Точно так же мы будем прилежно читать писания святых отцов. За свою богоугодную жизнь последние обладали даром правильного понимания и изъяснения Священного Писания, и потому, изучая их писания, мы избежим заблуждений в понимании Священного Писания и приобретем правильное понятие о том, как должно благоугождать Богу. Более того, о писаниях святых отцов нужно сказать, что они написаны по особенному внушению благодати Божией. В этом убеждает нас следующий рассказ. Некто из граждан города Константинополя, имея надобность к святителю Иоанну Златоусту , архиепископу константинопольскому, пришел к нему не в урочное время и усердно просил святого Прокла, служившего в то время при Златоусте, чтобы доложил о нем святителю. Святой Прокл, прежде, нежели вошел в комнату Иоанна, посмотрел в скважину двери, что делает святитель, чтобы безвременно не утруждать его. Святитель Иоанн в это время писал беседы на послания апостола Павла, а некоторый благолепный старец стоял позади него и тихо беседовал с ним. Прокл недоумевал, кто мог войти к святителю, когда двери были заперты, и он не отходил от дверей. Видение повторялось несколько раз, потому что проситель неотступно убеждал доложить о нем, а Прокл не осмеливался нарушить занятий своего архипастыря, видя с ним таинственного посетителя. Когда уже раздался благовест к утреннему богослужению, и святитель окончил работу, чтобы идти в церковь , таинственный посетитель стал невидим. Прокл доложил святителю Иоанну о просителе и объяснил, почему не осмелился утруждать его, видя при нем неизвестного ему человека. «Но у меня никого не было и быть не могло», – отвечал Златоуст. Во время сего разговора Прокл обратил взор на икону апостола Павла, которая стояла на стене перед письменным столом Иоанна Златоуста , и поражен был сходством таинственного посетителя с лицом апостола, изображенным на иконе. Святитель Златоуст познал отсюда, что труд его совершается под руководством самого апостола и с большим усердием занялся истолкованием посланий апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Преподобный Варлаам Печерский был игуменом в Киево-Печерской лавре. Отец его был первым боярином у Киевского князя Изяслава и за свое благочестие пользовался расположением святых Антония и Феодосия. Еще юношей св. Варлаам пришел к св. Антонию. Св. игумен долго испытывал его решимость оставить мир, но он снял с себя княжескую одежду и сказал: «Вот я презираю прелести мира, и уже не возвращусь отсюда». Тогда постригли его. Когда узнал об этом отец Варлаама, то, придя в пещеру с толпой слуг, насильно взял сына, одел в богатую одежду и отправил домой. Дорогой Варлаам побросал одежду в грязь и три дня ничего не ел, так что отец, боясь, как бы он не уморил себя голодом, отпустил его в пещеры. Скоро Антоний поставил Варлаама игуменом. Св. Варлаам путешествовал в Иерусалим и, заболев, скончался в Святогорской обители в 1065 г. Перед смертью он просил, чтобы тело его погребли в Печерской обители. Икона Божией Матери «В скорбех и печалех утешение» находится на Афоне в русском Андреевском скиту. В бытность ее в России в 1863 г. произошло много чудес от нее. 20-е число Преподобный Григорий называется Декаполитом, потому что происходил из одного из 10-ти городов (Декаполя) в Исаврии. С 8-ми лет Он полюбил благочестивую и подвижническую жизнь. Когда же достиг совершенного возраста, и родители хотели женить его, тайно ушел из дому и постригся в монахи. Св. Григорий жил в IX веке, когда было гонение на иконы. Он переходил с места на место, всюду обличал еретиков в заблуждении, укреплял верных в благочестии и утешал страдавших в темницах за почитание икон. Скончался св. Григорий мирно в Царьграде. Св. Прокл был Константинопольским архиепископом. Сначала он был учеником и келейником св. Иоанна Златоуста . Однажды некто из вельмож императора Аркадия пришел ночью, чтобы видеться с Златоустом, Прокл вошел к Златоусту, чтобы сказать о приходе вельможи, но, увидев его беседующим с каким-то старцем, не решился мешать разговору. То же повторилось и в следующую ночь. Прокл положил не отходить от дверей Златоуста, чтобы не впускать никого ранее вельможи. Но и в эту ночь он увидел то же самое. Утром, взглянув на икону апостола Павла, висевшую на стене у стола, где писал Златоусте, признал в нем того старца, который беседовал со св. Златоустом. Когда св. Прокл был патриархом, в Константинополе, случилось страшное землетрясение, так что разрушались церкви, дома и каменные стены. Патриарх устраивал по сему случаю крестные ходы, и однажды, во время такого хода, некто отрок был поднят невидимой силой на воздухе и затем опущен на землю. Отрок рассказал, что он слышал пение ангелами слов: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный». Начали повторять эту молитву с прибавлением слов: «помилуй нас», и землетрясение прекратилось. Святой Прокл скончался в 447 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

После сего зимою святой Иоанн, несмотря на нездоровье, отправился в Малую Азию для устроения церковных дел. Там многие епископы продавали священство, беря деньги за хиротонию 7359 ; таким был, например, Антоний, митрополит Ефесский 7360 . Святой Иоанн низложил в Малой Азии многих виновных в симонии 7361 епископов и лишил должностей как тех, кто поставлял за деньги, так и тех, кого поставляли. Вместо них он назначил более достойных. Установивши порядок в Малой Азии, св. Иоанн возвратился в Константинополь. Живя среди мира в столь высоком сане, блаженный тем не менее никогда не оставлял своих первых иноческих подвигов, но свободное от церковных дел время проводил или на молитве, или за чтением божественных книг, затворившись в своей уединенной келлии. Соблюдая всегда строгий пост и воздержание во всем, он вкушал только ячменный хлеб и воду; спал весьма мало, да и то не на одре, но стоя. На пиры и угощения он никуда не ходил. Весь свой ум он посвятил уразумению Божественного Писания, продолжая заниматься составлением изъяснений на послания святого Апостола Павла, икону которого имел в своей келлии: в это время изъяснял он народу послание Апостола языков к Колоссянам, а несколько позднее – к Филиппийцам, Солунянам и Евреям. Во время писания толкований на эти послания у святого Иоанна явилось такое недоумение: – Кто знает, угодно ли сие Богу? Уразумел ли я силу сего Святого Писания или нет? И он стал молиться Богу, дабы Он возвестил ему о том. Бог услышал молитву Своего раба и подал ему следующее знамение. Однажды ночью, затворившись в келлии, святой Иоанн при зажженной свече писал толкование; в это время, прислуживавший ему Прокл, по просьбе некоего человека, умолявшего о помощи, хотел войти к патриарху; но предварительно Прокл посмотрел в дверную скважину, чтобы узнать, что делает патриарх. Он увидел его сидящим и пишущим, а какой-то старый почтенный человек, стоя сзади него, наклонился к уху патриарха и тихо ему говорил. Сей человек во всем был подобен изображению святого Павла на иконе, висевшей пред Иоанном на стене его келлии. Прокл стал ждать, пока не удалится этот человек. Но когда наступило время звона к утрене, человек этот стал невидим. То же наблюдал Прокл и в течение двух следующих ночей. Наконец он осмелился спросить самого патриарха:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святитель Иоанн Златоуст был погребен в Команах. В 438 году Прокл, Патриарх Константинопольский (434-447), совершая Богослужение в храме святой Софии, произнес похвальное слово памяти своего великого учителя, в котором сравнивал святителя Иоанна Златоуста со святым Иоанном, Предтечей Господним, проповедовавшим покаяние и также пострадавшим за обличение пороков. Народ, горевший любовью к святителю Иоанну Златоусту, не дав Патриарху докончить своего слова, начал единодушно просить его обратиться к императору с просьбой о перенесении святых мощей святителя из Коман в Константинополь. Святитель Прокл отправился к царю Феодосию II (408-450) и от лица Церкви и народа просил его об этом. Император согласился и отправил в Команы особых посланников с серебряной ракой, чтобы с почетом перевезти святые мощи. Жители Коман глубоко скорбели о том, что их лишают великого сокровища, но не могли противиться царскому указу. Когда же императорские посланцы приступили к гробу святителя Иоанна, они не смогли взять его мощи. Тогда император, в раскаянии, написал послание святителю, прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание это прочли у гроба святителя Иоанна, положили на него и совершили всенощное бдение. Затем приступили к гробнице, легко подняли мощи и внесли на корабль (гробница святителя Иоанна осталась в Команах, близ Пицунды). Тогда же совершилось исцеление убогого человека, приложившегося к покрову от гроба святого. По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь, 27 января 438 года весь город, во главе с Патриархом Проклом, императором Феодосием, со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу. Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в церковь святой мученицы Ирины. Когда Патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Припав ко гробу, император Феодосий II со слезами просил святителя простить его мать. Народ не отходил от раки весь день и всю ночь. Наутро мощи святого были отнесены в соборную церковь Святых Апостолов. Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, весь народ едиными устами воскликнул: «Прими престол свой, отче!» — и Патриарх Прокл со многими, стоявшими у раки, увидели, как святитель Иоанн открыл уста свои и произнес «Мир всем!»

http://pravicon.com/info-2462

Карпатский отшельник отец Прокл В свои 84 года почитаемый румынский старец отец Прокл (Никэу) отшельничает на окраине глухой карпатской деревушки, куда еще не добралась мобильная связь. Народ он принимает в небольшом сарайчике, в котором две длинных лавки, стол под стать им, здоровая бочка, в которую складывают гостинцы, да стены, сплошь увешанные иконами. Чаще других встречается образ преподобного Серафима Саровского, с которым хорошо знающие старца люди любят его сравнивать. А он и впрямь такой же жизнерадостный и любвеобильный, да и треух, что сползал ему на лоб в течение всего нашего разговора, очень похож на тот, что хранится в Дивеево среди вещей дорогого каждому православному человеку святого. Отец Прокл рад каждой душе, приходящей к нему, может говорить часами, а исходящая от него любовь уже через десять минут заставляет забыть о минус 12°С в неотапливаемой келье (на улице было столько же). Провожавший меня к старцу наместник монастыря Путна отец Мелхиседек, увидев на моем лице некую озабоченность по поводу предстоящей встречи, напутствовал советом поменьше думать о вопросах, а просто помолиться, чтобы Господь дал слово мне и отцу Проклу. Этот совет очень пригодился, когда после теплых приветствий старец, глядя на включенный с его благословения диктофон, начал свое слово: – Я был у отца Иоиля (Гергиу; духовника старца Клеопы. – И.З.) незадолго до его смерти. И несколько отцов, зная, что я хожу к нему, заставили меня рассказать о разговорах с ним. А один из них дал мне магнитофон и просил записать наши беседы (хотя магнитофоны тогда не любили). Пришел я к отцу Иоилю; он, увидев магнитофон, сказал: «Нечистая вещь. Плохо в доме попа». И после этого я ничего у него больше не спрашивал, потому что имел назидательное слово от отца Клеопы, который многому меня учил, но я скажу только это. (После таких слов блокнот с вопросами был убран за ненадобностью, вся работа была переложена на диктофон, и оставалось только молиться, чтобы аккумуляторы выдержали мороз.) Когда я ушел в монастырь, отца Клеопу забрали с послушания пасти овец и поставили настоятелем в обители. Отец Клеопа не тратил время зря, когда пас овец: он очень много читал святых отцов. Был один святой Иоанн-Иаков из Нямца, подвизавшийся в пустыне Хозева, рядом с Иерусалимом, где и умер, который искал для отца Клеопы хорошие книги. Я очень сильно чувствовал его (Иоанна-Иакова. – И.З.) милость к братии, я верю, что Дух Святой через него дотрагивался до их сердец, и все сразу жаждали покаяния и желали служить Богу.

http://pravoslavie.ru/45871.html

Бог – единственный Царь людей. Посему и противился Он желанию израильского народа поставить себе царя из среды человеков. Бог царствует, а люди служат Богу. Как главенствующие, так и повинующиеся – все одинаково суть рабы Божии. Если есть ведение и признание того, что Бог – Царь, а все люди – рабы Божии, то тем самым заложено основание соборности, фундамент общества ангельского. Тогда на этом основании – в повиновении младших старшим, во взаимном послушании равных между собой и в смиренномудрии всех – и созидается дом Божий, община небожителей. Так можно избежать двух страшных в зол: тирании, то есть насильственной власти одного над всеми, и анархии, то есть многоначалия. [Таким образом], уходим [мы] и от монотирании (тирания одного) и от поли-тирании (тирании толпы) Принцип соборности – это принцип органический, то есть жизненный. Это принцип обоюдного служения, взаимопомощи и взаимной любви. Да умудрит же нас Бог, братья, воспользоваться этим спасительным принципом в нашей жизни. Господи Иисусе, послушный и смиренный Человеколюбец, насади в нас и утверди покорность закону Твоему, и движимое любовью взаимное послушание, и смиренномудрие пред неизреченной Твоей силой и премудростью. Тебе слава и похвала вовеки. Аминь. 12 июля 1. Свв. мученики Прокл и Иларий . Эти мученики были родом из села Калипта в Малой Азии. Прокл приходился дядей Иларию. Пострадали они в царствование Траяна. «Какого ты рода?» – спросил судья Прокла. Прокл ответил: «Род мой – Христос, и надежда моя – Бог мой». Когда судья пригрозил ему муками, Прокл сказал: «Если вы опасаетесь нарушить царское повеление, чтобы не подвергнуться кратковременным истязаниям, то насколько больше мы, христиане, боимся преступить заповедь Божию, чтобы не впасть в вечные мучения!» Когда Прокла подвергли пыткам, Иларий подошел к судье и сказал: «И я христианин». После долгих мучений оба были приговорены к смерти: Прокла распяли на кресте, а Иларию мечом отрубили голову. И оба они вошли в радость Господа своего. 2. Преп. Михаил Малеин . Представитель знатного и богатого рода. Презрев в юности земные блага, удалился на Малейскую гору близ Святой Горы Афон, где подвизался, очищая свое сердце постом и молитвой. В дальнейшем у него было много учеников, самым знаменитым из которых был преподобный Афанасий Афонский . Мирно преставился около 962 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

О сем сделано распоряжение – рабочие шли впереди и прорубали кусты и делали тропинку, а позади их отец игумен и прочие поднимались вверх. Когда вышли на крутизну и остановились на небольшой равнине, где также росли колючие кустарники и изредка сосновые деревья, отец игумен Макарий осмотрелся кругом и спросил отца Каллистрата: «А есть ли здесь вода?» Тот ответил, что вода есть, выше этого места. Пошли вверх и с большим трудом дошли до места, где теперь источник (он и тогда был, но очень заросший и нерасчищенный). Остановившись, отец игумен осмотрел источник и сказал: «Благословен Бог , здесь будет скит!» После этого он велел певчим пропеть Пасхальные стихиры «Да воскреснет Бог и расточатся врази его». Желание игумена немедленно исполнили, и пустынь впервые огласилась стройным пением. Отец игумен находился в восторженном состоянии, очень был рад и особенно ко всем расположен. Немного прошло времени, сюда же пришли мулы с Крумицы, и отец игумен Макарий и все прочие на мулах поехали на Крумицу. Возвратившись в монастырь с Крумицы, отец Прокл еще более возгорелся желанием к уединению безмолвной пустынной жизни. Неоднократно он просил духовника отца Иеронима благословить ему уйти на пустыньку, но последний по разным благословным доводам отклонял его намерение. Время шло, и отец Прокл все досаждал отцу Иерониму, и наконец тот как-то раз сказал ему: «Поди испробуй пожить на квартирке». Тот действительно исполнил приказание духовника и с полгода жил пустынником в наемной квартирке, но желание его не удовлетворялось. Раз как-то при разговорах отец Прокл обратился со смиренной просьбой к старцу отцу Иерониму и сказал ему умоляющим голосом: «Батюшки, благословите меня построить каливу в пустыньке на нашей земле вблизи Дионисиатского». И вдруг произошла чудная перемена – отец Иероним, до того времени отклонявший всякую речь о дальней пустыни, вдруг переменился, принял особенно радостный и оживленный вид и с восторгом отцу Проклу сказал: «Бог тебя благословит! Иди избери место, где тебе понравится, и строй себе каливу, да и других пустынников бесприютных приглашай туда. Пусть живут и спасаются, а то их притесняют греки». После такой неожиданной отеческой милости отец Прокл как будто из мертвых ожил. В благодарных чувствах и в особенном радостном расположении духа он вышел от старца отца Иеронима, весьма им утешенный и осчастливленный. Это было в начале 1880 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Споры вокруг догматической чистоты Нестория возникли сразу после проповеди его пресвитера Анастасия, в которой этот пресвитер высказался против именования Девы Марии Богородицей: «Пусть никто не называет Марию Богородицей, ибо Мария была человек, а от человека Богу родиться невозможно» (Сократ. Церковная история 7,32). Слова Анастасия поражают нас своей жесткой логикой. Когда по поводу этого заявления поднялся шум, Несторий подтвердил слова своего пресвитера, заявив, что Божию Матерь следует именовать Человекородицей. Оппозиция учению Нестория. Прокл Кизический и его проповедь 428 г. против Нестория. Евсевий Схоластик Одним из первых против Нестория выступил Прокл, епископ Кизический, ученик Иоанна Златоуста, который впоследствии станет епископом Константинополя и вернет мощи Златоуста в столицу. Прокл, который прежде был одним из претендентов на столичную кафедру, жил не в Кизике, а в Константинополе, поскольку в Кизике был очень строптивый народ (Евномий Кизикский также жил в Константинополе). В 428 г. Прокл произносит свою знаменитую проповедь, говоря чистым голосом, не обремененным опытом борьбы, говоря точно и глубоко 20 . В проповеди Прокла мы сталкиваемся с тонким, глубоким, ясным, умеренным положительным богословием. Обличал Нестория и будущий епископ Дорилейский Евсевий Схоластик. Этот Евсевий повесил в Святой Софии свое обвинение, в котором выписал параллельные места из сочинений Нестория и монархианина-динамиста Павла Самосатского. В связи с этими обвинениями беспристрастный Сократ Схоластик писал: «Мне кажется, Несторий не подражал Павлу Самосатскому» (Сократ. Церковная история 7,32). Параллели, которые приводил Евсевий Схоластик, не совсем точны, так что обвинения в том, что не вполне адекватно учению Нестория, могло только внутренне укреплять патриарха Константинополя. Первая реакция на высказывания Нестория со стороны Кирилла Александрийского В 429 г. слухи о событиях в Константинополе начали распространяться по Востоку, особенно через монашеские круги.

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

— У меня нет времени ждать. Дело неотложное. Прокл вновь заглянул в щелочку и опять был вынужден отказать: — Не могу помешать. Владыка занят. Он не один. Подождали еще: никто не выходит из кабинета. Посетитель стал нервничать. Прокл пытался его успокоить, но тут ударили к заутрене колокола. Пришел час идти на службу. Прокл вошел в приемную и удивленно заметил, что у епископа никого нет. — Как никого? Я же своими глазами… Попросив прощения, келейник поделился своим смущением: — К Вам просился посетитель, но я, убедившись, что у Вас кто-то есть, уговаривал пришедшего подождать. — Но у меня никого не было! — удивился Иоанн. — Как не было? Я своими глазами видел, что кто-то стоял за Вашей спиной и что-то диктовал, а Вы писали. — Я действительно писал толкование на слово Иоанна Богослова. При этом они посмотрели на икону Апостола — любимца Господа, которая всегда висела над столом епископа. И тут Прокл воскликнул: — Да! Да! Именно он стоял за Вами и что-то говорил, говорил, а Вы писали… Так открылась тайна возникновения святой книги. Книги и стая Выбравшись из попутки, Иван глянул окрест и сердце его сжалось. Родную деревеньку трудно было узнать. Сохранившиеся домишки покосились, а то и вовсе вместо соседской хаты — бурьян. Правда, его домик уцелел, но в нем никого. От родных лишь могилки на погосте. Они-то, быть может, и звали. Да и куда ему податься, когда корни его тут. От этих корней он один из их рода остался, да еще земля-матушка. Чем-то и она притягивала, будто зов предков. Председатель сельсовета обрадовался бывшему фронтовику. Хоть и покалечен изрядно, но теперь каждый мужик ох как надобен жизнь воскрешать. Поручили Ивану детей обучать, пока настоящих учителей в село не пришлют. Детишки полюбили дядю Ивана. Он им грамоту преподавал как драгоценную эстафету поколений. Пушкина, Лермонтова, Гоголя озвучивал. Детворе дивом казалось: сидит перед ними дядя-сосед, глазами по каким-то значкам бегает, а перед их внутренним взором возникают «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Ребятишки будто на машине времени по разным землям и эпохам странствовали, к сердцам и душам людей прикасались.

http://azbyka.ru/fiction/i-dana-byla-vst...

В своем слове Патриарх Прокл сравнивал святителя Иоанна Златоуста со святым Иоанном, Предтечей Господним, проповедовавшим покаяние и также пострадавшим за обличение пороков. Народ, горевший любовью к святителю Иоанну Златоусту, не дав Патриарху докончить своего слова, начал единодушно просить его обратиться к императору с просьбой о перенесении святых мощей святителя из Коман в Константинополь. Святитель Прокл отправился к царю Феодосию II (408–450) и от лица Церкви и народа просил его об этом. Император согласился и отправил в Команы особых посланников с серебряной ракой, чтобы с почетом перевезти святые мощи. Жители Коман глубоко скорбели о том, что их лишают великого сокровища, но не могли противиться царскому указу. Когда же императорские посланцы приступили ко гробу святителя Иоанна, они не смогли взять его мощи. Тогда император, в раскаянии, написал послание святителю, прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание это прочли у гроба святителя Иоанна, положили на него и совершили всенощное бдение. Затем приступили к гробнице, легко подняли мощи и внесли на корабль (гробница святителя Иоанна осталась в Команах, близ Пицунды; ныне она находится в кафедральном соборе в городе Сухуми). Тогда же совершилось исцеление убогого человека, приложившегося к покрову от гроба святого. По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь, 27 января 438 года весь город, во главе с Патриархом Проклом, императором Феодосием, со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу. Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в церковь святой мученицы Ирины. Когда Патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Припав ко гробу, император Феодосии II со слезами просил святителя простить его мать, говоря от ее имени словами: «Помоги мне, святый отче, во славе своей, которую ты принял от Бога и, прежде, чем я буду осуждена на Страшном суде Христовом, прости меня». Говоря это, он не переставал плакать. Народ не отходил от раки весь день и всю ночь. Наутро мощи святого были отнесены в соборную церковь Святых Апостолов. Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, весь народ едиными устами воскликнул: «Прими престол свой, отче!»—и Патриарх Прокл со многими, стоявшими у раки, увидели, как святитель Иоанн открыл уста свои и произнес «Мир всем!»

http://pravoslavie.ru/1589.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010