поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Максим Козлов Острее меча обоюдоострого: Проповеди Источник:  Православие.ру В книгу настоятеля храма Святой мученицы Татианы при МГУ, заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова вошли его избранные проповеди, расположенные в хронологическом порядке по времени их произнесения. Отец Максим – известный богослов и публицист, автор целого ряда книг, множества статей и публикаций. Его слово, будучи, по выражению апостола Павла, " острее меча обоюдоострого " , всегда вызывает живую реакцию аудитории. Содержание Вход Господень в Иерусалим Слово о поклонении в духе и истине День памяти Илии Пророка. Слово о толерантности Неделя по Крестовоздвижении. О женщине-хананеянке Слово о жизненном призвании Слово о дорожном движении Притча о безумном богаче Слово о Церковном Уставе Неделя святых отец. Слово о человеческой истории Слово о поступке Неделя о мытаре и фарисее Неделя о Страшном Суде. День памяти новомучеников и исповедников Российских Слово перед началом Великого Поста Неделя Торжества Православия. Слово об анафематизмах Пассия первая. Слово о молитве Ефрема Сирина. Часть 1 Пассия вторая. Слово о молитве Ефрема Сирина. Часть 2 Пассия третья. Слово о молитве Ефрема Сирина. Часть 3 День памяти преподобного Иоанна Лествичника День памяти преподобной Марии Египетской Неделя апостола Фомы. Слово о пасхальном настроении Неделя жен-мироносиц Неделя святых отцов I Вселенского Собора. Слово о догматах Слово в праздник Всех святых Неделя Всех святых, в земле Российской просиявших Слово на Преображение Господне Слово о том, какая есть главная заповедь Воскресение словущее Воздвижение Креста Господня Слово о стяжании благодати Притча о сеятеле. Слово о культуре. День памяти апостола Луки Слово в день памяти святых бессребреников Космы и Дамиана День памяти святителя Филарета Введение во храм Пресвятой Богородицы Слово о выборах, которые мы совершаем Предпразднство Богоявления. Слово о подготовке к Таинствам

http://religare.ru/2_95047.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Евфимий, архимандрит Суздальский (+ 1404) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 1 апр. в день преставления, 4 июля в день обретения мощей, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых, 6 июля вместе с Собором Радонежских святых как собеседника прп. Сергия Прп. Евфимий родился в семье благочестивых и зажиточных суздальских горожан, в приходе Святых Жен Мироносиц. Церковь эта, в которой он был крещен, существовала до последнего времени. Он получил обычное в то время для всех детей церковное образование, но молитвенностью, самоуглубленностью и сдержанностью он выделялся изо всех детей. В церкви, которую он посещал часто как по воле родителей, так и по собственному влечению, он становился всегда в темном углу, чтобы никто его не замечал и не мешал ему молиться и слушать богослужение. Он был еще очень юн, когда в церкви запали ему в душу апостольские слова: «Братие, не дети бывайте умы, но злобою младенствуйте, умы же совершении бывайте» (1 Кор. 14, 20). В другой раз он остановился мыслью на евангельских словах: «Иже бо хощет душу свою спасти, погубит ю. Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь и отщетит душу свою? Или, что даст человек в измену за душу свою?» (Мк., 8, 35—37). Юноша зачитывался сказаниями о святых угодниках Божиих и молил Бога послать ему наставника на пути исполнения евангельских заповедей. И молитва его была услышана. Невдалеке от Нижнего Новгорода поселился отшельник, инок Дионисий (память его 26 июня), выкопал пещеру в гористом берегу Волги и стал подвизаться. К нему стали обращаться за советом и молитвой, скоро собрались вокруг него ученики, и так возник Печерский Вознесенский монастырь. Пришел к нему и будущий прп. Евфимий. Упав к его ногам, отрок от волнения ничего не мог говорить. Прп. Дионисий подъял его, успокоил и повел в свою келью для духовной беседы. Потом созвал братию и постриг его с наречением ему имени Евфимий. Тогда великой радостью исполнилось сердце Евфимия, и он горячо благодарил Бога. «Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, Боже мой, — молился он, — яко сподобил мя еси, худого и недостойного, получить желаемое мною спасение...» Великий пример имел он в лице своего настоятеля, среди непрерывных иноческих трудов всегда сохранявшего кротость, приветливость и спокойствие.

http://sedmitza.ru/lib/text/437042/

Торжок. Церковь Входа Господня в Иерусалим. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь возведена в 1841-1842 годах архитектором И.Ф. Львовым. В строительстве и отделке интерьера использовали фресковые росписи; убранство, включая предметы богослужения были осуществлены на средства новоторжских купцов, братьев Степана, Якова и Михаила Уваровых. Входоиерусалимская церковь была теплым храмом Спасо-Преображенского собора, который был построен 1822 году по проекту архитектора К.И. Росси. Храмы закрыты для богослужения в 1930 году. Близ Спасо-Преображенского холодного собора  - на южной стороне находится теплый собор, также каменный, трехпрестольный; главный престол посвящен Входу Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим. Прежде сего теплого собора близ Преображенского храма  существовало несколько церквей, которые были приписаны к собору (как-то: святых Афанасия и Кирилла, святителя Николая, святых Жен-Мироносиц). Вероятно некоторые из них были теплыми и в них совершалось богослужение в зимнее время. Ныне существующий теплый (Входо-Иерусалимский) собор начат постройкой в 1815 году, а окончен и освящен в 1822 году. В нем три престола, построенные в ряд; правый посвящен Божией Матери - Неопалимой Купине и вместе святому великомученику Никите, левый - святителю Николаю чудотворцу и святителю Митрофану, епископу Воронежскому. В прежде бывшем Преображенском соборе , как видно из писцовых книг 1625 года, существовал придел в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим. На горнем месте у главного престола поставлена большая и хорошо написанная икона собора святых архангелов и святых угодников Божиих. В трапезе Входо-Иерусалимского собора находятся старинныя иконы, перенесенные из прежде существовавшей близ собора Никольской церкви, как-то: Знамения Пресвятой Богородицы (Новгородския), святого Иоанна Предтечи, преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских, святой благоверной княгини Иулиании Новоторжской, Божией Матери скорбящих Радости; в последней иконе вложено несколько частиц от мощей святых; вверху этих икон - иконы двунадесятных праздников.

http://sobory.ru/article/?object=01141

5-12 мая. Светлая седмица . Фото Юлии Кузенковой. – С.43; 12 мая. Неделя 2-я. Фомина . – С.43; 14 мая. Поминовение усопших . Радоница. – С.44; 19 мая. Неделя 3-я по Пасхе . Жен-мироносиц . – С.44; 26 мая. Неделя 4-я по Пасхе. О расслабленном. – С.44; 29 мая. Среда 4-й седмицы по Пасхе. Преполовение Пятидесятницы. – С.44; 2 июня. Неделя 5-я по Пасхе . О самаряныне . – С.44; 9 июня. Неделя 6-я по Пасхе. О слепом. – С.44; 12 июня. Среда 6-й седмицы по Пасхе . Отдание праздника Пасхи. – С.44-45; 13 июня. Четверг 6-й седмицы по Пасхе . Вознесение Господне . – С.45; 16 июня. Неделя 7-я по Пасхе. Память святых отцов Первого Вселенского собора. – С.45; 22 июня. Суббота 7-й недели по Пасхе. Троицкая Вселенская родительская суббота. – С.45; 23 июня. Неделя 8-я по Пасхе. Пятидесятница. День Святой Троицы . – С.45; 24 июня. Понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице. День Святого Духа . – С.45; 30 июня. Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых . – С.45. же см.//Фома. – Спецвыпуск. 2013/Москва Пасхальная. – С.32-35. - (рубрика « Тема номера. Пасха »). Коротко: Мысли Истории. Притчи . Редакция благодарит издательство «Никея» за помощь в подготовке рубрики//Фома. - –май 2013. – С.46. – (раздел « Вера », рубрика « Коротко »). Мераб Мамардашвили . Цитата: «Слушал сегодня классическое рассуждение о том, что человек, знающий, что он умрет, из страха перед смертью и породил идею Бога и бессмертия…». Святитель Иоанн (Максимович) основал в Шанхае приют для детей-сирот. Одна из воспитательниц, М.А.Шахматова, рассказала о таком удивительном случае… один старец копал свой огород, чтобы посадить несколько кустов помидоров. К нему подошел посетитель и спросил: - Что ты делаешь? - Да вот исповедую свой огород, - отозвался старец… Реклама : С.47. Новомученики : Игумен Дамаскин ( Орловский ), секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Блаженная. 14 мая Русская Православная Церковь празднует память мученицы Нины Кузнецовой . Документальные фото, предоставленные автором. Икона «Святая мученица Нина».//Фома. - –май 2013. – С.48-49. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-121-...

Е.Т. Кречетова (Пелих) Примечания Марфо-Мариинская обитель основана Великой княгиней Елизаветой Феодоровной (святая преподобномученица Елизавета Феодоровна была расстреляна в 1918 году. В 1992 году причислена к лику святых). На собственные средства она купила усадьбу в районе Большой Ордынки в Москве. После трагической гибели в 1905 году своего мужа, Великого князя Сергея Александровича, с 1891 года бывшего генерал-губернатором Москвы, Елизавета Феодоровна, уже двадцать лет неуклонно шедшая по пути Православия, решила принять монашество. Это вполне соответствовало древним традициям княжеских и царствующих домов. Однако сначала Великая княгиня, с детства воспитанная в традициях деятельного благочестия, захотела основать женскую обитель. Пять лет ушло на реализацию этой идеи – строительство, подбор сестер, уточнение и утверждение устава обители. В результате на Б. Ордынке появился чрезвычайно своеобразный архитектурный ансамбль, построенный в традициях древнего псковского зодчества, окруженный комплексом больниц, учебных и благотворительных заведений. Первый – больничный – храм 123 Марфо-Мариинской обители был освящен епископом Трифоном (Туркестановым) в 1909 году во имя святых жен-мироносиц Марфы и Марии. В престол храма были вложены частицы мощей святителя Алексия, Митрополита Московского, святой праведной Елисаветы, небесной покровительницы Великой княгини, и преподобного Иоанна Лествичника . Годом ранее – в мае 1908 года – была осуществлена закладка церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский храм, построенный по проекту академика А. В. Щусева и расписанный академиком живописи М. В. Нестеровым, был освящен в апреле 1912 года митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) , который впоследствии постриг Великую княгиню Елизавету Феодоровну в монашество. Через два года в обители был освящен еще один храм. В «Московском листке» писали: «На днях (1914 г.) в Марфо-Мариинской обители было совершено освящение нового храма-усыпальницы (во имя Сил Небесных и Всех святых). Он очень невелик и помещается внизу собора Покрова. Иконостас в древнем стиле покрыт басмой, образа в византийском стиле. В алтаре – старинные иконы в серебряных ризах, ценная утварь из серебра. Торжество возглавил настоятель храмов обители протоиерей Митрофан Сребрянский».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Почему я за русское церковное единство? – потому что дьявол против этого» Священник Андрей Филлипс Полгода тому назад, в течение восьми потрясающих, напряженных, но исторически значимых дней в г. Сан-Франциско, я стал свидетелем торжества Истины, торжества Предания, торжества Православия. Предлагаю читателям официального интернет-узла Русской Православной Церкви заграницей выписки из моего дневника, который я вел во время Всезарубежного Собора. Суббота 6 мая Мы с матушкой встали рано, в 4 час. 30 мин. утра, чтобы начать наш путь на Всезарубежный Собор в Сан-Франциско. Поскольку между Англией и Сан-Франциско 9 часов разница во времени, нам пришлось пережить 32-часовой день. Приехали мы в Сан-Франциско в 1 час. 30 мин. по местному времени и я первым долгом зарегистрировался на Собор. В 4 час. дня состоялась встреча Курско-Коренной чудотворной иконы, а вслед за встречей – панихида по митрополитам Антонию, Анастасию, Филарету и архиепископу Антонию (Медведеву). После ужина началось всенощное бдение, длившееся более трех часов. На литии обносятся Курская икона, икона с частицей мощей святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца и две новонаписанные иконы: написанная в Гефсимании и освященная на гробе Господнем икона святых Жен-мироносиц и написанная в России и освященная в Троице-Сергиевой лавре уникальная икона святых Отцов семи Вселенских Соборов. На иконе святых Отцов также изображены св. патриарх-исповедник Тихон, святые новомученики Петр Крутицкий и Кирилл Казанский и святитель Иоанн (Максимович). На полиелей выходят два митрополита – Высокопреосвященные Лавр и Амфилохий (Сербская Православная Церковь) – и 10 архиереев. Общее число архипастырей – 12, напоминающая число апостолов Христовых. По окончании бдения мне один делегат говорит: " Дух на богослужении особенный. Все возможно " . Я замечаю, что Курско-Коренная икона благоухает. Наличие мощей святителя Иоанна в храме создают особо духовную атмосферу. Воскресенье 7 мая На поздней литургии служит 12 архипастырей, около 50-60 священников и 8 диаконов. Литургия с молебном длится более четырех часов. Я думаю о необычной судьбе скромного митрополита Лавра. Он жил в самой бедной части Восточной Европы, потерял свою мать в раннем возрасте, в девятилетнем возрасте поступил в монастырь, спасался от фашистов и коммунистов, а сегодня он возглавляет Русскую Зарубежную Церковь, он предстоит на литургии и является председателем исторического Всезарубежного Собора.

http://pravoslavie.ru/630.html

     Вспоминание евангельских Мироносиц всякий раз подспудно пробуждает вопрос: как же получилось, что слабые жены не испугались, шли за Христом, даже когда Его покинули все апостолы, кроме одного, самого юного? Может быть, женская натура более склонна к верности, преданности, чем мужская? В чем состоит призвание женщины? Об этом в различные эпохи в рамках конкретных культур сложились разные представления, определяющие стандарты поведения и образ жизни. С христианской точки зрения, все люди призваны к одному — к святости, обожению. Оно достигается различными путями, однако эти различия обусловлены не биологическим полом человека, а его индивидуальностью. Нет такого, что существует пять вариантов путей обожения, и человеку надо только выбрать один из них. Можно признать, сколько существует людей, столько и путей достижения святости. Традиционно призванием женщины считается семья, причем многодетная. Об этом упоминал еще апостол (см. 1 Тим. 2, 15). Но история христианства знает колоссальное число женщин, которые живут иначе, не вписываются в эти представления. В лике святых прославлено немало представительниц женского пола, хранивших обет девства по примеру Пречистой Девы Марии. О высоте этого подвига писал тот же апостол (см. 1 Кор. 7, 25—40). Сколько женщин ради спасения во Христе избрали крайнюю строгость пустынножительства как преподобные Мария Египетская и Фотиния Палестинская. Сколько прошли путем монашеского подвига в общежительных монастырях и стали преподобными. Одна из них — недавно канонизированная преподобная игумения Арсения (Себрякова). Ее письма и воспоминания полезно прочесть всем христианам: и мужчинам, и женщинам. Есть среди святых жен и состоявшие в замужестве, но не имевшие детей: мученица Наталия, блаженная Ксения Петербуржская, преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна и многие другие. Говоря о спасении женщины через деторождение, апостол добавляет необходимое условие для спасения: пребывание в вере, христианской любви, святости с целомудрием (см. 1 Тим. 2, 15). И последнее оказывается весомее, чем первое.

http://pravoslavie.ru/112416.html

Евангелие Апракос (недельное) на пергамене в лист, писанное уставом в два столбца, на 231 листе. На первом листе, не помеченном, заставка киноварью, расписанная в роде храма без крестов, с изображениями по краям павлинов, четырех птиц неизвестного названия и двух животных вроде собак. Заглавные буквы с изображением жирафов, людей и разных животных. Некоторые из изображений выражают самую мысль того Евангелия, где они написаны. Так, в Евангелии, читаемом в неделю Ваий, в заглавной букве нарисован киноварью жеребец привязан; в Евангелии, где упоминается о пришествии жен-мироносиц на гроб, изображены в заглавной букве две жены, стоящие у гроба. Против Остромирова Евангелия положено более чтений в неделю; кроме субботних и недельных, после Пятидесятницы есть чтения в понедельник и так далее. В великий пяток положено читать Евангелие на Литургии. После чтения Евангелий по неделям приложен Синаксарь, в котором есть Евангелия в некоторые праздники и дни некоторых святых. Русских святых, кроме одного св. князя Бориса, нет ни одного. Начиная с 1-го листа, по 16-й включительно, скреплено рукою святейшего патриарха Никона так: « лта зр (1661) года сю книгу положилъ въ домъ стаго жнвоноснаго Гда Бга и Спса ншего Христа Новаго Никонъ мидостю патрархъ, а кто восхощетъ ю усвоити, якоже Ахарь сынъ Хармевъ, илн утаитъ, якоже Ананя и Сапфира, да отъимтъ отъ него Гдь Бгъ святую свою милость н затворитъ двери святыхъ щедротъ своихъ и да прндетъ на него неблагословене и клятва и казнь Бжя душевная и тлесная въ ныншнемъ вк и въ будущемъ вчная мука, а кто се писане какимх злымъ умышленемъ испишетъ отъ книги сея, да испишетъ его имя Гдь Бгъ отъ книги жнвотныя». На конце сего Евангелия ординарный академик И. И. Срезневский , в 1858-м году, в июле месяце, открыл следующую надпись о писце Евангелия: «азъ гршный еодоръ напсахъ еа се. рко гршно стом мк гергеви нов град. при кириц игмен и сав иконом гринць алъ» «Кириак был игуменом Юрьевского монастыря с 1119 – по 1128 год, следовательно, это Евангелие писано между 1120–1128 годом», – так, по открытии надписи, помечено И. И. Срезневским , на пустом листе при Евангелии. Оно переплетено вновь в 1858-м году, без обреза листов, и обложено малиновым бархатом, с серебряными застежками. На лицевой стороне верхней доски, в среди, укреплена небольшая серебряная продолговатая дощечка, на которой вырезано слово: скопированное с 1-й страницы сего Евангелия. На нижней доске, посредине, прикреплена серебряная же дощечка, где скопирована вся надпись писца. По углам, для сбережения переплета, укреплены четыре серебряные полушарика, с вырезанными на них словами: «НОВАГО ИСПРАВЛЕНЪ

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2012-03-22 11:13:35 Владелец: laska1987 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икону нашли у бабушки, надписей никаких на ней рассмотреть не смогли, фото сделано сегодня Красноярский край. Ответов: 2. Последний ответ: Спасибо! Добавлено на опознание: 2012-03-20 17:42:01 Владелец: gringo77 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: икона досталась от бабушки, она жила под Казанью, никаких видимых надписей не нашли Ответов: 2. Последний ответ: Распятие с предстоящими слева Богородицей и одной из жен-мироносиц, справа - апостолом и евангелистом Иоанном и мучеником Лонгином Сотником Добавлено на опознание: 2012-03-20 16:34:39 Владелец: morgenstern Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона полностью из металла, местами сохранилась синя эмаль, по краю идут слова, местами стертые. Размер 11 на 20 см. Ответов: 1. Последний ответ: Икона " Покров Пресвятой Богородицы " . В кокошнике в верхней части иконы - образ Новозаветной Троицы. И завершают композицию небесные силы бесплотные - шестикрылые Серафимы. Металл, литье, эмаль. XIX век. Вот подобная икона: http://www.icon-art [...] Добавлено на опознание: 2012-03-20 16:34:03 Владелец: morgenstern Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2012-03-18 19:50:37 Владелец: makc36 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: икона на дереве высота 31см ширина22 [Добавлено 2012-03-28 06:02:59]: подскажите кто ижображон на иконе и какой век если можно Ответов: 1. Последний ответ: Сверху Господь Саваоф, слева возможно святитель Митрофан, во всяком случае, очень похоже изображение, справа похоже святая великомученица Варвара. Но наверняка могу сказать только то, что сверху Господь, справа мученница (это видно по одеждам и крус [...] Добавлено на опознание: 2012-03-18 16:28:25 Владелец: desperado

http://pravicon.com/unknown/83

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Словарь иконописных терминов А АБРИС - 1. линейный контурный рисунок вспомогательного характера. 2. то же, что контур. АДОРАЦИЯ - жест, означающий молитвенное обращение к Богу: раскрытые ладони с отставленным большим пальцем. В иконографии Богородицы - у икон типа . АЗУРИТ - краска тёмно-синего цвета, медная горная синь. В Риме по месту добычи называлась . В России использовалась под общим именованием . АКРИЛ-ФИСТАШКОВЫЙ ЛАК - лак на основе синтетической полибутилметакриловой смолы с добавлением фисташковой смолы. Применяется в реставрации для покрытия масляной живописи и желтковой темперы. АЛАВАСТР - узкогорлый алебастровый, либо металлический сосуд для хранения благовоний (мира). В иконописи изображается в руках жен-мироносиц и у некоторых других святых. АЛЕБАСТР - минерал снежно-белого цвета, разновидность гипса. АЛЛАПРИМА - приём, используемый в масляной живописи, когда краски наносятся за один сеанс, по непросохшему слою. АНАЛОЙНАЯ ИКОНА - икона небольшого размера, посвящённая какому-либо празднику или святому. Возлагают в храме на аналой в дни этих праздников. АССИСТ - 1. клеящий состав для наклейки золота и серебра на поверхность живописи. 2. не совсем правильно употребляется в значении - лучи и блики, исполненные золотом или серебром и составляющие рисунок одежд, волос, которые символизируют присутствие Божественного света. АУРИПИГМЕНТ, АВРЕПИГМЕНТ, АВРИПИГМЕНТ, УРИПИГМЕНТ, ЖЕЛТЬ, РАУШГЕЛЬБ, РАЖГИЛЬ - минерал золотистого цвета и ярко-жёлтая краска, приготовляемая из него. Чернеет при соединении со свинцовыми белилами. Б БАГОР, БАГР, БОГОР (от багровый - тёмно-красный) - краска вишнёво-коричневого цвета. БАГРЯНИЦА - нить, ткань или одежда красного цвета. С клубком красной нити изображают Деву Марию на иконе Благовещение. БАКАН, БОКАН - неяркая органическая краска растительного происхождения. Чаще всего подразумевается краска тёмно-красных оттенков. БАЛЬЗАМ - сиропообразная липкая жидкость, выделяющаяся из-под коры деревьев хвойных пород. Используется для приготовления лаков.

http://pravicon.com/text-24

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010