— С тех пор как я поселился в этой пустыне, построил келью и обитаю в ней, не проходило ни одного дня, чтоб я не работал чего-нибудь своими руками до утомления; я не помню также, чтоб я ел когда-либо хлеб, данный мне кем-нибудь, но всегда — заработанный трудами моих рук; и из уст моих не выходило такого слова, в котором бы мне приходилось теперь со стыдом раскаиваться; однако я отхожу к Господу так, как будто и не начинал богоугодно и по-иночески жить. С этими словами он предал честную и святую свою душу в руки Божии [ 16 ], не пострадав никакой телесной болезнью. Такова была жизнь и кончина этого угодника Божия, святые молитвы которого да помогут и нам научиться богоугодной жизни и кончину добрую получить по милосердию Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцом и Святым Духом воссылается честь и слава, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Житие преподобного отца нашего Иоанна Многострадального «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14:22), — сказал Апостол Павел. Согласно с ним и возлюбленный ученик Иисусов, Иоанн девственник, сказал: — «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби» (Откр.1:9). С ними согласен и возлюбленный ученик Пресвятой Богородицы из Печерской обители, наш русский девственник Иоанн, который прозван Многострадальным; действительно много скорбей перенес он ради обещания девства, данного небесному Жениху. Так он сам рассказывал про свою жизнь, незадолго уже до смерти, по следующему поводу. К этому преподобному, затворившемуся на одном тесном месте, в пещере преподобного Антония, и проведшему там всю свою жизнь, приходил часто один из братьев, которого обуревал диавол плотским вожделением; он просил святого помолиться Господу об ослаблении его страсти. Преподобный же Иоанн говорил ему: — Брат, мужайся, пусть окрепнет твое сердце, терпи во имя Господне и сохрани пути Его, и Он не оставит тебя в руках наших врагов и не даст им уловить тебя. Отвечал ему обуреваемый страстью: — Поверь мне, отец, если не дашь мне ослабления, то я не буду знать покоя, но буду ходить с места на место.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Христианин, убежденный и уверенный в действиях Промысла Божия, покоряется Его святой воле, все устрояющей на пользу, и познает, что здесь, в земной юдоли, он – странник, идущий в свое отечество, а отходящих отсюда близких и друзей препровождает только туда; для них окончилось время их странствования, назначенное для них Творцом, и мы туда перейдем и по милости Бога нашего соединимся с ними в блаженной вечности. Эта надежда утоляет печаль о разлуке с близкими нашему сердцу людьми. Наш долг христианской любви позаботиться о помиловании усопших наших сродников и близких церковными молитвами и милостынями и самим усердно молиться. Это и нас утешит и им, отшедшим, принесет отраду и милость Божию» 1360 . «Вы желаете знать, как заслужить вам свидание с ним в вечности? Мы не об этом только должны заботиться, но главным образом о том, чтобы удостоиться там лицезрения Божия, тогда и там все мы любовью соединимся в любви Божией. А как этого достигнуть православному христианину – учит нас слово Божие и Православная Церковь : исполнением заповедей Божиих и надеждой не на свои заслуги, но на заслуги Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа, даровавшего нам вечную жизнь Своими крестными страданиями и смертью. Он Сам сказал Своими пречистыми устами: “Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам”» ( Ин.14:21 ) 1361 . 10 . Родителей весьма огорчает и то, когда кто из детей умирает в раннем возрасте. У Бога и один день как тысяча, и тысяча лет как один день. «Ему угодно было переселить ваших детей, – пишет о. Макарий, – от сей плачевной юдоли и скорбной жизни в самом юном возрасте, тогда, когда они еще не испытали ни радостей, ни горестей этой жизни и не запятнали своих душ греховными сквернами. Не есть ли в этом проявление любви Божией к ним? Благодарить надо Бога, а не сетовать, ибо Он чистыми взял их из этого мира в Его Царство Небесное. А вам здесь уже не будет скорбей и забот о христианском их воспитании и научении, что так трудно выполнить в наше время, те родители, которые не воспитали своих детей добрыми христианами, “сильно будут истязаны пред судом Божиим”» 1362 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Некоторые из них сильно побили меня, причем продолжалось все это десять дней. С тех пор я больше не видел бесовского лица, и только через злых людей они причиняли мне зло. Сколько и какое зло со мной происходило от бесчинных симониан в Финикии, от нечистых гностиков в Египте, от беззаконных валентиниан и прочих еретиков на Кипре… Внимайте, чада, и слушайте слово грешного Епифания. Не желайте себе никогда много денег, даже если вам их будут давать. Избегайте ненависти к любому человеку и будете возлюблены Богом. Не злословьте брата, и не будет обладать вами диавольская страсть. Отвращайтесь от ересей, как от ядовитых и смертоносных змей. О них я написал в книгах, имеющих надписание «Панария», которые и передал вам. Берегите себя от наслаждений мира сего, которые возбуждают тело и помысел. Знайте, что это искушение от сатаны, потому что очень часто, когда плоть покойна, помысел рисует невнимательным постыдные картины. Когда же ум наш бдит и всегда помнит о Боге, тогда мы можем легко победить врага. Сказав это и многое другое, епископ Епифаний созвал всех находившихся на корабле людей. – Братия, нужно от всей души просить Бога сохранить нас, чтобы никто из нас не погиб, потому что будет сильный шторм. Но радуйтесь, ибо никакая печаль не приблизится к вам, – наставлял он всех стоявших здесь. – Чадо Поливие, если мы прибудем в Констанцию, побудь там семь дней, а затем ступай в Египет, в верхнюю Фиваиду, пасти овец Христовых. Будь осторожен, не поступи иначе, потому что если ты не послушаешь меня и не пойдешь, тогда погубишь и то, что построил, и будешь бесполезен для всех. Если же исполнишь мои слова и заповедь Господа нашего Иисуса Христа, которую Он велел мне тебе передать, будешь благословен перед Ним во все дни жизни своей, – обратился он ко мне и обнял меня. – А ты, чадо, оставайся в Констанции до тех пор, пока не будет тебе указа идти в страну киттийцев, – посоветовал чудотворец Исааку. – Не бойтесь, дети, что будет сильное волнение на море, но попросите Бога, и Он вам поможет, – ободрил он матросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

49:8). А о том, что это время исполнилось с пришествием Спасителя, пишет Павел: « теперь время благоприятное » (2 Кор. 6:2). « Ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют » (ст. 15). « Ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его », сказано у пророков (Зах. 9:16, ср. Пл. Иер. 4:1). Да и Петр говорит: вы же все « сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое » (1 Петр. 2:5). Так называет он тех, которые принимают участие в создании Церкви Божией. Тесным единством и взаимным согласием, единомыслием и единогласием утверждаясь в одном разуме и одной вере, они созидают один храм в Боге. Вот к этим–то камням « рабы Твои возлюбили », конечно, пророки. Они, Духом Святым провидя будущее устроение во всей вселенной нового Сиона, одобрили камни, имеющие быть принесенными для постройки от всех народов, приняли их с удовольствием. Что касается праха, то можно сказать, что « прахом » нашего духовного Сиона оказываются люди, действительно по земному живущие, но причисляющие себя к камням здания; тогда значит пророк выражает сожаление о иудеях, еще и доныне считающих истинным свое земное богопочтение, и потому оправдывающих название земного праха. Они достойны сожаления и милости, говорит пророк. Поэтому он и предсказывает, что рабы Божии пожалеют их, но что благоволить они будут к камням нового здания. Или же камнями считает пророк уверовавших во Христа после Его воскресения, а рабами — святых апостолов, чрез которых спаслись уверовавшие в Господа нашего Иисуса Христа. « И убоятся народы имени Господня и все цари земли славы Твоей » (ст. 16). Причиной этого будет проповедь, прошедшая из Сиона по всей вселенной. Хорошо он сказал: « убоятся », потому что тогда этого страха народы не имели, почему апостолам Господь и сказал: « идите, научите все народы » (Мф. 28:19). Но убоятся и « все цари земли », притом не какие–нибудь, но « все ». И праведники называются опорой царей, потому что они сами себя поставляют царями, или лучше сказать — поставлены царями над тем, что от Бога, для того, чтобы царствовать над страстями и сохранить (дарованный человеку) царственный образ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

С другой стороны, великий грех берут на свою душу те, кто лицемерно, наружно показывает свое мнимое благочестие ради похвалы от других. Таких лицемеров обличал Сам Христос и предсказывал им великое горе (см.: Евангелие от Матфея гл. 23). Мы не поклоняемся вещественным кумирам, как богам, но не служат ли для нас кумирами некоторые, вкоренившиеся в нас, страсти, например страсть сребролюбия, наживы, блуда, пьянства. Святой апостол Павел прямо так и называет страсть сребролюбия, наживы, то есть любостяжание, «идолослужением» ( Кол.3:5 ). А в первом своем послании к Коринфянам пишет: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (6,9–10). Святой апостол Павел не просто утверждает, что не исполняющие заповедей Божиих не наследуют Царствия Божия, он перечисляет конкретные грехи, конкретных грешников. Для нас это особенно важно. Ибо, имея пред собой эти конкретные примеры, мы с необходимостью должны спросить свою совесть: не являемся ли мы кем-нибудь из тех, кого перечисляет апостол? И такими были некоторые из вас, – пишет далее апостол, – но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор.6:11 ). – Господи! Даруй и нам оправдание, прощение, освяти нас Духом Твоим Святым! Особо опасным грехом является гордость. Святой Иоанн Златоуст говорит, что гордость все житие наше делает нечистым; хотя бы мы сберегли девство свое, соблюдали посты, праздники, молились, но если имеем при этом гордость, то все эти добродетели наши напрасны и не вменяются нам в праведность. Человек никогда не сознается сам, что он горд, он этого не замечает за собой. Как же узнать, горды ли мы или нет? А вот послушайте: горд тот человек, который ищет всякими путями похвалы от других; ищет, то есть домогается и скорбит, если не достигает этого; горд тот, кто других презирает и считает их хуже себя, как евангельский фарисей;

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Он заповедует им держаться неуклонно этих заповедей и, не сомневаясь, что это так и будет, Он изрекает им великое обетование о другом Утешителе. Я умолю Отца, „Не удивляйся, если Он говорит Я умолю Отца, ибо Он не просит, как раб, но для того, чтобы уверить учеников, что к ним непременно придет Дух Утешитель, снисходит к ним и говорит „Я умолю Отца. (Феофил, Златоуст): Умолю говорит, чтобы Его не почли противником Бога и говорящим по иной какой либо власти Иного Утешителя – Сказав Иного, Христос указывает на различие Ипостаси; а сказав Утешителя – на единство существа (Златоуст). Это третье лицо достопоклоняемой Троицы, Святой Дух, от Отца исходящий, да пребудет с вами во веки, т.е. вечно, не оставляя их никогда, ни в сей жизни, ни в будущей. Дух истины т.е. Дух не ветхого завета, ибо Он образ и тень, а нового, который есть истина. Имели Духа и те, кои жили под законом, но имели в образе и тенях, а ныне, можно сказать, истина сама существенно низошла к ученикам (Феофил.). Которого мир не может приять и пр. Мир – это неверующие во Христа, противники Христа и Его дела, или вовсе незнающие Его, непросвещенные Его учением и злые люди (Златоуст). А вы знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет. Апостолы из учения Господа познали Духа Святого, из обращения с ними Господа они испытали на себе Его действие. Не оставлю вас сиротами – выражение „отеческой нежности». Приду к вам – разумеется не второе славное пришествие, но духовное, таинственное пришествие Господа к ученикам во святом Духе. Предварительным сему непрерывному вечному общению Господа с учениками в Духе Святом будет Его пришествие к ним или явление по воскресении Его в Его прославленном тел. (Златоуст). Еще не много т.е. пройдет времени и мир уже не увидит Меня – мир, как совокупность неверующих в Господа и враждебных Ему людей. А вы увидите – в прославленном теле по воскресении и духовно – по отшествии Господа из мира. Я живу – т.е. непрерывно, не подлежа смерти, и вы жить будете т.е. в единении со – Мною, как источником жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Этот римский сотник был первым из язычников, который исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим. Римский сотник Гордий кесарийский был привлечен суду во время великого гонения на христиан в 303 г. Его уговаривали, чтобы он отрекся от Иисуса Христа и этим спас бы свою жизнь. На все это он отвечал: «Я вспоминаю того первого сотника, который стоял у креста Христова и познал Его божественное величие из тех чудес, которые там совершились и который не побоялся открыто исповедать свою веру пред разъяренными иудеями в словах: «Воистину Он был Сын Божий!» Сказав это, он осенил себя крестным знамением, мужественно и радостно претерпел смерть ради Христа. Будем и мы чаще вспоминать об этом сотнике-язычнике. Пусть поэтому все поругатели и отрицатели Евангелия, все сомневающиеся и неверующие услышат от нас одно и то же радостное исповедание: «Истинно Человек этот был праведник; воистину Он был Сын Божий!» Но чтобы это исповедание было внутренним и сердечным, для этого мы должны принести искреннее покаяние. Евангелист говорит: «И весь народ, сшедшийся на зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь». Здесь случилось еще одно удивительное событие, которого мы меньше всего могли ожидать в этот час, на этом месте и от этого народа. До сих пор эта ослепленная толпа следовала за своими начальниками. Они отвергли своего лучшего и вернейшего Друга и предали Его язычникам. С ненавистью и поруганиями влекли они Его к суду и осуждению, с ненавистью и поруганиями они смотрели на Его страдания и смерть. Их не тронули Его последние слова, которые Он сказал с креста. Теперь же, когда совершились эти величественные и могущественные знамения в час Его смерти; теперь, когда солнце померкло на небе, земля содрогнулась, скалы расселись и гробы святых отверзлись; теперь только открылись их глаза и они узнали свою великую вину, которую они приняли на себя, теперь сознали, что они совершили ужасное злодеяние. Теперь вспомнили они о том, как этот Человек, теперь распятый, любвеобильно поучал их, как Он оплакивал их город, как Он исцелял их больных, утешал их в скорби, благословлял их детей, помогал им в несчастьях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Стихиры на Господи, воззвах и стиховны на праздники и воскресные дни выписать. Подавлять леность, рассеянность, гордость, злобу, зависть, любостяжание, чревоугодие, непослушание и упрямство. Свят, Свят, Свят Господь! [ Ис. 6, 3 ]. Этим внушается величие святыни существа Божия, по которому Он не терпит ни малейшего греха, ненавидит грех , например гордость, ненависть, зависть и пр., и карает всякий грех или очищает его вследствие покаяния. Вся жизнь наша доказывает, что свят Господь Бог наш и ненавидит, преследует грех: тотчас следует наказание (скорбь и теснота) за содеянный грех мысли, сердца, воли, слова, дела и, с другой стороны, мир, тишина, легкость, сладость после искреннего покаяния, они непрестанно проповедуют нам о величии святыни существа Божия, – но необходимо жить по Его святым заповедям. По этой святости Бог Отец послал Святейшего всех святых Сына Своего Единородного в жертву за грехи мира. В реце бездну погрузил еси... 1 Анализируй, разбирай свое сердце, приводи в ясное сознание страсти его: гордость и высокомерие, злобу, зависть, раздражительность, любостяжание, чревоугодие, блудную нечистоту и пр., и сокрушайся об них. Себя вменяй за кал греховный, а других считай благоуханием Богу по их добродетелям – кротости, смирению, безмолвию, незлобию. Люди, обогатившиеся познаниями, но не познавшие как должно сами себя – невежды, да они же, быв богаты гордостью, злобою, лукавством, любостяжанием, нищи добродетелями христианскими – кротостью, смирением, чистотою, простотою, нестяжательностью, которые у простолюдинов имеются как природные. Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? ( 1Кор. 1, 20 ). Доколе я не буду жить простою и совершеннейшею жизнью Господа моего Иисуса Христа, возложив на Него всю свою печаль 2 ? Доколе не облекусь во Христа моего? Доколе не буду доброхотно служить всем, как Господь повелит? Никому из нищих не отказывай, но дай посильную милостыню. На человека-христианина смотри как на член Христова тела, уважай всякого, без различия возраста, звания, состояния, пола, равно богатого и бедного, знатного и простого, образованного и необразованного, здорового и больного, в счастии и несчастии находящегося, всем угождай, служи во благое. Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино [ Ин. 17, 21 ]. О, высочайшее, преблаженнейшее для меня желание Господа нашего Иисуса Христа! Как не содействовать этому желанию, этой молитве?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Только лишь один благоразумный разбойник у которого по словам Григория Великого „оставались только сердце и уста свободны“ – принес в дар Богу все, что имел; сердцем уверовал в правду, усты исповедывал во спасение ( Рим.10:10 )”. Распятие сопровождалось известными необычайными явлениями и знамениями в природе несмотря на то, что оно свершилось около 6-го часа – по нашему двенадцатаго по полудни – мгновенно наступила тьма по всей земле – до девятого часа. Наступившая тьма удалила врагов Иисуса от креста и это дало возможность Матери Его и сестре Матери Его Марии Клеоповой и Магдалине приблизиться ко кресту и выслушать из уст Распятого Сына слова прощального заветания. Около девятого часа Иисус громким голосом возопил – “Или, или, лима савахвани – Боже Мой! Боже Мой по что Ты меня оставил”. После сего Иисус ведая, что уже все совершилось, говорит “жажду“ , один из воинов, взял губку, напоил ее уксусом воткнул на трость и давал пить Иисусу, Иисус вкусил уксус и произнес совершилося, т. е. спасение рода человеческого, ради чего Он снисшел на землю и претерпел смерть. С этим словом Христос испустил дух. Смерть Его последовала в 9 часов, по нашему в 4-м часу по полудни 14-го нисана 27 . Это был тот самый час, когда в этот день заклали пасхального агнца. И время смерти показало, что Христос есть Агнец Божий, вземлющий грехи мира. Как распятие так и момент смерти Господа сопровождали известные знамения. На месте, где стоял Крест, ныне стоит престол, направо от престола видна разселина скалы, распавшейся, вследствие происшедшего при кончине Христа, землетрясения. Эта разселина находится между крестов Спасителя  и распятого ошуюю Его разбойника. Она простирается до подошвы горы; в нее то пролилась животворящая кровь Спасителя, чтобы омыть голову падшаго Адама, который, равно как и праматерь Ева , по преданию были погребены на Голгофе и человеческий череп, найденный здесь во время смерти Спасителя, как будто выкопавшийся из под креста, признается за голову Адама. Разселина скалы, треснувшая не вдоль слоев, а поперек их, не может быть по мнению всех новейших изысканий объясняема как естественное геологическое явление.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Мы радуемся поэтому, что пречистое тело Спасителя таким образом сохранилось от этого посягательства и, волею Божиею, Его не коснулось поругание, которое приготовили Ему враги Его даже после смерти. Мы видим здесь исполнились слова и обетования Господни, открытые людям в Священном Писании . Когда Иисус Христос предпринял Свое последнее путешествие в Иерусалим перед Своими страданиями и смертью, тогда Он сказал своим ученикам: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом» ( Лк. 18, 31 ). И как Он сказал, так и случилось. Обетования Божии, как звезды небесные, светят во мраке и темноте, которыми окутаны страдания и смерть Спасителя. Предатель, который возлежал с Ним за одной трапезой и вкушал Его хлеб; бегство учеников при взятии Иисуса; покупка земли крови за тридцать сребреников; мучение Спасителя перед духовным и светским судом, распятие между двумя разбойниками; деление Его одежды; напоение Его уксусом с желчью: все это ясно и определенно до этого было написано и предвозвещено пророками. В Слове Божием было также предусмотрено и предсказано и то, что голени Иисуса не будут перебиты и что воин пронзит ему бок. Поэтому и евангелист Иоанн нарочито и прибавляет: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится». Также и в другом месте Писание говорит: «Воззрят на Того, Которого пронзили». Господь Бог заповедал народу иудейскому относительно пасхального агнца: «Костей его не сокрушайте» ( Исх. 12, 46 ; Числ. 9, 12 ), или, как передает Апостол: «Кость Его да не сокрушится». И это, по определению воли Божией, должно было исполниться на нашем Спасителе. Через это было подтверждено и засвидетельствовано, что Он в своей смерти был истинным и пасхальным Агнцем. Поэтому Иоанн Креститель предсказывал о Нем: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1, 29 ). Поэтому и ап. Петр писал о Нем: «Нетленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» ( 1Петр. 1, 18–19 ). Поэтому и ап. Павел говорит: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» ( 1Кор. 5, 7 ). Будем созерцать и прославлять в вере и мы Распятого, как Агнца Божиего, который взял на Себя грехи всего мира и наши грехи, доколе мы не сопричислимся к лику святых и ангелов Божиих, которые непрестанно воспевают перед престолом славы Его: «достоин Агнец закланный принять силу, и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение» ( Откр. 5, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010