Как замечает Николас Констанс (а до него на это обратил внимание Грилльмайер), отличие терминологии св. Прокла от св. Кирилла было в том, что Кирилл употреблял практически взаимозаменимо выражения «единая природа Бога-Слова воплощенная» ( μα φσις το θεο Λγου σεσαρκωμνη) и «одна ипостась Бога-Слова воплощенная» 1700 , что порождало неку ю двусмысленность и подозрения в аполлинаризме 1701 . В отличие от этого, Прокл, следу я в этом богословским достижениям Каппадокийцев, последовательно различает ипостась Христа и Его две природы (уже ни в каких контекстах не употребляя «ипостась» тождественно «сущностт> или «природе»), что и стало тем способом, каким в дальнейшем формулировалось христологическое учение Церкви. Особенно интересно, что гам, где св. Кирилл говорит об одной ипостаси (или природе) Бога-Слова воплощенно («воплощенная» оказывается в этой формуле определением ипостаси (или природы)), там св. Прокл говорит об одной ипостаси Бога-Слова воплощенного ( σαρκωθντος), делая акцент на Самом Боге-Слове как субъекте воплощения 1702 , а не на характере соединения Божества и человечества, как это делает св. Кирилл. Во многих местах «Томоса к армянам» св. Прокл последовательно проводит различие между ипостасью Сына Божия и Его двумя природами. В частности, комментируя выражения Писания: «стало плотью» ( Ин. 1, 14 ) и «принял зрак рабий» ( Флп. 2, 7 ), он пишет: «Словами: «[Слово] стало [плотью]» евангелист указывает на неразделимость крайнего единения ( κρας νσεως). Ибо подобно тому, как монада [или: единица] не может быть разделена на две монады, так и то, что едино, в отношении крайнего единства не может быть разделено на два. С другой стороны, слова: «[Он] принял» указывают на неизменность [Божественной] природы. Итак, словами: «стал» и «принял» Священные Писания объявляют непреложность Божества и нераздельность таинства [Воплощения] с тем, чтобы подчеркнуть и единственность Лица ( προσπου), и неизменность [Божественной] природы». Здесь св. Прокл отвечает и на главное требование александрийского богословия – утверждение единства воплощенного Слова – единства, понимаемого как единство и неделимость Лица (или ипостаси), и в то же время дается ответ относительно сути принятия Словом «зрака рабьего», без того чтобы Божество оказалось «страдательным» – это было главной заботой антиохийского богословия (в частности, Нестория в полемике со св. Кириллом). Божественная природа остается неизменной и непреложной, никак не подвергается страданию, поскольку «зрак рабий» принимает не Божественная природа, а ипостась (или Лицо), являясь единственным «субъектом» Воплощения. Вместе с тем, эта ипостась – ипостась Сына Божия и Бога, единого из Святой Троицы. Именно в этом смысле, как родившая по человечеству того же Сына Божия и Бога, что предвечно рождается от Отца, Дева Мария по праву именуется Богородицей. Беседа Прокла, епископа Кизического, говоренная в присутствии Нестория в Великой константинопольской церкви (фрагмент) 1703

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Аминь. Тропарь, глас 1: Крилами богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимыя твари: взыскавши Бога и Творца всяческих, и того обретши, пакирождение крещением прияла еси. Древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши, Ольго приснославная. Кондак, глас 4: Воспоем днесь благодетеля всех Бога, прославльшаго в России Ольгу богомудрую: да молитвами ея подаст душам нашым грехов оставление. Память святого мученика Киндея Святой Киндей был пресвитером Памфилийского селения Сиды. В царствование Диоклитиана он был схвачен, по приказу игемона Стратоника, и осужден на сожжение. Его повели на место мучения в железной с гвоздями обуви. Воины, ведшие его, на пути встретили дровосека и насильно отняли у него дрова для костра, но святой Киндей заплатил дровосеку деньги, сам возложил на себя дрова и нес их до места мучения. Поставленный среди огня, мученик оставался невредим и призывал народ познать силу Христову. Вдруг гроза прекратилась, святой помолился Господу и испустил дух. Память 12 июля Страдание святых мучеников Прокла и Илария Святые мученики, Прокл и Иларий, были родом из пределов города Калипта, что близ Анкиры пострадали они от игемона Максима в царствование Траяна Первым был взят святой Прокл и приведен к самому царю, находившемуся тогда в пределах той страны; затем он был закован в железо и ввергнут в темницу. Царь, рассмотрев дело Прокла и найдя, что последний не повинуется нечестивым повелениям предал его на мучения игемону Максиму. Максим, севши на судилище, потребовал к ответу узника Христова, — он спросил его: — Какого ты рода? — Род мой Христов, — ответил святой Прокл, — и моя надежда Бог мой. — Клянусь богами, не пощажу тебя! — Сказал игемон и снова спросил: — Знаешь ли ты царские приказания, оглашенные везде, чтоб все христиане принесли жертвы богам? — Я слышал, — отвечал святой, — о сих приказаниях беззаконников; эти повеления они дали в соблазн многим, а себе на погибель. — Ты смеешь, — негодуя и удивляясь сказал игемон, — укорять царя и законы его хулить?! Не видишь разве, какие за это муки предстоят тебе, окаянный?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Кто и когда установил Литургию? Литургию установил Сам Иисус Христос перед Своими страданиями, в Великий четверток на Тайной вечере. Как Иисус Христос установил Литургию? Иисус Христос пред Своими страданиями взошел в одну убранную гостиницу, в Иерусалиме, и после пасхальной вечери, воздав хвалу Богу, взял хлеб, переломил его и, подавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Потом взял чашу с вином и, подавая ученикам, сказал: пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов ( Мф. 26, 26–28 ). Причастив таким образом апостолов, Иисус Христос повелел и им делать то же самое для Его воспоминания: сие творите в Мое воспоминание, сказал Он им. Эту Тайную вечерю, которая была, можно сказать, первою Литургией, Иисус Христос окончил беседою с апостолами, пением и молитвою (см.: Ин. 13 ; Мф. 26, 30 ). Для чего Иисус Христос установил Таинство Причащения? Для того, чтобы христиане воспоминали о Его спасительных страданиях и смерти и, причащаясь Его Тела и Крови, соединялись с Ним и получали жизнь вечную. Кто составил чин, или порядок, Литургии? Чин, или порядок, как совершать Литургию, составил святой апостол Иаков, брат Божий, первый епископ Иерусалимский, а святые отцы: Василий Великий , Иоанн Златоуст (IV век) и Григорий Двоеслов (VI век) записали этот порядок на бумаге, для того чтобы совершать Литургию всегда и везде одинаково Кто такие святые Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Двоеслов? Все они – архиепископы Православной Церкви. Василий Великий был архиепископом в Кесарии Каппадокийской, Иоанн Златоуст – в Константинополе, Григорий Двоеслов – в Риме. Они были люди высокого ума, образования и святой жизни. О Василии Великом повествуется, что он просил Бога, да даст ему Духа премудрости, чтобы своими словами мог совершать бескровную службу, то есть Литургию. В сновидении явился ему Господь с апостолами, совершая Таинство Причащения на престоле, и сказал: «По твоему прошению да исполнятся уста твои хваления». Василий пробудился и, войдя в церковь, начал изрекать и вместе писать все те молитвы, которые находятся в его Литургии. Священнослужители и народ видели небесный свет, осиявший алтарь и святителя, и Ангелов, окруживших его («Училище благочестия», часть 3). О святом Иоанне Златоусте повествуется, что когда, сидя по ночам, писал он толкование на послания апостола Павла, то келейник его, святой Прокл, видел, что некий благообразный старец, стоя позади и приклонясь к уху Златоуста, тихо беседует с ним. «Кто беседует с Иоанном, и как вошел он; двери все заперты», – думал святой Прокл. Старец делался невидим, когда святой Иоанн Златоуст утром шел в церковь. После святой Прокл заметил, что этот старец совершенно похож на образ святого апостола Павла.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Так, после многотрудного странствования земного, преподобный Григорий достиг вечного покоя на небесах между святыми Ангелами, видения и слышания которых он удостоился еще во время земной жизни своей, и теперь вместе с ними прославляет трисвятыми песнопениями Единого в Троице Бога во веки. Кондак, глас 3: Светлое тя солнце церковь познавает, добродетелей красотами, и исцелений лучами всех просвещая Христов угодниче: темже празднуем честную память твою, и почитаем подвиги твоя всеблаженне отче премудре Григорие. Житие святого Прокла, патриарха Константинопольского Святой Прокл был учеником св. Иоанна Златоуста и сподобился видеть, как святой Апостол Павел в дивном видении тайно беседовал на ухо со святым Иоанном. Один константинопольский вельможа был оклеветан своими завистниками пред императором Аркадием изгнан из дворца и лишен своего высокого сана. Желая обратиться за помощью к святому Иоанну, он заочно просил его позволить придти к нему ночью, так как боялся идти днем, чтобы не увидал его кто-нибудь из врагов и не оклеветал бы еще более пред царем. Тогда святой Иоанн, призвав служившего при нем Прокла, мужа благочестивого и сиявшего всякими добродетелями, велел ему напомнить ночью о вельможе и привести его: в том и состояло служение Прокла у Златоуста, что он докладывал патриарху о приходящих и вводил их к нему. Когда настала ночь, вельможа пришел к патриарху, чтобы побеседовать с ним и подробно рассказать ему о своем злоключении. И вот Прокл, вставши с постели, подошел к дверям спальни патриарха и чрез дверную щель увидел, что Иоанн сидит и пишет, а св. Апостол Павел приник к нему за спиною и, нагнувшись к его правому уху, беседует с ним. Видом Апостол похож был на св. пророка Елисея, с головою, лишенною волос на передней части и большою широкою бородою. О чем они беседовали, чрез двери расслышать было нельзя. Отошедши от дверей, Прокл сказал пришедшему: — Не огорчайся, — потерпи немного: некто другой прежде тебя вошел к патриарху и потому, пока он не уйдет, я не могу тебя ввести туда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Прокул (Прокл) Путеольский, сщмч. - житие Священномученик Ианнуарий, епископ, и с ним святые мученики Прокул, Соссий, Фавст диаконы, Дисидерий чтец, Евтихий и Акутион приняли мученическую смерть за Христа около 305 года, во время гонения императора Диоклитиана (284 - 305). Святителя Ианнуария схватили и привели на суд к правителю Кампании (Средняя Италия) Тимофею. За твердое исповедание христианской веры святителя бросили в раскаленную печь. Но, подобно вавилонским отрокам, он вышел оттуда невредимым. Тогда по приказу Тимофея его растянули на станке и били железными прутьями так, что обнажились кости. Среди собравшейся толпы были святой диакон Фавст и святой чтец Дисидерий, которые плакали при виде страданий своего епископа. Язычники догадались, что они христиане, и бросили их в тюрьму города Путеола вместе со священномучеником Ианнуарием. В той тюрьме находились заключенные ранее за исповедание Христа два диакона, святые Сессий и Прокул, и два мирянина - святые Евтихий и Акутион. На следующее утро всех мучеников вывели в цирк на растерзание диким зверям, но звери не тронули их. Тимофей объявил, что все чудеса происходят от колдовства христиан, но тут же ослеп и стал взывать о помощи. Кроткий священномученик Ианнуарий помолился об его исцелении, и Тимофей прозрел. Душевная же слепота не оставила мучителя, и он, с еще большей яростью обвиняя христиан в колдовстве, приказал отсечь всем мученикам головы за стенами города (+ 305). Христиане окрестных городов взяли тела святых мучеников для погребения, причем каждый город взял по одному, чтобы иметь своего ходатая пред Богом. Жители Неаполя взяли себе тело священномученика Ианнуария. Вместе с телом они собрали с земли его запекшуюся кровь. Когда сосуд с этой кровью поставили на мощи святого мученика, положенные в церкви города Неаполя, кровь растворилась и сделалась горячей, как только что пролитая. От мощей священномученика Ианнуария происходило много чудес. Во время извержения Везувия, когда жители города молились священномученику Ианнуарию, лава остановилась, не дойдя до города. Благочестивая женщина приложила икону с изображением священномученика к умершему сыну, и он воскрес. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Прокул (Прокл) Путеольский, сщмч. " .

http://pravicon.com/info-3257

Я очень многому назидался от отца Клеопы, потому что он с детства имел скучание по Богу. И больше всего в монастыре он любил послушание и отсекание своей воли. При коммунистах, когда Румынией правил предшественник Чаушеску Георге Георгиу-Деж, отца Прокла хотели забрать в армию. В военкомате ему сказали, что если он пойдет в армию, то ему сейчас же дадут тысячу лей, и еще пообещали высокооплачиваемую работу после службы. Его спросили, сколько лет он уже в монастыре; отец Прокл ответил, что уже семь. Тогда его поставили на стол, позвали других призывников и попросили, чтобы он сказал им, что Бога нет. Отец Прокл обратился к окружившим его с такими словами: «Меня попросили сказать вам, что Бога нет. Но это не так: Бог есть!» Не успел он произнести это, как очутился лежащим на полу, и был сильно избит за свое исповедование. Когда я поступил в монастырь, то только один год пробыл в Сихастрии. И патриарх Юстиниан (Марина), который тогда был, забрал меня оттуда и отправил в монастырь Слатина. Туда отправили половину братии, чтобы открыть общежительный монастырь. Коммунисты говорили, что нет Бога, а отец Клеопа – что Бог есть. И получалось, что было как будто две партии, и за это коммунисты хотели посадить отца Клеопу. Но благой Господь так управил, что они отошли. Я многим говорил и еще скажу, что отец Клеопа был чудесным батюшкой. Вряд ли когда увижу еще такого старца. Мы все по человеческому естеству можем грешить, но таких, каким был отец Клеопа, вряд ли найдешь. Даже когда к нему приходили очень большие люди или коммунисты, которые делали это тайно, чтобы не потерять свой хлеб, они сразу же менялись, стоило ему только заговорить. Чувствовалось, что Дух Святой, Которого он имел в себе, работал через него. От него я много узнал о сердечной молитве. Тот, кто жаждет сердечной молитвы и хочет ей научиться, должен быть девственником свои умом. Потому преуспевал в духовной жизни отец Клеопа, что имел святое смирение. От него никогда не хотелось уходить. Это не только у меня было такое чувство, но и у многих отцов.

http://pravoslavie.ru/45871.html

Светильце τò λαμπθιον – в русском переводе: «чашечка для елея») есть «воплотившийся Владыка», а седмь светильников ( λχνοι) – частичные законы (о κατà μρος νμοι). Эти семь законов св. Прокл перечисляет в следующем порядке: врожденный (или природный) закон νμος μφυτος), о котором говорит святой апостол Павел ( Рим.2:14 ) 361 ; второй – закон, даваемый через зрение ( νμος διà τς ψεως), ибо закон, возвещенный Творцом (вероятно, подразумевается первый, то есть естественный закон), удостоверяется зрением через [созерцание] творений – об этом изрекается в Прем. 13,5 . Третий закон есть заповедь относительно вкушения от древа познания добра и зла ( Быт. 2,16–17 ); четвертый представляет собой завет, данный Богом Ною ( Быт. 19, 11–17 ); пятый – завет об обрезании, дарованный Аврааму ( Быт. 17,10 ); шестой – «закон буквы», то есть Закон Моисеев. Седьмой же закон есть «закон благодати»: о нем и высказывается святой апостол Павел в Гал. 6,2 , упоминая «закон Христов». Что же касается седми чащиц светильником верхним его 362 то они суть дары ( χαρσματα) Святого Духа, о которых говорится в Ис. 11,1–3 ; а две маслины α λααι – «масличные ветви») суть два Завета (то есть Ветхий и Новый), ибо подобно тому, как оливковые деревья бывают вечнозелеными, так и оба Завета непрестанно свидетельствуют о Христе 363 . И как заключает св. Прокл, пророк Захария, видя образ ( εκνα), прозревал за ним и таинство Воплощения Слова, посрамляя тем самым иудеев, не верующих в это таинство. Таковы основные мысли, изложенные св. Проклом во второй гомилии. Если рассматривать первую часть ее, то многие из этих мыслей имеют свои истоки в предшествующем святоотеческом Предании. Например, типология Адама – Христа развита уже св. Иринеем Лионским в связи с его учением о «возглавлении» 364 . Обычно у святых отцов эта «типология», или сравнение Христа с Адамом , связывалась с идеей совершенства человеческой природы Господа, но подобное сравнение практически никогда не было отождествлением 365 . Данная черта выступает у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Святитель Прокл В разгоревшейся полемике церковную традицию именовать Деву Марию Богородицей с особой ревностью и богословской убедительностью отстаивал святой Прокл , один из ближайших учеников Иоанна Златоуста. Поставленный на Кизическую кафедру, он не выехал в Кизик, и туда был направлен другой епископ – Далмаций, а Прокл, имея епископский сан, исполнял в столице пресвитерские обязанности. В одной из своих праздничных проповедей он с особым акцентом назвал Пречистую Деву Богородицей и затем, разъясняя уместность такого Ее именования, сказал: «Родившийся от Жены не есть только Бог и не есть только человек: этот родившийся соделал жену, древнюю дверь греха, дверию спасения… Мы веруем, что Христос не чрез постепенное восхождение к божественному естеству сделался Богом, но, будучи Бог, по Своему милосердию сделался человеком. Не говорим: человек сделался Богом – но исповедуем, что Бог воплотился» . Несторий в этом споре между Анастасием и Проклом встал на сторону своего синкела и объявил, что самым приемлемым именованием Пречистой Девы должно быть Христородица: называть Ее Богородицей абсурдно, потому что Она Сама, как и весь человеческий род, сотворена Богом и потому не может быть Ему Матерью, а имя «Христос» объемлет и божественную, и человеческую природу Спасителя. Сказано это было в канун Рождества Христова – 24 декабря 428 года. В этом своем выступлении Несторий обрушился с обвинениями и угрозами на тех константинопольских клириков, которые, как он считал, по своему богословскому невежеству сеют смуту в церковном народе, а его единомышленник епископ Маркианопольский Дорофей довел возникшее в церковной среде напряжение до крайней остроты, провозгласив анафему тем, кто именует Святую Деву Богородицей. Но именно так называл Ее в своих творениях святой Григорий Богослов, и, конечно, не он один из прежних отцов: такое Ее именование можно найти в сочинениях Оригена и Евсевия Памфила. Противник Нестория Евсевий, в ту пору еще мирянин и схоласт, то есть юрист, а позже епископ Дорилейский, обвинил его в том, что, будучи земляком Павла Самосатского, он повторяет его учение. Такая оценка не была адекватной. Павел отрицал божество Иисуса Христа и вместе с этим учение о Божественной Троице, впав в монархианскую ересь. Расхождение Нестория с его оппонентами не затрагивало тринитарный догмат, а относилось к христологической теме, иными словами – к вопросу об образе соединения божественной и человеческой природы в Иисусе Христе. Несторий не сомневался в бытии и полноте божества Сына Божия, или Бога Слова, и поэтому не разделял заблуждений ни Павла Самосатского, ни Ария, но он иначе, чем его богословские противники, отвечал на ключевой христологический вопрос – о Боговоплощении.

http://pravoslavie.ru/50283.html

I. Деятельность до начала христологического спора. После кончины архиеп. К-польского свт. Аттика (10 окт. 425) в столице начался спор относительно кандидатуры его преемника. Образовались 2 партии, поддерживавшие соответственно пресв. Филиппа Сидского и пресв. Прокла (см. Прокл , свт., архиеп. К-польский). Последний был ставленником имп. св. Пульхерии , сестры имп. Феодосия II, которая являлась соправительницей младшего брата и оказывала на него большое влияние. Впосл. свт. Прокл действительно станет архиепископом К-польским (434-446/7), однако в тот момент имп. Феодосий, по всей видимости стремившийся к проведению самостоятельной политики, содействовал избранию Сисиния I , который отличался святой жизнью и любовью к нищим. Сисиний рукоположил Прокла во епископа Кизического, однако население города отказалось принять его, в связи с чем свт. Прокл остался в К-поле ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 26-28). Споры между двумя партиями возобновились в кон. 427 г., когда скончался архиеп. Сисиний I. В итоге император предпочел кандидатуру Н., вероятно рекомендованную ему архиеп. Иоанном Антиохийским. Преимущество Н. заключалось как в его даре проповедника и добродетельном образе жизни, так и в том, что он не был связан с к-польскими церковными партиями. При содействии Н. имп. Феодосий II намеревался внести существенные изменения в жизнь К-польской Церкви, направленные на ужесточение мер против еретических общин. Данные меры были весьма актуальны, с т. зр. отличавшегося благочестием Феодосия, поскольку эти общины имели свои храмы даже в столице. Кроме того, время после низложения свт. Иоанна Златоуста (404) ознаменовалось упадком церковной дисциплины, который, по мнению императора, мог быть остановлен лишь строгим аскетом в сане архиепископа. Возводя Н. на кафедру, Феодосий II явно следовал примеру своего отца имп. Аркадия (395-408). Именно благодаря последнему свт. Иоанн, к-рый также был известен добродетельной жизнью и выдающимися способностями к проповеди, стал архиепископом К-поля.

http://pravenc.ru/text/2565154.html

Это – одна из самых коротких проповедей св. Прокла, которая была произнесена им на следующий день после Рождества в период между 427 и 433 годами (но, скорее всего, в 429 году). Начинается она с констатации того, что существует много различных праздников ( πανηγρας), которые дают отдохновение и отраду людям в бедственной жизни сей, приносят успокоение от забот и забвение житейских печалей. Однако далеко не все вообще существующие праздники равны между собою, ибо одни из них установлены Богом, а другие изобретены диаволом. Среди последних есть такие, которые насыщают чрево. К ним относятся как праздники языческие, так и иудейские, ибо иудеи смешивают Бога с чревом (см. Флп.3:19 ), а язычники обожествляют страсти ( τà πθη θεοποισαντες). Им проповедник противопоставляет христианские праздники как божественные и досточудные 370 . Далее св. Прокл называет пять основных христианских праздников, начиная с первого – Пришествия Бога к людям. И он подробно останавливается на неизъяснимом таинстве соединения Божества и человечества, а также на таинстве рождения Богочеловека, чуждого родовых тягостей и мук: хотя оно дало начало человечеству Христа, но Божество Его при этом осталось безначальным. По словам святителя, «Образ воспринял образ» μορφ μορφν λβεν) 371 , но при этом Троица не приумножилась и не стала «четверицей». Сочетание двух естеств в едином Богочеловеке св. Прокл, предвосхищая Халкидонский орос, обозначает как «неслиянное единение» ( σγχυτος νωσις) Слова и плоти. Это единение Константинопольский предстоятель определяет еще так: «Рожденный по плоти есть Бог от Отца и человек от меня», называя его «таинством страшным и чудным». В завершение проповедник опять воздает похвалу Пречистой Богородице, Которая уготовила чрево Свое, благодаря чему Слово проникло в Нее через слух, а Святой Дух образовал в Ней живой храм. Тем самым девственное чрево явило таинство Божиего Домостроительства. Что особенно привлекает внимание в этой краткой гомилии, так это постоянный акцент на слове «таинство», которое по крайней мере четыре раза встречается в проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010