Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжкую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа Моисею, и мне придется говорить ко Господу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка… Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня» ( Числ. 11:11–14 ). Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них во вся дни. А к сим кто доволен, даже и из крепльших мене! Но да будет воля Божия! Нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал, и оно пришло помимо меня, и даже помимо человеков, по жребию Божию». Интронизация патриарха состоялась 21 ноября (4 декабря) в праздник Введения в Успенском соборе Кремля. Для торжества настолования из Оружейной палаты были взяты жезл святителя Петра, ряса священномученика патриарха Ермогена, а также мантия, митра и клобук патриарха Никона . 29 ноября на Соборе была оглашена выписка из определения Священного Синода о возведении в сан митрополита архиепископов Харьковского Антония, Новгородского Арсения, Ярославского Агафангела, Владимирского Сергия и Казанского Иакова. 4. Биография святителя Тихона Святейший патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин) родился 19 января 1865 г. в деревне Клин Торопецкого уезда Псковской епархии в семье священника, который вскоре после рождения сына был переведен в уездный город. С ранних лет душа мальчика, которого отец постоянно брал с собой на службу, горела тихой любовью к храму. Образование он получил в духовном училище родного города, в Псковской семинарии и Петербургской академии. Скромный, благодушный юноша, всегда готовый помочь друзьям, он снискал привязанность товарищей по учению. Семинаристы называли его в шутку архиереем, а в академии, словно предвидя его будущее служение, студенты прозвали его за серьезность и степенность нрава патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Смотрите в «Православных вопросах». Священномученник Киприан говорит в книге «О крещении»: «Мы знаем, как должно поступать, и поскольку знаем, можем это делать». Августин в книге «О естестве и благодати», в главе 43, говорит: «Бог не велит мне делать невозможное, но, повелевая, увещевает делать то. что могу, и просить о том, чего не могу». И снова, в главе 63: «Кто согрешает в том, чего никак не может избежать, от него никоим образом не сохраниться; если же в чем согрешает, того не может соблю­дать». И снова, в главе 69: «Поскольку мы твердо верим, что Бог благ и истинен, должно верить, что Он не заповедал нам делать то, что сделать невозможно». Нечто подобное он говорит и в Слове о времени: «Бог не может давать заповеди, которые невыполнимы, ибо Он праведен. Он не может осудить человека за то, что он не может выполнить, ибо Он благ. Таковы свидетельства и многих других святых отцов. Которые мы здесь не при­водим краткости ради. Подтверждение Православного Догмата доказательствами Доказательство первое Человек может сделать больше, чем сказано в заповедях, или в точности испол­нить заповедь. Кто может больше, кто меньше, все это в одном ряду. О том, что человек может сделать больше, чем предписывает заповедь. Златоуст свидетельствует в приве­денных выше Беседах. Но и сама Истина, Христос, говорит юноше: Если же хочешь вой­ти в жизнь вечную, соблюди заповеди ( Мф. 19, 17 ). Когда же юноша сказал, что все это он сохранил от юности своей, Христос сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай свое имение и раздай нищим ( Мф. 19, 21 ), и так далее. Здесь я спрошу, сказал ли юноша правду, когда говорил, что все сохранил от юнос­ти своей, или солгал? Если он сказал правду, то человеку возможно исполнить заповеди. Если он солгал, то как же благой Всевидец Христос не обличил его ложь и не сказал ему. что никто не может соблюсти заповеди? Доказательство второе Если бы было совершенно невозможно сохранить заповеди, то никто бы и не был обязан их соблюдать, так как никто не обязан делать невозможное. Кто же и когда пове­левает человеку лететь по воздуху или сдвинуть гору, или выпить до дна море, или то, что умом человек не может постигнуть? Разве согрешает тот, кто не делает то, что заве­домо не может сделать? Или кто согрешает в том, что не может соблюсти?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

сост. А.Ф. Грушина Духовные беседы с прихожанами (1922–1929) 410 О Церкви (беседа первая) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Приступая к изучению святоотеческого подвижнического опыта с целью воспользоваться им в своей жизни, нужно, прежде всего, осознать, что же мы представляем собой как члены Церкви, в каком отношении стоим, друг к другу, к святым – одним словом, что же такое Церковь , в которую мы пришли и где думаем единственно получить спасение? Ведь мы понимаем, что вне Церкви нет спасения 411 , что без неё мы не можем двинуться по пути духовного делания. Что такое Церковь по существу и что она даёт входящим в неё верующим? Учение о Церкви мы находим во всей церковной письменности, начиная от Посланий апостольских и далее у всех отцов Церкви. Особенно чётко оно изложено и подчеркнуто первыми главными учителями: Василием Великим , Григорием Богословом и Иоанном Златоустом ; встречается и у русских отцов Церкви, в частности у Тихона Задонского и у жившего в наши дни отца Иоанна Кронштадтского . Это учение мы забыли, оторвавшись от него, и тем лишились правильного понимания нашего спасения, что не может не отразиться на самом деле спасения. Мы знаем, что митрополит Филарет в «Катехизисе» определил Церковь как общество верующих, связанных одними Таинствами, обрядами, иерархией и т. д. 412 Но спрашивается: каково же это общество в своём существе, каково его отличие от прочих человеческих обществ и в чём его высшая ценность? В святоотеческих писаниях мы не находим определения Церкви как некоего человеческого общества. Сама Церковь учит по-иному. По её учению, она есть Тело Христово. Как для общего искупления человечества Христос воплотился, принял тело человека, так для спасения каждого верующего Он оставил Тело Своё на земле. Мы, входя в Церковь , входим в Тело Христово, становимся членами этого Тела. Выражение и раскрытие приведённого определения Церкви мы находим уже у апостола Павла. В Послании к колоссянам он пишет: Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь (1:24; см. также 1:18). А в Первом послании к коринфянам, говоря им о дарах духовных, он пишет: Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих... И вы – тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор. 12:12–14.27 ). Ту же мысль мы видим у него в Послании к ефесянам: Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его ( Еф. 5:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Та подошла к Святейшему и, слыша от него такую же просьбу, сказала: «Вам тяжело будет дышать, Ваше Святейшество». «Ах, так... Ну хорошо, не надо», – ответил Святейший. Затем немного уснул. Проснувшись, он подозвал келейника и сказал: «Пригласи доктора». Сейчас же было послано за доктором Щелканом, а до его прибытия пришли врачи лечебницы. Пришедший Щелкан стал на колени у постели Святейшего, взял его за руку и спросил; «Ну, как здоровье? Как Вы себя чувствуете?» Святейший не ответил. Щелкан держал руку Святейшего; замирающий пульс говорил ему, что здесь совершается таинство смерти. Он обвёл глазами присутствующих врачей, в знак того, что жизнь угасает, надежда на благополучный исход иссякла. Минута проходила за минутой. Святейший лежал с закрытыми глазами. После маленького забытья Святейший открыл глаза и спросил: «Который час?» – «Без четверти двенадцать». «Ну, слава Богу», – сказал Святейший, точно только этого часа он и ждал, и стал креститься. «Слава Тебе, Господи!» – сказал он и перекрестился. «Слава Тебе, Господи!» – повторил он и снова перекрестился. «Слава Тебе, Господи!» – сказал он и занёс руку для третьего крестного знамени [я ]... Патриарх всея России, новый священномученик за веру православную и Русскую Церковь , тихо отошёл ко Господу. В среду, 26 марта ст.ст. в 5 час. утра, когда вся Москва ещё спала, в карете скорой помощи, тихо и незаметно Патриарх всея России из лечебницы Бакуниных был перевезён в Донской монастырь. Останки почившего сопровождали: Высокопреосвященный митрополит Пётр [Полянский], епископ Борис [Рукин]. Много дум вызывает эта смерть и сопровождавшие её обстоятельства. Верно слово Спасителя нашего: «Аще Мене изгнаша и вас изженут, аще слово Мое соблюдоша и ваше соблюдут; но сия вся творят вам за имя Мое» ( Ин. 15:20–21 ). И в судьбах Церкви, как и отдельных Её представителей, повторяется история земной жизни Господа нашего. Наш дорогой Святейший страдал за всех. Но как Христос был распят по требованию первосвященников и книжников, так и Святейший Патриарх больше всего страдал и пострадал от своих доморощенных первосвященников, фарисеев и саддукеев. Так и на Святейшем Патриархе Тихоне исполнилось предсказание пророка (Исаии): “Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни... Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу, и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих... и как овца ведён был Он на заклание... Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его” ( Ис.53:4–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Тогда – да, тогда война наша поистине послужит к нашему благу. Тревоги наших дней и надежда на Бога 104 Среди тяжелых и тревожных событий, когда нашему дорогому Отечеству приходится вести войну не с внешними только врагами, но и с внутренними, когда жизнь русского народа, выбитая из обычной колеи, лишена мира, спокойствия и безопасности, в это время каждый благонамеренный человек, кто бы он ни был по своему положению, не может не поддаваться чувству уныния и страха. Эти неудачи на войне, это противоправительственное движение и разные крамолы, эти частые и дерзкие проявления насилия и убийства – все это действует на него самым подавляющим образом. И он, в сознании своего бессилия сделать что-либо, безмолвно, но с глубокой внутренней тугой смотрит на то, что вокруг него происходит... Когда потрясаются государства и начинают колебаться все прежние вековые устои их, когда терпят крушение великие и сильные мира сего, тогда каждый чувствует под собой как бы сотрясение почвы и ему кажется, что и над ним каждую минуту могут обрушиться своды. Он чувствует себя как бы стоящим пред напором бурного горного потока, который каждый момент может хлынуть на него и увлечь за собою со всем его домом, семейством и пожитками. Бессильно и безнадежно смотрит он тогда на вершину той горы, откуда грозит ему страшное бедствие, и в чувстве невыразимой скорби и отчаяния ломает себе руки. Но если так беспомощен в борьбе с невзгодами человек, не имеющий твердой надежды на Бога, то верующий христианин взирает не на одну ту только гору, откуда грозит ему опасность... Он возводит свои взоры и к другим горам, откуда готова придти к нему помощь. И со смирением, в сердечной молитве воздевает свои руки к Богу, Который один только может спасти его от бедствия. Так должны и мы поступать теперь – в дни тяжкого испытания, потому что никто из нас не знает, чем все это кончится, пройдет ли эта гроза мимо него, или ему суждено будет попасть под удары ее. И в этом случае прекрасный пример подает нам псалмопевец Давид, который в 120-м псалме своем говорит: Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя; не дремлет и не спит хранящий Израиля ( Пс.120:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Три великих дара этой неистощимой Спасовой благостыни указует и обещает нам вышеприведенная Иорданская песнь: Духа Премудрости, Духа Разума, Духа Страха Божия, но уже и этих трех как наиболее важных, не говоря о множестве и безконечном разнообразии других, вполне достаточно, чтобы предпочесть им какое угодно земное сокровище, чтобы обогатиться так, как только может быть богат бренный человек, чтобы в слезах умиления и безпредельной благодарности воскликнуть с псалмопевцем: «Что есть человек, Господи! Яко помниши его, или сын человечь, яко посещаеши его» ( Пс.8:5 ) столь чудными неизглаголанными благодеяниями? «Приидите, приимите вси Духа Премудрости»!.. – Духа Той Самой Божественной Премудрости, Которую, по слову Божию, «прежде век от начала произвел Создатель всех» и Которая «не скончается во веки». «Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя» (Прем. Сол.7:25). «Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его» (7:26). «Она – таинница ума Божия и избирательница дел Его» (8:4). «Она вышла из уст Всевышнего и подобно облаку покрыла землю… обошла круг небесный и ходила во глубине бездны» ( Сир.24:3,5 ). «Она одна, но может все… все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков» (Прем. Сол.7:27). Она Сама есть «Дух разумный, святой, тонкий, удободвижный, светлый, чистый, ясный, благодетельный, человеколюбивый, проникающий все умные, чистые, тончайшие духи» ( Прем.22–23 ). «Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд» ( Прем.29 ). «Она дороже драгоценных камней и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею» ( Притч.3:15 ). Она начертила единым мановением этот роскошно горящий миллионами огней круг небесный, водрузила единым повелением на ничесомже эту неудержимо тяготеющую жизненосную землю, распростерла единым протяжением эти неизмеримые внеземельные пространственные бездны. Она произвела одно из величайших непостижимых чудес Своих – человека, этот в малом виде целый мир из души, представительницы мира невидимого, и тела, представителя мира видимого.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Х.4. Особая внутренняя близость семьи и Церкви видна уже из того, что в Священном Писании Христос говорит о Себе как о женихе (Мф. 9. 15; 25. 1-13; Лк. 12. 35-36), а Церковь изображается в качестве Его жены и невесты (Еф. 5. 24; Откр. 21. 9). Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью " малой церковью " . " Скажу еще и то, - пишет святой отец, - что брак есть таинственное изображение Церкви " . Домашнюю церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака. " Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева " , - восклицает Псалмопевец (Пс. 126. 3). О спасительности чадородия учил апостол Павел (1 Тим. 2. 13). Он же призывал отцов: " Не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем " (Еф. 6. 4). " Дети - не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение... Нерадение о детях - больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию... Нам нет извинения, если дети у нас развращены " , - наставляет святитель Иоанн Златоуст. Преподобный Ефрем Сирин учит: " Блажен, кто воспитывает детей богоугодно " . " Истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил " , - пишет святитель Тихон Задонский. " Родители главным образом ответственны за воспитание своих детей и вину за дурное воспитание их никому не могут приписывать, кроме себя " , - проповедовал священномученик Владимир, митрополит Киевский. " Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле " , - гласит пятая заповедь (Исх. 20. 12). В Ветхом Завете непочтение по отношению к родителям рассматривалось как величайшее преступление (Исх. 21. 15,17; Притч. 20. 20; 30. 17). Новый Завет также учит детей с любовью слушаться родителей: " Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу " (Кол. 3. 20).

http://sedmitza.ru/lib/text/429406/

Х.4. Особая внутренняя близость семьи и Церкви видна уже из того, что в Священном Писании Христос говорит о Себе как о женихе ( Мф.9:15:25, 1–13 ;  Лк.12:35–36 ), а Церковь изображается в качестве Его жены и невесты ( Еф.5:24 ;  Откр.21:9 ).  Климент Александрийский  называет семью, как и Церковь , домом Господним, а святитель  Иоанн Златоуст  именует семью «малой церковью». «Скажу еще и то, – пишет святой отец, – что брак есть таинственное изображение Церкви». Домашнюю церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева», – восклицает Псалмопевец ( Пс.126:3 ). О спасительности чадородия учил апостол Павел ( 1Тим.2:13 ). Он же призывал отцов: «Не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» ( Еф.6:4 ). «Дети – не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение… Нерадение о детях – больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию… Нам нет извинения, если дети у нас развращены», – наставляет святитель  Иоанн Златоуст . Преподобный  Ефрем Сирин  учит: «Блажен, кто воспитывает детей богоугодно». «Истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил», – пишет святитель  Тихон Задонский . «Родители главным образом ответственны за воспитание своих детей и вину за дурное воспитание их никому не могут приписывать, кроме себя», – проповедовал священномученик Владимир, митрополит Киевский. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле», – гласит пятая заповедь ( Исх.20:12 ). В Ветхом Завете непочтение по отношению к родителям рассматривалось как величайшее преступление ( Исх.21:15, 17 ;  Притч.20:20:30, 17 ). Новый Завет также учит детей с любовью слушаться родителей: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» ( Кол.3:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osno...

«Хотя эллинская философия не содержит истину во всем ее величии... тем не менее она расчищает путь ко Христу», – говорил Климент Александрийский . 9 Многие Отцы и учители Церкви пришли к христианству через изучение философии или по крайней мере всегда относились с большим уважением к ней: священномученик Иустин Философ , Климент Александрийский , блаженный Августин , святители Григорий Нисский , Григорий Богослов . В притворах древнехристианских храмов наряду с мучениками и святыми изображались Сократ, Платон и Аристотель как предтечи и провозвестниками истины... Богооткровенная религия. Большинство народов, населявших дохристианский мир, пребывали во тьме многобожия. Если и находились отдельные светлые умы, подобные греческим философам, способные вырваться из плена политеизма, все же их прозрения о едином Боге оставались чаще всего лишь догадками спекулирующего рассудка и Бог Творец представлялся далеким и абстрактным. Иные даже думали, что Бог только устроил Вселенную, только запустил, так сказать, механизм, а больше уже не вмешивается в жизнь людей, предоставив все воле судьбы – рока. Однако был один избранный народ, которому Бог вверил сокровенное знание о Себе, о сотворении мира, о смысле бытия. Древние евреи знали Бога не по книгам и не по рассуждениям мудрецов, но по собственному многовековому опыту. Они оставили Великую Книгу – Библию , которая не выдумана людьми, а дана свыше в непосредственном откровении от Бога. Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Илия, многие праведники и пророки не просто размышляли о Боге, молились Ему – они видели Его своими глазами, беседовали с Ним лицом к лицу. «...И Господь явился Аврааму и сказал ему: Я Бог Всемогущий, ходи передо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою... И пал Авраам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов... Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» ( Быт. 17:1–4, 7 ). Евреи называли Бога «Богом отцов», то есть Богом предков, и свято хранили завет, вверенный их отцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Христианская традиция видит в истории потопа прежде всего прообраз крещения. Это толкование присутствует уже в Новом Завете: апостол Пётр говорит о том, что Христос был умерщвлен по плоти, но ожил духом, «которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» ( 1Пет.3:18–21 ). Выражение διεσθησαν δι’ δατος, переданное в Синодальном переводе словами «спаслись от воды», буквально означает «спаслись через воду» («спаслись посредством воды»). Библейский потоп, таким образом, является прообразом очищения, получаемого в Крещении. По словам Григория Богослова , «благодать и сила Крещения не потопляет мир, как некогда, но очищает грех в каждом человеке, и совершенно смывает всякую нечистоту и скверну, привнесенную повреждением» 1118 . Ной в ковчеге Метрический парафраз книг Бытия и Исхода Георгия Хумна. Ок. 1600 г. (Британская библиотека, Лондон. Add MS 40724. Fol. 22r.) Сам Ной воспринимается как один из ветхозаветных прообразов Христа, а его ковчег – как прообраз Церкви. «Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева», подчеркивает священномученик Киприан Карфагенский 1119 . По словам блаженного Августина , «Ной есть прообраз Христа» 1120 , а ковчег, изготовленный из дерева, «служит образом странствующего в этом веке града Божия, то есть Церкви, получившей спасение посредством дерева, на котором был распят “посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус” ( 1Тим.2:5 )» 1121 . Завет, заключенный Богом с Ноем, в свою очередь, является прообразом того Нового Завета, который Бог заключил с людьми через Своего Единородного Сына. К этому событию вела вся последующая история человечества: Наконец, когда, по умножении в последующее время рода человеческого и уклонении его к нечестию, Бог увидел, что раны неизлечимы, то истребил творящих зло, словно некую вредную закваску, оставив этого праведника с тем, чтобы он стал корнем и начатком рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010