Комбинация образности Иезекииля и Исаии проявляется, в частности, в образе четырех животных, находящихся «посреди и вокруг» престола. Как и у серафимов из Ис 6: 2 , у каждого из них шесть крыл; как и описанные в Иез 1: 4–21 херувимы, они подобны «льву, тельцу, человеку и орлу» и «исполнены очей». Однако у пророка Иезекииля каждое из животных четырехлико, а в Откр 4 каждое животное имеет одно лицо. Это, несомненно, ангельские силы, а их вид позволяет сделать вывод, что они символизируют все одушевленное творение Божие 227 ; важно также отметить, что число четыре, в соответствии с четырьмя сторонами света, традиционно обозначало весь сотворенный мир 228 . Они непрестанно воспевают величие Бога. Их песнь «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» – это измененная песнь из Ис 6: 3 («Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!») 229 . Гимн четырех животных указывает на Бога как Владыку времени и истории, прошлого, настоящего и будущего. Изменением будущей формы глагола «быть» на причастие от глагола грходш «приходить» («грядущий») подчеркивается момент «пришествия» Бога в мир, наступления эсхатологического Дня Господня. К совершению «небесной литургии» присоединяются новые тварные существа, описание которых невозможно с той же очевидностью, как это было в случае четырех животных, возвести к ветхозаветным образам. Вокруг престола Божия находятся 24 иных престола, и на них «двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» ( Откр 4: 4 ). Возможно, что образ старцев связан с идеей окружающего Бога небесного совета (ср. 3Цар 22: 19 : «… все воинство небесное стоит при Нем», также Ис 24: 23 ; Дан 7: 9 : «…предстояли Ему тьмы тем»), и тогда это также ангельские силы, управляющие небесной областью 230 . Поклонение венценосных старцев Богу ( Откр 4: 10–11 ) дает понять, что их власть полностью исходит от Него 231 . Однако в иудейской традиции ангелы, как правило, не назывались старцами, и среди толкователей более распространено мнение, что старцы являются прославленными людьми 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Но, братия, дело не в этом только, не в искусстве, не в правильности, не в благоприличии церковного пения, а наипаче в том духе, в том душевном настроении, с каким должно быть исполняемо церковное пение. Посмотрим, нельзя ли певцам земным поучиться сему у певцев небесных, и для сего перенесемся мыслию из этого величественного храма в другой, несравненно величественнейший храм, в котором присутствовал в состоянии духовного восхищения Исаия, когда призываем был к пророческому служению. Он узрел в этом храме Господа, седящего на престоле высоком и превознесенном. Вокруг престола находились высшие чины ангельские – Серафимы. У каждого из них было по шести крыл: двумя покрывали они лица свои, двумя – ноги и двумя летали. И взывали друг к другу (т. е. попеременно, на два лика): «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его». Верхи врат потрясались от их восклицания, и по всему храму разносилось курение ( Ис.6:1–4 ). Описанное пророком видение представляет некоторые черты сходства с тем, что происходит у нас здесь. Вот и мы присутствуем в храме и видим в нем престол Господа славы. И сей престол окружают не одни земные священнослужители, но вместе с ними невидимо служат Царю славы Силы небесные. Подобно серафимам и прочим ангелам и мы в наших земных храмах поем Господу Саваофу те же хвалы и славословия, ибо выражения: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы твоея», – и «Аллилуия», суть ангельские славословия, – и поем притом, как и серафимы, на два лика. Правда, от нашего пения не потрясаются стены храма, как потрясались части храма, виденного Исаиею, от громозвучных серафимских восклицаний; но если от пения в земных храмах сотрясаются сердца молящихся, то и за сие должно благодарить Господа. Разность еще в том, что серафимы поют Господу только хвалы и славословия, ибо, не зная наших скорбей и греховных искушений, не имеют повода обращаться к Господу с мольбою о своих нуждах и только по любви к нам позволяют себе умолять Господа о помощи нам. Но во всяком случае чувства, одушевляющие певцов небесных, должны быть присущи и певцам церковным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Освящение Даров начинается благодарением, т.е. прославлением Пресвятой Троицы. Подготовив верующих к присутствованию при совершении Евхаристии, священник возглашает: Благодарим Господа, т.е. станем совершать Евхаристию. На это приглашение христиане в древности отвечали: «Достойно и праведно». В последствии к этим отрывочным словам было присоединено исповедание славы и благодарения Триипостасному Богу, т.е. Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней. В это время священник в алтаре, благодаря Бога за все, тайно читает молитву Евхаристического канона. В ней священник вспоминает все благодеяния Божии, явленные роду человеческому от сотворения мира, особенно же в искуплении человека. В середине благодарственной молитвы, в связи с воспоминанием о благодеяниях Божиих, священник громко возвещает всему народу о славословии небесных служителей Божиих, восхваляющих Господа, возгласом: Победную 31 песнь поюще, вопиюще, взывающе, и глаголющее. Это возвещение делается для того, чтобы все знали, что наше благодарение соединяется со славословием святых Ангелов и всех небесных сил, которые непрестанно приносят Господу жертву хваления. Хор поет Серафимскую песнь: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф 32 исполнь небо и земля славы Твоея: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних. Конец песни дополнен словами, воспетыми детьми еврейскими Иисусу Христу при входе Его во Иерусалим, т.е. «осанна в вышних...». Форма возглашения священника объясняется из откровения Иоанна Богослова ( Апок.4:6–8 ). Он видел вокруг престола Божия четырех животных, исполненных очей спереди и сзади. Первое животное было подобно льву, второе – подобно тельцу, третье животное имело лицо, как человек, четвертое животное подобно орлу летящему. Они ни днем, ни ночью не имели покоя, взывая: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». В возгласе под словом «поюще» подразумевается Ангел в образе орла, «вопиюще» – Ангел в образе тельца, «взывающе» – Ангел в образе льва, «глаголюще» – Ангел в образе человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Разделы портала «Азбука веры» Серафимы – 1) ангельский чин (степень ангельской иерархии ), принадлежащий к триаде высших ангельских чинов (в святоотеческой литературе в перечне ангельских степеней ставится на первой позиции, реже – на второй); 2) ангелы , представители этого чина. Серафимы в Ветхом Завете Термин «серафим» происходит от древнееврейского слова «сараф» с несколькими значениями: «жечь, испепелять», «огненный, пламенный». Есть версия, что это слово также связано в этимологическом отношении со словом «змей, дракон, грифон». В Ветхом Завете термином «серафимы» обозначают небесных созданий, светлых ангелов. В частности, о них говорится в сюжете о видении пророка Исайи: « Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! » ( Ис.6:2–4 ). Традиционно серафимов называют «пламенными» для того, чтобы указать на их непреодолимую любовь к Богу. Как писал Дионисий Ареопагит , « ибо, что касается до наименования Серафимов, то оное ясно показывает непрестанное и всегдашнее их стремление к Божественному, их горячность и быстроту, их пылкую, постоянную, неослабную и неуклонную стремительность, – также их способность действительно возводить низших в горние, возбуждать и воспламенять их к подобному жару; равно как означает способность, опаляя и сожигая, таким образом очищать их, – всегда открытую, неугасимую, постоянно одинаковую, светообразную и просвещающую силу их, прогоняющую и уничтожающую всякое омрачение » 1 . В Священном Писании представлен пример очищающей миссии одного из серафимов в отношении Исайи, подготовки его к пророческому служению: « Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен » ( Ис.6:6 ). В книге пророка Исайи дается символическое описание серафимов  как человекоподобных существ с лицами, руками, ногами и шестью крыльями: одной парой крыльев они закрывали свои лица, вторую пару использовали для полета, третьей парой они закрывали ноги. Дионисий Ареопагит указывает на символическое, образное видение серафимов, где под визуальной символикой внешних форм даётся духовное указание на естественные и индивидуальные особенности серафимов. Возможно, серафимы были хорошо известны в израильских преданиях, потому что Исайя упоминает их без предварительного объяснения для читателя. Что касается числа серафимов, то, хотя некоторые богословы считают, что в видении Исайи описываются хоры серафимов, однако текст дает основания предполагать, что только два серафима восклицают трисвятую песнь друг ко другу: «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» ( Ис.6:3 ).

http://azbyka.ru/serafimy

Сущий, Владыка Господи, Боже Отче Вседержитель, поклоняемый! Поистине достойно и справедливо и сообразно великолепию святости Твоей Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебе поклоняться, Тебя благодарить, Тебя славить, единого истинно существующего Бога, и Тебе приносить с сердцем сокрушенным и духом смирения это словесное служение наше, ибо Ты даровал нам познание Твоей истины. И кто способен изречь могущество Твое, сделать известными все хвалы Твои, или поведать о всех чудесах Твоих во всякое время? Владыка всех, Господи неба и земли и всего творения, как видимого, так и невидимого, сидящий на престоле славы и взирающий на бездны, безначальный, невидимый, непостижимый, неописуемый, неизменный, Отче Господа нашего Иисуса Христа, великого Бога и Спасителя, надежды нашей, Который есть образ Твоей благости, печать равнообразная, в Самом Себе показывающий Тебя, Отца, Слово живое, Бог истинный, предвечная премудрость, жизнь, освящение, сила, свет истинный, чрез Которого Дух Святой явился, – Дух истины, дар усыновления, залог будущего наследия, начаток вечных благ, животворящая сила, источник освящения, Которым укрепляясь все творение и словесное, и разумное Тебе служит и Тебе воссылает вечное славословие; ибо все подчинено Тебе. Ибо Тебя хвалят Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы и многоокие Херувимы; пред Тобою вокруг стоят Серафимы; шесть крыл у одного и шесть крыл у другого, и двумя они покрывают лица свои, а двумя ноги, и двумя летая, взывают друг к другу не умолкающими устами и в непрестанных славословиях. Возглашение: Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще. Священник, возвышая голос: Победную песнь воспевая, взывая, восклицая и говоря: Лик: Свят, свят, свят Господь Саваоф,/исполнь небо и земля славы Твоея;/осанна в вышних,/благословен Грядый во имя Господне,/осанна в вышних. Хор: Свят, свят, свят Господь Саваоф!/Полны небо и земля славою Твоей!/Осанна в вышних!/Благословен Грядущий во имя Господне!/Осанна в вышних!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/bozhestve...

Жизнь в себе… Но только Отец « имеет жизнь в себе » (Ин. 5:26), только Бог есть Жизнь и, потому, жизнь всякой жизни. Ужас и безысходность падения в том, что, захотев жизни в себе и для себя, человек отпадает от жизни. Грехом входит в мip смерть (Рим. 5:12) и сам мip становится « тьмой и сенью смертной ». Не претворяемый благодарением в «пищу бессмертия», в причащение жизни, он становится причащением смерти, а любовь к мipy, не претворяемая благодарением в знание Бога, — тусклой и самопожирающей « похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской » (1 Ин. 2:16). «L " homme est une passion, mais une passion inutile…». Сказавший это Ж.-П. Сартр не знает, конечно, что свершилось в отпадении человека, в том «первородном грехе», в котором, перестав быть таинством благодарения, умирает мip, и жизнь становится умиранием… IX Все это: страшное беззаконие и неправду греха, бездонную печаль и смертоносную силу Отпадения нашего от Бога, силу зла, воцарившегося в мipe, узнаем мы каждый раз, что с небесной высоты, на которую вознесло нас Христово благодарение, падают два эти слова: и отпадших восставил… Но узнаем потому, что восстановлены, потому что имеем доступ к Отцу и сделаны причастниками Царства будущего века: …и не отступил ecu вся творя, донеже нас на небо возвел ecu, И Царство даровал ecu будущее… Во Христе вознесено на небо, освящено, обожено человеческое естество. « Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим, ибо Дух все проницает, и глубины Божии » (1 Кор. 2:9). Рай был на земле, а мы вознесены на небо, и наша жизнь уже теперь — « скрыта со Христом в Боге » (Кол. 3:3). Откровение этого последнего и высшего дара, его дарование, и есть Церковь, и совершается оно в таинстве благодарения, в котором исполняет себя Церковь как небо на земле… Об этом исполнении и свидетельствует sanctus, та ангельская хвала Свят, Свят, Свят.., которой почти во всех дошедших до нас гимнах Евхаристии завершается Praefatio и которой, как мы увидим дальше, таинство благодарения вводит нас в таинство воспоминания. Обо всем мы благодарим Тебя, И единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, О всех ведомых и неведомых благодеяниях, бывших на нас, Благодарим Тебя и об этой службе, Которую Ты изволил принять из наших рук, Хотя и предстоят Тебе Тысячи, архангелов и тьмыангелов, Херувимы и Серафимы, шестокрылатые, многоочитые, Воспаряющие, окрыленные, Поющие, вопиющие, взывающие, глаголящие победную песнь Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, Наполняющий небо и землю славой Твоей! Осанна в вышних! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! О чем свидетельство этой извечной ангельской хвалы, если не о небе, которое мы видим и слышим, ибо сами вознесены на него? Что эти слова царского приветствия, если не икона: дар, видение, откровение Царства славы? Не встреча с Богом, благодарением исполняемая — за Его трапезой, в Его царстве?.. Глава 10. ТАИНСТВО ВОСПОМИНАНИЯ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Однако Откровение говорит, что в этом граде есть «престол Бога и Агнца» «и рабы Его будут служить Ему» ( Откр. 22, 3 ). Престол Бога и служение Ему Иоанну Богослову дано видеть в следующих образах: «Престол сиял на небе, и на престоле был Сидящий» ( Откр. 4, 2 ). Окрест этого главного престола-трона (седалища) расположены еще престолы – седалища малые для «старцев» – «священников» (4, 4). Перед тропом Вседержителя горят «семь светильников» (4, 5), перед ним же расположен «золотой жертвенник» (8, 3), под жертвенником содержатся «души убиенных за слово Божие» (6, 9). К престолу и жертвеннику подходят ангелы, «опоясанные по персям золотыми поясами» (15, 6), совершая различное служение Богу. При этом у них оказываются «золотые кадильницы», «чаши», «книги». Ангелы, старцы, священники и праведники, пребывающие здесь, приносят Богу славословия, молитвы, прошения, воспевают «Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель» (4, 8), «Аллилуиа» (19, 1) и т. д. Все это происходит в «храме Божием», который «отверзается на небе» (11, 19; 15, 5–8; 11, 1). Значит, в «Иерусалиме Новом» нет храма лишь в земном значении – как человеческого здания для молитвы, а таинственный Божий храм, где престол Вседержителя и Агнца, все-таки есть! Нетрудно видеть, что всё происходящее в «храме небесном» и само устройство этого храма поразительно соответствуют устройству алтаря православного храма, особенно большого кафедрального собора, и Божественной литургии, совершаемой архиерейским служением. На горнем месте – престол (седалище) архиерея, по сторонам – престолы (седалища) для сослужащего духовенства. Перед горним местом – семисвещник, за ним – то, что ныне называется «престолом», но в древности называлось именно «жертвенником» (или «трапезой»); под ним – мощи мучеников (или но современной практике – в антиминсе мощи святых). Диаконы и иподиаконы, опоясанные по персям, входят и выходят, совершая каждение и различные служебные действия; поются славословия, молитвы, в том числе – «Свят, Свят, Свят», «Аллилуиа» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Следующий атрибут, обязательный для изображения ангелов, это жезл. У нас его часто называют мерилом. Он не является ни посохом гонца, ни знаком посланничества, отнюдь нет. Это церемониальный жезл,  который восходит к церемониалу при императорском дворе в Византии. Разные посохи носились разными чиновниками. Дионисий Ареопагит считал посох символом царского и владычественного достоинства ангелов. Во всех великих восточных культурах жезл – это символ власти и царского достоинства, хотя иногда в Священном Писании он мог играть у Ангелов роль «волшебной палочки». Например, когда призывается судья Гедеон, мы читаем: «И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал. Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его» (Суд. 6,20-21). Жезл и зерцало были позаимствованы из атрибутов византийского императорского церемониала, потому что жезлы подобались только императору, патриарху. Иногда ангелы изображаются с лабарумами, это знамена. Они тоже восходят к древнеримским знаменам-штандартам. Со времен Константина лабарум является обязательным атрибутом византийского церемониала (был императорским боевым штандартом). Эта мозаика изображает нам ангелов в церкви Успения в Никее. Это мозаика VII века, к сожалению, до наших дней она не сохранилась, она была разрушена, сохранились изображения только в фотографиях. По соседству ангел XII века, мозаика из Мартораны на Сицилии. Так вот посмотрите, в руках у них штандарты, лабарумы, на которых было написано «Свят, Свят, Свят». Это отсылка к книге пророка Исайи, где говорится, что серафимы постоянно воспевали пред Лицем Божиим песнь «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полны небо и земля Славы Твоея». Обращаю ваше внимание на одеяния: с VII века меняется тип облачений. Самый ранний пример изменения облачения с хитона и гиматия на торжественное, лоратное облачение сановников византийского двора, мы имеем именно в церкви Успения в Никее. Откуда взялся этот лор, мы сейчас скажем. Сначала скажу о зерцале. Зерцало, оно же держава, заимствовано из византийского церемониала, это инсигния императорской власти. В нашей традиции державу стали именовать зерцалом и считать, что Ангелы узнают волю Господню, смотрясь в нее. Довольно странная ассоциация возникает в таком случае с Медузой Горгоной, на которую нельзя было смотреть. На самом деле никакого отношения к подобным мистификациям, а также никаких ассоциаций с хрустальным шарам для гадания эта держава не имеет. Это намек на царственное величие Ангелов. Ангел из церкви Федора Стратилата на Ручью в лоратном облачении. Так что же такое лор?

http://pravmir.ru/lektsiya-olgi-lisitsyi...

Слово " Святый " , как имя Бога, в Священном Писании встречается неоднократно, например, в Исх. 31, 13, в Евр. 2, 11. Пророк Исайя в Иерусалимском храме в видении созерцал Серафимов, непрестанно славословящих Бога: " Свят, Свят, Свят Господь Саваоф " ... (Ис. 6, 2). Требование святости от твари (1 Пет. 1, 16): " ...будьте святы, потому что Я свят " . О том, что Бог нетерпим к проявлениям различного рода зла говорится в Притч. 11, 20: " Мерзость пред Господом — коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути " . Само слово " святый " — по-еврейски " кадош " — буквально означает отделенный, несоизмеримый, т. е. несоизмеримый ни с чем тварным. Но для библейского образа мысли характерно приписывать свойства святости и всему, что так или иначе причастно Богу, тому, что соприкасается с Ним. Поэтому свято также и имя Божие, и слово Божие, и закон и храм, а также люди, всецело посвятившие себя служению Богу и творящие Его волю. Божественная святость проявляет себя в мире как Божественный свет или, по-другому, Божественная слава. Апостол Иоанн Богослов в 1 Ин. 1, 5 говорит, что " Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы " . Именно потому, что Бог есть Свет и не причастен тьме, Он требует святости от тех, кто желает общения с ним: " ...святы будьте, ибо свят Я " (Лев. 19, 2). О том, что Бог открывает Себя в мире как Божественный свет, свидетельствует опыт православных подвижников. Например, преподобный Симеон Новый Богослов так говорит о своем опыте видения Бога: " Бог есть свет, и те, кто получили Его, как свет Его получили, потому что шествует перед Ним впереди Его свет Его славы и без света невозможно Ему явиться и не видевший свет Его и Его не видели, потому что Он есть свет. " .. Это видение подвижниками нетварного Божественного света является залогом будущего прославления, предвкушением славы будущего века, когда, по слову Христа Спасителя, " ...праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их " . (Мф. 13, 43). Когда мы говорим, что Бог свят, то также имеем в виду, что Он не желает зла. Как в таком случае понимать некоторые высказывания Священного Писания, в которых говорится, например, что Бог гневается на кого-то, или о том, что Бог ожесточил сердце фараона и т. д.

http://sedmitza.ru/lib/text/431685/

Старцы. Анжерский гобелен, XIV век Четыре животных И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр 4:6–8). Эти четыре животных общепринято понимаются как высшие ангельские чины. При этом в их описании сочетаются черты херувимов из книги пророка Иезекииля (главы 1 и 10) и серафимов из книги пророка Исайи (глава 6). От херувимов у них четыре лика и множество глаз, от серафимов — шесть крыльев, а также то, что они возглашают Богу «свят, свят, свят». Символика числа «четыре» (четыре стороны света) в сочетании с ликами, представляющими четыре разных живых существа, может указывать на полноту тварного мира, объединяющегося в поклонении своему Творцу. Вульгата. Швейцарская национальная библиотека. Примерно 820 год Книга, запечатанная семью печатями И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями (Откр 5:1) Этот образ является одним из самых известных. Выражение «тайна за семью печатями» прочно вошло в обиходный язык, и его знают даже те, кто никогда не читал Откровение Иоанна Богослова. Агнец-Христос, будучи единственным во всем мире, кто достоин и способен сделать это, берет книгу из руки Сидящего на престоле, то есть Бога Отца, и снимает с нее печати. Принятием книги Агнец вызывает ликование во всей Вселенной. В ходе почти двухтысячелетней истории толкования Апокалипсиса были предложены различные интерпретации этого образа. Основными могут считаться два: книга понимается либо как образ Божественного замысла о мире, либо как Священное Писание. Оба толкования восходят к древней церковной традиции. Агнец, открывающий книгу с семью печатями. Миниатюра из Апокалипсиса. XIII в. (Bodl. Douce. 180. Fol. 21)

http://foma.ru/10-simvolov-apokalipsisa-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010