Первосвященники, книжники и иные вожди иудейского народа вынудили Понтия Пилата казнить Христа только по одной причине: они ужасно завидовали Его авторитету в народе и очень боялись лишиться власти. Но все их попытки спровоцировать Спасителя на какой-то неблаговидный поступок или резкое высказывание потерпели неудачу. Такими же беспомощными оказались их попытки уличить Его на суде хоть в чем-нибудь, заслуживающем наказания: пришлось звать лжесвидетелей, но и те с задачей не справились (ср.: Мк 14:55-59). Осудили Христа в итоге за «богохульство»: Он называл Себя Сыном Божиим, то есть говорил чистую правду. Самые праведные люди, попадая в тяжелые обстоятельства, соглашались, подобно одному из распятых со Христом разбойников , что достойное по делам своим приемлют (ср. Лк 23:41). Преподобный Ефрем Сирин (306-373) оказался в тюрьме по ошибке, но ему было открыто, что страдает он не безвинно: много раз вспыльчивый характер мог довести его до преступления. Ростовский митрополит Арсений (Мацеевич), прославленный как священномученик (1697-1772), написал на стене камеры, в которой окончил жизнь: «Благословен Смиривый мя». А Христос претерпел казнь, о которой страшно даже читать, абсолютно безвинно. Он принес Себя в жертву за чужие грехи. И это делает Его страдания ни на что не похожими. Тезис 4. Вся земная жизнь Иисуса Христа была страданием и самопожертвованием. И страдания эти имели смысл! В Послании апостола Павла к Филиппийцам есть место потрясающей глубины и внутренней силы. Апостол говорит о Христе: Он… уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:6-8). Сын Божий предельно смирил и унизил Себя — пришел на землю как человек и принял на Себя все последствия воплощения, вплоть до смерти, причем смерти самой страшной; так толкуют это место все отцы Церкви. Богословие сообщает нам, что Бог ни в чем не нуждается, что Он вседоволен и всеблажен… Но родившись на земле как Сын Человеческий, Сын Божий с первых же минут жизни стал нуждаться буквально во всем: в человеческой заботе, в пище, в крове, в безопасности, в тепле… И уже в младенчестве Он имел далеко не все из перечисленного. На свет Младенец Иисус явился буквально в «походных» условиях, в помещении, которое обычно использовали как загон для скота. Вскоре после Его рождения Мать и отчим, праведный Иосиф, были вынуждены бежать с Малышом в Египет, чтобы избежать гибели от меча воинов царя Ирода. А позже, уже повзрослев, Христос говорил: даже лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф 8:20).

http://foma.ru/v-chem-unikalnost-stradan...

По-видимому, апостол Павел предполагал, что пришествие Христа произойдет при его жизни: «не все мы умрем, но все изменимся» ( 1Кор. 15:51 ). В 1-м Послании к Фессалоникийцам он говорит: «...Мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших... мертвые во Христе воскреснут прежде; потом и мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу» ( 1Фес. 4:15–17 ). Однако во 2-м Послании он подчеркивает, что слова из 1-го Послания нельзя понимать буквально, «будто уже наступает день Христов». Апостол Павел указывает, что признаком близости последнего дня будет помимо скорбей и бедствий пришествие антихриста: «Да не обольстит вас никто никак, ибо (день тот не придет), доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога... Откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих... того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» ( 2Фес. 2:2–5, 8–9 ). В течение двадцати веков христианской истории об антихристе много говорили и писали. На Руси пользовалось особой популярностью «Слово о Христе и антихристе», приписываемое священномученику Ипполиту Римскому . В этом произведении об антихристе говорится следующее: «Христос явился агнцем, и антихрист явится агнцем, будучи внутри волком... Христос послал апостолов ко всем народам, и тот пошлет лжеапостолов». 312 В книге «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого» (она появилась в начале XIX в. и описывает явления этого святого, жившего в XVI в., одному афонскому монаху) содержится много пророчеств об антихристе и о последних временах. 313 Там сказано, в частности, что антихрист захватит власть над городами и селами, станет распорядителем мира и единодержцем. Ко времени пришествия антихриста мир «обнищает добродетелями, обнищает любовью, единодушием, целомудрием». Церковь «обнищает от главенства духовных властей», т.е. произойдет духовное оскудение мира и Церкви. Автор книги предсказывает революции и наступление эры социализма, отнятие частной собственности, а также увеличение стихийных бедствий...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

По крайней мере, из посланий митрополита Игнатия видно, что он в Сибири боролся с раскольником Иосифом Астоменом, бывшим по роду армянином и не чуждым армянской ереси. Астомен сослан был в Сибирь в 1660 (году). Немудрено, что подобных Астомену еретиков в Москве было большое количество, тщательно заботившихся о распространении там своей ереси и пользовавшихся для утверждения двуперстия взамен троеперстия мнимым «Феодоритовым словом». А двуперстие при этом, как двуперстие, как символ, не может содержать само по себе ни правословия, ни кривословия. После этого само собою объясняется выражение Макария, Патриарха Антиохийского: «...кто по Феодоритову писанию и ложному преданию творит (то есть двуперстным сложением крестное изображение), той проклят есть». Здесь опять речь о том же «Феодоритовом (ложном) слове», неизвестным лицом составленном, а не о двуперстии как обряде самом по себе. Макарий высказал проклятие не на двуперстие, как толковал нам наш собеседник, а на лицо – «кто... творит» – на основаниях, изложенных нами выше сего. Блаженный Августин доказал Блаженному Иерониму, что он в понимании свидетельства из Послания к Галатам: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не поиудейски, то для чего язычников принуждаешь жить поиудейски?» ( Гал.2:1114 ) – ошибается, хотя свое понимание данного текста оправдывает Оригеном , Дидимом, Аполлинарием, Евсевием Эмесским, Феодором Ираклийским, Иоанном Златоустым . Понимание данного текста сих светил церковных было таково: апостол Павел, обличая апостола Петра за его лицемерие, за поступок, не соответствующий истине евангельской, будто сим обличил не апостола Петра, а христиан из евреев с тою целию, чтобы отклонить их от исполнения обрядов Моисеева закона.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю, – так говорит пророк Давид далее в приведенном нами псалме. Таким образом, помощь, которою Он утешает себя, есть помощь Всемогущего и Всесведущего Творца мира. Господь, сотворивший небо и землю, есть не иной Кто, как Всемогущий Бог. Если же Он – Всемогущий, то, вне всякого сомнения, Он всегда может помочь нам. У Него нет к э тому недостатка в средствах. Не оскудевает в Нем для этого и желание. Если Небесный Помощник наш – Существо всемогущее и всеблагое, то само собою понятно, что Он и может помочь нам и желает сделать это. Но как нужно рассуждать в том случае, когда помощь, о которой молились мы, совсем не явилась, или же, если и явилась, то не тогда, когда мы ее ожидали? В этом случае следует быть уверенным, что помощь в том виде, как мы ее ожидали, не была бы полезна для нас, не послужила бы нам во благое и во спасение, а потому Бог и сделал нечто другое, и во всяком случае для нас лучшее. Здесь оправдываются слова Писания: Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших ( Ис.55:8–9 ). Скрывается здесь и другого рода поучительная мысль: продолжительное, терпеливое ожидание помощи делает нас более крепкими и сильными, усердными и неотступными в своих молитвах; не следует только забывать при этом, что большая нужда делает нас более близкими к Богу. Он не оказывает помощи в каждом случае, при каждой просьбе, зато не отказывает в ней тогда, когда бывает это для нас особенно полезно и нужно. Он не предупреждает с точностью и не определяет времени и часа Своей помощи, и многим приходится испытывать на себе то, что сказал Он Матери Своей Марии, когда Она просила Его помощи на браке в Кане Галилейской по случаю недостатка вина: еще не пришел час Мой ( Ин.2:4 ). Часы Бога идут не так, как наши часы: они идут иногда медленнее, а иногда быстрее, но всегда вернее, правильнее, чем наши. Господь часто долго заставляет просить, прежде чем окажет Свою помощь, как это испытали некоторые из тех, которые просили Его об исцелении, когда Он ходил по земле. Для испытания их веры, для просветления их разума и чувства, для окончательного отречения от самонадеянности Он заставлял их иногда долго ждать и много раз взывать к Нему о помощи, делая вид, будто Он хотел идти дальше, пока, наконец, после неоднократно огласившего слух Его вопля: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя, остановившись, удовлетворял их просьбу. И тем дороже была в таких случаях Его помощь, и тем большую она возбуждала радость, чем продолжительнее и крепче была о ней молитва.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Прежде всего, будучи членами тела Христова, членами Его Святой Церкви, мы должны чувствовать себя не чужими друг другу, не предоставленными самим себе одиночками, невнимательными к другим и болезненно обидчивыми, когда дело касается нашей собственной личности, но должно поступать «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг к другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» ( Еф. 4: 2–3 ). Живя в обществе, где не все являются христианами, но все составляют предмет заботливого попечения Божия, Который »хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины«, мы должны проводить »жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте« ( 1Тим. 2:4, 2 ). Именно такой жизнью будет святиться великое и всеспасительное имя Божие, будет расти и укрепляться добрая слава Церкви, возвышаться наше христианское достоинство. Будучи плотью от плоти и кровию от крови своего народа, христианин должен с особенным достоинством исполнять свой патриотический долг. Этот священный и радостный долг должны выполнять и мы, русские люди, научаясь лучшим примерам подлинно христианского патриотизма у великих святых Божиих, таких как святой благоверный великий князь Александр Невский, святитель Алексий, митрополит Московский, преподобный Сергий Радонежский, святой священномученик патриарх Гермоген, и памятуя, что великое множество известных своей святостью верных сынов нашего Отечества на протяжении многих веков усердно молилось о том, чтобы наша страна всегда была богохранимой и Святой Русью. В нашей семейной и частной жизни мы также призваны являть достоинство нашего звания, создавая вокруг себя атмосферу любви и мира, следуя замечательному завету преподобного Серафима Саровского : «Стяжи себе мирный дух, и тысячи спасутся вокруг тебя!» Звание христианина есть то бесценное сокровище, которое несравненно превосходит все ценности мира сего. Оно есть та драгоценная жемчужина ( Мф. 13:45–46 ), ради приобретения которой слышащий слово Христово и разумеющий готов пожертвовать всем, что имеет, как пожертвовал когда-то всем своим прошлым великий просветитель нашего народа святой равноапостольный великий князь Владимир. Этим званием дорожили и с достоинством несли его бесчисленные сонмы святых мучеников, исповедников, преподобных и праведников, ведомых миру и неведомых, всем сердцем возлюбивших Господа, помышлявших о горнем более, чем о земном, всегда помнивших слова нашего Спасителя: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф. 10:32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

При этом каждому, разумеется, должно быть понятно, что слова: да не когда преткнеши о камень ногу твою, относятся к предохранению не от внешнего только зла и телесных несчастий, но и от зла внутреннего, от нравственных искушений и грехопадений. Как легко и здесь может поскользнуться нога человеческая и как важно и здесь полагаться на Господа! Едва не пошатнулись ноги мои, говорит Асаф в 72-м псалме, едва не поскользнулись стопы мои, – я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых ... доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их ( Пс.72:2–3,17 ). Здесь говорится об опасности оставления пути Господня, о потере страха Божия и надежды на Бога при виде временного счастья нечестивых. Подобная опасность уклонения от истинного пути очень часто встречается в нашем земном странствовании, и если бы Господь не сохранял и не направлял нас на истинный путь, то мы низринулись бы в пропасть и погибли бы в ней. Но особенно велика бывает опасность преткнуться нравственно и уклониться от истинного пути в дни бедствий и тяжелых испытаний во внешней жизни. Вот и сейчас, когда проповедники неверия и враги наши, пользуясь нашею внутренней смутою и неудачами на войне, начинают посмеиваться над нашей якобы напрасной молитвой, говоря: нет вам спасения в Боге вашем, и плохо помогают вам ваши святые угодники и чудотворные иконы, – вот и сейчас, говорим, кто поручится за то, что эти безбожные речи не окажут на иного печального воздействия и не потрясут его веры и надежды на Бога? Как необходима, значит, для нас теперь забота об усугублении веры и надежды на Бога, дабы не усомниться в Его помощи и не отпасть от Него! В тяжелых посещениях Бога всегда есть нечто искусительное, а потому в этих случаях необходимо с большей бдительностью и с большей смиренной покорностью воле Божией стоять на страже и с большим усердием и сугубой верой молиться: «Господи, не введи нас во искушение! Господи, не отходи от нас, но охраняй и поддерживай нас, чтобы не поскользнулась нога наша»! И только один Господь может сохранить нас в такое время, когда путь нашей жизни бывает особенно стропотным и скорбным. Какое богатое утешение для истинно верующего заключается в том обещании, что Господь не допустит поколебаться ноге его, что Он предохранит его от всякого неверного шага и даст силу и мужество для сопротивления всем соблазнам и искушением тела и души! Крепче же держитесь, братия, за руку Его, и Он безопасно и безвредно проведет вас чрез все неровности вашего пути и чрез все ужасы постигших вас бедствий

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Пророк Иеремия вообще об условных обетованиях Божиих говорит ясно, именно: «Иногда Я скажу о какомлибо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о какомлибо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» ( Иер.18:710 ). Отсюда ясно, что положение Шарова о вечном, безусловном бытии Соломонова храма неправильно и положительно противоречит Священному Писанию , – ясно падение и разрушение храма Соломонова; определение же Христа о Церкви со священством и с Тайнами положительно, безусловно, непререкаемо». Шаров: «Попы, и вообще священство, не так необходимы для спасения, как о них постоянно нам толкуют. В Божественном писании вот что читаем: «Лучше бо вам без владык и без попов, от диавола поставленных до церкви ходити и православие хранити, нежели со владыками и попами, не от Бога званными, у церкви быти, и тою ругатися, и православие попирати. Не попы нас спасают...» Слышите, православные братиястарообрядцы, и вы, именуемые православные, «не попы нас спасают, или владыки, или митрополиты: но веры таиньство нашей православной и сохранение заповедей Божиих, то нас спасти хощет» 46 . В Кирилловой книге читаем в 10м послании Мелетия, Патриарха Александрийского: «Сего ради толико вам мало обнажим отступников благочестия, да ся ими не прельщаете, яко пастыри отступиша или заблудиша, яко и нам не мощно ся без них сохранити. Но несть тако, несть, мощно бо быти без них, занеже Бог их из Церкве изгнал и обесчестил, понеже недостойне тыя престолы содержат и то имя на себе носят...» 47 . Святой Афанасий Великий поучает: «Шествующии непрелестный и живоносный путь, око убо да извержем, не чувственное, но умное; сиречь аще епископ или пресвитер, суще очи церковныя, неподобне живут и соблазняют люди, подобает изврещи их, уне бо есть им без них собиратися в храм молитвенный, нежели с ними воврещися, якоже со Анною и Каиафою, в геенну огненную» 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Псалмопевец Давид в таких глубоко-назидательных выражениях советует народу еврейскому возлагать свое упование на Господа: «уповай на Господа и делай добро... Утешайся Господом и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою... Покорись Господу и надейся на Него» ( Псал. 36, 3–7 ). Пророк Исаия с сожалением сердца говорит о тех людях, которые не подчиняются воле Божией: «Горе тому, говорит пророк, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горчешнику: «что ты делаешь» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук». Горе тому, кто говорит отцу: «зачем ты произвел меня на свет» и матери: «зачем ты родила меня?»... Неужели вы хотите (говорит Господь) указывать Мне в деле рук Моих» ( Ис. 45, 9–11 ; ср. Рим. 9, 20–21 ). Тот же пророк Исаия в трогательных выражениях говорит, что мы должны безбоязненно и с надеждою на Бога предаваться Его воле. «Забудет ли, говорит он, женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, Я не забуду тебя, говорит Сам Господь» ( Ис. 49, 15 ). А пророк Иеремия, утешая народ еврейский в постигших его бедствиях, говорил: «Господь послал горе и помилует по великой благости своей» ( Плач. 3, 32 ). В Новом Завете Божественный Основатель нашей религии подал нам высочайший образец того, что мы во всем должны подчиняться воле Божией. Он очень часто говорил ученикам Своим, что творит не Свою волю, но волю Пославшего Его Отца Небесного ( Иоан. 4, 34; 6, 38 ). Перед Своими тяжелыми, смертельными страданиями Иисус Христос в молитве к Отцу Своему просит, что, если бы было возможно, пусть минует Его чаша (страданий), но к этому прибавляет: «впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» ( Лук. 22, 42 ). Иисус Христос заповедал и нам следовать Его примеру и в преподанной Им нам молитве научил нас ежедневно говорить: «да будет воля Твоя!» Апостолы, верные заповедям Спасителя, в своих писаниях заповедывали христианам жить по воле Божией и во всем предавать себя Господу, а если угодно воле Божией, то и пострадать за дела добрые, подобно тому, как Иисус Христос пострадал для нашего спасения ( 1Петр. 3, 17; 4, 2. 19 ; 2Кор. 8, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

Святитель Филарет (Дроздов) , митрополит Московский, дает такое определение Церкви: «Церковь — от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и таинствами под невидимым управлением Самого Господа и Духа Божия для вечной жизни и спасения». При всей правильности этого определения следует всё же отметить, что оно не является полным и исчерпывающим. Ибо Церковь — это не просто общество людей, объединенных одной верой, словно одной идеологией. Церковь — это не только совокупность иерархии и мирян, придерживающихся определенных жизненных принципов и участвующих в богослужении и таинствах, хотя она и не может существовать без вероучения, богослужения, таинств и соборности. Церковь — это новая жизнь обновленного человечества со Христом и во Христе, движимая Духом Святым; это Христово Царство, купленное ценой Его крови, Царство, в которое Он вводит тех, кого именует Своими детьми, тех, кто избрал Его своим Спасителем. Церковь в существе своем есть богочеловеческий организм, ибо она принадлежит и Божественному, и человеческому миру. Все живущие на земле христиане, ведущие непрестанную борьбу за свое спасение против духов злобы поднебесных (Еф. 6:12), составляют «Церковь воинствующую», в незримом и тесном единстве с которой пребывает небесная Церковь торжествующая (Евр. 12:23), состоящая из Ангелов, всех святых во главе с Богородицей и всех людей, скончавшихся в вере и благочестии. Церковь воинствующая и Церковь торжествующая составляют единый организм, который апостол Павел назвал Телом Христовым: Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом… И вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор. 12:13, 27). Господь Иисус Христос — Глава Тела Церкви. Бог Отец всё покорил под ноги Его (Христа) и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его (Еф. 1:22–23; 5:23; Кол. 1:18). Через таинства, в особенности через причастие Тела и Крови Христа под видом хлеба и вина, мы соединяемся со Христом и становимся в Нем одним телом: Один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10:17). Церковь есть евхаристическое тело Христа: Евхаристия соединяет нас с Ним и друг с другом. И чем ближе мы к Богу, тем ближе мы друг другу, чем полнее любовь ко Христу, тем сильнее любовь к ближнему. Воссоединяясь с Богом через жизнь в таинствах, мы воссоединяемся друг с другом, преодолевая нашу обычную разобщенность и отчужденность, становимся членами невидимого организма, связанными между собой узами любви. «Где истинная Церковь, там и истинная Евхаристия, где истинная Евхаристия, там и истинная Церковь»,— писал священномученик Игнатий Богоносец.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Священномученик Дионисий Ареопагит Не странно ли? Когда ты отдаешь дочь в замужество, не почитаешь несчастием, если муж отходит с нею в дальнюю сторону и там живет счастливо; потому что скорбь разлуки облегчается слухом о их благополучии; а здесь, когда не человек, но Сам Господь берет к себе твоего родственника, ты печалишься и сетуешь! Святитель Иоанн Златоуст Ты плачешь о том, что умерший оставил тебя, а не думаешь о тех, кого он нашел. Святитель Филарет, митрополит Московский Живи в Боге На могильных плитах, оставшихся в местах захоронений христиан в ранние послеапостольские времена, встречаются надписи: «Живи в Духе!», «Живи в Боге!» Сколько радости заключено в таком пожелании живых! Что может быть блаженнее для них, чем жить в Боге?! «Живи в Боге!» – в этом пожелании усопшим христиане выражали и свою веру в светлое бессмертие христианской души, приобщившейся к вечно живому Богу, и радость единения живых и мертвых в Боге, так как Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38) Единение верующего с Богом переживается блаженной радостию его души. Единение с Богом есть в то же самое время и общение христианина со всеми другими верующими. Пребывая во Христе, мы находимся в общении со всеми нашими умершими сродниками, предками нашими и со всеми теми, чей прах рассеян по всей земле уже сотни и тысячи лет. Нас всех – и мертвых и живых – объединяет Христос; и все мы – мертвые и живые – живем во Христе. Какая радость жить во Христе! Но живем ли мы во Христе? Увы, нет, не живем. Что же нам нужно, чтобы жить во Христе и чтобы Христос жил в нас? Ответ один: нам нужно не грешить. Всуе, что противно Господу, «что Он ненавидит, того ты не должен делать» (Сир. 15, 11), а должен поступать в жизни «так, как Он поступал». Чтобы Христос пребывал с нами, в нас, «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5). А это так трудно! Подвижники благочестия предпринимали великие усилия, чтобы воспламенить в себе любовь к Богу и приблизиться к Нему. Непрестанная молитва в сочетании с тщательным соблюдением заповедей Божиих способствует нашему приближению к Богу.

http://pravoslavie.ru/1631.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010