После мученической кончины святого Петра римским епископом был Лин, затем Анаклет – оба короткое время – и наконец Климент. С пламенной ревностью управлял Климент Божией Церковью, изо дня в день обращая немалое число язычников в веру Христову. Назначил он и семерых скорописцев, чтобы записывали они жития христианских мучеников, страдавших в то время за своего Господа. Император Траян сослал его в Херсонес, где святой Климент застал две тысячи таких же, как и он, христиан-изгнанников. Все они были приставлены к тяжелым работам: обтесывали камни в некоем безводном месте. Климента приняли они с великой радостью, и стал он для них живым источником утешения. Своей молитвой извел он водный источник из земли и обратил в христианство столь большое число неверующих туземцев, что в течение одного года построил в том месте 75 храмов. Дабы не распространял он и дальше веру Христову, святитель Климент был приговорен к смерти и утоплен в море с камнем на шее. Произошло это в 101 году. Его чудотворные мощи были извлечены из пучины лишь в эпоху св[ятых равноапостольных] Кирилла и Мефодия. Благородный Климент, царской ветви прозябение, В Господа уверовал, чтоб обрести спасение. Возгнушался Рима гордой суетой, На соблазны найдя ответ простой; Прилепляясь духом ко Христу Единому, Славил воскресение Божиего Сына. От родства отрекся с царственной лозою, В помраченном граде воссияв звездою. Всечестным крестом он тьму густую поразил, Церковь же Христову – украсил и утвердил. Распалились яростию демонские силы, Зная свою гибель и конечную могилу, На Христова воина скопом ополчились: Тело – утопили, но к душе – не подступились. Воспарила в рай душа, тело же пребыло В глубине морской; однако тленья не вкусило. Извлекли его мужи святые, православные, – И явил епископ Климент силу вседержавную: Чудесами дивными Бога он прославил Множество неверующих к истине наставил. О святитель Климент, в лик небесный вознесенный, Заступи пред Богом нас молитвой вдохновенной. 2. Священномученик Петр, архиепископ Александрийский .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства КЛИМЕНЕЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Климецкий, Клименицкий, Клименцы), находился в Петрозаводском у. Олонецкой губ., на юж. побережье Климецкого (Клименцы) о-ва Онежского оз. КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) КЛИМЕНТ (Верниковский Константин Александрович; 1863-1909), еп. Винницкий, викарий Подольской и Брацлавской епархии КЛИМЕНТ (Друмев Васил Николов) (ок. 1841 - 1901), митр. Тырновский, болг. писатель, церковный и политический деятель КЛИМЕНТ (Зедергольм Карл Густав Адольф, после принятия Православия - Константин Карлович; 1830-1878), иером., переводчик, писатель КЛИМЕНТ (Тризна; † между янв. 1685 и июлем 1686), нареченный еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский (1679-1686) КЛИМЕНТ VI (1290 или 1291 - 1352, до избрания папой - Пьер Роже), папа Римский эпохи «Авиньонского пленения пап» (с мая 1342) КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ (30-40-е гг. IX в.- 916), равноап. (пам. 27 июля; пам. болг. 27 июля и 25 нояб.), еп. Величский, ученик равноапостольных Кирилла и Мефодия, основатель Охридской книжной школы КЛИНЦОВСКАЯ И ТРУБЧЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ образована решением Свящ. Синода РПЦ от 29 мая 2013 г. в составе новоучрежденной Брянской митрополии КЛИРИК ОСТРОЖСКИЙ (кон. XVI - нач. XVII в.), правосл. антиуниат. полемист, участник острожского культурно-просветительского кружка, состоявшего под покровительством кн. Константина Константиновича Острожского КЛИРОС объединение священников кафедральных соборов, состоявшее при епископах Русской Церкви в X-XVII вв., орган епархиального управления КЛИСИНА (Огненная Мария), муж. мон-рь во имя вмц. Марины Бихачско-Петровацкой епархии Сербской Православной Церкви КЛИСУРА (Добрача), жен. мон-рь во имя святых архангелов Михаила и Гавриила Жичской епархии Сербской Православной Церкви КЛИСУРСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия, Видинской епархии Болгарской Православной Церкви КЛИТИН Александр Михайлович (1860 - ок. 1919), прот., правосл. богослов, проф. богословия Имп. Новороссийского ун-та

http://pravenc.ru/rubrics/121236_149.htm...

2. Св. Климент, архиепископ Охридский . Ученик равноапостольных Мефодия и Кирилла. По кончине святого Мефодия Климент, теснимый немцами, двинулся из Моравии на юг. Вместе с Гораздом, Наумом, Саввой и Ангеларием (Ангеляром) – все вкупе они именуются пяточисленными – перешел он Дунай, погостил у царя Бориса Михаила, а потом прибыл в Охридскую страну. Сначала основал монастырь в Белице, где и находилась его первая епископская кафедра. В дальнейшем переселился в Охрид, откуда развил усердную архипастырскую и просветительскую деятельность в ближних и дальних краях. В Охриде святой Климент воздвиг храм в честь святого великомученика Пантелеймона. Было у него много учеников, переписывающих книги славянскими письменами для славянских народов [букв.: для славянского народа. – Пер.]. В этих начинаниях особенно помогал ему св[ятой] Наум. Святой Климент еще при жизни творил чудеса, а его мощи являют свою целебную силу вплоть до сего дня. После великих трудов и верного служения Богу он мирно упокоился в Охриде в 916 году. Его чудотворные мощи почивают в некогда бывшем храме Пресвятой Богородицы, который впоследствии стал носить имя святого Климента. Божии угодники пяточисленные, Сборщики меда евангельского чистого, По белу свету возвещали вы веру правую, Но и ныне, грядя небесной дубравою, Вящие прилагаете усилия, Дабы эту жизнь Христом усладили нам. Климент-архипастырь, служитель Вышнего Бога, За Христа претерпевший много, Ты для Охрида Господним знамением стал, А с тобою вкупе – Савва, Наум, Горазд, Ангеляр. Вот уж десять веков, как в небесах вы живете, Удивляя нас, помощь нам подаете. Не жалея сил, вы народы крестили, Бога паче благ земных возлюбили. Охрид вашу память хранит христианскую, Славу дивных светочей рода славянского. 3. Блаженный Николай [Кочанов], Христа ради юродивый, Новгородский . Сын богатых родителей. Оставил богатство и как юродивый бегал по улицам, сим своим подвигом поучая людей. Сотоварищем его в том же подвиге был блаженный Феодор. Однажды на глазах всего народа они оба перебежали реку по воде. Упокоился в Господе в 1392 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

После смерти св. Ангеляра св. Климент был отправлен царем просвещать болгар в Кутмичивице (область в Македонии). В каждом округе он оставлял учеников, подготовив их для дальнейшей проповеди Святого Евангелия, организовывал школы для детей и взрослых, сам учил детей грамоте, писал книги. В Охриде святой Климент основал монастырь во имя великомученика Пантелеймона. Около 896 года (возможно, в 893) при болгарском царе Симеоне (888–927) святой Климент был поставлен первым епископом – болгарином Велицы, где христианство существовало с VII века. Святитель Климент заботился о просвещении своей паствы, вводил стройный порядок в богослужение. На болгарском языке не было поучений на великие церковные праздники, и клирики, не знавшие греческий язык, зачастую не могли объяснить верующим их значение. Святитель Климент, по слову его жития, «сочинил слова, простые и понятные, на все праздники и стал для болгар вторым Павлом». Незадолго до кончины, уже в глубокой старости, святитель Климент перевел на болгарский язык Триодь Цветную. Умер он 27 июля 916 г. Святой Наум был усердным помощником святителя Климента. На юго-восточной стороне Охридского озера он вместе со святителем Климентом основал монастырь на средства царя Бориса. В этой обители святой Наум и был погребен. Святой равноапостольный Ростислав (память 24 мая н. ст.) был князем Моравии, жил в IX веке. Способствовал распространению христианства среди славян свв. Кириллом и Мефодием. Святой благоверный и равноапостольный царь Борис Болгарский 210 (память 15 мая н. ст., †907). Борис с семьей и придворными был крещен св. равноапостольным Мефодием. Болгары – язычники, узнав об этом, хотели умертвить царя Бориса, но их заговор был разрушен, после чего болгарский народ добровольно принял Крещение. С 867 г. в стране шла борьба между римскими и восточными проповедниками, а после Константинопольского Собора 869 г. Болгария окончательно присоединилась к Восточной Церкви с 3 марта 870 года. Святой Борис украшал страну храмами, способствовал распространению благочестия, впоследствии в Болгарии была учреждена патриаршая кафедра. На склоне лет Борис удалился в монастырь, оставив престол сыновьям Владимиру и Симеону.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Когда Господь создал человека, Он создал его для определенной миссии, сказал Святейший Патриарх Коптский Тавадрос II.  Xpucmuahckuй человек в любом обществе должен быть лучом света и благодати. Святой Иоанн Златоуст говорил, что любой христианин должен быть полон любви. Наш мир сегодня погрузился в материализм, собрал очень много знаний, однако потерял и снизил уровень любви и духовности. А когда душе не хватает любви, распространяются ненависть и насилие. Мы ответственны перед Господом за то, чтобы сеять семена любви в каждое сердце, чтобы души людей были заполнены именно христианскими ценностями». По словам Главы Коптской Церкви, говорить миру о любви первоочередная задача христиан. «Мы должны молиться за весь мир, особенно в нашей Церкви, которая дала многих мучеников в течение последних нескольких лет. Это мученическая смерть ради Христа укрепляет веру. Эта мученическая смерть в восприятии не только членов Коптской Церкви, но и всех христиан на Земле», отметил Патриарх Тавадрос. Президент Республики Македония Георге Иванов в свою очередь сказал: «Для меня подлинная честь быть сегодня с вами. Благодарю Международный общественный фонд единства православных народов за эту значимую награду, которая носит имя Его Святейшества Патриарха Алексия II. Эта награда для нас особенно значима и дорога, потому что она вручается за 2016 год, когда мы отмечали 11 веков преставления великого славянского просветителя святого равноапостольного Климента Охридского †916)». «Святой Климент был самым опытным, энергичным и просветленным учеником святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. В 866 году в Охриде  славянском Иерусалиме  Климент основал Охридскую книжную школу. В ней всего за семь лет он дал образование 3 500 учеников. Создавая древнейшие славянские рукописи, благодаря которым письменность и вера распространились до самой Руси, Св. Климент и его ученики стали учителями всего славянства. Как проповедник, просветитель и педагог Св. Климент зародил в народе жажду правды, укрепил христианскую веру и развил добродетели сердца. Тем самым он способствовал просветлению и духовно-нравственному становлению славянских народов. Для славян Святой Климент стал тем, кем был апостол Павел для первых христиан. Без него мы бы сегодня жили в иной Европе, более бедной в духовном, культурном и цивилизационном смысле»,  отметил Президент Македонии.

http://patriarchia.ru/db/text/4903202.ht...

1860. Кн. 1, отд. III. Мефодий, архим. Св. равноапостольный Борис, просветитель болгарского народа//ЖМП. 1965. 8. Милев Н. И. Охридский Патриарх Афанасий/Известия Исторического общества. София, 1922. Кн. V. Михайлов А. К вопросу об Учительном Евангелии Константина, епископа Болгарского. М., 1894. Муркос Г. Мнение православных арабов о греко-болгарской распре. М., 1880. Мутафчиев П. Русско-болгарские отношения при Святославе (резюме доклада)/Труды V съезда Русских Академических Организаций за границей в Софии 14 -21 сентября 1930 года, — Изд. Рус. Академ. Организаций в Софии, 1932. 4.1. Нестор, архим. Архиереи Болгарской Церкви — воспитанники русских духовных школ в прошлом и настоящем//ЖМП. 1974. 9. Нестор, архим. Вековые связи Болгарского Рыльского монастыря с Россией. (Магистерская диссертация). М., 1974. Машинопись. Нестор (Крыстев), архим. «Велчова завера» (заговор в Болгарии против турок в 1833 —1835 годах за свободу Христовой веры и болгарского народа). МДА, 1964. Машинопись. Нестор, архим. Визит Святейшего патриарха Болгарского Максима Предстоятелям Грузинской и Армянской Церквей//ЖМП. 1974. 8. Нестор, архим. 25-летие Болгарского подворья в Москве//ЖМП. 1973. 12. Нестор, архим. Почитание преподобного Иоанна Рыльского в Русской земле//ЖМП. 1975. 2. Нестор, архим. Преподобный Иоанн Рыльский//ЖМП. 1976. 8. Нестор, архим. Преподобный Феодосии Тырновский и его ученики//ЖМП. 1963. 7. Нестор, архим. Святитель Евфимий, Патриарх Тырновский//ЖМ П. 1975. 9. Нестор, архим. 700-летие Куликовского монастыря//ЖМ П. 1973. 12. Никодим, митроп. Апостолам равные//ЖМП. 1969. 6. Никодим, митроп. Великое дело святых братьев//ЖМП. 1969. 6. Никодим, митроп. Святой Климент Охридский в русской литературе. (Доклад в Софийской академии)//ЖМП. 1975. 2. Николай, еп. Макариополъский. Его Святейшество, Патриарх Болгарский Кирилл (к 30-летию архиерейского служения)//ЖМП. 1966. 10. Николай, еп. Макариопольский. Св. Климент Охридский, чудотворец//ЖМП. 1967. 3. О кончине Патриарха Болгарского Кирилла//ЖМП.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

Вместе с другими изгнанниками из Моравии святитель Климент основывает ряд монастырей, которые становятся одновременно и духовными школами, и хранилищами книг по различным областям знания. Монастырские библиотеки собирали книги, которые были славянскими переводами византийских сочинений, а также и собственно греческие и латинские. Благодаря покровительству царя и вельмож, Климент заботился о храмоздательстве, как в своей епархии, так и по всей Болгарии. Заботясь о духовном становлении болгарского народа, святитель Климент не забывал и о его насущных интересах. Так он выписывал из Византии плодовые деревья, которых не хватало в Болгарии, культивировал их и распространял по всей стране. В конце жизни святитель Климент просил царя отпустить его на покаяние в одну из созданных им обителей. Но царь Симеон уговорил его остаться на своем посту. Вскоре он начинает перевод на славянский язык Цветной Триоди. Закончив этот труд, он начал готовиться к смерти. Все свое имущество – библиотеку – святитель Климент завещал кафедре и Охридскому монастырю. Он своими руками выкопал себе могилу справа от притвора Охридского монастырского храма. 27 июля 916 года епископ Величковский Климент мирно скончался и был погребен в приготовленном месте. Преподобный Наум Один из ближайших учеников святых Кирилла и Мефодия, Наум, происходил из славян, живших на территории Византийской Империи. Он последовал за своими наставниками в Моравию, где в течение нескольких лет проповедовал Слово Божие и занимался перепиской богослужебных книг. В 868 году в Риме папой Адрианом II был рукоположен во диакона. Затем уже святой Мефодий рукоположил Наума во иерея. По кончине святого Мефодия, вместе с другими учениками его, Наум был посажен в темницу, где претерпел многие мучения. После освобождения из темницы был изгнан из Моравии за Дунай вместе с Климентом и Ангеларием. Вместе они добрались до Болгарии – там они были с честью встречены царем Борисом. Некоторое время святой Наум провел при дворе царя Бориса в Плиске. Затем он отправился на Охридское озеро, на юго-восточной стороне которого и основал монастырь. Средства на создание обители пожертвовал царь Борис. Монастырь, основанный святым Наумом, вскоре стал одним из центров славянского просвещения. Здесь под руководством святого болгары обучались славянской и греческой грамоте; шла работа по переписке книг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Равноап. Наум Охридский. Икона. 2-я пол. XIV в. (Галерея икон, Охрид) Сохранилось относительно немного средневек. изображений Н. О., самые ранние из к-рых относятся ко 2-й пол. XIV в. и локализованы в Охриде и его окрестностях: литийная двусторонняя икона XIV в. из храма Пресв. Богородицы Перивлепты, или «старой церкви св. Климента», в Охриде (на обратной стороне - равноап. Климент), икона из храма Пресв. Богородицы Больничной в Охриде, фрески храма Св. Софии в Охриде (1355-1368), «малого» храма св. Климента в Охриде (1378), Пресв. Богородицы Захумской (1361) и Пресв. Богородицы в с. Пещани (Пештани, 1370). На них Н. О. изображается в монашеском одеянии, с темными волосами и окладистой бородой. Равноап. Наум Охридский. Роспись часовни кафоликона мон-ря Наума Охридского. 1800 г. Равноап. Наум Охридский. Роспись часовни кафоликона мон-ря Наума Охридского. 1800 г. Кроме спорной идентификации Н. О. на иконе архиерея в храме свт. Николая Больничного в Охриде (1480-1481), в XV в. изображения святого неизвестны, а следующая по времени икона (2-я пол. XVI в.) в «старой церкви св. Климента» является списком с упомянутой иконы XIV в. В храме вмч. Георгия в с. Врбяни в Македонии (1602) Н. О. изображен как архиерей вместе с почитаемыми святыми Саввой Сербским, Ахиллием Ларисским, Прохором Пшинским и Кириллом Философом. Кон. XV - нач. XVI в. датирован образ Н. О. с архангелами Михаилом и Гавриилом на большом кресте из охридского «малого» храма св. Врачей (Космы и Дамиана), к-рый мог быть изготовлен в Охридском мон-ре св. Наума. В нач. XVIII в. Константин Зограф написал икону Н. О. и Климента Охридского (1711) для мон-ря св. Наума; по ее образцу Х. Жефарович в 1737 г. создал образ «Св. Наум и св. Григорий Синаит» для мон-ря Боджяни и гравюру «Св. Наум и св. Никодим» для своей «Стематографии» (1741). По сообщению В. И. Григоровича , в храме вмч. Димитрия в Битоле (1830) в 2 приделах, посвященных равноапостольным Н. О. и Клименту, находились их древние иконы. На печати мон-ря св. Наума 2-й пол. XVII в. (ЦИАМ. 6071) образ Н. О. окружен сценами его чудес, изображением мон-ря и греческой надписью: «Святой Наум чудотворец». Известные из устных преданий чудеса Н. О. (святой запрягает медведя в плуг вместе с волом; возвращение украденных котла и чаши; исцеление мусульманина; наказание пытавшихся похитить его мощи и проч.) представлены и на хранящейся в мон-ре иконе 1711 г. Иконография чудес получила развитие на иконе и гравюре Жефаровича «Св. Наум с житием» (1741-1743), на иконе для ц. во имя Н. О. в Мишкольце и на заказанной купцом Наумом Бикерацем из Мосхополя иконе для мон-ря св. Наума. Известны многочисленные живописные реплики этой иконографии в XIX в. в храмах Будимской епархии и Карловацкой митрополии Сербской Православной Церкви, Бератской митрополии Албанской Православной Церкви и Болгарии. Одна из таких икон, хранящаяся в Народном музее Сербии, написана рус. мастерами.

http://pravenc.ru/text/2564754.html

Слава, глас 8: Святителя Христова Климента вси восхвалим,/похвалу Словенскую и православных утверждение,/Болгаров славу и вселенныя неусыпнаго предстателя,/непрестанно к нему глаголюще:/радуйся, Клименте, отцев священнейше;/радуйся, чудес источниче и изцелений некрадомое сокровище;/радуйся, архиереев славо и монашествующих похвало./И ныне светло совершающим честную твою память/проси согрешений прощения и спасения душ наших. И ныне, праздника, глас 2: Днесь в храм приводится Всенепорочная Дева,/во обителище Всецаря Бога/и всея жизни нашея Питателя./ Днесь Чистейшая святыня,/яко трилетствующая Юница,/во Святая святых вводится./Той возопиим, якоже Ангел:/радуйся, Едина в женах благословенная. Славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона Богородицы, песнь 3-я, и святаго, песнь 3-я. Прокимен, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость,/и поучение сердца моего разум. Стих: Услышите сия, вси языцы,/внушите, вси, живущии по вселенней . Апостол ко Евреем, зачало 318. Аллилуия, глас 2: Уста праведнаго поучатся премудрости,/и язык его возглаголет суд. Евангелие от Луки, зачало 54. Причастен: Чашу спасения: или: В память вечную будет праведник: Святитель Климент, архиепископ Охридский был учеником святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (память 11 мая). Вместе со святыми братьями он ходил в Рим. После преставления святителя Мефодия († 885) святой Климент вместе с другими учениками святых братьев просвещал жителей Моравии светом истинной веры на родном языке. Славянским просветителям противостояла сильная латино-немецкая группа миссионеров, действовавших под покровительством папы Стефана VI, запретившего Богослужение на славянском языке. Славянских проповедников подвергли жестоким истязаниям и изгнанию. Святой Климент вместе со святыми Наумом и Ангеляром и другими славянскими исповедниками направился в Болгарию, где они с почетом были приняты болгарским князем Борисом († 907) – ревнителем народного просвещения. Много лет святой Климент исполнял высокую должность учителя. В первую очередь святой организовал школу при княжеском дворе, а в юго-западной Македонии создал школы для взрослых и детей. Число учеников святого Климента было огромным: только избранных, принадлежавших к клиру, известно 3500 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Св. Климент, епископ Охридский (916) - один из способнейших учеников свв. Кирилла и Мефодия. После кончины св. Мефодия, когда ученики его были изгнаны из Моравии, св. Климент вместе с Наумом и Ангеларием были приняты св. князем Борисом, который вскоре назначил св. Климента учителем и проповедником в области Кутмичевица, расположенной в нынешней Западной Македонии и Южной Албании. В это время он подолгу пребывал в Охриде и Главенице. Около 3500 учеников св. Климента стали чтецами, иподиаконами, диаконами, священниками и епископами. Значительный интерес вызывают оставленные св. Климентом догматические творения, как-то: «Похвальное слово о Святой Троице, о сотворении мира и о страшном суде», «Слово о Рождестве Христовом», посвященное раскрытию явления на Земле ради нас и нашего спасения Бога во плоти, и «Похвальное слово о святых Архангелах Михаиле и Гаврииле», говорящее о небесных воинствах. Особо догматично и исполнено глубоких мыслей «Похвальное слово о Святой Троице...» Святая Троица-это, по рассуждению св. Климента, три Ипостаси единой субстанции, «Бог един в трех Ипостасях». Бог не имеет ни начала, ни конца. Он непреходящ, независим от времени, неизменен в бытии; Он существует вечно. «Нет ничего ни видимого, ни невидимого, которое могло бы Его охватить и вместить Его в себя». Он есть Творец мира невидимого и мира видимого «с его четырьмя составными частями: небом, землей, водой и воздухом, вместе со всем, что есть в них». Учение западных богословов о том, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, св. Климент считает попыткой разложить единую субстанцию на два первоначала. «Святой Дух, — говорит он, — не происходит от двух начал: Он — един и из одного Начала. Отец есть Начало, и Он стоит над всяким предвечным Началом» . Св. Климент отличает «исхождение» Святого Духа от «раздавания». «Первое, — по его мысли, - объясняет способ существования Духа, потому что как Сын происходит от Отца по рождению, так и Дух исходит от Него по происхождению. Давание не объясняет способа существования, а показывает обогащение и раздавание» .

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010