy-amerikanskiy-prade...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обретенные при раскопках в Царском Селе человеческие останки являются мощами первого священномученика ХХ века — протоиерея Иоанна Кочурова 24.11.2008 После состоявшейся недавно в Санкт-Петербурге пресс-конференции благотворителей Царского Села, посвященной подготовке к его 300-летию, в некоторых СМИ появились сообщения об останках священника, обнаруженных при раскопках фундамента взорванного большевиками собора святой великомученицы Екатерины. Разъяснения по этому вопросу дал благочинный Царскосельского округа, настоятель Софийского собора протоиерей Геннадий Зверев. Отец Геннадий в интервью сайту Санкт-Петербургской епархии " Вода живая " заявил, что останки, найденные при раскопках на Соборной площади Царского Села, — это мощи первого священномученика ХХ века отца Иоанна Кочурова . Они были обретены в крипте храма и позже были идентифицированы. Антропологические исследования, по словам отца Геннадия, проходили в Институте материальной культуры РАН. «Нам помогли также эксперты-криминалисты из ГУВД по Санкт-Петербургу и области», — отметил священник. По его словам, «святого казнили и затем глумились над его захоронением в 1939 году, подкладывая взрывчатку в крипту собора, где он был упокоен». Как отметил отец Геннадий, череп святого Иоанна был раздроблен на несколько частей. На вопрос о том, где и когда можно приложиться к мощам, священник ответил: «Они находятся в алтаре Софийского собора. По праздникам мы выносим их для всеобщего поклонения». «Позже, когда сделаем раку, и будет построен Екатерининский собор, перенесем мощи туда. В нижнем помещении храма будет музей и усыпальница Иоанна Кочурова - как у святого Иоанна Кронштадтского в Иоанновском монастыре», — добавил протоиерей Геннадий Зверев. Отец Иоанн Кочуров стал первым священномучеником, пострадавшим от коммунистов после революции. Святейший Патриарх Тихон, лично знавший батюшку, писал его вдове: " Храним в сердце твёрдое упование, что украшенный венцем мученичества, почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова " . Канонизован Русской Православной Церковью в 1994 году. Седмица.Ru Редакция текста от: 24.11.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/5862.html

Постановили: Одобрить представленный Комиссией порядок канонизации святых к неукоснительному выполнению такового во всех епархиях Русской Православной Церкви. Историко-канонические критерии в вопросе о канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями XX века (доклад Священному Синоду, представленный председателем Синодальной комиссии по канонизации святых митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием 26 декабря 1995 г.) 3 Память священномучеников, мучеников и исповедников, подвизавшихся и пострадавших в годы гонений в XX веке, свято чтится Православной Церковью . Собор новомучеников и исповедников Российских, канонизованных Архиерейскими Соборами 1989, 1992 и 1994 годов, включает ныне имена десяти угодников Божиих: святителя Тихона, Патриарха Московского, священномучеников Владимира, митрополита Киевского, Вениамина, митрополита Петроградского, архимандрита Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, священномучеников протопресвитера Александра Хотовицкого и протоиерея Иоанна Кочурова. Кроме того, еще несколько мучеников и исповедников прославлены как местночтимые святые в отдельных епархиях Русской Церкви. Почитание канонизованных и неканонизованных новомучеников является живой чертой благочестия православного народа нашего времени. По поручению Священноначалия Синодальная комиссия по канонизации святых, отвечая стремлению народа Божия к прославлению новомучеников, продолжает тщательное исследование житий и обстоятельств кончины пострадавших за Христа архипастырей, пастырей, монашествующих и благочестивых мирян. Совершая канонизацию новомучеников, Русская Православная Церковь опирается на примеры почитания мучеников в первые века христианской истории, когда Церковь возрастала из семени, каким явилась для нее кровь, пролитая мучениками за Христа. Древние мученики почитались как святые уже по самому факту пролития ими крови в свидетельство своей веры в Распятого и Воскресшего Спасителя. Но необходимым условием почитания было исповедание ими правой веры. Из этой общей нормы возможным исключением является, пожалуй, лишь один случай – с Лукианом Антиохийским, учеником которого считал себя Арий и которого святой Александр Александрийский называл последователем ересиарха Павла Самосатского. И все-таки твердых оснований считать воззрения святого мученика Лукиана еретическими нет; такой глубокий исследователь богословской мысли Древней Церкви, как В. В. Болотов писал: «В догматических воззрениях Лукиана разобраться трудно. Во всяком случае, в Символе, ему приписываемом, нет ничего благоприятствующего для арианских идей» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Спустившись в нижний храм святого благоверного великого князя Александра Невского и святой равноапостольной Марии Магдалины, гости знакомились с программой " Золотая пропорция " . " Золотая пропорция " - соотношение, заложенное в самой природе и лежащее в основе великих произведений культуры. Интерьер нижнего храма выполнен в традициях раннего христианства в полном соответствии с этим принципом. Экскурсоводы рассказывали об убранстве храма, о сюжетах росписей, сопровождая свой рассказ комментариями, затрагивающими суть христианской веры. Поскольку в нижнем храме вместо иконостаса - невысокая алтарная преграда, как в древнехристианских храмах, есть возможность наглядно рассказать об устройстве алтаря и о смысле главного богослужения христиан - Божественной литургии. Внимание всех, кто впервые переступает порог собора, привлекает выложенный в центре на полу лабиринт - символ пути человека к Богу. Экскурсовод Ирина объяснила, что название " лабиринт " - условное: в настоящем лабиринте есть тупики, ложные ходы, а здесь, если человек будет идти по указанному пути - пути веры, то он, даже временно отдаляясь, в итоге все равно придет в центр круга, то есть достигнет Царствия Небесного. Показывая гостям баптистерий для крещения взрослых полным погружением, экскурсовод Григорий обращает их внимание на то, что Крещение - одно из Таинств Церкви, это серьезный, ответственный шаг, и люди, которые принимают решение креститься " просто так " , " чтобы в жизни повезло " , совершают ошибку: Крещение - это лишь начало пути к Богу, требующего глубокой веры и желания изменить свою жизнь. Последним пунктом была программа " Новомученики и исповедники " , с которой можно было познакомиться в храме-часовне Новомучеников и исповедников Российских на территории собора. Экскурсовод - прихожанин собора и научный сотрудник Музея истории религии Александр Буров - рассказал об иконах новомучеников, присутствующих в храме. Он остановился на судьбе каждого из них: Святейшего Патриарха Тихона, митрополита Петроградского Вениамина, священномученика Иоанна Кочурова, преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Особенно подробно Александр рассказал о судьбе последнего настоятеля Феодоровского собора перед его закрытием священномученика архимандрита Льва (Егорова) и его помощниц по Александро-Невскому братству - Киры Оболенской и Екатерины Арской. Специально для " Ночи музеев " была изготовлена экспозиция-инсталляция из старых оконных рам Феодоровского собора. На этом своеобразном стенде были размещены фотографии новомучеников, непосредственно связанных с собором, и их жизнеописания.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

" Мы сегодня пришли в этот храм, чтобы помолиться ему, попросить его святых молитв, чтобы нам больше не допускать таких ошибок, которые привели к революции и Гражданской войне. Миллионы жертв пострадали из-за безумия, которое совершили наши предки. Нам нужно укреплять православную веру, хранить ее, приумножать и не отступать от Бога. Ничего хорошего без Бога и Церкви не будет. Надо в храм ходить постоянно, поддерживать храм, укреплять себя молитвами и таинствами, возрастать в вере, благочестии и добрых делах " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. За усердное служение Святой Церкви и в связи с 55-летием протоиерей Георгий Гонтарчук был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. Грамотами митрополита отмечены благотворители Евгений Попов, Вячеслав Коржов, Константин Петрухин. Храму была подарена икона святого Александра Невского. Правящий архиерей освятил памятный крест в честь священномученика Иоанна Кочурова, установленный на площади перед храмом. Протоиерей Иоанн Кочуров (1871-1917) - первый по времени новомученик, канонизирован Архиерейским Собором в 1994 году как Иоанн Царскосельский. В 1895-1907 годах служил в Алеутской и Североамериканской епархии, затем вернулся в Россию, чтобы дать образование своим детям. Служил в Эстонии, в ноябре 1916 года стал клириком Екатерининского собора. 30 октября 1917 года во время артобстрела Царского Села большевиками участвовал в крестном ходе с молитвами о прекращении междоусобной брани, во время которого произнес проповедь, призывая народ к спокойствию. 31 октября (ст. ст.) 1917 года отряды большевиков вступили в Царское Село. Несколько священников - участников крестного хода - были арестованы. Отец Иоанн пытался протестовать, за что без суда и следствия был расстрелян. Отпевание состоялось в Екатерининском соборе, где он и был погребен. Собор был взорван в 1939 году. В результате археологических раскопок в 2006 году были обретены мощи священномученика, которые с 2013 года находятся в раке восстановленного собора.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В 90-ю годовщину мученической кончины протоиерея Петра Иоанновича Скипетрова, 2 февраля, на его могиле на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры был отслужен молебен священномученику Петру, прославленному в лике новомучеников и исповедников Российских. Затем в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» состоялся вечер памяти Новомучеников Петроградских. На этом вечере присутствовали внучка отца Петра, Галина Михайловна Скипетрова, а также потомки новомучеников протоиереев Философа и Иоанна Орнатских (матушки отца Петра Скипетрова и отца Философа Орнатского были родными сестрами), мучеников Николая и Бориса Орнатских, протоиерея Петра Успенского, протоиерея Александра Васильева - последнего духовника Царской Семьи. Вел встречу редактор журнала «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», специалист по истории Церкви в XX веке Илья Попов. Илья Васильевич напомнил собравшимся, что отец Петр - первый пастырь в нашем городе, пострадавший за веру Христову в годы лихолетья (священномученик протоиерей Иоанн Кочуров погиб раньше, в октябре 1917 года, но в Царском Селе). Всего в течение одного только 1918 года в Петрограде были расстреляны более двадцати священников, из которых некоторые уже прославлены Церковью. В день своей смерти отец Петр Скипетров пришел в Александро-Невскую Лавру, потому что накануне его вызвал митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), также будущий священномученик. В Лавре уже начались беспорядки - толпа обезоружила красногвардейцев во главе с комиссаром Иловайским (чтобы спасти комиссара от неминуемой расправы, монахи вывели его через тайный ход на улицу), после чего в монастырь был послан отряд пулеметчиков. Все, кто встретился отцу Петру на пути, в том числе и его сын-семинарист, уговаривали батюшку не идти дальше. Но отец Петр пошел - и был смертельно ранен красногвардейцами в холле Митрополичьего корпуса. Близкие хотели похоронить отца Петра у храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), где он был настоятелем, но власти не разрешили, и священник был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/3/42...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 2 февраля 2008 года (20 января по ст. ст.), в 90-ю годовщину мученической кончины протоиерея Петра Иоанновича Скипетрова, на могиле священномученика на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры был отслужен молебен. Затем в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» состоялся вечер памяти Новомучеников Петроградских. На вечере присутствовали внучка отца Петра, Галина Михайловна Скипетрова, а также потомки новомучеников протоиереев Философа и Иоанна Орнатских (матушки отца Петра Скипетрова и отца Философа Орнатского были родными сестрами), мучеников Николая и Бориса Орнатских, протоиерея Петра Успенского, протоиерея Александра Васильева – последнего духовника Царской семьи. Вел встречу редактор журнала «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», специалист по истории Церкви в XX веке Илья Попов. Илья Васильевич напомнил собравшимся, что отец Петр – первый пастырь в нашем городе, пострадавший за веру Христову в годы лихолетья (священномученик протоиерей Иоанн Кочуров погиб раньше, в октябре 1917 года, но в Царском Селе). Всего в течение одного только 1918 года в Петрограде были расстреляны более двадцати священников. Некоторые прославлены Церковью, другие еще ждут своего часа. В день своей смерти отец Петр Скипетров пришел в Александро-Невскую Лавру, потому что накануне его вызвал будущий священномученик митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский). В Лавре уже начались беспорядки – толпа обезоружила красногвардейцев во главе с комиссаром Иловайским (чтобы спасти комиссара от неминуемой расправы, монахи вывели его через тайный ход на улицу), после чего в монастырь был послан отряд пулеметчиков. Все, кто встретился отцу Петру на пути, в том числе и его сын-семинарист, уговаривали батюшку не идти дальше. Но отец Петр пошел – и был смертельно ранен красногвардейцами в холле Митрополичьего корпуса.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-02-04/4...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010