Ошибочное суждение протестантов «о всеосвященстве» опирается еще на своеобразное толкование ими слов Апостола Петра, сказавшего: «Устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить жертвы, благоприятные Богу» ( 1Петр. 2, 5,9 ). О всесвященстве здесь нет ни слова. «Священство святое» у Апостола означает вовсе не всеобщее пастырство, а только жертвоприношение Богу своей чистоты чрез «отложение всякой злобы, всякого коварства, лицемерия, зависти и всякого злословия», что и есть «духовная жертва святого священства». Адресуя Послание к обрезанным Малоазийским пришельцам, Апостол Петр говорил с ними ветхозаветным языком, сравнивал христиан с священниками, приносящими Богу жертвы не плотские, а духовные. Сама по себе аналогия «священства» Израиля должна быть понимаема лишь, как изображение нравственного освящения Израильского народа путем исполнения заповедей Божиих. В этом смысле пророк Моисей говорит о современных евреях: «Вы будете царством священников». Подобное толкование следует прилагать и к приведенным выше словам Апостола Петра. Вопреки тенденциозной протестантской и сектантской мысли можно с полным правом утверждать, что пастырство есть специальный класс людей, который Дух Святый поставил пасти Церковь Господа и Бога. Однако, мы здесь хотим напомнить, что учение протестантов о «всесвященстве» находит некоторое свое основание и в Православной Церкви, и даже в Церкви Ветхозаветной. Так в книге «Исход» говорится: «Вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх. 19,6 ). Это обетование относится не только к Ветхозаветной церковной иерархии, но и ко всему Израильскому народу. В Новом Завете учение о «всесвященстве» выражено в Первом Послании св. Апостола Петра (2,5), как уже указывалось выше, и других местах. Далее даже святоотеческое учение говорит о всесвященстве всех христиан. Так, св. Игнатий Богоносец называет всех христиан «Богоносцами, Христоносцами, Храмоносцами» и т. д. ( Еф. 9 , с. 380 и др.). Св. Климент Александрийский пишет верующим: «Мы – род избранный, Царское священие, народ святой 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Писании, и, благословляя народ рукою, наши священники поступают в полном согласии с словом Божиим. Ветхозаветные патриархи благословляли своих детей рукою ( Быт. 48:14 ). Сам Господь заповедал, чтобы ветхозаветные праведники благословляли народ рукою ( Лев. 9:22 – 24 ; Чис. 6:22–27 ). В VI главе книги Чисел есть свидетельство, что через благословение священническою рукою ниспосылает Бог помилование и Сам невидимо, таинственно благословляет. О таком великом значении священнического благословления говорит и Иисус, сын Сирахов (Иис. Сир. 36:18 ). Господь Иисус Христос, наивысший Первосвященник, возносясь на небо, руками благословил своих апостолов: «И подняв руки Свои, благословил их» – говорит св. евангелист Лука ( Лк. 24:50 ), – и тем дал Он и пастырям Церкви пример благословлять пасомых. Св. апостол Павел свидетельствует о благословении, как обычае хорошо известном среди христиан. «Без всякого же прекословия меньший благословляется большим» ( Евр. 7:7 ). Чтобы кто не подумал, что здесь подразумевается духовное благословение, апостол в другом послании своем, поясняет это следующими словами: «ибо вели ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь» ( 1Кор. 14:16 ). Св. Апостольская Церковь , хотя и употребляет различные названия членов иерархии, но этим не увеличила степеней священства. Православная Церковь признает только три степени Богопоставленной иерархии, которые с древних времен существовали в церкви: «епископ», «пресвитер» и «диакон». Различные наименования членов этих трех степеней священства – только обыкновенные титулы, которые даются по заслугам тому или другому предстоятелю. Такие титулы носили даже св. апостолы. Хотя все они получили благодатные дары Св. Духа для своего апостольского служения, и все двенадцать имели одинаковую духовную степень апостольства и предстоятельствовали в Церкви, – однако разным апостолам даются различные названия или наименования. Так, Сам Господь Иисус Христос апостолов Иакова и Иоанна назвал: «воапергес», т.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати. Так как, говорит, мы имеем безгрешного Первосвященника, победившего мир, Который сказал: дерзайте, ибо Я победил мир (Ин.16:33), то мы должны приступать с дерзновением, то есть не с тягостным сознанием, без колебания, но с полной верой в Первосвященника. Ибо если мы и имеем грехи, зато Он безгрешен. И престол Его - престол благодати, а не суда; посему мы должны приступать с дерзновением, в надежде, что Он дарует нам все, чего мы желаем. Существует два престола; один ныне - престол благодати, и приступающие к нему получают по божественной благодати освобождение от грехов; другой - престол второго пришествия Иисуса Христа, уже не престол благодати, ибо тогда никто не получит прощения, а престол суда. О престоле напомнил для того, чтобы ты услышал, что Он есть Первосвященник, не подумал, будто Он стоит пред Богом. Ибо хотя, как человек. Он и называется Первосвященником по благословению и снисхождению к нам, однако Он и сидит на божественном престоле. Чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Если мы приступим теперь, то получим милость и благодать; ибо приступаем благовременно. Если же тогда приступим, то не получим; ибо тогда не будет престола благодати. Ныне сидит на нем Царь, подающий благодать; а тогда Он восстанет на суд, ибо сказано: восстань, Боже, суди землю (Пс.81:8).  ГЛАВА ПЯТАЯ Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу. Теперь Павел хочет показать, что Новый Завет гораздо лучше Ветхого. И прежде всего начинает сравнивать священство ветхозаветных священников со священством Христа и показывает великое превосходство последнего Между тем, так как ему встречалось препятствие в том, что многое, что должно принадлежать священникам, не принадлежало Христу, - так, Он не происходил из священнического колена, не был на земле священником, не был поставлен от человек и, просто сказать, образ Его священства не имел какого-либо телесного выражения, как, например, колокольчиков и дощечек с заповедями (которые были у ветхозаветных священников) но все духовное, то он перечисляет сначала то, что есть общего между Христом и прочими первосвященниками, а затем показывает и преимущества Христа пред ними. Ибо тогда при сравнении действительно оказывается превосходство, когда в одном Он имеет общее, а в другом - превосходит. Итак, то, что из человеков избираемый, - это общее у Христа с прочими первосвященниками. Ибо и Он, будучи человеком, сделался Первосвященником. Так же и то, что для человеков поставляется на служение Богу, то есть является посредником, и это - общее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Последнее упоминание о царственном священстве в Новом Завете: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» ( Откр. 20, 6 ). Воскресение первое – Крещение, такой человек становится священником. Здесь мы видим указание на то, что царственное священство людей не прекращается со смертью христиан, а продолжает священнодействовать и после смерти. Бог Сам выбирает Себе священников. «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых» ( Исх. 28, 1 ). Бог выделяет себе из всего народа Божия особых служителей, которые также называются священниками. Служение Христа в Новом Завете называется Первосвященническим. Впервые диаконы и пресвитеры стали называться священниками в первом послании к Коринфянам святого Климента папы Римского около 90 года от Рождества Христова. До IV века пресвитеров никогда и нигде священниками не называли. Смысл ветхозаветного священства. Ветхозаветное священство: первосвященник (епископ), священник, левит (дьякон). Священство было наследственным. Человек заступал на служение в 25 лет и прекращал священнодействие в 50 лет. Также священники были судьями в народе Божием. Смысл ветхозаветного священства: приносить жертвы и учить людей Закону Божию. «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» ( Мал. 2, 7 ). Проповедь Закона Божия являлась священнодействием. Как в Ветхом Завете изучали Тору (Пятикнижие Моисея)? Три дня постились, совершали ритуальные омовения и только потом могли начать изучать Священное Писание. Само чтение Торы воспринималось как священнодействие. Сейчас чтение Евангелия – это тоже особое священнодействие. Господь помазал Аарона: «Помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне» ( Исх. 30, 30 ). Многие из народа взбунтовались и отказались признать Аарона священником (восстание Корея), этому посвящены три главы в Книге Чисел, особенно 16 глава ( Чис. 16, 1–50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Правда, и в Ветхом Завете от молящихся требовалось не только плотское обрезание и принесение жертв, но и внутреннее обрезание строптивого сердца и жизнь по закону Господню. Поэтому если человек по своей жизни и настроению был далек от Бога, то внешнее поклонение его теряло цену. «К чему Мне множество жертв ваших? (говорит Господь через пророка)... Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня: новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть:беззаконие – празднование!.. И когда вы простираете руки ваши, я закрываю от вас очи Мои: и когда вы умножаете моления ваши, Я не услышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды»... ( Ис.1:11–17 ; ср. 26:1–4; Псал.50:16–19 ). «Не тот Иудей, кто таков по наружности, говорит ап. Павел ( Рим. 2:25–29 ), и не то обрезание, которое наружно, на плоти, но тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу» (περιτομ καρδας ν πνεματι). И конечно, не ложно, но истинно поклонялись Богу: Авраам, Исаак и Иаков, Моисей и Арон, Давид и Соломон и все ветхозаветные праведники. Нельзя сказать, чтобы ветхозаветное богослужение отжило свой век, как такое, в котором форма взяла перевес над духом, и которое наконец уже не влияло на людей воспитывающим образом. Если многие иудеи и самаряне и полагали всю силу спасения во внешнем обрядовом богослужении, отчего именно самарянка и обратилась с вопросом к Спасителю; то и в это последнее время ветхозаветной истории были такие высокие личности, как Симеон богоприемец и Анна пророчица, Захарий и Елизавета, Иоаким и Анна, Иосиф обручник и даже такие великие люди, каких еще не было во всей ветхозаветной истории: Иоанн Предтеча и Мария Матерь Божия. А все эти великие праведники воспитались при храме. Следовательно, ветхозаветное богослужение отжило свой век не потому, что оно было чуждо «духа и истины», а по-другому. Во-первых, оно имело значение только для одного еврейского народа и было неразрывно связано с городом Иерусалимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

Следует помнить, что начало дня (суток) у иудеев считается с вечера 18 00 . В это время в Палестине заходит Солнце, по крайней мере весной, и, таким образом, граница суток здесь – заход Солнца, а не полночь, как у нас. И потому, если сказано: «С четырнадцатого дня первого месяца с вечера ешьте пресный хлеб», – это означает, что опресночные дни и пасха начинаются с четырнадцатого нисана с вечера, то есть, сразу же после захода Солнца в конце дня 13-го нисана. Если рубежом между календарными датами считать полночь, то пасха и первый опресночный день начинаются вечером 13 нисана. Так же именно утверждает и Иосиф Флавий, еврейский историк I века. И до сих пор иудеи отмечают свои праздники, следуя ветхозаветной традиции, начиная совершать их всегда непременно с вечера, или по-нашему – накануне дня праздника. Наша Православная Церковь , хотя использует юлианский календарь, границу суток, однако, считает по ветхозаветной традиции – примерно с 18 00 часов вечера, а не в полночь. Естественно, что заход Солнца по местному времени колеблется в широком диапазоне и бывает в 18 00 часов только дважды в году: в весеннее и осеннее равноденствие. Богослужебное последование предстоящего дня начинается вечером с вечерни, как сказано: «Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой» ( Пс. 54:18 ), и на вечернем входе священник молится: « Вечер и заутра и полудне хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех: исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою...» , испрашивая благословение и помощь свыше на весь предстоящий день. Пасхального агнца по закону надлежало заколать «вечером при захождении солнца» ( Втор. 16:6 ), и приготовление к этому начиналось, конечно, заранее, может быть даже с утра. Поэтому, когда евангелисты пишут: «В первый день опресноков» (Мк), «в который надлежало заколать пасхального агнца» (Лк), то надо понимать, как изъясняет И. Златоуст, что «первым опресночным евангелист называет день, предшествовавший празднику опресноков, так как иудеи всегда имели обыкновение считать день с вечера. Евангелист упоминает о том дне, в который вечером должно было заколать пасхального агнца, так как ученики приступили к Иисусу в пятый день недели».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

Со слабыми нервами сюда нечего было идти. В праздник кущей в 1 день приносилось 13 быков. Ветхозаветный культ принудительно устрашал своей огромностью " , – даёт свящ. Павел Флоренский картинку ветхозаветного культа . Это общий закон Моисеева ритуала: помазание кровью и кропление кровью. Приблизительно как у нас помазание маслом и окропление святой водой. И как в «практическом руководстве для православных пастырей» рассказывают о том, как держать младенца при крещении, чтобы не повредить ему, так в иудаизме хранятся инструкции по убийству животных. Наш священник кропит водой, еврейский кропил кровью. Оттого «иудаизм в диаспоре распространялся тем легче, что культовая практика сосредоточилась только в одном храме – Иерусалимском, и потому за пределами Иерусалима иудаизм фактически стал религией, не приносящей в жертву животных» . И вот вся эта внешняя мощь и стихийность древнего культа заменяется вознесением кусочка хлеба и чаши вина… Количественная величественность культа ветхозаветного как бы сжимается в качественную напряжённость культа новозаветного. «Христианство бесконечно сгущеннее иудейства и окончательно отвечает на законные (ибо „без пролития крови не бывает прощения“ по слову Апостола) запросы иудейства; но иудейство непрестанно пытается удовлетворить свои запросы временными, и потому недостаточными, средствами» . И потому уже в зените Ветхого Завета Бог начинает отучать людей от этих жертв. «Жертва Богу – дух сокрушён», – открывается Псалмопевцу. Амосу говорится: «Ненавижу, отвергаю праздники ваши, и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесёте Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их» (Амос, 5,21-22). О том же слышит Иеремия: «Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне» (Иер. 6,20). И Исайя передаёт своему народу: " К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожженниями овнов; и крови тельцов и агнцев Я не хочу. Не носите больше даров тщетных; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и празднования ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Со слабыми нервами сюда нечего было идти. В праздник кущей в один день приносилось 13 быков. Ветхозаветный культ принудительно устрашал своей огромностью», – дает свящ. Павел Флоренский картинку ветхозаветного культа [ 4 ]. Это общий закон Моисеева ритуала: помазание кровью и кропление кровью. Приблизительно как у нас помазание маслом и окропление святой водой. И как в «Практическом руководстве для православных пастырей» рассказывают о том, как держать младенца при Крещении, чтобы не повредить ему, так в иудаизме хранятся инструкции по убийству животных. Наш священник кропит водой, еврейский кропил кровью. И вот вся эта внешняя мощь и стихийность древнего культа заменяется вознесением частицы хлеба и чаши вина… Количественная величественность культа ветхозаветного как бы сжимается в качественную напряженность культа новозаветного. «Христианство бесконечно сгущеннее иудейства и окончательно отвечает на законные (ибо без пролития крови не бывает прощения , по слову Апостола [Евр.: 9, 22]) запросы иудейства; но иудейство непрестанно пытается удовлетворить свои запросы временными, и потому недостаточными, средствами» [ 5 ]. И потому уже в зените Ветхого Завета Бог начинает отучать людей от этих жертв. Жертва Богу дух сокрушен – открывается Псалмопевцу (Пс. 50, 19). Амосу говорится: Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их (Ам., 5, 21–22). О том же слышит Иеремия: Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне (Иер. 6, 20). И Исаия передает своему народу: К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов… и крови тельцов и агнцев… не хочу. Не носите больше даров тщетных… новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои… ваши руки полны крови.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Стояние Православных Христиан во время молитвы и Богослужения, есть не только подобие духовного служения Церкви небесной, но и Ветхозаветной, приявшей все заповеди и постановления свои от Бога. Так, когда Иосафат, Царь Иудейский, с народом своим умолял Бога о защите своего отечества от Аммопитян и Моавлян, стал Иосафат в собрании Иудеев и Иерусалимлян в доме Господнем, пред новым двором,И все Иудеи стояли пред лицем Господним, и малые дети их, жены их и сыновья их ( 2Пар.20:5, 13 ). Ездра и Неемия, упоминая о Богослужении Иудеев после плена Вавилонского, говорят: И стали Иисус, сыновья его и братья его, как один человек, для надзора за производителями работ в доме Божием. Тогда поставили священников в облачении их с трубами и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа по уставу Давида, царя Израилева ( 1Ездр.3:9–10 ). Левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте ( Неем.8:7 ; сп. 9:3–4). По подобию Церкви небесной и Ветхозаветной, Православные Христиане издревле, со времен Апостольских, соблюдают священное обыкновение стоять при Богослужении, по слову Господа: И когда стоите на молитве ( Мк.11:25 ), и по преданию Апостолов, в постановлениях коих неоднократно возглашается: станем добре (ορφο στμεν) 163 . Об Апостольском обыкновении стоять при Богослужении упоминает Тертуллиан . «Если непочтительно, говорит он, сидеть пред глазами и против того, кого ты должен почитать и почитаешь; то тем более не благоговейно сидеть пред лицом Бога живого, Коему предстоит Ангел молитвы (Священник)» 164 . Блаженный Августин 165 , рассуждая о стоянии в храмах молитвы, говорит: «движимым отеческою любовью, я за несколько дней пред сим советовал тем, кои или больны ногами, или отягчены иным недугом тела, и как бы просил их, чтобы они во время продолжительнейших чтений, не имея сил стоять, слушали читаемое со вниманием, молчаливо сидя. Но ныне некоторые из дщерей наших думают, что это все всегда должны делать, или по крайней мере многие и здоровые. Ибо когда Слово Божие начнут проповедать, то они как бы на постелях хотят возлечь; и пусть бы только возлежали и, молча, с жадным сердцем принимали Слово Божие, и не занимались суетными рассказами. Но они и сами не слушают, и другим мешают слушать проповедь . И так я прошу вас, почтенные дщери, и с отеческой заботливостью убеждаю, чтобы ни одна из вас не садилась во время чтения, или поучения, разве только заставит кого тяжкая телесная слабость. Впрочем, и в таком случае не должно ложиться, но сидеть и внимательно слушать проповедуемое».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Тайная вечеря, омовение ног, совершение ветхозаветной пасхи, установление таинства святого Причащения Mamф. XXVI, 17–30 ; Mapk. XIV, 12–26 ; Лyk. XXII, 7–38 ; Иоанн. XIII, 1–35; 1Kop. XI. 23–25 Настал день опресноков (14 нисана 30-го года по Рождеству Христову), в который вечером закалали пасхального агнца. Ученики сказали Иисусу Христу: «Где велишь нам приготовить Тебе пасху?» Тогда Господь сказал Петру и Иоанну: «Пойдите в город, и встретится вам человек, несущий кувшин воды, последуйте за ним. И когда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: время Мое близко. Где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую; там приготовьте нам». Согласно этому повелению Петр и Иоанн отправились, чтобы сделать необходимый приготовления к совершению ветхозаветной пасхи. Они купили агнца, однолетнего, без порока, которого около двух часов пополудни принесли во дворы храма для осмотра его священниками и заклания, а также для возлияния крови его на жертвенник. Хвост, жир и печень агнца отделялись для жертвенника, а остальная часть его, завернутая в шкуру, приносилась на место празднования пасхи. С началом нового дня, при захождении солнца, агнец увязывался для печения на двух лучниках из гранатового дерева, так что они представляли на агнце крест. Затем его клали в углубление, сделанное в земли, покрывали глиняного печью без дна и пекли в земле. Праздник начинался тотчас после солнечного заката и с появлением первых звезд с 14 на 15 нисана. Когда настал вечер, Иисус Христос пришел в приготовленную для совершения пасхи комнату с двенадцатью учениками Своими и возлег вместе с ними. Это было в четверг, после шести часов вечера. С этого времени начинался у евреев следующий день. Пред тем, как возлечь, начался между учениками спор о том, кто из них должен почитаться большим 17 . Но Господь сказал им: «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются. А вы не так: но кто из вас больший, будь, как меньший, и начальствующий, как служащий».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010