Тот факт, что первые переведенные на старославянский язык тексты, библейские или богослужебные, использовались в богослужебной практике, имеет особое значение. Это с самого начала открыло славянам тайну правильного подхода к Библии. Библия – это Книга Церкви, поэтому и ее содержание может быть открыто не просто индивидуально-рациональному, но только соборно-целостному молитвенному переживанию, и всегда в собрании, в Церкви. И как сам текст Священного Писания первоначально служил для литургического использования, так и первые толкования этого текста у славян возникли в рамках Литургии и были преимущественно поучительно-нравственного характера. Толкование через проповеди, поучения, свойственно как святым братьям, так и их ученикам, среди которых особенно выделялся св. Климент Охридский 338 . Из его сохранившихся проповедей ясно видно, что он был отличным знатоком Ветхого Завета. Его основной целью было научить народ вере посредством наставлений, основанных на библейских поучениях и событиях. Сохранилось его похвальное слово о пророке Илии, а также похвальное слово на пророка Захарию и зачатие Иоанна Предтечи 339 . В своих проповедях св. Климент приводит и Книгу Иисуса, сына Сирахова, а в поучениях особенно много использует высказывания свв. Иоанна Златоуста и Григория Богослова . О том, что он читал наставления не только об апостолах, но и о пророках, свидетельствует его древнее житие 340 . В своих похвальных словах он часто упоминает лица Ветхого Завета, а также толкует и приводит некоторые пророчества о событиях Нового Завета. У него мы встречаемся с пересказом библейских событий. Так, например, в Слове о Страшном Суде и Святой Троице пересказывается история сотворения человека и его грехопадения. Гедеоново руно для него – прообраз Богородицы, а небесная роса, которая выпадает на него, – прообраз благодати Святого Духа, которая осенила Пресвятую Деву 341 . Необходимо добавить, что св. Климент в житии своего учителя св. Кирилла 342 приводит разговор святителя с хазарским ханом и с евреями, в котором даются утонченные объяснения основных спорных вопросов, существующих между христианством и иудаизмом. Ветхий Завет у сербов в средние века

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Где же была кафедра этого Архиепископа? Ответом на это служит надпись, составленного им же: «Жития Св. Климента Охридского» (изданного в Албании, в Мосхополе, в 1742 году), в котором сказано, что оно сочинено: «Святейшим Феофилактом, Архиепископом Первой Юстинианы и Майстором Константинопольских риторов.» Из этой надписи с достаточной вероятностью можно заключить, что блаженнейший Феофилакт, как преемник Архиепископа Агафона (титуловавшегося, по своему кафедральному городу, Моравским), был первым Архиепископом Охридским, после перемещения туда кафедры Архиепископа Первой Юстинианы, что случилось в том же Х столетии, но не ранее, как по кончине Св. Климента (919); ибо в Житии его ясно говорится, что одна из созданных им в Охриде церквей, была в последствии кафедральной Архиепископской; при том же на Соборе 870 года видим, при Архиепископе Агафоне, и Епископа Охридского, Гавриила, как ему подчиненного (это объясняет почему и Св. Климент, называемый Охридским, т.е., по месту его святой деятельности, пользовался, однако же титулом Велицкого). Отсюда возникает целый ряд весьма вероятных предположений, а именно: блаженный Феофилакт как «Майстор Константинопольских риторов,» мог быть вызван, для занятия Архиепископской кафедры в Охриде, или известным чтителем Еллинской учености, полу-Греком Симеоном, или сыном его, Петром, вошедшим в тесные сношения с Византиею, по случаю женитьбы на Греческой Царевне (Марии); известно, что при этом случае был утвержден за Преславскими Болгарскими Архиепископами, присвоенный им Симеоном, титул Патриархов; со своей стороны, Византийские Императоры могли потребовать от Петра той уступки, чтобы на Архиепископскую кафедру Первой Юстинианы был назначен ученый грек Феофилакт, для того, чтобы сохранить духовное влияние Константинопольской Патриархии на области, бывшие в подчиненном отношении к Византийской Империи (и входившие, по изначальному делению, в состав духовной области Архиепископов Первой Юстинианы). Феофилакт в таком случае должен был прибыть в Болгарию в сопровождении царицы Марии, покровительством которой, как мы видели, и пользовался до конца её жизни (она умерла ранее своего супруга, следовательно, до 967 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Предстоятель Украинской Православной Церкви обратился к православным черногорцам: «Дорогие владыки, братья и сестры, все верующие Святой Черногорской земли! Нас приятно удивляют ваши многочисленные крестные хода, которые охватили вашу землю и проходят для укрепления духовности и защиты ваших святынь. Нас приятно удивляет ваше стояние в вере, ваше единство в православной вере. Для нас, православных украинцев, ваш пример является вдохновляющим. Мы сегодня с вами, чтобы не только разделить радость праздника, но и чтобы подтвердить еще раз истинность библейских слов: “Брат от брата помогаем, яко град тверд и огражден” (Притч. 18:19)». Вечером делегация Украинской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием посетила монастырь Острог в Черногории для поклонения мощам святителя Василия Острожского. Вместе с Предстоятелем Украинской Православной Церкви великой святыне Черногории поклонился митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий. 29 февраля Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил торжества по случаю дня памяти преподобного Симеона Мироточивого и 800-летия основания Епископии Зетской, современной Черногорско-Приморской митрополии. Божественная литургия была совершена в кафедральном соборе Воскресения Христова в столице Черногории. Блаженнейшему митрополиту Онуфрию сослужили Блаженнейший архиепископ Охридский и митрополит Скопский Иоанн, митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий и другие иерархи Сербской Православной Церкви, а также архиереи Украинской Православной Церкви: председатель Синодальной комиссии по делам монастырей УПЦ митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, глава Информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Нежинский и Прилукский Климент, и глава Представительства УПЦ при европейских международных организациях епископ Барышевский Виктор. Участие в богослужении приняли многочисленные клирики и верующие.  После чтения Евангелия со словом проповеди к верующим обратился архиепископ Охридский и митрополит Скопский Иоанн. 

http://patriarchia.ru/db/text/5601105.ht...

Ему принадлежат также оригинальные богослужебные тексты: 6 трипеснцев на предпразднество Рождества Христова, каноны на Успение Богородицы, на положение ризы и пояса Богоматери, каноны пророкам, апостолам, мученикам и мученицам, преподобным отцам, включенные в Минею Общую, каноны из Октоиха, службы преподобному Евфимию Великому, Аполлинарию Равеннскому, Папе Стефану I и Тивериопольским мученикам. Одно из творений Климента Охридского «Служба первоучителю Мефодию» с каноном посвящено апостолу славян, которого он хорошо знал лично. Некоторые из гимнографических текстов атрибутируются святому Клименту, ввиду отсутствия соответствующих акростихов, с известной долей вероятности. По объему большую часть литературного наследия святого Климента составляют проповеди, которых насчитывается до сотни, и среди них слова на Пасху, на Преображение Господне, на Богоявление, на Сретение, на памяти святых: апостола Фомы, великомученика Георгия Победоносца, преподобного Антония Великого. Характеризуя гомилетическое наследие святого Климента, его биограф писал, что он «на все праздники сочинил простые и ясные проповеди... которые не укрылись бы от понимания самого глупого среди болгар...» . В своем проповедничестве святой Климент ориентировался на слова Иоанна Златоуста. «Похвальные слова Климента Охридского подражают тем византийским энкомионам, которые отличаются драматизмом и экспрессией, но пространные философские рассуждения о мистическом смысле евангельских событий, полемика и их глубокие догматические разъяснения автору чужды. В этих торжественных произведениях царит желание объяснить значение праздника или светозарной памяти” святого для спасения каждого человека. Библейские цитаты раскрывают смысл, повествование о библейских событиях чередуется с прославлениями. Эмоциональные риторические тирады составлены из анафорических рядов хайретизмов, славословий, призываний святых» . Из всех творений святого Климента самым замечательным его биограф Д. Оболенский считает «Похвальное слово Константину-Кириллу»: оно –

http://pravoslavie.ru/152907.html

3. Преп. Наум Чудотворец, Охридский . Ученик святых Кирилла и Мефодия и один из Пяточисленных просветителей [память их 27 июля. – Пер.], которые ревностнее всего соработничали с оными славянскими Апостолами. Святой Наум путешествовал в Рим, где прославился силой чудотворений, а также большой образованностью. Был знатоком многих языков. По возвращении из Рима просветители, при содействии царя Бориса-Михаила, поселились на берегах Охридского озера. Тогда как святой Климент был в Охриде епископом, преподобный Наум основал на южном берегу озера монастырь, и доселе украшающий оную местность так же, как имя святого Наума украшает историю славянского христианства. Обитель преподобного Наума во все века была источником чудодейственной силы и прибежищем для всех скорбящих и бедствующих. Вокруг святого Наума собралось множество монахов – отовсюду с Балкан. Был он мудрым учителем, единственным наставником иночествующих, самоотверженным подвижником, молитвенником и духовником, творившим чудеса при жизни и по смерти. Неустанный труженик, преподобный Наум прилагал особые усилия к переводу Священного Писания и прочих церковных книг с греческого языка на славянский. Его чудотворные мощи и по сей день удивляют [приходящих к ним] многочисленными чудесами, нарочито исцелениями от тяжких недугов, в частности – от сумасшествия. Упокоился он в первой половине X века и переселился в радость возлюбленного Христа 183 . Наум преподобный, апостол славян, Ты светом Христовым чудесно осиян; Оплот нерушимый! – Таким ты в был, Наитию Духа плоть бренную вручил. Постом и молитвой изгнал ты злых гостей И душу очистил от пагубных страстей; И ангельским Силам себя уподобил – Божественной власти Господь тебя сподобил: Христос всю природу тебе покорил, На демонов злобных твой дух ополчил. Привел ты ко Господу сонмы народов, Учил их жить в Боге и Богу в угоду; Недуги лечил ты Божественной силой – Людские сердца благодать посетила. По смерти ты сделался житель небес, На сей, творя мириады чудес, Взираешь, Христа проповедуя нам,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В. Культ св. Климента, папы Римского, в истории визант. и древнерус. церкви IX - 1-й половины XI в.//AION. Slavistica. 1997/1998. Vol. 5. С. 548-566; она же. Служба св. Клименту, папе Римскому, в контексте крещения Руси вел. кн. Владимиром//Историческому музею - 125 лет. М., 1998. С. 143-152. (Тр. ГИМ; 100); она же. Культ св. Климента, папы Римского, как отражение полит. концепций Византии и Руси IX - XI вв.: (Опыт комплексного источниковедческого анализа): Дис. М., 2000; она же. Обретение мощей св. Климента, папы Римского, в контексте внешней и внутренней политики Византии сер. IX в.//ВВ. 2000. Т. 59(84). С. 116-128; Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный: (Теорет. взгляды и лит. техника древнерус. писателя). М., 1998. С. 53-54, 309; он же. «Житие Климента, епископа Римского» и «Исповедание» Псевдо-Ефрема в агиографическом своде А. М. Курбского//Palaeoslavica. Camb. (Mass.), 2001. Vol. 9. С. 118-142; Лурье В. М. Святой Кирилл перед мощами св. Климента//Общото и специфичното в балканските култури до края на XIX в.: Сб. в чест на 70-годишнината на проф. В. Тъпкова-Заимова. 1999. С. 62-86; Бърлиева С. Климент Римски, Климент Охридски и кирило-методиевската традиция//КМС. София, 2000. Т. 13. С. 159-166; Панич Т. В. «Эпистолия Климента Римского о житии его» в переводе Евфимия Чудовского//Проблемы истории рус. книжности, культуры и обществ. сознания. Новосиб., 2000. С. 202-216; Толстая Т. В., Уханова Е. В. «Корсунские» реликвии и крещение Руси//Христ. реликвии в Моск. Кремле. М., 2000. С. 147-189; Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 66, 72, 77, 210, 259; Завадская С. В. Слово о чуде св. Климента об отроке//Письменные памятники истории Древней Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания: Аннот. кат.-справ./Ред.: Я. Н. Щапов. М., 2003. С. 221-224 95); Трендафилов Х. Херсонска легенда//КМЕ. 2003. Т. 4. С. 384-388; Диатроптов П. Д. Предания о мученичестве Климента папы Римского в Херсонесе Таврическом//РиХВ. 2004. Вып. 2/3. С. 10-18; Йовчева М.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

5. Св. Иннокентий Иркутский, чудотворец . Преставился в 1731 году. Его чудотворные мощи были открыты в 1804 году. Рассуждение Многие образованные язычники пришли к Церкви Христовой и крестились только потому, что Христова Церковь проповедует вечную жизнь как доказанный факт, а не как некую догадку человеческого разума. Святитель Климент Римский изучил всю греческую философию, но его душа осталась пустой и ненасыщенной. 24-летним юношей всей душой возжелал он узнать, есть ли еще какая-либо жизнь помимо сей и лучше сей. Философия представляла ему лишь мнения разных людей, не давая, однако, никакого реального доказательства. Скорбел он о своих потерянных родителях и братьях, постоянно терзаясь вопросом, увидится ли он с ними в какой-либо другой жизни. Всевидящий Бог так управил его шаги, что юный Климент встретился с некоторым человеком, который рассказал ему о христианах и об их вере в жизнь загробную. Это побудило его тотчас отправиться из Рима в Иудею, чтобы там, в самой колыбели христианской веры, собрать достоверные сведения о жизни после смерти. Услышав проповедь апостола Петра, всецело основанную на Христе, воскресшем из мертвых, Климент презрел все философские гипотезы и допущения и всем сердцем усвоил веру Христову, крестился и предал всего себя на служение Божией Церкви. Так [это было] тогда, так [это] и сейчас: кто имеет твердую веру в воскресшего Христа и ясное сознание о загробной жизни и Суде, тот легко решается заплатить [высокую] цену за вхождение в оную жизнь, то есть [соглашается] на исполнение всех Божиих заповедей. Созерцание Да созерцаю досточудное сотворение (Быт гл. 2), а именно: 1) как сотворил Господь Бог мужчину, а затем женщину из ребра мужчины; 2) как Адам и Ева были нагими, но не стыдились, так как еще не ведали греха. Проповедь о цели разделения даров, служений и званий К совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова. Еф. 4:12 Для того Дух Святой разделил дарования, поставив одних Апостолами, других – пророками, некоторых – опять[-таки] благовестниками, и пастырями, и учителями, чтобы святые, то есть верующие христиане, [совершились] (усовершились) .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Здесь в славянском тексте кратко выражена целая эстетическая концепция, которая легла в основу и древнерусской эстетики. Сам принцип образного выражения дал людям Бог , показав Моисею скинию как образ неких более высоких и невидимых реальностей. Человек же своим искусством только воспроизводит этот богоданный образ, создает «образ образа» 7 и, что особенно следует подчеркнуть, украшает его своим искусством. Суть творческой деятельности художника, по автору «Жития Константина», состоит именно в том, что он с помощью искусства воспроизводит путем подражания божественный образец в модусе прекрасного. В действительности образ искусства есть прекрасное отображение богоданного образца. Много сделал для пропаганды и популяризации христианства среди славян непосредственный ученик Кирилла и Мефодия Климент Охридский (ок. 830–916) 8 . В своих многочисленных «Словах» и «Поучениях» он, пожалуй, одним из первых в славянском мире ярко и образно изложил почти все основные положения христианского учения, дав образцы и словесные стереотипы славянской интерпретации многих идей патристики. В «Слове о святой Троице», получившем впоследствии распространение на Руси, Климент популярно пересказал общую концепцию христианского миропонимания, изложив тринитарный и христологический догматы , историю грехопадения человека и основы христианской этики. В других своих «Словах» и проповедях он постоянно возвращается к тем или иным проблемам нового для славян учения, разъясняя более подробно каждое из них. Климент тщательно подбирает славянскую терминологию для выражения сложных антиномических идей византийского богословия, нередко придавая ей эмоционально-эстетическую окраску. Проблемы возникают и при стремлении обозначить ипостаси Троицы, и при попытках выразить трансцендентность христианского Бога. В поисках адекватного обозначения Клименту приходится перебирать ряды терминов. Троицу он осмысливает как единую державу, единое царство, единую власть нераздельно «в триех собьствех соушоу, сиречь ипостасех, еже ся и лица и состави могуть разумети» (639); Бога-Отца исповедует «нерождена и несотворена, несозданна, безначальна, бесконечна, бессмертьна, превечна». От него «безъначальна и безъвременьно, коупнородно восия Господь нашь Иисус Христос , свет от света...» и т. п. (639).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 889 году святой князь Борис удалился в монастырь (видимо, при Большой базилике в Плиске) и передал престол старшему сыну Владимиру. Но из-за приверженности нового князя язычеству Борису пришлось отстранить его от власти и вернуться к управлению страной. Осенью 893 года он созвал в Преславе Собор с участием духовенства, знати и народа, который de jure низложил Владимира и передал власть Симеону. С Преславским Собором обычно связывают утверждение приоритета славянского языка и кириллической письменности. Распространение славянской книжности и храмостроительство Огромное значение для укрепления и распространения христианства в Болгарии имела деятельность славянских первоучителей равноапостольных Кирилла и Мефодия. По сведениям ряда источников, равноапостольный Кирилл проповедовал и крестил болгар на реке Брегальница (современная Македония) еще до официального принятия христианства князем Борисом. Данная легендарно-историческая традиция оформилась в период византийского владычества и на раннем этапе возрождения Болгарской державы в XII-XIII веках, когда главным очагом сохранения национальной культуры были юго-западные области. После смерти архиепископа Мефодия в 886 году начались гонения латинского духовенства, поддержанные князем Святополком, на славянскую литургию и письменность в Великой Моравии, ученики славных апостолов - Ангеларий, Климент, Лаврентий, Наум, Савва; к их числу со всей очевидностью относится также Константин, будущий епископ Преславский, нашли убежище в Болгарии. В страну они попали разными путями: Ангеларий и Климент добрались до Белграда, принадлежавшего тогда Болгарии, на бревне, переправившись через Дунай; Наум был продан в рабство и выкуплен в Венеции византийцами; пути других неизвестны. В Болгарии они были с радостью приняты князем Борисом, нуждавшимся в просвещенных и не связанных напрямую ни с Римом, ни с Константинополем сотрудниках. На протяжении примерно 40 лет с 886 по 927 книжники, прибывшие из Великой Моравии, и поколение их учеников путем переводов и оригинального творчества создали в Болгарии полноценную многожанровую литературу на понятном народу языке, составившую основу всех средневековых православных славянских, а также румынской литературы. Благодаря деятельности учеников Кирилла и Мефодия и при непосредственной поддержке верховной власти в Болгарии в последней четверти IX -1-й трети X века сложились и активно действовали 2 литературно-переводческих центра (или «школы») — охридская и преславская. По крайней мере, двое из учеников славных апостолов — Климент и Константин — были возведены в сан епископа.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

София, 1922. Кн. V. Михайлов А. К вопросу об Учительном Евангелии Константина, епископа Болгарского. М., 1894. Муркос Г. Мнение православных арабов о греко–болгарской распре. М., 1880. Мутафчиев П. Русско–болгарские отношения при Святославе (резюме доклада)/Труды V съезда Русских Академических Организаций за границей в Софии 14–21 сентября 1930 года, — Изд. Рус. Академ. Организаций в Софии, 1932. 4.1. Нестор, архим. Архиереи Болгарской Церкви — воспитанники русских духовных школ в прошлом и настоящем//ЖМП. 1974. 9. Нестор, архим. Вековые связи Болгарского Рыльского монастыря с Россией. (Магистерская диссертация). М., 1974. Машинопись. Нестор (Крыстев), архим. «Велчова завера» (заговор в Болгарии против турок в 1833—1835 годах за свободу Христовой веры и болгарского народа). МДА, 1964. Машинопись. Нестор, архим. Визит Святейшего патриарха Болгарского Максима Предстоятелям Грузинской и Армянской Церквей//ЖМП. 1974. 8. Нестор, архим. 25–летие Болгарского подворья в Москве//ЖМП. 1973. 12. Нестор, архим. Почитание преподобного Иоанна Рыльского в Русской земле//ЖМП. 1975. 2. Нестор, архим. Преподобный Иоанн Рыльский//ЖМП. 1976. 8. Нестор, архим. Преподобный Феодосии Тырновский и его ученики//ЖМП. 1963. 7. Нестор, архим. Святитель Евфимий, Патриарх Тырновский//ЖМ П. 1975. 9. Нестор, архим. 700–летие Куликовского монастыря//ЖМ П. 1973. 12. Никодим, митроп. Апостолам равные//ЖМП. 1969. 6. Никодим, митроп. Великое дело святых братьев//ЖМП. 1969. 6. Никодим, митроп. Святой Климент Охридский в русской литературе. (Доклад в Софийской академии)//ЖМП. 1975. 2. Николай, еп. Макариополъский. Его Святейшество, Патриарх Болгарский Кирилл (к 30–летию архиерейского служения)//ЖМП. 1966. 10. Николай, еп. Макариопольский. св. Климент Охридский, чудотворец//ЖМП. 1967. 3. О кончине Патриарха Болгарского Кирилла//ЖМП. 1971. 4. Отставка Экзарха Болгарской Православной Церкви Митрополита Стефана//ЖМП. 1949. 3. Пальмов И. Болгарская Экзархийская Церковь. Первоначальное и современное ее устройство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010