415 О состоянии памятника до реставрации и подробнее о его реставрации см. указанную ниже статью И. М. Качановой и В. С. Шабельник. 416 В иконописном подлиннике о нем говорится: «...подобием стар, сед, брада велика и широка, должиною мерна, на главе клобук белой, риза святительская, саккос лазоревый крестечной, исподняя багряная, баканная, во омофоре, и Евангелие...» (Филимонов 1876. С. 219). В другом месте некоторые разночтения: «Петр подобием сед, брада шире и короче Сергия чудотворца Радонежского, риза сак зелен, кресты сини, омофор и Евангелие, на главе клобук бел, испод бакан» (Там же. С. 167). 421 По-видимому, как покровительница семьи Софьи великомученица Екатерина изображена на епитрахили, два фрагмента которой с поясными фигурами Екатерины и Димитрия Солунского сохранились в Кирилло-Белозерском монастыре (ГРМ, инв. ДРТ-267). Считалось, что Екатерина помогает при родах и «при исходе души». Неслучайно умирающий Василий III велел принести среди других икон и образ Екатерины, моля об отпущении грехов (ПСРЛ. М. 2000. Т. 6. С. 273). В великокняжеском дворце с 1536 г. известна церковь Екатерины, где великие княгини и царицы получали разрешительную молитву и причащались. Екатерина почиталась и как покровительница воинства. Так, по заказу Ивана III перед его походом на Новгород в 1471 г. был выполнен складень с вложенными в него мощами Екатерины, (см.: Николаева 1974. С. 177). Екатерину упоминает александрийский патриарх Ио-аким в своем послании Ивану Грозному в Казань (см.: ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21. ч. 2. С. 669). Именно Иван Грозный дал средства на строительство храма, посвященного Екатерине на Синае. В Вознесенском монастыре придел великомученицы Екатерины был устроен, видимо, при сооружении новой трапезной в 1586 г., по он мог существовать и раньше. 422 Возникновение в VI в. на Синае (место обретения мощей святой) и последующее развитие культа великомученицы Екатерины, а также иконографических вариантов ее изображения прослежен В. А. Меняйло. Кремлевская пелена с нашей первоначальной датировкой (начало XV в.) приводится ею как пример наиболее ранней иконографии, разработанной еще в вв.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Великим благовестническим подвигом обессмертила потом (в начале IV века) свое имя в странах Кавказа благородная иерусалимская дева, святая Нина. Предприняв туда путешествие вместе с сонмом спутниц, она, по благодати Божией, просветила грузинского царя и насадила христианство среди народа Грузии и Кахетии. Проповедуют имя Христово мученицы. Магеддонская княжна, святая великомученица Ирина, в течение нескольких лет (в III веке) посетила разные малоазийские города и обратила ко Христу десятки тысяч народа. Подобным подвигом стяжала себе высокое имя в христианском мире знатная александрийская дева, святая великомученица Екатерина. Она просветила царицу, жену Максентия, публично состязалась за честь имени Христова со многими учеными риторами и обратила ко Христу множество народа (в IV веке). И вообще почти все христианские мученицы содействовали распространению и насаждению христианства своей кровью и своим словом: семенем христианства были вместе их кровь и слово. Мы немного знаем о подвигах веропроповедниц, но несомненно, что из них весьма многие в безвестности совершали свое благовестническое течение, как в безвестности понесли свой труд большинство избранных Самим Господом святых апостолов. От нарочитых жен-благовестниц обратимся к тем женам, которые весьма много содействовали распространению христианства, пользуясь для этого условиями своего высокого положения в обществе, – таковы царственные жены у разных народов. У восточных народов с благодарностью воспоминается имя сарацинской царицы Мавии, которая в IV веке сама приняла христианство и озаботилась о благоустроении Церкви среди своего народа. В Эфиопии, или Абиссинии, проповедники христианства Едессий и Фрументий своими успехами также в значительной мере обязаны местной царице-матери, которая возвысила их влияние и оказала им существенную помощь. В среде европейских народов прежде всего подобает честь святой царице Елене, матери римского императора Константина. Она в христианском духе воспитала своего сына и много содействовала торжеству христианства в Римской империи, чем и заслужила себе высокое имя равноапостольной.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Ошурково. Колокольня церкви Михаила Архангела. Архангельская церковь Колокольня. Не действует.   Престолы: Михаила Архангела , Николая Чудотворца , Екатерины Александрийской Год постройки:Между 1754 и 1757. Ссылки:   Адрес: Тверская область, Зубцовский район, село Ошурково Координаты: 56.288473, 35.292677 Проезд:По трассе М9 " Москва-Рига " до пос. Шаховская, за ним поворот направо на " Лотошино, Тверь " , прямо до пос. Раменье, далее - по указателю на Ивашково и всё время прямо до указателя " Ошурково, колокольня Церкви Михаила Архангела " , направо (под указатель) до первой деревни (это и будет Ошурково). До Ивашково - дорога асфальтированная, после Ивашково - гравийная, но хорошая. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Михаила Архангела была большим каменным пятилавым храмом в два этажа. Построена она местной землевладелецей княгиней Куракиной в стиле барокко вместо древней деревянной церкви. Имела два придела: Екатерининский и Никольский. В советское время закрыта, трапезная и алтарная часть разрушены до основания. В настоящее время заброшена, никак не используется, богослужения не проводятся. P.S. Удивляет полное отсутствие следов вандализма, как то надписи на стенах, мусор внутри и поблизости и т. п. Трехпрестольная церковь: во имя Архангела Михаила, Св. Николая и Св. великомученицы Екатерины. Церкви принадлежат: деревянный дом для священника, сторожка, амбар и сарай. К церкви Ошурково принадлежит деревянная часовня Тихвинской Божией Матери близ д. Горок. В советское время церковь снесена, сохранилась лишь колокольня Приход: с. Ошурково, д. Коськово, Гостомля (Гастомля), Шепелево, Белоглазово, Юрьевское, Глебово, Лещихино, Александровка, Горки, Хорошая. Итого: 380 дв., 1255 мужчин, 1489 женщин (данные на 1901 г.). Село Ошурково, от Твери 75 верст, Зубцова 45 верст. Церковь Архистратига Михаила, построена в 1754 году, каменная, престола три: Архангела Михаила, Святителя Николая и Святой Великомученицы Екатерины. Церковные документы: опись 1849 года, метрики с 1800 года, исповедные с 1820 года, план на землю и межевая книга.

http://sobory.ru/article/?object=09701

  В течение года в Екатеринбурге проходит девять крестных ходов: 30 апреля — в день прибытия семьи царственных страстотерпцев в Екатеринбург в 1918 г. (Екатеринбургский путь скорби охватывает места, связанные с прибытием членов августейшей семьи и верных слуг на «Русскую Голгофу»); в первый день Пасхи — Пасхальный (от Свято-Троицкого кафедрального собора до храма-памятника на Крови); 1 июня — на окончание учебного года (от Свято-Троицкого кафедрального собора до часовни Святой Екатерины); в ночь с 16 на 17 июля — Царский (дневной проходит по Екатеринбургскому пути скорби; ночной — от храма на Крови до мужского монастыря на Ганиной Яме); с 7 по 25 сентября — Свято-Симеоновский (11-й год подряд); в 20-х числах сентября — «детский», посвященный началу учебного года (от храма Владимирской иконы Божией Матери на Семи Ключах до Ганиной Ямы); 4 ноября — крестный ход на Казанскую икону Божией Матери (от Свято-Троицкого кафедрального собора до храма-памятника на Крови); 7 декабря — Свято-Екатерининский, в день святой великомученицы Екатерины, небесной покровительницы Екатеринбурга (от Свято-Троицкого кафедрального собора до часовни Святой Екатерины на историческом месте Градо-Екатерининского собора). Читайте также на нашем сайте репортаж из Екатеринбургской епархии о работе с молодежью и подростками.   11 марта 2021 г. 18:00 HTML-koд для сайта или блога: Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений: «Наша задача — сокращать расстояние между людьми и Церковью» Екатеринбург у православного человека ассоциируется прежде всего с особенным почитанием памяти царственных страстотерпцев. Но это также город, в котором осуществляется большая программа по возрождению памяти его святой покровительницы — Екатерины Александрийской. Здесь, в течение года проходит девять крестных ходов, ведется активная социальная и молодежная работа. О том, почему в городе до сих пор нет храма святой Екатерины, а пандемия стала своеобразным маркером правильно выстроенной приходской жизни, как решаются проблемы в современном религиозном образовании, «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений. PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/interviews/mitropoli...

Составив, согласно таковому требованию министерства, записку о настоящем положении Православной Церкви в Египте, долгом считаю препроводить оную на благоусмотрение Вашего Преосвященства. Испрашивая молитв и благословения Ваших, милостивейший архипастырь, честь имею быть с отличным почтением и совершенною преданностию и пр. Архив РДМ, п. 54., д. 1032. 1 л. 85. Записка генерального консула в Египте Н.К. Гирса о состоянии Александрийской Православной Церкви Приложение к отношению от 19/31 мая 1858 г. Подлинник О настоящем положении Православной Церкви в Египте Состав Патриархии. Александрийский Патриарх имеет местопребывание свое в Каире; при Его Блаженстве находятся три епископа: Ливийский, Илиопольский и Фиваидский, и семь других духовных лиц. В настоящее время епископ Ливийский находится в Придунайских княжествах, где заведовает управлением принадлежащих там Патриархии имений; Фиваидский находится в России для сбора подаяний в пользу Александрийского Престола 152 , а Илиопольский – на Афонской горе, в ссылке за дурное поведение. Церкви и богоугодные заведения в Каире. Главная Патриаршая церковь в Каире – во имя Святого Николая; она недавно выстроена пособиями российского правительства, сборами в России, а частью также и пожертвованиями православных в Египте 153 . Кроме того, в Каире находятся еще три небольшие и весьма бедные церкви, из коих одна – в Старом Каире – во имя Св. Георгия. В Каире существуют два училища для православных детей обоего пола и одна больница. Эти заведения находятся под управлением особой комиссии, председательствуемой Патриархом. Содержание оных стоит ежегодно 35.000 франков, из коих 7.500 уплачиваются Патриархом, а остальные 27.500 добровольными приношениями православных. Школы в довольно удовлетворительном положении, но больница в дурном состоянии. Православное народонаселение в Каире простирается до 4.500 человек, но оно постоянно увеличивается. Синайское подворье в Каире. В Каире находится также Синайское подворье с небольшою церковью во имя Св. Екатерины. Вследствие несчастных распрей между духовенством этой обители и Александрийскою Патриархиею церковь сия, в которой сохраняются мощи св. великомученицы Екатерины, была в продолжение более столетия закрыта, но, благодаря нашему посредничеству, в конце прошедшего года она вновь открыта по разрешению покойного Патриарха Иерофея 154 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

  разделы   рассылка  распечатать Андрей Мирошкин Реставрация Источник:  Московская правда Среди реставрируемых ныне в Москве памятников архитектуры важнейшее место занимают православные храмы. Когда-то их было, согласно народной арифметике, " сорок сороков " , но в советское время многие оказались разрушены, изуродованы. В некоторых случаях, к счастью, обходилось без откровенного вандализма. Архитектурный облик таких храмов оставался в целом сохраненным, но сегодня многое в них нуждается в восстановлении или замене. Именно таким образом в ХХ веке складывались судьбы двух храмов, о ходе реставрации которых узнали недавно столичные журналисты. Пресс-показы были организованы Департаментом культурного наследия города Москвы, при поддержке и под наблюдением которого проводятся работы. Судьба у этих храмов в чем-то схожая, но построены они в разные века, да и восстановительные работы в них находятся сегодня на разных этапах. Храм Великомученицы Екатерины на Всполье (Б. Ордынка, 60/2), возведенный в 1766 – 1775 годах по проекту Карла Бланка, ныне имеет статус памятника архитектуры федерального значения. Реставрация самого здания, продолжавшаяся с 1980-х годов, сегодня в целом завершена, здесь давно возобновились службы. А вот восстановление внутрихрамовой живописи еще продолжается, хотя сделано уже немало. В частности, убраны слои XIX века и восстановлена живопись XVIII столетия. Мастера работают неторопливо, на совесть. Первая, деревянная церковь на этом участке появилась, по сведениям археологов, ровно 400 лет назад – в 1612 году. В районе нынешней Серпуховской площади в ту пору простирались пахотные земли (слово " всполье " означает: пашня, расположенная за городской чертой). Переломным в истории местности стал 1762 год, когда в Москву на коронацию приехала Екатерина II. Целый год она прожила в Москве, осмотрела многие районы. Побывала и на Всполье. Узнав, что тамошняя деревянная церковь носит имя " ее " святой, повелела перестроить храм в камне (Екатерина Александрийская – христианская великомученица, жившая по преданию на рубеже III и IV веков; в равной степени почитаема католиками и православными).

http://religare.ru/2_93070.html

Святолуцкий монастырек в 17-18 веках В 1630 году в приписной Святолуцкой пустыни стояли две деревянные церкви: холодная Николаевская и тёплая с трапезой, освящённая в честь Сретения Господня. Строитель и старцы, присылаемые из Спасо-Каменного монастыря, жили в трех кельях. За монастырской стеной находились двор дьячка, 4 двора монастырских детенышей, конюшня и скотный двор. Бедная малолюдная пустынь упразднена ранее 1764 года. Церковь обращена в приходскую. Святолуцкий приход Каменная в одной связи с колокольней Николаевская Святолуцкая церковь построена прихожанами в 1786 году. Главный престол вверху – святителя Николая архиепископа Мирликийского, придельные – иконы Божией Матери «Казанская», великомученицы Екатерины Александрийской; внизу – один престол Сретения Господня. Приписные часовни стояли в деревнях: Большое Верхотино, Капустино, Калиново, Малое Линяково, Шера. В 1916 году в деревнях Святолуцкого прихода проживало 2818 человек (мужского пола – 1328, женского – 1490). В церкви служил Николай Николаевич Юшков, диакон – Николай Иванович Батин, псаломщик – Евлампий Алексеевич Черняев. В советское время церковь и часовни разрушены. Македонская Н. М.  http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=284 Святолуцкая Николаевская церковь. Современное местоположение: с. Погост Лука, Митенское с/п, Усть-Кубенский р-н, Вологодская обл. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния. Приход был образован на месте Святолуцкого Николаевского мужского монастыря. Этот монастырь был восстановлен не позднее 1393 г. преп. Дионисием Глушицким, упразднен до 1764 г.Церковь Николая Чудотворца во Святой Луке, в вотчине Спасокаменного на Кубенском озере монастыря, в Вологодском уезде, упоминалась в окладной книге 1618 года. Приходская Святолуцкая Николаевская церковь, каменная, двухэтажная, с 4-мя престолами. Нижняя церковь устроена в 1786 г., верхняя - в 1790 г. Престолы в честь: свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный, Сретения Господня, иконы Божией Матери «Казанская», вмц. Екатерины Александрийской. Обновлённый придельный храм во имя свт. Николая Мирликийского освящён 4 ноября 1879 г. Под спудом - мощи прп. Пахомия Великоозерского.

http://sobory.ru/article/?object=53497

При этом очевидно, что земное счастье героини не представляет собой смысловой центр истории. Когда основное событие ее жизни – обретение веры – состоялось, на самом деле не так важно, что произойдет с ней в будущем. Истинную суть счастья Асенеф составляют ее вера и ее любовь к Иосифу, неразрывная с этой верой, а внешние обстоятельства – с материальной точки зрения удачные или неудачные – представляют лишь внешний фон духовных событий. Сложно переоценить актуальность этой повести для наших современников. История Асенеф показывает пример того, как может покаяться обычный человек, который не является ни абсолютным праведников, ни великим грешником. История Асенеф показывает, что мирские обстоятельства могут складываться для верующего человека самым благоприятным образом, но их внутреннее содержание будет наполнено совершенно другим смыслом. С Асенеф не произошло ничего внешне удивительного – она вышла замуж за высокопоставленного чиновника, как положено девушке из аристократической семьи – причем за человека, подобранного ей родителями - родила ему детей. Но внутренне содержание ее жизни в момент обращения изменилось самым радикальным и бесповоротным образом. В «блондинке» или, напротив, гордой интеллектуалке, вдруг осознавшей пустоту своей жизни, решившей прийти в Церковь, исповедоваться и причаститься, а затем создавшей православную семью мы вполне можем увидеть современную версию Асенеф. Святая великомученица Екатерина Александрийская Замыкает ряд наших образов третья, собственно христианская героиня – святая Екатерина. Мы не знаем, какие реальные исторические события легли в основу ее жития; возможно, ее образ как-то связан с анонимной александрийской исповедницей, о которой рассказал историк Евсевий Кесарийский. Во всяком случае, оно столь легендарно и наполнено таким количеством сказочных деталей и эпизодов, что его, как и два предыдущих повествования, следует рассматривать не как историческое повествование, а как литературное произведение. Автор, в духе поздневизантийского вкуса, явно перенасыщает свою повесть разными гиперболами и фантастическими эпизодами. Мы попытаемся отрешиться от этих фантастических деталей, затемняющих образ святой Екатерины, и увидеть за ними реальную историю христианки IV в. н.э. – конечно в смысле жизненной и психологической, а не исторической достоверности.

http://zavet.ru/a/rss_1351235894.html

16. Иоанна Богослова, близ Ленивой площадки, пятиглавая. 17. Пророка Илии, пятиглавая, рядом с предыдущей, там же. 18. Михаила Архангела, пятиглавая, там же. 19. Царя Константина и Елены, двухэтажная, пятиглавая, там же. 20. Архангела Гавриила, на Ленивой площадке, одноглавая, небольшая, трехпрестольная. 21. Святой Живоначальной Троицы, одноглавая, трехпрестольная, небольшая. Здесь почивают мощи преподобного Герасима, на Ленивой площадке. 22. Святого Димитрия Селунского, одноглавая, трехпрестольная, небольшая, там же. 23. Святой Параскевы Пятницы, одноглавая, трехпрестольная, небольшая, близ соборной стены. 24. Благовещение Пресвятой Богородицы, одноглавая, небольшая, трехпрестольная; колокольня высокая со шпилем, близ торга. Я застал тут рядом была еще деревянная церковь Бориса и Глеба и помню когда ее ломали. Эту местность занимала прежде Солдатская слободка; при губернаторе Брусилове ее перевели на Татарские горы. Татарские горы так названы потому, что канал копали пленные татары по взятии Казани, в приходе Николы на Глинках. 25. Святого Афанасия Александрийского , одноглавая, двухпрестольная, на Сенной площади. 26. Святой великомученицы Екатерины, пятиглавая, небольшая, с высокой колокольней, близ Духова монастыря. 27. Святителя Николая, на Глинках, одноглавая, трехпрестольная; в этом приходе был дом моего родителя. 28. Святителя Николая Золотые Кресты, одноглавая, трехпрестольная, небольшая, близ собора. 29. Святителя Николая в Слободе, одноглавая, двухэтажная, трехпрестольная. 30. Святителя Николая на Извести, одноглавая, трехпрестольная. 31. Святого Кирилла Чудотворца, на семинарском дворе, одноглавая, двухэтажная, небольшая. 32. Святого Кирилла Чудотворца, в Рощении (см. выше), одноглавая, двухэтажная, небольшая. 33. Св. Феодора Стратилата, одноглавая, двухэтажная, небольшая, в Новинках. Церкви за рекой 34. Святого Апостола Андрея Первозванного, одноглавая, двухэтажная, большая, во Фрязинове. 35. Святого Димитрия Прилуцкого, пятиглавая, двухэтажная, трехпрестольная, небольшая, на Набережной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Храм великомученицы Екатерины (Поляны) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм великомученицы Екатерины в селе Поляны построен в середине XVIII века в духе эклектики на месте прежней Преображенской церкви. Содержание История [ править править код ] В 1756 году в Козлятьеве на средства Евдокии Никитичны Поливановой построен новый деревянный храм Спаса Преображения, существующий в настоящее время. В 1966 году он перенесен в Суздаль, в Музей деревянного зодчества. В 1843 году новый владелец села граф Валериан Николаевич Зубов построил каменный однопрестольный храм во имя святой великомученицы Екатерины. Богослужение в нем совершалось в зимнее время. В храме обращала на себя внимание Феодоровская икона Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, на ней надпись: «Сей святой образ списан с чудотворного образа Пресвятой Богородицы нарицаемой Феодоровская, еже во граде Костроме». По преданию, это была родовая икона Поливановых, в 1812 году она сопровождала покровское ополчение, командиром которого был Н.И. Поливанов, и находилась в его доме по возвращении ополчения. После продажи имения графу Зубову поступила в церковь. Храм имеет довольно интересную архитектуру барочного типа. Стены основного объема сужаются в апсиду и храм, если убрать густые дикие заросли, мог бы выглядеть как ладья, плывущая по реке на восток. Единственная центральная глава кажется несколько " не на месте " – сдвинута так-же на восток. Тем не менее, общие пропорции храма очаровывают. Еще больший восторженный интерес вызывают многочисленные, любовно сделанные искусным каменщиком, детали кладки фасадов. Церковь действующая, рядом с ней постоянно живут люди, заметны некоторые выполненные работы по реставрации кладки, кровлям, завершениям объемов, общий присмотр и уход. Однако в целом состояние храма неудовлетворительное. Он стоит на удалении от села укрытый деревьями старинного обветшавшего кладбища. Сохранились остатки ограды и, по крайней мере одни ворота, восточные. Церковь была закрыта не позже 1930-х годов. В 2000-х годов начат ремонт, опекается клиром церкви в Коробовщине. Престольные праздники [ править править код ] Екатерина Александрийская, великомученица – 7 декабря Контакты [ править править код ] Адрес: Россия, Владимирская область, Кольчугинский район, с. Поляны Электронная почта: kirvg@yandex.ru , vsparshin@rambler.ru Паломнику [ править править код ] Богослужения совершаются по выходным и праздничным дням в летнее время. Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Храм святой великомученицы Екатерины с.Козлятьево Церковь Екатерины Великомученицы в Козлятьево Церковь Великомученицы Екатерины Екатерины Великомученицы церковь Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_великомуч...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010