Св. апостол Пётр прежде назывался Симоном, Петром он назван Иисусом Христом за твёрдость веры, самое имя Пётр значит камень. К апостольскому служению он призван вместе со старшим братом своим Андреем из рыбаков; был человек, – по выражению св. Иоанна Златоуста , – пламенный, не книжный, простой, бедный, богобоязненный. Во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, он не раз показывал крепкую веру в Него и пламенную любовь к Нему, и о минутном, под влиянием страха, отречении от Господа горько плакал и глубоко раскаивался. И Господь Иисус Христос, во время земной Своей жизни, за твёрдую веру и крепкую любовь не раз отличал апостола Петра, между другими апостолами, приближал его в Себе. По вознесении Иисуса Христа на небо и по сошествии Св. Духа на апостолов, ревность Петра к Иисусу Христу освятилась, возвысилась и сделалась непоколебимой. Благодать Божья обнаружилась в могущественном учении его, в чудесах, знамениях и постоянной готовности претерпеть всё за имя Христово. Сила слова ап. Петра была столь могущественна, что вдруг обращал он ко Христу по три и пяти тысячи человек, сопровождалась чудесными знамениями. По слову ап. Петра, обличаемые в преступлении падали мёртвыми, мёртвые воскресали, больные исцелялись даже от прикосновения к ним одной тени проходившего Петра. Апостол Пётр, по преимуществу, был апостолом для иудеев ( Гал. 2:7 ). Кроме трудов своих в Иерусалиме и его окрестностях, он предпринимал пять путешествий для распространения веры Христовой, во время этих путешествий ап. Пётр обошёл Иудею, Галилею, Самарию; был в Лидде, Иопии, Кесарии-Каппадокии, Финикии Палестинской, Галатии, Понте, Вифинии, Антиохии, Египте, Британии, Греции и Риме. Во время своих апостольских трудов он писал два послания к христианам, рассеянным в Малой Азии, и запечатлел своё учение многими знамениями и чудесами, и претерпел со стороны врагов христианства многократные гонения и страдания. В Риме первоверховный ап. Пётр предвозвещён был Господом об отложении телесе своего ( 2Петр.1:14 ) и это скоро исполнилось. По повелению Нерона, Римского Императора, жестокого врага христианства, он был распят на кресте 29 июня 67 г. по рождестве Христова. Мученик Христов упросил мучителей распять его вниз головой, желая этим показать отличия своей крестной смерти от крестной смерти своего Божественного Учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Такова была общая историческая ситуация, в которой проблема Петра была наконец осознана христианами Востока. В их концепции природы первенства в Церкви идея “апостоль­ства” играла относительно неважную роль, так как сама по себе она не определяла реальный авторитет Церкви 2 . Личное служение Пет­ра и проблема его преемства были поэтому на Востоке двумя разными вопросами. В этой области особый интерес представляют два вида документов: (1) тексты с толкованиями классических мест Писания, касающихся Петра, и проповеди на празднование святых апостолов Петра и Павла (29 июня ст. ст.) 3 ; (2) антилатинские полемические тексты. Среди последних необходимо различать тексты, созданные в двенадцатом и тринадцатом веках, с одной стороны, и более глубокие тексты великих богословов четырнадцатого и пятнадцатого веков — с другой. I. Экзегеты и проповедники Можно с уверенностью утверждать, что на эту категорию византийских документов нисколько не повлиял раскол между Востоком и Западом. Греческие ученые и священнослужители без каких бы то ни было изменений продолжили традицию Отцов. В этой работе нам невозможно с полнотой рассмотреть святоотеческие толкования различных новозаветных логий, касающихся апостола Петра 4 . Поэтому ограничимся ссылкой на Оригена, общего учителя греческих Отцов в области библейских комментариев. Ориген дает обширное толкование 18-го стиха 16-й главы Евангелия от Матфея. Он справедливо истолковывает знаменитые слова Христа как следствие исповедания Петра на дороге в Кесарию Филиппову: Симон стал камнем 5 , на котором основана Церковь, потому что выразил истинную веру в божественность Христа. Таким образом, согласно Оригену, все спасенные верой в Иисуса Христа также получают ключи Царства: другими словами, все верующие — преемники Петра. “И если мы тоже говорим, — пишет он, — Ты — Христос, Сын Бога Живого, то мы тоже делаемся Петром (γινμεθα Πτρος ) каждый, кто исповедует Христа, становится Камнем (Πτρα). Дает ли Христос ключи от Царства одному Петру, а другие блаженные не смогут получить их?” 6 .

http://pravmir.ru/apostol-petr-v-vizanti...

То, что по преданию папа рассматривался как преемник Петра, никоим образом не отрицалось, но и не являлось решающим моментом. На Востоке существовало несколько «апостольских епархий»: разве не был Иерусалим «Матерью всех церквей»? Разве не мог и епископ Антиохии претендовать на именование его преемником Петра? Однако, как установлено 6–м правилом Никейского собора, эти Церкви занимали третье и четвертое места в иерархии «преимуществ» Церквей. А причина, по которой римской Церкви было предоставлено неоспоримое старшинство над другими апостольскими Церквами, состояла в том, что ее «апостольство», восходящее к Петру и Павлу, фактически соединялось с положением столичного города, и только совокупность этих обоих факторов дала Римскому епископу право занять, с согласия всех Церквей, ведущее место в христианском мире  .  Как уже было сказано, христианский Восток долго не замечал, что в Риме это первенство авторитета и влияния постепенно преобразовывалось в более отчетливую претензию. Мы должны проанализировать здесь, какова была реакция византийцев, когда они наконец поняли истинную сущность проблемы, когда осознали, что спор вокруг Filioque — не единственный фактор противостояния между двумя половинами христианского мира, и, кроме того, что решение этого догматического спора невозможно без единого экклезиологического критерия.  Такова была общая историческая ситуация, в которой проблема Петра была наконец осознана христианами Востока. В их концепции природы первенства в Церкви идея «апостольства» играла относительно неважную роль, так как сама по себе она не определяла реальный авторитет Церкви  . Личное служение Петра и проблема его преемства были поэтому на Востоке двумя разными вопросами.  В этой области особый интерес представляют два вида документов: (1) тексты с толкованиями классических мест Писания, касающихся Петра, и проповеди на празднование святых апостолов Петра и Павла (29 июня ст. ст.)  ; (2) антилатинские полемические тексты. Среди последних необходимо различать тексты, созданные в двенадцатом и тринадцатом веках, с одной стороны, и более глубокие тексты великих богословов четырнадцатого и пятнадцатого веков — с другой.

http://predanie.ru/book/72001-stati/

– Вы довольны результатом? – Да, основная задача выполнена. Люди, которые для многих были символами, далекими, абстрактными персонажами – ожили. Они страдают, жертвуют жизнью ради своих идей, ради веры... Я заново открыл для себя апостола Павла. Фантастический человек! И его послания. Много раз их перечитывал, но никогда их так не чувствовал, как во время съемок. – Вам разрешили снимать могилу апостола Петра. За всю историю кинематографа такое разрешение до Вас давали лишь один раз. – Да, до этого там сам Ватикан что-то делал и фирма “Sony”, которая реставрировала Сикстинскую капеллу. Больше там никто не снимал – это совершенно уникальные кадры. Плюс у нас есть потрясающие съемки с крыши Собора святого Петра. До нас никто этот ракурс не использовал. А нам удалось снять очень сложный и красивый кадр, он производит сильное впечатление. Я говорю “красивый”, потому что я и хотел сделать красивую, драматичную, во всех отношениях духовную историю. Не хотелось просто пугать людей ужасами, которые действительно тогда происходили. – Но Вы снимали фильм не просто о людях, которые жили 2000 лет назад, а о святых. Что-то в Вас самом изменилось? – Знаете, что бы я ни ответил на этот вопрос, все будет выглядеть голословно. Но думаю, изменилось... Я открыл для себя и апостола Павла, и апостола Петра. Павел – яркий, оставил множество посланий, в подлинности которых просто невозможно усомниться. Чего стоит одна реплика: “Я сказал Петру при всех...”! Да она подтверждает достоверность посланий больше, чем уйма исследований! Эта интонация для меня лучшее свидетельство того, что это подлинные слова, подлинные мысли, чувства, характер... И у каждого из них своя драма. У Петра – отречение от Спасителя. У Павла – то, что он не видел Христа. Он всю жизнь нес этот крест. Его даже обвиняли в этом: вот, мол, сам Иисуса даже не видел, как же он может нас учить? И Павел преодолевал это постоянно. Потрясающе! Конечно, всего этого не передашь. У меня внутри осталось больше, чем удалось показать... – А хочется продолжить работать в этом жанре?

http://foma.ru/palomnichestvo-v-vechnyij...

Бог дает каждому служение и дары как хочет. Но мы говорим сегодня о тех, кто отмечен Им особой благодатью. «Кого Бог предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8, 30). Возникает вопрос: не является ли это знамением того, что Бог не одинаково любит всех Своих детей? Ответ дается самим апостолом Павлом: «Каждый получает дар ради блага всех» (1 Кор. 12, 7). Апостол Павел говорит, что он избран Богом еще во чреве матери, то есть без всякой заслуги со своей стороны. Избрание Божие сделало его апостолом, и служение его, как и служение апостола Петра, принадлежит всей Церкви. Какое исключительное место занимают первоверховные апостолы в Церкви! На исповедании апостола Петра (первом среди исповедания всех верных) строится Церковь, потому что он избран, чтобы свидетельствовать, что единственное основание этой Церкви — Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 18). Апостол Павел избран, чтобы возвещать, что Церковь открыта для всех, что в ней нет ни иудея, ни эллина, и все призваны стать сынами Божиими по вере во Христа Иисуса. Избрание апостола Павла имеет целью полноту исполнения замысла Божия — спасение всех людей без исключения, и в особенности тех, кто не знал истинного Бога и был отвергнут. Ради них он избран, ради всех нас. Избрание апостола Петра столь значительно, что отмечено с первой встречи с Господом изменением его имени. Мы услышим сейчас на Утрени Евангелие о тройном вопрошании Воскресшего Христа о любви к Нему Петра. Все Святые отцы говорят, что это относится к тройному отречению Апостола. И, конечно, неслучайно Господь называет его не именем Петр, а его первым именем — Симон, сын Ионин. Это означает, что Спаситель предлагает ему восстановить свое избрание, принести исповедание во изглаждение его предательства. В греческом тексте вопрос Спасителя — не просто повторение. Всякий раз он обретает новые оттенки. Точно так же, как слова Господа: «Паси агнцы Мои, паси овцы Мои». На первое вопрошание: «Любишь ли Меня больше, нежели они?» Петр не дает полного ответа. Он ограничивается утверждением своей любви и призывает в свидетели всевидящего Господа. Это смирение совсем не похоже на его порывистую уверенность в себе на Тайной Вечери: «Почему я не могу идти за Тобою теперь? Я душу мою положу за Тебя». Узнав свою немощь, Петр не осмеливается уже утверждать, что его любовь ко Господу выше других учеников. Господь хочет услышать от него именно такой ответ. Служение, которое Он доверяет Петру, — не награда за его неколеблющуюся верность. Оно не связано ни с его заслугами, ни с его близостью ко Христу. Оно должно осуществляться в любви. Петр будет пастырем во имя Христово. Стадо, которое он будет пасти, ему не принадлежит: «Паси агнцы Мои, паси овцы Мои».

http://moral.ru/слово-в-день-памяти-свят...

Вчера Церковь молитвенно совершала память святых апостолов Петра и Павла – по преданию, день их мученической кончины – распятия в Риме галилейского рыбака Петра и усекновения мечом римского гражданина Павла. В Житии Петра говорится, что когда он уходил из Рима, где император Нерон искал предать его смерти, на выходе из города ему явился Христос: – Куда идешь, Господи? – спросил Петр. – Иду в Рим, чтобы снова распяться, – ответил ему Господь. О чем подумал тогда Петр? Что вспомнил? Своё горячее обещание Учителю в Сионской горнице умереть за Него (Ин. 13, 37–38) и своё скорое, с клятвою, троекратное отречение – «не знаю Человека сего» – во дворе Каиафы (Ин. 18, 17–27)? Отречение, многажды оплаканное и прощенное Христом у моря Тивериадского. И обещание, которое пришло время исполнить… О чем думал Павел в римских узах, когда писал Тимофею: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало…» (2 Тим. 4, 6)? О том, что по Закону «без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9, 22), а сам он виновен в пролитии крови диакона Стефана, забитого камнями с его одобрения (Деян. 7, 58–60; 8, 1), и в крови своих уверовавших во Христа соплеменников, на которых он дышал «угрозами и убийством» (Деян. 9, 1) и которых влачил в темницу (Деян. 8, 3), за что сам называл себя извергом (1Кор. 15, 8)?.. Вся последующая жизнь апостолов Петра и Павла – это их деятельное, многолетнее покаяние за свой грех. Многими трудами искупали они свою вину, как и иные апостолы, обещавшие Учителю быть с Ним до смерти (Мф. 26, 31–35), но оставившие Его одного в Гефсиманском саду, с разъяренной, вооруженной кольями толпой ревнителей закона... И, наверное, потому все они, много потрудившись в проповеди, все же окончили свой земной путь мученически – исполнив (пусть и с опозданием) свое обещание умереть за своего Учителя и Господа… Кроме одного – юного Иоанна, исполнившего свое обещание в ту же ночь, на суде у Каиафы, и на следующий день, пребыв с Учителем у Креста на Голгофе, чтобы видеть конец и слышать последние слова Спасителя…

http://pravoslavie.ru/140481.html

По заамвонной молитве перед иконой Собора Тверских святых митрополит Амвросий прочитал молитву, затем духовенство и хор пропели величание. Глава митрополии поблагодарил всех, кто пришел в этот день в возрождаемый кафедральный храм на соборную молитву. Митрополит Амвросий также наградил принимавших участие в праздничных мероприятиях в честь 500-летия обретения мощей преподобного Макария Калязинского. После богослужения в епархиальном управлении Тверской епархии состоялось заседание архиерейского совета Тверской митрополии. Затем митрополит Амвросий посетил восстанавливающийся Жëлтиков Успенский монастырь и освятил часовню-реликварий в честь святителя Арсения. В обитель для постоянного пребывания был принесен ковчег с частью мощей ее основателя. Также митрополит Амвросий побывал в строящемся храме в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, в котором в этот день была совершена первая Литургия. Собор всех Тверских святых — праздник, установленный в память о святых, просиявших в Тверской земле. Празднование Собора приурочено к первому воскресенью после 12 июля — праздника святых апостолов Петра и Павла. С 1897 года по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина) начался сбор сведений о Тверских святых. По его просьбе написана в 1902 году икона Собора Тверских святых. В 1904 году архиепископ Димитрий освятил престол в честь Тверских святых во втором ярусе колокольни кафедрального собора. С этого времени началось местное почитание всех Тверских святых. Начатое архиепископом Димитрием дело получило завершение через 70 лет благодаря трудам архиепископа Калининского и Кашинского Алексия (Коноплёва). Он составил службу всем Тверским святым и ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом совершать память всех святых, в земле Тверской просиявших, в первый воскресный день после праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святейший Патриарх Пимен удовлетворил ходатайство и благословил внести празднование Собора Тверских святых в календарь Русской Православной Церкви, начиная с 1979 года.

http://patriarchia.ru/db/text/5829405.ht...

этой колонки  смотрите на телеканале «Царьград» (tsargrad.ru)   См. также: Арсений Оганесян, главный редактор газеты «Известия»//Фома. - – июль 2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »).   Интервью номера: Борис Корчевников , тележурналист, руководитель телеканала «Спас». Все несказанные «прости» мы несем вместе с собой .  Беседовала Дарья Баринова . Фото: Владимира Ештокина; Михаила Фомичева/ТАСС; Из личного архива//Фома. - – июль 2018. – С.8-15. – (рубрика « Интервью номера »).   Вопрос номера. Бедность и богатство: Бедность – расплата за грехи ? Письмо читателя/ Светлана , Самара. Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – июль 2018. – С.16-17. – (рубрика « Вопрос номера. Бедность и богатство »).   Правда жизни без купюр. Как размер доходов характеризует вашу душу . На вопрос читателя отвечает Александр Ткаченко. Аппликации Марии Сосниной//Фома. - – июль 2018. – С.18-23. - (рубрика « Вопрос номера. Бедность и богатство» ). См. также: Арсений Оганесян, главный редактор газеты «Известия»//Фома. - – июль 2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »). Патриарх Кирилл . Блудница и апостол: как столкнулись два мировоззрения . Из слова после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя, 1 мая 2013 года. Заголовок дан редакцией. Ил.: Христос и грешница. Художник Андрей Миронов. 2016//Фома. - – июль 2018. – С.24-25. - (рубрика « Вопрос номера. Бедность и богатство» ). См. также: Арсений Оганесян, главный редактор газеты «Известия»//Фома. - – июль 2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »).   ВЕРА (раздел). – С.26-53.   Школа «Фомы». Именины: Павел . [Иллюстрированная информация: Значение имени : Павел – имя латинского происхождения и переводится как «малый», «небольшой»;   Дни памяти : 12 июля – день памяти святых первоверховных апостолов  Петра и Павла; Апостол Павел (ок. 5- 64/67) ; Другие святые с именем Павел : Преподобный Павел Препростый (скончался в 339 году).  Священномученик Павел Фокин (1883-1918); Известные люди с именем Павел :  Павел Третьяков (1832-1898). Павел Лунгин (род. в 1949 году); Интересные факты . Подготовил Тихон Сысоев ]. Ил.: Апостол Павел. Иконописный образ; Казнь первомученика  Стефана, во время которой будущий апостол (носивший тогда имя Савл) стоял неподалеку и держал одежды тех, кто бросал камнями в исповедника. Живопись; Из жития апостола Павла. Иконопись; Преподобный Павел Препростый. Икона; Священномученик  Павел Фокин. Прижизненное фото; Портрет Павла Третьякова. Художник И. Крамской. 1876; Кинорежиссер Павел Лунгин. Фото Вячеслава Прокофьева/ТАСС; Царь Саул, в честь которого апостол Павел получил свое имя. Фрагмент картины «Давид и Саул». Эрнст Юсефсон. 1878; День Петра и Павла. Икона праздника; Базилика святого Павла в Риме, где хранятся мощи апостола Павла. Фото//Фома. - – июль 2018. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-183-...

В книге первой ревизии за 1722 год сказано: " Церковь Петра и Павла, что у Яузских ворот в " Малой Крутицкой певчей " , " на горке у старых конюшен " теплая, как по строельным и писцовым книгам известно, вместе с колокольней построена каменная в 1631 году (по другим источникам, упоминание о постройке относится к 1629 году). Потом, когда пришла в ветхость, вновь перестроена в 1700 годъ. " . По имеющимся уточнённым сведениям, храм построен в 1700-1702 гг. с благословения патриарха Адриана во времена Петра I в стиле московского барокко. Не исключено, что в современное строение были фрагментарно включены стены более древней церкви. Северный придел в честь Казанской иконы Божией Матери построен в 1731 году на средства вдовы майорши А. Ф. Колычёвой по данному обету. Первоначальная колокольня, решённая в формах раннего классицизма, была возведена в 1771 году и перестроена вместе с трапезной во 2-й пол. XIX века. Южный придел Святых Апостолов Петра и Павла построен в 1882 году. В 1748 году Петропавловский храм пострадал от пожара, но был восстановлен на средства прихожан. В Строельной книге за 1657 год сказано, что на церковной земле кроме погоста размещались дворы причта (священника, дьякона, пономаря, просвирни). Храму также принадлежала земля, расположенная напротив, через Петропавловский переулок. К 1763 году по периметру церковного участка вокруг погоста размещались дворы причетников. Окончательно границы церковного владения сложились в кон. XIX века и уже не изменялись до 1917 года. Во время мародёрства французов и пожара Москвы храм пострадал незначительно, нежели ближайшие церкви. После повторного освящения храма к нему были временно приписаны две приходские церкви - Святителя Николая в Подкопаях и Трёх Святителей на Кулишках. Церковные же постройки и собственные дома священнослужителей были сожжены. Доходных домов у храма никогда не было, но на церковной земле жили клирики в церковных строениях. На плане 1830 года изображена церковь, стоящая на рельефном пригорке, окружённая дворами причта. Через Петропавловский переулок располагался каменный с антресолями двухэтажный дом священника, перестроенный в 1888 году по проекту архитектора В. Н. Карнеева (Петропавловский пер., д. 5).

http://sobory.ru/article/?object=02317

Хочу поблагодарить всех, кто жертвенно служил приближению сегодняшнего дня. Совместными трудами власти этой земли, духовенство и все вы жертвенно воздвигли этот храм. Пусть Господь воздаст каждому из вас Своими великими, ни с чем не сравнимыми дарами, поможет в земной жизни и сподобит вас Царствия Небесного», — продолжил владыка Ювеналий. «Сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие о том, как Спаситель исцелил болящего юношу, чего не могли сделать апостолы. И они спрашивали у Христа: " Почему мы не смогли изгнать беса? " И Господь ответил: " По неверию вашему… Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: " перейди отсюда туда " , и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас " (Мф. 17:19-20). Находясь сегодня среди вас, я чувствую, какую веру вы имели в своем сердце — больше, чем зерно горчичное, потому что много было нужно сил, веры, средств, чтобы воздвигнуть этот великолепный собор. Спасибо вам за ваши жертвенные труды. Вы будете примером в нашей епархии в этом святом деле созидания», — заключил архипастырь. В дар храму Патриарший наместник Московской епархии передал икону первоверховных апостолов Петра и Павла. Митрополит Ювеналий вручил протоиерею Димитрию Федорову орден преподобного Серафима Саровского III степени, а главе поселения Ильинской С.В. Демину — медаль святого благоверного князя Даниила Московского. Медалью Московской областной епархии «За жертвенные труды» II степени был награжден глава Раменского района А.Н. Кулаков; медалью «За жертвенные труды» III степени — А. В. Головина, А. В. Кондрашкин, Л. В. Толбоева, Л. М. Гавриленко; благодарственными и благословенными грамотами Патриаршего наместника Московской епархии — труженики и благотворители Петропавловского храма. По окончании церемонии награждения владыка Ювеналий совершил заупокойную литию у могилы первого настоятеля храма священника Павла Жилина. Деревянный храм святых апостолов Петра и Павла в поселке Ильинский был построен на средства владельцев дач в 1915 году по проекту архитектора С.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5249449...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010