Лукиан Самосатский, сочинеиие Бернайса (Bernays. Lucian und die Kyniker. Berlin, 1879). Лукиану Самосатскому, языческому писателю II в., принадлежит, между прочим, сочинение «О смерти Перегрина». Это есть не что иное, как сатира. С давних пор было научным убеждением, что это сочинение Лукиана есть сатира, направленная против христиан и христианства. Такого взгляда, однако же, Бернайс не разделяет, он старается доказать, что в сатире «О смерти Перегрина» осмеяны не христиане, а киники II в., и что христиане если и служат предметом насмешки Лукиана, то как явление второстепенное. Свой взгляд на указанную сатиру автор высказывает в следующих словах в начале своего сочинения: «Сказание Лукиана о смерти Перегрина долгое время разделяло тот жребий, какого редко избегают сочинения, принадлежащие к древней литературе, как скоро они какой-либо определенной стороной затрагивают живые интересы нового времени. Взгляд новейших читателей и толкователей так пристально устремлялся на одну эту сторону, что выпускал из внимание все прочие стороны, которые, однако же, имели сравнительно большее, преимущественное значение. Вследствие этого понимание целого творения являлось несообразным с первоначальным намерением писателя, а следовательно – неисторическим Так как Лукиан в своем изображении богатой событиями жизни Перегрина кое-где касается отношений его к христианам и говорит о них в несочувственном тоне, как то и подобает насмешливому эпикурейцу, то в продолжение долгого времени этот эпизод представлялся зерном всего сочинения. Как сатира, направленная против христиан, сочинение возбуждало страх и негодование у людей благочестивых и радостно приветствовалось врагами христианства. Однако же еще в 1779 г. малоизвестный теперь писатель Гермар, опровергая геттингенского теолога Вальха, высказал правильный взгляд, что часть сочинения «О смерти Перегрина», касающаяся христиан, есть дело побочное в нем, и что киники составляют главную цель нападок Лукиана. Но беспристрастный взгляд Гермара не утвердился в науке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В «Хронике» Евсевия Кесарийского сохранилось несколько сведений о Перегрине: «Перегрин-философ, во время произнесения панегирика, воспламенив огонь, сжег сам себя, подражая Калану-брамину, гимнософисту – по Александру 2961 ; философ Перегрин в публичный праздник в Пизе 2962 , возжегши огонь, бросил туда самого себя (армянская версия); философ Перегрин, зажегши у Пизы костер, который он сложил из кусков дерева, сам бросился в него» 2963 . Будучи человеком высоконравственных понятий, знаменитым философом, аскетом по поведению и обладавший прекрасным, чисто эллинским стилем, он относился с —504— жестоким порицанием ко всякому пороку и недостатку, встречавшемуся ему в окружающей жизни. В небольшом и не имеющем начала отрывке из Noctes Atticae, 12, 8 те же очевидцы рассказывают, как он в присутствии их справедливо и очень сурово порицал одного римского юношу из всаднической фамилии (очевидно, молодого аристократа из высшей знати, пришедшего к нему поучиться философской мудрости), медленно встававшего перед ним и постоянно зевавшего 2964 . Флавий Филострат в биографии Ирода Аттика, знаменитого ритора того времени, упоминает о столкновении с Протеем-киником в Афинах, очевидно, в постоянном месте его деятельности. Протей, значится здесь, дофилософствовался до такого безумия, что в Олимпии сжег сам себя огнем. Он обличал Ирода в полуварварском языке. Обратившись к нему, Ирод сказал: «Ты меня злословишь? Так ли это?» Когда Протей продолжал обличать его, Ирод закончил словопрения ироническим замечанием: «Ты видишь, без сомнения, что я слушаю, но, слушая, смеюсь; известно, что ложные ругательства не проходят сквозь уши» 2965 . – Любопытна его встреча с Демонаксом. Здесь он очень много надсмехался над Демонаксом и упрекал его в слишком вежливом обращении с людьми, и сказал ему: «Ты ведешь нехорошую игру с киниками». «А ты еще худшую со всеми людьми», – ответил Демонакс 2966 . И христианским писателям достаточно известен Перегрин Протей. Татиан изображает Перегрина Протея как киника, осмеивая его костюм: «И что удивительного и великого делают ваши философы: они оставляют одно плечо непокрытым и хотя говорят, что ни в чем не нуждаются, однако кожевник нужен им для сумы, дровосек для палки» (Or.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине 12.11.2014 18.04.2023 ( 24  голоса:  3.7 из  5) Детский организм чрезвычайно чувствителен к влиянию окружающих факторов. К сожалению, мы часто забываем об этом и подвергаем любимое чадо совершенно неоправданному риску. Одним из таких мест может стать пляж, где чаще всего случаются случаи теплового удара у детей. Что же делать, если Ваш ребенок перегрелся на солнце и какую первую помощь ему оказать? Степени тяжести перегрева Симптомы теплового удара могут различаться в зависимости от его тяжести. Первым признаком того, что ребенок перегрелся на солнце является его капризное поведение. Он становится вялым, постоянно плачет и капризничает. Если при перегреве у ребенка наблюдаются такие симптомы, как высокая температура, рвота и головная боль то следует бить тревогу – возможно, это солнечный удар. При таких симптомах нужно немедленно обращаться в ближайший медпункт или вызывать скорую помощь. При диагностике перегрева следует немедленно увести ребенка в помещение. Хорошо поможет ванна с прохладной водой и компрессы. В комнате желательно включить на малую мощность кондиционер или вентилятор. Не стоит создавать резких перепадов температур. После теплового удара организм ребенка требует значительного количества влаги. Если он отказывается кушать – ничего страшного, лучше предложите ему выпить минеральной воды, прохладного каркаде или сока. Правила защиты ребенка от перегрева на солнце Для защиты от перегрева, солнечного или теплового удара необходимо соблюдать простые правила защиты от солнца. Причем это касается как самых маленьких представителей человечества, так и взрослых. 1. Не допускать нахождения малыша на открытом пространстве в период наибольшей солнечной активности. Начиная с 11 часов дня и до 4ех часов вечера, ребенка нужно увести в тень. 2. Не забывать о ношении головного убора. Как бы не противился Ваш ребенок кепке или панаме, следует убедить его не снимать ее на всем протяжении игры, на пляже или во дворе. Кроме защиты от солнца, козырек кепки убережет глазную сетчатку от яркого солнца. Когда ребенок купается невдалеке от берега, головной убор с головы можно и не снимать. Желательно использовать и детские солнцезащитные очки с хорошим ультрафиолетовым фильтром.

http://azbyka.ru/zdorovie/chto-delat-esl...

Здесь его посещали его единоверцы, утешали его, приносили ему деньги. Перегрин стремился к мученичеству, но не достиг цели, потому что до этого не допустил его сирийский проконсул, не желая удовлетворить тщеславие Перегрина. Из числа пунктов христианского учения Лукиан при этом случае указывает очень немногие и общие: Распятый учил, что все мы между собой братья, что душа бессмертна, что следует презирать эллинских богов. После того как Перегрин был отпущен на свободу, он возвратился в свое отечество, с важностью подарил городу все свое наследство, состоящее из 30 талантов, и за это удостоился хвалы и оваций от бедных парийцев. Затем он снова возвращается к обществу христиан, но оставался в общении с ними недолго; он был изгнан отсюда, потому что «увидели, что он ест то, что воспрещено было у них». Затем Перегрин был в Египте и в Риме. Из Рима он был также изгнан, так как он позволял себе дурно отзываться о тогдашнем императоре. Затем он очутился в Греции, где намеревался побудить греков поднять оружие против римлян, и наконец приходит к мысли сжечь себя заживо, чтобы явить собой геройский образец терпения и дать своим ученикам живой урок относительно презрения смерти. Третье и последнее отделение произведения посвящено описанию самосожжения Перегрина со всеми мельчайшими обстоятельствами. Рассказ ведется от лица самого Лукиана. Дело происходило в двадцати стадиях от Олимпии, ночью, при лунном освещении. Прежде чем произошло самосожжение Перегрина, он сказал речь. Самый костер зажгли своими факелами Теоген и Перегрин. После чего последний ринулся в огонь и сгорел. Между легкомысленной толпой появились различные басни о чудесах, которые будто бы сопровождали смерть кинического философа. В некоторых городах Империи его стали даже обоготворять. Приступаем к изложению доказательств, приводимых Бернайсом в подтверждение его мысли, что сатира написана не против христиан, а против киников. Передавая сущность дела из сочинения Бернайса, мы не будем, однако же, строго держаться порядка, какому следует его аргументация, находя более целесообразным дать ей свой строй и последовательность.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Не было ситуаций, когда не знаешь, что делать – Скажите, а подготовка и сам полет чем-то отличались? Вы наверняка на этой центрифуге перегрузки переносили намного больше, чем потом в полете. – Ну, конечно. Представляете, космонавты первых наборов вообще испытывали 20-кратные перегрузки, то есть с очень большим запасом. Ученые, специалисты пытались выяснить запас прочности человека на случай самых разных нештатных ситуаций. У нас, конечно, было все попроще: максимальные перегрузки хоть и примерно в два раза превышают штатные, но они соответствуют тем, которые нештатно могут быть и бывали уже в истории. Они нормальные по переносимости, тем более те перегрузки, которые испытывают космонавты, отличаются от тех, которые в авиации, по направлению воздействия и по степени их влияния на организм, на состояние человека. В авиации немножко посложнее, потяжелее. – А были какие-то ситуации, когда вы не знали, как себя вести, что делать? Или все-таки вы все заранее проработали? – Пилотируемая космонавтика живет и развивается уже полвека. И, конечно, с каждым полетом в общую копилочку привносятся определенные знания, наработки на основании послеполетных докладов экипажей, на основании штатных и нештатных рабочих ситуаций. Специалисты работают, все совершенствуется. Лекарства есть с большим запасом, всегда можно их скомбинировать, выйти из положения. В общем, таких ситуаций, чтобы можно было сказать «я не знаю, что делать», не было. Ни в подготовке, ни в процессе полета. Какие-то сложности, конечно, возникали, но они были решаемые, рабочие, как с точки зрения подготовки, так и с точки зрения какой-то смекалки, выхода из ситуации имеющимися доступными способами. «На Марс? Всегда готов!» – Когда на пресс-конференции вас спросили, готовы ли полететь на Марс, вы так оживились: «Всегда готов!» И в связи с этим вспоминается наше интервью с Георгием Гречко. Он сказал, что, если бы Королев жил подольше, то мы наверняка были бы уже на Марсе. Хотя радиацию никто не отменял. – Да, это основной препятствующий фактор сейчас для осуществления этой программы.

http://pravmir.ru/creative/kosmonavt-isp...

Простые эмпирические правила часто оказываются полезными, помогая нам справиться со сложностью и неоднозначностью. Однако при многих обстоятельствах они приводят к предсказуемо ошибочным суждениям, известным как когнитивные предубеждения. Когнитивные предубеждения – это ментальные ошибки, вызванные нашими упрощёнными стратегиями обработки информации. Когнитивное предубеждение является не столько результатом эмоциональной или интеллектуальной предрасположенности к определённому суждению, сколько, скорее, результатом подсознательных ментальных процедур обработки информации. Когнитивное предубеждение – это ментальная ошибка, которая является последовательной и предсказуемой. Когнитивные предубеждения похожи на оптические иллюзии тем, что ошибка остаётся убедительной даже тогда, когда человек полностью осознает её природу. Осознание предвзятости само по себе не приводит к более точному восприятию. Поэтому когнитивные предубеждения очень трудно преодолеть с. 111–112]. В любом случае, слово «предубеждение» описывает иррациональное поведение, однако источник этой иррациональности различен для когнитивных предубеждений и стереотипных предубеждений. Ни в том, ни в другом случае иррациональность не обусловлена какими-то врождёнными когнитивными ограничениями. Понимая источник каждой формы иррациональности, можно предпринять корректирующие действия, чтобы рациональное мышление было более релевантным и точным с. 17–18]. Мощный детерминант продуцирования когнитивных искажений в прикладной аналитике – перегруженность практика-аналитика данными (как правило – неструктурированными, разнородными и всё равно неполными), это перегруженность и интеллектуальная и сенсорная. Перегруженность данными – это вообще весьма сложная проблема, отражаемая в 3 аспектах. Первый: это проблема беспорядка, когда «слишком много всего», что приводит к рекомендациям существенно снизить объёмы оперируемых данных. Второй: это узкое место в рабочей нагрузке, когда имеется слишком много данных для аналитики за отведённое время; перегруженность данными как «узкое место» в рабочей нагрузке смещает взгляд на деятельность практикующего аналитика, а не на исходные данные, что влечёт рекомендации использовать автоматизацию для выполнения действий за практикующего специалиста или сотрудничающую автоматизацию для помощи практикующему специалисту.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/09/shkola...

Следовательно, капитализм обречен на то, чтобы постоянно сталкиваться с кризисом так называемого «капиталистического перепроизводства» (термин К. Маркса). Хотя правильнее его было бы назвать кризисом недопроизводства. Классик марксизма определил, что капиталистическая экономика неизбежно развивается циклически. Капиталистический цикл состоит из четырех фаз: 1) рецессия (спад, кризис); 2) застой (депрессия); 3) оживление; 4) рост (после выхода экономики на докризисный уровень). Все более ограничиваемый прибавочной стоимостью платежеспособный спрос населения становится все более сильным тормозом, сдерживающим экономическое развития страны. Все предельно просто. И из этого известного нам по советским учебникам политической экономии капитализма положения вытекает, что экономическое развитие в капиталистической России не может не тормозиться. А чиновники Центробанка и правительства пользуются невнятной терминологией западных учебников для объяснения и оправдания постоянного топтания отечественной экономики на месте. То, что они называют «охлаждением» экономики есть ничто иное, как рецессия (спад, кризис). А то, что у них считается «разогревом» соответствует фазе оживления. А «перегрев» соответствует фазе роста. Чиновники себя чувствуют более комфортно, когда экономика «охлаждается» и начинают паниковать, когда она «разогревается». Вот такая логика и такое сознание «шиворот навыворот». Когда экономика начинает «разогреваться», то они начинают судорожно нажимать на «педаль тормоза». Для Банка России такой «педалью тормоза» является ключевая ставка. 5 сентября Банк России заявил, что зафиксировал признаки «перегрева» экономики. Все эксперты прекрасно поняли этот намек. Это значит, что на заседании Совета директоров ЦБ 15 сентября ключевая ставка может быть повышена, хотя и сегодня она находится на запредельном уровне в 12 процентов. Примечательно, что незадолго до этого, 11 августа ЦБ заявил, что выпуск в базовых отраслях российской экономики лишь к середине 2023 года достиг докризисных уровней. По оценкам департамента прогнозирования ЦБ, рост российского ВВП во втором квартале уже замедлился до 0,1% с учетом сезонной коррекции по сравнению с 0,7% в предыдущем квартале (темпы роста квартал к кварталу). Теперь « рост экономики будет идти более умеренными темпами». Но это было в прошлом месяце. А в этом месяце Банк России уже готовится к тому, чтобы еще глубже утопить педаль тормоза и лишить страну даже «умеренных темпов» экономического развития.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/13/peregr...

Вот, например, заявление Эльвиры Набиуллиной в начале февраля прошлого года: « Высокая инфляция — это индикатор нарастающего перегрева экономики. Если не принимать мер по возвращению экономики на траекторию сбалансированного роста, ее перегрев будет усиливаться и приведет к неконтролируемому разгону инфляции и последующему замедлению роста экономики вплоть до рецессии». А сделано оно было для того, чтобы оправдать очередное повышение ключевой ставки аж на 100 базисных пунктов – с 8,5% до 9,5%. И подобного рода мантры произносятся каждый раз (почти по трафарету, слово в слово) при повышении ключевой ставки. Итак, цепочка причинно-следственных связей в аргументации Банка России предельно простая: 1) «несознательные» граждане страны демонстрируют необоснованно высокий спрос на товары и услуги; 2) нарушается баланс между спросом и предложением в пользу спроса; 3) растут цены на товары и услуги, т.е. разгоняется инфляция; 4) повышается ключевая ставка Банка России, что, по мнению руководителей ЦБ, должно подавить инфляцию. В этой схеме высшим приоритетом Банка России является подавление инфляции, удержание ее в пределах 4%. А главным тормозом для сдерживания инфляции оказывается неоправданный спрос населения на товары и услуги. В этих рассуждениях все перевернуто с ног на голову. Вместо того, чтобы наращивать предложение (производство товаров и услуг) для выравнивания баланса между спросом и предложением используется иезуитский способ выравнивания баланса путем сдерживания спроса. Спрос населения сдерживается путем снижения реальных доходов граждан. В конечном счете это все находит отражение в макроэкономической статистике. По данным Росстата, в 1995 году на заработную плату приходилось 45,4% созданного ВВП; доля валовой прибыли капитала тогда составила 42,7% (остальное пришлось на чистые доходы государства). А вот картина по итогам 2022 года: доля заработной платы упала до 39,1%, а доля валовой прибыли капитала выросла до 52,9%. В этих цифрах проявляется действие закона капиталистического накопления (был сформулирован более полутора столетий назад в «Капитале» Карла Маркса), суть которого предельно проста: накопление богатства на одном полюсе общества, и нищеты на другом.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/13/peregr...

Между тем как Лукиан в своей сатире весьма часто не упоминает имена лиц, участвующих в событиях, он, однако, не пропускает случая вплести в рассказ имя Теогена и непременно выставить его в невыгодном свете. Он называет Теогена крикуном, проклятым, указывает на его непоследовательность, когда он, подражая Перегрину в одежде, не следует его примеру в смерти, не низвергается с ним в горящий костер. Другое лицо сатиры Лукиана – Перегрин – тоже лицо историческое, и, следовательно, видеть в нем какое-либо олицетворение христианства нет никакой необходимости. О Перегрине и его самосожжении знал апологет Афинагор, который говорит: «О Перегрине (Протее) вы знаете, что он сам бросился в огонь около Олимпии». Афинагор знает и о том, что имя Перегрина пользовалось религиозным почитанием в среде язычников (гл. 26). Мало этого, Бернайс пытается восстановить, насколько возможно, действительный образ Перегрина, столь загрязненный в сатире Лукиана. Он не верит тем россказням, какие распространял о нем Лукиан, потому что и сам Лукиан сознавался, что он берет свои сведения со слухов (S. 52–54). Бернайс собирает некоторые отрывки из того учения, какое предлагал своим почитателям Перегрин. Это не был, по нему, площадной крикун и фантаст, а человек, в котором благоразумие и чувство меры ограничивали болезненную крайность кинизма. Свидетелем того, чем был в действительности Перегрин Киник, служит, по словам Бернайса, правдивый Авл Геллий (II в.). Во время своего пребывания в Афинах Геллий часто посещал Перегрина, жившего вблизи города в шалаше, и слушал его наставления. Ему Перегрин казался человеком строгим и твердого характера (gravem et constantem). Ознакомлению с его уроками Геллий посвятил два отдела своих Аттических ночей. К сожалению, это находилось в восьмой книге Геллиева сочинения, от которой до нас дошло только одно оглавление содержания. При всем при этом мы нечто узнаем отсюда о Перегрине. Геллий рассказывал, что когда однажды на уроках Перегрина присутствовал молодой римский всадник и, забыв приличие или полагая, что в присутствии киника нет надобности стесняться, позволил себе зевнуть, то получил за это от учителя строгий выговор.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В этом цитате Евсевий, по словам критиков, заменил слова Татиана: „ κα ουστνον καϑπερ κα μ ς κακ τ ϑαντ περιβαλεν πραγματεσασϑαι « („Иустина, как и меня, старался подвергнуть смерти, как злу») словами: „ κα ουστνον καϑπερ μεγλ κακ τ ϑαντ περιβαλεν πραγματεσασϑαι « (т. е. „Иустина, как великому злу, старался подвергнуть смерти»). Слова „ κα μ « (и меня) „Речи» Татиана препятствовали историку представить св. Иустина умершим, a Татиана – засвидетельствовавшим его смерть. Евсевий, кроме того, довел свой цитат до слов: „каких философов он (т. е. св. Иустин) преследует, кроме вас одних?» Эти слова Евсевий не цитовал, потому-что они ясно изобличают его обман: в них св. Иустин представляется еще живущим. Таким образом, на Евсевия снова возводится обвинение в обмане читателя, при чем обвинителем является не один через-чур строгий критик предания об апологетах Гарнак, но целая плеяда ученых. Прежде, чем разбирать, справедливо ли это обвинение, мы рассмотрим: можно ли утверждать, что „Речь» Татиана была написана ранее смерти Перегрина (165 г.) и вскоре после его пребывания в Риме (152 – 153 г.). Татиан , говорят, упоминает о смерти Гераклита и Анаксарха, – не умолчал бы он и о смерти Перегрина, если бы она, во время писания „Речи», была фактом совершившимся. – Но о самоубийстве Гераклита и Анаксарха Татиан упоминает потому, что их самоубийство представляло апологету удобный случай посмеяться над „эллинской философией». Анаксарх лишил себя жизни по безумной любви к славе. Смерть Гераклита „обличала его невежест-во» 209 . Гераклит, по словам Татиана, задумал лечиться от водянки и „действуя в отношении к медицине так же, как в философии, обложил себя экскрементами быков; когда навоз окреп и стянул все тело, то он (Гераклит) от разрыва умер”. Таким образом, смерть Гераклита, происшедшая в очень некрасивой обстановке, давала Татиану удобный случай посмеяться над языческими философами. Такого удобного случая не давала героическая смерть Перегрина. Даже более, рассказывать о смерти Перегрина было положительно невыгодно для Татиана, ибо самосожжение этого циника обнаруживало в нем то презрение к смерти, в котором Татиан хочет отказать языческим философам.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010