Павел предпринял еще несколько апостольских путешествий. Просвещал Христовым учением людей в Македонии, Греции и других землях. За долгие годы жизни и проповеди апостол Павел написал 14 посланий; они включены в Новый Завет. Павел был не раз арестован и после последнего заключения принял мученическую смерть от меча. Его не распяли, потому что он не был рабом, а был римским гражданином. Произошло это недалеко от Рима в 67 году, в период царствования императора Нерона. Когда празднуется день Петра и Павла Праздник, установленный в память об апостолах Петре и Павле, — непереходящий, то есть его дата фиксирована. Это 12 июля по новому стилю. История празднования дня Петра и Павла У историков нет единого мнения по поводу даты смерти апостолов Петра и Павла, но существует определенное церковное предание. Святитель Димитрий Ростовский (автор сборник житий святых — «Четьи-минеи») пишет, что смерть апостолов произошла либо в один день, либо с разницей ровно в один год. Появление праздника Петра и Павла также связывают с днем перенесения их мощей в Риме, которое состоялось как раз 12 июля (29 июня по старому стилю) 258 года. В 324 году, при императоре Константине, в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, построили первые храмы в честь Петра и Павла. С тех пор праздник стал праздноваться еще более торжественно и постепенно стал одним из самых известных православных праздников. День Петра и Павла на Руси Славяне начали почитать день Петра и Павла сразу после Крещения Руси. Как говорит церковное Предание, первую икону святых апостолов на русскую землю привез святой равноапостольный князь Владимир — из Корсуни. Потом эту икону преподнесли в дар Новгородскому Софийскому собору, в котором до наших дней сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. Первый монастырь в честь первоверховных апостолов построили в Новгороде в 1185 году. Имена апостолов носили многие святые Древней Руси, а изображения Петра и Павла всегда можно увидеть в иконостасе православных храмов. Иконография праздника Петра и Павла

http://foma.ru/12-iyulya-2013-den-svyaty...

Кроме православных храмов, в Беларуси святым первоверховным апостолам Петру и Павлу посвящено и немало католических костелов. В середине XVIII в. было построено здание костела Петра и Павла в деревне Боруны Ошмянского района (вначале это была униатская церковь , затем православная, а с 1922 г. стала католическим костелом). В костеле находится образ Матери Божией Борунской, Утешительницы скорбящих 289 . В том же районе Гродненской области в деревне Жупраны с 1875 г. действует костел апостолов Петра и Павла, сооруженный в стиле ретроготики. В нем имеется мемориальная плита, посвященная белорусскому поэту Франтишку Богушевичу 290 . В неоготическом стиле был построен в 1907 г. костел Святых Петра и Павла в местечке Логишин (ныне деревня в Пинском районе Брестской области), где хранится особенно почитаемая католиками икона Божией Матери Логишинской 291 . Памятником архитектуры классицизма является костел Святых Петра и Павла в деревне Заболоть (Вороновский район Гродненской области), построенный в начале XIX в. 292 В деревне Дрисвяты на Браславщине стоит памятник деревянного зодчества – костел Апостолов Петра и Павла, который был построен в 1929 г., хотя история Петропавловского костела в Дрисвятах выходит еще к XVI в. – здание строилось несколько раз заново 293 . Образ первоверховного апостола Павла широко представлен в христианской иконографии, в том числе и белорусской. Описание внешности апостола отсутствует и в «Деяниях святых апостолов», и в его посланиях. Содержится оно лишь в «Деяниях Павла и Феклы», христианском апокрифическом сочинении конца II в. 294 В белорусской иконописи XVII–XVIII вв. апостол Павел представлен мужчиной средних лет, с бородой, с залысинами, часто с большими выразительными глазами. Одежда его состоит из голубого хитона и красного гиматия 295 . Иногда гиматий – белого цвета, а хитон – голубого. Обычные атрибуты апостола Павла в иконографии – развернутая книга в одной руке, а в другой – меч, упирающийся острым концом в землю 296 . Книга символизирует проповедь апостолом учения Иисуса Христа, а меч, скорее всего, напоминает о его мученической смерти – казни мечом. Особенно выразителен образ первоверховного апостола Павла на иконе последней четверти XVII в., хранящейся в Государственном художественном музее Беларуси 297 . Он не во всем соответствует облику апостола, известному по апокрифу, но поражает, прежде всего, внутренней сосредоточенностью лица, одухотворенным внутренней силой взглядом его больших глаз, выражающим одновременно увлеченность делом проповеди учения Христа и предчувствие самопожертвования ради дела, к которому он был призван.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вадм Косниченко " За православие и самодержа­вие " . - Гдовская заря. 11.03.2001. (11322). Ветвеник - деревня в Юшкинской волости Гдовского района Псковской области. Расположена на берегу Чудского озера. В Ветвенике находится церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.  Впервые упоминается в писцовой книге 7093-7095 (1585-1587) г.г. письма Григория Ивановича Мещанинова-Морозова и Ивана Васильевича Дровнина как центр Ветвеницкой губы Гдовского уезда. Судя по сохранившемуся краткому описанию Ветвеницкой губы, на Погосте на Ветвенике в то время уже находилась церковь Петра и Павла и и церковно-приходская школа. «Губа Ветвеницкая, а в ней деревни и пустоши монастырские и церковные розных монастырей и церквей. Рожества Пречистые Снетогорского монастыря: Погост на Ветвенике, да 8 деревень, да 5 деревень пусты, да 4 пустоши, да пустошь в пашню припущена, сошного писма в живущем пол пол пол чети сохи и 3 чети без полуосмины пашни, а в пусте пол сохи и пол пол пол чети сохи. Иванского девичья монастыря из Завеличья: дрв. на ручью пуста, в пусте 10 чети перелогу. Николского ж монастыря, что во Гдове, да Петра и Павла, что в Руднице, да Петра же святого, что в Кунести, да Петра святого, что на Ветвенике: пус. Дорошейки, всего 2 пустоши, сошного писма в пусте пол пол пол чети сохи и 5 чети без полуосмины перелогу. Никольского ж монастыря: четверть пустоши Городища, а 3 четверти в дворце, монастырские земли 3 чети перелогу. Петра и Павла, что на Ветвенике: четверть пустоши Подберезья, всего в четырех пустошах по четверти, а 3 жеребья тех пустошей в дворце царевны, в пусте 11 четвертей с полуосминою перелогу. Николская дрв. Незнано Поле, в пусте 14 чети»  (РГАДА, Ф.1209, Оп. 1, 355, л.л. 536об.-537об.; опубликовано: Псков и его пригороды. Кн. 1./Сборник Московского архива министерства юстиции. Т.5. М., 1913. С. 248. Текст приведён по редакции данного издания). В 1792 г. в Ветвенике взамен старой обветшавшей церкви была построена новая деревянная во имя Петра и Павла. 16 июня 1848 г. она сгорела. Вместо неё построили временный деревянный храм, который простоял достаточно долго, был обновлён и заново освящён 22 июня 1860 г. Каменная Петропавловская церковь, существующая в настоящее время, была отстроена в Ветвенике в 1903-1907 г.г. по проекту архитектора Н.Н. Никонова.

http://sobory.ru/article/?object=01040

В 1829 году Роберт Лангель, автор одной из книг о Казани писал: «Церковь Петра и Павла… имеет чисто японскую форму и снаружи испещрена множеством фигур, раскрашенных самыми яркими цветами». Действительно, в церковной архитектуре других областей России не встречается такое сочетания цветов, в то время как в раскраске татарских мечетей, правда, чуть более поздних, преобладали именно: охристо-желтый фон и голубые, зеленые, белые и красные детали. День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — престольный праздник Императорского Петропавловского собора. Первый деревянный храм на территории Петропавловской крепости был заложен 12 июля 1703 года. В 1712 году на месте этой маленькой деревянной церкви святых Петра и Павла знаменитый итальянский архитектор Доменико Трезини спроектировал каменный собор по образцу церквей Западной Европы. Собор строился долго и был освящен 21 год спустя — 12 июля, в день небесных покровителей новой российской столицы Петра и Павла. Петропавловский собор — не только один из главных петербургских храмов, но и, согласно указу Петра I, усыпальница членов императорской фамилии. Сам основатель города также погребен у южной стены собора. Церковь Петра и Павла в Кожевниках в Новгороде — кубического типа одноглавое здание. Фасады ее имеют трехлопастное завершение, оформленное многолопастной ползучей аркой. Фасады здания, очень строгие и законченные по пропорциям, в завершающих частях акцентированы лаконично и мастерски прорисованной кирпичной орнаментацией, отдельные мотивы которой встречаются и в более ранних памятниках Новгорода, начиная с середины XIV века. Основные элементы внутреннего пространства здания полностью повторяли традиционное решение, выработавшееся во второй половине XIV века. Особенностью интерьера церкви Петра и Павла является устройство входа на полати не в толще западной стены, как это было обычно в новгородских храмах с конца XII по XV век, а в виде самостоятельной каменной лестницы, находившейся в северо-западном членении храма.

http://pravmir.ru/siloj-duxa-otmechennye...

3) Нет потому что у св. Афанасия вовсе не было мысли о главенстве св. Петра между апостолами, об исключительном его превосходстве над ними. Везде, напротив, св. отец, как и все отцы православной христианской древности, проповедует равенство св. Петра с прочими апостолами. По св. Афанасию, всех апостолов, как и Петра, сам Господь, а не Петр, послал на проповедь Евангелие 1211 ; всем апостолам, как и Петру, сам Господь, а не Петр, «предал таинство веры» 1212 ; всем апостолам, как и Петру, сам Господь даровал Св. Духа и вместе с тем все права апостольства 1213 ; Петр такой же блаженный апостол, как и Павел 1214 , как и Иоанн 1215 , как и прочие апостолы 1216 . Если в одном месте св. Афанасия называет Петра «великим апостолом» 1217 , то Павла в других местах называет «увенчанным» 1218 или «блаженнейшим (beatissimus)» 1219 ; а в третьем всех апостолов, и в частности Петра и Павла, величает также «великими и блаженными апостолами» 1220 . Если в одном месте, назвав Петра великим апостолом, сразу же затем св. отец называет Павла просто апостолом 1221 : то в другом ставит Павла на первом месте и как-бы отдает ему предпочтение перед Петром, выражаясь так: «подражай Павлу, соревнуй деяниям святых. Когда Павел стал свидетелем и возымел надежду получить венец? Не тогда ли, когда послан был учить? Когда Петр стал исповедником? Не тогда ли, как сделался благовестником и ловцом человеков? Когда восхищен на небо Илия?.. Когда Елисей приял сугубый дух»? и т, д. 1222 II. Не знал и не признавал св. Афанасий главенства римских епископов. Это видно, как 1) из учения св. Афанасия о значении римских епископов в Церкви, так и 2) из взгляда св. отца на церковно историческая события, в которых особенно ясно обнаружились отношения Церкви к римским епископам. 1 . Из учения св. Афанасия о значении римских епископов в Церкви видно, что – А) Не признавал св. Афанасий римских епископов преемниками св. апостола Петра в том значении, в каком признают римские богословы. а) По словам римских богословов (Беллармина и Перроне) св. Афанасий свидетельствует, что св. апостол Петр был и скончался в Риме? – Действительно, у св. Афанасия есть выражение: «Петр, скрывавшийся страха ради иудейского, и апостол Павел, свешенный в кошнице и спасшийся бегством, услышав: »в Риме должно приять вам мученичество«, не отложили путешествие, но, паче радуясь, отправились в путь» 1223 , из этого выражения видно действительно, что Петр, равно как и Павел потерпели мученическую кончину в Риме. Но в пользу римского главенства отсюда ничего не следует. Петр был в Риме? Но бывал он и в других городах, в Антиохии, Коринфе и т.д. Антиохийские и коринфские епископы могли считать и считали себя преемниками Петра так же, как и римские епископы. В Риме Петр скончался? Но в Иерусалиме распят и умер и погребен был сам Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Известия о существовании в г. Туле церкви во имя свв. ап. Петра и Павла восходят к в. В писцовой книге Тульского посада 1624–1685 годов между церквами в слободах „записана церковь древяна апост. Петра, и Павла”. По сохранившемуся преданию, строителем деревянной церкви был заштатный священник села Глухих Полян, при чем главными средствами служили добровольныя пожертвования прихожан. В 1739 г. вместо деревянной построена была каменная церковь, но необширная, а потому впоследствии тщанием той же церкви священников Васильева и Василия Иванова в 1833 году начата, а в 1848 г. окончательно устроена существующая теперь церковь. Кроме церковных сумм на построение ея употреблены значительныя пожертвования храмоздателей почетных граждан Красноглазовых и купца Авчинникова. В 1802 г. на средства прихожан построена была придельная церковь с двумя алтарями: с правой стороны во имя св. мчк. Воина, с левой - во имя преп. Феодосия Тотемского в том же 1802 году вы строена и каменная колокольня. Из предметов храма замечательны по своей древности: иконы св. Николая Чудотворца и Казанской Божией Матери, относящиеся по письму к XVII ст. Местночтимая икона образ Тихвинской Божией Матери. К же веку относятся два напрестольных Евангелия. На содержание храма имеется капитал в 6728 руб. Причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. В пользу причта получаются % в количестве 540 р. При церкви имеется церковно-приходское попечительство, открытое в 1891 г. На средства попечительства в том же году открыта церковно-приходская школа. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». 1895 г., г. Тула, стр. 25 Первая часовня, существовавшая на этом месте, освящённая во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, была воздвигнута около четырёх столетий тому назад; она упоминается в " Писцовой книге Тульского посада 1624 и 1685 годов " . Посвящение было дано по находившейся в ней иконе Петра и Павла. К 1734 году часовня сильно обветшала и её разобрали. В 1736 году приходские священнослужители Иоанн Васильев с сыном Василием при содействии протоиереев Боголюбова и Смирнова на месте этой часовенки построили каменную, больших размеров церковь, и освятили её во имя апостолов Петра и Павла. У храма было немало меценатов, в их числе семья благотворителей Красноглазовых и купец Андрей Авчинников.

http://sobory.ru/article/?object=01476

В 2013 г. полоцкие краеведы Андрей и Алексей Буховецкие установили в Клястицах точное место фундамента храма. С помощью фотографии и старой карты они провели исследование и выяснили, где стоял храм. Им помогла одна из фотографий, когда-то сделанная приставом стана Дриссенского уезда. На ней запечатлен Храм святых апостолов Петра и Павла. И в нескольких десятках метров памятник-часовня, посвящённый войне 1812 года, выполненный по проекту Антонио Адамини. Именно в 2014 г. полоцкие краеведы Андрей и Алексей Буховецкие в Клястицах обнаружили фундамент памятника героям Отечественной войны 1812 года. В 2014 году на территории Россонского района зарегистрирован религиозный православный приход Святых Апостолов Петра и Павла агрогородка Клястицы Россонского района Полоцкой Епархии Белорусской Православной Церкви. На данный момент открыт счёт, ведётся сбор средств на восстановление храма в агрогородке Клястицы. Открыты счета для пожертвований на строительство храма Святых апостолов Петра и Павла в аг. Клястицы. Для пожертвований в бел. рублях: Приход Храма святых апостолов Петра и Павла аг. Клястицы Россонского района Витебской области УНП 300993351 BY 43 АКВВ 30150592 8001 4210 0000 БИК АКВВВУ2Х ОАО Беларусбанк ЦБУ 217 Для пожертвований в российских рублях: Приход храма святых апостолов Петра и Павла аг. Клястицы, Россонского района Полоцкой епархии Белорусской Православной Церкви, Витебская область, Россонский район, аг. Клястицы, ул. Горная, 1. УНП 300993357 Текущий (расчётный) счёт BY 88 AKBB 3015 0000 14764 0000000 в российских рублях, ОАО Беларусбанк, г. Минск, проспект Дзержинского, 18. AKBBBY2X УНП 100325912 Спасибо всем, кто откликнется. В Беларуси в городе Навополоцке директор ОДО «Мастак-сервис» Игорь Михайлович Руденя в течение нескольких лет, а также его сотрудники предприятия имеют большой опыт. Именно «Мастак-сервис» разработали специальный проект для Клястиц, часовню, посвященную святым апостолам Петру и Павлу. Сам проект часовни понравился небольшой Клястицкой общине. Они надеются, что в их героической деревне будет стоять прекрасная часовня, посвящённая апостолам Петру и Павлу.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/26/pr...

Б-цы древяна клетцки, а въ церкви образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строенье мирское приходныхъ людей…» В «Писцовых книгах» 1683 года дается более подробное описание уже двух церквей: холодной - Петра и Павла и теплой - Благовещения Пресвятой Богородицы. «По конецъ Петровской улицы у реки у Сухоны на берегу церковь во имя Преч. Б-цы Благовещения теплая древяная клетцки, въ той же другая служба святителя Стефана Великопермского чуд…Того-жъ приходу церковь холодная св. верх. апостоловъ Петра и Павла древяная клетцки, у той же церкви пределъ служба Алексия чел. Божия…» Далее дается подробное описание внутреннего убранства храмов. Теплая церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В храме имелись: образ Пресвятой Богородицы Благовещение богато украшенный серебром, сканым золотом, финифтью, жемчугом, разными камнями; образ Петра и Павла; образ Алексия человека Божия; образ Пречистой Богородицы Одигитрии; образ преподобного Архипа. Придел во имя святителя Стефана Пермского. В нем имелись: образ Стефана Пермского с житием украшенный серебром с позолотой; образ преподобного Кирилла Белозерского; образ преподобного Даниила; образ Пречистой Богородицы Одигитрии. Холодная церковь Петра и Павла. В храме имелись:  образ Спаса Вседержателя с Пречистой Богородицей, Архангелами, Иоанном Предтечей, Сергием Радонежским и Кириллом Белозерским; образ святых Апостолов Петра и Павла с житием; чудотворный образ Пречистой Богородицы Одигитрии в отдельном киоте, украшенном двенадцатью Апостолами и двенадцатью Херувимами резными, сам образ украшен серебром, финифтью, разными камнями и жемчугом; образ Благоразумного разбойника; образ Спаса Вседержателя; образ Благовещения Пресвятой Богородицы; образ Николая Чудотворца с житием в отдельном киоте, украшенный серебром, камнями и жемчугом; образ Воскресения Христова; образ Георгия Победоносца; образ Пречистой Богородицы Владимирской с рукоятью, выносной. Придел в честь Алексия человека Божия. В нем имелись: образ Алексия человека Божия в молении с житием украшенный серебром золоченым; образ Пречистой Богородицы Одигитрии? украшенный серебром золоченым; образ Пречистой Богородицы Владимирской запрестольный.

http://sobory.ru/article/?object=44947

В 1933 г. храм был закрыт, а его имущество подверглось разграблению. В самом соборе был устроен склад. Вскоре после оккупации Минска немецкими войсками богослужения по инициативе прихожан были возобновлены. Службы совершались до конца 1944 г. В июле 1944 г. вскоре после освобождения Минска храм был закрыт. Храм был сильно поврежден в годы Великой Отечественной войны. После войны здание отремонтировали, в нем долгое время находился государственный архив. 7 декабря 1991 г. в Петропавловском соборе был совершен первый за 46 лет молебен. 6 апреля 1999 г. были освящены и подняты на звонницу 8 вновь отлитых колоколов. В 1992 г. внутри собора, который серьёзно пострадал в результате использования его в качестве склада и архива, начались реставрационные работы. Были проведены неотложные аварийно-консервационные работы: демонтированы перекрытия, проведены работы по укреплению кладки, началась реставрация стенных росписей храма. В январе 2001 г. число колоколов дополнилось еще одним, самым большим. План храма в виде прямоугольника, близкого к квадрату, расчленен на три нефа. Средний из них завершен граненой апсидой. Главный фасад фланкируется по углам башнями. Такой прием был традиционным в Беларуси при сооружении церквей, приспособленных для оборонительных функций. При реконструкции храма в 1970-х гг. фасады его были изменены, построены новые трехъярусные башни-колокольни и купол над средним нефом (разобран в XIX в.). В настоящее время башни получили шатровые завершения, а фасады освободились от позднейших пристроек. Собор имеет три престола: главный престол освящён в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, правый престол - в честь вмц. Екатерины, левый - в честь святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евфстафия. По материалам сайта piligrim.by Полное название - «Собор во имя святых апостолов первоверховных Петра и Павла». Другие названия: «Петропавловский собор», «Екатерининская церковь». Год основания — 1612. Архитектурный стиль — барокко. Собор святых апостолов Петра и Павла — древнейшая церковь в городе Минске. Собор был основан в 1612 году на добровольные пожертвования 52 лиц из дворян и прочих жителей Минского воеводства, во имя святых Апостолов Петра и Павла. Храм был возведён в конце 1620-х годов как церковь Минского Петропавловского православного мужского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=08772

Литература: Рудакова Л.П. Каменная часовня в дубовой роще в память обстрела Сестрорецка 14 июня 1855 г.//Бранденбургские чтения. Вып. 2, СПб, 2007. Яковлев В.Д. Мой Сестрорецк. Записки краеведа о жизни родного города. Сестрорецк, 2006. Архив ВИМАИВиВС, Ф.27. Оп. 16. Д. 66. Л. 1. Из статьи «Часовня во имя святых апостолов Петра и Павла и святителя чудотворца Николая в Сестрорецке» на сайте АБ «Литейная часть-91», дата обращения – 11.09.2014. Освящение часовни состоялось 6 сентября 2014 г. сайт СПб митрополии , дата обращения - 11.09.2014.  http://www.citywalls.ru/house25406.html Мемориальная часовня во имя апостолов Петра и Павла и святителя Николая Чудотворца была освящена осенью 1858 года в память о событии времён Крымской войны. 14 июня 1855 года селение Сестрорецк подверглось часовому массированному обстрелу с кораблей англо-французской эскадры. По молитвам прихожан Петропавловской церкви и жителей селения, собравшихся в момент нападения в храме и горячо молившихся в храме об избавлении от вражеской напасти, совершилось чудо. Сестрорецкий завод, строения и жители не пострадали, ранен был лишь один человек. В память о чуде избавления священник Петропавловской церкви Павел Лабецкий на свои средства (на месте ранения) устроил часовню. Позднее сложилась традиция ежегодно в ближайший к 14-му июня воскресный день к часовне из Сестрорецка совершать крестный ход. Под покровительством святых апостолов Петра и Павла город жил в течение 300 лет, будучи участником как славных, так и трагических событий российской истории. В наши дни Сестрорецк обрёл ещё двух небесных покровителей, служивших в храме святых апостолов Петра и Павла: Николая (Клементьева), епископа Сестрорецкого и пресвитера Григория Себаринова, последнего настоятеля сестрорецкого Петропавловского собора, закрытого и разрушенного в 1931 году. Они причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Священномученик Николай (Клементьев) служил и имел кафедру в сестрорецком Петропавловском соборе с июня 1924 года и до момента ареста, 18 декабря 1925 года. Даже в самые лютые годы испытаний, физических болезней, владыка Николай, не мыслил своей жизни без веры, без благодатного дара священства. Архиепископ Николай был приговорён к высшей мере наказания и 31 декабря 1937 года в 24 часа, в новогоднюю ночь - расстрелян. Он прошёл свой земной путь служения Богу и людям с удивительным смирением и самоотверженностью, не отступив от истинной веры под угрозами богоборческих властей. Архиерейским собором Русской Православнрй Церкви (13-16 августа 2000 года) архиепископ Великоустюжский и Сестрорецкий Николай (Клементьев) включён в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.

http://sobory.ru/article/?object=31437

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010