В 1853 году по проекту архитектора Н. Н. Елагина в северо-восточном углу построен двухэтажный каменный дом для дьякона в стиле позднего классицизма. В 1879 году в юго-восточном углу владения, в том же Петропавловском переулке был выстроен двухэтажный корпус для просвирни и дьякона по проекту архитектора С. Сонина. До настоящего времени постройка дошла без существенных изменений. В 1876-1877 гг. было подано прошение в Московскую Духовную консисторию о перестройке придела церкви и постройке каменной с железной решёткой ограды. Этот проект был реализован только в 1882 году. Была проведена реконструкция церкви, частично разобрана старая трапезная, возведён новый Петропавловский придел по проекту архитектора Александра Попова и палатка при колокольне. Тогда же устроили подпорную стенку храма и спуск к переулку. В 1900-х годах в двух домах причта жили дьякон и просвирня. Остальные помещения сдавались внаём. Сад, размещённый рядом с погостом, сдавался в аренду действительному статскому советнику Харитоненко. После 1917 года часть сада была отчуждена от храма и присоединена к смежному участку. Очень важно отметить, что прихожанам удалось сохранить интерьеры храма, созданные в XVIII - нач. ХХ вв. В отличие от большинства церквей, расположенных в урочище " Старые Сады " близ Иоанновского монастыря, храм Святых Апостолов Петра и Павла не закрывался. После революции предпринимались неоднократные попытки закрыть эту церковь. В частности, передать им здание храма требовали местные пионеры. В этот тяжёлый период безбожничества в храме собирали святыни закрытых церквей, коих в округе было огромное множество. В 1948 году, а именно 17 июля, по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I при Петропавловском храме было открыто подворье Сербской православной церкви, которое фактически так и не начало действовать по политическим причинам (из-за конфликта между Сталиным и Тито). Только в кон. ХХ века Указом святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 31 декабря 1999 года храм Святых Апостолов Петра и Павла был преобразован в Патриаршее подворье, при котором было возобновлено представительство Сербской православной церкви. В церкви сегодня много находится сербских икон.

http://sobory.ru/article/?object=02317

На полпути между морем и монастырем стоит высокая и величественная башня, построенная в XVI веке на деньги упомянутого молдовского господаря Рареша. Вся жизнь монастыря, всякое движение в нем, совершается под надзором и покровительством первоверховных апостолов Петра и Павла. Им посвящен центральный храм, кафоликон, где в день их празднества, 29 июня, совершается великое торжество. А на устах монахов-каракалитов то и дело непроизвольно возникают слова песнопений, обращенные к двум святым покровителям: «Киими песненными добротами воспоем Петра и Павла, благоразумия криле...». Весь храм покрыт изнутри великолепными фресками XVIII века. Большой ценностью считается икона кисти Константина Палеокапаса, изображающая в строгой византийской манере апостолов Петра и Павла, обнимающих друг друга. Выдающимся произведением является и икона Двенадцати апостолов, созданная знаменитым иконописцем иеромонахом Дионисием. В тяжелых обстоятельствах, при особой нужде приходят монахи и к иконе Богородицы «Скоропослушница», обладающей благодатью чудотворения. «Всяк бо, притекший к Тебе с верою, не отыде от лика Твоего тощ и не услышан...». Царские врата кафоликона, которые изготовлены мастером Феофаном в 1562 году, также считаются произведением, обладающим особой художественной ценностью. В библиотеке монастыря помимо новейших изданий можно найти и древние кодексы, написанные как на бумаге, так и на пергамене, причем достойны внимания и их количество, и их ценность. Здесь хранятся и мощи святых, «честнейшие многоценных камней и славнейшие превыше злата», из числа которых, например, стоит упомянуть главу апостола Варфоломея, главу святого Иоанна Златоуста , часть мощей великомученика Меркурия. Особо почитаются мощи преподобного новомученика Гедеона, духовного воспитанника монастыря. Кроме того, здесь хранится в серебряном футляре частица Честного Креста Господня, а также шлем и меч великомученика Меркурия. В этой атмосфере, где так сильно ощущается присутствие стольких святых, в окружении их икон, реликвий, воспоминаний, не может не получить развития жизнь в своем стремлении к святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наконец все работы были завершены, и 16 августа 1870 года собор вновь распахнул врата для своих прихожан. При храме с 1868 года существовало церковно-приходское попечительство и два училища – мужское и женское. В 1937 году богослужение в Петропавловском соборе прекратилось. Разобрали купол и колокольню, в храме устроили склад. Симферопольцы хорошо помнят, как ещё совсем недавно выглядел собор – обезглавленный, ободранный, с бетонным пандусом для въезда грузовиков внутрь бывшего храма, с деревом на крыше. А вокруг прилепились стеклоприёмный пункт, пивная… Восстановление собора началось только в 1980-е годы. Автором проекта стала архитектор О.И.Сергеева, а работы выполнялись ЗАО «Крымреставрация». Современный архитектурный облик собора соединяет элементы разных стилей: классические формы органически сочетаются с формами древнерусского зодчества. Высокие окна украшены белокаменными наличниками. Верхнюю часть здания украшает ступенчатый карниз и закомары, в которых устроены круглые ниши. Венчает здание световой барабан с куполом «луковичной» формы. При входе в собор устроена паперть – крыльцо. Каменная лестница ведёт к входу, над которым вытянулась к небу стройная колокольня. Главный вход обрамлён тонкими полуколоннами, радуют глаз яркие мозаичные изображения Иисуса Христа, святых Петра и Павла, в честь которых назван храм. Внутреннее убранство храма великолепно. В храме два придела: в честь святого Иоанна Кронштадтского и святого Серафима Саровского. С 2003 года Петропавловскому собору придан статус кафедрального. По материалам книги «Крым: православные святыни: путеводитель». – Сост. Е.М. Литвинова. Симферополь, «РуБин», ЧП Бинькин, 2003. По преданию, здесь, на северной границе Старого города, стояла в период Крымской кампании 1770 года штабная палатка А. В. Суворова. Впоследствии на этом месте построили деревянную церковь во имя святых Константина и Елены. Население Симферополя тогда (1803 г.) составляло до 1 тыс. душ обоего пола, не считая квартирующих войск. Храм был невелик и, поскольку прихожан становилось всё больше, со временем уже не смог вмещать всех желающих. В 1801 году Святейший Синод выдал разрешение не строительство новой церкви, которое начали возводить лишь в 1805 году: всё это время приход собирал средства. Сооружение также деревянного, но уже более просторного храма длилось около года, и осенью, 8 ноября 1806 года его освятили в честь апостолов Петра и Павла. Это было небольшое здание в форме прямоугольника, над западной стороной которого возвышалась колокольня с медными колоколами, отлитыми из остатков монетного двора Ак-Мечети. С восточной стороны примыкала к деревянному срубу пятигранная апсида. Основным раритетом деревянной церкви слыл её красивый иконостас. Росписей в храме не было.

http://sobory.ru/article/?object=01385

Однако гораздо больше случаев, когда настоятелям не удается найти специалистов. «Сколько я ни спрашивал, никто не сказал, как добиться естественной акустики архитектурным способом. Из чего сделал вывод, что этим вопросом мало кто сегодня владеет. Кто-то слышал о голосниках, но ничего в этом не понимал», — говорит настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского на Рязанском проспекте (Москва) протоиерей Виктор Сандар. Он установил в храме электронное озвучивание и теперь убежден, что в его случае это идеальное решение: «Специалисты нам всё рассчитали; кроме того, звук выведен в смежные помещения и на улицу, и служба слышна даже вне храмового пространства». С электронным озвучиванием пришлось согласиться и протоиерею Александру Балглею (храм Архангела Михаила в Былове) и игумену Алексею (Вылажанину) (храм Святых апостолов Петра и Павла в Лефортове), хотя их храмы построены в середине XIX и в начале XVIII века. «У нас было хорошо слышно службу только в четверике. А в трапезной звук уже гас, и прихожане отвлекались от богослужения», — говорит отец Александр Балглей. Но когда в храме поставили акустические системы, «глухих» мест не осталось. «Поэтому я положительно отношусь к электронному звуку», — добавляет священник. Микрофоны в храме Петра и Павла аккуратно скрыты, их нельзя заметить даже у хора, а священник носит «петличку» — маленький микрофон, спрятанный в облачении. В храме Святых Петра и Павла в Лефортове со звуком вообще творятся странные вещи. «Бывает, в голосовом плане легко служить, тебя везде слышат. Но иной раз достаточно сложно понять, как звук распространяется по храму, почему быстро гаснет и чем это вызвано», — говорит игумен Алексий. Может быть, проблема в тихих голосах священников? «Если кричать, то звук до конца храма может и дойдет. Но когда в храме много народа, даже тем, кто в центре, не всегда всё слышно, что произносится с амвона». Возможно, какие-то ошибки были допущены еще при строительстве или реставрации. Петропавловский храм никогда не закрывался, но, очевидно, этот факт не всегда гарантирует сохранение хорошей акустики. «Будем ставить электронное озвучивание — других решений сегодня, наверное, нет», — размышляет отец Алексий.

http://e-vestnik.ru/db/dostupnoe_bogoslu...

Святые апостолы, созидая Церковь, изменили лицо человеческого рода, и сегодня продолжение апостольского служения совершается в основанных ими христианских общинах — в Церкви Божией. И Русская Православная Церковь, сознавая величайшую ответственность пред Богом, пред святыми апостолами, перед основоположниками русского Православия, пред святыми угодниками, святителями, преподобными, мучениками, что трудились на земле нашей, со смирением, полным сознанием своего несовершенства и слабости, которые привносятся в жизнь Церкви человеческим фактором, продолжает то служение, которое Господь вручил апостолам, а они — своим преемникам. Сегодня великий день — прославление первоверховных апостолов Петра и Павла. И наша молитва к ним сегодня о том, чтобы Господь их предстательством укрепил Церковь нашу в правоверии, в единомыслии, в духовной силе, сделал способной откликаться на боль, скорбь, страдания современного человека. И как это важно, особенно сегодня, пока еще бушует пандемия страшной болезни в нашей стране и в большей части мира! Как важно, чтобы Церковь не прекращала своих богослужений, совершала таинства, помогала людям, духовно поддерживая их и укрепляя в прохождении через это тяжелое и опасное жизненное испытание! Верим, что Господь не оставит Церковь Свою Вселенскую Православную, не оставит Он и нашу Церковь, исповедницу и мученицу, не оставит Он и народ наш, несмотря на те трудности и испытания, через которые сегодня мы все проходим. Молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла да хранит Господь Церковь — наследие Божие, да хранит Господь Русскую Православную Церковь — часть Церкви Вселенской, а через нее весь наш благочестивый народ. Аминь. Рейтинг: 9.7 Голосов: 63 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Николай 13 июля 2020, 08:03 «О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся». Елена 13 июля 2020, 07:23 Святые Первоверховные Апостолы Пётр и Павел молите Бога о нас! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/132559.html

— В монахи Вас постригли с именем Петр. В честь какого святого? — Имя «Петр» мне было дано в честь новомученика митрополита Петра (Полянского). Это великий русский святой трудного периода нашего Отечества. После кончины патриарха Тихона именно на него легло бремя управления гонимой большевиками Церковью. Большую часть этого времени он провел в лагерях и был расстрелян в 1937 году. Этот святой — удивительный пример стойкости в вере. — Не так давно Вы вернулись из Хабаровска, где занимались созданием дальневосточной семинарии. А сейчас в Москве возглавляете Российский православный университет. Как совмещаются такие позиции — ректора и наместника? — В Хабаровске я жил почти пять лет. Передо мной стояла задача курировать строительство семинарии. Хотя труднее было наладить образовательный процесс в учебном заведении. Удивительный опыт, и он очень помогает сегодня. Теперь я тружусь в Москве и до назначения наместником монастыря большей частью был погружен в светскую образовательную среду. Такова работа ректора светского вуза. С головой погружаешься в обычную городскую жизнь — общаешься с массой людей. Это очень трудно сочетать с монашеским выбором, и для преодоления возникающих противоречий приходилось мобилизовать все внутренние сипы. Непросто. Поэтому, когда весной я получил назначение и переселился в Высоко-Петровский монастырь, я ощутил глубокое внутреннее облегчение, Мне именно этого не хватало. Для монаха важно жить в монастыре, какие бы послушания в Церкви он ни выполнял. Когда находишься в обители, ощущаешь ритм церковной жизни. И, конечно, много дает братская поддержка. — Считается, что Высоко-Петровский монастырь был основан в 1315 году. Чем памятна для Москвы эта дата и будет ли она отмечаться? — Именно на это время приходится продолжительное пребывание в молодой Москве митрополита Киевского и всея Руси Петра. Будучи гостем князя Иоанна Калиты, Предстоятель Русской Церкви предпочел жить не в шумном поселении, а вблизи города. С именем митрополита Петра связано создание обители на возвышении у Неглинки. Тогда построенный здесь храм был освящен в честь святых апостолов Петра и Павла, а после смерти и канонизации основателя его переименовали в честь самого митрополита Петра.

http://patriarchia.ru/db/text/3365801.ht...

Апостола Петра называют Апостолом надежды христианской. Ведь он находит в себе силу признать свое предательство и сокрушенно плакать о своей, столь знакомой всем нам, слабости. И после покаяния именно его Господь трижды утверждает в апостольском звании словами – «паси овец моих». К возвышенным истинам, собственно – к Истине, невозможно прийти одними человеческими усилиями, ибо только Бог может открыть человеку Истину, утвердить его в ней и сохранить в ней до конца его дней. «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». В этих словах речь идет о вере апостола Петра. Самого Петра нельзя назвать камнем, ведь мы помним о его троекратном отречении, знаем, что почти сразу после этой похвалы, когда апостол захочет проявить неуместное милосердие по отношению к Господу, Он скажет ему: «Отойди от Меня, сатана!» ( Мф.16:23 ). Итак, камнем назван не сам Петр как немощный человек, а его вера, дарованная ему Богом. А поскольку его краткое, но искреннее исповедание веры «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» будет сохраняться и каждым верующим человеком, в первую же очередь, сохранялось апостолами и святыми отцами, подвизавшимися во все времена, постольку и «врата ада не одолеют» ни какого-то отдельного христианина, ни всю Церковь, составляющую народ Божий. Апостол Петр нас учит, что, если делая добро и страдая, мы терпим, то это угодно Богу. «Что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы пошли по следам Его» ( 1Пет.2:20-21 ). Имя Павла, первоначально Саул, или Савл, было дано ему в честь первого иудейского царя. Богатые и знатные родители, принадлежавшие фарисейской партии, воспитывали мальчика в строгом религиозном духе. Семья имела римское гражданство. Повзрослев, «книжник и фарисей» Павел становится настоящим иудейским «инквизитором». По своей особой ревности он выпрашивает разрешение повсюду преследовать и приводить в Иерусалим связанными христиан.

http://azbyka.ru/propoved-na-prazdnik-sv...

«Мы думаем, что память о святых Муромских угодниках очень востребована сегодня, – вступает в разговор Станислав, – когда в обществе идет жесткая дискредитация института семьи, ведется разнузданная пропаганда того, будто он устарел, “от жизни нужно брать все”, верность хранить незачем. А этот праздник – даже одним своим существованием – говорит совсем о другом – о наших тысячелетних традициях православной семьи. И замечательно, что он отмечается теперь именно на государственном уровне!» Но вот на дворе храма появляются новобрачные: стройный юноша держит за руку невесту в пышном белоснежном платье и фате с букетом алых роз. Оказывается, именно сегодня студент Московской духовной семинарии Роман и Лия, работающая в храме апостолов Петра и Павла помощником настоятеля по работе с молодежью, бракосочетались, то есть расписывались в ЗАГСе, а венчание у них назначено на понедельник, в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. «То, что день преподобных Петра и Февронии отмечается теперь как церковно-государственный праздник – милость Божия, – говорят счастливые новобрачные. – Это свидетельствует о том, что и усилия государства по укреплению семьи будут благословлены Господом, и семьи станут крепче и радостнее». Тем временем завершается молебен в храме, и православный молодежный праздник перемещается в находящийся поблизости сад «Эрмитаж», где на летней сцене должен пройти большой концерт лауреатов Всероссийских конкурсов. С приветствием к собравшимся обращается председатель Комиссии по делам молодежи при Епархиальном совете Москвы епископ Бронницкий Игнатий: «Вот уже в третий раз мы всенародно отмечаем праздник памяти благоверных князей Петра и Февронии, но это не только церковный праздник. До официального объявления 8 июля Днем семьи, любви и верности были различные дискуссии: а правильно ли мы делаем, надо ли нам это? Сегодня мы ясно видим, что вступили на правильный путь. Хватит экспериментировать над нашим народом! Ведь дошли до того, что количество разводов настолько увеличилось, что мы не успевали переводить дух. Новые традиции, которые пытались нам навязать, были несостоятельными, ибо наш народ всегда имел свои традиции, укорененные и в истории Церкви, и в истории государства.

http://pravoslavie.ru/36031.html

Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мир Твой милостию и щедротами, возвыси рог христиан православных и низпосли на ны милости Твоя богатыя: молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии: силою Честнаго и Животворящаго Креста: предстательствы честных Небесных Сил безплотных: честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна: святых славных и всехвальных апостол Петра и Павла, святаго апостола Андрея Первозваннаго и прочих всех святых апостол: иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей, Василия Великаго , Григория Богослова и Иоанна Златоустаг о: иже во святых отец наших святителей Николая, Мир Ликийских, Чудотворца и Спиридона Тримифунтскаго Чудотворца: святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги: иже во святых отец наших, святителя Михаила, перваго митрополита Киевскаго, первосвятителей Московских и всея Руси, Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Тихона, святых, в земли Карельстей просиявших: святаго благовернаго великаго князя Александра Невскаго, святителя Феофана, Затворника Вышенскаго , Геннадия, архиепископа Новгородскаго; святых чудотворцев Авраамия Ростовскаго и Артемия Веркольскаго; священномучеников Вениамина, митрополита Петроградскаго, Дамиана архиепископа Курскаго и Никодима епископа Белгородскаго, священномучеников Николая и Василия пресвитеров; преподобных и богоносных отец наших: Авраамия Кенскаго и Елеазара Анзерскаго, Антония Римлянина и Евфросина Синозерскаго, Адриана Ондрусовскаго и Кассиана Комельскаго, Александра Свирскаго и Александра Ошевенскаго, Арсения Коневскаго и Никодима Кожеезерскаго, Вассиана и Ионы Пертоминских, Афанасия Сяндемскаго и Афанасия Наволоцкаго, Варлаама Керетскаго и Варлаама Пинежскаго, Геннадия и Никифора Важеозерских, Германа Белоезерскаго и Диодора Юрьегорскаго, Сергия и Германа Валаамских, Евфимия и Антония Карельских, Зосимы, Савватия, Германа Соловецких, Ионы Яшезерскаго и Лонгина Яренгскаго, Сергия и Варвары Островских, Макария Высокоезерскаго и Лазаря Муромскаго, Корнилия Палеостровскаго, Трифона Печенгскаго и Феодорита Кольскаго, Пахомия Кенскаго и Кассиана Соломенскаго, Корнилия и Ферапонта Островских, святаго блаженнаго Фаддея Петрозаводскаго, святаго праведнаго отца нашего Иоанна Кронштадтскаго и всех святых, в земли Карельстей просиявших, ихже и память ныне совершаем, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, молим Тя, Многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда Савл подрос, он подрос в своей злобе против Христа и учеников Христа. И Савл выпросил письма от еврейских первосвященников в Иерусалиме, чтобы идти в Дамаск и там гнать последователей Христа. И когда Савл, будущий Павел приближался к Дамаску, дыша угрозами и убийством, как написано в Деяниях Святых Апостолов, внезапно осиял его свет с неба и он услышал слова: “Савл, Савл, что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна”. Удивившись этому видению, Савл спрашивает: “Кто ты, Господи?” И слышит в ответ слова с небес: “Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна”. Савл, потрясенный тем, что Иисус есть Господь, падает ниц и говорит: “Что повелишь мне, Господи?” И с этого момента он становится служителем Иисуса Христа. По преданию, имя Павел он взял в честь первого язычника, которого он крестил в христианстве. Настолько для него это было удивительно — обращение первого человека, которого он сам обратил, он взял его имя. Взаимоотношение между Петром и Павлом были тяжелые. Во Втором Послании апостола Петра третья глава, пятнадцатый, шестнадцатый стих апостол Петр критикует послание апостола Павла. Он пишет, что в этих посланиях есть нечто неудобовразумительное, то есть трудно понимаемое. Так, что невежды неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, то есть искажают, как и прочие писания. В послании к Галатам Павел, в свою очередь, осуждает апостола Петра за то, что он поступает (дословно): “не по истине Евангельской, лицемерил в присутствии пришедших от Иакова, находясь среди язычников”. Но, в смерти они оказались вместе. У них была разная стратегия миссионерского служения. Павел выразил это словами: “как Петру принадлежит благовествование среди обрезанных, так мне принадлежит благовествование среди необрезанных”. И апостол Петр, когда обличает неудобовразумительное у Павла, сначала пишет: “как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам”. Это были тяжелые времена, сложные времена. Пуповина между синагогой и церковью рвалась долго, но в это время началась славная проповедь Евангелия. Апостол Петр проповедовал, в основном, среди иудеев, но именно Господь посылает его в дом Корнилия сотника, язычника. Ему даётся видение, что никого и ничто нельзя почитать нечистым, ибо Господь всё освятил. И он прибывает в Рим, где Петр становится основанием Римской Церкви, её камнем, как Господь сказал: “ты — Петр, камень, и на сем камне воздвигну Церковь Мою, и врата ада не одолеют её”.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-de...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010