Рядом с источником построена небольшая, но довольно просторная внутри часовня в честь Параскевы Пятницы. Там можно поставить свечу перед иконой святой мученицы, почитать акафист, текст которого есть в часовне. Жителям Гагарина и Вязьмы это святое место полюбилось с давних пор, а вот многие жители Смоленска и других городов области еще не бывали там. Им нужно сначала доехать до Гагарина на электричке или автобусе. Затем на маршрутном такси или частном транспорте добраться до села Баскаково, расположенного в 16 километрах от города. Более подробно об источнике вам расскажут сотрудники Казанской или Вознесенской церкви города Гагарина, не раз бывавшие на источнике. Историческая справка С древних времен на Руси почиталась святая мученица Параскева Пятница. Она считалась покровительницей земледельцев, помощницей женщинам в их домашних заботах, быстро отзывалась на молитвенные просьбы тех, кто путешествовал к святым местам. А число чудесных исцелений перед ее иконами трудно даже сосчитать. Святая Параскева жила в III веке в Римской империи при императоре Диоклитиане, известном своей жестокостью и ненавистью к христианам. Она отличалась необыкновенной красотой, рано лишилась своих благочестивых родителей, приняла обет девства и не вступала в супружество. Пятницей ее назвали потому, что она родилась в этот день недели. Во время гонений на христиан Параскева отказалась принести жертву языческим идолам, за что подверглась мучениям. Правитель приказал жечь ее тело огнем, но пламя обратилось на мучителей и сожгло их, а святая осталась невредимой. Тогда Диоклитиан приказал убить мученицу, однако вскоре он сам погиб: во время охоты конь сбросил его в овраг. Источник святой Параскевы Пятницы в Гжатском уезде (ныне Гагаринский район) получил широкую известность около 300 лет назад благодаря одному православному подвижнику (имя его неизвестно), который одиноко жил в этих местах и усердно молился святой Параскеве. Считается, что при его жизни здесь была явлена чудотворная икона Параскевы Пятницы (ее список есть в Баскаковском храме) и забил источник. Во время Великой Отечественной войны фашисты пытались стирать в источнике свою одежду. Однако он высох, и только после ухода врага ручей начал снова течь. При Советской власти недалеко от источника построили свинарник, но теперь, к счастью, его нет. А лет пять назад, когда источник чистили, в нем нашли несколько монет XVII века и более позднего времени, что подтверждает широкую известность этого места в те далекие времена. Каждый год 19 января, в день Крещения Господня, источник освящается. Духовенство совершает особый молебен, после чего верующие, несмотря на мороз, окунаются в воду. Многолюдно бывает здесь и в день памяти святой мученицы Параскевы Пятницы - 10 ноября (28 октября ст. ст.).

http://sobory.ru/article/?object=07002

Сохранившаяся каменная Успенская церковь с пятницким приделом в селе Набережная Слобода была построена графиней Е. А. Головкиной в 1797 году, однако почитание великомученицы Параскевы Пятницы существовало здесь и прежде. По местному преданию, резная икона великомученицы Параскевы была чудесно обретена в водах реки Протвы в середине XVII века. У летописца церквей Московской епархии В. И. Холмогорова отмечено, что в деревянной Успенской церкви, предшествовавшей каменной, уже имелся придел в честь святой Параскевы: «Слободка Бережная, на реке Поротве, а в слободке церковь во имя Пр. Богородицы Успения с приделом св. великомуч. Параскевы, нарицаемой Пятницы, деревянная клетцки с трапезою и с папертью, крыта тесом…» Среди значимых икон в процитированном выше документе 1670-х годов указана, возможно, и святыня, хранящаяся теперь в часовне на центральной площади Вереи: «в приделе… местный образ св. великомуч. Параскевы, нарицаемой Пятницы, у образа венец шитой золотной по атласу, гривна резная серебряная позолочена, панагия хрустальная, обложена серебром…». Параскева Пятница была одной из самых почитаемых святых на Руси. Она считалась покровительницей женской работы (в частности, ручного ткачества), домашнего скота, торговли. Память святой Параскевы отмечается дважды в году: 28 октября (по старому стилю) и в девятую пятницу после Пасхи. Родители святой особо почитали пятницу – день недели, в который, согласно Евангелию, был распят Спаситель, поэтому она и получила свое имя Параскева (Пятница). В гонение римского императора Диоклетиана (III век н.э.) Параскева открыто исповедовала себя христианкой и отказалась принести жертву языческим богам. За свою веру она была обезглавлена. На иконах святая Параскева держит в правой руке крест, знак мученичества, а в левой – свиток с первыми словами Символа веры. Деревянные скульптуры святых – достаточно редкое для православного искусства явление, которое, к тому же, дважды запрещалось указами Синода и царского правительства в XVIII и XIX веках. Наибольшее число скульптур или барельефных изображений делали двум святым: святителю Николаю и великомученице Параскеве Пятнице.

http://sobory.ru/article/?object=02362

Икона византийской святой III века Параскевы Пятницы на Иргени была не менее прославленной, чем икона «Знамение». Эта иргенская икона была старинного письма, не характерного для местной, например, Иркутской или Посольской, школы иконного письма. Возможно, ее тоже привезли из Новгорода, города торгового. Торговля в Сибири шла бойко, потому о покровительстве святой Параскевы весьма пеклись. Появление иконы святой Параскевы Пятницы на Иргени тоже загадка. Архимандрит Ефрем сообщает, что она была найдена в юрте у бурята, который ей молился как своему бурхану (богу) и говорил, что бурхан ему помогает. Однако отец Ефрем не оспаривает и мнения местных жителей о том, что икона эта – явленная. Г.А. Жеребцов пишет, что икону нашли буряты на ручье Рушналей. Он ссылается на журнал «Странник» за 1863 год. Икона святой Параскевы Пятницы пребывала в Иргенской церкви до разорения миссионерского стана в 1920-х годах. Почитался на Иргени и образ святого Николая Чудотворца. Мученики-воины были похоронены как раз накануне дня святого Николы майского, который празднуется 22 мая. Протоиерей Анатолий Дмитрук в Сибирском патерике пишет: «Каково же было удивление несправедливого воеводы, когда на следующий день, то есть в самый праздник святителя Николая, все 40 бочек с рыбьими язычками очутились неведомым образом на его дворе!» Это чудо было укором несправедливому начальнику за смерть невинных и праведных людей. На Иргени была известна также двусторонняя икона святителя Николая Чудотворца и Богородицы «Знамение». В настоящее время подобная икона имеется в мужском Успенском монастыре г. Читы. Она три года, с 2000 по 2002, приносилась крестным ходом на Иргень. Наконец, хотелось бы указать на еще одну икону, которая, по преданию, была передана на Иргень из Верхнеудинска и принадлежала сосланному митрополиту Арсению (Мацеевичу; † 1772). Это икона святого Антония Великого, основателя монашества. Сохранилась легенда о пребывании сосланного и лишенного сана митрополита Ростовского Арсения на Иргени. Жил он будто бы в той же часовне, в которой под спудом находились останки воинов-мучеников. По преданию, смерть Арсения (Мацеевича) наступила в дороге. Он сам предсказал ее, попросив ямщика захоронить его там, где остановятся лошади. Ямщик так и сделал. Позже на этом месте образовалось кладбище .

http://pravoslavie.ru/4318.html

Л. 146-157). При еп. Феодоре (вероятно, в 963) Иконий был осажден араб. эмиром. Накануне штурма города сторожу храма П. было видение: 2 ангела в образе прекрасных юношей подошли к раке с мощами П. и велели ей покинуть город, к-рый будет разрушен врагами за грехи его жителей. Мученица поднялась из гроба и со слезами стала молиться Богу о помиловании города, а затем вновь легла в гроб. На следующий день над войском неприятеля сгустилась необычная черная туча, из к-рой полетели камни. Напуганный эмир отказался от штурма Икония и заключил перемирие с иконийцами. Епископ рассказал эмиру о видении сторожа, и араб очень захотел взглянуть на мощи чудесной заступницы города. Увидев ее гроб, он решил увезти мощи святой, но 54 коня не смогли сдвинуть раку с места; горожане упросили его взять вместо мощей золота столько, сколько весит рака. Эмир согласился, думая, что золота окажется очень много, но когда стали взвешивать раку, она оказалась настолько легкой, что стоила всего 15 солидов. От мощей П. в Иконии впосл. произошло много исцелений. В Византии и впосл., в совр. греч. Церкви, почитание П. было полностью вытеснено культом прмц. Параскевы Римской, поэтому все сведения о мощах П., вероятно, относятся к мощам вышеупомянутой одноименной святой. Почитание П. скорее всего было только местным, иконийским, и закончилось после захвата М. Азии турками в кон. XI в. А. Ю. Виноградов Почитание на Руси и у вост. славян Вмц. Параскева. Рельефная икона. XVI–XVII вв. (Александро-Невская лавра, С.-Путербург) Вмц. Параскева. Рельефная икона. XVI–XVII вв. (Александро-Невская лавра, С.-Путербург) На Руси, в Белоруссии и на Украине почитание вмц. П. (Прасковьи) в народе слилось с народным почитанием персонифицированного дня пятницы, поэтому бытовало двойное наименование святой Параскева-Пятница (у юж. славян - Параскева (Петка) (др. Параскева, прп. Эпиватская, но с похожим культом) или даже просто - св. Пятница. С именем П. связана древняя традиция соблюдать 12 «обетных», или «главных», пятниц - перед чтимыми праздниками (не только двунадесятыми, напр.

http://pravenc.ru/text/2578998.html

Сохранились некоторые сведения о священнослужителях Успенского храма. Так, священник Лука Федоров дал «вкладу в Лужецкий монастырь 6 рублев» и был пострижен здесь с именем Лаврентия. Впоследствии 21-й архимандрит Лаврентий дважды настоятельствовал в этом монастыре: с 1618 по 1628 год и с 1630-го до своей кончины в 1638 году,— а с 1628 по 1630 год он был архимандритом Московского Ново-Спасского монастыря. В можайских актах значится проходившая в 1763 году в селе Мышкино опись, которую подписал священник Феоктист Захаров. В 1774 году священнослужители сообщили в коллегию Экономии, что церковь Успения, построенная «из давних лет собственным приходских людей коштом», стала ветхой и «от чахлости на правую сторону наклонилась», во многих местах протекает крыша. Поэтому клир и приход просили дать 467 деревьев, чтобы выстроить на том же месте и в то же «именование» новый храм, а в трапезе сделать вновь придел во имя святой мученицы Параскевы Пятницы. По документам 1776 года, при церкви было 274 двора, усадебной земли 1 десятина, пашенной и сенных укосов 33 десятины. Священников два, диакон, два дьячка, два пономаря. В 1812 году Мышкино пострадало от французов. В 1813 году священник Николай Семенов писал преосвященному Августину о разоренной и разграбленной неприятелем Успенской церкви: «В показанном селе церковь Успения Божия Матери и при оной придел мученицы Параскевы ко освящению готовы, но нашествием неприятеля как в оной церкви, так и в приделе похищены святые антиминсы. Просим оные храмы освятить и святые антиминсы выдать дозволить». Резолюция от 23 января 1813 года гласила: «Коли вся к священнодействию потребное имеется, благочинному храм освятить и антиминсы получить». 23 января 1813 года был получен антиминс для придела мученицы Параскевы. В следующем прошении на имя преосвященного Августина говорилось: «После нашествия неприятеля при означенной нашей Успенской церкви придельная церковь во имя святой мученицы Параскевы освящена, а настоящая во имя Успения Пресвятой Богородицы еще не освящена, но к освящению уже совершенно готова, только нет святого антиминса», и испрашивалось архиерейское благословение на освящение храма и получение антиминса. 9 августа 1813 года владыка отвечал: «Благочинному храм освятить и антиминс получить». 16 августа правящий должность благочинного священник села Болычева Василий Адрианов совершил чин освящения. Первое упоминание о каменной Успенской церкви относится к 1862 году: «Каменная церковь с. Мышкино-Успенское 1862 года. Хол. Успения не отделана. Теплая и южная вмчц. Параскевы 1862 г. Северная преп. Сергия 1867 г. сентября 24 дня».

http://sobory.ru/article/?object=02776

Русское простолюдье от умиленной любви к святой Параскеве, от природной тяги к побывальщине сложило изрядно удивительных, назидательных легенд, связанных с мученицей, святой целомудренностью своей восхитившей крестьянок. Согласно причудливой легенде, деревенская дева шла в пустынный скит, дабы обрести ангельский чин, но по дороге на деву напал сладострастник, чтобы принудить ко греху. Но коль Параскева люто противилась, то насильник убил ее и закопал в землю; долго ли, коротко ли, а из колен убиеннной выросли три липы, прозванные Исколена. В «Русском месяцеслове», что составил автор сего очерка, о святой так говорится: «Жители ближней деревни стали почитать их, срубили возле лип часовенку, где установили образ святой Параскевы- Пятницы. По народным преданиям выходило, что вроде это и была сама мученица Параскева. Три липы, прозванные Исколена, стали народной святыней. (...) В народном почитании святой Параскевы-Пятницы мы слышим некоторые отзвуки языческого природоодухотворения, как и вольное легендарное толкование реального образа святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, - в этом выразилось печальное и грешное, причудливое переплетение истинной веры в Бога с многочисленными суевериями, вынесенными из славянского язычества и не изжитыми за много веков после святого крещения.(...) К мифической Исколене ...к деревам, сросшимся или раздвоенным, расстроенным... приходили деревенские девицы и с молитвой просили духовных сил на целомудрие, просили и прощения за уже совершенный грех. Через такие диковинные дерева, посвященные святой Параскеве, прозываемые в народе еще и разлуками, проносили детей, прося святую Пятницу об исцелении чад. «Бысть некогда в пошехонском пределе, при реках Ияре и Уломе, церковь св. пророка Илии, и тамо ростяще древо, зовомое рябиною. Прихождаху же священницы из близлежащих весей и приносяху образ святой Параскевы, нареченной Пятницы, молебные пения совершающе. Людие же для получения здравия сквозь оное дерево пронимаху дети своя, иные же, совершенного возраста и сами пролазаху и получаху исцеления». Из жития Андриана Пошехонского, чудотворца (1550)

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/05/...

Пятницкий храм относится к тому распространенному еще в дереве типу, который называется «восьмерик на четверике» (первый ярус летнего храма – это квадратная клеть, а второй ярус – восьмистенный сруб). Подобных каменных храмов строилось много – сразу вспоминается более древняя Успенская церковь в Суздале, или Владимирская в Чебоксарах – почти ровесница вятской Параскевы Пятницы. А вот колокольня вятской церкви куда интересней – взгляд сразу останавливается на ней – восьмигранный столп, имевший при переходе к ярусу звона расширение, известное по деревянным образцам как «повал» (некоторые деревянные колокольни строились именно так, пример – часовня Трех Святителей из деревни Кавгора в Карелии). Вместе с высоким шатровым верхом этот повал придает колокольне весьма своеобразный облик – копия дерева в камне. Прибавим еще ассиметичную трапезу со сдвигом от продольной оси на юг и богатейший наружный декор (особенно выделяются в этом плане наличники) – такой красавицей была Пятницкая церковь. Первое упоминание о Пятницкой церкви, тогда деревянной, относится к 1574-му году – хлыновчанин Иван Шелом в духовном завещании просил по кончине его пожертвовать «сорок алтын денег на сорокоуст к Святей Параскеве нареченной Пятнице на крылос». В Дозорной книге 1615-го года читаем уже краткое описание храма: «Город Хлынов, древян, над рекою над Вяткою, а в городе…у Слюдных ворот церковь теплая с трапезою Сретение Господа нашего Исуса Христа, да церковь студеная св. Христовы мученицы Пятницы». Сей храм был излюбленным местом молитвы св. блаженного Прокопия Вятского, Христа ради юродивого (+1628). Церковь неоднократно горела при постигающих Хлынов пожарах. В начале 18-го века решено было выстроить каменную церковь, в 1705-м году попы Леонтий и Григорий били челом преосв. Дионисию, архиепископу Вятскому, дабы он позволил им начать сбор денег на постройку. Дионисий дал им грамоту, в коей призывал всех его епархии » сущих повсюду священных архимандритов, всепреподобных игуменов, благоговейных протопресвитеров, иереев, и прилучившихся благоверных князей и боляр и православных христиан» жертвовать на оную церковь, а причту повелел готовить запас материалам для строительства. Как видно из древних актов, главный храм, т.е. летний (»студеный») – носил имя св. Параскевы Пятницы, потому в 1708-м году попы церкви Григорий и Фома просят архиерея разрешить начать стройку и освятить будущий храм в честь святой великомученицы. Но в 1709-м году мнения причта и прихода , видимо, переменились, и они подали новое прошение, в котором идет речь уже о церкви с двумя престолами: главным – в честь Сретения Господня и придельным – во имя Св. Параскевы Пятницы. Преосвященный благословил. В 1712-м году каменная церковь была окончательно выстроена и освящена.

http://sobory.ru/article/?object=32484

Воскресенский храм был древнейшим деревянным храмом в Тверском уезде. К сожалению, он погиб от пожара в 1914 году. Еще до пожара на выставке икон в 1913 году экспонировались прекрасные деисусные иконы из Заборовья, нач. XVI в., вложенные еще Заборовскими. После выставки иконы хранились в частной коллекции под Киевом, и затем исчезли после революции. Есть предание, что иконы были проданы заезжему коллекционеру в 1900-х гг. одним здешним крестьянином, укравшим их из церкви. Он начал строить роскошный каменный дом, целый и ныне, но жить в нем, в связи с революцией 1917 г., хозяину не пришлось. Каменный храм в честь Святой Троицы с приделами в честь Покрова Богородицы и святой мученицы Параскевы Пятницы сооружен в 1880 году и окончательно отделан и украшен в 1888 г. в память о спасении Царской семьи во время железнодорожной катастрофы. Об этом сообщала надпись на фронтоне храма. Проект этого храма, одного из лучших памятников эклектики в окрестностях Твери, разработал епархиальный архитектор Петр Федоров. Как большинство храмов в селах, заборовский Троицкий храм не избежал закрытия и разорения. В войну в храм попал снаряд, обрушивший один угол четверика. Тем не менее еще долго после этого храм использовался под склад, пока окончательно не обрушились своды и восстановить храм стало делом почти невозможным. Тем не менее, несколько лет назад усилиями Лидии Ивановны Романовой, приехавшей в Заборовье на постоянное место жительства, вновь началась молитва в его старых стенах. Увы, до восстановления былого великолепия еще очень далеко. Лидия Ивановна выпустила несколько материалов, повествующих о селе и живущих и живших в нем людях. Один из них опубликован в газете “Тверские ведомости” 84, 2003 г). Павел Иванов (текст статьи взят с официального сайта Тверской епархии) Каменный храм в честь Святой Троицы с приделами в честь Покрова Богородицы и святой мученицы Параскевы Пятницы сооружен в 1880 г. и окончательно отделан и украшен в 1888 г. в память о спасении Царской семьи во время железнодорожной катастрофы. Об этом сообщала надпись на фронтоне храма. Проект этого храма, одного из лучших памятников эклектики в окрестностях Твери, разработал епархиальный архитектор Петр Федоров.

http://sobory.ru/article/?object=04407

А поселения вдоль берегов Луги и её притоков существовали издревле. Являясь западным рубежом Новгородской земли, эти места не раз становились свидетелями жестоких сражений. В 1240 году немцы взяли Тёсов на Оредеже и гнали новгородцев «до Сабля» — важного стратегического пункта древней земли. После этого Александр Невский собрал войска, чтобы нанести поражение врагу на Чудском озере. В 1498 году деревня «Сабля» была на ручье Калиновском, текущем из озера Хотунь. В ней стояли церкви Успения и Николая, семь дворов церковных и семь дворов «худых людей». В XV веке новгородские земли делились на пятины. Разграничительными линиями между пятинами были реки. По Луге проходила граница между Водской и Шелонской пятинами. Пятины делились на половины, а половины — на погосты. В Сабельском погосте «за рекою Лугою» находилась церковь, которая относилась к Шелонской пятине… До начала XIX века в Сабельском погосте имелось уже три церкви — церковь Успения Пресвятой Богородицы, церковь Великомученицы Параскевы Наречённой Пятницы с приделом Алексея Митрополита и церковь во имя Николая Чудотворца с двумя приделами — во имя Евангелиста Луки и святого пророка Илии. На месте деревянной Каменная церковь Успения Божией Матери была построена в 1804 году «тщанием прихожан (при благочестивейшем Государе Императоре Александре Павловиче, по благословению Высокопреосвященнейшего Гавриила, Митрополита Новоградского и Санкт-Петербургского) на месте обветшалой деревянной…». Церковь имела три придела — летний (холодный) во имя Успения Божией Матери и тёплый, с двумя престолами: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Святой Мученицы Параскевы Пятницы. Историю церкви описывает матушка Лия Васильева в статье «Церковь Успения Божией Матери в селе Погост Саблё Батецкого района», опубликованной в 1 журнала «София» за 2012 год: Храм «по Высочайше утверждённому в 1843 году 15 мая штату состоял в 3 классе и в непосредственном ведении Новгородской Консистории». В 1915 году штат составляли два священника, один диакон и два псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=08832

В Греции культ П. тесно соотносится с водными источниками, как и культ Параскевы Иконийской на Руси, что говорит о древнем родстве почитания этих святых, ныне забытом. В разных частях правосл. мира один и тот же культ Параскевы Пятницы, связанный с персонификацией Пятницы, а также с народными и языческими поверьями (подробнее см. в ст. Параскева (Пятница) , вмц. Иконийская), относился к 3 святым: П.- на Западе, в Греции и Румынии, Параскевы Иконийской - в М. Азии и на Руси, Параскевы (Петки) , прп. Эпиватской (Новой, Тырновской),- в Болгарии, Сербии, Молдавии и Румынии. Глава или часть главы П. хранится в Русском во имя великомученика Пантелеимона монастыре на Афоне, также части главы могут находиться в др. мон-рях. Частицы мощей П. имеются в сотнях храмов и мон-рей Греции, Кипра и Палестины, что свидетельствует об очень широком почитании святой (подробнее см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 233-235). Западная традиция Западная традиция зафиксирована Петром Наталисом ( Petr. Natal. CatSS. LXI). П. почитается (особенно широко в Юж. Италии) под именем Венеранда (Венера) также в связи с рождением в пятницу (лат. «пятница», dies Veneris,- день Венеры, и чтобы не называть дочь именем языческой богини, ее отец-христианин придумал форму «Венеранда»). Согласно сведениям Петра Наталиса, Венеранда род. во II в. в Галлии, с юных лет отличалась добродетелями, изучала Свящ. Писание. Осиротев, отправилась на проповедь христианства на Сицилию. Там она поселилась в пещере и стала помогать больным и бедным. Проповедовала в Калабрии и Кампании. Во время гонения на христиан ее по доносу арестовали и подвергли пыткам - бросили в котел с кипящим маслом, однако мученица вышла оттуда совершенно невредимой, после чего была обезглавлена. В лат. преданиях имена родителей Венеранды передаются как Агафон и Ипполита, пытавшие ее правители: Антонин (Антоний) (повторяется сюжет из греч. Мученичества с ослеплением Антонина кипящей смолой и исцелением по молитвам Венеранды), Темий (Фемий) (Themios) или Феотим (Theotymos) (повторяется сюжет с драконом) и Асклепий, к-рый казнил Венеранду за отказ принести жертву Аполлону.

http://pravenc.ru/text/2579000.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010