Храм, богослужение, святые в сияющих одеждах вместе с верующими и в присутствии всех Ангелов, все вместе, одна семья, одна душа, одно тело, одна вера, ОДНА Церковь ! Лица всех верующих просветлели. Спокойные и умиротворенные, они подобно малым детям радовались в присутствии Отца. Все было так необычно, так прекрасно!.. О пусть никогда не исчезает это живое удивительное видение и эта красота!.. Великолепие небесного служения, здесь внизу, в земном храме! Одна литургия! Одно богослужение! Одна Евхаристия! Одна Церковь ! 163 Стоит рассказать, как по Божественной воле Трисвятая песнь вошла в Божественную литургию. 63.  В 433 году н. э., когда Патриархом Константинополя был святой Прокл, ученик святого Иоанна Златоуста , Константинополь на протяжении четырех месяцев сотрясался от больших и маленьких землетрясений. Все христиане, жители города, покинули его и оставались в построенном наспех лагере неподалеку, где непрерывно молились, чтобы Бог остановил это зло. Когда земля сотрясалась, народ повторял: «Господи, помилуй, Господи, помилуй». Как-то раз, во время одного толчка, когда все христиане молили: «Господи, помилуй», некая невидимая сила выхватила одного мальчика из народа и вознесла на небо! Отрок исчез! Все смотрели на это чудо с открытыми ртами! Вскоре мальчик спустился вниз таким же удивительным способом. Он сказал Патриарху, что слышал Божественный голос, который ему велел сказать епископу, что в литиях, которые они совершают против землетрясения, следует петь следующий гимн – и отрок запел – «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Святой Прокл попросил мальчика спеть его много раз, чтобы верные христиане запомнили. Затем они все вместе совершили литию, поя этот гимн, и толчки прекратились! С молитвой «Святый Божий» землетрясение или, скорее, землетрясения прекратились! 164 Возможно, некоторые их тех, кто получили хорошее образование и гордятся своими знаниями, когда услышат это, засмеются и скажут: «Что ты говоришь нам, отче? Землетрясение – это физическое явление. Это передвижение больших плит в недрах земли. Физические явления, которые происходят в мире, не имеют никакой связи с Богом!» Но слово Божие нас убеждает, что и землетрясения, и все остальные физические явления происходят в этом мире, потому что они зависят от Него. «Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся» 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А теперь, когда о нем обнародовано более, чем о других, упомянутый святейший отец, по любви своей, неумеренно терзается, что те, которые должны проповедовать о божественном, обвиняются в противном, то по ревности говорящих, то по зависти обвиняющих. Почему я и послал почтеннейшего диакона нашей церкви Феодота к твоему благоговеинству с бумагами, чтобы ты, благочестивейший, знал, что я ценю не презрительное, но ревностное исполнение дела“. Святой собор сказал: „думаем, что из послания, написанного благочестивой памяти Проклом, для всех ясно, что у него не свободно от обвинения предложенное послание к Маре персу; ибо оно защищает Нестория и во всем подтверждает сочинения нечестивого Феодора, которые святой памяти Прокл предписал ему анафематствовать: так как в них он чтит двух сынов. Остается продолжить исследование и прочего, принадлежащего к настоящей главе“. Феодор епископ Кесарии каппадокийской, Андрей ефесский, Мегефий Гераклеи фракийской, Евсевий тирский, вставши, сказали: „напоминаем вашей святости, которая в точности это знает, что прежде нежели собрался в Халкидоне собор, Ива несколько раз был обвиняем за нечестивые главы и за учение, помещенное в послании, которое он, говорят, написал к Маре персу. И во-первых, некоторые клирики церкви города Едессы и военные люди, пришедши в царствующий город, беспокоили благочестивой памяти Феодосия, и святой памяти Прокла, тогдашнего епископа города Константинополя, донесениями на Иву в том, что он, как говорили, защищал нечестие Нестория, перевел нечестивые главы Феодора на сирский язык и разослал повсюду; о чем писал также святой памяти Прокл, как вы знаете, к Иоанну епископу антиохийскому, чтобы он убедил Иву отступить от нечестия Нестория и глав Феодора, в котором был обвиняем. Когда же от писаний благочестивейшей памяти Прокла не последовало никакого исправления по жалобам обвинителей, то они, по смерти Иоанна, беспокоили его преемника Домна, опять обвиняя Иву. А как Домн не принял их, то опять те же обвинители, прибыв в царствующий город, беспокоили о том же упомянутого благочестивой памяти Феодосия, и святой памяти Флавиана, сделавшегося тогда епископом города Константинополя после святой памяти Прокла.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Вскоре после 444 г. 3813 на тирскую каедру в Финикии был избран некто Ириней. Это был тот самый комит, который в Ефесе усердно помогал восточным, а потом за свою дружбу с Несторием был сослан в Петру, где и написал известное в церковной литературе сочинение Tragoedia 3814 , резко направленное против антидиофизитов 3815 . Выбор этот был одобрен в Антиохии, хотя и не без оговорок. Дело в том, что Ириней был двубрачный, что согласно 17-го апостольского правила, как известно, является irregularitas ex defectu sacramenti при поставлении во священные должности. В виду высоких нравственных качеств кандидата было сделано послабление 3816 . Выбор Иринея был утвержден, и он вступил в отправление своих обязанностей 3817 . Опасаясь возможных волнений, восточные все же обратились в Константинополь с просьбой ратифицировать выбор Иринея. Прокл признал Иринея и этим положил конец всяким сомнениям относительно законности его епископата 3818 . В таком положении дело это оставалось до смерти Прокла в июле 446 г. 3819 Смерть эта развязала руки Диоскору. Признавая в лице Иринея своего личного врага, он составил в Александри собор и от имени последнего отправил в Антиохию строгий приказ уничтожить все, что было сделано относительно Иринея. На востоке в этом требовании александрийца увидели притязания на не принадлежащие ему права и вместо опубликования хартии Диоскора, ему ответили, что согласно канонам никейского и константинопольского соборов, компетенция александрийского епископа точно ограничена собственным его диэцезом и не должна выходить из пределов Египта 3820 . Диоскор вышел из себя и, воспользовавшись своими придворными связями, при помощи Хризафия выхлопотал у императора указ от 17 февраля 448 г., направленный против несториан и в том числе Иринея. «Чтобы все из опыта узнали, гласит эдикт, какое негодование возбуждают в нашем величестве ревнители нечестивой Несториевой ереси, мы постановляем: Иринея, – по этой причине некогда навлекшего наш гнев и затем, не знаем как, после вторичного, как мы известились, брака, сделавшегося, вопреки апостольским правилам, епископом города Тира – изгнать из святой тирской церкви и по снятии с него одежды и имени священника, дозволить ему жить в тишине только на его родине» 3821 . Когда этот приказ был получен в Антиохии, то восточные, зная непостоянство политики Феодосия младшего, по совету Феодорита 3822 , решили не приводить немедленно в исполнение повеления государя относительно Иринея.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Ц. История VII, 32) следует, что споры относительно Θεοτοκος в приложении к Святой Деве Марии, происходили в Царьграде еще до прибытия Нестория, а в лице его встретили наиболее способное на них отозваться лицо. Несторий еще в Антиохии разъяснял догматы. Заставши теперь догматические расхождения в Царьграде, Несторий поручил своему синкеллу, пресвитеру Анастасию, уладить их. Миссия последнего совсем не удалась, главным образом вследствие его резкого характера. Однажды он, в присутствии самого Нестория, сказал в церкви: «Пусть никто не называет Марию Богородицею, ибо Мария была человек, а от человека Богу родиться невозможно» (Сократ. VII, 32; Евагрий. Ц. История I, 2). Слова эти вызвали большое смущение среди слушателей. Но Несторий подтвердил высказанное Анастасием. Этот случай породил сильное возбуждение в городе: пошли споры и раздоры. Однако, Несторий, вместо успокоения, тем чаще стал обращаться к этой теме в своих проповедях (Сократ. VII, 32). В день Рождества Христова, при большом стечении народа, он дал подробное, обоснованное изложение своей точки зрения на этот вопрос.    Вскоре в оппозицию Несторию стали оба бывшие соперники при замещении Константинопольской кафедры - Филипп и Прокл. Первый прямо упрекал своего архиепископа в ереси. Несторий, в свою очередь, обвинял его в манихействе. В один из праздников Богородицы (Благовещение 429 г.) выступил с словом возражения против Нестория и Прокл. Он встретил среди слушателей большое сочувствие. За это не возлюбил его Несторий и сам продолжал в проповедях развивать прежние свои мысли. При этом ему пришлось однажды подвергнуться публичному оскорблению со стороны Евсевия схоластика, т. е. ритора по профессии, впоследствии епископа Дорилейского, который прервал архиепископа возгласом: «Нет, сам вечный Логос подверг себя второму рождению», - назвав его (Нестория) слова ложью и богохульством. Через несколько дней на стенах церкви появилось формулированное обличение Нестория в ереси, причем его учение сближалось с ересью Павла Самосатского (Mansi IV, 1008—1012).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

О митрополите Прокле: До последнего своего вздоха Архипастырь нес свое служение Помолимся и попросим у Бога, чтобы Он упокоил Своего верного служителя в вечных обителях небесных 24 марта, 2014 Помолимся и попросим у Бога, чтобы Он упокоил Своего верного служителя в вечных обителях небесных 23 марта 2014 года на 71-м году жизни скончался глава Симбирской митрополии Высокопреосвященный митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл. До последнего своего вздоха Архипастырь нес свое служение, возложенное на него Святой Матерью-Церковью. Трудно что-то говорить и писать в эти скорбные минуты… Помолимся и попросим у Бога, чтобы Он упокоил Своего верного служителя в вечных обителях небесных. Митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл (в миру Николай Васильевич Хазов) родился 10 октября 1943 года в Ленинграде в семье служащих. В детстве, во время летних каникул Коля Хазов много времени проводил у своих бабушки и дедушки, которые жили в поселке Вырица, недалеко от Ленинграда. Бабушка, Мария Георгиевна и воспитала будущего Владыку в вере. Она была духовной дочерью ныне прославленного во святых старца Серафима Вырицкого. И это воспитание оказало решающее влияние на всю последующую жизнь. Недалеко от дома, находился Петропавловский храм, куда Николай стал ходить приблизительно с 5 лет. Когда ему исполнилось лет двенадцать, он уже самостоятельно приходил в храм и по благословению настоятеля стал нести клиросное и алтарное послушания. Благочестивый юноша любил посещать многие храмы северной столицы – Никольский Морской собор, являвшийся кафедральным для города Святого Петра, Преображенский храм. Но больше всего Николай любил Троицкий собор Лавры, то место, где впоследствии пройдет его рукоположение в епископский сан. В советской школе Николаю Хазову удалось сохранить свою веру в Бога. Окончив школу, Николай поступил в Ленинградский техникум легкой промышленности. Родители хотели, чтобы он получил гражданскую специальность. После окончания техникума Николай год отработал на производстве, а в 1964-м году его призвали в ряды Советской армии, где он прослужил до 1967 года.

http://pravmir.ru/o-mitropolite-prokle-d...

Такой венец от Пастыреначальника св. Василий, несомненно, получил. В заключение стоит сказать несколько слов и о Литургии св. Василия Великого . Обычно констатируется, что «чин нашей современной Литургии, известной нам по сегодняшним храмовым службам, складывался постепенно»; и самому святителю, как указывается, в этой Литургии принадлежит Евхаристический канон или молитва Анафоры 267 . Характерно, что « Василий Великий , будучи ревностным благоустроителем богослужения вообще... вносил благолепие и в совершаемую им Евхаристию» 268 . Но не только: в Анафоре святителя ярко проявился и его богословский талант. Здесь кратко раскрываются свойства Святой Троицы, а также сжато представлено Домостроительство спасения как совместное деяние всех трех Лиц Троицы. Кроме того, Анафора «выигрывает благодаря своей слаженной литературной форме и плавному течению мыслей св. Василия. Этим он обязан был своему учителю – знаменитому ритору Ливанию. Но Ливаний привил своему ученику “замечательный тип культуры и подготовил литературные, поразительно богатые формы”, а Василий влил в эти формы новые, подлинно жизнеутверждающие идеи, которых не хватало его учителю-язычнику. Анафора Василия Великого – это и сконцентрированная система христианского богословия, и гимн, провозглашающий бесконечное милосердие Бога к людям, и теплая молитва праведника» 269 . Итак, св. Василий Великий в своих многообразных, хотя сравнительно и не очень многочисленных, творениях являет яркий литературный талант, дарованный ему Богом. Не случайно владыка Филарет (Гумилевский) характеризует его так: «Великий пастырь Кесарийский является в своих сочинениях весьма многосторонним: он вития-проповедник, догматико-полемик, толкователь Писания, учитель нравственности и благочестия, наконец – устроитель церковного богослужения. Но как все действия св. Василия отличались необыкновенным величием и важностию, так и все сочинения его запечатлены тем же характером высоты и величия христианского; это их общее отличительное свойство, которое принадлежит им более, нежели сочинениям кого-либо другого, даже из близких по духу к духу Василия; имя Великого есть собственное имя Василия» 270 . Единство личности и богословского миросозерцания, характерное для всех отцов Церкви, выступает в творениях святителя с необычайной четкостью. Пастырь по призванию, «человек воли» и «человек долга» 271 , св. Василий Великий явил всему христианскому миру непреходящий образец для подражания в стремлении к почести вышнего звания, пренебрегая преходящими сокровищами дольнего мира и стяжая одно нетленное богатство Духа, прежде всего – великий дар смиренномудрия. Святитель Прокл Константинопольский

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Правив патриаршеством один год и около 5 месяцев, он скончался 405 года. На его место произведен 406 г. 34) Аттик, родом из Севастии Арманской, муж благочестивый и мудрый. Есть его послание к св. Кириллу Александрийскому о вписании в диптихи имени св. Златоуста. О других посланиях его упоминает святейший патриарх Фотий в своей библиотеке. Аттик правил церковью 20 лет (или по другим, точнее – 19). при нем (408 г.) скончался самодержец Аркадий, оставив преемником сына своего Феодосия Малого. По кончине же самого Аттика его место заступил 425 г. 35) Сисиний I, муж священный. Фотий упоминает об изданном от него соборном определении на мессалиан. При нем же Феодосием Малым учреждены в Константинополе новые народные училища, которых до сего времени было немного. Он правил три года; по смерти его патриаршествовал по Божию попущению 428 г. 36) Несторий еретик, красноречивый по языку, неискусный по уму и нечестивый по душе. Он изрыгал хуления на Приснодеву Богородицу и на другие священные предметы. Почему и собран был Третий Вселенский Собор (431 г.), на котором ересеначальник Несторий, как нераскаянный, быв предан проклятию, низложен и отослан в находящийся близ Антиохии монастырь, в котором он прежде жил. Но поскольку и там он не остался спокойным, то изгнан в Оазис Египетский, где злый злп помер. На его место произведен 431 г. 37) Максимиан, и патриаршествовал три года. По смерти его 434 г. 38) Проклсвятейший и знаменитейший по учению и добродетели. Он был ученик и писец св. Иоанна Златоуста . Сисинием патриархом он сначала рукоположен был во епископа в Кизике; но поскольку кизикиане имели уже прежде избранного Далматия, то Прокл оставался в Константинополе на покое, поучая христиан слову Божию (посему-то первая из дошедших до нас беседа его надписывается: Прокла, епископа кизического), Быв возведен на престол церкви константинопольской, свято пас ее 11 лет. Он написал много сочинений, относящихся до Церкви, из коих доселе хранятся многие красноречивые беседы и послания; особенного внимания достойно небольшое сочинение о предании божественной литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Curs. Comt. Т. XVIII. р. 347. 101 Ковчег завета был в длину два локтя с половиною, в ширину – полтора локтя и в высоту полтора локтя. Исход. 25, 10. 106 В рукописях это слово озаглавливается так: «Святаго отца нашего Мефодия слово на Вайи.» Migne, Patr. Curs. Compl. T. XVIII. р. 384. 113 Перевод сделан с греческого текста, изданного в Patrol. Curs. Compl. par Migne (указ. изд). и дополненного в издании Яна S. Method. Орег. стр. 54 – 64. А самый текст извлечений взят из творений Св. Иоанна Дамаскина , Edit. Combef. р. 373 и д. Патриарха Фотия Bibi. cod. 236. Ed. Векк. Леонтия Визант. Rerum Sacr. Lib. II. Edit. Migne T. LXXXVI., II. р. 2055. и других. 115 Фиесту, сыну Пелопса, был предложен братом его Атреем ужин, состоявший из приготовленных частей тела собственного его сына, по сказанию греческих трагиков. 116 Эномай, владетель Илиды, хотел под предлогом состязания убить всех женихов своей дочери, опасаясь сам быть убитым от своего зятя, на основании предсказания оракула, по сказанию греческих писателей. 117 С этого места разговора до конца в издании Яна поставлено вместо Валентинианина слово: ετιρος – товарищ, о котором сказано выше, так что весь разговор представляется происходящим между православным и двумя последователями Валентина. 119 Т. е. на словах Псалма 1: «не воскреснут нечестивии на суд». Извлечение начинается сокращенным изложением мнений Оригеновых. 122 Главы 6 и 7 составляют особую «речь Прокла» в извлечении у Св. Епифания из Мефодия. Объяснение этого заключается в том, что в слове св. Мефодия о воскресении представляются беседующими между собою: Аглаофон, Прокл, Авксентий и сам Мефодий; и из них Прокл в вопросе о воскресении держать сторону Оригена . 125 Афинагор – христианский писатель II века, оставивший дошедшие до нас Апологию и Слово о воскресении мертвых. 135 О деревах и кустарниках близ воспламеняющейся серной жилы на Ликийской горе Олимпе, растущих и в настоящее время, свидетельствуют естествоиспытатели и путешественники. См. Iahn. Mehod. Ор. р.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Все три сына Филофея были привлечены к суду. По повелению судьи они были отданы на разные мучения и истязания, после чего приговорены к смерти. В темнице неоднократно являлись им Ангелы, подававшие им манну в пищу и исполнявшие их юные сердца силой и мужеством в терпении скорбей. Когда вывели их на место казни, подошли к ним два друга, Палладий и Акакий, чтобы перемолвиться словом. И пока велась сия беседа, святые мученики предали свои души Богу. Тогда воины отсекли головы у мертвых тел и отнесли их, чтобы показать судье. Пострадали они за Владыку Христа около 312 года и преставились в бессмертное Христово Царство. 4. Св. Исаак, архиепископ Армянский . Родился в Царьграде в то время, когда его отец был посланииком армянского царя при византийском дворе. Был десятым по счету епископом Армении и в этом сане управлял Церковью 50 лет. Свое архипастырство ознаменовал в ряду других дел переводом Священного Писания на армянский язык. В некоем видении ему было возвещено, что армяне со временем отступят от чистой православной веры. Сей знаменитый иерарх мирно упокоился в 440 году и преставился ко Господу. 5. Святые три девицы . Персиянки. В правление царя Сапора сии три девицы подверглись преследованиям за свое христианство, причем гонители изрубили их мечами. Из их гробницы выросли три смоковницы, плоды которых врачевали [людей] от всякой скорби и болезни. Рассуждение Никто из смертных не изъяснил послания апостола Павла с большей любовью и с вящей глубиной, нежели святитель Иоанн Златоуст . Если бы сам святой Павел себя толковал, не истолковал бы лучше. И вправду, история свидетельствует нам, что сам Павел изъяснял себя через ум и перо Златоуста. Когда святой Прокл был на послушании у златоустого патриарха, в его обязанности входило объявлять о приходе посетителей. Некий вельможа был оклеветан пред царем Аркадием, и царь удалил его от двора. Опальный сановник пришел к святому Златоусту просить о посредничестве пред царем в свою пользу. Прокл хотел известить патриарха о его приходе, но, заглянув через приоткрытую дверь, увидел некоего человека, склонившегося над патриархом и что-то шептавшего ему на ухо, в то время как патриарх писал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Митрополит Прокл: Молиться о Симбирской губернии — это мой архипастырский долг, моя первостепенная задача Я всегда об этом молюсь, это мой архипастырский долг, моя первостепенная задача 24 марта, 2014 Я всегда об этом молюсь, это мой архипастырский долг, моя первостепенная задача Интервью с Владыкой Проклом, архиепископом Симбирским и Мелекесским, совершившим в декабре 2010 года паломничество на Святую Землю. Дорогие читатели, сегодня вашему вниманию мы хотим представить интервью с Владыкой Проклом, архиепископом Симбирским и Мелекесским, совершившим в декабре паломничество на Святую Землю. Из духовенства епархии в паломническую группу вошли иерей Павел Боцко, заведующий канцелярией Симбирского епархиального управления архидиакон Диодор (Исаев) и диакон Иоанн Фалько. –  Владыка, как прошло Ваше паломничество на Святую Землю? – По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 6-го по 15-е  декабря я возглавлял паломническую делегацию на Святую Землю в составе  24-х человек, в которую вошли представители Москвы, Ульяновска и Димитровграда. Это было мое восьмое паломничество туда, но в такой зимний период я посещал Святую Землю впервые. Хочу отметить, что в этот раз мы совершали паломничество через представительство Иерусалимского Патриархата. В первый день нашего пребывания на Святой Земле мы посетили Святой Град Иерусалим, совершили пешую прогулку по улицам старого города, прошли по Крестному пути Спасителя и в храме Воскресения поклонились Гробу Господню и Голгофе. Были на аудиенции у Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила III, который очень радушно нас встретил и благословил наше паломничество по местам Святых Евангельских воспоминаний. Ночью с 7-го на 8-е декабря мы совершили богослужение в храме Гроба Господня. Господь сподобил меня впервые совершить Божественную Литургию на Голгофе, на месте распятия Христа. Сколько раз служил в этом храме, всегда совершали богослужение на самом Гробе Господнем. Литургию возглавил митрополит Аристарх, управляющий делами Иерусалимской Патриархии, очень благостный и доброжелательный Владыка.

http://pravmir.ru/mitropolit-prokl-molit...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010