Содержание Заметка об авторе Предисловие [ко 2 изданию] ОСНОВЫ ТОЛКОВАНИЯ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ ТОЛКОВАНИЕ ВЕТХОГО ЗАВЕТА В ДРЕВНЕМ ИУДАИЗМЕ НОВОЗАВЕТНАЯ ЭКЗЕГЕЗА ВЕТХОГО ЗАВЕТА Герменевтические принципы апостола Павла РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА ВЕТХОГО ЗАВЕТА ЗАПАДНЫЕ ЭКЗЕГЕТЫ ПЕРВЫХ ЧЕТЫРЕХ ВЕКОВ ЭКЗЕГЕЗА КАППАДОКИЙСКИХ ОТЦОВ ЭКЗЕГЕЗА ВЕТХОГО ЗАВЕТА ПОСЛЕ ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА Послехалкидонский период на латинском Западе ВИЗАНТИЙСКИЕ ТОЛКОВАТЕЛИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА X-XV СТОЛЕТИЙ ЭКЗЕГЕЗА ВЕТХОГО ЗАВЕТА НА СРЕДНЕВЕКОВОМ ЗАПАДЕ ЭКЗЕГЕЗА ВЕТХОГО ЗАВЕТА У ПРАВОСЛАВНЫХ СЛАВЯН Ветхий Завет у сербов в средние века Экзегеза Ветхого Завета у русских и болгар Экзегеза Ветхого Завета у румын ЭКЗЕГЕЗА ВЕТХОГО ЗАВЕТА В XIX ВЕКЕ Ветхозаветная экзегеза у русских Ветхозаветная экзегеза у сербов Ветхозаветная экзегеза у православных румын и у греков ВЕТХОЗАВЕТНАЯ ЭКЗЕГЕЗА В XX ВЕКЕ СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ УКАЗАТЕЛИ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЦЕРКОВНЫХ ЧТЕНИЙ (ПАРИМИЙ) ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ЧТЕНИЯ СЫРНОЙ СЕДМИЦЫ И СВЯТОГО ВЕЛИКОГО ПОСТА УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН     Заметка об авторе Митрополит Амфилохий (по рождению Ристо) (Радович) родился на Рождество 7 января 1938 года в Баре Радовича на Нижней Мораче, от отца Чира и матери Милевы (урожденной Бакич). Среднюю школу он закончил в родном городе, а богословскую во имя святого Саввы в Раковице – в Белграде. Диплом на богословском факультете в г. Белград получил в 1962 году. На философском факультете в Белграде изучал классическую филологию. Большое влияние на митрополита Амфилохия оказали преподобный Иустин (Попович) , великий богослов и духовник, и святогорский старец Паисий. Впоследствии он продолжил образование в Берне и Риме, откуда переехал в православную Грецию, где прожил семь лет, принял монашеский постриг и служил священником. В этот период в Афинах он защитил докторскую диссертацию (на греческом языке) о святителе Григории Паламе . После года, проведенного на Святой Горе, он уезжает в качестве профессора в Институт святого Сергия в Париж, а с 1976 года становится профессором на Богословском факультете 1 святого Иоанна Богослова Сербской Православной Церкви в Белграде на кафедре катехетики с методикой религиозного наставления. Владеет греческим, русским, итальянским, немецким, английским и французским языками. В 1985 году избран епископом Банатским. Из Вршаца переехал в Цетинь, где в Сочельник Рождества 1991 года был хиротонисан митрополитом Черногорско-Приморским, Зетско-Бродским и Скендерийским и экзархом Печского престола. Член Союза писателей Сербии и Черногории.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

священник Георгий Завершинский Скачать epub pdf Глава 1. Пневматология ветхозаветных авторов Тема пневматологии, к которой мы обращаемся, подводит нас к необходимости уяснить происхождение учения о Святом Духе, его терминологию. Святитель Григорий Богослов пишет: «Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указание о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание. Надлежало, чтобы Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями, как говорит Давид, восхождениями от славы в славу» 6 . Опираясь на это положение святоотеческой традиции, в данной главе мы постараемся увидеть постепенное развитие представлений о Духе, не систематизируя их обособленно от христологии и триадологии 7 , но обобщая те представления у ветхозаветных авторов, которые подготовили почву для пневматологии апостола Иоанна. Открываясь Моисею, Бог называет Свое имя: «Я есмь Сущий так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» ( Исх. 3:14 ). Это обусловливает отношения народа с Тем, Кто пожелал лично открыть Себя как Сущий ( ν). Личное имя Святого Духа в Ветхом Завете (ВЗ) остается скрытым, а Его персональное бытие выявляется только опосредованно, через Его действования и принадлежность Богу. В разных книгах ВЗ Дух, сопровождая божественные действия, именуется: Дух Божий ( πνεμα θεο 8 ), Дух Господень ( πνεμα κυρου), Дух владычественный, Дух благий, в зависимости от обращения прямой речи – Дух Мой или Дух Твой; выражение «Святой Дух» ( τ πνεμα τ γιον) встречается трижды: Пс. 50:13 , Ис. 63:10,11 , когда подчеркивается Его вовлеченность в святость Бога-Троицы. Иегова – Святой Израиля, Чей Дух ведет верных к надмирной святости и восстанавливает общение их с Господом, а для тех, кто отвергает Духа, Он является судящим и наказывающим. Таким образом, мы видим, что в ВЗ выражение «Святой Дух» не используется как надлежащее имя. Только с приходом Мессии и схождением Духа в день Пятидесятницы это выражение обретает значение личного имени, которое в церковной традиции идентифицируется с Третьим Лицом Пресвятой Троицы несколько позднее 9 . Мы знаем, что в раннехристианский период апостол Павел еще использует выражения «Дух», «Дух Божий», «Дух Христов» ( Рим. 8:9–11 ) как взаимозаменяемые, ясно не различая Третью Ипостась. И лишь в более поздний период делаются шаги к раскрытию персональных свойств Духа – прежде всего в Евангелии от Иоанна и его Первом послании 10 . Насколько мы вообще можем говорить о системе иоанновского богословия в Евангелии от Иоанна и его Первом послании, настолько систематичными являются и его представления о Святом Духе, впервые в новозаветной традиции составленные как учение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Часть первая. Начальная история ветхозаветного канона от пророка и законодателя Моисея до пророка Даниила План первой части с разделением на главы Факт собирания священной ветхозаветной письменности до времен царя Иосии, когда найдена была при храме книга Закона Моисеева, послужит исходным пунктом исследования (глава первая). Вторая глава даст разъяснение того, как понимать нахождение книги Закона. Разъяснение это будет сделано, между прочим, в связи с фактом влияния на пророка Иеремию Пятокнижия, причем рассмотрением этого влияния получим подтверждение тем выводам, которые сделаны в первой главе. Отношение к священным ветхозаветным книгам пророков Иеремии и Даниила, а также ответ на вопрос о храмовой библиотеке составит содержание третьей главы. Глава первая. Наличность собирательной деятельности по священной письменности до царя Иосии Краеугольным камнем в собрании священной ветхозаветной литературы является Пятокнижие и книга Иисуса Навина. Иудейское предание всегда считало их ведущими свое начало от тех священных лиц, имена которых эти книги носят. Даже исследователи рационалистического направления, как, например, Фюрст, признают неоспоримым фактом, что предание считает зерном собрания священных книг Пятокнижие и книгу Иисуса Навина в их настоящем виде 5 . С самого начала они пользовались великим уважением. Руководители народа должны были блюсти писанный закон Божий. И написал Моисей закон сей и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам (сынов) Израилевых ( Bmop. XXXI, 9 ). Священники заботятся о распространении закона, о проведении в жизнь его влияния, о снабжении царей списками закона: Когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего ( ) с книги, находящейся у священников левитов ( Bmop. XVII, 18 ). Чтобы оградить писанный Божий закон от святотатственных покушений на его чистоту и целость, законодатель, вверяя его священникам, повелевает положить свой автограф у внешней стороны ковчега завета пред лицем Самого Бога, невидимо восседающего на херувимах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Храм и его устройство Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для Богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного. Как ветхозаветный храм (вначале – скиния) разделялся на три части: святое святых, святилище и двор ; так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор . Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает – Царство Небесное. В Ветхом Завете во святое святых никто не мог входить. Только первосвященник мог входить, один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему, когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему. Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма . В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел право входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие. Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе, для исправления. Православные храмы строятся алтарем на восток – в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа: «Солнце правды», «с высоты Востока», (т. е. «Восток свыше»); «Восток имя Ему».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Скачать epub pdf Новозаветная Пятидесятница – день, когда уверовавшим во Христа был дарован Дух Святой, Который, как мы можем прочитать в Книге Деяний Апостольских, сошел на апостолов в виде огненных языков. Священник Михаил Желтов комментирует читателям «ТД» богословские и богослужебные особенности празднования Троицы и Духова дня в преддверии этих праздничных дней. Многие богословские идеи и события христианской эпохи явились осуществлением ветхозаветных прообразов и предзнаменований. Ветхий Завет был необходим, чтобы подготовить в человечестве почву для принятия Нового Завета и христианского благовестия. Поэтому совпадение названия церковного праздника Пятидесятницы с ветхозаветным неслучайно: христианская Пятидесятница явилась осуществлением прообраза, который был дан в Ветхом Завете. В ветхозаветном годовом цикле выделялись три главных праздника: Пасха, Пятидесятница и праздник Кущей. Ветхозаветная Пасха стала прообразом Пасхи новозаветной. Первая была воспоминанием об исходе израильского народа из египетского рабства, а вторая стала праздником победы Христа над узами смерти и освобождения уверовавших в Него из рабства греху. Аналогично произошло и с Пятидесятницей, которая из праздника отдельного народа превратилась в торжество для всего человечества. Ветхозаветная Пятидесятнца – воспоминание о даровании Закона народу Израиля. Новозаветная – день, в который через дарование человечеству Святого Духа совершилось дело спасения всего человеческого рода. Ветхозаветную Пятидесятницу праздновали на 50-й день, то есть спустя семь недель после Пасхи (можно отметить, что семинедельные циклы имели особое значение в ветхозаветном календаре). Христианская Пятидесятница тоже отмечается на 50-й день после дня Воскресения Христова. Важно понимать, что Пятидесятница – ключевое событие в истории человечества, увенчавшее дело спасительного домостроительства Божия. Отправляясь на Свои Крестные страдания, Господь Иисус Христос сказал ученикам: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» ( Ин 16. 7 ). Таким образом, именно в сошествии Святого Духа на апостолов состояло исполнение земного служения Христа. С момента Пятидесятницы начинается качественно иная эпоха существования человечества, когда люди, уверовавшие во Христа, образуют церковное сообщество, мистическое тело Церкви, в котором живет Святой Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

II. Богослужение православной церкви § 6. Богослужение православной церкви Богослужение православной церкви бывает общественное и частное. Общественное Богослужение совершается в храме Божием в положенное по уставу время; частное – совершается в храме и вне храма, но время совершения его определяется нуждами и обстоятельствами жизни христиан, – от чего и называется требами. § 7. Составные части общественного Богослужения: Чтения из книг Священного Писания Общественное Богослужение состоит из чтений книг Священного Писания , из молитв и песнопений, содержащихся в Богослужебных книгах, и сопровождается особенными священнодействиями. Чтения из книг Священного Писания составляют одну из важнейших частей Богослужения православной церкви. Читаются книги ветхого и нового завета. а) Из ветхозаветных книг чаще всего читается псалтирь. Она состоит из 150 псалмов, разделенных на 20 кафизм 9 . Каждая кафизма разделяется на три славы, или части, которые чтец оканчивает: слава Отцу, и Сыну, и св. Духу,... а лик поет: и ныне и присно... Аллилуия (3-жды) слава тебе Боже... Это наз. стихословием кафизмы. Чтение псалтири бывает рядовое, т.-е. в течение недели она вся прочитывается, начиная с 1-й кафизмы на вечерни в субботу, в том порядке, в каком кафизмы стоят одна после другой. Исключение из ряда чтений сделано в пятницу; так как следующая по ряду кафизмы – 16-я и 17-я, прославляющая блаженство праведных (Блажени непорочнии), отнесены к субботе на утрени, как более сообразный с субботнею службою, посвященною прославленно праведных, непорочных душ. После кафизм во псалтири помещаются: а) песни Свящ. Писания, которые читаются и поются с каноном на утрени (в Великий, напр., пост, б) избранные псалмы с величаниями в праздники Господни и нарочитых святых 10 . Из других ветхозаветных книг чтения предлагаются в так называемых паримиях, т.-е. в избранных чтениях преимущественно из книг ветхого завета применительно к событию праздника или ко времени поста и покаяния. (Паримии читаются обыкновенно на вечернях великих праздников; а в Великий пост на вечерни, часах и на литургии преждеосвященной, – также на царских часах и на литургии Василия Великого , когда она соединяется с вечернею. Паримии помещаются в минеях и триодях на ряду в тех службах, на которых назначено читать их. Если же случится местный праздники, и празднуемому святому наряду не положено паримией в минеи месячной, тогда они берутся из общей минеи по лику святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

II. ИСТОРИЯ ПАСТЫРСТВА Учение о пастырстве-священстве в Ветхом Завете Высоко, священно и ответственно служение пастыря Церкви Христовой, священника Бога Вышняго. Оно – единственное в своем роде служение, совершенно выделяющееся из ряда обыкновенных человеческих служений. Для того, чтобы глубже понять это высокое служение пастыря в Церкви Христовой, необходимо нам вернуться в седую древность, раскрыть историю возникновения ветхозаветного священства и рассмотреть его характерные черты. Данная тема будет рассматриваться по следующему плану: 1 . Время появления жертвоприношений и молитв. 2 . Жертвоприношения патриархов и идея, лежащая в их основе. 3 . История возникновения иерархического священства в ветхозаветной Церкви. 4 . Акт посвящения ветхозаветного священства. Основные обязанности священников. 5 . Внешние и внутренние качества ветхозаветных священников. 6 . Первосвященническое служение и его особенности. 7 . Основные черты пастырской деятельности ветхозаветных пророков и их функции. Время появления жертвоприношений и молитв Еще тогда, когда Церковь состояла из двух первых человеков, служение пастырское имело место и силу. О том, что Адам до грехопадения имел непосредственное общение с Богом, «ходящим в раю» ( Быт. 5, 8 ), четко говорится в Библии . Из этих слов можно заключить, что первоначально идею пастыря Сам Бог благоволил проявить в Себе Самом. «Хождение Бога в раю что другое означает, как не Его пастырское попечение о человеке. Создав человека по образу Своему, Он запечатлел в душе его и тот образ пастырства, который в высшей степени принадлежал Ему Самому» 21 , – считает митрополит Сергий (Ляпидевский) . Когда человек пал, то он этим самым лишил себя непосредственного общения с Богом. Вместо непосредственного, живого общения с Богом первый человек прибегнул к посредственному общению через жертвоприношения и молитву. Иначе высказывается по этому поводу блаж. Августин. Возникновение жертвоприношений он относит еще к райскому состоянию первых людей. По его мнению, это были жертвы хваления, поклонения, благодарения и прошения об исполнении заповеди Божией. Эти жертвоприношения носили характер преданности Господу, они сообщали людям благодатные силы, способствовавшие духовному развитию райского человека 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

XXVI. О богоучреждённости церковной иерархии или священства Слово Божие о первоначальном установлении священства на земле нам говорит: «и возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых, И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия»: Исх.28:1–2 . «А священные одежды, которые для Аарона, перейдут после него к сынам его, чтобы в них помазывать их и вручать им священство. И Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовали Мне»: Исх.29:29:44 . «Аарону (же) и сынам его поручи (скинию откровения), чтобы они наблюдали священническую должность свою (и всё, что при жертвеннике и за завесой); а если приступит кто посторонний, предан будет смерти»: Чис.3:10 . Из того же Слова Божия видим, как поставлялись ветхозаветные священники: Исх.40:12–15:30:25–30 . Таким образом, иерархическому служению в Церкви положено начало Самим Богом, призвавшим Аарона и сынов его для священнодействования в скинии; и установившим особые священнодействия для освящения и поставления избранных на священническое служение. О том, на какое время Бог установил на земле священство из людей, читаем: «и опояшь их поясом, Аарона и сынов его, и возложи на них повязки, и будет им принадлежать священство по уставу во веки»: Исх.29:9 . «И помазание их посвятит их в вечное священство в роды их»: Исх.40:15 . Ветхозаветный закон, со всеми его постановлениями служа прообразом и тенью грядущих благ, с пришествием Мессии, утратив свою силу, уступил место превосходнейшему закону новозаветному с его божественными учреждениями. В частности, священство ветхозаветное, как несовершенное, заменено совершеннейшим священством Христовым: Евр.4:14–15 . Превосходство священства Христова пред священством ветхозаветным, по учению Слова Божия, состоит в том, что ветхозаветное священство, как учреждённое на время, не было утверждено клятвой – «те были священниками без клятвы»; а священство Христово, как неотменяемое – вечное, укреплено клятвой Бога – «Сей с клятвой, потому что о Нём сказано: клялся Господь и не раскается: Ты священник во век по чину Мелхиседека»» ( Евр.7:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

     После выхода евреев из египетского рабства Господь дал на горе Синай Десять Заповедей и повелел Моисею устроить скинию из дорогих материалов, своеобразный переносной храм, одну из первых школ благочестия. «Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и [Господь] говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33: 9–11). Так Господь определил место Своего особого присутствия. Позже по повелению Божию премудрый царь Соломон построил в Иерусалиме величественный каменный храм. При этом храме воспитывалась Пресвятая Богородица, а затем в этот храм вошел Сам Господь наш Иисус Христос. К сожалению, из-за того, что большинство иудеев не приняли Спасителя и распяли Его, храм, как и весь город, во время иудейского восстания в 70 году был разрушен. От этого храма остается лишь часть стены, которую ныне называют Стеной Плача. Сейчас по примеру Иерусалимского храма во всем мире построено множество величественных и красивых христианских храмов, и мы, как и древние иудеи, верим, что в них особое место присутствия Бога. Все наши православные храмы устроены по образцу древней скинии, то есть состоят из трех частей: Святая святых – алтаря, основной части, где стоит народ, и притвора… – Отче, чем наш православный храм отличается от ветхозаветного? – Пожалуй, самое существенное различие в том, что в православном храме, в отличие от ветхозаветного, где приносились в жертву невинные животные, приносится бескровная жертва – совершается Таинство Святой Евхаристии, когда простой хлеб и вино по молитвам предстоящего священника и народа силою благодати Святого Духа претворяются в истинное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Когда мы с верою приступаем к причастию Святых Христовых Таин, то невидимо соединяемся с Самим Богом. – Многие люди на подсознательном уровне тянутся к храму, ощущают, что здесь есть Господь, и стараются зайти и хотя бы поставить свечу и кратко помолиться о себе и своих близких, но ограничиваются лишь этим. Насколько важно участвовать также в Таинствах, которые здесь совершаются?

http://pravoslavie.ru/96162.html

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Учение о православном богослужении Православным богослужением называется служение (служба) Богу, состоящее из чтения молитв, песнопений и священнодействий (обрядов), совершаемое по преимуществу в храме законно поставленными для того священными лицами (пастырями) по установленному Св. Православной Церковью чину или порядку, изложенному в богослужебных книгах. Одни церковные службы (вечерня, утреня, часы, Литургия и др.) совершаются повседневно (ежедневно). Другие же (таинства, молебны, панихиды, освящение воды и проч.) совершаются только по временам, по требованию в разных случаях верующих, и называются требами. Таинства, установленные Самим Господом Иисусом Христом и переданные, по Его наставлению, апостолами для спасения всех верующих, и повседневные службы относятся к общественному богослужению. Остальные же требы, не имеющие обязательного характера для всех верующих, относятся к частному богослужению. Богослужение началось на земле со времен первых людей, которые, будучи еще в невинном состоянии в раю, служили Богу, прославляя Его премудрость, благость, всемогущество и другие Божии совершенства, явленные в сотворении мира и попечении (промысле) о нем. После же своего грехопадения первые люди еще более должны были молиться Богу, умоляя Его о своем спасении. Но это богослужение носило частный характер: тогда не было ни святых храмов, ни священных лиц; люди приносили Богу жертву, где хотели, и молились такими словами (молитвами), какие подсказывало им собственное чувство и настроение. Общественный (церковный) характер богослужение получило при Моисее, который, по повелению Божию, устроил скинию (первый ветхозаветный храм Единому, Истинному Богу), избрал священников и левитов, определил жертвы в разных случаях и установил праздники (Пасху, Пятидесятницу, Новый год, день очищения и др.). Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни часто посещал ветхозаветный иерусалимский храм, как место особенного, благодатного, присутствия Божия, заботился о порядке в нем и проповедовал в нем, так же поступали и святые апостолы, пока не было воздвигнуто открытое гонение на христиан со стороны иудеев.

http://zavet.ru/a/rss_1265282241.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010