Народ. Освяти, Господи, сердца наши и приими нашу жертву во славу и хвалу имени Твоего, ко благу нашему и всей святой Церкви Твоей. Священник. Аминь. – Прииди, Освящающий, всемогущий вечный Боже и благослови сии жертвенные дары, уготованные святому имени Твоему; нас же укрепи, дабы мы достойно славили божественные тайны Твои и прославляли пречистое и превознесенное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Народ. Аминь. Священник. Господь с вами! 2033 Народ. И со духом твоим. Священник. Горе сердца! Народ. Горе к Богу. Священник. Благодарим Господа Бога нашего. Народ. Достойно есть и праведно. Священник. Истинно достойно есть и праведно, достодолжно и благочестно всегда и всюду благодарить Тебя, святый Боже, всемогущий Отче, вечный Господи, чрез Спасителя нашего Иисуса Христа. Сей, вознесшись, 2034 послал нам обещанного Духа, Утешителя, Который свидетельствует духу нашему, что мы – чада Божии; – духа мудрости и разума, духа совета и силы, духа просвещения и благочестия, духа страха Божия. Сие славит с превеликою радостью мир земнородных, 2035 в котором мощно звучит хвалебная песнь небесных сил: свят, свят, свят! Господь – Бог сил; полны суть небеса и земля славы Твоея! Осанна в вышних; благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних. —86— Канон 2036 Священник. С сими блаженными силами и мы, человеколюбче Господи, взываем и глаголом: Свят и пресвят Ты и единородный Твой Сын и Твой Дух Святый: свят еси и пресвят и превознесена слава Твоя, Который так возлюбил мир Свой, что Сына Своего единородного дал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную: Который, пришед и исполнив все домостроительство спасения нашего, в предвечерии Своих страданий приял хлеб в Свои святыя и пречестныя руки, воздвигл очи на небо к Тебе, Богу Отцу Своему всемогущему, хвалу воздав Тебе, благословил, преломил и подал ученикам Своим говоря: Приимите и ядите от него вси: сие бо есть тело мое. Подобно по вечери приял и чашу в Свои святыя и пречестныя руки и, опять хвалу Тебе воздав, благословил и подал ученикам Своим говоря: приимите и пийте от нея вси, сия бо есть чаша моей крови, нового и вечного завета, которая за вас и за многих изливаема будет в оставление грехов. Сие творите в мое воспоминание. Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть мою возвещаете 2037 и воскресение мое исповедуете. Посему мы, воспоминая сию спасительную заповедь и все, нас ради бывшее: крест, гроб, воскресение из мертвых в третий день, вознесение на небо, седение одесную, второе и славное пришествие, приносим Тебе Твоя от Твоих о всех и за всех, прося, молясь и умиленно взывая к Тебе:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Представим себе еще раз доброго отца. Не будет ли подобный отец желать, чтобы и дети его были такими же добрыми, как и он сам? Так, Давид был благочестивым отцом и потому взывал к своим детям: «приидите дети, послушайте меня: страху Господню научу вас». Точно так же наставляет своего сына ко всему доброму другой благочестивый отец Ветхого Завета – Товит, при отправлении Товии в далекое путешествие. Душа Товита была наполнена тогда одним только желанием, – чтобы сын его на чужбине не впал в грех. Это желание он выразил в следующих словах: «во все дни помни, сын мой, Господа Бога нашего, и не желай грешить и преступать заповеди Его». Живя свято сам, Товит хотел также, чтобы и сын его жил свято. Так бывает уже у человеческих отцов. Но Бог, наш небесный Отец, совершенно свят. Чего же Он может желать от нас в силу Своей святости? Ясно, что Он может желать только того, чтобы и мы были святыми. «Святы будьте, ибо свят Я, Господь Бог ваш», – говорил Бог израильтянам еще в Ветхом Завете. Но слова эти относятся ко всем людям всех времен. С этими словами всесвятый Бог обращается ко мне и к тебе и говорит: будь свят, ибо свят Я, Господь Бог твой. И мы, христиане, призваны прежде всего к святости, почему апостолы во всех посланиях своих настойчиво увещевают нас быть святыми. Апостол Петр пишет, например: «но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках, ибо написано: будьте святы, потому что Я свят». «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа», – увещевает также христиан апостол Павел. Кто старается о какой-либо вещи, тот желает приобрести ее; поэтому, кто старается о святости, тот желает быть святым. Кто старается о какой-либо вещи, тот не бывает также ленив, но ревностно домогается ее; поэтому, кто старается о святости, тот ревностно домогается святости. Так стараться о святости мы должны, по апостолу, потому что без святости никто не может увидеть Господа и сделаться блаженным. То же говорит нам и наш Святитель в изречении: «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Итак, будем ревностно заботиться о приобретении святости и об очищении своих сердец.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

(3) Если же говорят богоносные отцы, чье слово – закон, что серафимы говорили «Свят, Свят, Свят», воспевая Сына, то если бы они сказали, что только Сына, – тогда можно было бы подозревать, что и Трисвятая песнь относится лишь к Сыну. Если же неотделим Сын от Отца и от Духа, то нераздельна и песнь – ибо Сын сопоклоняем Отцу и Духу, и совоспеваем, и сопрославляем. Мы говорим, что песнь относится только к Сыну тогда, когда упоминаем признаки Его ипостаси, как, например, «Сын Божий», «Слово», Премудрость и Сила Божия, от Отца рожденный, воплощенный, распятый плотию, воскресший, восшедший на небеса, седящий одесную Отца и тому подобное. Посему как все это суть признаки одной ипостаси, которые никоим образом нельзя применять к другой или к общности Божества, так и Трисвятая песнь, будучи указанием на три ипостаси, не может применяться к одной. Ведь как мы называем человеком каждую ипостась человечества, а город, заключающий многих людей, именуем многолюдным, но не можем назвать многолюдным каждого человека, – так и в трисвятом мы называем святою каждую из ипостасей, и трисвятым – триипостасное Божество, но не можем именовать трисвятою одну ипостась. И как при перечислении говорим «одно, одно и одно», но не можем сказать о каждом «тройка», так и в Трисвятом; и как говорим: «светоч, светоч и светоч», и в совокупности зовем тройным сиянием, но не называем каждый трисиятельным, так и в Трисвятом. Все, что единично, просто и отвлеченно говорится о целом Божестве, то же сказывается и о каждой из ипостасей, а число «трижды» применительно к святой Троице указывает на три ипостаси. Ибо прекрасно и весьма точно сказал богоносный Епифаний: «Отчего не дважды или четырежды произносят серафимы «Свят», но трижды, как не возвещая этим число ипостасей, соединяемое в одно Господство и Божество?» 3 «Свят Бог», и Отец, от Которого Сын и Дух Святой, «Святый крепкий» Сын, воипостасная сила Божия, «Святый бессмертный» Дух Святой животворящий, как говорит апостол: закон духа жизни ( Рим. 8:2 ) – не потому, что не Бог Сын или Дух Святой, и не потому, что не крепок Отец или Дух Святой, или не бессмертны Отец и Сын, но как сказал апостол, желая показать ипостаси: Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и один Господь Иисус Христос , Которым все, и один Дух Святой, в Котором все ( 1Кор. 8:6 ), так же и здесь. Провозвестил это и Давид, говоря: Как лань желает к потокам вод, так желает душа моя к Тебе, Боже ( Пс. 41:2 ). И вот, сказав о Божестве обобщенно, он присовокупляет, желая обозначить ипостаси: «Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому», то есть к бессмертному, вечно живущему – ибо вечно живущий бессмертен. Сказав: «Желает душа моя к Тебе, Боже», – он обозначил единое Божество. Затем, сказав: «Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому», – он показал троичность ипостасей. И снова вернулся к единичности природы: Когда приду и явлюсь перед лице Божие? ( Пс. 42:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Вот одна, можно сказать, единая молитва, которая произносится то тихо священником, то вслух, то перехватывается хором, то перемежается с дьяконским ответом и ответом хора: Аминь. Это молитва, где вспоминается в одной картине все дело Божиего домостроительства о нашем спасении. Мы начинаем с того, что поем Его за то, что Он есть и какой Он есть, затем благодарим Его за то, что Он нас вызвал из небытия, сотворил, не отступил от нас, несмотря на то, что мы от Него отступили, что Он совершил все нужное, чтобы нас оторвать от земли, от вечного земного плена и вернуть к небу, и даровал нам уже на земле будущее Царство вечной жизни. Благодарим мы Его и Сына Его Единородного и Духа Святого о всех Его благодеяниях ведомых и неведомых, потаенных и явных. Благодарим, наконец, о том, что Он нам, людям грешным, слабым, дал совершить эту службу, поистине Божественную, перед которой ангелы трепетно стоят и поют победную песнь, ту песнь, которую можно петь только потому, что в смерти уже победил Христос, победную песнь: Свят, Свят, Свят Господь , и мы с ними, присоединяясь к ангельскому пению, тоже воспеваем Его, потому что Он свят, Он пресвят, Он и Единородный Сын и Дух Святой. Он Свят и Пресвят, и слава Его (то есть сияние Его) великолепна, потому что Он так возлюбил мир, что отдал Сына Своего, Который пришел, все сделал, что Ему было поручено, и в ночь, в которую Он был предан – нет, не предан, а Сам Себя предал за жизнь мира, взял хлеб в пречистые, непорочные руки, благодарил, благословил, освятил, преломил и дал святым Своим ученикам. И вот, вспоминая все, что было для нас Богом сделано, крестную Его смерть, положение в тридневный гроб, воскресение в третий день, вознесение, победное Его сидение одесную Бога и ожидаемое нами второе пришествие в славе, мы приносим Ему за всех и за все этот хлеб, это вино, и мы Ему поем, и благодарим, и молимся. Здесь воспоминание о всем, но это воспоминание не является погружением в прошлое, это погружение в настоящее или, вернее, в то вечное, которое вот-вот хлынет через настоящее, сияет в самом содержании настоящего и переходит от видения прошлого, которое сейчас нам соприсутствует. Потому что в Боге нет отжившего прошлого, а есть только прошлое, которое вобрано в каждое мгновение настоящего, составляя Его настоящее, Его ныне .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Диакон берет со св. Дискоса «Звездицу»; делает ею над «Агнцем» Крест и, целуя ее, полагает на место, где лежат покровцы. Народ: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, небо и земля полны славы Твоея; Осанна в вышних, благословен грядущий, во имя Господне; Осанна в вышних». Священник: «С сими блаженными силами, Владыка Человеколюбец и мы возглашаем и говорим: «Свят и Пресвят Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; Свят и Пресвят, и великолепна Слава Твоя; Ты мир Твой так возлюбил, что Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Он пришедши и все о нас устроение исполнив, в ночь в которую был предан, скорее Сам Себя предал ради жизни мира, взяв хлеб во Святые Свои и Пречистые, и Непорочные Руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, преподал Святым Своим Ученикам и Апостолам, сказав: «Примите, ядите сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов». Народ: «Аминь». Священник: «Также и Чашу, после вечери, взяв и растворив в ней вино и воду, благословив и освятив, преподал святым Своим Ученикам и Апостолам, сказав: «Пейте из нее все, сие есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих проливаемая во оставление грехов». При возгласе: «Примите»... и »Пейте»... Священник и диакон указывают на св. Дискос и Чашу. Народ: «Аминь». Священник: «Сие Творите в Мое воспоминание, ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, Мою смерть возвещаете, Мое воскресение исповедуете». И так, Владыка, воспоминая сию спасительную заповедь и все ради нас совершившееся: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса вознесение, одесную седение, второе и славное опять пришествие. «Твое из Твоего Тебе приносяще за всех и за все». При возгласе: «Твое из Твоего»… диакон, сложив крестообразно руки, поднимает св. Дискос и Чашу над Престолом. Народ: «Тебя воспеваем, Тебя благословляем; Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш». Священник воздевая руки: «Еще приносим Тебе сию словесную и безкровную службу и просим, и молимся и умоляем: ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на предлежащие дары сии».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

«Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глвголюще». Народ: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, небо и земля полны славы Твоея; осанна в вышних; благословен грядущий во Имя Господне; осанна в вышних». Священник: " Сими блаженными силами, Владыка Человеколюбивый, и мы грешные возглашаем и говорим: поистине Ты Свят и Всесвят, и нет меры Великолепию Святости Твоей, и Свят Ты во всех делах Твоих; ибо по правде и истинному суду, Ты все доставил нам. Ибо создав человека, взявши персть от земли, и почтив его образом Твоим, Боже, Ты поставил его в сладостном рае, обещав ему бессмертие жизни и наслаждение вечными благами, при соблюдении заповедей Твоих; но ослушавшегося Тебя Истинного Бога, Который создал его, и увлекшегося обольщением змия и умерщвленного собственными согрешениями, Ты изгнал его по праведному Суду Твоему, Боже, из рая в сей мир и возвратил в землю, из которой он взят был, устрояя ему спасение от возрождения в Самом Христе Твоем. Ибо ты не отвратился до конца от создания Твоего, которое сотворил Ты, Благий, и не забыл дело рук Твоих, но многообразно посещал, по снисхождению и милости Твоей, посылая пророков, совершал чудеса посредством святых Твоих, в каждом роде благоугодивших Тебе, говорил нам устами рабов Твоих Пророков, предвозвещая нам имеющее быть спасение, дал закон в помощь, поставил ангелов хранителями. Когда же наступила полнота времен, Ты говорил нам в Самом Сыне Твоем, Которым Ты и веки сотворил, Который, будучи сиянием славы Твоея и образом Ипостаси Твоей и держа все словом Силы Своей, не почитал хищением быть равным Тебе Богу и Отцу, но, будучи Предвечным Богом, явился на земле и жил с людьми и, воплотившись от святой Девы, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись по виду подобным телу смирения нашего, чтобы и нас сделать подобными образу славы Его. Ибо, так как человеком грех вошел в мир и грехом смерть, то Единородный Сын Твой, Сущий в недрах Твоих, Бога и Отца, благоволил, родившись от Жены, Святой Богородицы и Вечнодевы Марии, став под законом, осудить грех в плоти Своей, чтобы умирающие в Адаме оживотворились в Самом Христе Твоем, и пожив в сем мире, дав спасительные повеления, избавив нас от идольского заблуждения, привел нас к познанию Тебя Истинного Бога и Отца, приобретши нас Себе в народ избранный, царственное священство, род святый, и очистив нас водою и освятив Духом Святым, предал Себя взамен на смерть, которой подлежали мы, проданные греху, и чрез крест сошедши в ад, чтобы наполнить Собою все, расторг узы смерти, и воскресши в третий день и проложив путь всякой плоти к воскресению из мертвых, потому что невозможно было Начальнику жизни быть удержану тлением, сделался начатком умерших, Первенцем из мертвых, чтобы Ему иметь во всем между всеми первенство, и восшедши на небеса воссел одесную величия Твоего на высоте, Который и придет воздать каждому по делам его.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Священник: Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты – Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий, так же существующий, Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из небытия в бытие нас привел, и отпадших восставил снова, и неотступно делал все, доколе на небо нас не возвел и не даровал нам Царство Твое будущее. За все это благодарим Тебя, и единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас. Благодарим Тебя и за это общее служение, которое Ты принять из рук наших благоволил, хотя и предстоят Тебе тысячи Архангелов и мириады Ангелов, Херувимы и Серафимы шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрыленные. Возвышая голос [и делая звездицей знак креста над дискосом]: Победную песнь поющие, взывающие, восклицающие и говорящие: Хор: Свят, свят, свят Господь Саваоф!/Полны небо и земля славою Твоей!/Осанна в вышних!/Благословен Грядущий во имя Господне!/Осанна в вышних! Священник: С этими блаженными Силами и мы, Владыка Человеколюбец, взываем и говорим: Свят Ты и пресвят: Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Свят Ты и пресвят, и величественна Слава Твоя. Ты, Кто мир Твой так возлюбил, что дал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Он же, придя и весь замысел о нас исполнив, в ту ночь, в которую был предаваем, а вернее Сам Себя предавал за жизнь мipa, взяв хлеб в Свои святые, и пречистые, и непорочные руки, возблагодарив и благословив, освятив, преломив, дал святым Своим ученикам и апостолам, сказав: Возвышая голос: Возьмите, вкусите, это – Тело Мое, за вас преломляемое для отпущения грехов. Хор: Аминь. При этих словах диакон указывает священнику на святой дискос орарем, который держит тремя перстами правой руки. Также и когда священник возглашает: Пейте из неё все: указывает диакон на святой потир.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Что скажешь на это ты, Арий? Скажи мне, несчастный, каким образом невместимый вместился в девственную утробу? Как, будучи девой, Она зачала и после рождения осталась девой, и рождению Спасителя послужила, и благодатью Себя обогатила? Но ты, конечно, ничего не скажешь. Ведь если сама Матерь тайны не постигала тайны Своего рождения, то как ты мог бы ее понять? Если Гавриил архангел, на вопрос Матери Господа: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» ( Лк.1:34 ) не мог сказать ничего более ясного, как только сослаться на Духа Святого, без дальнейших объяснений, то где же тебе объяснить то, чего не мог истолковать Гавриил? Но если рождение Христа по плоти, бывшее чуть ли не в последние дни, никто не может изъяснить по достоинству, то, как ты осмеливаешься делать предметом своего любопытства то рождение – небесное, бездетное, бестелесное, невидимое, бесстрастное, совершенно неизъяснимое и непостижимое? На чем основывается такая твоя дерзость? Ангелы покланяются святой Троице, не­престанно взывая: «...свят, свят, свят Господь Саваоф, полны суть небеса и земля славы Его!» ( Ис.6:3 ) Они не говорят подобно тебе: Отец святее, потому что Он старше; не говорят скромными голосами: свят Сын, как юнейший, Свят Дух, как ближайший к нам, – но одну и ту же песнь воспевают равно всей святой Троице. Откуда же ты, Арий, один научился изощрять язык свой против Творца? Но ты отвер­гаешь свидетельство неба и ангелов? Чему же доверяешься, на кого полагаешься, скажи мне? Кого ты признаешь ценителем этого учения? Кого нам избрать в качестве нелицеприятного судьи? Чье суждение принимаешь ты в деле благочестия? Не доверяешь ли ты Отцу, лучше всех знающему Своего Сына? Послушаем, что говорит Он: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф..17:5). Если Он скажет: «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ), слушайте Его; если Он скажет: «Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин.14:10 ), слушайте Его; если Он скажет: «Видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:9 ), слушайте Его, потому что истина не обманывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Что скажешь на это ты, Арий? Скажи мне, несчастный, каким образом невместимый вместился в девственную утробу? Как, будучи девой, Она зачала и после рождения осталась девой, и рождению Спасителя послужила, и благодатью Себя обогатила? Но ты, конечно, ничего не скажешь. Ведь если сама Матерь тайны не постигала тайны Своего рождения, то как ты мог бы ее понять? Если Гавриил архангел, на вопрос Матери Господа: " как будет это, когда Я мужа не знаю " ? не мог сказать ничего более ясного, как только сослаться на Духа Святого, без дальнейших объяснений, то где же тебе объяснить то, чего не мог истолковать Гавриил? Но если рождение Христа по плоти, бывшее чуть ли не в последние дни, никто не может изъяснить по достоинству, то, как ты осмеливаешься делать предметом своего любопытства то рождение – небесное, бездетное, бестелесное, невидимое, бесстрастное, совершенно неизъяснимое и непостижимое? На чем основывается такая твоя дерзость? Ангелы покланяются святой Троице, не­престанно взывая: " свят, свят, свят Господь Саваоф, полны суть небеса и земля славы Его " ! Они не говорят подобно тебе: Отец святее, потому что Он старше; не говорят скромными голосами: свят Сын, как юнейший, Свят Дух, как ближайший к нам, – но одну и ту же песнь воспевают равно всей святой Троице. Откуда же ты, Арий, один научился изощрять язык свой против Творца? Но ты отвер­гаешь свидетельство неба и ангелов? Чему же доверяешься, на кого полагаешься, скажи мне? Кого ты признаешь ценителем этого учения? Кого нам избрать в качестве нелицеприятного судьи? Чье суждение принимаешь ты в деле благочестия? Не доверяешь ли ты Отцу, лучше всех знающему Своего Сына? Послушаем, что говорит Он: " Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте " ( Мф.17:5). Если Он скажет: " Я и Отец – одно " (Ин.10:30), слушайте Его; если Он скажет: " Я в Отце и Отец во Мне " , слушайте Его; если Он скажет: " Видевший Меня видел Отца " (Ин.14:10,9), слушайте Его, потому что истина не обманывает. А если Он скажет: " Отец Мой более Меня " (Ин.14:28), относите это умаление Себя не к Божеству говорящего, но к Его человечеству.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Уже в Ветхом Завете была известна отчасти та истина, что единый Бог троичен в лицах. Некоторое, хотя и несовершенное, знание о ней имели именно Авраам, Исайя и другие. Припомним, например, историю явления Бога Аврааму у дуба Мамврийского. История эта излагается в начале 18 главы книги Бытия следующим образом: «и явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой] во время зноя дневного. Он возвел очи свои, и взглянул, и вот три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу Им от входа в шатер [свой], и поклонился до земли, и сказал: «Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего». Господь исполнил прошение Авраама, и посетил его. Так Аврааму явились три мужа, между тем он поклоняется Им, как одному лицу и говорит с Ними, как с одним лицом. Кто же были эти мужи? Это ясно выражается в начале рассказа словами: «и явился ему Господь»; следовательно, в лице этих мужей был именно Сам Господь. Таким образом, Аврааму уже было известно, что единый по существу Бог троичен в лицах. Точно так же, говорим, истина эта была открыта пророку Исайи, когда он призывался к пророческому служению. В это время Исайя видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и серафимов, стоявших вокруг престола его и взывавших друг ко другу: «свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» Троекратным повторением славословия «свят» Исайи было открыто, что Бог троичен в лицах, а воззванием «Господь Саваоф» – что три лица эти суть единый в существе Бог. Итак, в Ветхом Завете, повторяем, было известно, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах. Но кто суть эти лица и в каком отношении Они находятся друг к другу, это не было открыто тогда. Учение об этом возвещено уже в Новом Завете. В первый раз это совершилось при крещении Иисуса Христа: Иисус Христос – второе лицо Пресвятой Троицы пришел к Иоанну Крестителю на Иордан, и потребовал, чтобы Иоанн крестил Его. Иоанн исполнил это повеление Господа, и в то время, как Господь выходил из воды, разверзлись Ему небеса, и Дух Святой сошел на Него в виде голубя, телесным образом, и Бог Отец изрек Божественным гласом Своим: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Так при крещении Господа ясно обнаружилось, что три лица единого по существу Бога суть: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Отец именно свидетельствовал с небес о Сыне; Сын крестился от Иоанна в Иордане, и Дух Святой нисходил на Сына телесным образом, как голубь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010