Всё это показатель серьезного нездоровья в духовной жизни. Серьезного потому, что конец для тех, кто предает себя недугу боязливости, действительно страшен: Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая ( Откр. 21, 8 ). Чтобы уберечься от вышеупомянутых соблазнов и быть свободным от разного рода манипуляций, надлежит обратиться к святоотеческим советам, научающим подлинно христианскому отношению к страху. Что есть страх? Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что «страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений. Страх есть лишение твердой надежды» 1 . Святитель Григорий Нисский определяет добродетель как благую середину, свободную как от преизбытка естественного чувства, так и от недостатка, «так например в мужестве недостаток его делается боязливостью, а излишек – дерзостью» 2 . Здесь боязливость объясняется как ущербность, проистекающая из нехватки мужества. То же объяснение дерзости и страха как разных отклонений от добродетели мужества мы находим у преподобного Петра Дамаскина , который подробнее пишет об их различии и опасности для духовной жизни, а вместе с тем и глубинной взаимосвязи: «Свойство мужества состоит не в том, чтобы побеждать и одолевать ближнего, это есть дерзость, стоящая выше мужества, и не в том, чтобы, по страху искушений, уклоняться от деланий о Боге и добродетелей, это, напротив, боязнь, находящаяся ниже его; но в том, чтобы пребывать во всяком деле благом и побеждать страсти душевные и телесные… Две вышеупомянутые страсти, хотя и кажутся противными одна другой, но смущают нас по немощи (нашей); и дерзость влечет кверху и устрашает, поражая изумлением, как бессильный медведь, а боязнь убегает, как прогоняемый пес; ибо никто из имеющих в себе одну из этих двух страстей не уповает на Господа, потому и не может устоять на брани, хотя бы был смелым, хотя бы боялся; праведник же яко лев уповает ( Притч.28:1 ) на Христа Иисуса, Господа нашего, Которому слава и держава во веки» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Я узрю его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» ( Иов. 19, 25–27 ). «Я все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа», пишет св. ап. Павел ( Филип. 3, 8 ). Иначе судит «мирской» человек. Для славы и почестей, ради суетных удовольствий и чувственных наслаждений он так часто приносит целые гекатомбы жертв, и никакая из них не представляется ему непомерно великой. Ни труды, ни лишения, ни болезни, ни скорби, ничто не удерживает его от стремления к намеченной цели. Напрасно стали бы вы ожидать от такого упреков себе самому за «слишком дорогую оценку» предмета своих стремлений. Ничто здесь не дорого, включительно до самопожертвования. Уязвленное честолюбие придумало самое решительное средство к своему врачеванию – поединок, и находятся почтенные защитники дуэли, как наилучшего способа к отмщению обид. Разнузданные страсти обуревают многочисленных сластолюбцев, а мирские предрассудки (особенно при помощи литературных произведений соответствующего направления) всенародно освящают культ разврата. И здесь не отягощаются жертвами, а рабски приносят их, забывая о законе и совести, о женах и детях, о труде и честности. Сколько таких позорных явлений в свете, и он не только не протестует против аномалий, но еще и плодит их, и тщеславится ими: «мир любит свое» ( Ин.15, 19 ). Так сбываются во всей своей трагической правде над возражателями слова Самого Господа: «кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице, и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» ( Mф. II, 16–17 ). В самом деле, когда христианство указывает на будущую жизнь, с ее несказанными радостями, – люди учитывают всякую, служащую к ее достижению, малость и вопиют против Бога, промышляющего о мире не по их хотению. Наоборот, когда те же люди стремятся к земному благополучию, то здесь не щадят никаких жертв и не жалуются на себя самих, будучи уверены в своей праведности ( Лк. 18, 9 ). Вышеприведенными рассуждениями, впрочем, не исчерпывается вопрос о неповинном страдании, в виду беспримерно-неповинного Страдальца, Святого из святых, Искупителя рода человеческого, Господа нашего Иисуса Христа . Читать далее Источник: О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия/[Соч.] протоиер. Е. Аквилонова. - Санкт-Петербург : Тип. И.В. Леонтьева, 1905. - VI, 434, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Ибо искушения бывают, (как это видно) из Священного Писания , двух родов: один род – приятный, а другой – болезненный; один – добровольный, а другой – невольный. Первый из них есть родитель греха, а поэтому мы должны молиться, чтобы не подвергнуться ему, согласно наставлению Господа, говорящего: «И не введи нас во искушение» и « «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Мф.26,41 ). А второй (род искушений), наказывая грехолюбие наведением невольных страданий, является карателем греха. Если кто претерпит такое (искушение) и если он не будет пригвожден гвоздями порока, то услышит великого Иакова, явственно взывающего: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие» ( Иак.1,2–4 ). Лукавый же злорадно наблюдает за теми и другими искушениями: за вольными и невольными. В случае первых он, сея в душе семена телесных наслаждений и раздражая ее ими, замышляет отвлечь ее от стремления к Божественной любви. Искушения же второго рода он сам (иногда) лукаво испрашивает, желая мучениями (и скорбями) погубить природу (человеческую) и понудить душу, изнемогшую в страданиях, воздвигнуть свои помышления на вражду с Создателем. Но мы, ведая замыслы лукавого, возгнушаемся вольного искушения, чтобы не отвлечь своего стремления от Божественной любви; а (искушение) невольное, случающееся по Божию попущению, мужественно перенесем, дабы показать, что Создателя природы мы предпочитаем (самой) природе. И все мы, призывающие имя Господа нашего Иисуса Христа, да избавимся от здешних наслаждений, исходящих от лукавого, и избежим будущих мук, становясь причастниками зримой сущности будущих благ, открываемой нам в Самом Христе Господе нашем, едином со Отцом и Святым Духом, славимом всеми тварями. Аминь. Блаж. Феофилакт. Не входить в искушение значит не порываться на искушения. Ибо нам должно молить Бога не о том, чтобы Он наслал на нас искушение, но о том, чтобы отвратить его: а если постигнет, должно с мужеством переносить его. Нужно сказать, что искушений два вида. Одни произвольные, например: пьянство, убийство, прелюбодяние, и прочие страсти. Ибо этим искушениям мы сами подпадаем произвольно. Другие искушения – невольные, которым подвергают нас владыки и сильные. От произвольных-то искушений, т.е. от страстей нам должно убегать, молиться об избавлении от них и говорить: «не введи нас», не попусти нам впасть «во искушение», т.е. в произвольную страсть.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Он говорит, что скорбят об умерших только те, которые не имеют упования. Почему же мы, живущие надеждою, верующие в Бога, исповедующие, что Христос за нас умер, и через Него и в Нем воскресающие, не хотим и сами расстаться с этим миром, и провожаем с плачем и скорбью умирающих братьев, как будто погибающих, тогда как Сам Христос, Господь и Бог наш, говорит в наше наставление: “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек” ( Ин.11:25–26 ). Если мы веруем во Христа, если по вере в слова Его и обетования не умрем вовеки, то мы должны с радостным дерзновением идти ко Христу, с Которым всегда будем жить и царствовать. Ведь через временную смерть мы переходим к бессмертию, и вечная жизнь не иначе может настать для нас, как по исшествии нашем отсюда. Да это и не есть исшествие, а только переход или переселение в вечность, по окончании временного пути. Кто же не поспешит перейти к лучшему? Кто не пожелает измениться и преобразиться по образу Христа и скорее достигнуть небесной славы? Апостол Павел во всеуслышание говорит: “Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его” ( Флп.3:20–21 ). Такими же обещает соделать нас и Сам Христос Господь, когда молит Отца Своего, да будем и мы вместе с Ним в вечных селениях и да насладимся блаженством в Небесном Царстве. “Отче, – говорит Он, – которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне... прежде основания мира” ( Ин.17:24 ). Итак, христианин, имеющий перейти в жилище Христово и в славу Небесного Царства, не должен (безутешно) плакать и скорбеть, но, питая истинную веру в обетование Господа, должен лучше радоваться о таковом своем переходе и переселении... Желать как можно долее оставаться в мире свойственно только тому, кого увеселяет мир, кого лукавый и льстивый век влечет к себе обманчивыми прелестями земного наслаждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

что бы они были в духовном единении веры и любви, как между собою, так и со Мною и с Тобою, чтобы не прерывалось это духовное нравственное единение и что бы кто либо, отделившись от этого единения, не погиб. Когда Я был. Во время своей земной жизни с учениками Господь сам делал в отношении к ним то, о чем просит теперь Отца Своего Небесного. Он соблюдал их во имя Отца в истине и чистоте, и сохранил, и никто из них не уклонился от истины Божией в ложь мира и не подпал влечению нечистоты мирской и т.о. никто из них не погиб кроме одного сына погибели, который погиб по собственной вине и о погибели которого предвозвещено было в Писании. Здесь разумеется погибель вечная, духовная, чрез отпадение от Источника жизни. Да сбудется Писание – разумеется пророчество 40 псалма. (ст. 10) Ныне же приношу Тебе эту молитву Мою об учениках; о соблюдении их во Имени Твоем, – для того, чтобы они, зная, что Ты услышишь Меня и исполнишь молитву Мою и будучи тем уверен, что Ты будешь соблюдать их во Имя Твое, имели в себе радость... радовались тою же радостию, какою радуюся Я пред лицем предстоящих Мне страданий и последующей славы: пусть и последнее облако печали в сердце их рассеянно и оно наполнится мною только радостию. Глл. 14–16. Изложение первого предмета молитвы об учениках (соблюди) окончено, начинается изложение второго предмета молитвы о них – освяти их и предваряется, как и первое, изложением побуждений и оснований к молитве именно об этом. Я передал... Слово Господа, учение Его, переданное ученикам, как слово Божие и принятое ими, как таковое, возбудило против них ненависть мира, как и против Самого Его, и они должны остаться в этом враждебном им мире для высоких целей распространения и утверждения Царства Моего на земле. Сохранил от зла, какое может причинить им этот враждебный мир вместе с князем мира. Как и Я не от мира. „Этим не смущайся. Слово как не означает здесь совершенного сходства. Как в том случае, когда говорится о Христе и об Отце, словом, как выражается полное равенство; так тогда, когда говорится о нас и о Христе, оно допускает великое различие, по причине великой и беспредельной разности между Его и нашим естеством – Иоанн Златоуст ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Которых Ты дал... т.е. отделил от неверуюшего мира и сделал Моими ближайшими учениками. Они были Твои... По особенному нравственному настроению их духа. Ты дал их Мне... Чрез привлечение и нравственное научение. Ныне уразумели..., что все дело совершаемое их Учителем, в мире, есть дело божественное, Богом Отцем определенное и по сему определению Сыном исполненное. Средства, какими достигли они такого уразумения суть – со стороны Самого Господа то, что учение, принятое Им от Отца, Он передал им, а со стороны их то, что они приняли это учение с верою и вследствие сего убедились и уразумели истинно, что – Я Мессия. Я о них молю. Сын молится теперь за учеников, как достойных особенного покровительства Божия. Ты дал их Мне. Можешь ли же не взять их под особенное Твое охранение и попечение? Но тем не менее­ однакоже они Твои, потому что все у Нас с Тобою одно и общее. Человек может сказать Богу: все мое Твое, но только Сын может сказать все Твое – Мое. Наконец, отныне они носители славы Сына на земле и потому достойны особенной любви Божией и охранения. Я прославился в них, в их деятельности на земле. Господь духовно созерцает их деятельность, как бы совершающеюся или совершившеюся уже и законченною. Я уже не в мире. Господь в духе представляет свое дело на земле как бы уже совершившимся, оконченным. За сим, с воззванием Отче святый изрекается самый предмет молитвы об учениках. Соблюдение учеников во имя Отца соответствует святости Божией, которой совершенно противоположна греховность мира, в коем остаются ученики. Оставленные в этом не святом, греховном мире, ученики имеют особенную нужду в том, чтобы Отец Небесный соблюл их чистыми и святыми в мире. Соблюди их во Имя (точнее – в имени) Господь молится, чтобы ученики Его по-особенному попечению Отца Небесного о них, не отпали от истины Христовой, но постоянно в ней пребывали, что бы ложь мира их не колебала, и чтобы оставались они среди этого нечистого, грешного мира чистыми и святыми. Цель и следствие такого соблюдения, что бы они были едино, как и мы, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Как тот, у кого все руки в смоле, может очистить их только маслом, так и мы, осквернившись грехом, будем очищены милостью и человеколюбием нашего Спасителя Иисуса Христа. К Нему и будем прибегать во всех искушениях и с благодарностью за все будем прилежно просить Его помощи. И тогда мы увидим, как легко побеждается враг и сколь слабым и бессильным он стал перед нами. 7 . Старец сказал: – Если Бог по своему долготерпению прощает нас, когда мы поступаем плохо, то разве не будет Он помогать нам больше, когда мы захотим делать добро? 6. Из святого Ефрема Кто хочет угодить Богу, стать наследником Божиим в вере родиться от Духа Святого и быть усыновленным Богом, тот должен прежде всего запастись терпением и стойкостью. Все скорби и огорчения он должен переносить мужественно и с благодарностью, будь то телесные болезни и страсти, дерзость и поношения от людей или всякого рода невидимая брань, которая рождается в душе по лукавству злых духов. Духи эти стремятся ввергнуть душу в слабость и уныние. Бог же по домостроительству попускает каждому искушения от различных скорбей, чтобы стали видны те, кто всем сердцем любит Его. А такие люди мужественно и с благодарностью терпят все, что им причиняет лукавый: они не оставляют надежды и веры в Бога, но всегда с верой и глубоким терпением ожидают избавления от скорбей через благодать. Только так они смогут миновать все искушения и получить награду, и тогда они тоже станут наследниками Царствия. Ибо они шли по стопам всех от века святых и Самого Господа и стали причастниками не только их мучений, но и славы. Так что посмотри и увидишь, как с самого начала все Отцы: патриархи, пророки, апостолы, мученики – смогли угодить Богу. Они шли путем скорбей и искушений и все трудности переносили мужественно и с радостью, ища вожделенной награды. И Писание говорит: «Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения» ( Сир 2. 1–2 ). Другими словами, взирай на Господа и укрепляйся надеждой на Него. И апостол говорит: «Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» ( Евр 12. 8 ). И в другом месте говорится: «Все, что случается с тобой, принимай как благо, зная, что без Бога не происходит ничего». И Господь благословляет тех, кто подвизается и терпит ради Него жестокие страдания – будь то явно, от людей, или тайно, от лукавых духов. А эти лукавые духи, как было сказано, восстают на боголюбивую душу и причиняют ей множество скорбей, чтобы она впала в малодушие и отчаяние и чтобы не дать ей достигнуть жизни. Так что искушения испытывают душу любит ли она или не любит Бога, и тем самым показывают, достойна ли она Его или не достойна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Молился Давид: «Яви лицо Твое, и спасены будем» ( Пс. 79:4, 8, 20 ). Покажи нам, Господи, лицо Твое, и мы будем иметь надежду на спасение! Сии же разбойники не ожидают избавления и потому не хотят видеть лицо Божие, в чем единственное утешение, единственная радость святых Божиих. Но как же сыны погибели стараются о спасении? Они закрывают Его, как бы считая недостойным очей человеческих. «Создавший око не видит ли» ( Пс. 93:9 )? Когда неповинную Сусанну хотели побить камнями, закрыли лицо ее. Закрывают и лицо Христово, побивая Его более тяжелым, нежели камни, словами язвительными «Взяли каменья, чтобы бросить на Него» ( Ин. 8:59 ): бесчестные ругательства, жестокие заушения, удары и лжесвидетельства. Он же вместе с Сусанной взывает: «Боже Вечный, ведающий сокровенное! Ты знаешь, что они ложно свидетельствовали против Меня, и вот Я умираю, не сделав ничего» ( Дан. 13:42–43 ). Повелено было в Ветхом Завете закрывать Ковчег, чтобы нечестивые не могли его видеть. И здесь также лицо Христово закрывают, чтобы нечестивые никогда не увидели Его и на небе. Нечестивые не узрят славы Твоей, Христе Боже! Закрывают лицо свое Серафимы, не могущие смотреть на славу лица Господня. Здесь же лицо Господа закрыто скверным покрывалом, как солнце темным облаком, чтобы до Него не дошла их молитва , как говорит Иеремия: «Ты закрыл Себя облаком, чтобы не доходила к Тебе молитва наша» ( Плач. 3:44 ). Закрывают Бога, чтобы жить безбожно: «Не увидит Господь, не узнает Бог Иакова!» ( Пс. 93:7 ). Они не знают, что «очи Господни в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные» ( Сир. 23:27–28 ). Моисей положил покрывало на лицо свое. Ты же, Господи, не закрывай предо мной ласкового лица Твоего: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего» ( Пс. 68:18 )), чтобы я мог смотреть на него, сбросив с моего сердца покрывало духовной слепоты, о котором говорит Павел: «Доныне покрывало лежит на сердце их» ( 2Кор. 3:15 ). Проводят эту ночь безбожные люди, дожидаясь дня, и как хотят, надругаются над незлобивым Агнцем, Который «как овца на заклание ведется» ( Ис. 53:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Пролог. Послание к Анатолию. Ты, возлюбленнейший брат Анатолий, недавно писал со Святой Горы мне, находящемуся в Ските, и просил, чтобы я разъяснил тебе символический смысл облачения египетских монахов, полагая, что не случайно и не без основания оно столь сильно отличается от одеяния остальных людей. И мы охотно сообщили тебе [все] относительно этого, [передав] то, что узнали от святых отцов. Куколь есть символ благодати Спасителя и Бога нашего, лелеющей их младенчество во Христе и защищающей владычественное начало [души] монахов [от бесов], всегда старающихся нанести удары и раны [им]. Носящие куколь на голове поют со всей доступной им силой: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» ( Пс 126.1 ). Таковые гласы [псалмопения] внушают смирение и искореняют гордыню, то есть древнее зло, низвергшее на землю Денницу, восходящую заутра ( Ис.14:12 ). Обнаженность рук являет нелицемерность жития. Ибо тщеславие – ужасно; оно скрывает и покрывает тенью добродетели, всегда преследуя славу человеческую и изгоняя веру. «Как вы можете веровать, – говорит [Евангелист], – когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» ( Ин. 5:44 ). Ведь Благо должно быть избрано ради него самого, а не ради чего-либо иного, ибо если не допустить этого, то тогда побуждающее нас к деланию добра предстанет более ценным, чем [добро] совершившееся, – утверждение столь же нелепейшее, как и высказывание (или мысль] о том, что может быть нечто лучше Бога. Опять же аналав, крестообразно переплетающий их плечи, есть символ веры во Христа, поддерживающей кротких, сдерживающей всегда то, что мешает им, и позволяющей им действовать беспрепятственно. Пояс, сжимающий их чресла, отражает всякую нечистоту, о чем и возвещается [Апостолом]: «хорошо человеку не касаться женщины» ( 1Кор. 7:1 ). Они имеют и милоть, поскольку всегда носят «в теле мертвость Господа Иисуса» ( 2Кор. 4:10 ), заставляя умолкнуть все неразумные страсти тела и пресекая сопричастном к добру [все] пороки души. И, возлюбив нищету, они избегают корыстолюбия как матери идолослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010