Колокольня Пятницкой церкви была восстановлена в 2000 году. В архитектурный комплекс храмовых построек хорошо вписывается построенное в 1999-2001 г.г. административное здание.  По благословению Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия (ныне - митрополита), парадный четырехъярусный иконостас был окрашен в красный цвет мученичества. 10 Ноября 2000 года главный престол восстановленной церкви был освящен в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, придел в честь Рождества Богородицы освящен 21 сентября 2002 года. В сентябре 2004 года при храме была открыта Воскресная школа, в сентябре 2010 года начала свою работу приходская библиотека. Привезенная в 2009 году из Италии великая святыня христианского мира - частица Древа Животворящего Креста Господня – в июне 2009 года была передана архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием на постоянное хранение в Пятницкий храм. После передачи храму частицы Креста ежедневно начали служить молебен Животворящему Кресту. Напротив ковчега с Частицей Креста установлен кивот с особо почитаемой прихожанами старинной иконой Небесной Покровительницы храма – святой великомученицы Параскевы Пятницы с частицей ее мощей. По пятницам перед иконой служится водосвятный молебен с акафистом святой Параскеве. Наружная трансляция совершающихся в храме богослужений и духовной музыки постоянно привлекает в храм проходящих и проезжающих мимо него людей. С 2011 года храм является приписным к Казанско-Богородицкому мужскому монастырю. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП . Приход у церкви в начале XVIII века был достаточно большой. В нем было даже, по данным документов Казанского Архиерейского Дома, шесть дворов «полоняников», т.е. пленных, скорее всего из числа поляков, кои платили « полонные деньги» - пошлину в размере 9 алтын или 27 копеек со двора. Пятницкий приход и далее оставался одним из самых больших на Казани, и из 28 казанских приходов занимал по численности прихожан 7-е место... В 1728 г. купец Иван Афанасьевич Михляев «Коммерции советник», богатейший казанский купец и промышленник, владелец винокуренных, кожевенных, суконного заводов выстраивает для прихожан Пятницкого прихода, в большинстве своем его рабочих, новый храмовый комплекс. Сей церковный ансамбль состоял из главной церкви «великомученицы Параскевии, нареченныя Пятницы» и придела «Богоявления Господня». Престол во имя Николы Зарайского, бывший в прежней церкви, восстановлен не был, и весь храмовый комплекс, уже не только в обиходе, но и в официальных документах стал называться Пятницким.

http://sobory.ru/article/?object=06602

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ВЯТСКИЙ ПЯТНИЦКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вятский Сретенский (Пятницкий) храм Вятский храм в честь Сретения Господня (Параскевы Пятницы) (разобран в 1936) Первое упоминание о деревянной Пятницкой церкви, тогда деревянной, относится к 1574 году - хлыновчанин Иван Шелом в духовном завещании просил по кончине его пожертвовать " сорок алтын денег на сорокоуст к Святей Параскеве нареченной Пятнице на крылос " . В Дозорной книге 1615 года читаем уже краткое описание храма: " Город Хлынов, древян, над рекою над Вяткою, а в городе...у Слюдных ворот церковь теплая с трапезою Сретение Господа нашего Исуса Христа, да церковь студеная св. Христовы мученицы Пятницы " . Сей храм был излюбленным местом молитвы блаженного Прокопия Вятского , Христа ради юродивого (+ 1625). Церковь неоднократно горела при постигающих Хлынов пожарах. В начале XVIII века решено было выстроить каменную церковь, в 1705 году попы Леонтий и Григорий били челом архиепископу Вятскому Дионисию , дабы он позволил им начать сбор денег на постройку. Дионисий дал им грамоту, в коей призывал всех его епархии " сущих повсюду священных архимандритов, всепреподобных игуменов, благоговейных протопресвитеров, иереев, и прилучившихся благоверных князей и боляр и православных христиан " жертвовать на оную церковь, а причту повелел готовить запас материалам для строительства. Как видно из древних актов, главный храм, т.е. летний ( " студеный " ) - носил имя св. Параскевы Пятницы , потому в 1708 году попы церкви Григорий и Фома просят архиерея разрешить начать стройку и освятить будущий храм в честь святой великомученицы. Но уже в 1709 году было подано новое прошение, в котором идет речь уже о церкви с двумя престолами: главным - в честь Сретения Господня и придельным - во имя Св. Параскевы Пятницы. Преосвященный благословил. В 1712 году каменная церковь была окончательно выстроена и освящена.

http://drevo-info.ru/articles/13675086.h...

Казинка. Церковь Параскевы Пятницы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первоначальное построение церкви в селе Казинка относится к 1670 году. Приход выселился из Пятницкого прихода г. Скопина. На место упомянутой церкви XVII века в 1784 г. была поставлена новая церковь деревянная, с прежним храмонаименованием. Вскоре стала строиться каменная церковь с тем же храмонаименованием и приделом в честь святителя Николая Мирликийского чудотворца, который был освящен в 1878 году. В клировой ведомости за 1914 год указано, что церковь была построена в 1883 году «тщанием прихожан села Казинки и отчасти на добровольное пожертвование, поступившие по сборным книгам. Зданием каменная, с таковою же колокольней». Престолов в ней три: во имя святой мученицы Параскевы, во имя святителя Николая чудотворца Мирликийского и во имя Успения Пресвятые Богородицы. Церкви принадлежала каменная сторожка и деревянная часовня на месте нахождения старой церкви. http://www.ryazeparh.ru/ Первоначальное построение Пятницкой церкви в селе Казинке относится к 1670 году. При ней первоначально, как видно из окладн. книг 1676 г., состояло церковной пашни 16 четвертей в поле, сенных покосов на 100 копен; приходских дворов  было 81. По окладу 1676 г. дани с Пятницкой церкви положено было 2 рубля 15 алтын 4 деньги. А преж сего с той церкви дани не было. Приход «выселился Скопина города из Пятницкого приходу… и поп (Пятницкой церкви в с. Казинке) Григорий данные деньги платил по се число  с Пятницкими (г. Скопина) попами по старому окладу сопча». На место упоминаемой в 17 столетии в 1784 г. поставлена была новая деревянная церковь в прежнее храмонаименование;  в существующей ныне  в с. Казинке каменной Пятницкой также церкви придел в честь Святителя Николая был освящен в 1878 году. Церковной земли при ней в настоящее время числится 36 десятин, в числе коих  4 десятины показаны к хлебопашеству неудобными. В приходе при 393 дворах состоит муж. пола 1353,  жен. пола 1443. По штату 1873 г. в притче положены 1 священник и 2 псаломщика.  Оклад. книги 1676 г. лист 344. Кн. записн. ставлен. 497. Клировые ведомости с 1805 – 80 гг. Списки населенных мест  Ряз. губерн.  И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии». 1884 г. том 2. стр. 215. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=17708

Казанский храм (Серпухов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Казанский храм (Серпухов). Каменная пятиглавая церковь с трапезной и шатровой колокольней. Была построена в 1737-1746 гг. на средства Г. Савостьянова и А.В. Кишкиной. Придел один (южный, 1792 г.) мученицы Агриппины и великомученицы Параскевы Пятницы. Содержание История [ править править код ] История храма насчитывает не одну сотню лет. Первоначально на месте Казанского храма стояла деревянная церковь во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы (1552 г.) В XVIII веке обветшавшую деревянную церковь разобрали и на ее месте построена каменная. Предание называет строительницей серпуховскую купчиху Акилину Васильевну Кишкину, однако сохранился документ от 15 июля 1737 г. утверждающий, что строителями храма были кузнец -пушечник Герасим Савостьянов со товарищи. Строительство закончилось к 1744 г. и 11 марта храм был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери. Летний храм состоял из четверика, гранёного алтаря, трапезной и колокольни. В 1792 г. с южной стороны храма был пристроен теплый придел святых мучениц Параскевы и Агриппины. Казанский храм является одним из уникальных памятников архитектуры XVIII века. Судя по фотографиям начала ХХ в., её двухсветный кубовидный четверик, увенчанный пятью крупными главами; в окружении более миниатюрной шатровой колокольни и приземистых объёмов алтаря, придела с южной стороны — создавал настроение сдержанной силы и ясности. Скупой кирпичный декор в виде зубчатого карниза и оконных наличников-полуколонок придавал храму изящество. Затейливой формой отличались кованые кресты на главах и решётки в окнах. В 1937 году Казанский храм закрыли, настоятель отец Николай Соколов был арестован и репрессирован. Вокруг храма когда-то был очень живописный, утопающий в зелени район частной застройки с прудом и цветочными полянами. Но все больше и больше земли требовало расширяющееся промышленное производство: сначала здесь возникла обозостроительная артель, переросшая позже в обозостроительный завод, о потом образовалась мебельная фабрика. Храм оказался на территории предприятия. Храм долго стоял закрытым и заброшенным, а в 50-е годы XX века стал подвергаться различным перестройкам. Со временем храм был перестроен до неузнаваемости в трехэтажное здание: главки с куполами и крестами были уничтожены, колокольня разрушена, кирпичная кладка скрыта под толстым слоем штукатурки, к храму сделаны пристройки. Здесь размещались и производственные цеха мебельной фабрики, и кабинеты фабричной конторы. В алтаре на первом этаже стояли станки, здесь была кузница.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_храм...

Русское простолюдье от умиленной любви к святой Параскеве, от природной тяги к побывальщине сложило изрядно удивительных, назидательных легенд, связанных с мученицей, святой целомудренностью своей восхитившей крестьянок. Согласно причудливой легенде, деревенская дева шла в пустынный скит, дабы обрести ангельский чин, но по дороге на деву напал сладострастник, чтобы принудить ко греху. Но коль Параскева люто противилась, то насильник убил ее и закопал в землю; долго ли, коротко ли, а из колен убиеннной выросли три липы, прозванные Исколена. В «Русском месяцеслове», что составил автор сего очерка, о святой так говорится: «Жители ближней деревни стали почитать их, срубили возле лип часовенку, где установили образ святой Параскевы- Пятницы. По народным преданиям выходило, что вроде это и была сама мученица Параскева. Три липы, прозванные Исколена, стали народной святыней. (...) В народном почитании святой Параскевы-Пятницы мы слышим некоторые отзвуки языческого природоодухотворения, как и вольное легендарное толкование реального образа святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, - в этом выразилось печальное и грешное, причудливое переплетение истинной веры в Бога с многочисленными суевериями, вынесенными из славянского язычества и не изжитыми за много веков после святого крещения.(...) К мифической Исколене ...к деревам, сросшимся или раздвоенным, расстроенным... приходили деревенские девицы и с молитвой просили духовных сил на целомудрие, просили и прощения за уже совершенный грех. Через такие диковинные дерева, посвященные святой Параскеве, прозываемые в народе еще и разлуками, проносили детей, прося святую Пятницу об исцелении чад. «Бысть некогда в пошехонском пределе, при реках Ияре и Уломе, церковь св. пророка Илии, и тамо ростяще древо, зовомое рябиною. Прихождаху же священницы из близлежащих весей и приносяху образ святой Параскевы, нареченной Пятницы, молебные пения совершающе. Людие же для получения здравия сквозь оное дерево пронимаху дети своя, иные же, совершенного возраста и сами пролазаху и получаху исцеления». Из жития Андриана Пошехонского, чудотворца (1550)

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/05/...

Пятницкий храм относится к тому распространенному еще в дереве типу, который называется «восьмерик на четверике» (первый ярус летнего храма – это квадратная клеть, а второй ярус – восьмистенный сруб). Подобных каменных храмов строилось много – сразу вспоминается более древняя Успенская церковь в Суздале, или Владимирская в Чебоксарах – почти ровесница вятской Параскевы Пятницы. А вот колокольня вятской церкви куда интересней – взгляд сразу останавливается на ней – восьмигранный столп, имевший при переходе к ярусу звона расширение, известное по деревянным образцам как «повал» (некоторые деревянные колокольни строились именно так, пример – часовня Трех Святителей из деревни Кавгора в Карелии). Вместе с высоким шатровым верхом этот повал придает колокольне весьма своеобразный облик – копия дерева в камне. Прибавим еще ассиметичную трапезу со сдвигом от продольной оси на юг и богатейший наружный декор (особенно выделяются в этом плане наличники) – такой красавицей была Пятницкая церковь. Первое упоминание о Пятницкой церкви, тогда деревянной, относится к 1574-му году – хлыновчанин Иван Шелом в духовном завещании просил по кончине его пожертвовать «сорок алтын денег на сорокоуст к Святей Параскеве нареченной Пятнице на крылос». В Дозорной книге 1615-го года читаем уже краткое описание храма: «Город Хлынов, древян, над рекою над Вяткою, а в городе…у Слюдных ворот церковь теплая с трапезою Сретение Господа нашего Исуса Христа, да церковь студеная св. Христовы мученицы Пятницы». Сей храм был излюбленным местом молитвы св. блаженного Прокопия Вятского, Христа ради юродивого (+1628). Церковь неоднократно горела при постигающих Хлынов пожарах. В начале 18-го века решено было выстроить каменную церковь, в 1705-м году попы Леонтий и Григорий били челом преосв. Дионисию, архиепископу Вятскому, дабы он позволил им начать сбор денег на постройку. Дионисий дал им грамоту, в коей призывал всех его епархии » сущих повсюду священных архимандритов, всепреподобных игуменов, благоговейных протопресвитеров, иереев, и прилучившихся благоверных князей и боляр и православных христиан» жертвовать на оную церковь, а причту повелел готовить запас материалам для строительства. Как видно из древних актов, главный храм, т.е. летний (»студеный») – носил имя св. Параскевы Пятницы, потому в 1708-м году попы церкви Григорий и Фома просят архиерея разрешить начать стройку и освятить будущий храм в честь святой великомученицы. Но в 1709-м году мнения причта и прихода , видимо, переменились, и они подали новое прошение, в котором идет речь уже о церкви с двумя престолами: главным – в честь Сретения Господня и придельным – во имя Св. Параскевы Пятницы. Преосвященный благословил. В 1712-м году каменная церковь была окончательно выстроена и освящена.

http://sobory.ru/article/?object=32484

Ямное. Церковь Параскевы Пятницы. Пятницкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Параскевы Иконийской Год постройки:Между 2008 и 2010. Адрес: Воронежская область, Рамонский район, с.Ямное Координаты: 51.788373, 39.146547 Проезд:С М4 " Дон " свернуть на Ямное и ехать прямо до пересечения с ул.Дорожная. Далее налево и прямо до церкви Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ямное - старинное пригородное Воронежское село, до 1928 года входившее в состав Воронежского уезда Воронежской губернии. Возникло в конце XVI века в виде атаманского поселения. Упоминается в Дозорной книге 1615 как " деревня Ямная " . Большую часть деревни составляли атаманы, украинские казаки и дети боярские. Они защищали от набегов татар город Воронеж. Когда миновала опасность татарских набегов, атаманы покинули деревню. В 1676 году в ней оставалось всего 19 дворов. В 1692 году в Ямном была построена церковь во имя св. мученицы Параскевы Пятницы, на месте храма, бывшего здесь ранее - с начала XVII века. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: " В деревне Ямном существовала со времен свт. Митрофана деревянная церковь во имя святой мученицы Параскевы, на месте ея находится часовня " . Пятницкая церковь в селе, " по причине его малолюдства " , в 1762 году, по резолюции Преосвященнейшего Иоанникия, была приписана к Тихоновской церкви села Подгорного (в 4 верстах). В конце XIX века на месте этой церкви стояла каменная часовня, около которой 28 октября служился молебен св. мученице Параскеве. В годы государственного атеизма и борьбы с религией старинное церковное здание было разрушено. По инициативе жителей села и благословению Правящего Архиерея Воронежской епархии было положено начало возрождению прихода и строительству нового храма во имя св. мученицы Параскевы, нареченной Пятницы. 17 октября 2010 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил освящение крестов и колоколов для строящегося храма. Понадобились долгие годы и множество трудов духовенства, прихожан и благодетелей, чтобы возродить утраченную святыню и подготовить новый храм к освящению. 3 июня 2018 года совершилось долгожданное событие - Глава Воронежской митрополии Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Воронежский и Лискинский, совершил Великое освящение новопостроенного храма. http://www.vob-eparhia.ru/index.php?d=15051 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=22471

Дедилово. Церковь Параскевы Пятницы. Свято-Параскево-Пятницкий Храм Карта и ближайшие объекты По традиции храмы в честь Параскевы Пятницы строили на берегах рек, наши предки считали, что в Святки всякая нечисть вылезает из воды, и только Параскева Пятница может ее прогнать. Так же и это храм стоит у самой воды, на берегу Шиворони, его очень хорошо видно с дороги. Дворик весь вымощен плиткой, стоят лавочки, кругом вазы для цветов и клумбы. Хозяйственные постройки тоже яркие, нарядные, с цветными стеклами. Все такое уютное. А сам храм… Стены с чудесной росписью. Кстати говоря, их автор, Юрий Горяченков, совершенно не имеет какого-либо художественного образования и не учился иконописи. Раньше работал на заводе, а когда здание храма было построено и понадобился художник, отец Трифон объявил конкурс. В Дедилово стали приезжать опытные живописцы (из Москвы и Тулы в том числе), но всем им было отказано. А когда батюшка увидел эскиз Юрия, то сказал: «Оставайся». Церковь святой мученицы Параскевы Пятницы (Римской) была построена на месте старого деревянного храма в 1869 году. А потом…, революция 1917-го и все что последовало за ней. В 1934 году Дедиловский храм был закрыт, для местных жителей это стало трагедией. Церковную утварь и иконы они разобрали по домам и бережно хранили. А единственной церковью на всю округу оказалась Никольская в Панино. В помещении же Пятницкой церкви был сначала клуб, потом крупорушка, а потом склад. В итоге все снова стало никому ненужным, все побросали, и здание постепенно приходило в негодность.  И так бы оно, наверное, и продолжало разрушаться, если бы не отец Трифон. К тому моменту, когда он появился в Дедилово (в начале 1990-х) здание Дедиловской церкви уже на полметра ушло в землю.  Сейчас церковь отстроена и очень красивая. Приход этой церкви существовал, несомненно, в первой четверти XVIII столетия, когда Дедилово было еще уездным городом. Приход расположен по низменностям реки Шиворони, в местности болотистой, что в гигиеническом отношении составляет большое неудобство. Кроме части села, к приходу причисляется часть деревни Киреевки. Общее население в приходе 632 мужского пола и 635 женского.

http://sobory.ru/article/?object=11736

В 300-ом году пришел в город военачальник императора Диоклетиана, которому было поручено истребить христиан. Параскева отказалась принести жертву идолам, и за это была подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и терзали тело железными гвоздями и потом изъязвленную до костей и едва живую бросили в темницу. Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее. Злобный мучитель не вразумился этим чудом и продолжал истязать святую Параскеву, приказав повесить на дереве и жечь факелами. Наконец ей отсекли мечом голову. Христиане похоронили тело святой Параскевы. От мощей великомученицы подавались исцеления болящим. У православных христиан святая Параскева (Пятница, или Петка) издревле пользовалась особой любовью. Ей посвящали храмы и придорожные часовни (Пятницы); считали ее за покровительницу полей и скота. В день ее памяти русские люди приносили в храм плоды для освящения. Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Изображают ее на иконах суровой подвижницей, высокой с лучезарным венком на голове. Тропарь: Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева, мужескую крепость приемши, женскую же немощь отвергша, диавола победи, и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте, и огнем сожгите: аз бо радующися иду ко Христу – жениху моему. Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша. Преподобномученица Анастасия Римлянина 11 нояб. (29 окт. по церк.кал.) Святая Анастасия Римлянина осиротела в возрасте 3-ех лет. Воспитывалась она в монастыре близ Рима, в котором приняла иночество. При императоре Декии (249–251 гг.) Анастасии исполнилось 21 год. Она была очень красивой, и многие знатные римляне просили ее руки, но Анастасия всем отказывала, предпочитая остаться невестой Христовой. В то время император Декий воздвиг жестокое гонение против христиан. Язычники вытащили святую Анастасию из монастыря и привели к правителю города. Они обвиняли ее в том, что она не только презирает знатных и богатых женихов, но почитает за Бога распятого Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Пространное Житие П., написанное патриархом Евфимием Тырновским, представлено в восточнослав. рукописной традиции лишь одной разновидностью - в сочетании с Повестью о перенесении мощей пера митр. Григория Цамблака, которая разделяет текст Евфимия на собственно Житие и на заключительную похвалу. Они несомненно восходят к серб. списку: помимо повести Цамблака на это указывает молитва «за деспота нашего Георгия», т. е. Гюрга Бранковича (1427-1456; см. в ст. Бранковичи ), присутствующая в великорус. списках комплекса (старший: РГБ. Вол. 644 - волоколамский по происхождению, датируется 10-ми гг. XVI в.). Памятник, очевидно, был принесен в Москву с Афона в нач. XVI в. в числе потенциальных источников для Русского Хронографа. В Новгороде текст патриарха Евфимия - митр. Григория Цамблака не получил известности и был включен только в московские комплекты ВМЧ. История западнорус. списков (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. 70, 79) не исследована, но они не старше московских. Представляется, что версия об установлении почитания П. в зап. части Киевской митрополии митр. Григорием Цамблаком, выдвигавшаяся авторами XVII в. (Лев Кревза, Сильвестр Коссов, свт. Димитрий Ростовский), не отражает реальных событий, а является попыткой реконструкции. Известна редакция и на западнорус. наречии, в к-рой есть сообщение о перенесении мощей в Яссы ( Чистякова. 2013). У вост. славян почитание П. практически слилось с почитанием Параскевы Иконийской (условно они отличались уточнением «мученица» или «преподобная», особенно в иконографии), а также с культом персонифицированного дня пятницы, в силу чего оно приобрело фольклорные черты - даже бытовало общее наименование святой Параскева (Пятница) или просто св. Пятница ( Левкиевская Е. Е., Толстая С. М. Параскева Пятница//Славянские древности. М., 2004. Т. 3. С. 631-633; Толстая С. М. Пятница//Там же. 2009. Т. 4. С. 382-383). Почитание П. в Румынии Прп. Параскева. Роспись фасада ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Арборе, Румыния. Ок. 1541 г. Мастер Драгош Коман. Фото: D. Codrescu

http://pravenc.ru/text/2578996.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010